Руководитель проекта
учитель русского языка и литературы
Примак В.А.
Эпиграф: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность». Александр Дюма (отец)
Цели:
- создать комплексное представление о слове;
- пробудить интерес к русскому слову как величайшей ценности языка;
- проиллюстрировать достоинства словарей и их использование в практической деятельности
- формирование знаний о комплексном анализе слова на примере слова «ДОМ»
Группы, выполнявшие проект:
- Энциклопедисты (должны обобщить всю работу и презентовать проект):
Самуилова Я., Смирнов Ф., Тарабрина Е.
- Архивариусы (работают с толковыми словарями, находят значение слова)
Семизвонкина Н., Белов Е., Фомин А.
- Портретисты (создают фонетический и морфологический портрет слова)
Варданян Л., Чибисова Т., Лебедев Д.
- Лексикологи (находят синонимы и антонимы слова)
Роганова Е., Андрова Н.
- Археологи (работают с этимологическими словарями, разбирают происхождение слова)
Денисов А., Ерзнкян С., Карманов В.
- Этнографы (подбирают пословицы и поговорки с данным словом)
Роганов Г., Тарасов К., Масленниов Е.
- Литературоведы (находят информацию о том, как слово раскрывается в литературных произведениях)
Губанова А., Оганесян Д., Сидоров Н.
- Искусствоведы (находят информацию о картинах, в названии которых есть слово «ДОМ»)
Матюшкина А., Лебедев К.
- Лексическое значение слова «ДОМ».
Толковый словарь Ожегова: ДОМ -а (-у), мн. -а, -ов, м. 1. Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме). 2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д. 3. (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. Общеевропейский д. Родина — наш общий д. 4. чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название некоторых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д, торговли (названия больших магазинов). 5. Династия, род. Царствующий д.Д. Романовых. * На дому — дома. Работать на дому. На дом — домой. Брать работу на дом. Заказ доставлен на дом. Белый дом — 1) резиденция американского президента в Вашингтоне; 2) в России: главное правительственное здание. Отказать от дома кому — перестать принимать, приглашать к себе. Общеевропейский дом (высок.) — все европейские государства как равноправные и дружественные сообщества. Доходный дом — многоквартирный дом, построенный для сдачи внаём. Дом вверх дном (разг. шутл.) — о полном беспорядке, неразберихе в доме. Мой дом — моя крепость — посл. о надёжной неприкосновенности дома, семьи. II уменьш. домик, -а, м. (к 1 знач.) и домок, -мка, м. (ко 2 знач.). Жить своим домком. II унич. домишко, -а, м. (к 1 знач.). II увел. домище, -а, м. (к 1 знач.) и домина, -ы, м. (к 1 знач.). II прил. домовый, -ая, -ое (к 1 знач.). Домовая книга (для регистрации жильцов).
Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С. А. Кузнецова 1998.: ДОМ -а (-у); предл. в до́ме, на дому́; дома́; м.
1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кооперативный д. Дома-новостройки. Строительство крупнопанельных домов. Каменный д. Жилой д. Срубить д. (построить здание из брёвен). * Дома новы, но предрассудки стары (Грибоедов).
2. Жилое помещение, квартира; жильё. Отправляться, расходиться по домам. Брать работу на д. Работать на дому. Навести порядок в доме. * В иных домах поговорим о славе (Бродский). // Разг. Жильцы одного дома, строения. Дружный д. Разбудить весь д. Пришли на собрание всем домом. / О помещении, служащем временным жильём на время выполнения человеком какой-л. работы. Санный д. (=бало́к). Экипаж обживает свой космический д. (публиц.; космический корабль). // только ед. О месте, где живут люди, объединённые общими условиями существования, общими интересами и т.п. Родина — наш общий д. Общеевропейский д. / О месте жительства, работы и т.п., ставшем для человека родным, своим. Родной д. Отчий д. Корабль для моряка — второй д.
3. Семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством. Принять кого-л. в свой д. Быть знакомым домами (семьями). Отбиться от дома (редко бывать дома, не интересоваться, не заниматься домашними делами). Отказать кому-л. от дома (устар.; перестать принимать кого-л. или пользоваться чьими-л. услугами). // Хозяйство отдельной семьи. Хлопотать по дому (заниматься домашними делами, хозяйством). У матери на руках весь д. (всё домашнее хозяйство). Жить с кем-л. одним домом (вместе, сообща вести хозяйство). Жить на два дома (принадлежа к одной семье, жить и вести хозяйство раздельно). Вести д. (хозяйничать, заниматься домашним хозяйством). * Дом вести — не лапти плести (Погов.).
4. Царствующий род, династия. Трёхсотлетие дома Романовых. // Устар. Род, фамилия; поколение. Породнился с богатым домом. * Дома Левиных и Щербицких были старые дворянские московские дома (Толстой).
5. В составе названий различных учреждений, заведений. Д. отдыха (об учреждении, предназначенном для отдыха). Родильный д. Дом-музей. Д. быта (специализированное учреждение, занимающееся бытовым обслуживанием населения). // Жилое строение типа гостиницы, общежития для временного проживания работников некоторых отраслей хозяйства. Д. рыбака. Д. колхозника. // Государственное учреждение для проживания и обслуживания некоторых категорий граждан (детей, одиноких и больных стариков, больных и т.п.). Д. малютки. Д. инвалидов. Д. слепых. Д. ветеранов сцены. Сумасшедший д. (разг.; больница для умалишённых). // Учреждение клубного типа, объединяющее граждан по интересам, профессиям и т.п. Д. композитора. Д. культуры. Д. архитектора. Д. офицеров. Д. творчества. // Учреждение, занимающееся пропагандой и распространением научных знаний, достижений в области производства, культуры. Д. научно-технической пропаганды. // Крупный специализированный магазин. Д. обуви. Д. тканей. Д. грампластинок. // В составе названий торговых, общественных и других учреждений, заведений. Торговый, банкирский д. (принадлежащий одной семье). Воспитательный, сиротский д. (в России до 1917 г.: учреждение для детей-сирот). Д. призрения; странноприимный д. (в России до 1917 г.: приют для нищих и странников). Ночлежный д. (=ночле́жка). Игорный д. (в России до 1917 г.: заведение, где играли в азартные игры). Доходный д. (частный дом, владелец которого сдавал квартиры внаём). Жёлтый д. (=сумасшедший дом). Д. терпимости; публичный д. (заведение, где проститутки принимали клиентов).
- Фонетический и морфологический портрет слова «ДОМ».
Дом — слово из 1 слога
д |
— |
[д] |
—согл., зв., тв.; |
о |
— |
[о´] |
—гл., ударн.; |
м |
— |
[м] |
—согл., зв. непарн. (сонорный), тв. |
|
|||
3 б., 3 з. Дом — сущ. I. Что? Дом, н.ф. -дом II. Пост.: нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл. Непост.: ед. число, Им. падеж III. В предложении может выполнять роль подлежащего, сказуемого. Дополнения и обстоятельства. Дом (подлежащее) стоял на опушке. Каждое деревце и травинка в этом крае – мой дом (сказуемое). Сердце никогда не забудет дом (дополнение) матери. Он вошел в дом (обстоятельство). |
- Синонимы и антонимы слова «ДОМ».
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова: Здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, загородный дом. Барак, балаган, беседка, будка, караулка, кибитка, куща, намет, палатка, сторожка, шалаш, чум, шатер, юрта. Дома, на дому, у себя, в четырех стенах (засесть).
Слово дом имеет антонимы только в соотношении по какому-то признаку: улица, чужбина, работа и т.д.
- Этимология слова «ДОМ».
Этимологический словарь Г.А. Крылова, 2005г.: Общеславянское слово с индоевропейским корнем; имеется в древнейших языках – в греческом (domos), в древнеиндийском (damas), в латыни (domus).
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Под ред. Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой, 2004.: Общеслав. индоевроп. характера (ср. др.-инд. dáma «дом», греч. domos «строение», лат. domus «дом» и т. д.). Производное от *demti «строить» (ср. греч. demo «строю»). Дом буквально — «строение, построенное (руками человека) жилище».
- Пословицы и поговорки, в которых встречается слово «ДОМ».
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом вести — не лапти плести.
- Без хозяина — дом сирота.
- Всякий дом хозяином держится.
