Руководитель проекта:
Гальвидене Валентина Александровна
Учреждение:
МОБУ «Новоладожская СОШ №2» г. Новая Ладога
В данной исследовательской работе по русскому языку «Тайна слова «Облако» я рассматриваю слово «Облако» в словарях, его синонимы и антонимы, фразеологизмы слова «облако», использование слова «облако» в пословицах, приметах и загадках, в произведениях писателей и художников.
В представленном исследовательском проекте (работе) по русскому языку на тему «Тайна слова «Облако» рассматривается лексическое значение слова «Облако», его словообразовательное гнездо, а также написание слова «облако» на разных языках.
Актуальным в исследовательской работе по русскому языку о тайне слова «Облако» является рассмотрение использования данного слова для хранения информации в компьютерном мире.
Оглавление
Введение
Основное содержание
1. Лексикографическая страница
1.1. Слово «Облако» в словаре В.И. Даля.
1.2. Слово «Облако» в словаре Т.Ф. Ефремовой.
1.3. Слово «Облако» в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
1.4. Слово «Облако» в словаре Д.Н. Ушакова.
1.5. Синонимы и антонимы слова «Облако»
1.6. Слово «Облако» в компьютерном мире…
2. Этимологическая страница
2.1. Этимология слова «Облако»
2.2. Слово «Облако» на разных языках.
3. Фразеологическая страница
3.1. Фразеологизмы со словом «Облако»
3.2. Пословицы со словом «Облако»
3.3. Приметы по облакам.
3.4. Загадки про облака.
4. Словообразовательная страница
4.1. Словообразовательное гнездо слова «Облако»
4.2. Морфемный разбор слова «Облако»
5. Литературная страница.
6. Художественная страница.
Заключение
Список литературы.
Введение
Данный исследовательский проект по русскому языку «Тайна слова «Облако» ориентирован на комплексное описание слова «облако».
Работая над проектом, мы овладеваем навыками лингвистического анализа, учимся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников, а главное – знакомимся с историей русской культуры.
Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу и др. источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова облако в русском языке, фольклоре и литературе.
Задачи проекта:
- Проанализировать варианты слова облако в основных толковых словарях русского языка;
- Изучить употребление слова облако в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;
- Проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом облако;
- Рассмотреть особенности сочетаемости слова облако;
- Описать особенности употребления слова облако в фольклоре, художественной литературе и живописи.
Предполагаемый продукт проекта: мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова облако + презентация для учителя.
1. Лексикографическая страница
Рассмотрим слово облако в разных толковых словарях: В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Слово «Облако» в словаре живого великорусского языка В.И. Даля
О́БЛАКО, о́блачный и пр. см. облекать.
Обола́кивание, оболокание ср. длит. оболоче́ние окончат. о́боло́к м. оболо́ка, оболо́чка ж. действ. по знач. глаг.
О́болок, о́болоко ср. стар. вост. о́блак м. о́блако ср. туман в высоте, пары́, сгустевшие в слоях мироколицы (атмосферы), завола́кивающие небо, небесная за́стень. Облако, серое, беле́соватое, светлое; туча, грозовая, либо темная, и́счерна.
Облако саранчи, туча; облако пыли, о́блако народа, множество. Облако, туча, застящая небо, туман; сокращ. тьма, облежащая вокруг.
Про́пасть, бе́здна, видимо-невидимо, или несчетное множество. Смерч начался белым облачко́м. Небо покрывается облачка́ми. Словно с облака свалился, внезапу. Небеса облаками одеваются, радугой опоясываются. Выше леса стоячого, ниже облака ходячого, скачет конь.
Слово «Облако» в словаре Т.Ф. Ефремовой
Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: О́блако ср.
1) а) Сгустившиеся водяные пары в виде массы плотного тумана, скопившиеся высоко в воздухе.
б) перен. Однородная бесформенная, обычно легкая масса чего-л., видом напоминающее ~.
2) перен. Что-л., омрачающее жизнь, несущее огорчение, беспокойство.
