Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Проект «Рассказ о слове»
с применением УУД
в 3 классе
Учитель: Яшкина Т.В.
Железногорск
2014
Тема урока: «Проект «Рассказ о слове»
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «проект». Разработать план проекта. Учить самостоятельно находить пути решения этого плана. Формировать орфографическую зоркость. Развивать мышление у детей. Воспитывать культуру труда.
- Чистописание : оз, ол, ом, ор, оп, он, ос, оро.
Ворона, воробей, мороз, сорока, корова.
- Какое слово лишнее?
- Какая это часть речи?
- Ребята, а вы хотели бы узнать, какие слова окружают слово «Мороз»?
- Что конкретно вы хотели бы узнать?
- Тогда мы спланируем свои действия по разрешению этой проблемы, то есть будем создать проект.
- Что такое проект?
- Как мы его назовем? ( «Рассказ о слове»)
- Наш проект будет краткосрочным — в течение одного урока, так как вы уже многое знаете об этом слове. Также вам было дано домашнее задание. Давайте вспомним, какое?
— Найти фразеологизмы со словом «мороз».
— Найти пословицы с этим словом.
— Вспомнить стихотворения и загадки со словом «мороз».
Ребята, а есть еще длительные проекты, над которыми работают месяц или больше.
— Итак, какой план вы предложите?
(Дети предлагают план)
- Звуко-буквенный анализ слова.
- Лексическое значение слова.
- Однокоренные слова.
- Синонимы.
- Антонимы.
- Фразеологизмы.
- Сочетаемость слова.
- Пословицы.
- Загадки.
- Предложения с этим словом, стихотворения.
Работа по плану:
1.Мороз
— произносим — [марос]
— записываем – мороз
2. Лексическое значение слова:
— сильный холод (с температурой воздуха ниже нуля)
— холодная, зимняя погода.
3. Однокоренные слова:
Мороз, морозец, морозище, морозный, морозильник, морозить, заморозки, подморозило.
4. Синонимы:
— Мороз, холод, стужа;
5. Антонимы:
Мороз — жара, мороз-зной;
6. Фразеологизмы:
Мороз по коже (спине) дерет (пробегает, идет). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения (и др.).
7. Сочетаемость слова:
Сильные, жестокие, первые январские, русские, сибирские (морозы).
8. Пословицы:
Мороз не велик, а стоять не велит (и др.)
9. Загадка:
Без рук рисует, без зубов кусает (и др.)
10. Предложения с этим словом:
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки — зимы (А.Пушкин) (и др.)
— Запись предложения в тетрадь:
В декабре ударил сильный мороз.
Задания:
— Дать характеристику предложения;
— Выделить основу предложения;
— Выписать словосочетания;
— Подписать части речи.
Вопрос:
— Как узнать, правильно ли мы действовали?
Ответ:
— Посмотреть в учебнике (По содержанию)
Дети читают в учебнике.
— Чего вы не нашли в учебнике?
( Звуко- буквенного анализа слова «мороз»)
Рефлексия:
— Какое настроение у вас?
— Почему?
Задание на дом:
Составить свою страничку с каким- либо словом. Проиллюстрировать свою страничку.
Оценки выставлялись в ходе урока.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Презентацию на тему «Энциклопедия слова Мороз»
(3 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 9 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Энциклопедия слова «мороз».
Слайд 2
Слово «мороз» и его лексические значения.
Мороз (Студенец, Трескун, Морозко) – дух холода, широко распространенный.
Слайд 3
Слово «мороз» и слова родственники.
Мороз- морозно, морозит, морозилка.
Слайд 4
Слово «мороз» и его слова синонимы.
Мороз- холод.
Слайд 5
Слово «мороз» и слова рифмы.
Мороз- занос, борода и красный нос, зиму нам принёс, красивый дед Мороз.
Слайд 6
Слово «мороз» в русских пословицах.
Береги нос в большой МОРОЗ. День дню розь: нынче тепло, а завтра МОРОЗ. Если бы на горох не МОРОЗ, он давно бы через тын перерос.
Слайд 7
Слово «мороз» в загадках.
Какой то мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, И заросли роз? Без рук, без ног, А рисовать умеет?
Слайд 8
Слово «мороз» в частушках русского народа.
Ой, мороз-мороз, не морозь меня, Не морозь меня, моего коня. Не морозь меня, моего коня. Не морозь меня, моего коня, Моего коня белогривого, Моего коня, белогривого, У меня жена, ох, ревнивая. У меня жена, ох, красавица, Ждет меня домой, ждет-печалится. Как приду домой на закате дня, Обниму жену, напою коня. Обниму жену, напою коня. Ты, мороз-мороз, не морозь меня Ой, мороз-мороз, не морозь меня, Не морозь меня, моего коня. Не морозь меня, моего коня.
Слайд 9
Конец. Авторы: Васильев Александр и Нижников Евгений. СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!!! RESPEKT Всем!!!
