Урок по русскому языку в 3 классе
Предмет: русский язык
Тема: Проект «Рассказ о слове»
Форма проведения урока: урок — проект
Цель: формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
— Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке. (слайд 1) — Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты? — Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: (слайд 2) «Вместе не трудно, |
Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок. |
Личностные УУД: умение приготовить рабочее место Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу |
II этап. Самоопреде ление к деятельности Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели |
2.1- Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она. (слайд 3) -Почему мнения о содержании песни разделились? -Чем отличается мелодия от песни? -Что такое слово? (слайд 5) 2.2 Сегодня наш урок называется урок проект (слайд 6) -Какая тема нашего проекта, как думаете? -Какую цель поставим на уроке? (слайд 7) 2.3 Рассмотрите план составления статьи для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд |
Прослушивание муз. фрагмента песни Диалог с учителем Формулирование темы и цели проекта |
Познавательные УУД: Повторение знаний приобретенных на уроке музыки и русского языка Регулятивные УУД: целепологание |
III этап. Подготовка к созданию проекта. 1.Работа с планом 2.Поиск источников информации. |
3.1.Сегодня я в гости пришла к вам со словом толерантность. Кто знает, что обозначает это слово? Попробуем узнать, создав проект. 3.2.Выберите слово, о котором будете писать статью 3.3.Какими источниками информации воспользуетесь? |
Работают с информацией, представленной в плане. Обосновывают выбор ответа. Работают с информацией, представленной учителем |
ПознавательныеУУД умение выбрать нужный источник информации |
IVэтап. Работа над проектом в группах. Цель: создание проекта о слове; Защита проектов, самооценка групп |
4.1.Задания в группах, работа над словами по плану карты, распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями -Ребята, работая в группе, каждый из вас сможет внести свой вклад в создание статьи проекта. Выберите для себя задание и запишите свою фамилию на плане. Но помните, что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи. Задания в группах, работа над словами по плану: 1 группа — доброта 2 группа — вежливость 3 группа — мир 4 группа — дружба 4.2 Защита проекта |
Объединяются в группы. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. |
Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить недостающую информацию у учителя; Познавательные УУД: Поисковые (исследовательские): умения самостоятельно найти недостающую информацию Личностные УУД: умение выступить и защитить проект |
Vэтап. Рефлексия деятельности Самооценка деятельности |
— Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд — Попробуйте записать свои впечатления об уроке с помощью синквейна (слайд 9) — В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать его автор? Чтение учителем стихотворения о словах. У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах” — Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова. И сегодня от всего сердца мне хочется вам подарить сердечко со словом толерантность Д.З. Узнать у родителей, знают ли они что такое толерантность? Поделиться своими знаниями. |
Осуществляют анализ работы на уроке Формулируют конечный результат своей работы на уроке |
РефлексивныеУУД: самоанализ, самооценка |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название: УМК «Школа России» Предмет: русский язык
Класс:_3
Тема урока: Проект «Рассказ о слове»
Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщающий урок по теме «Слово в языке и речи»
Тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальная работа.
Цель проекта: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове.
Задачи проекта: формировать умения подбирать текстовую информацию;
выделять из большого количества информации главное;
представлять свой проект.
Этап урока
Время мин.
Содержание учебного материала
Методы и приёмы работы
ФОУД (формы организации учебной деятельности)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
ФУУД (формирование универсальных учебных действий)
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
2 мин.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
Метод стимулирования к обучению.
Фронтальная, индивидуальная
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.
Приветствуют учителя
настраиваются на урок
Коммуникативные УУД: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
II этап.
Самоопределение к деятельности
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели
5 мин
Из чего состоит речь?
-Что такое слово?
-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений?
-Когда так говорят?
Двух слов связать не может.
Перейти от слов к делу.
-Какая тема нашего проекта, как думаете?
-Какую цель поставим на уроке?
Проблемно-поисковые.
Фронтальная
Беседа с обучающими
Диалог с учителем.
Работа со словарём.
Слово-
1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
2. Речь, способность говорить.
(из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова)
Формулирование темы и цели проекта
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации;
выдвижение гипотез.
Регулятивные УУД:
учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу;
планирование деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.
III этап. Работа над проектом
1.Работа по формулированию учебных задач урока
2.Поиск источников информации.
3.Выработка критериев оценивания
работ
5 мин
Учебные задачи.
1.Полнота раскрытия темы по плану 2.Оформление проекта.
3.Защита проекта.
Оценивание работы:
! отлично, всё получилось;
+ хорошо, были незначительные ошибки;
— не всё получилось, требуется помощь.
Словесный.
