Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа №17»с.Борисовка
Конкурс творческих проектов
«Биография»
слова
ДОРОГА
Руководитель:
Ереклинцева Н.В.
Автор:
Назарова Вероника
ученица 8 класса
Борисовка – 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение……………………………………………………….. стр.
1.1. Актуальность проекта
1.2. Цель и задачи
1.3. Предмет и объект исследования
2.Основная часть………………………………………………… стр.
2.1.Лексическое значение слова
2.2. Этимология слова
2.3. Использование слова в пословицах, загадках, фразеологизмах
2.4. Мотив дороги в стихотворениях русских поэтов 19 века, в живописи, музыке
3.Заключение …………………………………………………… стр.
3.1. Описание полученных результатов
3.2. Перспектива развития проекта
4. Список литературы ………………………………………….. стр.
«Биография» слова ДОРОГА
1.Введение.
1.1.Актуальность проекта.
Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как космос, Вселенная. Обычные, казалось бы, ничем не приметные слова, которые выстроились по алфавиту в словаре, словно ожидают, когда писатель призовет их и заставит сверкать в своих произведениях всеми цветами смысловой и эмоциональной радуги, вдохнет в них жизнь. Пока они только слова, они, как спокойные клавиши рояля, их жизнь – в творениях писателя, как жизнь звуков в музыке. Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое. Оно неразрывно связано с нашими знаниями о мире, мыслями и чувствами, с нашим жизненным опытом.
Как человек рождается, живет и умирает, так и слово «проживает» свою жизнь, имеет свою «биографию».
Мне всегда было интересно узнать, откуда пришли к нам слова, давно знакомые, самые обычные, как «работает» слово.
На уроке русского языка мы исследовали слова с различных сторон: работали с различными словарями, справочниками, с текстами художественных произведений и даже с музыкальными произведениями. Постепенно у нас появилась небольшая подборка под названием «Биография слова».
1.2. Цель проекта: исследовать слово «дорога» с разных сторон: лексической, этимологической, стилистической.
Для того чтобы цель проекта была достигнута, необходимо выполнить следующие задачи:
- Научиться работать с различными словарями русского языка;
- Найти стихи, пословицы, поговорки, загадки о слове;
- Узнать историю фразеологизма, связанную со словом «дорога»;
- Прочитать стихи русских поэтов 19 века и понять, какой смысл вкладывали они в слово «дорога»;
- Обобщить полученную информацию в виде презентации и выступить с ней перед одноклассниками;
- Пополнить копилку материалов «Биография слова»в кабинете русского языка.
Объект исследования: слово
Предмет исследования: всесторонний анализ слова «дорога»
Этапы исследования: поиск, сбор и обобщение информации о слове, оформление проекта.
Методы исследования:
- поиск, сбор информации из различных источников (словари, справочники русского языка, тексты художественных произведений, произведения живописи, музыки, Интернет-ресурсы),
- сравнение
- обобщение
- выводы
2. Основная часть.
Реализация проекта
2.1. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее толкование слову «дорога» (его лексическое значение):
- Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения (проселочная дорога, грунтовая дорога, шоссейная дорога)
- Место, по которому надо пройти, проехать, путь следования (дорога к дому, сбиться с дороги)
- Путешествие, пребывание в пути (устал с дороги)
- Переносное значение. Достижение какой-либо цели, жизненный путь (Труд — дорога к успеху). Это слово многозначное, имеет не только прямое, но и переносное значение, следовательно, наделено особой выразительностью.
2.2.Этимологию слова узнаем из историко-этимологического словаря П.Я. Черных.
Это исконно русское слово общеславянского происхождения (др.-рус. дорога, стар.слав. драга, происходит от индоевроп. dorgh- (связано с дёргать и означает «продранное в лесу пространство»). Его легко можно узнать в родственных славянских языках: по-польски — дрога, в чешском и словенском – драга
2.3. Из других источников узнаем
Однокоренные слова: дорожный, дорожник.
Синонимы: большак, колея, магистраль, тракт, трасса, шлях, шоссе.
Антоним: бездорожье.
Пословицы, в которых встречается слово «дорога»:
- Вон порог на семь дорог (кому-либо указывают на дверь, выгоняют)
- Домашняя дума в дорогу не годится (мысли, заботы о доме мешают в дороге)
- Умный товарищ-половина дороги.
- Одному ехать — и дорога долга.
- Дорога хоть кубарем ступай (гладкая, ровная)
- Поехал верхом на палочке.
Загадки:
- Лежит брус во всю Русь, а станет – до неба достанет.
- Чего к стене не прислонишь?