Список похожих презентаций
История русского слова
Руническая письменность — знаки письменности древних славян I — IIвв., в понимании волхвов рунические значки имели еще и особый тайный магический …
Корень и однокоренные слова
Минутка чистописания. Б Б Б // б б б. Барабанщики бараны Барабанят в барабаны. Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого,езялимнак, басока,жаруой. …
Значение слова «Элегия»
Элегия. Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирического рода литературы; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, …
Диалектные слова Курской области
Актуальность данной работы состоит в том, чтобы показать значение и сохранность диалектов в русском языке, несмотря на различные факторы, влияющие …
Звук С в начале слова
сани. сайка. сок. сом. сон. Соня. сода. сопка. суп. сук. судно. сумка. сын. сыпать. сапог. сатин. сукно. сундук. сваи. скамейка. сноп. скейт. снег. …
Лексическое значение слова
Праздничный подъем и оживление испытывали оглушенные грохотом люди, с лицами, мокрыми от водяной пыли… Укажите, в каком значении употребляется в …
Корень слова
План. Обсуждение темы и цели урока Словарная работа Проверка д/з Текст Для разбора Упражнение Итог урока. Словарная работа. Фиолетовый Лиловый Сиреневый. …
Крылатые слова
Баклуши бить бездельничать. Канитель тянуть. Козёл отпущения. Лясы точить. На лбу написано. На зубок знать. Очертя голову. Плясать под чужую дудку. …
Алгоритм разбора слова по составу
Чистописание. Зз зи за Зз зи за заморозки Зима зимородок зима. 02.04.2019. Цыганок Виктория Сергеевна 2. /. Толковый словарь. За́морозки — легкие …
Многозначные слова
Отгадай слово? . . . . . . . Найди пару…. Найди в стихотворении многозначные слова. Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула, но стул не шагает. …
Анализ слова
Что следует знать. В задании А10 проверяются элементарные знания морфологии, то есть умение определять принадлежность слова к той или иной части речи. …
Заимствованные слова в русском языке
Заимствование слов – естественный и необходимый процесс языкового развития. Лексическое заимствование обогащает язык и обычно нисколько не вредит …
Конспекты
Корень слова. Однокоренные слова
ТЕМА УРОКА. :. « Корень слова. Однокоренные слова». Предмет:. Русский язык Класс:. 3. Нечаева Светлана Николаевна. ,. учитель начальных …
Корень слова. Однокоренные слова
Конспект урока русского языка учителя Бобровой О.Г. Русский язык. 5 класс. Тема урока. Корень слова. Однокоренные слова. . . Русский язык: …
Корень слова
Урок русского языка 2 класс «Корень слова». Тема урока. : Корень слова. . . Цель урока. : сформировать умение находить в слове корень и подбирать …
К истокам слова. Биография слова
Разработка открытого занятия по русскому языку. . в рамках школьного компонента «Моя речь — моё достоинство». . для учащихся 5 класса. Тема занятия: …
Безударные гласные в корне слова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Тарасинская средняя общеобразовательная школа. Урок русского языка. в 4 классе специального …
Значение слова и его написание
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс, программа «Гармония». Тема:. . Значение слова и его написание. Цели:. формировать у детей привычку задумываться …
Безударные гласные в корне слова
УЧИТЕЛЬ: Володина Вера Анатольевна. ТЕМА : Безударные гласные в корне слова. КЛАСС: 1 класс. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:.
учить производить выбор гласной …
Безударные гласные в корне слова
Проект урока по русскому языку во 2 классе . Тема: «. Безударные гласные в корне слова «. . . Сонина Ольга Николаевна , учитель начальных классов. …
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно). - Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама. - Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
информация, остальное лучше рассказать слушателям устно. - Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
а также правильно подобрать сочетание фона и текста. - Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом. - Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
выступления. - Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
меньше волноваться.
Слайд 2Значение слова
Мороз — это Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°),
холодная,
зимняя погода.
Мороз – это холод, зяба́, стужа, при которой вода мерзнет, а градусник опускается ниже нуля.
«Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз.» А.С. Пушкин.
Слайд 3Правописание слова
Произносим — [марос]
Записываем – мороз
Можно проверить последнюю букву (мороз –
морозы)
Слайд 4Фонетический разбор слова: мороз
Сделаем полный звуко — буквенный
разбор слова «мороз»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим транскрипцию.
Ударение:
моро́з — ударение падает на 2-й слог; Слоги: мо-роз (2 слога);
Возможные переносы:
мо-роз (только 1 вариант); Транскрипция слова: [мар`ос].
м — [м] — согласный, звонкий непарный, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
з — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый
Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 5 букв и 5 звуков.
Буквы: 2 гласных буквы, 3 согласных букв.
Звуки: 2 гласных звука, 3 согласных звука.
Слайд 5Однокоренные слова
Мороз – морозный, морозить, заморозить, заморозок, морозец, морозильник, морозко, приморозить,
подморозить.
Слайд 6Слова — синонимы
Мороз – стужа, холод, колотун (разговорное.)
Слайд 7Слова — антонимы
Мороз – тепло, жара.
Слайд 8Фразеологизм.
Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идет).
Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.
Слайд 9Сочетаемость слова
Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские,
сибирские… (морозы).
Слайд 10Предложения с этим словом:
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)
Слайд 11Пословицы
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз
и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Сошлись два друга – мороз да вьюга.
Слайд 12 Загадки
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого
за нос
Зимний дедушка … (мороз)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице … (мороз)
Слайд 13Физминутка
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь.
(Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)
Слайд 14Слово в картине
Дубовской Н.Н. «Морозное утро» 1894 год
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!