- И стены в доме помогают.
- Лучше дома своего нет на свете ничего.
- Мой дом — моя крепость.
- Дома солома едома, а в гостях и овес не едят.
- Дома и солома съедома.
- Домой придешь — хлеб-соль найдешь.
- Слово «ДОМ» в названиях произведений русской литературы.
- А.С. Пушкин. «ДОМИК в Коломне» (поэма, 1830).
Параша (так звалась красотка наша)
Умела мыть и гладить, шить и плесть;
Всем домом правила одна Параша;
Поручено ей было счеты весть,
При ней варилась гречневая каша
(Сей важный труд ей помогала несть
Стряпуха Фекла, добрая старуха,
Давно лишенная чутья и слуха).
2) М.Ю. Лермонтов. «Мой ДОМ» (стих., 1830).
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Всё, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
3) А.П. Чехов. «ДОМ с мезонином» (рассказ художника, 1896).
«Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве».
4) Андрей Белый. «Заброшенный ДОМ» (стих., 1903).
Заброшенный дом.
Кустарник колючий, но редкий.
Грущу о былом:
«Ах, где вы — любезные предки?»
5) С. Есенин. «Я покинул родимый ДОМ…» (стих., 1918).
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
«Низкий дом с голубыми ставнями» (стих., 1924г.)
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
- Картины, в названии которых есть слово «ДОМ».
Энциклопедия для детей. Т.7 . Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков
А.М.Васнецов «Старый дом»
В.Г.Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866г.)
Марк Шагал «Синий дом» (1917г.)
Слайд 1
Подготовил: ученик 6 класса
МОУ СОШ №2 с.Чернолесского
Шиняк Владимир
Руководитель: Пименова О.М.
Исследовательская
работа: «Энциклопедия слова «ДОМ»
Слайд 2Введение.
Родной язык- язык слов: больших и маленьких, простых и сложных,
веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово «ДОМ». Казалось бы, это слово всем известно и понятно с рождения. «Я пошёл домой»,- говорим мы вечером друзьям. « Я знаю этого дяденьку, мы дружим домами»,- говорит мне мой друг. И тут же по телевизору слышу песню: «Родительский дом – начало начал ..»
Так что же все- таки «ДОМ»: квартира? семья?
Мне захотелось найти как можно больше информации о таком близком и родном слове «ДОМ» и поделиться ею со всеми.
Слайд 3Гипотеза:
я предположил, что слово
«ДОМ» может иметь
несколько значений;
мне кажется,
что у слова «ДОМ» есть синонимы;я также предположил, слово «ДОМ» очень часто используется в устном народном творчестве, в названиях произведений, в текстах песен; в стихотворениях ставропольских писателей.
Слайд 4
Цель работы:
создание энциклопедии слова «дом».
Задачи:
выяснить, есть ли синонимы у слова «дом»;
собрать информацию об использовании слова «дом» в устном народном творчестве;
выяснить, как часто встречается слово «дом» в пословицах и поговорках народов мира;
узнать, часто ли используется слово «дом» в названиях произведений классической литературы, в текстах популярных песен ; в стихотворениях ставропольских поэтов.
Цель работы:
найти как можно больше информации о происхождении слова, его лексическом значении.
Задачи:
выяснить, есть ли синонимы у слова «дом»;
собрать информацию об использовании слова «дом» в устном народном творчестве;
выяснить, как часто встречается слово «дом» в пословицах и поговорках народов мира;
узнать, часто ли используется слово «дом» в названиях произведений классической литературы, в текстах популярных песен;
Слайд 5 Исследование
Происхождение слова
ДОМ. Общеславянское индоевропейского характера (ср.
др.-инд. dáma «дом», греч. domos «строение», лат. domus «дом» и т. д.). Производное от *demti «строить» (ср. греч. demo «строю»). Дом буквально — «строение, построенное (руками человека) жилище».
Существительное «дом» впервые упоминается в древнерусском языке в XI в.
Слайд 6дом
1. жилое (или для учреждения) здание
Пример: Д.-новостройка. Каменный д. Дойти
до дома.
2. — учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды
Пример: Д. культуры. Д. отдыха. Д. ученых. ***
3. — место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования
Пример: Общеевропейский д. Родина — наш общий д.***
4. — династия, род . Пример: Д. Романовых.***
5. — свое жилье
Пример: Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д.
6. — свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство
Пример: Выйти из дому. Родной д. Принять в д.
Слово «дом» и его лексическое значение
Слайд 7дом — домИК — домИШКо — домИНа — домИЩе — домОВИК
— домовНИЦа — домовничАть — домУШ-НИК — домОВой — домАШНий — ПО-домашнЕМУ — БЕЗдомНый
СЛОВО В СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЛОВАРЕ.
Слайд 8ДОМ- здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы,
терем, чертог, усадьба, дача, вилла, загородный дом.
Барак, балаган, беседка, будка, вигвам, караулка, кибитка, куща, намёт, палатка, сторожка, типу, фазенда, шалаш, чум, шатёр, юрта, яранга.
Слайд 22Интересно было узнать, часто ли используется слово «ДОМ» в устном народном
творчестве.
Вот сколько раз мне встретилось слово «ДОМ» в русских народных пословицах и поговорках.
Слайд 23Всякий ДОМ хозяином держится.
ДОМ вести- не головой трясти: всё надо припасти.
ДОМ
вести- не лапти плести.
ДОМ высок, да под ним песок.
ДОМ невелик, да лежать не велит.
ДОМА всё споро, а вчуже жить хуже.
ДОМА и солома едома.
ДОМА и стены помогают.
ДОМА- как хочу, а в людях- как велят.
ДОМА – не в гостях: посидев, не уйдёшь.
ДОМА сидеть- ничего не высидеть.
ДОМА жить- чина не нажить.
Слайд 24В родном ДОМЕ и стены помогают. .(русская)
В своём ДОМЕ всяк себе
волен .(русская)
Гости в ДОМ — радость в нём .(русская
У плотника ДОМ без крыши. (турецкая)
В ДОМЕ плотника нет скамейки, у ворот прорицателя черти песню поют. (китайская)
Лучше ДОМА иметь половину, чем целое на чужбине. (хинди)
От хорошего человека останется ДОМ, от плохого- грязь. (уйгурская)
Чем у чужих в достатке, лучше в своём ДОМЕ в бедности. (осетинская)
Если в ДОМЕ злые собаки, то и люди там неуживчивые. (ненецкая)
Нет дров в ДОМЕ ленивых. (калмыцкая)
Слайд 25
1. Рядом с дворником шагаю,
разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
делать горку, строить ДОМ.
2. ДОМ из жести, а жильцы в нём- вести.
3. Поднимает великан
груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
вырастает новый ДОМ.
4. Стеклянный ДОМИК на окне
с прозрачною водою.
С камнями и песком на дне
и с рыбкой золотою.
5. На поляне возле ёлок
ДОМ построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нём- миллион.
лопата
Почтовый ящик
Подъемный кран
аквариум
муравейник
Слайд 26
1. А.С. Пушкин. «ДОМИК в Коломне» (поэма, 1830).
2. М.Ю. Лермонтов. «
Мой ДОМ» (стих., 1830).
3. Н.А. Некрасов. « У людей- то в ДОМУ чистота, лепота…(стих., 1866).
4. А.П. Чехов. «ДОМ с мезонином» (рассказ художника, 1896).
5. А.Блок. «Там – в улице стоял какой-то ДОМ…» (стих., 1902). «ДОМА растут как желанья…» (стих., 1903).
6. Андрей Белый. «Заброшенный ДОМ» (стих., 1903).
7. С. Есенин. «Я покинул родимый ДОМ…» (стих., 1918).
8. М. Цветаева. «ДОМ, в который не стучатся…» (стих., 1920).
9. А.П. Гайдар. «Угловой ДОМ».(статья для газеты, 1925).
10. О. Берггольц. «Мой ДОМ». (стих., 1946).
11. Е. Евтушенко. «Качался старый ДОМ…». (стих., 1966).
12. В.Высоцкий. «Старый ДОМ». (стих., 1974).
13. Ю.М. Нагибин. «ДОМ № 7» (рассказ, 1977)
Слайд 27
В мире, где ветрам покоя нет,
Где бывает облачным рассвет,
Где в дороге
дальней нам
Часто снится ДОМ.
