МОБУ «Ямно-Селезеневская общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
по литературе
на тему:
«Там русский дух… там Русью пахнет!»
Выполнили: ученики 5 класса
Крючков Вадим
Ситников Антон
Ставшая Елизавета
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Трусова Е.Н.
2012г
Содержание
- Введение. —————————————————————————- 3
- Основная часть———————————————————————- 4
- Литературная сказка —————————————————————4
- Сказки А.С.Пушкина————————————————————— 5
- Практическая часть. Обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанные в пушкинских сказках——————————————————-7
- Заключение ———————————————————————— 12
- Список использованной литературы. ————————————————-13
- Введение
Тема нашей проектной работы «Там русский дух…». За основу нашей работы мы взяли четыре сказки А.С.Пушкина: „Сказка о царе Салтане“ (1831г), „Сказка о попе и работнике его Балде“ (1831г), „Сказка о рыбаке и рыбке“ (1833г), „Сказка о мертвой царевне“.
Для А.С.Пушкина в 1831 году начинается новый период его фольклорного творчества. В начале 30-х годов Пушкин начинает углубленно интересоваться фольклором. Начальным этапом работы Пушкина над сказками считается знаменитое состязание А.С.Пушкина и В.А. Жуковского. Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого. Жуковский признал, что победителем состязания стал Пушкин и подарил ему портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”.
Несмотря на то, что в пушкинских сказках много волшебства и чудес, в них можно найти и много вещей, связанных с реальным миром. В сказках Пушкина мы встречаем особенности жизни Древней Руси и Древнерусской культуры. Нравы и традиции, о которых пишет автор в своих сказках, не выдуманы. Если детальней всмотреться в описание героев и события сказок, то они могут многое нам поведать о реальной жизни людей в Древней Руси.
Цель нашей работы: найти реальные черты жизни и быта Древней Руси в сказках А.С.Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
— дать определение сказке; раскрыть особенности литературной сказки;
— рассмотреть особенности сказок А.С.Пушкина;
— выявить обычаи, традиции и быт в Древней Руси на основе сказок А.С.Пушкина.
- Основная часть
- Литературная сказка
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, наполняя их новыми вымышленными персонажами, героями.
Народная сказка – основа литературной.
Чем же отличается литературная сказка от фольклорной? Каковы её основные характеристики?
1. В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.
2. Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.
3. Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.
4. В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности. В романах и повестях-сказках второй половины XX века мы можем увидеть ярко выраженный социальный или даже политический подтекст. Вспомните сказки Дж. Родари или «Три толстяка» Ю. Олеши.
Но все же, сказки, прежде всего, остаются сказками. С их необыкновенными волшебными приключениями, с необычными персонажами и верой в чудеса. Всё это мы сможем найти в литературных сказках. Тех самых сказках, которые окружали нас в детстве.
- Сказки А.С.Пушкина
Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них?
Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения, поэтический язык, народная мудрость, “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка” – все это особенности народных сказок. Все эти черты мы находим и в сказках А.С. Пушкина.
Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. Поэт создал мир
сказки, который существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
Пушкина тянуло к русской истории и культуре, к ее корням. Его манила и влекла мудрость русского народа. С детства он был окружен им.
Всем известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову.
С русской культурой и историей он начал знакомство благодаря няне, Арине Родионовне, и бабушке, Марии Алексеевне. Они оказали благотворное воспитание на развитие юного Пушкина. Они ознакомили его с устным народным творчеством. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», утверждал детский писатель С.Я.Маршак.
Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня, стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.
Пушкинские сказки особенные. У него всегда динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего читателя, то читать и понимать их очень просто.
Сказки Пушкина обычно в стихах, но люди всегда на ура воспринимают их, так как написаны они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать читатель после прочтения.
Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать уважение к работе.
Сказки Пушкина легко воспринимаются и в то же время воспитывают благородные чувства.
- Практическая часть
Обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанный в пушкинских сказках.
Несмотря на то, что сказки А.С.Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы можем найти много реального. Жизнь, обычаи, культуру, нравы Древней Руси воплощает Пушкин в своих сказках.
В своей работе мы проанализировали четыре сказки Пушкина: „Сказка о царе Салтане“ (1831г), „Сказка о попе и работнике его Балде“ (1831г), „Сказка о рыбаке и рыбке“ (1833г), „Сказка о мертвой царевне“.
Рассмотрев сказки Пушкина, мы выяснили, где жили, как одевались и чем занимались люди в Древнерусском государстве.
Древнерусские жилища. Характерной чертой жителей Древнерусского государства стало возникновением разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения. Жилища князей и бояр – это хоромы. Они состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем, где размещалось отапливаемое помещение — изба.
Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы. Жилые покои в богатых хоромах освещались свечами.
Крестьяне жили в небольших домах – полуземлянках (жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей.
Например, в «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин пишет: «Они жили в ветхой землянке…». Потом старуха попросила избу. Вот что увидел старик, возвратившись домой: «Перед ним изба со светелкой,/ С кирпичною белою трубой,/ С дубовыми тесовыми воротами…».
После того, как старуха становится столбовою дворянкой, жилище ее тоже преображается: «Что ж он видит: Высокий терем…». Следующей возьмем для примера «Сказку о царе Салтане». Салтан – царь. Каково же его жилье: «Царь Салтан сидит в палате …». А на богатом острове Буяне правит князь Гвидон: «Все в том острове богаты,/ Изоб нет, везде палаты».