Фронтальная.
Диалог с обучающимися. Знакомство с технологической картой. (Приложение 1)
Диалог с учителем и одноклассниками. Поиск информации. Работа на компьютере с помощью технологической карты.
Регулятивные УУД:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог; умение договариваться;
умение запросить недостающую информацию у учителя;
Физкультминутка.
2
мин
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Практический .
Групповая.
Проведение физкультминутки.
Выполняют действия.
Наклоны вперёд и назад. Рывки руками перед грудью.
Вращение головой.
Садятся за парты.
IVэтап. Практическая работа над проектом.
1.Создание продукта проектной деятельности.
25 мин
Создание проекта.
Проблемно-поисковые , контроля и самоконтроля
Индивидуальная.
— Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? -Что вам надо для проекта?
Помощь обучающимся.
Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности
Дети выбирают форму работы, составляют рассказ о слове.
Познавательные УУД:
решать проблемы творческого характера.
Коммуникативные УУД:
умение вести монолог и диалог.
Личностные УУД:
учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Регулятивные УУД:
учатся принимать и сохранять учебную задачу.
2. Защита проекта
5 мин
Защита презентации.
Контроля и самоконтроля
Индивидуальная.
— Кто справился с проектом?
— Кто уже готов защитить свой проект?
Обучающиеся защищают свои проекты,дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.
Познавательные УУД:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
умение вести монолог и диалог.
Личностные УУД:
учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.
Регулятивные УУД:
учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности.
Vэтап. Рефлексия деятельности
Самооценка деятельности
1 мин
— Что мы делали на уроке?
Продолжите предложения:
*Было интересно…
*Теперь я могу…
*Мне понравилось…
Фронтальная.
Беседа по вопросам.
Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.
— Готовились к проекту.
-Делали проект.
-Защищали проект.
-Оценивали проект
Регулятивные УУД:
учатся самостоятельно адекватно оценивать свою и чужую деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД:
учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
Рефлексия учебного материала процесса и результата деятельности на уроке
Личностные УУД:
Нравственно-эстетическая. ориентация.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Проект » Рассказ о слове» »
Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
3 класс
Учитель: Лысенко Ольга Васильевна
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения,
изучения и практического использования, расширять и обогащать активный
словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с
использованием различных источников, отбирать её, использовать
имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы,
совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии;
развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру
делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от
своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по
форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово;
распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные
слова;
личностные УУД: формирование учебно—познавательного интереса к
изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности,
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать
необходимую информацию, использовать словари для решения практических
задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения
работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать
качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в
коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее
решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник —
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.
I Оргмомент.
Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского
языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете,
о чём я говорю?
( Проект – шаг вперёд).
— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II Мотивация.
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
— Почему девочка ничего не поняла?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
Тема проекта – рассказ о слове.
(Выставляется книжка с названием проекта)
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка,
фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)
— Речь пойдёт о слове свет.
IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.
(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну?
(Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
Гипотезы.
— Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
— Что подсказывает словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое слова свет?
— Какие это слова по отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять последний рисунок?
3. Часть речи.
— Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
4. Однокоренные слова.
— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на
карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая
карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам слов?
— Что такое светлица?
Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре
устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со
словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой
сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Карточка № 5.
Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов,
2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.
— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
—Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами
прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
Самостоятельная работа. Проверка.
— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и
работалось легче?
Работа с предложениями.
Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова
– писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)
Проверка. (Слайд 11)
— Прочитайте, что выписали.
— Где пригодится знание таких прилагательных?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)
Проверка. (Слайд 13)
V Защита проекта.
Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.
— Справилась ученица со своей задачей?
— Достаточно ли полно изложен материал?
— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия.
— Удалось узнать что—то новое?
— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи
помогли?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.
(Слайд 14)
Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим
светом сияет всегда.
Урок
по русскому языку в 3 б классе.
Учитель
Лазуренко Альфия Линуровна.
Тема урока: Слово.
Наименование УМК:
«Школа России»
Цель:
открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и
практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас
детей.
Задачи:
образовательные:
учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников,
отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие:
развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения
с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное
отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий
урок – проект.
Вид проекта: информационный;
по профилю знаний — предметный; по форме проведения – групповой.
Педагогическая технология:
технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД:
формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать
синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания
осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению;
метапредметные
УУД: формирование умения работать по плану,
контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала;
формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе;
взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
формирование умения
находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для
решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание;
Формы работы:
фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2018г.
Ход
урока:
I.