Гр. «Цветы».- «Мы желаем счастья вам».
Слайд 28
Шоколада полный ДОМ, мармелада полный ДОМ,
Класть игрушки некуда давно.
Чтобы
я счастливым рос,
Настоящий куплен пёс-
Он, конечно, очень славный, но…
Гр. «Верасы»- «Я у бабушки живу».
Слайд 29И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева,
А снится нам
трава, трава у ДОМА,
Зелёная, зелёная трава..
Гр. «Земляне»- «Трава у дома».
Слайд 30Письма лично сам я на почту ношу,
Словно я роман с продолженьем
пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат-
В ДОМЕ, где резной палисад.
Гр. «Песняры»- «Вологда».
Слайд 31
Жил да был чёрный кот за углом.
И кота ненавидел весь ДОМ.
Только
песня совсем не о том,
Как не ладили люди с котом.
Гр. «Браво»- «Чёрный кот»
Слайд 32
Константин Ходунков
«Отчие просторы»
Низкие домики, снегом покрыты,
Будто кораблики,в далях открытых,
В
небо струящийся сизый дымок
Сердце доныне сжимают в комок.
Милые, тихие, невыразимые,
Отчие гнёздышки, Богом хранимые!
Слайд 33Александр Комаров «Зима»
В селе до неба над домами
Встают стеклянные дымы.
Снегами синими
завален,
Рассвет поднялся на дыбы.
Слайд 34
АЛЕКСАНДР ЕКИМЦЕВ
Паутинок полет. Позолота. Жнивье. Сердце тихо поет: Ставрополье мое!
С вышины
журавли
Плачут светлой росой.
Белый домик вдали,
Словно парус косой.
Слайд 35Выводы моего исследования:
-слово «ДОМ» имеет несколько значений;
-слово «ДОМ» часто встречается в
устном народном творчестве разных народов;
-слово «ДОМ» очень часто используется различными авторами в названиях произведений, в текстах популярных песен;
-слово «ДОМ» звучит и в произведениях ставропольские поэтов.
Слайд 36 Использованный материал:
Н. Абрамов. «Словарь русских
синонимов и сходных по смыслу выражений».- М.: Русские словари, 1994
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азъ Ltd.. 1992
Г.Л. Пермяков. Избранные пословицы и поговорки народов Востока. «Наука», М., 1968
Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М.: Просвещение, 1990.
Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области: Сборник.- Лениздат
Тексты популярных песен.
Стихотворения ставропольских поэтов.
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Проект
«Рассказ о слове»
Выполнила: Мездрина Дарья
обучающаяся 3 класса.
Проверила: Реутова Н.А.
с. Закоулово
2022 г.
Автор: Мездрина Дарья, обучающаяся 3 класса.
Вид проекта: индивидуальный
По направлению: учебный
По характеру: творческий
По масштабам: малый
По срокам: кратковременный
Участники проекта: педагог, родители, обучающаяся 3 класса Мездрина Дарья
География проекта: Курганская область, с. Закоулово, ул Центральная 1а. МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ».
Учреждение: МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Постановка проблемы.
На уроках русского языка мы знакомились со словами, объясняли их значение, где их можно услышать, дать описание слова.
Я решила провести исследовательскую работу по знакомству со словами.
Чтобы решить все вопросы, я обратилась за помощью к родителям, в библиотеку.
Введение
Актуальность темы
Могуч и прекрасен русский язык. Писатель Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой.
Чтобы хорошо знать русский, нужно много учить правил. Много читать. Знать и употреблять в своей речи «волшебные» слова.
Я решила в своей проектной работе рассказать о словах.
Данный проект позволит:
• узнать значение слов;
•привлечь обучающихся к поиску сочинений рассказов о словах.
Цель: создать проект «Рассказ о слове».
Задачи:
• воспитание познавательного интереса к русскому языку;
• развитие информационной, коммуникативной, социальной, творческой, ИКТ-компетенций.
Методы работы:
— опрос;
— беседа;
— сбор материала;
— защита.
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть. Рассказы о словах.
3. Заключение.
4. Литература.
Основная часть.
Хочу познакомить вас с некоторыми словарными словами.