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин подробно описывает терем семи богатырей, который находит царевна в лесу: «Но невеста молодая,/ До зари в лесу блуждая,/ Между тем все шла,да шла/И на терем набрела…»; «Ей навстречу пес залаял…»; «И царевна очутилась /В светлой горнице; кругом /Лавки, крытые ковром, / Под святыми стол дубовый, /Печь с лежанкой изразцовой…»; «Закатилися глаза, и она под образа/ Головой на лавку пала…». Можно сделать вывод, что семь богатырей жили в достатке, имели большой терем и богатое убранство дома.
Одежда. Как и жилище, одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению. В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана: «Видит, весь сияя в злате,/ Царь Салтан сидит в палате /На престоле и в венце,/ С грустной думой на лице…». Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой: «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка,/ Жемчуги огрузили шею,/ На руках золотые перстни,/ На ногах красные сапожки». Как видим, наряд довольно богатый: в мехах и в золоте встретила старика старуха.
Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. На голове у старухи парчовая кичка — головной убор замужней женщины. Кичка — шапочка, полностью скрывавшая волосы, делалась из разного материала, в зависимости от сословной принадлежности и достатка. У старухи она из парчи — материала, прошитого золотой ниткой.
Знатные женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами и браслетами из золота и серебра. На ногах у старухи красные сапожки, что тоже является признаком богатства и достатка.
Архитектура. В сказках находим мы описания архитектурных сооружений. Так, например, в «Сказке о царе Салтане» Пушкин описывает новый город на острове Буяне: «Видит город он (Гвидон) большой,/ Стены с частыми зубцами,/ И за белыми стенами/ Блещут маковки церквей/ И святых монастырей..». И еще: «А теперь стоит на нем/ Новый город со дворцом,/ С златоглавыми церквами,/ С теремами и садами,/ А сидит в нем князь Гвидон,/ Он прислал тебе поклон..».
Большинство русских городов вырастало вокруг княжеских дворов. Княжеский двор был центральным местом в городе. В городах сосредотачивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, стояли крупные монастыри – одни из самых красивых сооружений того времени с золотыми куполами. «Город новый златоглавый», — пишет Пушкин. Значит еще издали видны купола церквей и соборов нового города. Города считались центрами культуры.
Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение. Он был обнесен крепостной зубчатой стеной для наилучшей защиты в случае нападения. Как мы видим, город, где княжил Гвидон, был достаточно укрепленным: «Пристань с крепкою заставой./ Пушки с пристани палят,/ Кораблю пристать велят».
Женские и мужские занятия на Руси. Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование: пахали, разводили скот, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), кочевников. Во такие строки мы встречаем в «Сказке о попе и о работнике его Балде: «Лошадь запряжет, полосу вспашет,/ Печь затопит, все заготовит, закупит..». Семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне»: «Дружною толпою/ Выезжают погулять,/Серых уток пострелять». Кроме охоты, люди добывали себе пропитания рыбалкой. Так в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Старик ловил неводом рыбу».
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли: «Три девицы под окном/Пряли поздно вечерком». В «Сказке о рыбаке и рыбке» «старуха пряла свою пряжу». А в «Сказке о мертвой царевне» дожидаясь «милых братцев» девушка пряла и занималась домашним хозяйством: ««Раз царевна молодая,/ Милых братьев поджидая,/ Пряла , сидя под окном…»; ««Приберет и приготовит…».
Женщины, в основном, занимались домашним хозяйством: ткали, пряли, готовили. В «Сказке о царе Салтане» мы встречаем такие строки: «Кабы я была царица…/Я б на весь бы мир одна/ Наткала б я полотна…»; «Кабы я была царица…/Я б на весь крещеный мир /Приготовила бы пир..»; «Будь одна из вас ткачиха,/А другая повариха…».
Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. По большим и малым городам Руси шумели торги. Торговали посудой, отделанной чеканными узорами, гончарными изделиями – кувшинами, черпаками, чашами. Украшения из золота, драгоценных камней, бисера, эмали радовали глаз. Предлагали свой товар кожевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Они торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.
В пушкинских сказках мы встречаем тому доказательства. Например, в «Сказка о царе Салтане» царь Салтан и князь Гвидон на протяжении всей сказки встречают «корабельщиков» (купцов), которые занимаются торговлей по всему миру: «Мы объехали весь свет». Пушкин конкретно описывает, чем торговали купцы: «Торговали соболями,/ Черно-бурыми лисами…»; «Торговали мы конями,/ Всё донскими жеребцами»; «Торговали мы булатом,/ Чистым серебром и златом».
Большое место среди людей занимали различные военные дела. Военные люди были вооружены мечами, копьями, саблями, луками. Защитными средствами были щит, броня или кольчуга.
С «Сказке о царе Салтане» город на острове Буяне охраняют и «обходят дозором» «тридцать три богатыря/ В чешуе как жар горя». Под чешуей Пушкин, скорее всего, подразумевает кольчугу богатырей, которая ярко сверкает на солнце.
В «Сказке о мертвой царевне» семь богатырей помимо охоты еще занимаются военным делом: «Иль башку с широких плеч/ У татарина отсечь,/ Или вытравить из леса/ Пятигорского черкеса…».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, несмотря на выдуманные сюжеты и волшебство, в пушкинских сказках мы находим черты реальной жизни и быта в Древней Руси.