Организационный. Создать благоприятный психологический
климат. Настроить на продуктивную работу.
— Добрый
день. Все готовы к уроку? Но обычного урока не будет. Сегодня мы с вами
создадим проект.
— Прочитайте высказывание
на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II.
Мотивация. Создать условия для включения в учебную деятельность.
— Нам надо
определить тему урока.
В этом нам поможет
стихотворение А.Барто «Сильное кино». (читает Амелия)
— Ребята, все ли было
понятно вам в стихотворении?
— Почему девочка ничего
не поняла? А вы встречали с этим в жизни?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
(со словом)
Тема проекта – рассказ о
слове.
III.
Подготовительный этап. Подвести к определению темы урока, цели и задач.
Предпроектная подготовка
— так какая цель нашего
урока?
— какую задачу поставим
перед собой?
— как надо работать в
группе?
— Определим слово с
помощью рисунков: свеча, солнце, электрическая лампочка .
-Что между ними общего?
(Слайд 4) (Все они дают свет).
— О каком слове будем
говорить?
— Правильно,
будем говорить о СЛОВЕ.
IV.
Работа по теме проекта. Создание продукта. Собрать информацию о слове свет.
= На доске у нас книжка ,
а в ней кармашки с заданими. Это и будет нашим планом работы.
1. Фонетический состав
слова.
2. Лексическое значение
слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы,
Фразеологизмы.
6. Словосочетания.
Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. —На столах у
вас лежат карточки. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка.
(Слайд 5)
(В группе выбирают лучшую
работу и выставляют в кармашек проекта).
— Ребята, не будет ли
ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой
солнцем») (Слайд 6)
(Предположения детей о
картинке)
— Как можно точно
узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым
словарём.
свет
1. Лучистая
энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник
освещения, освещённое место.
3. Восход солнца,
рассвет.
4. Сияние, свет,
внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная;
земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная
среда, общество.
— Что подсказывает
словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое
слова свет?
— Какие это слова по
отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять
последний рисунок? (Нет, его надо убрать. У него другое лексическое значение)
3. Часть речи. Карточка
№3
— Какой частью речи является
слово свет?
На карточке № 3
подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
( Карточку с ответами
каждая группа вставляет в кармашек проекта).
4. Однокоренные слова.
Карточка №4 синие листочки
— Посоветуйтесь и
запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка.
Дети из каждой группы читают по одному слову. (Слайд
Работа с текстом на
слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки
отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам
слов?
— Что такое светлица?
V. Физминутка.
( под песню «Солнышко лучистое» дети выполняют движения.)
VI. Продолжение
работы над проектом по плану. Создание продукта.
5. Синонимы.
Антонимы. Фразеологизмы. Карточка № 5.
(на столах в каждой
группе лежат словари синонимов и антонимов, фразеологизмов).
Работа по группам с
разными словарями: 1 ,2 группы – со словарём синонимов, 3,4 – со словарём
антонимов, 5 – со словарём фразеологизмом. Проверка. (Каждая группа
зачитывает найденные в словарях синонимы, антонимы и вставляет в кармашки
проекта).
— Что значит ни свет,
ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое
другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте
словосочетания. Карточка № 6.
(Самостоятельная работа.
Проверка. Карточки вставляются в кармашек проекта).
— Это было легко? Что
надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное
слово не могло не попасть в пословицы. Дома вы должны были найти пословицы со
словом свет. Назовите мне пословицы.
— запишите понравившуюся
пословицу на листочек и вставьте в кармашек.
V
Защита проекта. Подвести итоги деятельности.
(Ученики от каждой
группы у доски подводят итог по проделанной работе, рассказывают все что узнали
о слове. Ребята помогают с места).
— Выполни ли мы задачу
урока?
— Достаточно ли полно
изложен материал?
— Поможет это сообщение
запомнить сведения о слове?
VI
Рефлексия. Соотносить цели урока и его результат.
— Что узнали сегодня
нового?
— Что для вас было
самым трудным?
Как работали сегодня:
спустя рукава или засучив рукава?
Д/з
Создать свой проект на любое слово.
Урок по русскому языку в 3 классе
Предмет: русский язык (внеурочная деятельность)
Тема: Проект «Рассказ о слове»
Форма проведения урока: урок — проект
Цель: формировать умение подбирать текстовую
информацию, оформлять и представлять проект
Планируемый результат обучения: обучающиеся
научатся подбирать из разных источников информацию о слове,
составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего
урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников
необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение
договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё
предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения
задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать
собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в
сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация
(самостоятельно составленная) «Наш проект»
Технологическая карта урока
Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
I этап. Организацион-
ный момент.