Фразеологические обороты:
- Пересечь дорогу (нарушить чьи-то планы)
- Становиться поперек дороги (мешать, препятствовать в достижении цели)
- Туда и дорога! (нечего жалеть, лучшего не стоит)
- Дать дорогу кому-нибудь (дать возможность роста, развития)
История фразеологизма «Скатертью дорога!»
В представлении россиян чище, глаже, ровнее хорошей холщовой или тем более «камчатной» (шёлковой) скатерти ничего на свете не могло быть. Дороги в древней Руси не отличались ни чистотой, ни гладкостью. Ездить по ним было истинным мучением, и лучшего пожелания, чем дороги, ровной, как скатерть, хозяин не мог сделать уезжающим гостям. Вначале восклицание «Скатертью дорога!» и понималось как доброе пожелание. Но потом оно приобрело как раз противоположный, иронический смысл. Теперь так говорят, желая показать, что уход или отъезд человека не причинит остающимся ни малейшего огорчения. «Скатертью дорога!» равносильно словам: «Проваливай, без тебя обойдёмся».
2.4. Мотив дороги в стихотворениях русских поэтов 19 века, в произведениях живописи, музыки.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни. Переживания лирического героя связаны с жизненными невзгодами. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.
М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»также возникает образ дороги:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Написано в 1841 году. Это философские раздумья поэта о жизни, о судьбе. Стихотворение словно подводит итог жизненной дороги поэта, короткой, но яркой, как вспышка метеорита. Лирический герой один на один с бесконечной дорогой. Он ощущает себя частью мироздания. «Кремнистый путь» – это и конкретная кавказская дорога и символ непростого жизненного пути.
Стихи Н.А.Некрасова
Слово «дорога» встречается в стихах Н.А. Некрасова «В дороге», «Тройка», «Железная дорога»
«Железная дорога»
Посвящено конкретному событию — открытию первой российской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Путешествие “по рельсам чугунным” наталкивает лирического героя стихотворения на размышления о противопоставлении доброй природы и жестокого мира людей. И он увидел не только картину “славной осени” за окном, но и представил по сторонам железнодорожного полотна “толпу мертвецов”, “нашей дороги строителей”, которые “в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе”. Само слово дорога, наряду с конкретным значением “путь из одного пункта в другой”, приобретает здесь другой, метафорический смысл. Это и тяжкий отрезок жизненного пути, который прошли “массы народные”, согнанные на строительство голодом и перенёсшие множество трудностей (“мы надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой”), и символ народных страданий в настоящем, и светлая мечта о счастливом будущем (“русский народ… вынесет всё — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”). Некрасов верит, что в далёком будущем (“Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придётся — ни мне, ни тебе”, — с сожалением говорит лирический герой маленькому Ване — попутчику, которому рассказывает о строительстве железной дороги) путь народа русского и всей России будет светлым, просторным и радостным.
Слово дорога встречается в произведениях живописи, в авторских и народных песнях:
картина Валентина Короткова «Дорога к Храму»
песня «Дороги» — слова Л. Ошанина, музыка. А. Новикова;
песня Юрия Визбора «Ночная дорога»
Не верь разлукам, старина, их круг
Лишь сон, ей-Богу.
Придут другие времена, мой друг,
Ты верь в дорогу.
Нет дороге окончанья, Есть зато ее итог,
Дороги трудны, но хуже без дорог.
Такова «биография» слова дорога. Дорога – это не только полоса земли, по которой ходят, ездят. Дорога – это и судьба человека, его жизненный путь, счастливый или тернистый. Это путь нравственного и духовного очищения, обновления, который проходит человек,
это постижение новых жизненных ценностей.
3. Заключение
3.1.Описание полученных результатов
В ходе реализации проекта нами были изучены различные лингвистические и литературные источники по теме: проанализированы словарные статьи, подобраны пословицы, поговорки, загадки, отобраны необходимые материалы, связанные с историей возникновения фразеологизма.
Итогом проекта стала:
-памятка «Как работать над «биографией» слова; создана презентация, которая войдет в копилку материалов по лексике в кабинете русского языка и будет использована на уроках.
Результат :
повышение интереса к изучению родного языка
3.2. Перспектива развития проекта
Продолжить работу над проектом, дополнив его словами русского языка, связанными с нравственными понятиями и категориями.
3.3. Выводы по проекту
Цели и задачи проекта достигнуты. Проект важный и нужный не только для учеников, но и для всех культурных людей.
4. Список литературы
1.С.И. Ожегов Словарь русского языка М., 1987 г.
2. З.И. Александрова Словарь синонимов русского языка, М., 1993г.
3. П.Я. Черных Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 томах М., 2004 г.
4. В.В. Львов Школьный орфоэпический словарь русского языка М., 2007 г.