- Заключение
При подготовке проекта на тему «Там русский дух… там Русью пахнет», мы углубили знания о сказках вообще и о сказках А.С.Пушкина в частности. Рассмотрели обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанные в пушкинских сказках. Таким образом, мы достигли поставленной цели и нами были решены поставленные задачи.
А.С.Пушкин был и остается величайшим русским писателем, читать которого интересно и детям и взрослым. Его сказки погружают нас в волшебный фантастический мир, но, в тоже время, его герои живут в реальном времени и в реальном месте. У них реальные занятия, реальные заботы.
Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Сказки не похожи друг на друга, среди них есть и грустные, и весёлые, и таинственные и даже чуточку страшные, но все они без исключения добрые и поучительные.
- Список использованной литературы
Пушкин А.С. Сказки. М.: Радуга, 1993 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 6 класс. М.: Просвещение, 2011г.
Литература. 5 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией Беленького Г.И. М.: Мнемозина, 2008г.
http://ceteratura.ru/skazki-byivayut-raznyie
http://deti-online.com/stati/osobennosti-skazok-pushkina/
Творческий проект к уроку внеклассного чтения в 5
классе
по теме «Сказки А.С. Пушкина»
Цели проекта:
1.
Обобщить знания учащихся о
сказках А.С. Пушкина, расширить знания биографии поэта.
2.
Развивать познавательные
интересы учащихся, умения самостоятельно добывать, обрабатывать и оформлять
информацию, развивать творческие способности учащихся.
3.
Воспитывать у учащихся
личностные качества, необходимые для достижения поставленной цели и
коллективной работы: самостоятельности, воли, умения слушать других, принимать
коллективные решения.
1 этап — подготовительная работа
Класс разделён на 4 группы, между группами распределены задания.
1 группа – сбор информации о биографии писателя, его творчестве.
2 группа – иллюстрирование сказок А.С. Пушкина.
3 группа – подбор заданий для закрепления знаний о сказках А.С.
Пушкина.
4 группа – оформление
проекта в виде компьютерной презентации (с участием учителя), оформление
выставки книг А.С. Пушкина.
2 этап – выполнение проекта
1 группа –
подготовлено сообщение о жизни и творчестве А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт.
Родился Александр
Сергеевич Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Отец его отставной военный чиновник
Сергей Львович Пушкин, а мать Надежда Осиповна Ганнибал. Прадедом его был
знаменитый арап Петра Великого — Абрам Петрович Ганнибал. Сын африканского
князя, он был ещё мальчиком увезён с Родины в Россию. Пушкин был похож на
прадеда: вьющиеся волосы, смуглый цвет кожи.
В детстве был Саша шалуном и проказником. И мать, Надежда Осиповна,
за это частенько строго наказывала старшего сына (в семье Пушкиных кроме Саши
было ещё двое детей).
Но непоседливый и озорной мальчишка, затаив дыхание, сидел и
слушал, когда няня, или, как он её ласково называл «мамушка», Арина Родионовна
рассказывала чудесные русские сказки.
Образованием дётей в семье Пушкиных, как и во всех дворянских
семьях того времени, занимались гувернёры и гувернантки — специально нанятые
для этого учителя. Саша был не слишком послушным учеником, но очень любил читать.
Первые стихи он написал в восемь лет на французском языке.
Когда мальчику исполнилось двенадцать, он поступил учиться в
Царскосельский лицей. Это было новое учебное заведение. Сам царь Александр I
присутствовал на его торжественно открытии. А затем начались будни. Шесть лет
лицеисты должны были жить вдали от родных и близких.
Пушкин быстро привык к лицею, он стал для него настоящим родным
домом. Ребята, а в лицее учились только мальчики, полюбили Пушкина за его ум,
честность, весёлый нрав. Товарищей было много, но самым лучшим другом Пушкина
всегда оставался Иван Пущин.
Потом была государственная служба. Царь не слишком-то жаловал
Пушкина за его любовь к свободе и справедливости. В 1826 году А.С. Пушкин попал
в ссылку, в село Михайловское. В ссылке поэт жил в обществе дорогой и любимой
няни Арины Родионовны. В это время он написал много стихотворений.
В 1826 году ссылка закончилась, и А.С. Пушкин приехал в Москву, в
1830 году он уехал в Болдино. Это была пора литературных трудов.
В 1831 году Александр Сергеевич женился на Наталье Николаевне
Гончаровой.
Только 37 лет прожил поэт. 10 февраля 1837 года Александр Сергеевич погиб
от руки Дантеса.
За свою короткую жизнь написал Александр Сергеевич Пушкин много
поэм, стихотворений, рассказов и знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин».
А для детей сочинил он прекрасные сказки о покорном старике и жадной
старухе — «Сказка о рыбаке и рыбке»; о красавице царевне и злобной мачехе – «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях»; о славном князе Гвидоне и царе Салтане –
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; о жадном попе и находчивом Балде –
«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».
Сказки Пушкина переносят нас в необычный, полный колдовства и
тайны мир, в котором побывал когда-то и сам поэт:
И я там был, и мёд
я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
2 группа – выполнены
иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о золотом
петушке»
«Сказка о мёртвой
царевне «Сказка о попе и о работнике его Балде»
и семи богатырях»
3 группа –
составлены задания по сказкам А.С. Пушкина
1. Угадать, из
каких сказок эти строки.