Есть такое словарное слово: мороз
Произносим: марос
Записываем: мороз
Лексическое значение слова:
-
Мороз — Толковый словарь В.И. Даля
Мороз – это холод, зяба, стужа, при которой вода мёрзнет, а градусник опускается ниже нуля.
Мороз (в словаре С.И. Ожегова)
То же, что холод (в 1 знач.). Сильный холод, температура воздуха ниже нуля. Холодная зимняя погода.
Однокоренные слова: мороз, морозище, морозный, морозец.
Синонимы: холод, стужа.
Фразеологизмы:
1.Мороз по коже — испытать состояние сильного страха, ужаса.
2.Заморозить сделку — приостановить активные действия в рамках проекта до выяснения определенных обстоятельств.
3.Сковал мороз — превращение жидкости в лед.
Вспомнила правило, что такое фразеологизмы.
Фразеологизм — это устойчивое выражение, смысл которого не определен значением отдельных, входящих в словосочетание слов.
Сочетаемость слова: сибирские, январские, крещенские… (морозы).
Пословицы:
Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Такой мороз, что звезды пляшут.
Загадки:
-
У избы побывал — Все окно разрисовал,
У реки погостил — Во всю реку мост мостил. (Мороз).
-
Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз).
Предложения с этим словом:
Слово мороз, является неодушевленным существительным мужского рода, составлю следующие предложения:
Ночной мороз нарисовал на стекле причудливые снежные пальмы. Днем еще тепло, а ночью — мороз. Ночью мороз застеклил все лужи во дворе. Одевайся потеплее: мороз на дворе! Крепкий мороз убаюкал все ручейки, речки и озера. Все спят непробудным зимним сном до весны. Когда сильный мороз стоит, обычно солнечная погода.
Мои рисунки, фото к слову мороз
Познакомимся со словарным словом ДЕРЕВНЯ
Произносим: диревня
Записываем: деревня
-
Лексическое значение слова:
ДЕРЕВНЯ — сравнительно небольшое крестьянское поселение.
2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.
3. Синонимы: — село, хутор.
-
Антонимы слова «Деревня»: (город, горожане, каменица, поле) можно использовать в различных текстах, чтобы сделать предложение противоположным по смыслу.
-
Фразеологизмы:
Не купи деревни, купи соседа.
Помрешь, так прощай белый свет и наша деревня!
Жить в деревне, не видать веселья.
Какова деревня, такова и обрядня.
Не жалуй в город, я и в деревне живу. Ни в городе порукой, ни в дороге товарищ, ни в деревне сосед. Меж глаз деревня сгорела, прозевал. Деревня переехала поперек мужика. (о бессмыслице).
6. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).
7. Пословицы про деревню:
Добра была деревня, да слава худа.
Город — царство, а деревня — рай.
Иглой да бороной деревня стоит.
Из села Помелова, из деревни Вениковой.
8. Загадки про деревню:
Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьёт, песенки поёт. (Кошка).
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака)
По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (Баран)
Бегут по дорожке Голова да ножки. (Цыплёнок).
9. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.
Рисунки, фото к слову деревня
Хочу познакомить вас с некоторыми «школьными» словами.
Каникулы
Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникул. А вот происхождение этого слова знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится… «собачка», «щенок». Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы.
Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
Ластик
Почему резинка называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины.
Но у неё есть ещё одно название – ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда образовалось ластик, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся».
Альбом. По-латыни альбом означает «белый». Нынешние альбомы не всегда белые, хотя и называются по-старому. Альбомы бывают не только для рисования, но и для марок, фотографий, почтовых открыток, гербариев, стихов.
Я сходила в библиотеку и нашла короткие рассказы о моих словах.
Зима
К.В. Лукашевич
Она явилась закутанной, белой, холодной.
— Кто ты? – спросили дети.
— Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.
— Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
— Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?
Добрая девочка
К.В. Лукашевич
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек.
Сочинение
Моя деревня
Наверное, у каждого из нас есть родные места, куда приятно возвращаться, где каждое дерево, каждый кустик кажется родным. Для меня таким местом является деревня, в которой я родилась и выросла.