5. Р.И. Яранцев Русская фразеология М., 2007 г.
Пословицы и поговорки русского народа. Сборник В.И. Даля. М., 2007 г.
6. Л.А. Новиков Искусство слова М., 1987 г.
7. Г.В. Александрова Занимательный русский язык. Санкт-Петербург, 1998 г.
Цели:
- развитие системного мышления;
- активизация и расширение словарного запаса;
- расширение кругозора учащихся через
дополнительный познавательный материал.
Ход урока
I. Введение в тему. Постановка целей урока.
Продолжим наши исследования объектов русского
языка.
Тема нашего исследования – слово.
Это слово спрятано в отгадке.
Неживая – а идет, неподвижна – а ведет.
(Дорога)
Посмотрим на это слово с разных сторон науки
русского языка.
II. Работа над словом.
1. Лексическое значение.
— Что означает слово “дорога”?
1) Полоса земли, специально подготовленная для
передвижения, путь сообщения. Например:
проселочная дорога, железная дорога.
2)Направление, по которому надо пройти или
проехать, путь следования.
Например: по дороге к дому.
1) Путешествие, пребывание в пути. Например: быть
в дороге.
2. Работа в группах.
— Что называют словом “дорога”?
ДОРОГА
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче,
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
(В. Остен)
Дорога полевая –
Куда она ведет?
Ведёт она к поселку
То полем, то леском…
Зовут её – проселком,
А дальше – большаком,
По большаку, по тракту,
Из города в поля,
Бежит с тележкой трактор,
Комбайн плывёт пыля…
(М. Дорошин)
— Что можно сказать про эти слова? (Синонимы)
3. Звуко-буквенный анализ слова.
— Запишите слово
Дорога – 3 сл, 6 б., 6 зв., 3 гл., 3 согл. [дарога]
— Как мы пишем? Как произносим?
— Определяем в слове орфограмму.
— Какой звук состоит в слабой позиции?
— Сделать пометы (ударение, безударная гласная)
4. Записать родственные слова.
5. Подберем к существительному дорога
признаки
— Какую часть речи возьмем?
(Асфальтированная, грунтовая, большая, лесная,
широкая, проселочная, извилистая, узкая, горная,
мокрая)
6. Поставить слово “дорога” в Родительный,
Дательный и Предложный падежи (с предлогами)
Р.п. (у чего?) у дороги
Д.п. (по чему?) по дороге
П.п. (в чем?) в дороге
Устная работа: Составить предложения
7. Диктовка.
С проселочной дороги автомобиль свернул на
шоссе.
— Объяснить орфограммы, определить части речи.
— Подчеркнуть грамматическую основу.
— Выписать словосочетание (самостоятельно)
8. Морфологический разбор.
(с) дороги –
9.
– Кто знает устойчивые словосочетания со
словом дорога? Что они обозначают?
Скатертью дорога, идти своей дорогой,
прокладывать дорогу, стать поперек дороги, на
дороге не валяется.
III. Итог урока.
IV. Рефлексия.
Какое задание больше всего понравилось?
С каким настроением вы уходите с урока?
Итак, вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
Спасибо вам за работу. Урок окончен.
автор: Жилина Марина Валерьевна
учитель русского языка и литературы МАОУ “СОШ №54”
Урок “Биография слова “дорога” (мини-проект)
Учитель Жилина М.В.
Класс: 6 «В»
Предмет: русский язык
Тема: Биография слова «дорога».
Цель урока для учителя: совершенствовать умение работы со словарями, определять значение, происхождение, строение и употребление слова «дорога».
Цель урока для учащихся: уметь работать со словарями, определять значение, происхождение, строение и употребление слова «дорога».
Цель урока для родителей: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между ребенком и родителем, родителем и педагогом.
Задачи урока для учителя:
- Повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал.
- Повысить творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка.
- Воспитывать разные виды компетентности учащихся (лингвистическую, речевую, языковую, правописную).
Задачи урока для учащихся:
- Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Применять приобретённые умения в жизни.
Задачи урока для родителей:
-
- Организовать совместную деятельность детей и родителей.
- Формировать активную педагогическую позицию родителей.
- Укреплять сотрудничество между семьёй и школой.
Тип урока. Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.(Практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса).
Оборудование: презентация, словари, оценочные листы.
Выставка словарей:
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 2-е изд. М., 1995.
- Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. СПб, 1992.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 20т-х т. М., 1955.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1981.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
- Орфоэпический словарь русского языка. М., 1989.
- Словарь русского языка АН СССР в 4-х т. Изд.2-е. М., 1981-1984.
- Учебный словарь синонимов русского языка. М., 1994.
- Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся умеют работать со словарями, определять значение, происхождение, строение и употребление слова «дорога». | Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую, «развёртывать» информацию из ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. | Умеют понимать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
Технологическая карта урока
Основные этапы и время организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей | |||||
Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов | Ценностная нагрузка этапа рока | На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие | Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме. | Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся | |||
Создание учебно- познавательных мотивов | Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). | Слайд 1
Приветствие учащихся. -Что такое биография? -Можно ли составить биографию слова? Слайд 2 (биография) -Что такое слово? Почему слово живое? Велика сила слова. Из всех созданий на матушке Земле только человек имеет дар слова. Словом мы можем передавать свои мысли и чувства, желания. Есть люди, которые всю свою жизнь посвятили изучению слов. Один из них В.И.Даль. Слайд 3 – Отгадайте загадку. Всем она давно знакома – Ждет послушно возле дома, Только выйдешь из ворот – Куда хочешь поведет. Ответ: Дорога Слайд 4 -Дайте определение слову. -Где можно узнать все о слове? (в словаре) – Какие вы знаете словари? (выставка словарей) -Что можно узнать из словарей, которые вы назвали? -Какие знания и умения вам пригодились, чтобы ответить на вопросы? |
Развитие словарного запаса. | Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Прогностическое оценивание.
Устное и письменное оценивание (лист самооценки) оценивание. |
Отвечают на вопросы.
Биогра́фия (др.-греч. βίος «жизнь» + γράφω «пишу»; букв. «жизнеописание») — описание жизни человека, сделанное другими людьми Отгадывают загадки (дорога). Ученик о словарном запасе. |
Выбирают группу для совместной работы (по цвету).
5 группа – родители (создают биографию слова «дорога» полностью) |
Действие целеполагания | Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. | Слайд 5 (тема)
-Сегодня мы будем составлять биографию слова «дорога». -Ребята, сформулируйте тему урока. -Запишите тему в тетради «Биография слова «дорога». -Какая орфограмма есть в этом слове? – Какая цель стоит перед нами на уроке? Слайд 6 (цель) -Каков вопрос урока? Слайд 7 (вопрос урока) |
Развитие словарного запаса. | Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока. |
Рефлексивное оценивание.
Вопрос урока: Какое значение, происхождение, строение и употребление у слова «дорога». Цель учащиеся проговаривают во внешней речи. |
Определяют тему, формулируют цель.
На слайде. Тема: Биография слова «дорога». Цель: Узнать значение, происхождение, строение и употребление слова «дорога». Отвечают на вопросы. |
Оформляют лист-презентацию.
Оценивает работу каждого участника группы. |
Планирование и организация деятельности
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ |
Организовать и направить деятельность обучающихся на получение новых знаний. | Слайд 8
-Какие словари нам понадобятся? (Толковый, Этимологический, Словообразовательный, Фразеологический) -Мы будем работать в группах, их сегодня5. В группе вы работаете со словарями и находите информацию о слове «дорога». У каждой группы на парте лежат задания и алгоритм ответа (белые листы). – Но сначала вспомним правила работы в группе (розовые листы). Слайд 9 (правила) (голубые листы). -Работать в группе будете 15 минут. Каждая группа оформляет материал о слове «дорога» на листе и представляет другим группам. |
Умение определять основные шаги своей деятельности. | Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Рефлексивное оценивание.
Проводится самооценка. Проговаривание во внешней речи. |
Отвечают на вопросы.
Называют правила(розовые листы) |
Оформляет лист-презентацию.
Оценивает работу каждого участника группы. |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели | Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания | Слайд 10 (план биографии)
План для изучения биографии одного слова 1. Лексическое значение слова 2. Этимология слова. 3.Строение слова. 4. Использование слова во фразеологических оборотах. |
Ценность знания. Внимательность по отношению к другим. | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. | Рефлексивное оценивание.
Проговаривание во внешней речи. |
Распределяют роли в группе(голубые листы).
Работают со словарями. Оформляют материал на листе. Отвечают на вопросы. |
Оформляет лист-презентацию.
Оценивает работу каждого участника группы. |
Рефлексивно оценочные действия | Организовать осмысление способов достижения цели, организовать анализ деятельности по получению учебного продукта | Слайд 11,12,13 (Тема, цель, вопрос урока)
Представление результатов работы. -Чтение стихотворения подготовленным учеником. -Какая была цель? -Достигли мы цели? -Ответили мы на вопрос урока? -А теперь оцените работу группы (желтые листы).Сдайте листы оценивания. Рефлексия (синие листы) Слайд 14(Спасибо за урок) |
Ценность знания.