«…В синем небе звёзды
блещут,
В синем море волны
хлещут…
Ветер по морю гуляет
И кораблик
подгоняет…»
«СКАЗКА О ЦАРЕ
САЛТАНЕ…»
«…Буду служить тебе
славно,
Усердно и очень
исправно,
В год за три щелчка
тебе по лбу,
Есть же мне давай
варёную полбу…»
«СКАЗКА О ПОПЕ И О
РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ»
«…За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету
скачет,
Нет как нет! Он
горько плачет…»
«СКАЗКА О МЁРТВОЙ
ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
2. Ответить на
вопросы.
Какими словами
царица обращалась к волшебному зеркалу?
«Свет мой, зеркальце!
скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех
милее,
Всех румяней и
белее?»
Что кричал
петушок, сидя на спице?
«…Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на
боку!…»
Какими словами
обращался старик к золотой рыбке?
«…Смилуйся, государыня
рыбка!…»
Что приговаривал
Балда с укоризной, беря расплату с попа?
«…Не гонялся бы ты,
поп, за дешевизной…»
3. Какому герою
принадлежат слова?
«Да вот верёвкой хочу
море морщить,
Да вас, проклятое
племя, корчить!» БАЛДА
«Ветер, ветер! Ты
могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине
море,
Всюду веешь на
просторе…» КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ
«Не печалься, ступай
себе с богом…» ЗОЛОТАЯ РЫБКА
«Чем вы, гости, торг
ведёте
И куда теперь
плывёте?» КНЯЗЬ ГВИДОН
«За такое одолженье,
—
Говорит он в
восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню как мою»
ЦАРЬ ДАДОН
4 группа –
оформлена в классе выставка книг – сказки А.С. Пушкина, подготовлена
презентация
3 этап – демонстрация проекта в ходе урока
внеклассного чтения по теме «Сказки А.С. Пушкина»
4 этап – анализ работы, подведение итогов, выводы
1.
Как работали над проектом?
·
Работали
в библиотеке – сбор информации о А.С. Пушкине, подбор книг для оформления
выставки;
·
Выполняли
иллюстрации к сказкам;
·
Придумывали
интересные задания на знание сказок А.С. Пушкина;
·
Учились
готовить презентацию.
2.
Чему научились, работая над проектом?
·
Планировать
работу над проектами;
·
Находить
источники информации и выбирать нужные сведения;
·
Сотрудничать
друг с другом;
·
Доводить
начатое дело до конца.
ПРОЕКТ:
«Сказки Пушкина»
Актуальность проекта:
Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.
Александр Сергеевич Пушкин является одним из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в его душе, как взрослого, так и ребенка. Задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цель: Развитие свободной творческой личности через введение детей в мир сказок А.С.Пушкина
.
Задачи: 1. Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям. 2. Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. с. Пушкина. 3. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них. 4. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта 5. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
.
Ожидаемый результат: — оформить: — тематический альбом: «Сказки Пушкина», мини-музей А.С.Пушкина — разработать: — картотеку дидактических игр по знакомству детей со сказками Пушкина; -сценарий литературной викторины по сказкам Пушкина; -сценарий литературно-музыкального праздника «У Лукоморья дуб зеленый…» -провести -выставка детских работ «По сказкам Пушкина»;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Подготовительный этап Накопление материала по теме проекта. Подбор иллюстраций по теме. Разработка консультаций для родителей.
ВОПРОСЫ : Какие сказки А. С. Пушкина знаем? С какими сказками хотим познакомиться? Как нам найти ответы на наши вопросы?
Работа с детьми
Совместная работа детей и родителей
Основной этап:
Совместная работа с музыкальным руководителем и учителем
.
Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие:
НОД «Литературная викторина», НОД «Нарисуй свою сказку»; НОД «Сказки Пушкина в музыке». Знакомство с художественной литературой и развитие речи: чтение сказок А.С.Пушкина; составление творческих рассказов по теме «Сказки Пушкина»; беседа на тему: «Чему меня научила сказка?» Подготовка пригласительных билетов для гостей на праздник «У Лукоморья дуб зеленый» Создание мини-музея А.С.Пушкина, оформление тематического альбома: «Сказки Пушкина» Игровая деятельность : дидактические игры:«Третий лишний», «Из какой сказки предмет?», «Узнай по силуэту», «Собери картинку». Подвижные игры : «Золотые ворота», «Море волнуется раз…», Театрализованные: «Пантомимы», «Зеркало» Взаимодействие с родителями: о формление информационных рубрик «Прочитайте детям», выставка творческих работ по сказкам Пушкина, изготовление костюмов к празднику «У Лукоморья дуб зеленый…»
.
Выставка книг!
.
«Нарисуй свою сказку»
.
Выставка творческих работ по сказкам Пушкина
.
Волшебные предметы из сказок Пушкина
Литературно-музыкальный праздник «У Лукоморья дуб зеленый…» Оформление презентации «Сказки Пушкина»
Заключительный этап проекта
.
.
«У Лукоморья дуб зеленый…»
.