3) а) Сплошная масса, клубы мелких летучих частиц чего-л. в воздухе.
б) Запах, распространяющийся в воздухе.
Слово «Облако» в словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
Облако, -а, -ов, ср.
1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое облако. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.).
2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. Облако дыма, пара.
уменьш. облачко, -а, мн. -а, -ов, ср.
прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой.
Слово «Облако» в словаре русского языка Д.Н. Ушакова
Облако, мн. облака, облаков, ср.
1. Скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе фоне неба. Кучевые облака, перистые облака. «Белые, круглые облака высоко и тихо неслись над нами». Тургенев. «Лебедь рвется в облака.» Крылов.
2. перен. Густая масса, клубы мелких летучих частиц (пыли, пара, дыма и т.п.), застилающие воздух. Облака пыли. «В темной и тесной кухне в облаках дыма работают повара». Чехов.
3. перен. Смутное, едва заметное выражение какого-н. состояния, настроения (грусти, печали и т.п.; книжн.). «По лицу ее пробежало облако». Л. Толстой. «На лице повисло облако недоумения, недоверчивости». Гончаров. «В наших взаимных отношениях пробегало облако: мы чувствовали, что в сущности Антосъ презирает нас.» Короленко.
С облаков (свалиться и т.п.) — о неожиданном появлении кого-чего-нибудь.
«- Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков.» Грибоедов. Под облаками или до облаков — очень высоко. «Пальмы там растут до облаков.» Лермонтов. В облаках быть или в облака уноситься (и т.п.) — перен. быть далеким от повседневной, реальной жизни.
Синонимы и антонимы слова «Облако»
Облако — синонимы:
- балчина
- барашки
- водолей
- глобула
- кучевка
- нефела
- нимбус
- оболок
- падымок
- туман
- туча
- хмара
Облако – антонимы:
Антонимов к этому слову не нашлось.
Но есть антоним к прилагательному: — облачный — безоблачный.
Слово «Облако» в компьютерном мире…
В современном компьютерном мире Облаком называется виртуальная среда, которая позволяет хранить данные и работать с ними.
Облако — это совокупность серверов, подключенных ко всемирной паутине, куда можно сохранять свои файлы и в некоторых случаях устанавливать приложения. Нового значения слова облако нет в выше перечисленных словарях русского языка.
Вывод:
Таким образом, мы видим, что слово облако стало первичным только в толковых словарях более позднего периода. В словарях С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Т.Ф. Ефремовой – два значения у слова: пары и светло-серые клубы, волнистые слои в небе, а Д.Н. Ушаков добавляет еще одно значение: смутное, едва заметное выражение какого-нибудь состояния, настроения.
В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля это слово не было первичным, есть ссылка: см.облекать. Но В.И. Даль приводит большое количество слов, связанных со значениями: туман в высоте, пары́, облако пыли, о́блако народа.
2. Этимологическая страница
Этимология слова «Облако»
Рождаются новые слова, отмирают старые, ставшие ненужными. Иногда они оставляют след в каком-нибудь выражении, приобретшем в наше время совершенно иное значение. Иногда слова меняют свое прежнее значение, превращаются в новые слова.
Наука, изучающая происхождение слова и его отношение к родственным словам, называется этимологией (от греч. истинный + мысль)
Откроем этимологический словарь русского языка Фасмера Макса. Словарная статья имеет следующий вид:
о́блако
мн. облака́. Заимств. из цслав.: см. о́болоко, волоку́.
Таким образом, слово облако заимствовано из церковно-славянского языка, и слова оболоко, волоку, а значит, и современные оболочка, волочить, наволочка, заволакивать – родственные слову облако.
Слово «Облако» на разных языках
- Английский – cloud
- Испанский – nube
- Немецкий – Wolke
- Французский – nuage, ombre
- Белорусский — аблачына, воблака
- Украинский – хмара
- Японский — kumo
3. Фразеологическая страница
Фразеологизмы со словом «Облако»
В русском языке немного устойчивых выражений со словом облако. Все они имеют похожее значение, а именно: мечтать.
