Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Проект
рассказ о слове
„ЧАСЫ‟Выполнил: ученик 3 „Г‟ класса МОУ СШ № 7
Орлов Николай -
2 слайд
Произносим ч’асы
Записываем часыЧАСЫ
-
3 слайд
Часы́ — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки .
Лексическое значение
-
4 слайд
Час
Часовщик
Часовой
Часики
ЧасовняОднокоренные слова
ЧАСЫ -
5 слайд
Антоним к этому слову нет
Склянка
Часики
Ходики
Куранты
Электрочасы
Час
СозвездиеСиноним и Антонимы
Синонимы
Антоним -
6 слайд
Стоять на часах – нести караул
Фразелогизм
-
7 слайд
Старые часы.
Песочные часы.
Разные часы.
Сочетаемость слова: -
8 слайд
И петух свои часы знает.
Кто по годам, а мы – по часам.
Сею, вею, не поспею. Часы на стене, а время на спине.
Солнышко всходит, часов не спрашивает.Пословицы
-
9 слайд
У них усы не для красы –
Они показывают время
И называются……
На руке и на стене,
И на башне в вышине:
Ходят, ходят ровным ходом –
От восхода до захода.
Загадки. -
10 слайд
Там, на мамином комоде,
Каждой ночью кто-то ходит!
Слышен лёгкий быстрый шаг
В тишине: тик-так, тик-так!
Я к Пушку: «Ну что ты спишь!
Может это всё же мышь?!»
Но зевает кот в усы:
«Это тикают часы!»
(Т. Ефимова)
Предложения. -
11 слайд
Спасибо за внимание.
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
ПРОЕКТ:
«РАССКАЗ О СЛОВЕ»
3 класс
В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
2016г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение, изобразительное искусство
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет
6. Состав проектной группы: весь 3 «Б» класс. Ребята работают индивидуально или в парах.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.
8. Проблемные вопросы:
Что мы знаем о слове?
9. Цель проекта:
-
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
-
составить словарную статью о слове;
-
участвовать в презентации своей страницы.
-
10. Задачи проекта:
-
формировать умения подбирать информацию;
-
выделять из большого количества информации главное;
-
представлять свой проект.
11. Вопросы учебной темы
Каково лексическое значение слова?
Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?
Как найти синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы к слову?
12. Необходимое оборудование компьютер для поиска информации, книги, журналы.
13. Аннотация проекта:
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Омонимы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме или парами. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания. Для успешной реализации проекта необходима четкая организация исследовательской деятельности детей.
14.Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные результаты-
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
-
сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;
-
сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты –
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
-
находить пути решения поднимаемой проблемы;
-
находить полезную информацию в словарях;
-
совершенствовать умения находить однокоренные слова;
-
собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
-
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
-
оформлять страницу книги;
-
презентовать проект;
-
оценивать результаты работы;
-
пользоваться результатами собственной деятельности.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Какие слова окружают каждое слово?
Проблемные вопросы
Словообразование слова и его окружение.
15. Продукт проекта: странички книги.
16. Этапы работы над проектом
№ п/п |
Этапы деятельности |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
1этап. Подготовительный. |
1. Сообщение цели и задач проекта. Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4. |
8 октября |
2. |
2 этап. Планирование и организация деятельности. |
1. Обсуждение названия проекта. 2. Планирование . — Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта. 3. Сбор материала. 4. Оформление работы. 5. Защита. |
8-9 октября |
3. |
3 этап. Практический |
Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации. |
12-14 октября |
4. |
4 этап. Презентационный |
4 этап. Презентационный Представление и защита работ. |
15-16 октября |
5. |
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный) |
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка. |
16 октября |
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
1Сообщение цели и задач проекта.
Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.
Полученную информацию оформить на листах формата А — 4.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
1. Обсуждение названия проекта.
2. Планирование.
— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.
3. Сбор материала.
4. Оформление работы.
5. Защита.
3 этап. Практический
Выполнение запланированной работы; внесение изменений.
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
-
Урок по окружающему миру «Рассказ о слове».