Моя деревня небольшая, дома в ней расположены вдоль центральной дороги. В ней есть школа, библиотека, магазины, небольшая местная больница и почта. Ученики из соседних деревень приезжают на занятия на школьном автобусе.
Мне нравится природа моей деревни, ее живописные ландшафты. У нас протекает река, которая с каждым годом, к сожалению, мелеет, красивый лес. У большинства местных жителей есть огороды, где что только не растет. Из привычных культур почти у каждого картофель, лук, укроп и морковь. Кому-то нравится выращивать цветы: лилии, розы, нарциссы и многие другие. Более основательные односельчане заводят сады, в которых растут яблони, груши, вишни. Мы на участке также выращиваем овощи и фрукты. Половину огорода занимает картофель, на другой его части растут морковь, лук, свекла, а в теплицах краснеют помидоры. Особенно мне нравится малина, она растет красивым кустом вдоль ограды, и одновременно является и живой изгородью, и плодовым растением, приносящим вкусный урожай.
Летом в деревне особенно хорошо. По утрам поют птицы, знойное солнце растекается по полянам золотыми лучами. В начале лета с мамой мы ходим в лес за земляникой. В это время начинают буйно цвести полевые цветы: ромашки, иван-чай, колокольчики, клевер и другие, названия которых я не знаю. Теплый воздух наполняет аромат цветов и душистых трав, над которыми беспокойно снуют насекомые. По голубому небу плывут пушистые белые облака. С собой мы берем нашу собаку, чтобы не заблудится, ведь она всегда с радостью готова показать дорогу к дому. А еще она обладает удивительной способностью находить полянки с земляникой. Обычно мы выходим за лесными ягодами утром и к полудню возвращаемся обратно, чтобы успеть до того момента, пока солнце еще не такое знойное.
Я люблю свою деревню за красивую природу, за ее размеренный спокойный образ жизни, где нет места спешке и суете.
Заключение
Вот такие рассказы, сочинения о словах я собрала. Такие задания помогают мне учиться. Я люблю русский язык.
Литература
1. Внеклассная работа. Интеллектуальные игры. М:
Издательство «Первое сентября», 2011 г.
2. Сценарии праздников, классных часов, игр,
развлечений./ М: Центр «Педагогический поиск», 2005
-
Интернет — ресурсы
Творческий проект «Рассказ о слове»
проект по русскому языку (3 класс) на тему
Работы выполнены учащимися 3 класса, в результате исследования все участники рассказали об особенностях каждого слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_o_slove_tit.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель Абдулганиева Г.А.
Бекеева Лачина 3класс
Рассказ о слове
1.Лексческое значение слова:
Намеренное искажение истины, неправда, обман.
лживый, лгун, лгать.
неправда, обман, фальш.
Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)
Правдивая ложь, абсолютная ложь, красивая ложь, откровенная ложь.
Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.
Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
8.Предложение с этим словом:
Солгав однажды, будь кому,
Мы навсегда ушли во тьму.
Где ложь, там рядом клевета,
Там зависть, ревность, суета,
Там чувства искренности нет,
Там ложь царит, там суета сует.
Пусть незначительна та ложь,
Но ты уже во тьме живешь.
Ты лжец, преступник перед миром
Избравши ложь своим кумиром.
Нуракаева Самира 3 класс
Рассказ о слове
произносим [зар а ]
1.Лексическое значение слова:
Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
Заря, озарять, озарение, зарево.
Ни свет, ни заря. (Очень рано, до рассвета)
Утренняя заря, алая заря, пылает заря, вечерняя заря.
Какова вечерняя заря – таков и следующий день.
Пылает вечерняя заря – к ветренному дню.
Пылает ковёрбольшой, большой, но не ступить на него ногой.
8.Предложение с этим словом:
В дымных тучах пурпур розы, И лобзания, и слёзы,
Отблеск янтаря, И заря, заря. (А.А.Фет)
Кочекаева Айнабад 3класс
Рассказ о слове
произносим[в’э т’э р ]
1.Лексическое значение слова:
Движение потока воздуха, символизирует живое дыхание Вселенной.
ветренный, поветрие, ветренно.
вихрь, буран,шторм, ураган.
Ветер в голове(несерьёзный), как ветром сдуло
Ветер кликать – зря голос срывать
Бежит по снегу, а следу нет.