Созидание. |
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), свёртывать информацию до ключевых слов. Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
Ретроспективное оценивание
– Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? |
Отвечают на вопросы.
Заполняют литы оценивания. Заполняют листы рефлексии. Тема: Биография слова «дорога». Цель: Узнать значение, происхождение, строение и употребление слова «дорога». Ученик читает стихотворение Владимира Острова«Дорога» |
Оформляет лист-презентацию.
Оценивает работу каждого участника группы. |
Задание для группы № 1 (Толковый словарь)
- Найдите значение слова «дорога» в словаре.
- Прочитайте.
- Выберите информацию, чтобы записать на листе и представить слушателям.
- Оформителист (информация, рисунок)
Задание для группы № 2 (Этимологический словарь)
- Найдите информацию о происхождении слова «дорога» в словаре.
- Прочитайте.
- Выберите информацию, чтобы записать на листе и представить слушателям.
- Оформителист (информация, рисунок)
Задание для группы № 3 (Словообразовательный словарь)
- Найдите информацию об образовании слова «дорога» в словаре.
- Прочитайте.
- Выберите информацию, чтобы записать на листе и представить слушателям.
- Оформителист (информация, рисунок)
Задание для группы № 4 (Фразеологический словарь)
- Найдите значение фразеологизма со словом «дорога» в словаре (идти (следовать) своей дорогой; перейти дорогу).
- Прочитайте.
- Выберите информацию, чтобы записать на листе и представить слушателям.
- Оформителист (информация, рисунок)
Задание для группы № 5
- Найдите значение слова «дорога» в словаре.
- Найдите информацию о происхождении слова «дорога» в словаре.
- Найдите информацию об образовании слова «дорога» в словаре.
- Найдите значение фразеологизма со словом «дорога» в словаре.
- Прочитайте.
- Выберите информацию, чтобы записать на листе и представить слушателям.
- Оформителист (информация, рисунок)
Приложение
Правила работы в группе (голубые листы)
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Памятка «Роли в группе» (розовые листы)
Книгочей (читает памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника, т.д.)
Координатор (распределяет роли, определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т.д.)
Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)
Секретарь (ведёт записи, чертит схемы, заполняет таблицы, т.д.)
Родитель (наблюдает, корректирует, помогает)
Памятка «Оцени работу группы» (желтые листы)
ФИ
Критерии | Своя оценка
(0, 1, 2) |
Оценка 1
(0, 1, 2) |
Оценка 2
(0, 1, 2) |
Оценка 3
(0, 1, 2) |
Оценка родителя
(0, 1, 2) |
Работалидружно | |||||
Работалипоалгоритму | |||||
Своевременновыполнилизадание. | |||||
Качественновыполнилизадание | |||||
Каждый приложил усилие в общем деле | |||||
Итого |
0 – не справился
1 – справился частично
2 – справился полностью
Рефлексия (синие листы)
ФИ____________________________________________________________
Сегодня на уроке ____________________________________________________________________________________________
Мне _______________________________________________________________________________________________________
Теперь я ____________________________________________________________________________________________________
Моё настроение _____________________________________________________________________________________________
Алгоритм (белые листы)
Нам было предложено задание__________________________________________________________________________________________________
Мы работали с _______________________________________________________________________________________________словарем.
Автор словаря________________________________________________________________________________________________________________
Мы нашли такую информацию
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарный запас ученика (дается заранее).
Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4 – 5 тысяч слов, современного образованного человека 10 – 30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова 73 тысячи слов, а в «Словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) – более 120 тысяч.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.
«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него». (Анатоль Франц).
Стихотворение «Дорога» (дается заранее)
Влаиммир Остров
Подумайте только.
Как много
Значений у слова ДОРОГА
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче
К вершине, упрятанный в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с её экипажем,
Мы просто и буднично скажем:
«До встречи! Счастливой дороги!»
Подумайте только, как много
Значений у слова ДОРОГА.
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
1 группа
Толковый словарь С.И.
Ожегова.
Дорога
, -и, ж.
- Полосаземли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная д. Большая д. (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами, устар.). Обочина дороги. При дороге (около дороги).
- Место, пок-рому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Не знать дороги. Спросить о дороге. Сбиться с дороги (также перен.: то же, что сбиться с пути). Дать дорогу кому-н. (дать пройти, проехать, также перен.: дать возможность расти, развиваться кому-н.). Открыть дорогу кому-н. куда-н. (перен.: дать возможность действовать, продвигаться в какой-н. области). Стоять на чьей-н. дороге или стать поперёк дороги кому-н. (также перен.: мешать, препятствовать кому-н. в чём-н.). Перебежать (перейти) дорогу ко-му-н. (также перен.: помешать кому-н., опередить в каком-н. деле, разг.).