Уноситься в облака — мечтать, уноситься в мечтах, витать в эмпиреях, фантазировать, грезить, считать звезды, строить воздушные замки.
Быть в облаках — витать в облаках — парить в облаках, мечтать, быть в облаках, грезить, строить воздушные замки, уноситься в облака, парить между небом и землей.
Витать в облаках — устар. кто Бесплодно мечтать, быть непрактичным, уходить от действительности. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) живёт мечтами, иллюзиями, в отрыве от реальности. Говорится с неодобрением. книжн. Х витает в облаках.
Пословицы со словом «Облако»
Пословиц, поговорок, примет, загадок, связанных о словом облако достаточно много не только в русском языке, но и в других языках.
Пословицы и поговорки со словом облако:
- Без облака дождя не бывает. (армян.)
- Богатство и знатность, полученные нечестным путем, исчезают, как облако.(япон.)
- Ветер в облаках – на реке волны.(китай)
- По небу – облака, по челу – думы.(русс.)
- Маленькое облако к большому пристает.(русс.)
- Ходил черт за облаками, да оборвался. (русс)
Приметы по облакам
- Красные облака до восхода – к ветру; тучи – к дождю; красные облака при закате – к ветру.
- Солнце садится в облако – другой день ненастный.
- Западный ветер под низкими облаками – пора сеять ярицу.
- В Крещенье на полдень синие облака – к урожаю.
Загадки про облака
- Белая гора легче пера.
- Небо — синяя река, островки в ней….(облака)
- Белая простыня всю землю обошла.
- Белая вата поплыла куда-то.
4. Словообразовательная страница
Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая слово на фоне однокоренных слов.
Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова, расположенные с учетом последовательности их образования.
Словообразовательное гнездо слова «Облако»
Приведем фрагмент словообразовательного гнезда с исходным словом облако (по данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова)
о’блак(о)
о’блач-к-о
о’блач-н(ый)
о’блачн-о
о’блачн-ость
мал-о-о’блачный,,1 См. малый,,I
без-о’блач-н(ый)
безо’блачн-о
безо’блачн-ость
до-о’блач-н-ый
за-о’блач-н(ый)
зао’блачн-ость
изза-о’блач-н-ый
над-о’блач-н-ый
под-о’блач-н-ый
облак-о-ме’р См. мерить
облак-о-обра’зный
мал-о-о’блач-н(ый),,2 См. малый,,I
малоо’блачн-ость
о’блак устар.
От исходного слова облако с помощью приставок, суффиксов сложения основ можно образовать 6 существительных, 10 прилагательных, 2 наречия.
Морфемный разбор слова «Облако»
Облак | о |
---|---|
Корень. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является производным от облакати «одевать, окружать». | Окончание |
Но у слова много родственных слов: оболочка, волочь, наволочка, обволакивать, заволакивать. Можно предположить, что приставка об, соединившись с корнем волок(ч)-, пропала, а остался корень облак-.
4. Литературная страница
В литературе и писатели, и поэты в произведениях для описания неба часто используют слово облако.
Облако может быть мягким, может быть пушистым, может быть тяжелым, может быть легким.
А если наделить облако человеческими качествами, то облако может быть веселым, хмурым, печальным, мрачным, грустным, радостным.
А если о цвете: облако может быть белым, молочным, серым, пепельным.
Приведем примеры предложений с разным значением слова облако:
1. Значение «скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров»:
1) Белые, круглые облака высоко и тихо неслись над нами.
И.С. Тургенев.
2) Лебедь рвется в облака. И.А. Крылов
3) Тонкие, лёгкие облака плыли по вечернему небу. Кир Булычев.
2. Значение «густая масса, клубы мелких летучих частиц (пыли, пара, дыма и т.п.), застилающие воздух»
1) В темной и тесной кухне в облаках дыма работают повара. А.П. Чехов.