Ветер, ветер – ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!
Джанибекова Эмина 3класс
Рассказ о слове
1.Лексическое значение слова:
высокая температура воздуха, более 40 градусов.
жар, жаркий, жарища, жарить.
тепло, пекло, зной.
мороз, холод, стужа.
Ни жарко, ни холодно.
Когда в печи жарко, тогда и варко.
Против жары и камень треснет
На сучках висят шары, посинели от (жары)
8.Предложения с этим словом:
Все лето стояла сильная жара.
Жара, июль, макушка лета,
Лишь только выхожу во двор,
Так тут же от потоков света
В моей душе звучит минор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье я показала развитие различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно.
В работе содержится перечень разных словарных работ и диктантов, загадки и пословицы, содержащие словарные слова.
Дана подборка упражнеий для творческих диктантов по русскому языку при закреплении и повторении словарных слов в 1-4 классах.
В представленом материале содержится рабочая программа по факультативному курсу «Творческая работа со словом».
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в .
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 — 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово».
Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показа.
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс
Татьяна Писарева
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс
Введение
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.
Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова… И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.
Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.
Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.
Основная часть
Слово «дождь»
Произносим до/шть/, пишем дождь.
1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.
Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
2. Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:
«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».
3. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.
4. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.
5. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».
6. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.
7. Предложения со словом:
Дождь зарядку делал в шесть,
Разбудил на крыше жесть,
Энергично бил по жести,
Совершая бег на месте.
Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).
Загадка. Приложение №2.
С. Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).
Произносим слово жара, пишем — жара.
1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.
2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.
3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.
4. Антонимы: жара – мороз, холод.
5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого труда).
6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).
7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.
Из стихотворения Роберта Рождественского:
Я такой жары ещё не помню…
Жарко паутине. Жарко полю.
Загадка. Приложение №2.
Против жары и камень треснет. (Трудно переносить сильную жару).
Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).
Слово «дружба»
Произносим дружба, пишем дружба.
1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.
3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.
4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.
5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).
6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).
7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.
Где нет дружбы, там нет успеха. (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).
Рождается в беде, а закаляется в труде. (Дружба).
Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. (Приложение №1).
Игры со словами. Приложение №3.
Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.
Литература:
1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.
2. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс. «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.
3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,
4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.
5. Интернет – ресурсы.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-proektu-raskaz-o-slove_jidth.pptx | 3065,95 Кб |
Дидактическая игра в старшей группе «Найди место звука в Слове» Дидактическая игра в старшей группе «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине.
Учебный мини-проект познавательно-речевому развитию «Подкормим птиц зимой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3» Проектная деятельность в детском.
Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 1. Григорий» Близится к завершению долгосрочный проект «Давно была война…». О вехах этого проекта не раз писала я в своем блоге за этот учебный год.
Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 2. Василий.» Почти год назад, летом, была у меня публикация о сказочной подмосковной деревни Лукошкино. Рассказала я тогда, что стоит в той деревне.
Проект «Театр — как много в этом слове!» Проект «Театр-как много в этом слове». Тип проекта: Творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: Дети и воспитатели двух подготовительных.
Рассказ о бабушке. Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию рассказ, который я написала,участвуя в муниципальном конкурсе «Я помню! Я горжусь!».
Рассказ «Родина» Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.
Разбитый стаканчик. Рассказ Дзинь! Скользкий мыльный стаканчик внезапно выскользнул из рук и разлетелся на мелкие осколки. На шум в кухню вбежали внуки. -Бабушка,.
Сценарий «Мама-в этом слове солнца свет» (подготовительная группа.) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Брусничка» Музыкальный руководитель: Сорокина Н. М. «МАМА- В ЭТОМ СЛОВЕ.
Конспект занятия «Семья! Как много в этом слове…» Занятие «Семья! Как много в этом слове…» Цель: — знакомство членов группы друг с другом — создание благоприятного эмоционального климата,.
Интересный проект для 3 класса «Рассказ о слове». Примеры
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, вот сюда, там все подробно написано.
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/uchebnyi-proekt-raskaz-o-slove-3-klas.html
http://shkolala.ru/proekty/bukvyi-i-slova/proekt-rasskaz-o-slove/