)
Викторина для старших дошкольников «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Цель : Закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина. 1 задание «Назови сказку правильно» — «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке) — «Сказка о Золотом …» (петушке) — «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде) — «Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях) 2 задание «Кто больше?» Назовите сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …» (Кот ученый, леший, 30 витязей, дядька морской (Черномор), колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей) 3 задание «Объясни слово» — лукоморье (морской залив) -супостат (враг) — явства (еда, пища) -сенная девушка (служанка) -толоконный лоб (глупый человек) — душегрейка (теплая кофта без рукавов) — перст (палец) — оброк (деньги, по Пушкину) 4 задание «Вопросы»: — где жила белочка (в хрустальном доме) — кто подарил царю золотого петушка (мудрец, звездочет) — в кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля) — у кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер). — что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою) — как хотели соревноваться Балда и бесенок (бегали наперегонки; бросали палку, кто дальше; пронести лошадь
.
«Золотые ворота » Два игрока договариваются кто из них кем будет: «Солнцем» или «Луной» Они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Изображающие ворота, говорят: » Золотые ворота, пропускают не всегда, Первый раз — прощается, второй раз — запрещается, Ну, а в третий раз — не пропустим вас» «Ворота «закрываются при последних словах и ловят того, кто оказался в них, когда руки водящих опустились. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хочет встать «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока.
Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки пары напротив. Игра будет веселой и подвижной, если менять темп — ускорять шаг, переходить на бег, менять скорость речетатива. Идущим нельзя расцеплять руки. Кто расцепил руки — считается пойманным.
.
Литература: Зацепина М.Б., Комарова Т.С. Художественная культура. Коротаева Е. Творческая педагогика для школьника // ж. школьное воспитание, 6 – 2006 г. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие школьников 2005 г. Интегрированные занятия с детьми М.: 2001. Проектный метод в деятельности школьного учреждения. М.: 2003. Проект «Здравствуй, А.С. Пушкин»
.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
.
Презентацию на тему «Сказки А.С. Пушкина»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 36 слайд(ов).
Слайд 1
Сказки А.С.Пушкина
Урок – игра чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Учитель русского языка и литературы Филимонова Ирина Анатольевна
Слайд 2
Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — величайший русский поэт и писатель , прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Слайд 3
Санкт-Петербург Челябинск Царское село Краснодар Одесса
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Слайд 4
Москва Ростов-на-Дону Брянск Вашингтон Киев
К нему не зарастёт народная тропа
Слайд 6
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.
Слайд 7
Румяной зарёю Покрылся восток. В селе, за рекою, Потух огонёк. Росой окропились Цветы на полях. Стада пробудились На мягких лугах
Слайд 8
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» В пушкинских сказках затрагивается социальная тема, говорится о моральных идеалах народа.
Слайд 9
«Что за прелесть, эти сказки»!
Слайд 10
«Подруга дней моих суровых…»
Няня – Арина Родионовна
Слайд 11
«У лукоморья дуб зеленый…»
Слайд 12
А знаешь ли ты, сказки А.С.Пушкина?
Слайд 13
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Слайд 14
Жил старик со своею старухой У самого синего моря;
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Слайд 15
«Не хочу быть столбовою дворянкой. А хочу быть вольною царицей».
«Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою»
Слайд 16
…опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.
Слайд 17
«Сказка о царе Салтане»
Слайд 18
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Слайд 19
В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян
«Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!»
Слайд 20
Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом.
Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет.
Слайд 21
Слайд 23
«Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник.
Слайд 24
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
Слайд 26
«Свет мои, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет: Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее».
Слайд 27
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла. Поднялась — и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.
Слайд 28
День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей.
Слайд 29
И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном.
Слайд 30
Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира
Слайд 31
Сказка о Золотом Петушке
Слайд 32
Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он
Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы.
Слайд 33
Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя
Слайд 34
Вдруг раздался лёгкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы; К колеснице полетел И царю на темя сел.
Слайд 35
И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Слайд 36
Используемые источники:
http://www.masurenkov.ru http://afisha.altune.ru/skazka-a-s-pushkina-o-mertvoi-carevne-raskraska.html http://www.uznaiki.ru/catalog/skazki/Skazki-Pushkin.php http://afisha.altune.ru/skazki-a-s-pushkina.html
Автор: Пак Ирина Инченовна
Организация: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны
- Дидактические цели проекта:
освоение ребенком закономерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания продукта, написания отчета о своей работе и защиты проекта.
- Методические задачи проекта:
знакомство учащихся с произведениями А.С.Пушкина, а также с работой на компьютере для оформления письменной части проекта (навыки печатания, форматирования текста, выделение заголовков) и создания презентации (освоение компьютерной программы); развитие навыка анализа художественного текста.
Тип проекта
- Монопредметный: литература
- Внутриклассный: 5 класс А
- Краткосрочный: 3 недели
- Групповой:
— формирует навыки сотрудничества;
— позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в работе, которая ему лучше всего удается;
— создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных детей;
— способствует групповому сплочению;
- Исследовательский:
— Цель проекта: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
— Проектный продукт: результат исследования, оформленный установленным способом.
— Тип деятельности: деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.
-Формируется мыслительная компетентность.
Этапы работы над проектом:
1. Представление проблемы проекта учащимся.
- Учащимся были предложены проблемные вопросы:
— Как сказка может повлиять на поступки человека?
— Что в сказках осуждается, а что одобряется?
— Почему Пушкин обратился к русскому фольклору, к сказкам?
- Перед учениками ставились задачи:
— Узнать, чему учат сказки А.Пушкина?
