Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Троицка
«Детский сад №32»
« Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ »
Проект
в старшей группе
Воспитатель I кв. категории:
Тауэр Татьяна Анатольевна
2019г.
Актуальность :
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.
Работая с детьми старшей группы ,возникла проблема с тем , что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни , не могут пересказать литературные произведения , плохо запоминают стихи . Поэтому, для развития связной речи у детей с О.Н.Р. я выбрала использование театрализованных игр, т.к.считаю, что театрализация является благоприятной средой для развития детей .В театрализованных играх совершенствуется артикуляционный аппарат , формируется правильная речь и речевая культура, формируются навыки произвольного внимания, развивается память и воображение. В качестве мотива для исправления речевых дефектов у детей театрализованная деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме , подводит детей к приобщению и участию в театрализации , обобщает и углубляет знания о театре.
Цель проекта:
1. Развивать связную речь (монологическую, диалогическую) детей с О.Н.Р. через театрализованную деятельность .
2.Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».
Задачи:
1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей.
3.Закреплять умение действовать в соответствии с текстом.
4.Развивать творческие способности, умение перевоплощаться, импровизировать.
5.Развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
6.Продолжать развивать речевую активность детей, через театрализованную деятельность.
7. Воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, уважение друг к другу.
8. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
- Занятия.
- Беседы.
- Наблюдения.
- Игровая деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Продуктивная деятельность детей.
- Чтение художественной литературы
Формы работы с родителями:
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры.
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта.
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; мониторинг.
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: среднесрочный с 14 января по 25 марта )
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- физическое развитие.
Этапы реализации проекта:
1 этап (январь) — подготовительный
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями.
- Изучение литературы ,сбор и накопление материала.
- Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Анкетирование родителей. ( О развитии связной речи детей через театрализованную деятельность.)
2 этап (январь — февраль) – реализация проекта
- Беседа с детьми о театре .
- Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование.
- Ознакомление с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».Рассматривание иллюстраций в книге . Просмотр сказки в театре игрушки.
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников Ю. Васнецова, И.Хохлова, Т. Мавриной, В. Лебедева.
- Пересказывание сказки с использованием наглядного материала , схем.
- Разыгрывание этюдов, мини- диалогов по сказке «Заюшкина избушка».
- Театрализованные игры, игры – драматизации.
- Организация и проведение образовательной деятельности.
- «Творческая мастерская» (совместно с детьми создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, и т.д.).
3 этап (март) – заключительный
- Оформление выставки «По дорогам сказки».
- Развлечение : театрализованное представление музыкальной сказки «Заюшкина избушка».
- Подведение итогов проектной деятельности.
- Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей.
Пути реализации проекта:
С детьми:
- Беседа «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»;
- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка »;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Разучивание слов к русской народной сказки «Заюшкина избушка »;
- Рисование к русской народной сказки «Заюшкина избушка »;
- Отгадывание загадок по разным сказкам;
- Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»;
- Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
- Игры драматизации по сказкам;
- Настольный театр: «Заюшкина и збушка»;
- Просмотр мультфильма «Заюшкина и збушка»;
- Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».
С родителями:
- Беседа с родителями «Театр- наш друг и помощник в развитии связной речи дошкольников».
- Оформили памятки «Игры и упражнения для развития речи детей».
- Рекомендовали родителям развивать связную речь в игре.
- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказке.
- Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Реализация проекта:
Январь:
- Беседа «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»;
- Разучивание скороговорок;
- Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»;
- Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
- Игры драматизации по сказкам;
- Настольный театр: «Заюшкина и збушка»;
- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка ».
Февраль:
- Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
- Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»;
- Пересказывание сказки с использованием наглядного материала , схем;
- Разыгрывание этюдов, мини- диалогов по сказке «Заюшкина избушка»;
- Театрализованные игры, игры — драматизации.
Март:
- Показ русской народной сказки «Заюшкина избушка» младшим группам;
- Открытый просмотр русской народной сказки «Заюшкина избушка» на городском семинаре.