- Путешествие, пребывание в пути. Устал с дороги. Взятьеды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал (во время всего пути).
- перен. Образ действии, направлениедеятельности. Труд– д. к успеху. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути). Дороги чьи (кого) разошлись – о тех, кто пошёл по разным жизненным путям. Дорога жизни (высок.) – путь через Ладожское озеро, по к-рому во время блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. осуществлялась связь с городом. По дороге –
1) во время пути. По дороге увидел много 1 интересного,
2) с кем, по одному направлению, по тому же самому пути, по пути (в 1 знач.). Пойдём вместе, нам по дороге,
3) с кем-чем, о совпадении целей, задач какой-н. деятельности, по пути (во 2 знач.). С халтурщиком мне не по дороге. Туда и дорога кому (разг. неодобр.) – пусть уходит, не жалко. II уменьш. дорожка, -и, ж. и дороженька, -и, ж. (к 1 знач.). II прил. дорожный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.). Дорожное строительство. Д. костюм.
Словарь В.И.
Даля
ДОРОГА
жен.ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места:
| самая езда или ходьба, путина, путешествие. Дороги бывают: большие, т. е. общие почтовые и торговые; малые, уездные, от городка до городка, в стороне от больших; проселочные, от селенья к селенью, в стороне от малых.Железная дорога, железянка или чугунка; шоссе, каменка или щебенка; простая, или битая, торная, накатная. Гужевая дорога, конная, где прозжают лошадьми; верховая и пешая или тропа. Ехать в дорогу, быть в дороге, на пути, на переезде. Столбовая дорога, мерная, с верстами. Саженая или проседью, обсаженная деревьями. Дорога локтями, зубцами, частыми поворотами, напр. при крутом подъеме. Дорога пластом, прямая и уделаная. Дорогу перемело, занесло, замело снегом, ее не знать.
| В вост. губ. Дорога собств. сибирский путь,
| а в сиб. улица, местами же
| покинутое русло, сухоречье, старина.
| Средняя полоса печного пода, перед челом, где лопата ходит; по бокам задорога.
| У рыбаков, большая уда, особ.с блесной, для ловли щук, окуней; ставится на ночь; закидная, заметная, становая уда, жерлица, но эта с наживою.
| Дорога, также путь
2 группа
Происхождение слова дорога
Доро́га. Общеславянское слово, неожиданно родственное таким словам, как дерево или дерн, поскольку образовано от той же основы, что и дор — «расчищенное место», а восходит к глаголу дьрати — «драть» (см. драть).
Происхождение слова дорога в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
Доро́га. Человек неопытный в этимологии может заподозрить, что слово «дорога» связано с прилагательным «дорого́й». На деле же оно одного корня с «дергать», «драть». Буквально слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались потаким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по «до́рам» — лесным просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины — «дороги».
Происхождение слова дорога в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.
Доро́га. Общеслав. Суф. производное (суф. -г-) от той же основы, что и дор «расчищенное место», дьрати«драть». См. дергать, драть, торить.
Происхождение слова дорога в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
3 группа
Paзбopпococтaвycлoвa «дopoгa»?Дopoгa⇒Cxeмapaзбopaпococтaвy: дopoг a ⇒Paзбopпococтaвy (мopфeмныйpaзбop):
- Oкoнчaниe в cлoвe (флeкcия, aффикc в кoнцecлoвa): дopoг a –a Имeeт 1 (oднo) oкoнчaниe.
- Kopeнь в cлoвe (глaвнaязнaчимaячacть): дopoг a –дopoг–Имeeт 1 (oдин) кopeнь, пoэтoмyявляeтcяпpocтым.
- Coeдинитeльнaяглacнaя (интepфикcмeждyocнoвaми и кopнями): oтcyтcтвyeт, тaккaкпpocтoecлoвoнeимeeтcoeдинитeльнoйглacнoй
- Пpиcтaвкa (пpeфикc, aффикcпepeдкopнeм): oтcyтcтвyeт, пoэтoмycлoвoявляeтcябecпpиcтaвoчным
- Cyффикc в cлoвe (aффикcпocлeкopня): oтcyтcтвyeт, пoэтoмycлoвoявляeтcябeccyффикcным
- Пocтфикc в cлoвe (aффикcпocлeoкoнчaния): oтcyтcтвyeт, пoэтoмycлoвoявляeтcябecпocтфикcным
- Ocнoвacлoвa: дopoг a Ocнoвoйявляeтcя: дopoг
○ Mopфeмы, нeвxoдящиe в ocнoвy: ∗oкoнчaниe –a, тaккaкэтoизмeняeмaячacтьcлoвa
○ Xapaктepиcтикaocнoвы: ∗нeпpepывнaя, тaккaкнeпpepывaeтcяcлoвoизмeнитeльнымиaффикcaми;
∗пpocтaя, тaккaкcoдepжит 1 кopeнь; ∗нeпpoизвoднaя, нeчлeнимaя, тaккaкнecoдepжитcвooбpaзoвaтeльныeaффикcы.