— Подумать, какие персонажи в сказках Пушкина добрые, а какие злые? Почему?
— Подумать, что можно узнать о жизни русского народа из сказок А.С.Пушкина?
- Учащиеся должны были сформулировать цель проекта:
— Изучить наследие А.С.Пушкина (цикл из 5 сказок), выявить жизненные уроки, оставленные поэтом потомкам.
2. Цели проекта
- Ученики 5 класса правильно поняли цель своей работы:
— изучить сказки А.С.Пушкина (прочитать, составить план, знать главных и второстепенных героев, дать им характеристики, проанализировать поступки героев);
— выявить «уроки добрым молодцам», оставленные в наследство А.С.Пушкиным.
Предполагалось создать проектный продукт, который бы являлся оптимальным способом решения проблемы проекта. Результатом работы могла стать презентация по каждой сказке, «слабые» учащиеся могли нарисовать иллюстрации к сказкам.
3. План работы над проектом
Этапы работы |
Учитель |
Ученики |
Погружение в проект |
Предлагает проблему проекта |
Присваивают проблему проекта, наделяют ее личностным смыслом |
Намечает цели и задачи |
Уточняют и конкретизируют цели и задачи |
|
Организация деятельности |
Предлагает создать группы с конкретными задачами; контролирует этот процесс, учитывая пожелания детей |
Разбиваются по группам |
Предлагает распределить обязанности членов групп |
Распределяют обязанности (что нравится, что умеют делать) |
|
Предлагает разработать планы работы групп |
Планируют работу группы (самостоятельно) |
|
Предлагает обдумать формы презентации результатов |
Выбирают форму презентации результатов работы (слайд-шоу или иллюстрации к сказке) |
|
Осуществление деятельности |
Консультирует учащихся по их запросу |
Самостоятельно реализуют собственный план работы |
Корректно контролирует и стимулирует при необходимости |
Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим |
|
Предоставляет необходимую информацию по запросу учащихся |
Ищут необходимые знания и применяют их при реализации проекта |
|
Оказывает помощь при подготовке презентации |
Готовят и репетируют презентацию |
|
Презентация результатов работы |
Обобщает и резюмирует результаты. Подводит итоги. |
Демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы проекта |
Оценивает приобретенные предметные знания, проектные навыки, умение работать в группе |
Осуществляют анализ и рефлексию, дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы. |
4. Реализация проекта
1. Прочтение текстов сказок А.С.Пушкина – каждый учащийся самостоятельно готовится к заданию.
2. Устный пересказ содержания сказок, составление планов (кратких и подробных) – контролирует учитель этот этап работы.
3. Беседа о поступках героев сказок, характеристики добрых и злых персонажей в сказках – помощь со стороны учителя.
4. Анализ всей собранной информации, обобщение выводов по теме проекта (совместно с учителем).
5. Написание отчета о работе над проектом (по группам) – самостоятельная подготовка. (Учителем был предложен шаблон отчета.)
6. Защита проекта и презентация проектного продукта (самостоятельная подготовка; помощь учителя во время репетиции презентации).
5. Рефлексия и самооценка работы учащимися
Критерии оценивания:
- Критерий 1. Исследование.
Ученики в основном четко определили проблему проекта, нашли нужную информацию из нескольких источников.
- Критерий 2. Дизайн.
Учащиеся воспользовались готовыми шаблонами презентаций, нашли нужные картинки к сказкам. Не все ученики грамотно и правильно подобрали текст к слайдам. Не во всех презентациях были точные заголовки к текстам.
- Критерий 3. Планирование.
Не все ученики своевременно выполняли свои задания, не придерживались общему плану работы.
- Критерий 4. Создание.
Все учащиеся представили свои работы: презентации, иллюстрации к сказкам. Также были написаны отчеты творческих групп.
- Критерий 5. Оценивание.
Дети попробовали сами оценить работы одноклассников, старались никого не обидеть. Обязательно отметили лучшие работы, им поставили высокий балл.
- Критерий 6. Отношение к работе.
Все учащиеся работали, выполнили свои задания. Были отмечены самые активные, кто умеет сотрудничать с другими, помогать. Не все были активны, но старались и хотели работать многие.
6. Заключительный этап работы.
На последнем этапе работы были просмотрены презентации учащихся и иллюстрации к сказкам; детям было интересно работать в группах, рассказывать о своей работе. И хотя они были не всегда самокритичны, учащиеся постарались объективно оценить работы одноклассников. Учителем были внесены нужные коррективы и оценена каждая работа ученика в соответствии с критериями оценивания.
7. Итоги работы над проектом
- Дидактические цели достигнуты: ученики вместе с учителем провели небольшое исследование проблемы, ознакомились со всем проектным циклом.
- Методические задачи решены: прочитаны и проанализированы художественные произведения; самостоятельно созданы презентации по теме, проведена большая работа с текстовым материалом.
- Воспитательный эффект был на протяжении всей работы, т.к. учащиеся учились сотрудничать друг с другом, уважать чужое мнение, помогать «слабым».
Использованная литература:
- М.А.Ступницкая. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Опубликовано: 17.08.2015
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Сказки Пушкина
Слайд 2
Описание слайда:
Пушкин — один из величайших поэтов нашей страны. Уже несколько поколений родители и бабушки читают его сказки своим детям — и именно о них пойдет сегодня разговор.