-
Работа над проблемными вопросами.
-
Распределение работы обучающихся по проекту.
-
Оформление презентаций и выступлений к проекту: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
Обучающиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего обучающиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу и подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как страницу книги.
СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ О СЛОВЕ (образец)
Произносим _______________
Записываем _______________
1.Лексическое значение слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Однокоренные слова: _______________________________________________________
3. Синонимы: ________________________________________________________________
4. Антонимы: ________________________________________________________________
5. Фразеологизм _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Сочетаемость слова: _________________________________________________________
7.Пословицы: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Загадки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Предложения со словом :
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОЕКТ «РАССКАЗ О СЛОВЕ СВЕТ»
Выполнила :
Обучающаяся 3 «Б» класса
МБОУ БСОШ
Кумицкая Кристина
СВЕТ
1.Лексическое значение слова:
1.Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым.
2.Источник освещения.
3.Рассвет, восход солнца.
2.Однокореные слова: Свет, светило, засветит, светильник, светофор, рассвет, светец, светик.
3. Синонимы: свет, источник, осветление.
Антонимы: свет – тьма.
Фразеологизм:
Свет в окошке – только это радует.
Ни свет, ни заря – очень рано до рассвета.
Пролить свет – разъяснить.
Чуть свет – самый ранний, утром, когда начинает светать.
4. Сочетаемость слова: дневной, яркий, солнечный, тусклый, прозрачный, красный, (свет).
5. Пословицы.
Ученье — свет, не ученье — тьма.
Свет не без добрых людей.
Загадки.
1. Рано белое суконце
Лезет утром к нам в оконце.
2. Не стукнет, не брякнет,
А в окно войдет.
6. Предложение с этим словом.
Солнечный свет.
Растаял туман, шатёр голубой,
И солнца свет, как моря прибой,
Хлынул на наши просторы:
Залил реки, поля и леса;
Засверкала алмазом роса;
Забелели снежные горы.
Он и в души наши проник,
Там росток печали поник;
Счастье, как заря, заалело;
И жизнь улыбнулася нам,
На горе всем нашим врагам;
Напрасно сердце
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.
В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, работали с орфографическими словарями и словарями синонимов, антонимов, омонимов и фразеологических, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.
ВЫВОД:
В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.
3 класс
Методические рекомендации к проекту по русскому языку
на тему «Рассказ о слове»
УМК «Школа России»
Актуальность данного проекта заключается в том, что: он направлен на расширение кругозора, обогащение словарного запаса детей, любознательности, совместную работу с одноклассниками, родителями и учителем.
Цели: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большего количества информации главное и представлять свой проект; развивать творческие способности учащихся; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Задачи: научить определять лексическое значение слова при помощи словаря; подбирать к слову омонимы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, используя словари; составлять с данным словом словосочетания, предложения
Предметная область: русский язык, литературное чтение.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Режим работы: урочно — внеурочный.
Продолжительность работы над проектом:1 неделя.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Объектом данного проекта является – слово.
Продукт проекта: собственная словарная статья о слове, созданная детьми.
Проблемный вопрос: Что можно рассказать о слове?
Учебные вопросы (или план, по которому необходимо работать над данным проектом):
1.Как произносится и пишется слово?
2.Каково его лексическое значение?
3.Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?
4. Есть ли у него антонимы?
5. Есть ли у него синонимы?
6.Можно подобрать фразеологизмы?
7.С какими словами сочетается слово?
8.Подбери пословицу.
9.Найди загадку.
10.Составь предложение с этим словом (можно найти строки из стихотворения, песни)
Планируемые результаты: в ходе работы над проектом учащиеся будут учиться:
- находить пути решения поднимаемой проблемы;
- пользоваться и находить необходимую информацию в словарях (толковом, фразеологическом, антонимов, синонимов);
- совершенствовать умения находить однокоренные слова;
- собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
- сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- оформлять словарную статью о слове;
- участвовать в презентации своей страницы журнала и презентовать проект;
- оценивать результаты работы и пользоваться результатами собственной деятельности.