⇒Cлoвooбpaзoвaниe: или нeпpoизвoднoe, тoecтьнeoбpaзoвaнooтдpyгoгooднoкopeннoгocлoвa; или oбpaзoвaнoбeccyффикcaльнымcпocoбoм: oтceчeниeмcyффикcaoтocнoвыпpилaгaтeльнoгoлибoглaгoлa
⇒Mopфeмы (чacтиcлoвa):
- Cтpoeниecлoвaпoмopфeмaм: дopoг/a • Cтpyктypacлoвaпoмopфeмaм: кopeнь/oкoнчaниe
- Koнcтpyкцияcлoвaпococтaвy: кopeнь [дopoг] + oкoнчaниe [a]
- Cпиcoкмopфeм: 1) дopoг – кopeнь; 2) a – oкoнчaниe
- Bидымopфeм: ○ пpиcтaвкa: oтcyтcтвyeт ○ кopeнь: дopoг
○ coeдинитeльнaяглacнaя: oтcyтcтвyeт
○ cyффикc: oтcyтcтвyeт
○ пocтфикc: oтcyтcтвyeт
○ oкoнчaниe: a
- Koличecтвoмopфeм:
○ пpиcтaвкa: 0 (нoль)
○ кopeнь: 1 (oдин)
○ coeдинитeльнaя
глacнaя: 0 (нoль)
○ cyффикc: 0 (нoль)
○ пocтфикc: 0 (нoль)
○ oкoнчaниe: 1 (oднo)
Bceгo в cлoвe 2 (двe) мopфeмы.
4 группа
Давать дорогу, уступить (уступать) дорогу
Дороги (чьи-либо, кого-либо) разошлись;
запала дорога
5 группа (родители)
В данной исследовательской работе ученица знакомит с различными видами словарей: толковым, орфографическим, фразеологическим.
Основное внимание уделено составлению энциклопедии слова дорога. Ученица знакомит нас с этимологией слова дорога, подобрала синонимы и антонимы к слову дорога, фразеологизмы, загадки, пословицы, поговорки. Представлены произведения писателей, поэтов. художников, кинорежиссёров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: Энциклопедия слова дорога.»
Исследовательская работа по теме:
Энциклопедия слова «дорога»
Подготовила
ученица 2 класса Б
МНБОУ «Лицей №76»
Поскрёбышева Анна
Руководитель
Дук Вера Ивановна
Актуализация
- Дорога как природное и языковое явление привлекает и завораживает людей с древности и по сей день. С древних времён дорога имела огромное значение в жизни природы и людей. Естественно, дорога нашла своё отражение и в фольклоре, и в литературе, и в культуре народов мира.
- Проблема: Нам всем с детства очень знакомо слово дорога, но мы не задумывались над его происхождением, над тем, как часто и в каком значении оно употребляется в разных сферах человеческой жизни.
Цель работы:
- Составление энциклопедии слова «дорога».
Задачи:
- Изучить лексическое значение слова «дорога» .
- Изучить этимологию слова «дорога».
- Подобрать синонимы и антонимы к слову « дорога» .
- Подобрать пословицы и поговорки со словом «дорога» .
- Найти фразеологизмы со словом « дорога».
- Изучить, в каких литературных произведениях, произведениях живописи встречается слово «дорога».
- Объект исследования: слово «дорога».
- Предмет исследования: происхождение и значение слова «дорога».
- Методы исследования: изучение источников информации; анализ информации; обобщение и выводы.
- Гипотеза: я предполагаю, что, изучив слово «дорога» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, я создам «Энциклопедию слова «дорога».
Виды словарей
Лексическое значение слова ДОРОГА
- Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
- Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.
- Путешествие, пребывание в пути.
- Переносное. Образ действий, направление деятельности. Труд – дорога к успеху.
Этимология слова ДОРОГА
- С этимологической точки зрения слово дорога является общеславянским.
- Человек неопытный в этимологии может заподозрить, что слово «дорога» связано с прилагательным «дорого́й». На деле же оно одного корня с «дергать», «драть». Буквально слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках.
Синонимы к слову дорога:
- Путь (1) – дорога, трасса
- Путешествие (дорога, путь, поездка)
- Доступ (подход, подступ, ход, проход)
- Тропинка, тракт, шоссе, автострада.