Цель: мотивирование учащихся к учебной
деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
— Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем
успехов на сегодняшнем уроке. (слайд 1)
— Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?
— Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом:
(слайд 2)
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок
Личностные УУД: умение приготовить рабочее
место.
Регулятивные УУД: умение эмоционально
настроиться на работу
II этап. Актуализация знаний.
Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний по данному
разделу.
III этап.
Самоопределение к деятельности.
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование
познавательной цели
Тестирование с использованием ИКТ
1.) Что относится к частям речи?
а) существительное, прилагательное, числительное, глагол;
б) слово, слог, предложение.
2.) Как называются слова, которые имеют несколько лексических
значений?
а) однозначные;
б) многозначные.
3.) Как называются слова, близкие по значению?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) омонимы.
4.) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет;
б) действие предмета;
в) количество предметов;
г) признак предмета.
5.) В какой строке все слова являются однокоренными?
а) носильщик, нос, носатый;
б) желток, жёлтый, желтел, желтизна;
в) часовщик, часть, час.
3.1- Прослушайте мелодию песни, предположите, о чем она? (слайд
3)
-Почему мнения о содержании песни разделились?
-Чем отличается мелодия от песни?
-Что такое слово? (слайд 5)
3.2 Сегодня наш урок называется урок- проект (слайд 6)
-Какая тема нашего проекта, как думаете?
-Какую цель поставим на уроке? (слайд 7)
3.3 Рассмотрите план составления статьи для того, чтобы
достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд
Отвечают на вопросы тестирования с помощью системы голосования
Прослушивание муз. фрагмента песни
Диалог с учителем
Формулирование темы и цели проекта
Познавательные УУД: повторение знаний, приобретенных на уроке
русского языка.
Познавательные УУД: повторение знаний, приобретенных на уроке
музыки и русского языка
Регулятивные УУД: целеполагание
IV этап. Подготовка к созданию проекта.
1.Работа с планом.
2.Поиск источников
информации.
V
этап.
Физминутка
4.1.Сегодня я в гости пришла к вам со словом толерантность. Кто
знает, что обозначает это слово? Попробуем узнать, создав проект.
4.2.Выберите слово, о котором будете писать статью.
4.3.Какими источниками информации воспользуетесь?
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Веет ветер, воет ветер,
Снег воздушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки, веточки, развесьте
Вести, вести, вести, вести,
От весны на каждой ели:
Тут — сосульки, там — капели…»
Осыпается сосна.
Просыпается весна.
Воет ветер, хвою вертит:
«Верьте, верьте, верьте, верьте…»
М. Яснов
Работают с информацией,
представленной в плане. Обосновывают выбор ответа.
Работают с информацией, представленной учителем
Дети коллективно выполняют движения по тексту за учителем.
Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в
физминутке.
Познавательные УУД: умение выбрать нужный источник информации
VI этап. Работа над проектом в группах.
Цель: создание проекта о слове.
Защита проектов, самооценка групп
6.1.Задания в группах, работа над словами по плану карты,
распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями
-Ребята, работая в группе, каждый из вас сможет внести свой
вклад в создание статьи проекта.
Выберите для себя задание и запишите свою фамилию на плане. Но
помните, что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг
другу или попросить помощи.
Задания в группах, работа над словами по плану:
1 группа — доброта
2 группа — вежливость
3 группа — мир
4 группа — дружба
6.2 Защита проекта
Объединяются в группы.
Учитывают степень сложности задания и определяют
для себя возможность/ невозмож-
ность его выполнения.
Регулятивные УУД:
проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве
Коммуникативные УУД: планирование учебного
сотрудничества, умение вступать в диалог; умение договариваться;
умение запросить
недостающую информацию у учителя;
Познавательные УУД: Поисковые
(исследовательские): умения
самостоятельно найти недостающую информацию
Личностные УУД: умение выступить и защитить
проект
VII этап. Рефлексия деятельности
Цель: самооценка деятельности
VIIIэтап.
Дом. задание.
— Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд
— Попробуйте записать свои впечатления об уроке с помощью
синквейна (слайд 9)
— В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел
сказать его автор?
Чтение учителем стихотворения о словах.
У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о
словах»
«Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно — то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.»
— Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи
использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.
И сегодня от всего сердца мне хочется вам подарить сердечко со
словом толерантность
-Узнать у родителей, знают ли они что такое толерантность?
Поделитесь своими знаниями.
Осуществляют анализ работы на уроке.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Рефлексивные УУД: самоанализ, самооценка