Ожидаемые результаты
Дети:
- Обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах ;
- Развитие связной речи (монологическая, диалогическая) у детей с О.Н.Р. через театрализованную деятельность;
- Решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).
Родители:
- Повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста;
- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
- Активное участие в жизни группы.
Использованная литература:
1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. — 2001. — №2. — С. 12- 15.
5. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М.: Педагогика, 1994. — С. 41- 59.
6. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошк.восп. — 2005. — №4. — С. 31-34.
7.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
8МигуноваЕ.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
9.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека
воспитателя. Мозаика-синтез 2008
1
Русские народные сказки, как средство развития речи дошкольников с ОВЗ. Окулова Наталия Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 47 «Зеленый огонек» компенсирующего вида» г. Северодвинска
2
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями». Актуальность
3
3 Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.
4
Знакомство со сказкой Чтение, рассказывание, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами ) Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.
5
Детские Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.
6
Совместная деятельность направлена на развитие речи дошкольников через русские народные сказки. Сказка всегда вызывает у детей эмоциональный отклик. В данном виде деятельности совершенствуются навыки ведения диалога, активизируется использование в речи прилагательных.
7
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией.
8
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками.
9
9 Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
10
Странички семейного опыта
11
11 «Расскажи сказку» авторское пособие Развивает умение передавать последовательность содержания?
Автор:
Федоткина Галина Павловна
воспитатель
МАДОУ «Нижнетавдинский детский сад «Колосок»
Концептуальное изложение педагогического опыта:
«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим,
колючим человеком и люди об него ушибаются,
как о лежащий камень, и укалываются, как о лист осота»
И.П. Токмакова.
Актуальность
Мы живем в неспокойном, динамичном, прогрессирующем, полном противоречий и тревог времени, когда привычным стало видеть «общающихся рядом» детей. Именно «рядом», потому что сидят дети рядом, но сознание каждого полностью поглотил гаджет. От этого «общения» игры детей стали примитивными, молчаливыми, речь детей стала невнятной, скудной. Они разучились связно, развернуто излагать свои рассуждения, просьбы.
У ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками, возрастает речевая активность: ребенок старшего дошкольного возраста в идеале может много задавать вопросов сам, отвечать на поставленные вопросы взрослого, охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач родителей и педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Но, к сожалению, на сегодняшний день существует проблема:
— у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы.
Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника. Она развивается медленно. Ее развитие протекает совместно с развитием мышления
Основной функцией связной речи является коммуникативная функция, которая напрямую связана с общением и взаимопониманием между людьми.
Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания окружающей действительности.
Поэтому работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста очень важна и актуальна.
Обоснование авторской идеи
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, логически правильно выстраивать предложения, способного к анализу, самоанализу.
Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для развития речи у детей. Ведь цель сказки — не только развлечение, но и извлечение урока.
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того,
чтобы войти в действительность
новыми путями,
может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение».
Дж. Родари.
Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Сказка-школа народного красноречия,
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. А между тем сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение об услышанном, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.
Также сказка является одним из способов объединения взрослого и ребенка, способ понять, сблизится друг с другом.
Но, надо признать, что в наше время, взрослые редко читают, рассказывают сказки детям, рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном. Еще реже сочиняют собственные сказки, изменяют сюжет, концовку сказки.
Таким образом, все выше сказанное побудило меня возродить интерес детей и родителей к сказкам.
Цель и задачи педагогической деятельности
Определившись с темой работы, я поставила цель:
- развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок
Для достижения поставленной цели я сформулировала задачи:
- Развивать у детей интерес к сказкам.
- Продолжить развивать связную (монологическую и диалогическую) речь.
- Обогащать активный словарь детей.
- Обучать детей использованию образных выражений, сравнений, метафор, эпитетов для описания природы, передачи настроения, характера и поведения героев и т. п. через нетрадиционные методы (метод В.Я. Проппо).
- Воспитывать личностные качества детей: раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы ознакомление со сказкой
Работа с детьми, по развитию связной речи, предполагает использование как традиционных методов, так и инновационных.
В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу.
Одна из главных задач — познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать, обыграть, драматизировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение педагога, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для формирования знаний детей, полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Можно использовать такие игры, как:
“Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” , «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Кто я?» и т.д.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Беседы по развитию речи играют очень важную роль, так как в процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свои рассуждении о прочитанном.
Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываю и стараюсь использовать новые (это помогает развитию интереса у детей к сказке).
Нетрадиционно – это значит оригинально, по своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, изменять сюжет сказки путем ввода нового героя, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Методика В. Я. Проппо
Но, из огромного выбора нетрадиционных методик, меня заинтересовала методика В.Я. Проппа.
Методика, работы с картами Владимира Яковлевича Проппа, известна в педагогике давно, но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время.
Данная методика позволяет:
— Развивать у детей внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
— формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении сказки, выбрать самостоятельно тему сказки, составлять интересный сюжет, выбирать и наделять героев различными свойствами;
— развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Карты Проппа. Что это такое?
Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Эти функции можно представить в виде схем- карт.
Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки.
Описание элементов-функций сказок
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…
2.Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла…
3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антагонист). Убежала Маша с подружками…
5. Вредительство. Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.
6. Герой покидает дом. Варианты. Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)
7. Задача. Чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу… здесь и происходит встреча с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова,..
8. Трудные испытания. Соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…
9. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут, переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.
10. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхъестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет
11. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт; играют в карты), или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Герой бьётся с врагом (в открытом бою — со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости или играет в карты).
12. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.
13. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился…
14. Прибытие домой.
15. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность
16. Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли.
17. Разоблачение ложного героя. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…
18. Героя узнают. Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя.
19. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…
20. Мораль сказки. Нравственный итог сказки.
Перечисленные 20 функций можно нарисовать и изготовить в виде схематических или красочных карт самостоятельно (аналог схем-карт можно найти в интернет ресурсах). На каждой карте изображено символическое схематическое изображение.
Знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).
Подразумевается несколько этапов работы с картами Проппо:
На первом этапе знакомим детей со сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров (рассказов, стихов) и вычленяем структуру сказки, в идеале изготавливаем вместе с детьми сами карты (дети лучше запоминают функции сказок, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить), предлагаемые мной карты, изготовлены на основе интернет ресурса.
Для обогащения и пополнения словаря ребенка, можно поиграть в игру «Составим словарь по сказке …»
С помощью этой игры мы знакомимся с новыми словами из сказки, а затем чтобы лучше и качественно запомнить, вместе с детьми наклеиваем готовые картинки с их изображением в наш групповой «словарик» (картотека изображений предметов, малоизвестных или неизвестных ранее детям , например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д. В последующей самостоятельной работе или работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами назвать и объяснить значение этих предметов.
С помощью малоподвижной игры «Шаг за шагом» идет воспроизведение в голове у ребенка, ранее прочитанных сказок. Детям говорится название сказки и ребёнок, шагая по группе, на каждый шаг, называет героя из этой сказки.
Дидактическая игра «Помоги герою найти свою сказку».
На стол кладутся картинки с сюжетами из 2-3 сказок. Далее, раздаю детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету находят и называют (добавляя, несколько прилагательных) своего сказочного героя.
На втором этапе использую игровые приемы, которые помогут освоить карты:
«Волшебные имена» — перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут: «Кащей-бессмертный», «Василиса премудрая», «Царевна-лягушка» и т. д.
«Кто на свете всех злее (милее, умнее?)» — выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также анализируем и положительных героев.
«Хороший — плохой» — в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.
«Что в дороге пригодится?» — вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных.
(Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка).
«Поможем герою» (предлагаю детям, поставить себя на место героя. Как бы вы поступили в такой ситуации?) и здесь же будет уместно предложить «Отправим смс-сообщение» (дети «пишут» сообщение герою сказки с пожеланием, предупреждением, возможным выходом из сложившейся ситуации).
Прием «Встреча с героем» помогает развивать творческих способностей в этом приеме детям предлагается представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
На третьем этапе читаю сказку и выкладываю ее с помощью карт (по сюжету сказки). Но перед прочтением сказки, детей нужно заинтересовать, настроить на сказочный лад, в этом нам поможет присказки, зачин (Приглашение в сказку). Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Можно начать так:
Вы хотите сказочку?
Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…
Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности.
Варианты концовок:
Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.
В каждой сказке последовательность функций (карт) своя и не обязательно будут использованы все 20 карт.
Пример выкладывания карт, по сюжету русской народной сказки «Гуси – лебеди».
1 карта — жили — были
…семья …и было у них двое деток …
2 карта — запрет, наказ
… береги братца! не ходи со двора, будь умницей…
3 карта — нарушение запрета
…позабыла Аленушка, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
4 карта – вредительство
… налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…
5 карта — герой покидает дом
…тут она догадалась, что они унесли ее братца гуси- лебеди….
— сама виновата сама и выручать пойду…
6 карта — трудные испытания
…вытащила противень с горячими пирогами из печи…
…убрала огромный камень у речки…
…потрясла яблоню, осыпались яблоки с веток…
7 карта — борьба преследование
…схватила братца и бежать …полетели гуси-лебеди в погоню …
8 карта — помощь дарителя
…речка ее посадила под бережок, гуси пролетели…
…яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели..
…спратались в печи, усевшись в устьецо…
(что это такое «устьице в печи»? напротив шестка расположена камера для приготовления продуктов. а рядом с этим окошком расположилось отверстие, именуемое в народе челом или устьем)
9 карта — победа
…гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели…
10 карта – возвращение домой
а она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
11 карта — мораль
чтобы беды миновать нужно, слушаться родителей, воспитателей и т.д.
Для этой сказки мы использовали 11 карт Проппо.
В начале стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 7-10 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.
На четвертом этапе предлагаю детям пересказать прочитанную сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе происходит самая интересная работа — дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку, опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Можно придумать сюжет сказки, используя любой набор карт. Или любую понравившуюся ребенку сказку, дополнить, доработать.
Особенность карт Проппа заключается в том, что, работая с ними, сказка получится гарантировано. Хорошая или плохая – зависит скорее от мастерства сказочника.
В ходе проживания каждой сказки через карты Проппа, последующие занятие, посвящаю рисованию и придумыванию своей сказки — это необходимая часть («СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ — И Я ПОЙМУ». Конфуций) с помощью «рисования авторской сказки» дети учатся творить самостоятельно, а затем, по желанию ребенка, презентуют получившийся результат.
Таким образом, в процессе работы над развитием связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки через методику
В.Я Проппа, я ощутила повышенный интерес детей к словотворчеству.
С помощью карт детям легче пересказывать сказки. Этот процесс их увлекает и повышает интерес к сочинению собственных сказок, что благотворно влияет на развитие связной речи.
Развивающая предметно-пространственная среда
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда:
В центре « Развитие речи» имеются различные игры по формированию у детей связной речи и обогащению активного словаря, сюжетные и предметные картинки, пазлы, тематическое домино, кубики с изображением известных детям сказок, а также карты Проппо лежат в свободном доступе для детей.
В «Книжкином домике» находятся различные (в соответствии с возрастом) книги со сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания;
Имеется «Центр театра» «Путешествие в сказку» с пальчиковым, теневым, настольным, конусным, плоскостным на фланелеграфе, театром Би-ба-бо, уголком ряженья с элементами костюмов и масками. Всё это находится в доступном для детей месте.
Работа с родителями:
Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по развитию у детей связной речи. Я использовала как традиционные, так и инновационные формы работы.
— Анкетирование нужно чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также, чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия (Приложение №1) .
— Клуб «В гостях у сказки» действует с начало учебного года. Работа клуба способствует объединению детско-взрослого коллектива, обеспечению эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в решении задач по развитию у детей.
— Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Такие консультации как «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Как научить ребенка любить книгу» «Растим будущего читателя, «Как и для чего читать детям сказки» помогают просветить родителей в вопросах как научить ребенка любить слушать сказки и привлечь к сотрудничеству по этому вопросу
— Успешной формой работы стало использование игротеки. Предлагая родителям поиграть вместе с детьми в условиях детского сада, показываю и рассказываю, как можно в домашних условиях изготовить игровые пособия, как можно из подручного материала создать новую игрушку. Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия.
— День открытых дверей. Родители могут посетить любой режимный момент или НОД. Такая форма работы способствует формированию положительного имиджа детского сада в сознании родителей, а демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы с детьми, установлению партнёрских отношений с семьями воспитанников.
— Выставки поделок, рисунок по изученным сказкам.
Например: «Мой любимый сказочный герой» по сказкам К.И Чуковского
Работа с педагогами:
Опыт был представлен на мастер-классе по теме «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сказки через методику В.Я. Проппо».
Для педагогов были подготовлены:
— консультации «Роль сказки в формирование связной речи у дошкольников»
Результативность.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию связной речи через сказку с помощью карт Проппа, дала положительные результаты:
- дети научились логично, а самое главное связно рассказывать определенные сказочные сюжеты или сказки в целом,
- понимать сюжетную линию сказки,
- выделять проблему, актуализированную в сказке,
- выражать свои мысли и чувства,
- составлять и зарисовывать «свою» сказку;
Перспектива.
В дальнейшем я планирую продолжать работу, с детьми старшего дошкольного возраста, используя инновационные приёмы, в частности карты Проппо, для развития связной речи при ознакомлении и работе со сказкой.
Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение а рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
- Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. -Курск: Академия Холдинг, 1976. -178с.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка-Пресс. 2003.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. — М.,1996.
- Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. — 2005. — №5.
- Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. — Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. — 125 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.
- Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис…. канд.пед.наук. — Киев, 1967. — 18 с.
- Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под редакцией Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. — 200 с.
- Струнина Е.М. Развитие словаря детей//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — -., 1984
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей — М.: Просвещение, 1972. — 280 с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. -78с.
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский — М.: Просвещение, 1986 — 350с.
- . Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — Харьков: Фолио, 1997. — 464 с.
- Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. — Кишинев, 1986. — 110 с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика, 1990. -384с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
Приложение №1
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007653
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Библиографическое описание:
Полтаракова, Т. М. Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Полтаракова, И. В. Пастухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1795/ (дата обращения: 11.01.2023).
Использование сказки и сказкотерапии является одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с нарушением интеллекта. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка — это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы». Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у детей познавательные способности, совершенствуем психические функции.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего периода. По мнению Ш. А. Амонашвили, например, «…добрый человек не может не проявлять щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным».
В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло [5, с. 25].
Нетрадиционный подход к сказке дает возможность воспитателю и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея- все можно улучшить, изменить во благо — должна стать творческим девизом для ребенка.
Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети с умственной отсталостью обогащают свой словарь и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи [8, с.124].
Драматизация сказки способствует развитию речи: интонации, выразительности. Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным коррекционно — развивающим средством. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Изучая сказку «Репка», конечно, мы говорим о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!
К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность — это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу [2, с. 2О].
Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, при этом происходит активизация речевого общения между детьми. В своей работе я использую сказочную тематику. Дж. Родари, который разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами — новаторами, данные игры широко используются в коррекционной работе.
Если в системе логопедической работы целенаправленно использовать сказку, включая применение информационных технологий, то это повысит уровень развития связной речи детей, так как сказка способствует развитию эмоционально-волевой сферы и основных компонентов языковой системы, из-за недоразвития которых обусловлены трудности детей в овладении связной речью. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Для того, чтобы это средство дало результат и приобрело инновационную форму работы следует широко интегрировать логосказки в процесс коррекционной работы.
Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий.
Сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую двигательную активность (чередование состояний активности и пассивности), повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность учащихся к концентрации внимания, умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
Литература:
- Белобрыкина О. А. «Речь и общение». Ярославль «Академия развития» 1998.
- Изотова В. А. «Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского
- народа». Начальная школа № 5, 200О.,с.2О-25.
- Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция». М.: Просвещение, 1994.
- Кумарина Г. Ф. «Коррекционная педагогика в начальном образовании», М: Академия, 2001.
- Львова М. Е. «Русская народная сказка на уроке и внеклассном занятии», журнал «Начальная школа», № 12,2001.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, коррекционная работа, сама жизнь, связная речь, текст сказок.
Похожие статьи
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста…
Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой [Текст]
– расширение пассивного и активного словаря, – формирование связной речи детей
Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми…
Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми.
Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике.
Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР
ребенок, сказка, связная речь, сказочная песочная терапия, анализ сказок, текст сказок, форма работы, кукла, развитие.
Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим…
Сказка применяется в различных видах деятельности в дошкольных учреждениях, в том числе коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
‒ сказки, способствующие формированию связной речи
сказка, ребенок, коррекционная работа, текст сказок, сама…
Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей… сказка, ребенок, коррекционная работа, текст сказок, сама жизнь, связная речь. Похожие статьи.
Консультация для педагогов «Развитие связной монологической…»
Задайте себе вопрос: может ли ваша речь быть образцом для ребёнка? Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи самого
Какие произведения художественной литературы выбираете вы для занятий по пересказу? (сказки и тексты).
Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале…
Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.
Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его…
Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений…
Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. И не случайно учителя-логопеды используют сказки, обеспечивая комплексный подход в развитии ребенка.
Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников
Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности
Сказка дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
— изучить содержание и формы работы по развитию речи посредством сказки.
Творческое рассказывание занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности (Л.А.Горбушина, Т.Р.Кислова, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева). Основной контингент детей, посещающих логопедические группы, имеют диагноз ОНР различного уровня или ОНР и ЗПР. Практическое исследование состояния монологической речи старших дошкольников с ОНР выявило следующие проблемы: недостатки в формировании связных речевых высказываний (затруднения при определении замысла и составлении рассказа, описания, нарушение структуры высказывания, отсутствие связующих элементов, выпадение смысловых звеньев, стереотипность использования лексических средств языка, аграмматизмы). Особые трудности вызывает овладение творческим рассказыванием. Указанные проблемы объясняются системным речевым недоразвитием, недостаточностью представлений об окружающем, инертностью процессов воображения. Всё это определяет необходимость и важность работы по формированию и развитию связной речи и особенно творческих рассказов.
Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи непосредственно связан с изменением требований к содержанию дошкольного образования. Особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы освоения детьми системы родного языка, формирование речевой деятельности, развитие на этой базе творческих возможностей ребенка применительно к обучению детей с различными речевыми нарушениями.
Для обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста современные отечественные исследователи (Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко) рекомендуют использовать сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать свой вариант.
М.Кольцова считает: «Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом и есть залог развития творческих способностей человеческого ума» [9, с. 86]
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Использование сказок развивает речевую активность детей, словесно – логическое мышление, творческое воображение и рассказывание, насыщает речь выразительными средствами языка.
Учителями – логопедами нашего детского сада была разработана программа «В сказку играем — речь развиваем. Развитие творческого рассказывания с использованием сказки у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».
Цель программы — развивать творческое рассказывание у детей с ОНР на материале сказок.
Задачи программы:
- упражнять в пересказе сказок: с изменением времени, места, действия и лица рассказчика, с изменением сюжета, придумывать новую концовку, начало или собственные сказки; активизировать практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
- совершенствовать произношение, темп, ритм, дикцию, интонационную выразительность, эмоциональную окрашенность детской речи;
- воспитывать стремление к сопереживанию героям сказок и применять накопленный опыт в доброжелательных взаимоотношениях с окружающими.
Данная программа позволяет дополнить систему коррекционно-развивающей работы по речевому развитию (раздел творческое рассказывание) в старшей и подготовительной к школе логопедических группах. Мы рекомендуем использовать сказку в качестве образца для овладения дошкольниками творческим рассказыванием и самостоятельной, связной, грамматически правильной речью. Предлагаемая программа предназначена учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп для работы по развитию творческого рассказывания с использованием сказки у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР или ОНР, ЗПР и может быть использована для развития самостоятельной связной речи детей с нормой в развитии при подготовке к школе. Она составлена на основе программ: Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»; Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Мироновой С.А. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей»; Шевченко С.Г. «Программа для детей с ЗПР».
Программа содержит теоретический и практический разделы. В теоретическом разделе отражены проблемы, актуальность, научная методологическая и методическая обоснованность программы. Описаны психологические особенности участников программы, цели и задачи разработки. Практический раздел содержит систему задач по развитию творческого рассказывания, начиная с третьего периода (апрель–май) старшей группы и полный год в подготовительной к школе группы, Каждая подгруппа задач по периодам соотносится с предполагаемыми ожидаемыми результатами. В программе описываются основные методы и приемы: практический, наглядный, словесный. Прилагается примерное содержание тематического планирования по развитию творческого рассказывания и подробные конспекты непосредственно-образовательной деятельности, разработанные в соответствии с ФГОС ДО. В тематическом планировании прослеживается чёткая взаимосвязь между лексической темой недели, творческим заданием, используемым текстом. Данная программа содержит рекомендации для работы воспитателей и родителей.
В ходе реализации программы дошкольники поэтапно упражняются в оформлении связных высказываний: восстанавливают деформированные тексты с опорой на картинки, пересказывают сказку по частям и в целом, пересказывают с изменением действующего лица, времени и места действия, изменяют концовку, придумывают новые эпизоды, самостоятельно придумывают сказку. При выполнении творческих заданий учитываются индивидуальные речевые возможности детей, предлагаются наглядные и словесные опоры (схемы, иллюстрации, слова подсказки на выбор ребёнка), что способствует выполнению цели программы — развитие творческого рассказывания у детей с ОНР на материале сказок.
Взаимодействие логопеда с детьми при помощи сказки проходит очень интересно и плодотворно. Совместная деятельность строится на игровом сюжете, где дети выполняют определённые задания на развитие творческого рассказывания. Эта замечательная форма позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта у дошкольников. Кроме того у воспитанников появляется возможность реализовать свои творческие замыслы, у них развиваются коммуникативные умения, обогащается и активизируется словарный запас.
Программа апробирована в структурном подразделении «Детский сад Журавушка» в 2012–2013 учебном году и используется по настоящее время.
Сравнительный анализ данных в начале и в конце обучения по программе свидетельствует об улучшении творческого рассказывания детей экспериментальной группы.
Средний балл уровня развития творческого рассказывания на начало обучения составил 21%. В конце обучения повысился на 52% и составил 73%.
В конце обучения дети успешнее пересказывали сказки от имени главных героев, изменяли время и место действия, добавляли новые эпизоды в сюжет, составляли сказки по данному началу, началу и концу сказки, и самостоятельно составляли небольшие сказки.
Применение программы «Развитие творческого рассказывания с использованием сказки у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» в общем комплексе коррекционных мероприятийспособствовало развитию у детей связной, грамматически правильной монологической речи, речевого творчества, становлению самостоятельности речевых высказываний.
Список литературы
1. Белинский В.Г. Ст. «О детских книгах». Собр.соч.:В 9Т.- М.: Худож. литер., 1978-Т.3-с.-62-63.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебн. для студ. средн. и высш. пед. учебн. завед. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. С.137.
3. Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки. Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 45—49.5.
4.Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: 2015.
5.Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию. Дошкольное воспитание. 1991. № 2. С. 2—10.
6. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М.: Аркти 2004
8. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с ОНР на материале сказок. ( Журнал «Логопед» №4, 2008.).
9. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников
(формирование лексико-грамматического строя речи), СПб.: Союз,1999.
11. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет — Санкт- Петербург, 2016.
12. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников — М.: «ТЦ Сфера» 2008 .
13. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. Дошк. восп. №5, 2000.
14. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: в 2 Т-М., 1974.-Т.1.- С.145-159.
15. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Миронова С.А. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. — М.: «Просвещение» 2008.
16. Шорохова О. А. Играем в сказку. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Интернет ресурсы
1. Левшина Н.И., Муравьёва Т.А. Технология обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста http://www.scienceforum.ru/2013/97/2494