2) Лыжники и лыжницы в разноцветных костюмах с номерами и без номеров скатывались с горы, падали, поднимая облака снежной пыли, боролись, бросались снежками. С.Г. Розанов.
3. Значение «смутное, едва заметное выражение какого-нибудь состояния, настроения»
1) По лицу ее пробежало облако. Л.Н. Толстой.
2) На лице повисло облако недоумения, недоверчивости. И.А. Гончаров.
3) В наших взаимных отношениях пробегало облако: мы чувствовали, что в сущности Антосъ презирает нас. В.Г. Короленко.
Когда приходит вдохновение, я тоже сочиняю стихи. Порывшись в своих поэтических тетрадях, очень кстати я нашла свое детское стихотворение:
«Там, в облаках»
Интересно, что над нами?
Просто небо с облаками?
Нет, не правда. Доказать?
Как же вам все рассказать?..
Что же там видала я?
Бескрайние поля,
Сырное море,
Конфетные горы,
Цветных котят,
Зеленых утят,
Шоколадных ягнят,
Пушистых цыплят,
Вафельные домики,
Там были даже слоники
Размером со щенков!
И я ходила в небе
И видела жуков
Расцветок разных-разных:
И голубых, и красных.
И были там медведи,
А жабы – их соседи.
И жили все в цветах!
Какая жизнь прекрасная
Там, в облаках!
(Гальвидайте К., 11 лет)
5. Художественная страница
Облака на картине А. Куинджи
Радостной и чистой выглядит густая глазурь, посреди которой огромный клубок облака. Наполнение картины тихой и спокойной глубиной, представляет душевное состояние художника.
Облака на картине И. Левитана
В синем небе солнечные облака и рядом купола храмов — все на картине пропитано безмятежностью, спокойствием.
Облака на картине Н. Крымова
Все небо затянуто не просто облаками, а тучами, дует сильный ветер. Приближается гроза. Тучи напоминают воронку урагана.
Гальвидайте Е.О.
В.А. Осеева «Динка»
Заключение
Облако… Что первым приходит на ум, когда мы слышим это слово? «Светлый, легкий сгусток мелких водных капель, туман, обволакивающий поля», «клубы мелких летучих частиц».
Значение слова «облако» как «отражение внутреннего состояния человека» чаще используют писатели, описывая грусть, задумчивость, печаль героя. И художники образ облака используют для передачи психологического состояния человека: тревоги, мечты, размышления. Конечно же, пейзажисты на своих полотнах изображали облака в любое время года.
Оказывается, у слова «облако» много родственных слов, которые в современном языке не являются однокоренными. Но размышляя над значениями слов: наволочка, волочить, облачаться, навлечь, оболочка — мы видим, как много общего и в написании слов, и в значении их со словом «облако».
Список литературы
1. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В 4-хт. – М., 1995.
2. Кобяков Д. Бессмертный дар. Барнаул 1973.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
4. Словарь синонимов русского языка. В 2-х т. Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.
5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. – М., 2000.
6. Толковый словарь русского языка. В4-х т. Под ред. Д.Н.Ушакова. – М., 1968.
7. Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс. В 4-х т. – М., 2000.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Слайд 1
Муниципальная научно-практическая конференция « Горизонты открытий»-2021 Выполнила Сёмченкова Дарья,3а класс Научный руководитель: Тимофеева Л.В., учитель начальных классов МОУ « Жарковская СОШ №1» Исследовательский проект ,,Рассказ о слове ”
Слайд 2
Актуальность На уроке русского языка мы с учителем делали проект «Рассказ о слове ». Меня заинтересовала эта тема и я решила проанализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами произносим с раннего детства и храним в памяти до глубокой старости. Это слово «Мама».
Слайд 3
Цель проекта: П роанализировать слово « мама » с точки зрения русского языка, создать лепбук .
