1
Слово «Жизнь» Проект по русскому языку ученика 4 класса «В» ГБОУ ЦО 1080 Горлового Дмитрия
2
Жизнь-существование, бытие и развитие. А так же жизнь олицетворяли с богами. В Египте- Ра- бог солнца и всего живого, а также Осирис- бог земледелия загробного (потустороннего мира). На Руси Бог или Иисус. В Мусульманских странах- Аллах.
3
Держись слились откажись кружить женись докажи скажи берегись вернись миражи лжи заслужить инь окружи дрожит витализм нить типажи дожди жир вершин кружись синь Слова рифмы
4
Жизнь – 1 слог; 5,/$4 pd/ Ж {Ж} – согл., тв., зв. И {ы} – гл., удар. З {З} – согл., тв., зв. Н {Н`} – cогл., мягк., зв. Ь — Жизнь – им.п., ж.р., 3-е скл. Ед.ч. Мн.ч. Им.п. Жизнь Жизни Р.п. Жизни Жизней Д.п. Жизни Жизням В.п. Жизнь Жизни Тв.п. Жизнью Жизнями Пр.п. О жизни О жизнях Разборы слова 1.Жизнь – что?, сущ., абстрактн. понятие.; нариц.; неодуш. 2.Неопр.ф. – что? – жизнь 3.3-е скл., ж.р. 4.В им.п., в ед.ч. 1.Жизнь – что?, сущ., абстрактн. понятие.; нариц.; неодуш. 2.Неопр.ф. – что? – жизнь 3.3-е скл., ж.р. 4.В им.п., в ед.ч.
5
Житьё, жители, жилище, жизнедеятельность, жизненный, жизнеописание, жизнерадостный. Родственные слова к слову жизнь.
6
РождениеВзрослениеВозрождениеЖитиёЖизнеспособный Синонимы.
7
СмертьУбийство Антонимы.
8
Слово жизнь во фразеологических оборотах. «Фразеологический словарь» Живая вода – раньше считалось, что живая вода это родниковая вода. Жив, курилка! – старинная игра, был уголёк и дети садились вокруг костра. Жить на широкую ногу.
9
Жить — не тужить — не тужить В мире жить- с миром жить. с миром жить.Жить — не тужить — не тужить В мире жить- с миром жить. с миром жить. Пословицы
10
Жизнь дана на добрые дела. Жизнь жизни рознь. Жизнь измеряется не годами, а трудами. Жизнь прожить- не поле перейти, Жизнь прожить- что море переплыть. Пословицы.
11
Отрывки из стихов: Жизнь- мельница, и годы мелят жернова, Не зная отдыха, не зная сна, И крутится тем легче и проворней, Чем больше он уже смолол зерна. Расул Гамзатов Расул Гамзатов Отрывки из стихов: Жизнь- мельница, и годы мелят жернова, Не зная отдыха, не зная сна, И крутится тем легче и проворней, Чем больше он уже смолол зерна. Расул Гамзатов Расул Гамзатов Жизнь капризна. Мы все в её власти. Мы ворчим и ругаем житьё. Чем трудней она, чем опасней- Тем отчаянней любим её. Я шагаю не лёгкой дорогой, Ямы, рытвины- только держись! Но никто не придумал, ей- богу, Ничего, что прекрасней, чем жизнь. Жизнь капризна. Мы все в её власти. Мы ворчим и ругаем житьё. Чем трудней она, чем опасней- Тем отчаянней любим её. Я шагаю не лёгкой дорогой, Ямы, рытвины- только держись! Но никто не придумал, ей- богу, Ничего, что прекрасней, чем жизнь.
12
ЖЗЛ — жизнь замечательных людей. Серия научно- художественных биографий общественных, военных, учёных, деятелей литературы и искусства. Выходит по инициативе А.М.Горького с1938 ЖЗЛ — жизнь замечательных людей. Серия научно- художественных биографий общественных, военных, учёных, деятелей литературы и искусства. Выходит по инициативе А.М.Горького с1938 Жития святых- биография духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. М. Горький в своём произведении «Жизнь Клима Самгина» показал широкую картину русской жизни, предреволюционную борьбу.
13
Газета «Сибирская жизнь». Издаётся с 1915 года. Рассказывает о событиях и происшествиях в Сибири. Газета «Вестник ЗОЖ» рассказывает как поддерживать здоровый образ жизни, а также рассказывает о спорте.
14
Икона Сергия Радонежского. Написана в XIV веке. Иконы отображали житие святых.
15
«Жизнь Пи» Художественные фильмы.
16
Притча «Два кувшина». Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшинa Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.»Старая женщина усмехнулась. » Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина нет ? » На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому. » У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нём хорошее. Притча «Два кувшина». Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшинa Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.»Старая женщина усмехнулась. » Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина нет ? » На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому. » У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нём хорошее. Сказка про жизнь
17
18
«Проба пера» стихотворение о слове Жизнь. Жизнь велика и трудна. Бывает успех и неудача, Но надо держаться. Не растраиваться те никогда. Будешь ты добр и отзывчив, Смел и настойчив, А так же умён, И тогда ты поймёшь, что такое жизнь Жизнь велика и трудна. Бывает успех и неудача, Но надо держаться. Не растраиваться те никогда. Будешь ты добр и отзывчив, Смел и настойчив, А так же умён, И тогда ты поймёшь, что такое жизнь
19
CПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Тип урока:
Урок применения знаний, полученных путем
самостоятельной исследовательской работы
учащихся
Образовательная цель урока:
Помочь учащимся увидеть
неповторимость, значимость слова. Исследуя
слово, учить применять полученные ранее знания
по русскому языку и по другим предметам.
Воспитательная цель:
Воспитывать интерес, бережное
отношение к слову и языку в целом.
Оформление урока:
На доске:
“Жизнь прожить — не поле перейти”.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
А.С. Пушкин.
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.
Б.Л. Пастернак
Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы, ни роз,
Ни музыки, ни книг.
С.Я. Маршак.
Фотовыставка “Школьная жизнь”.
Выставка книг, в названии которых
имеет место данное слово, как-то: Э.М. Ремарк “Жизнь
взаймы”, А. Иванов “Жизнь на грешной земле”,
Д. Лондон “Любовь к жизни”, “Чистенькая жизнь”
(молодая женская проза), И.А. Бунин “Жизнь Арсеньева”
и др.
Ход урока
Слово учителя:
Мы знаем, что наука о языке является
одной из самых серьезных, глубоких и
увлекательных наук мира. Изучая язык, мы получаем
не только конкретные знания, но и вникаем в
национальную культуру, становимся богаче
духовно, ибо умение понимать слово и восхищаться
им – это ни с чем не сравнимое богатство. А
восхищаться есть чем!
Слова умеют плакать |
Призывом стать, и |
Приказывать, молить |
Способно слово, |
И, словно сердце, |
И проклинают, и |
И равнодушно |
Напутствуют, и |
На уроке мы будем говорить об одном из
слов. Это слово “Жизнь”.
План работы со словом написан на доске:
- Значение слова (лексическое, грамматическое).
- Изобразительно-выразительные возможности
слова. - Жизнь слова в других языках.
- Слово в контексте культуры.
1.Работа над фонетической стороной слова
“Какое оно? Мягкое или
твердое?…легкое или тяжелое?…мужественное или
нежное?…звонкое или приглушенное?”. Ребята
говорят, что [ж] – звонкий, твердый, не имеет
парного мягкого, [з] –звонкий, мягкий звук,
[н]-звонкий, мягкий. Выходит, что слово это и
мягкое, и твердое; и звонкое, и приглушенное; и
легкое, и тяжелое, как и сама человеческая жизнь.
2. Работа с лексическим значением слова
Ученики объясняют лексическое
значение слова, затем читают словарную статью из
“Школьного толкового словаря русского языка”
М.С. Лапатухина (Словари лежат на партах).
- Совакупность явлений, происходящих в
организмах, особая форма существования и
движения материи, возникшая на определенной
ступени ее развития. Возникновение жизни на
земле.- Физическое существование человека, животного. Рисковать
жизнью.- Деятельность общества и человека в тех или иных
ее проявлениях. Кипучая жизнь. Духовная жизнь.- Реальная действительность. Превратить мечту в
жизнь.- Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы
полны жизни.
Учащиеся видят, что слово не относится
к нейтральной лексике, что жизнь – социально
значимое слово. Обратимся к поэтическим
строчкам, записанным на доске. Объясните
лексическое значение слова Жизнь в них. Учащиеся
говорят, что жизнь в пушкинских стихах как судьба
человека, которая не сложилась или сложилась не
так, как ему мечталось; у Пастернака жизнь –
действия человека, дела, мысли, поступки – все во
имя других людей; у Маршака жизнь – включает в
себя все выше названное.
3. Знакомство с этимологией слова
(Сообщение ученика)
Заимствовано из старославянского
языка, от “жити”, восходит к индоевропейскому
корню; латинский аналог – “vivo”, греческий –
“biomat”. Суффиксальное производное (ср.: болезнь,
боязнь, казнь) от “жити”.
4.Работа над словосочетаниями
Игра “Кто больше? (Вид задания взят у
Л.И. Новиковой. Газета “Русский язык” — №17-2005 г.).
Задание дается по рядам: 1 ряд составляет
словосочетания существительное +
прилагательное; 2 ряд – существительное +
существительное; 3 ряд – существительное +
глагол.
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
духовная |
||
безбедная |
||
счастливая |
заря |
бояться |
собачья |
закат |
делать |
школьная |
любовь к… |
любить |
голодная |
||
чистенькая |
(жизни и др.) |
(жизнь и др.) |
(жизнь и др.)
Легче выполнить задание 1 ряду, труднее
2 и 3, так как словосочетания существительное +
прилагательное более употребительны в русском
языке.
А можно ли употребить словосочетание
существительное + наречие? Учащиеся затрудняются
ответить. Обратимся к выставке книг. У Ремарка –
“Жизнь взаймы”. Такие словосочетания редки в
языке.
5. Далее приводятся примеры фразеологизмов
со словом “жизнь” с комментариями учителя и
учащихся.
Жизни своей не жалеть – разг.,
экспресс.
Поступать самоотверженно, быть весьма
усердным.
“-Уж коли я ничего не делаю…-заговорил
Захар обиженным голосом: — стараюсь, жизни не
жалею!” (Гончаров “Обломов”)
Жизнь на волоске — разг., экспресс.
Кто-то близок к гибели.
“Нет, я влюблен в Вас. Жизнь моя на
волоске”. (Н.В.Гоголь “Ревизор”)
Не жизнь, а малина — прост., экспресс.
Одно удовольствие (о беззаботном,
радостном существовании).
“Не жизнь, а малина! Все жалостно
смотрят на тебя, везде, куда ни придешь…” (А.П.
Чехов “В Париж!”)
Не на жизнь, а на смерть — экспресс.
- Не щадя своей жизни (сражаться, воевать)
- Решительная, беспощадная (битва, борьба)
- Жестоко и яростно (враждовать, воевать).
6. Об изобразительно-выразительных
возможностях слова лучше говорить, работая с
поэтическими текстами, которые предлагают
ребята
Давайте жить и веселиться, |
Любить иных – тяжелый крест, |
Наступили месяцы дремоты… |
Ты хочешь знать, что делал я |
Когда в кругу убийственных забот |
Пусть всех имен не назову, |
Нам все мерзит – и жизнь, как |
Нет кровнее родни. |
камней груда, |
Не потому ли я живу, |
Лежит на нас, — вдруг, знает |
Что умерли они? |
Бог откуда, |
|
Нам на душу отрадное дохнет, | Чем им обязан – знаю я. |
Минувшим нас обвеет и обнимет | И пусть не только стих, |
И страшный груз минутно приподнимет | Достойна будет жизнь моя |
Ф.И. Тютчев | Солдатской смерти их. |
С.П. Щипачев |
7. Слово “жизнь” в других языках
Сообщение ученицы о слове “жизнь” в
английском языке.
Please, say a few words about meanings of the word “life”.
Life:
ability to function and grow distinguishes living animals and plants dead avis living
things qualities. Events and experiences that characterize existence as a human being
experiences of an individual human being period between birth and death period between the
present and death business. Pleasure and social activities of the word liveliness
interest> way of living biography fresh start or opportunity after a narrow escape
Students comment the definitions and express their opinions about them.
Сообщение ученицы о слове “жизнь” в немецком
языке
В немецком языке множество сложных слов. И
каждое слово, входящее в заново образованное,
придает ему новое фонетическое произношение,
новое значение.
Мы взяли слово “жизнь” (das Leben). И вот слова, в
состав которых входит это слово:
das Lebensmittel — продукты питания
das Lebenskraft — Жизненная сила
das Lebenslauf — Биография
das Lebensmut — Бодрость
das Lebensalter — Возраст
das Lebensgrose — Натуральная величина
lebhaft- Оживленный
lebending- Живой
lebenslang- Всю жизнь
Leben und Freiban- Житье, бытье
8. Слово “жизнь” в контексте культуры.
Сообщение ученика об опере М .Глинки
“Жизнь за царя”.
В опере рассказывается о
событиях 1612 года, связанных с походом польской
шляхты на Москву. Борьба против поляков приняла
всенародный характер, враги были разбиты
русскими ополченцами во главе с Мининым и
Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой
борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино
Костромской губернии Ивана Сусанина. Он завел
поляков, требующих указать им путь к Москве, в
непроходимую лесную чащу, из которой они не
смогли выбраться. Взбешенные враги убивают
Сусанина. Эпилог оперы – грандиозная массовая
сцена, завершающаяся величественным хором
“Славься” — памятником народному патриотизму,
когда за Родину, за родную Русь отдают
собственную жизнь!
(Просмотр фрагмента оперы 3-4 мин.)
Сообщение ученика о телепередаче
“Жизнь прекрасна!”.
Известные слова “Нам песня строить и жить
помогает” в музыкальной передаче “Жизнь
прекрасна!” убеждают зрителя и слушателя, что
это не только слова. Молодые (и не очень),
талантливые исполнители вживую, что важно, поют
радостные и горькие, гневные и нежные, любимые
народом песни. А ведь песня – это язык, это жизнь.
В передаче много импровизации, зал принимает
живое участие, активно поддерживая исполнителей.
Ведущие, М. Швыдкой и Е. Перова, представители
разных поколений, еще раз демонстрируют, что
исполняемые песни были нужны, помогали “жить и
строить” как 20, 10 лет назад, так и сегодня. Надо
отдать должное ведущим: они умеют слушать,
понимать, восхищаться, всем своим поведением
подтверждая, что жизнь прекрасна! (Просмотр
фрагмента телепередачи 3-5 мин.)
9. Заключительный этап урока.
Учитель обращается к строчкам С.
Маршака, записанным на доске, “Любите жизнь,
покуда живы”.
Звучит песня Э. Колмановского “Я люблю
тебя, жизнь!” в исполнении учащихся.
10 Домашнее задание
Написать проект “Языковый портрет
любимого слова”.
Срок исполнения – 2 недели.
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Презентацию на тему «Энциклопедия слова: Жизнь»
(10 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 10 слайд(ов).
Слайд 1
Энциклопедия слова: ЖИЗНЬ
Ермоленко А.
Слайд 2
Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Даровать ж. кому-н. (помиловать осужденного; высок.). Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Между жизнью и смертью (в очень опасном для жизни положении). Отдать ж. за кого-что-н. (пожертвовать собой). Положить (класть).(словарь Ожегова). Жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном. смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач. она дана двум царствам природы: животному и растению.Толковый. (словарь Даля).
Слайд 3
Этимология слова : Слово жизнь произошло от слов ст.-слав. языка житие , живот. Так же болг. живе́я «живу», сербохорв. жѝвjети, жѝви̑м «живу», словен. živéti, živȇjem, чеш. žíti, žiji, слвц. žit᾽, žijem, польск. żyć, żyję, в.-луж. žić, žiju. Родственно др.-прусск. giwа «живет», giwāntei «живой», др.-инд. jī́vati «живет», авест. ǰvaiti (т. е. ǰīvaiti) «живет», лат. vīvō, греч. βίομαι «я живу», ζῆν «жить». С др.-русск., ст.-слав. Жити.
Слайд 4
Однокоренные слова : Безжизненно ,Жизнедавец (о Боге) , жизнедеятельность , жизнелюб , жизненный , прижизненный.
Слайд 5
Антоним : Смерть .
Слайд 6
Синонимы : Существование (бренное), бытие, бытье, житьё, житьё-бытьё, проживание, общежитие; век, дни; живот; долгоденствие, долголетие, многолетние ;сказка (жизненная), пир (жизненный); питание, положение, содержание; оживление, биография, житье-бытье, практика, житейское море, жизнедеятельность, жизненные функции, жизненный процесс, житье, житьишко, действительность, жизненный путь, существенность, жистянка, прожитие, житуха, юдоль, жисть.
Слайд 7
Рифма :
Ищем рифму слову жизнь, Ведь она так хороша, Нет у нас теперь богинь, А осталась лишь душа. Ну, а что же это — жизнь? Вот вопросик задала, Все преграды в ней откинь, Будет лодка без весла. Но кому-то в тягость жизнь, И они хотят уйти, «Господи, спаси, аминь!», Покажи им свет в пути. Счастье с привкусом беды, Назову я это — жизнь, Люди в ней не все добры, Не безоблачная синь. Не бывает всё О’к, Не правдива тогда жизнь, Горьковата, словно хмель, Сладковата, как ваниль.
Если всё тебе не так, Назовешь ты это — жизнь? Я скажу, что ты дурак, Жизнь не терпит простофиль. Спросите, как я живу? Как терплю такую жизнь? — Как в раю я не плыву, Но бывает полный штиль. У меня прекрасна жизнь, Хоть не всё в ней хорошо, Гармоничны Янь и Инь, …Пока мне нравится стишок. Мы искали рифму к «жизнь», Оказалось нелегко, Как придумать водевиль, Или выдумать кино. Не удобно слово жизнь, Если ты в ней «не живешь», Как сумеешь в ней вертись, Может счастье в ней найдешь.
Слайд 8
Лучше живому псу чем мёртвому льву. Живем, хлеб жуем. Жизнь не по молодости, смерть не по старости. Жизнь прожить — не поле перейти. Кто жить не умел, тому и помирать не выучиться. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем. На веку, как на долгом волоку. Не так живи, как хочется, а так, как бог велит. Не тот живет больше, чей век дольше. Укатали сивку крутые горки. Хочешь жить — умей вертеться.
Слайд 9
Я люблю тебя жизнь !
Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново, Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись, Я шагаю с работы устало, Я люблю тебя, жизнь, И хочу чтобы лучше ты стала. Мне немало дано — Ширь земли и равнина морская, Мне известна давно Бескорыстная дружба мужская. В звоне каждого дня, Как я счастлив, что нет мне покоя, Есть любовь у меня, Жизнь, ты знаешь, что это такое, Есть любовь у меня, Жизнь, ты знаешь, что это такое.
Как поют соловьи, Полумрак, поцелуй на рассвете, И вершина любви — Это чудо великое — дети. Вновь мы с ними пройдем, Детство, юность, вокзалы, причалы, Будут внуки потом, Всё опять повторится сначала. Ах, как годы летят, Мы грустим, седину замечая, Жизнь, ты помнишь солдат, Что погибли тебя защищая? Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна, Я люблю тебя, жизнь, И надеюсь, что это взаимно.
Слайд 10
Спасибо за внимание !
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Парфёновская СОШ
Исследовательская работа по теме:
«Рассказ о слове»
Учебный проект. Русский язык
Работу выполнили учащиеся 3 класса:
Ткаченко Дарина,
Татаринцева Яна,
Махмадиев Кирилл
Руководитель: Писарева Татьяна Максимовна,
учитель начальных классов
с. Парфёново
2014 г.
Содержание:
Страницы
- Введение ____________________________________ 3
- Основная часть:
Рассказ о слове «Дождь» ________________________ 4
Рассказ о слове «Жара» _________________________ 4 — 5
Рассказ о слове «Дружба» _______________________ 5
- Заключение __________________________________ 6
- Список используемой литературы _________________ 7
- Приложения:
Загадки о слове _______________________________
Стихи о слове _________________________________
Игры со словом _______________________________ 8 — 10
Введение
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.
Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова… И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.
Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.
Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.
Основная часть
Слово «дождь»
Произносим до/шть/, пишем дождь.
- Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.
Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
- Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:
«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».
- Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.
- У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.
- «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».
- В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.
- Предложения со словом:
Дождь зарядку делал в шесть,
Разбудил на крыше жесть,
Энергично бил по жести,
Совершая бег на месте.
Пословица:
Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).
Загадка. Приложение №2.
Стихотворение:
С.Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).
Слово «жара»
Произносим слово жара, пишем — жара.
- Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.
- Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.
- Синонимы: жара – солнцепёк, зной.
- Антонимы: жара – мороз, холод.
- Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого труда).
- Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).
- Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.
Из стихотворения Роберта Рождественского:
Я такой жары ещё не помню…
Жарко паутине. Жарко полю.
Загадка. Приложение №2.
Пословица:
Против жары и камень треснет. (Трудно переносить сильную жару).
Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).
Слово «дружба»
Произносим дружба, пишем дружба.
- Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.
- Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.
- Антонимы: дружба – ссора, вражда.
- Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).
- Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).
- Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.
Пословица:
Где нет дружбы, там нет успеха. (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).
Загадка:
Рождается в беде, а закаляется в труде. (Дружба).
Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. (Приложение №1).
Игры со словами. Приложение №3.
Заключение
Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.
Литература:
- «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс. «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.
- С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,
- Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.
- Интернет – ресурсы.
Приложения
Приложение №1.
«Стихи о слове»
С.Я. Маршак
Гроза днём
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.
О. Молоканова
Солнышко с неба
Жаркими лучами
Обнимает полдень
Июльского дня.
Бабочка красавица
Под листочек прячется.
Опаляет крылышки
Знойная пора.
Пожалело солнышко
Спряталось за тучку.
Дождь пролил прохладой
В летнюю жару.
Распускаются цветы,
Песнь запели соловьи
Спасибо солнце за тепло,
А тучке — за дожди.
Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Приложение № 2
«Загадки о слове»
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его, не сказал бы ничего.
Шёл долговяз – в сыру землю увяз. (Дождь).
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …. (дождь).
С утра мы бегали по полю…
Набегались, конечно, вволю.
К тому же наш футбольный мяч
Вдруг стал, как колобок, горяч.
Уже двенадцать, в тень пора.
На солнце страшная …. (жара).
Я на пляже разогретом
Жду ребят горячим летом.
И, спасаясь от меня,
В речке плещет малышня.
А зверюшки в эти дни
Укрываются в тени. (Жара, зной)
Приложение №3.
“Игры со словами»
В слова можно играть. Например, есть такая игра, как «Волшебные цепочки».
Барабан – банка – катер – термос – мостик – тик-так – такса – сажа – жаба.
Анаграммы – придумать новые слова, переставляя буквы.
Атлас – салат, адрес – среда, автор – товар.
«Наоборот».
Маленький – большой, чёрный – белый, горячий – холодный.
«Найди слово в слове».
Юность – нос, сон, тон.
«Занимательные модели».
— у – сук, суп, бук.
Приложение №4.
«Пословицы о слове»
Видна птица по перьям, а человек по речам.
Много сказано, а послушать нечего.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.