- Стезя.
Антонимы к слову ДОРОГА:
- Бездорожье. Отсутствие или недостаточное количество удобных для езды дорог. Из-за бездорожья не пройти, ни проехать.
- Распутица. Период ранней весны или поздней осени, когда грунтовые дороги становятся непроезжими от дождей, таяния снега и т.п. Пустился в дорогу в самую распутицу. Состояние дороги в это время: бездорожье. Приехать по распутице.
Пословицы и поговорки со словом ДОРОГА
- Красна дорога ездоками, а изба пирогами
- Дороги к избе не приставишь
- Дорогой идешь, и то спотыкаешься
- Дорожный ночлега с собой не носит
- Дорожному путь не угроза
Фразеологизмы со словом ДОРОГА
Скатертью дорога.
- Пожелание счастливого пути. Ну, в добрый путь, скатертью дорога!
- Убирайся, пошел вон. – Ах, ты так со мной разговариваешь? Ну и иди куда хочешь, скатертью дорога! Если вы хотите со мной работать, то выполняйте задания в срок, не хотите – скатертью дорога.
Скатертью дорога
Крылатые выражения со словом ДОРОГА
- развилка дорог, перекресток семи дорог,
- дорожная карта.
- Большая дорога (для разбойников),
- Млечный Путь,
- из сказки надпись на камне у развилки дорог: «Направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – и коня потеряешь, и голову сложишь»,
В. Васнецов « Витязь на распутье»
Загадки со словом ДОРОГА:
- По какой дороге полгода ездят, да полгода ходят. (по реке)
- Бык на дворе, а рога на реке. (дорога со двора )
Слово ДОРОГА в названиях фильмов:
- «Дорога ведущая к счастью» Режиссер М. Туманишвили;
- «Проверка на дорогах» Режиссер А. Герман
- «Дорога» Режиссер Ф. Феллини.
- «Большая дорога» режиссер Ю. Озеров.
- «Дорога в ад» режиссер Н. Засимов.
Кадр из фильма «Проверка на дорогах»
Слово ДОРОГА в произведениях русских поэтов.
- «Выхожу один я на дорогу» М.Ю.Лермонтов.
- «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?
- «Там на неведомых дорожках…» А.С.Пушкин.
- «Дохнул осенний хлад – дорога промерзает…» А.С.Пушкин.
- «Прямо дороженька: насыпи узкие»,
- «Столбики, рельсы, мосты.» Н.А.Некрасов.
- «Дорога хуже тут пойдёт» («Опасная езда») Н.А.Некрасов.
Якимченко (1914г) иллюстрация к стихотворению М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
А. Саврасов « Дорога в лесу»
В. Жуковский « Лесная дорога»
К. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- В результате своей исследовательской работы я решила поставленные передо мной задачи.
- Гипотеза, выдвинутая мной полностью подтвердилась
Спасибо за внимание
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Словарное слово — дорога
Содержание
-
1.
Словарное слово — дорога -
2.
Загадка / РебусНеживая, а идёт.Неподвижная, а ведёт. -
3.
дорóга -
4.
Лексическое значение словаУзкая полоса земли, предназначенная для -
5.
К истокам словаНекогда слово дорога означало «овраг», -
6.
Однокоренные словаДорога, дорожка, дороженька, дорожник, дорожный, бездорожный, подорожник, подорожниковый, придорожный. -
7.
Синонимы Дорога, путь; дорожка, тропинка. -
8.
Когда так говорят?Стать поперёк дороги — … -
9.
Скачать презентанцию
Загадка / РебусНеживая, а идёт.Неподвижная, а ведёт.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Словарное слово
ДОРОГА
Хорчева О. А
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1224, Москва
Слайд 2Загадка / Ребус
Неживая, а идёт.
Неподвижная, а ведёт.
Слайд 4Лексическое значение слова
Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
Место, по
которому надо пройти или проехать, путь следования.
Путешествие, поездка.
Слайд 5К истокам слова
Некогда слово дорога означало «овраг», «углубление в почве», «лощина»;
такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках.
Возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращались в размытые водами лощины – дороги.
Слайд 6Однокоренные слова
Дорога, дорожка, дороженька, дорожник, дорожный, бездорожный, подорожник, подорожниковый, придорожный.
Слайд 7Синонимы
Дорога, путь; дорожка, тропинка.
Слайд 8Когда так говорят?
Стать поперёк дороги — …
(быть препятствием
кому-либо в чём-либо, мешать)
На дороге не валяется — …
(а) даром не достаётся; б) нечасто встречается, нелегко найти)
Железная дорога — …
(рельсовый путь для движения поездов)