Слайд 4
Для достижения цели я поставила перед собой задачи: 1 . Рассмотреть происхождение слова. 2.Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова. 3.Выяснить лексическое значение слова «мама» в толковом словаре. 4.Подобрать однокоренные слова. 5.Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову. 6.Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами, составить синквейн 7 . Подготовиться к защите проекта
Слайд 5
Происхождение слова «мама» Чтобы выяснить происхождение этого слова я обратилась к толковым словарям Ушакова , Даля и Ожегова.
Слайд 6
Происхождение слова «мама» В них даётся следующее толкование слова: Мама- мать, родительница. Мама – слово датского языка. Мать – одно из самых древних индоевропейских слов . В славянских языках древняя основа – м а т е р — была усечена и получилось м а т и, которое потом изменилось в «мать» под воздействием существительных типа: кость, мышь.
Слайд 7
Происхождение слова «мама» Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. Это слово происходит из детского лепета и обозначают важнейшие для каждого человека понятия. Образовано повторением слога — ма
Слайд 8
Лексическое значение слова и строение. Обратилась к толковому словарю С. И. Ожегова. Мать- это женщина по отношению к своим детям, а «мама» означает тоже самое. Говорим и пишем слово «мама» одинаково
Слайд 9
Родственные слова Опираясь на свои знания об однокоренных словах, мне удалось подобрать пятнадцать однокоренных слов: маманя, мамаша, маменька, маменькин, мамин, мамка,мамочка , мамочкин, мамуля, материнский, материнство, матушка, матушкин, мать, по-маминому
Слайд 10
А нтонимы На уроках русского языка мы узнали, что антонимы , это слова противоположные по смыслу. Поэтому подобрала их самостоятельно. мачеха (не родная мама) Частично: отец, сын, дочь Я нашла только четыре, а их всего 13.
Слайд 11
Синонимы Я уже знаю что синонимы, это слова одной и той же части речи,которые звучат и пишутся по-разному, но имеют похожее лексическое значение. Стала подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте решила обратиться за помощью к интернету. Мама, родительница, матушка, мать . Оказалось, что у слова мама 56 синонимов, а я подобрала только четыре .
Слайд 12
Фразеологизмы С уроков русского языка мы знаем ,что фразеологизмы –это устойчивые сочетания слов. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл. Мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов. Найти фразеологизмы к слову мама помог словарь фразеологизмов. Их оказалось много.
Слайд 13
Фразеологизмы Кузькина мать — выражение угрозы. Например: Он тебе покажет кузькину мать! Матушки (мои)! — восклицание изумления или испуга; то же, что батюшки (мои). Мать честная — восклицание, выражающее какую-нибудь сильную эмоцию (удивление, испуг, радость, злость)Например: Мать честная! и здорово же он играет! Правда-матка — говорить правду, истина. Например: Всегда правду-матку режет.
Слайд 14
Пословицы Мы знаем что пословица – краткое, народное изречение с назидательным смыслом. Вот такие пословицы помогла найти Ира. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха. Птица рада весне, а младенец — матери. Нет милее дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло, при матушке добро. Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).
Слайд 15
Загадки Загадка- это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Загадки, которые помогла найти Арина. В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо – Лучше всех на свете… Колыбель кто вам качает, Кто вам песни напевает, Кто вам сказки говорит И игрушки вам дарит?
Слайд 16
Стихотворения,частушки,песни Это задание было самым интересным. Нам нужно было вспомнить, отрывки из стихотворений, частушки ,песни, где встречается слово мама. Мама — теплые ладони, Мама — глазки доброты , В этом мире всех прекрасней, Мама, всех любимей ты! Мама — нежная улыбка, Мама — солнышко с небес, Мама — светлый ангелочек, Лучшее из всех чудес
Слайд 17
Частушки Мама лаской и добром Помогает мне во всем, Я её благодарю, Послушание дарю!
Слайд 18
ПЕСНИ Песен со словом мама очень много, но нам знакомы: Ах,какая мама! Веснушки для мамы. Вот она какая наша мама! Добрая милая мама!