Пушкин — один из величайших поэтов нашей страны. Уже несколько поколений родители и бабушки читают его сказки своим детям — и именно о них пойдет сегодня разговор.
Слайд 3
Описание слайда:
Некоторые считают, что сказка — это просто красивая история, которую рассказывают малышам. На самом деле, в каждой из них есть смысл, который доносится до ребенка в самой простой форме, которую он может понять.
Некоторые считают, что сказка — это просто красивая история, которую рассказывают малышам. На самом деле, в каждой из них есть смысл, который доносится до ребенка в самой простой форме, которую он может понять.
Слайд 4
Описание слайда:
Сказки Александра Сергеевича очень важны — их можно читать детям любых возрастов. Они порадуются красивой истории в стихах, а те, кто постарше, смогут вынести для себя определенный урок.
Сказки Александра Сергеевича очень важны — их можно читать детям любых возрастов. Они порадуются красивой истории в стихах, а те, кто постарше, смогут вынести для себя определенный урок.
Слайд 5
Описание слайда:
О золотой рыбке: в ней нам рассказывают о том, что жадность — это порок, и что есть постоянно желать большего, то в конце концов можно потерять все. При этом наказание не касается трудящихся — в роли главного героя выступает злая сварливая старуха, которая хочет получить что-то, совершенно при этом не трудясь.
О золотой рыбке: в ней нам рассказывают о том, что жадность — это порок, и что есть постоянно желать большего, то в конце концов можно потерять все. При этом наказание не касается трудящихся — в роли главного героя выступает злая сварливая старуха, которая хочет получить что-то, совершенно при этом не трудясь.
Слайд 6
Описание слайда:
Каждый раз, когда она получает желаемое, она хочет еще больше — и это приводит её к тому, от чего она ушла в самом начале — жалкому разбитому корыту. Впрочем, такое часто можно увидеть и в жизни: человек, которому начинает везти, пытается получить больше, не зарабатывая это честным трудом, и, в конце концов, остается ни с чем.
Каждый раз, когда она получает желаемое, она хочет еще больше — и это приводит её к тому, от чего она ушла в самом начале — жалкому разбитому корыту. Впрочем, такое часто можно увидеть и в жизни: человек, которому начинает везти, пытается получить больше, не зарабатывая это честным трудом, и, в конце концов, остается ни с чем.
Слайд 7
Описание слайда:
О царе Салтане: рассказывает нам о том, что семейные ценности — это главное, и даже если родственники совершили что-то не очень хорошее, всегда можно найти в себе силы и простить их.
О царе Салтане: рассказывает нам о том, что семейные ценности — это главное, и даже если родственники совершили что-то не очень хорошее, всегда можно найти в себе силы и простить их.
Слайд 8
Описание слайда:
А еще в этом произведении рассказывается, что родные люди всегда найдут друг друга, даже если злые козни недоброжелателей разлучили их на долгое время, и все, как всегда, будут жить долго и счастливо.
А еще в этом произведении рассказывается, что родные люди всегда найдут друг друга, даже если злые козни недоброжелателей разлучили их на долгое время, и все, как всегда, будут жить долго и счастливо.
Слайд 9
Описание слайда:
О золотом петушке: рассказывает нам о том, что долги всегда нужно платить. Царь, который пожалел отдать красивую девицу человеку, который помог ему прожить несколько лет без войн и разрушений, поплатился за это. Немного жестоко, но сразу становится понятно, что справедливость восторжествовала.
О золотом петушке: рассказывает нам о том, что долги всегда нужно платить. Царь, который пожалел отдать красивую девицу человеку, который помог ему прожить несколько лет без войн и разрушений, поплатился за это. Немного жестоко, но сразу становится понятно, что справедливость восторжествовала.
Слайд 10
Описание слайда:
Вторая главная мысль этой истории: даже близкие люди могут ссориться, если хотят получить что-то. И в какой-то момент нужно просто остановиться, чтобы не уничтожить другого (пусть даже не физически, а морально). Быть может, обоим просто следует отказаться?
Вторая главная мысль этой истории: даже близкие люди могут ссориться, если хотят получить что-то. И в какой-то момент нужно просто остановиться, чтобы не уничтожить другого (пусть даже не физически, а морально). Быть может, обоим просто следует отказаться?
Слайд 11
Описание слайда:
Еще одна история, которая говорит нам о необходимости уплаты долга: о попе и его работнике Балде. Тут главный герой не умер, а просто сошел с ума, но смысл остался тем же: поп, не желающий платить за труд своего работника, в результате заплатил сполна.
Еще одна история, которая говорит нам о необходимости уплаты долга: о попе и его работнике Балде. Тут главный герой не умер, а просто сошел с ума, но смысл остался тем же: поп, не желающий платить за труд своего работника, в результате заплатил сполна.
Слайд 12
Описание слайда:
Следующее произведение, в котором родственники находят друг друга, а злодейки, которые хотят разлучить их, получают по заслугам — сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Несмотря на козни мачехи, царевна возвращается домой и обретает свое счастье.
Следующее произведение, в котором родственники находят друг друга, а злодейки, которые хотят разлучить их, получают по заслугам — сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Несмотря на козни мачехи, царевна возвращается домой и обретает свое счастье.
Слайд 13
Описание слайда:
Сюжет этого произведения многим может быть знаком по многочисленным балладам и сказкам о спящей царевне. Но именно Пушкин смог показать преданность царевны и неуемное стремление царевича отыскать возлюбленную так ярко. Кроме того, царевна Пушкина не мстит своей мачехе, в то время как в немецкой истории все заканчивается не так хорошо.