План проведения проекта
Реализовывать проект предполагается в три этапа:
1этап. Подготовительный.
Цель: выявить первоначальные знания детей.
Сообщение цели и задач проекта, формулирование проблем, которые будут решаться в проекте. Коллективное создание словарной статьи для слова «мороз».
2этап. Этап конкретной реализации содержания проекта.
Цель: сбор и уточнение информации по теме проекта.
Необходимо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении и оформить собранную словарную статью.
Ученики самостоятельно или совместно с учителем, родителями работают с информацией, анализируют материал, оформляют свои работы.
3этап. Оценочный.
Цель: подведение итогов, анализ результатов. Ученики презентуют классу свои работы.
Рекомендации для учащихся по работе над проектом:
Выбрать слово и по плану выполнить работать над проектом :
1.Как произносится и пишется слово?
2.Каково его лексическое значение?
3.Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?
4.Есть ли у него синонимы?
5.Есть ли у него антонимы?
6.Можно подобрать фразеологизмы?
7.С какими словами сочетается слово?
8.Подбери пословицу.
9.Найди загадку.
10.Составь предложение с этим словом ( можно найти строки из стихотворения, песни)
Ваши обязанности по проекту: найти подходящий материал и оформить словарную статью (см. образец таблице ниже), Если самостоятельно справиться с проектом не сможете, то обратитесь за помощью к родителям или учителю.
Сроки работы: 1неделя.
Способы оформления результатов: лист-информация по теме ( лист А 4).
Напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным.
План Вашего выступления на презентации проекта:
1) Рассказать о слове.
2) Сделать вывод и поблагодарить присутствующих людей.
Как Вы оцениваете свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, была ли работа успешной)?
В помощь ученику:
- http://www.vedu.ru/expdic/ толковый словарь русского языка
- http://frazbook.ru/frazeologizmy фразеологический словарь
- http://synonymonline.ru/ словарь синонимов
- http://antonymonline.ru/ словарь антонимов
- http://cognates.ru/ словарь однокоренных слов
Проект «Рассказ о слове»
произносим [ ________________ ]
записываем _________________
- Лексическое значение слова:
_________________________________________________________________
- Однокоренные слова: ___________________________________________
_______________________________________________________________
- Антонимы: ____________________________________________________
- Синонимы:_____________________________________________________
- Фразеологизм:
__________________________________________________________________
- Сочетаемость слова (словосочетания):
__________________________________________________________________
- Пословица:
__________________________________________________________________
- Загадка
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
- Предложение с этим словом.
________________________________________________________________
Выполни___: _______________________________, учени___ 3 «А» класса
Проект «Рассказ о слове»
произносим [ ________________ ]
записываем _________________
- Лексическое значение слова:
_________________________________________________________________
- Однокоренные слова: ___________________________________________
_______________________________________________________________
- Антонимы: ____________________________________________________
- Синонимы:_____________________________________________________
- Фразеологизм:
__________________________________________________________________
- Сочетаемость слова (словосочетания):
__________________________________________________________________
- Пословица:
__________________________________________________________________
- Загадка
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
- Предложение с этим словом.
________________________________________________________________
Выполни___: _______________________________, учени___ 3 «А» класса
Проект «Рассказ о слове»
произносим [ ________________ ]
записываем _________________
- Лексическое значение слова:
_________________________________________________________________
- Однокоренные слова: ___________________________________________
_______________________________________________________________
- Антонимы: ____________________________________________________
- Синонимы:_____________________________________________________
- Фразеологизм:
__________________________________________________________________
- Сочетаемость слова (словосочетания):
__________________________________________________________________
- Пословица:
__________________________________________________________________
- Загадка
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
- Предложение с этим словом.
________________________________________________________________
Выполни___: _______________________________, учени___ 3 «А» класса
Проект «Рассказ о слове»
произносим [ ________________ ]
записываем _________________
- Лексическое значение слова:
_________________________________________________________________
- Однокоренные слова: ___________________________________________
_______________________________________________________________
- Антонимы: ____________________________________________________
- Синонимы:_____________________________________________________
- Фразеологизм:
__________________________________________________________________
- Сочетаемость слова (словосочетания):
__________________________________________________________________
- Пословица:
__________________________________________________________________
- Загадка
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
- Предложение с этим словом.
________________________________________________________________
Выполни___: _______________________________, учени___ 3 «А» класса
Проект «Рассказ о слове»
произносим [ ________________ ]
записываем _________________
- Лексическое значение слова:
_________________________________________________________________
- Однокоренные слова: ___________________________________________
_______________________________________________________________
- Антонимы: ____________________________________________________
- Синонимы:_____________________________________________________
- Фразеологизм:
__________________________________________________________________
- Сочетаемость слова (словосочетания):
__________________________________________________________________
- Пословица:
__________________________________________________________________
- Загадка
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
- Предложение с этим словом.
________________________________________________________________
Выполни___: _______________________________, учени___ 3 «А» класса
Проект «Рассказ о слове»
произносим [ ________________ ]
записываем _________________
- Лексическое значение слова:
_________________________________________________________________
- Однокоренные слова: ___________________________________________
_______________________________________________________________
- Антонимы: ____________________________________________________
- Синонимы:_____________________________________________________
- Фразеологизм:
__________________________________________________________________
- Сочетаемость слова (словосочетания):
__________________________________________________________________
- Пословица:
__________________________________________________________________
- Загадка
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
- Предложение с этим словом.
________________________________________________________________
Выполни___: _______________________________, учени___ 3 «А» класса
Проект «Рассказ о слове»
произносим [ ________________ ]
записываем _________________
- Лексическое значение слова:
_________________________________________________________________
- Однокоренные слова: ___________________________________________
_______________________________________________________________
- Антонимы: ____________________________________________________
- Синонимы:_____________________________________________________
- Фразеологизм:
__________________________________________________________________
- Сочетаемость слова (словосочетания):
__________________________________________________________________
- Пословица:
__________________________________________________________________
- Загадка
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
- Предложение с этим словом.
________________________________________________________________
Выполни___: _______________________________, ученик__ 3 «А» класса
Творческий проект «Рассказ о слове»
проект по русскому языку (3 класс) на тему
Работы выполнены учащимися 3 класса, в результате исследования все участники рассказали об особенностях каждого слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_o_slove_tit.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель Абдулганиева Г.А.
Бекеева Лачина 3класс
Рассказ о слове
1.Лексческое значение слова:
Намеренное искажение истины, неправда, обман.
лживый, лгун, лгать.
неправда, обман, фальш.
Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)
Правдивая ложь, абсолютная ложь, красивая ложь, откровенная ложь.
Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.
Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
8.Предложение с этим словом:
Солгав однажды, будь кому,
Мы навсегда ушли во тьму.
Где ложь, там рядом клевета,
Там зависть, ревность, суета,
Там чувства искренности нет,
Там ложь царит, там суета сует.
Пусть незначительна та ложь,
Но ты уже во тьме живешь.
Ты лжец, преступник перед миром
Избравши ложь своим кумиром.
Нуракаева Самира 3 класс
Рассказ о слове
произносим [зар а ]
1.Лексическое значение слова:
Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
Заря, озарять, озарение, зарево.
Ни свет, ни заря. (Очень рано, до рассвета)
Утренняя заря, алая заря, пылает заря, вечерняя заря.
Какова вечерняя заря – таков и следующий день.
Пылает вечерняя заря – к ветренному дню.
Пылает ковёрбольшой, большой, но не ступить на него ногой.
8.Предложение с этим словом:
В дымных тучах пурпур розы, И лобзания, и слёзы,
Отблеск янтаря, И заря, заря. (А.А.Фет)
Кочекаева Айнабад 3класс
Рассказ о слове
произносим[в’э т’э р ]
1.Лексическое значение слова:
Движение потока воздуха, символизирует живое дыхание Вселенной.
ветренный, поветрие, ветренно.
вихрь, буран,шторм, ураган.
Ветер в голове(несерьёзный), как ветром сдуло
Ветер кликать – зря голос срывать
Бежит по снегу, а следу нет.
Ветер, ветер – ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!
Джанибекова Эмина 3класс
Рассказ о слове
1.Лексическое значение слова:
высокая температура воздуха, более 40 градусов.
жар, жаркий, жарища, жарить.
тепло, пекло, зной.
мороз, холод, стужа.
Ни жарко, ни холодно.
Когда в печи жарко, тогда и варко.
Против жары и камень треснет
На сучках висят шары, посинели от (жары)
8.Предложения с этим словом:
Все лето стояла сильная жара.
Жара, июль, макушка лета,
Лишь только выхожу во двор,
Так тут же от потоков света
В моей душе звучит минор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье я показала развитие различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно.
В работе содержится перечень разных словарных работ и диктантов, загадки и пословицы, содержащие словарные слова.
Дана подборка упражнеий для творческих диктантов по русскому языку при закреплении и повторении словарных слов в 1-4 классах.
В представленом материале содержится рабочая программа по факультативному курсу «Творческая работа со словом».
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в .
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 — 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово».
Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показа.
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс
Татьяна Писарева
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс
Введение
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.
Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова… И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.
Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.
Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.
Основная часть
Слово «дождь»
Произносим до/шть/, пишем дождь.
1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.
Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
2. Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:
«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».
3. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.
4. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.
5. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».
6. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.
7. Предложения со словом:
Дождь зарядку делал в шесть,
Разбудил на крыше жесть,
Энергично бил по жести,
Совершая бег на месте.
Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).
Загадка. Приложение №2.
С. Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).
Произносим слово жара, пишем — жара.
1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.
2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.
3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.
4. Антонимы: жара – мороз, холод.
5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого труда).
6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).
7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.
Из стихотворения Роберта Рождественского:
Я такой жары ещё не помню…
Жарко паутине. Жарко полю.
Загадка. Приложение №2.
Против жары и камень треснет. (Трудно переносить сильную жару).
Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).
Слово «дружба»
Произносим дружба, пишем дружба.
1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.
3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.
4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.
5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).
6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).
7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.
Где нет дружбы, там нет успеха. (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).
Рождается в беде, а закаляется в труде. (Дружба).
Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. (Приложение №1).
Игры со словами. Приложение №3.
Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.
Литература:
1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.
2. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс. «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.
3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,
4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.
5. Интернет – ресурсы.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-proektu-raskaz-o-slove_jidth.pptx | 3065,95 Кб |
Дидактическая игра в старшей группе «Найди место звука в Слове» Дидактическая игра в старшей группе «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине.
Учебный мини-проект познавательно-речевому развитию «Подкормим птиц зимой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3» Проектная деятельность в детском.
Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 1. Григорий» Близится к завершению долгосрочный проект «Давно была война…». О вехах этого проекта не раз писала я в своем блоге за этот учебный год.
Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 2. Василий.» Почти год назад, летом, была у меня публикация о сказочной подмосковной деревни Лукошкино. Рассказала я тогда, что стоит в той деревне.
Проект «Театр — как много в этом слове!» Проект «Театр-как много в этом слове». Тип проекта: Творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: Дети и воспитатели двух подготовительных.
Рассказ о бабушке. Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию рассказ, который я написала,участвуя в муниципальном конкурсе «Я помню! Я горжусь!».
Рассказ «Родина» Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.
Разбитый стаканчик. Рассказ Дзинь! Скользкий мыльный стаканчик внезапно выскользнул из рук и разлетелся на мелкие осколки. На шум в кухню вбежали внуки. -Бабушка,.
Сценарий «Мама-в этом слове солнца свет» (подготовительная группа.) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Брусничка» Музыкальный руководитель: Сорокина Н. М. «МАМА- В ЭТОМ СЛОВЕ.
Конспект занятия «Семья! Как много в этом слове…» Занятие «Семья! Как много в этом слове…» Цель: — знакомство членов группы друг с другом — создание благоприятного эмоционального климата,.
Интересный проект для 3 класса «Рассказ о слове». Примеры
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, вот сюда, там все подробно написано.
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/uchebnyi-proekt-raskaz-o-slove-3-klas.html
http://shkolala.ru/proekty/bukvyi-i-slova/proekt-rasskaz-o-slove/
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название: УМК «Школа России» Предмет: русский язык
Класс:_3
Тема урока: Проект «Рассказ о слове»
Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщающий урок по теме «Слово в языке и речи»
Тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальная работа.
Цель проекта: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове.
Задачи проекта: формировать умения подбирать текстовую информацию;
выделять из большого количества информации главное;
представлять свой проект.
Этап урока
Время мин.
Содержание учебного материала
Методы и приёмы работы
ФОУД (формы организации учебной деятельности)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
ФУУД (формирование универсальных учебных действий)
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
2 мин.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
Метод стимулирования к обучению.
Фронтальная, индивидуальная
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.
Приветствуют учителя
настраиваются на урок
Коммуникативные УУД: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
II этап.
Самоопределение к деятельности
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели
5 мин
Из чего состоит речь?
-Что такое слово?
-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений?
-Когда так говорят?
Двух слов связать не может.
Перейти от слов к делу.
-Какая тема нашего проекта, как думаете?
-Какую цель поставим на уроке?
Проблемно-поисковые.
Фронтальная
Беседа с обучающими
Диалог с учителем.
Работа со словарём.
Слово-
1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
2. Речь, способность говорить.
(из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова)
Формулирование темы и цели проекта
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации;
выдвижение гипотез.
Регулятивные УУД:
учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу;
планирование деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.
III этап. Работа над проектом
1.Работа по формулированию учебных задач урока
2.Поиск источников информации.
3.Выработка критериев оценивания
работ
5 мин
Учебные задачи.
1.Полнота раскрытия темы по плану 2.Оформление проекта.
3.Защита проекта.
Оценивание работы:
! отлично, всё получилось;
+ хорошо, были незначительные ошибки;
— не всё получилось, требуется помощь.
Словесный.
Фронтальная.
Диалог с обучающимися. Знакомство с технологической картой. (Приложение 1)
Диалог с учителем и одноклассниками. Поиск информации. Работа на компьютере с помощью технологической карты.
Регулятивные УУД:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог; умение договариваться;
умение запросить недостающую информацию у учителя;
Физкультминутка.
2
мин
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Практический .
Групповая.
Проведение физкультминутки.
Выполняют действия.
Наклоны вперёд и назад. Рывки руками перед грудью.
Вращение головой.
Садятся за парты.
IVэтап. Практическая работа над проектом.
1.Создание продукта проектной деятельности.
25 мин
Создание проекта.
Проблемно-поисковые , контроля и самоконтроля
Индивидуальная.
— Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? -Что вам надо для проекта?
Помощь обучающимся.
Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности
Дети выбирают форму работы, составляют рассказ о слове.
Познавательные УУД:
решать проблемы творческого характера.
Коммуникативные УУД:
умение вести монолог и диалог.
Личностные УУД:
учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Регулятивные УУД:
учатся принимать и сохранять учебную задачу.
2. Защита проекта
5 мин
Защита презентации.
Контроля и самоконтроля
Индивидуальная.
— Кто справился с проектом?
— Кто уже готов защитить свой проект?
Обучающиеся защищают свои проекты,дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.
Познавательные УУД:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
умение вести монолог и диалог.
Личностные УУД:
учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.
Регулятивные УУД:
учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности.
Vэтап. Рефлексия деятельности
Самооценка деятельности
1 мин
— Что мы делали на уроке?
Продолжите предложения:
*Было интересно…
*Теперь я могу…
*Мне понравилось…
Фронтальная.
Беседа по вопросам.
Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.
— Готовились к проекту.
-Делали проект.
-Защищали проект.
-Оценивали проект
Регулятивные УУД:
учатся самостоятельно адекватно оценивать свою и чужую деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД:
учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
Рефлексия учебного материала процесса и результата деятельности на уроке
Личностные УУД:
Нравственно-эстетическая. ориентация.