Слайд 19
Праздники День 8 Марта День Матери
Слайд 20
День Матери Учительница напомнила ,что День матери в 2021 отмечается 28 ноября, в воскресенье. Это рассчитываемый праздник. Принцип расчета: последнее воскресенье ноября . Поздравляем всех матерей с этим замечательным праздником . Здоровья ,тепла и нежности.
Слайд 21
Сочетаемость слов молодая мама будущая мама заботливая мама р одная мама мамина мама милая мама дорогая мама папина мама любимая мама
Слайд 22
Синквейн Прежде чем составить синквейн , мы выяснили что это прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.
Слайд 24
Этапы выполнения проекта Берём листы формата А- 3, скотч, ножницы, листы с сообщениями, приготовленными дома.
Слайд 25
Решаем проблему Лариса Витальевна предложила оформить всё в виде лэпбука . А что это такое? Лэпбук ? Лэпбук ?
Слайд 26
Лэпбук Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Лэпбук переводится с английского как «наколенная» или «складная книга». Это популярное, интересное наглядное пособие, а также способ хранения всей собранной по определённой теме информации, игр, загадок . Это всевозможные кармашки, книжки-гармошки, вращающиеся детали, окошки.
Слайд 27
Мы собрали много готовых шаблонов
Слайд 28
Арина ищет загадки. Ира пишет пословицы.
Слайд 29
Оформляем фразеологизмы.
Слайд 30
Украшаем лэпбук
Слайд 31
Вот что получилось!
Слайд 32
Спасибо за внимание!
Слайд 33
Литература 1.Загадки. Скороговорки. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС» 2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В.П. Канакина , В.Г.Горецкий . – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил .-(Школа России). 3.Ожегов С.И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр .-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель », 2011-1360 с. 4.Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров . – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с. 5.anglijskij-dlja-detej.ru›chto-takoe-lepbuk Источники информации
Творческий проект «Рассказ о слове»
проект по русскому языку (3 класс) на тему
Работы выполнены учащимися 3 класса, в результате исследования все участники рассказали об особенностях каждого слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_o_slove_tit.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель Абдулганиева Г.А.
Бекеева Лачина 3класс
Рассказ о слове
1.Лексческое значение слова:
Намеренное искажение истины, неправда, обман.
лживый, лгун, лгать.
неправда, обман, фальш.
Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)
Правдивая ложь, абсолютная ложь, красивая ложь, откровенная ложь.
Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.
Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
8.Предложение с этим словом:
Солгав однажды, будь кому,
Мы навсегда ушли во тьму.
Где ложь, там рядом клевета,
Там зависть, ревность, суета,
Там чувства искренности нет,
Там ложь царит, там суета сует.
Пусть незначительна та ложь,
Но ты уже во тьме живешь.
Ты лжец, преступник перед миром
Избравши ложь своим кумиром.
Нуракаева Самира 3 класс
Рассказ о слове
произносим [зар а ]
1.Лексическое значение слова:
Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
Заря, озарять, озарение, зарево.
Ни свет, ни заря. (Очень рано, до рассвета)
Утренняя заря, алая заря, пылает заря, вечерняя заря.
Какова вечерняя заря – таков и следующий день.
Пылает вечерняя заря – к ветренному дню.
Пылает ковёрбольшой, большой, но не ступить на него ногой.
8.Предложение с этим словом:
В дымных тучах пурпур розы, И лобзания, и слёзы,
Отблеск янтаря, И заря, заря. (А.А.Фет)
Кочекаева Айнабад 3класс
Рассказ о слове
произносим[в’э т’э р ]
1.Лексическое значение слова:
Движение потока воздуха, символизирует живое дыхание Вселенной.
ветренный, поветрие, ветренно.
вихрь, буран,шторм, ураган.
Ветер в голове(несерьёзный), как ветром сдуло
Ветер кликать – зря голос срывать
Бежит по снегу, а следу нет.
Ветер, ветер – ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!
Джанибекова Эмина 3класс
Рассказ о слове
1.Лексическое значение слова:
высокая температура воздуха, более 40 градусов.
жар, жаркий, жарища, жарить.
тепло, пекло, зной.
мороз, холод, стужа.
Ни жарко, ни холодно.
Когда в печи жарко, тогда и варко.
Против жары и камень треснет
На сучках висят шары, посинели от (жары)
8.Предложения с этим словом:
Все лето стояла сильная жара.
Жара, июль, макушка лета,
Лишь только выхожу во двор,
Так тут же от потоков света
В моей душе звучит минор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье я показала развитие различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно.
В работе содержится перечень разных словарных работ и диктантов, загадки и пословицы, содержащие словарные слова.
Дана подборка упражнеий для творческих диктантов по русскому языку при закреплении и повторении словарных слов в 1-4 классах.
В представленом материале содержится рабочая программа по факультативному курсу «Творческая работа со словом».
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в .
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 — 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово».
Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показа.
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс
Татьяна Писарева
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс
Введение
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.
Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова… И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.
Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.
Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.
Основная часть
Слово «дождь»
Произносим до/шть/, пишем дождь.
1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.
Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
2. Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:
«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».
3. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.
4. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.
5. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».
6. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.
7. Предложения со словом:
Дождь зарядку делал в шесть,
Разбудил на крыше жесть,
Энергично бил по жести,
Совершая бег на месте.
Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).
Загадка. Приложение №2.
С. Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).
Произносим слово жара, пишем — жара.
1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.
2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.
3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.
4. Антонимы: жара – мороз, холод.
5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого труда).
6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).
7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.
Из стихотворения Роберта Рождественского:
Я такой жары ещё не помню…
Жарко паутине. Жарко полю.
Загадка. Приложение №2.
Против жары и камень треснет. (Трудно переносить сильную жару).
Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).
Слово «дружба»
Произносим дружба, пишем дружба.
1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.
3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.
4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.
5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).
6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).
7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.
Где нет дружбы, там нет успеха. (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).
Рождается в беде, а закаляется в труде. (Дружба).
Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. (Приложение №1).
Игры со словами. Приложение №3.
Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.
Литература:
1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.
2. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс. «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.
3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,
4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.
5. Интернет – ресурсы.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-proektu-raskaz-o-slove_jidth.pptx | 3065,95 Кб |
Дидактическая игра в старшей группе «Найди место звука в Слове» Дидактическая игра в старшей группе «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине.
Учебный мини-проект познавательно-речевому развитию «Подкормим птиц зимой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3» Проектная деятельность в детском.
Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 1. Григорий» Близится к завершению долгосрочный проект «Давно была война…». О вехах этого проекта не раз писала я в своем блоге за этот учебный год.
Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 2. Василий.» Почти год назад, летом, была у меня публикация о сказочной подмосковной деревни Лукошкино. Рассказала я тогда, что стоит в той деревне.
Проект «Театр — как много в этом слове!» Проект «Театр-как много в этом слове». Тип проекта: Творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: Дети и воспитатели двух подготовительных.
Рассказ о бабушке. Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию рассказ, который я написала,участвуя в муниципальном конкурсе «Я помню! Я горжусь!».
Рассказ «Родина» Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.
Разбитый стаканчик. Рассказ Дзинь! Скользкий мыльный стаканчик внезапно выскользнул из рук и разлетелся на мелкие осколки. На шум в кухню вбежали внуки. -Бабушка,.
Сценарий «Мама-в этом слове солнца свет» (подготовительная группа.) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Брусничка» Музыкальный руководитель: Сорокина Н. М. «МАМА- В ЭТОМ СЛОВЕ.
Конспект занятия «Семья! Как много в этом слове…» Занятие «Семья! Как много в этом слове…» Цель: — знакомство членов группы друг с другом — создание благоприятного эмоционального климата,.
Интересный проект для 3 класса «Рассказ о слове». Примеры
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, вот сюда, там все подробно написано.
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/uchebnyi-proekt-raskaz-o-slove-3-klas.html
http://shkolala.ru/proekty/bukvyi-i-slova/proekt-rasskaz-o-slove/