Сюжет этого произведения многим может быть знаком по многочисленным балладам и сказкам о спящей царевне. Но именно Пушкин смог показать преданность царевны и неуемное стремление царевича отыскать возлюбленную так ярко. Кроме того, царевна Пушкина не мстит своей мачехе, в то время как в немецкой истории все заканчивается не так хорошо.
Презентация на тему «Сказки Пушкина» 5 класс
-
Скачать презентацию (1.3 Мб)
-
429 загрузок -
4.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (1.3 Мб). Тема: «Сказки Пушкина». Предмет: литература. 13 слайдов. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
13
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Сказки Пушкина
www.pptcloud.ru
-
Слайд 2
Пушкин — один из величайших поэтов нашей страны. Уже несколько поколений родители и бабушки читают его сказки своим детям — и именно о них пойдет сегодня разговор.
www.pptcloud.ru -
Слайд 3
Некоторые считают, что сказка — это просто красивая история, которую рассказывают малышам. На самом деле, в каждой из них есть смысл, который доносится до ребенка в самой простой форме, которую он может понять.
www.pptcloud.ru -
Слайд 4
Сказки Александра Сергеевича очень важны — их можно читать детям любых возрастов. Они порадуются красивой истории в стихах, а те, кто постарше, смогут вынести для себя определенный урок.
www.pptcloud.ru -
Слайд 5
О золотой рыбке: в ней нам рассказывают о том, что жадность — это порок, и что есть постоянно желать большего, то в конце концов можно потерять все. При этом наказание не касается трудящихся — в роли главного героя выступает злая сварливая старуха, которая хочет получить что-то, совершенно при этом не трудясь.
www.pptcloud.ru -
Слайд 6
Каждый раз, когда она получает желаемое, она хочет еще больше — и это приводит её к тому, от чего она ушла в самом начале — жалкому разбитому корыту. Впрочем, такое часто можно увидеть и в жизни: человек, которому начинает везти, пытается получить больше, не зарабатывая это честным трудом, и, в конце концов, остается ни с чем.
www.pptcloud.ru -
Слайд 7
О царе Салтане: рассказывает нам о том, что семейные ценности — это главное, и даже если родственники совершили что-то не очень хорошее, всегда можно найти в себе силы и простить их.
www.pptcloud.ru -
Слайд 8
А еще в этом произведении рассказывается, что родные люди всегда найдут друг друга, даже если злые козни недоброжелателей разлучили их на долгое время, и все, как всегда, будут жить долго и счастливо.
www.pptcloud.ru -
Слайд 9
О золотом петушке: рассказывает нам о том, что долги всегда нужно платить. Царь, который пожалел отдать красивую девицу человеку, который помог ему прожить несколько лет без войн и разрушений, поплатился за это. Немного жестоко, но сразу становится понятно, что справедливость восторжествовала.
www.pptcloud.ru -
Слайд 10
Вторая главная мысль этой истории: даже близкие люди могут ссориться, если хотят получить что-то. И в какой-то момент нужно просто остановиться, чтобы не уничтожить другого (пусть даже не физически, а морально). Быть может, обоим просто следует отказаться?
www.pptcloud.ru -
Слайд 11
Еще одна история, которая говорит нам о необходимости уплаты долга: о попе и его работнике Балде. Тут главный герой не умер, а просто сошел с ума, но смысл остался тем же: поп, не желающий платить за труд своего работника, в результате заплатил сполна.
www.pptcloud.ru -
Слайд 12
Следующее произведение, в котором родственники находят друг друга, а злодейки, которые хотят разлучить их, получают по заслугам — сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Несмотря на козни мачехи, царевна возвращается домой и обретает свое счастье.
www.pptcloud.ru -
Слайд 13
Сюжет этого произведения многим может быть знаком по многочисленным балладам и сказкам о спящей царевне. Но именно Пушкин смог показать преданность царевны и неуемное стремление царевича отыскать возлюбленную так ярко. Кроме того, царевна Пушкина не мстит своей мачехе, в то время как в немецкой истории все заканчивается не так хорошо.
www.pptcloud.ru
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Руководитель:
Муравлёва Елена Валентиновна
Учреждение:
ТОГБОУ Жердевская школа — интернат
В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель, сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, познакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.
Подробнее о проекте:
В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки! » был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.
В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью, определить уровень их знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гепотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Оглавление
Введение
1. Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина.
2. Лексика сказок А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы
Введение
Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.
Гипотеза: на написание сказок оказала огромное влияние Арина Родионовна, а используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина
Задачи:
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- развивать артистические способности;
- прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.
Методы исследования:
- Сбор информации;
- Анкетирование
- Лингвистический эксперимент;
- Анализ;
- Обобщениерезультатов.
Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина
Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:
Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…
Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)
В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.
В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.
Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.
Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».
Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).
Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).
Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.
Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)
Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».
Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».
На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.
Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:
Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Беса старого взяла тут унылость.
Скажи, за что такая немилость?
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока…
Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.
В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.
На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Лексика сказок А.С. Пушкина
В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»
Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).
Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.
Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.
“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)
В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.
Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»
В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.
В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».
Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.
Заключение
Таким образом, в своём проекте я выяснила, что няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен
Список литературы
- Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
- Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
- Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
- Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: