Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове снегирь

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проект по русскому языку «Рассказ о слове»Проект выполнил ученик 3 класса МКО...

    1 слайд

    Проект по русскому языку «Рассказ о слове»
    Проект выполнил ученик 3 класса МКОУ ООШ д. Безводное Кугергин Даниил

  • Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной....

    2 слайд

    Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной.
    С.Я. Маршак.
    Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово «вода».

  • водаПРОИЗНОСИМ               ВАДА
	


ЗАПИСЫВАЕМ               ВОДА

    3 слайд

    вода
    ПРОИЗНОСИМ ВАДА

    ЗАПИСЫВАЕМ ВОДА

  • ФРАЗЕОЛОГИЗМЫБуря в стакане воды- большие волнения по ничтожному поводу.

Вод...

    4 слайд

    ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
    Буря в стакане воды- большие волнения по ничтожному поводу.

    Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе.

    Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.

    Воду в решете носить – попусту тратить время.

    Как две капли воды – очень похожи , неотличимы.

  • Однокоренные словаВода-
водный,
водолаз,
водопад,
водяной.

    5 слайд

    Однокоренные слова
    Вода-
    водный,
    водолаз,
    водопад,
    водяной.

  • ЗагадкиМеня пьют, 
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто я такая?

Я и туча, и туман,...

    6 слайд

    Загадки
    Меня пьют,
    Меня льют.
    Всем нужна я.
    Кто я такая?

    Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан,
    И летаю, и бегу,
    И стеклянной быть могу!

  • Лексическое значение слова ВОДАВода – морское, речное , озёрное пространство....

    7 слайд

    Лексическое значение слова ВОДА
    Вода – морское, речное , озёрное пространство.
    Вода — прозрачная, бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
    Вода – потоки, струи, волны, водная масса.
    Вода — напиток ( для утоления жажды или лечебный).

  • Сочетаемость словаМутная, лазурная, горячая, студёная, тёплая, холодная, бурн...

    8 слайд

    Сочетаемость слова
    Мутная, лазурная, горячая, студёная, тёплая, холодная, бурная, живая, целебная, святая, болотная, целительная, минеральная, грунтовая, дождевая, кипячёная, речная, родниковая, (вода).

  • Синонимы и антонимыСинонимы:
жидкость,
напиток,
влага.-Антонимы:
суша,
земля,...

    9 слайд

    Синонимы и антонимы
    Синонимы:
    жидкость,
    напиток,
    влага.
    -Антонимы:
    суша,
    земля,
    огонь.

  • ПословицыПод лежачий камень вода не течёт.

На обиженных воду возят.

Ручей п...

    10 слайд

    Пословицы
    Под лежачий камень вода не течёт.

    На обиженных воду возят.

    Ручей поит реку, река поит море.

    Переливать из пустого в порожнее.

    Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

  • Предложение с этим словомМы на 70% состоим из воды.
Вода – это одна из четырё...

    11 слайд

    Предложение с этим словом
    Мы на 70% состоим из воды.
    Вода – это одна из четырёх стихий на Земле.
    Вода- источник жизни.
    Чистая вода – залог здоровья.
    В пустыне дожди идут очень редко, поэтому воды очень мало.

  • Спасибоза внимание !!!

    12 слайд

    Спасибо
    за внимание !!!

Презентация на тему «Словарное слово «Снегирь»»

  • Скачать презентацию (1.49 Мб)


  • 7 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Словарное слово «Снегирь»» по русскому языку, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 1.49 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    21

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Словарное слово "Снегирь"

    Слайд 1

    Словарное слово
    « Снегирь»
    Братченко С.В.
    учитель начальных классов
    МАОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ

  • Слайд 2

  • Слайд 3

    Выпал снег. Но эта птицаСнега вовсе не боится.Эту птицу мы зовёмКрасногрудым …

  • Слайд 4

    Чернокрылый,КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут!

    сн гирь
    `

  • Слайд 6

    Тайны слова

    Происхождение слова
    (русское или заимствованное)

    Количество лексических значений
    (однозначное или многозначное)

    снегирь

  • Слайд 7

    В «Этимологическом словаре русского языка»

    Название этой птички образовано от существительного снъгъ и объясняется тем, что она прилетает в среднюю полосу с Севера вместе с первым снегом и заморозками.

  • Слайд 8

    Лексическое значение слова

    СНЕГИ́РЬ ,снегиря, ·муж. (зоол.).
    Небольшая серая певчая птичка из отряда воробьиных с красной грудью у самцов.

  • Слайд 9

    СнегирьИрь- ирь, ирь-ирь — красногрудый наш снегирьРи-ри, ри-ри- прилетели снегири.На рябине он сидитИ на ягодки глядит.
    Чистоговорки

  • Слайд 10

    снегирь
    (какой?)
    красногрудый
    красивый
    шустрый
    гордый
    молодой
    важный
    чернокрылый

    Сочетаемость слов

  • Слайд 11

    Снегирь- литературный герой

    Леген-ды
    Стихи
    Сказки

  • Слайд 12

    ЛегендаНарушенный запрет

    По святым праздникам работать грех, а на Благовещенье, говорят, «и птица гнезда не вьет, и девица косу не заплетает».
    Давным-давно кукушка ослушалась запрета и начала вить гнездо свое в Благовещенье Пресвятой Богородицы. И за это Бог ее наказал, лишил памяти. И с тех пор кукушка разучилась строить собственное жилище. Потому-то и старается подложить свое яйцо в чужие гнезда.
    Другим птицам это не нравится. Однажды кукушка захотела подбросить яйцо в гнездо снегирей, но снегириха стала его выталкивать. Кукушка кликнула своего самца, снегириха – своего. Сшиблись бойцы, только пух и перья полетели. Долго бились не на жизнь, а на смерть. Снегирь все-таки одолел чужака. С тех пор у снегиря на груди – несмываемый знак победы.
    А кукушка навеки осталось вдовой горемычной.
     
    Источник: http://www.sergey-makeev.ru/SvRussi.html
     

  • Слайд 13

    Огоньки – снегири.Е. Трутнева

    Откуда в дремучем лесу огонькиСадятся на ветки, на снег, на сучки?Что ж ветки от тех огоньков не горят?Не тает нисколько их снежный наряд.То с ветки сосновой, то с елки мохнатой Вспорхнет огонек, красногрудый, крылатый.В беретиках черных и с грудкой румянойЛетают их стайки над снежной поляной.В репьях над снегами – для них семена.В морозном и снежном лесу тишина….Пощиплют репьев и щебечут на веткахО новых полетах, о новых разведках.Всю зиму, весь день – от зари до зари –Летают в лесу огоньки – снегири.

  • Слайд 14

    СнегириВиктория Можная

      
    Дайте мне подержать снегиря На ладони, румяную птицу.Он мне летом потом будет сниться,Этот алый привет января. Дайте мне подержать снегиряНа ладони…
    А мороз колдовской сединой Покрывает ресницы и шубыИ целует настойчиво в губыГорьким счастьем рябины лесной.А мороз колдовской сединой Покрывает…
    Словно ветер попутный, легкаСнегирей красногрудая стая,И лишь сердце усталое знает, Что рябина для птиц не горька.Словно ветер попутный, легкаСнегирей…

  • Слайд 15

    Цветы на снегуСемён Островский

    Что за странные сады? — На снегу горят цветы. И на веточках берёзы… Их не трогают морозы… Цвет воздушный… Цвет зари… Неужели это розы? — Розы… Розы… С Н Е Г И Р И!

  • Слайд 16

    СнегириП. Воронько

    Снегирики-снегириНа дворике у двери.Я насыпал за порогомГречку, семечки, творог.А когда я вышел в сад,То от них услышал:“Ты добрее всех ребят,Молодчина, Гриша”.

  • Слайд 17

    Сказка про Белку и Снегиря

    Жила была белочка и она очень любила орешки. А ещё она любила взобраться на самую макушку дерева, туда, где ветки едва держали её, и смотреть по сторонам. Как она жизнь, там, в соседнем лесу? А в том лесу, что ещё дальше? И есть ли там другие белки?Несколько раз она пускалась путешествовать, но белки — народ нетерпеливый. Проскакав чуток по земле да по стволам, она всегда возвращалась домой.Однажды Белка увидело какое-то странное существо, запутавшееся в листве.- Ты кто? — Спросила Белка.- Я — Снегирь.- Какой-такой снегирь?- Ну, птица такая. С Севера.- С Севера? — Протянула Белка, пытаясь
    осознать услышанное. Какой-такой Север?
    — А это где?…
    / Продолжение сказки в Приложении/

  • Слайд 18

    Сказка «Снегирь»

    — Интересно, кто это здесь поработал? — удивился Заяц в белойшубке.— Кто оставил столько следов?Вскрыты летучки ясеня и клена, виднеются остатки семян липы, мякоть раздавленных ягод рябины…— По всем приметам здесь были снегири,— решила Белка.— По-моему, я не ошиблась. Посмотри вон на ту рябину…С десяток птиц с ярким оперением: красным на груди и серо-голубоватым на спине, величиной чуть крупнее воробья, сидели на дереве и склевывали мороженые ягоды.Заяц с Белкой решили подойти к ним поближе. Беляк внимательно рассматривал птиц.— Снегири, а почему вы разные? — спросил он./Продолжение сказки читайте в Приложении/

  • Слайд 19

    Литература

    М.С.Соловейчик,О.О. Харченко «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах», Москва,Педагогический университет «Первое сентября»,2006

  • Слайд 20

    Интернет-ресурсы:

    Этимологический словарь Крылова интернет-ресурсы: http://www.slovopedia.com/25/209/1652035.html
    Словарь Д.Н. Ушакова http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-70232.htm
    http://www.zooclub.ru/fotogal/clip/birds/56a.shtml
    Музей снегиря: http://www.eco-hotel.ru/museum.html
    Птичий сайт: http://pticy307.narod.ru/snegir.htm
    Голоса птиц. Снегирь: http://detkam.e-papa.ru/mp/90/1034.html

  • Слайд 21

    http://img11.nnm.ru/3/b/1/6/f/2b7d7b5cacf9298590906250682.jpg
    http://i.allday.ru/uploads/posts/thumbs/1211833222_024__034_converted.jpg
    http://mylove.ru/m/09ad187cb4ca901179a08661e9352879_cf4ec4ce7f1e5fcde9781554100daf34
    http://img-2006-09.photosight.ru/13/1643553.jpg
    http://xmages.net/upload/16008e56.jpg
    http://www.zoomet.ru/for/formozov_1_8.html
    http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/20/junglesson.0/0_9acb_b752971d_XL
    http://rj.foto.radikal.ru/0709/22/fdb4e9ac69bb.jpg

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Окончание и основа слова

Презентация: Птицы - наши друзья!

Презентация: Картотека загадок по лексической теме "Зимующие птицы"

Презентация: Птицы

Презентация: "Зимующие птицы" (презентация)

Презентация: Экологический паспорт участка детского сада

Презентация: Авторский проект «Снегирь белощёкий и бурый, уссурийский и оранжевый »

Презентация: Конспект ОД в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы» возраст: 6-7лет

Презентация: Любимая птица - снегирь.

Презентация: Проект птицы

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

МОУ  СОШ  № 2 г. Малоярославца   имени А.Н. Радищева

Калужской  области

Проект по русскому языку

«Зимняя страничка»

                                                                           Ученика   3 класса «б»

                                                                            Савельева Александра

                                                                            Классный руководитель:

                                                                            Ширманова  Е.А.

                                                      2014 г.

Цель: составить свой словарь зимних слов и нарисовать к ним картинки.

Задачи:

  • понять какой темой объединены эти слова и придумать  свои
  • нарисовать словесную картину каждого  слова и почувствовать какие  слова вызвали радостное чувство
  • узнать какой частью речи является каждое слово, с помощью словаря подобрать синонимы и антонимы, узнать есть ли среди них однокоренные
  • прочитать отрывки из стихотворений и понять как поэты описывают зиму, объяснить понравившиеся слова и выражения
  • напечатать понравившиеся стихотворные отрывки и подчеркнуть понравившиеся слова и выражения
  • подобрать загадки или  пословицы, предложения или поэтические строки, в которых употребляются зимние слова
  • придумать и напечатать свой рассказ, используя в нём

какие -либо из своих зимних слов, представить свою страничку в классе

Форма  работы: в группах и индивидуально.

Этапы работы:

сбор информации по теме  проекта, чтение дополнительной литературы и справочного материала, использование словарей синонимов и антонимов

обобщение результатов наблюдения за зимними словами, провести сравнительный анализ, сделать выводы, подготовить наглядности

Презентация:

суметь объяснить свои зимние слова  и показать свой словарик,  показать компетентность своих высказываний

Мои обязанности по проекту:

найти и изучить литературу, создать проект.

Сроки работы: с 13. 02. 2014 до 17.02. 2014  (пять дней)

Способ  оформления материалов: «Словарик зимних слов»

(в печатном или электронном виде – презентация)

               Снег, снежинка, хлопья, снегири, снегопад, поземка, Снегурочка, гололед, лед, Дед Мороз, метель, Рождество, сугроб, снеговик, иней, мороз   —   все эти слова объединены общей зимней темой. Прочитав их, я представляю перед собой зимний лес, в котором большие сугробы, медленно падает снег, а на деревья сидят снегири. Ощущается приближение самого радостного и волшебного праздника-Нового года!

         Все эти слова являются именами существительными.

         Синонимы:

         Снег-осадок, пороша

         Снежинка-кристаллик

         Снегирь –птица

         Гололед-наледь, наморозь

         Сугроб-занос

         Иней-изморозь

         Антонимы:

         Мороз-жара

         Однокоренные слова:

        Снег, снежинка, снегопад, Снегурочка, снеговик.

        Гололед, лед.

     Мой словарик зимних слов:

           Новый год, варежки, коньки, санки ,хлопушка, зимушка, прорубь, лыжи, каток, горка, метелица, вьюга, пурга, снежок, морозец, заморозки ,сосулька.

http://crosti.ru/patterns/00/01/6a/6629833da9/picture_mirror.jpg

         В русской поэзии очень много стихотворений посвящено зиме. Снег – это явление завораживающее. А  для поэзии снег одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир. Когда выпадает снег и земля преображается, и душа наполняется радостью, настроение делается приподнятым. Зима таит в себе и таинственные, опасные стороны — лютые бури, беспощадный мороз. Есть в ней и радостные, веселые черты — белоснежный пейзаж, похорошевшая природа, радость и торжественность. Зимой можно заниматься зимними видами спорта, зимой — время народных гуляний. Вот почему о зиме написано столько замечательных стихотворений русскими поэтами. В описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства. Снег, вьюга, зимний ветер часто воспринимаются как живые существа, зима представляется сказочной красавицей.         Каждый из поэтов увидел в зимней природе что-то свое, особенное, дорогое ему. Из этих многочисленных образов складывается образ зимы в русской поэзии.

   На землю тихие снежинки

   Ложатся блестками слюды.

                                                               Г.Граубин

Опрятней модного паркета

 Блистает речка, льдом одета.  

                                                              А.Пушкин

    Пословицы, поговорки, загадки  и поэтические строки с зимними словами

1.Береги нос в большой мороз.

2.Два друга-мороз да вьюга.

3.Деревья в инее- небо будет синее.

4.Новый год- к весне поворот.

5.Что летом родится, то зимой пригодится.

6.В зимний холод всякий молод.

7.Где мороз ступает, там он снежные розы роняет.

8.Белый снежок –каждому дружок.

Я антоним к слову лето.                                    Запорошила дорожки,

В шубу снежную одета.                                     Разукрасила окошки,

Хоть люблю мороз сама.                                  Радость детям подарила

Потому, что я …….(зима)                                   И на санках прокатила.

                                                                                                                   (зима)

Наступили холода.                                                Невидимкой осторожно,

Обернулась в лед вода.                                       Он является ко мне.

Длинноухий зайка серый                                    И рисует, как художник,

Обернулся зайкой белым.                                  Он узоры на стекле.

Перестал медведь реветь,                                                             (мороз)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                               (зимой)

Лежало одеяло,                                                     С неба звезды падают,

Мягкое, белое.                                                       Лягут на поля.

Солнце напекло-                                                    Пусть под ними скроется

Одеяло утекло.                                                       Черная земля.

                           (снег)                                                 Много- много звездочек

                                                                                    Тонких, как стекло.

                                                                                    Звездочки холодные,

                                                                                    А земле – тепло!

                                                                                                         (снежинки)

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло.

Скользко, весело, светло.

                                  (лед)

Я живу под самой крышей,                   Как звон капели ты услышишь,

Даже страшно глянуть вниз.                 Так сразу ты ее увидишь.

Я могла бы жить и выше.                       Вниз головой она растет,

Если б крыши там нашлись.                  И тонким носом слезы льет.

                                (сосулька)                                              (сосулька)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелится,

Но больно холодна.

                                                    С.Есенин

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

                                    К. Бальмонт                                         

Белая  береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахрамой.

                                  А.Фет

                                                    Радостный день.

              Наступило 31 декабря.  После обеда я со своими друзьями пошёл гулять  на улицу.  Погода стояла чудесная: был лёгкий морозец, шёл снег. Мы играли в снежки, катались с горки, лепили снеговика. Вечером я помогал маме готовиться к Новому году.  И вот наступил этот долгожданный момент. Папа переоделся в Деда Мороза, мама – в Снегурочку. Ёлка зажглась разноцветными огнями, и я с сестрёнкой получил подарки. На улице начался салют. Вот и наступил этот волшебный и радостный праздник -Новый год!

http://i073.radikal.ru/0911/7e/0b662ad36f3bt.jpg

http://www.anywalls.com/download.php?file=201211/640x480/anywalls.com-31806.jpg

http://s.picsfab.com/static/contents/images/b/b/7/6c9cd6be0e55c45a50419c036aa6a.jpg

Вывод: Цель проекта достигнута. Составили свой словарь зимних слов и подобрали  к ним картинки.

  • поняли, какой темой объединены эти слова и придумали  свои
  • нарисовали  словесную картину каждого  слова и почувствовали, какие  слова вызвали радостное чувство
  • узнали, какой частью речи является каждое слово, с помощью словаря подобрали  синонимы и антонимы, узнали есть ли среди них однокоренные
  • прочитали отрывки из стихотворений и поняли, как поэты описывают зиму,
  • напечатали понравившиеся стихотворные отрывки и подчеркнули  понравившиеся слова и выражения
  • подобрали  загадки ,  пословицы и поэтические строки, в которых употребляются зимние слова
  • придумали  и напечатали свой рассказ, используя в нём

какие -либо из своих зимних слов, представили свою страничку в классе.

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

План урока:

  • 1 Задание из учебника
  • 2 План работы
  • 3 Выбор слова
  • 4 Рассказ о слове «ветер»
    • 4.1 Как пишем и как произносим?
    • 4.2 Лексическое значение
    • 4.3 Однокоренные слова
    • 4.4 Синонимы
    • 4.5 Антонимы
    • 4.6 Фразеологизм
    • 4.7 Сочетаемость слова
    • 4.8 Пословица
    • 4.9 Загадка
    • 4.10 Предложение
  • 5 Пример оформления проекта
  • 6 Информация про другие слова
    • 6.1 Утро
    • 6.2 Обед
    • 6.3 Вопрос
    • 6.4 Красота
    • 6.5 Свет
    • 6.6 Чистота

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове снег распечатать
  • Проект по математике 3 класс математические сказки геометрические фигуры
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове сказка с картинками
  • Проект по математике 3 класс математические сказки волшебная геометрия квадрат и треугольник
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове семья слов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии