VII городская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Возрастная категория: «Юный исследователь»
Секция: «Литература»
Название работы:
«Пушкин в музыке»
Автор работы:
Утешева Евгения Михайловна
Г.о. Тольятти, МОУ лицей № 51, 5 А класс
Научный руководитель:
Мамбетова Людмила Федоровна
учитель русского языка и литературы
высшей категории МОУ лицея №51
Саратцева Ольга Ивановна
учитель музыки
высшей категории МОУ лицея №51
Тольятти 2011
Содержание
Введение
Цель работы.
Задачи:
Актуальность темы
Пушкин в музыке
Вывод.
Заключение
Список используемой литературы.
Введение
Творчество А.С. Пушкина идет с нами по жизни с раннего детства: сказки о золотом петушке, о царе Салтане, о глупой старухе и всемогущей рыбке, стихи, позже- поэмы, повести, романы.… Недавно я узнала, что ко многим произведениям А.С.Пушкина написана музыка, и уже много лет звучат музыкальные произведения, созданные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.
Пушкинское творчество стало неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые создавали музыкальные произведения на его стихи. А.С. Пушкин говорил: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия!»
«Музыкальные впечатления глубоко отразились в пушкинском творчестве. «Моцарт и Сальери», строфы о Россини в «Евгении Онегине», пение Лауры в «Каменном госте» и Мери в «Пире во время чумы», русские народные песни в «Евгении Онегине», в «Борисе Годунове», в «Руслане и Людмиле», в «Капитанской дочке», — читаем мы в одной из статей о Пушкине.
Но, может быть, еще сильнее оказалось обратное влияние- влияние творчества поэта на музыку. Очень многие ранние русские романсы написаны композиторами на стихи своего великого современника. Всего же было создано порядка двадцати опер по литературным творениям Пушкина, а также около десяти балетов. На основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Каждый романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией
Мне показалось интересным узнать, какие произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали. Для этого я обратилась к книгам.
Цель работы.
Познакомиться с музыкальными иллюстрациями произведений А.С. Пушкина.
Задачи:
1. Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика.
2. Изучить произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку.
3. Провести анкетирование среди людей разных возрастных групп с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина.
Актуальность темы
Не секрет, что в наше время люди стали меньше читать хорошей литературы слушать хорошей музыки, их заменило «краткое изложение» классического текста и «клубная музыка». Перед началом своей работы над этим проектом я провела опрос в своем классе, чтобы узнать, знают ли мои одноклассники о произведениях Пушкина, положенных на музыку. В опросе участвовали 22 учащихся 5 «А» класса МОУ лицея №51. Предлагаю вашему вниманию результаты данного опросо.
Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина?
Часто – 7 из 22 (31,8 %)
Редко – 15 из 22 (68,2 %)
Вопрос 2. Знаете ли вы, что многие стихотворения А.С.Пушкина легли в основу музыкальных произведений?
Да – 10 из 22 (45,5 %)
Нет – 12 из 22 (54,5 %)
Вопрос 3. Назовите конкретные произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку.
Не назвали – 20 из 22 (90,9 %)
Назвали – 2 из 22 (9,1 %) (назвали произведения «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Русалка»)
К сожалению, опрос показал, что очень мало современные подростки знают о нашем литературном и музыкальном наследии.
Мне показалось интересным и важным показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между классической музыкой и классической литературой; доказать, что эта связь действительно существует, потому что произведения искусства не возникают на пустом месте, только из воображения авторов: они рождены жизнью, питающей и композиторов, и поэтов. Поэтому мы находим так много общего между музыкой и литературой, хотя выражается оно разными средствами, в разных формах, по- разному воздействуя на нас.
Пушкин в музыке
В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.
«Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки», – писал А.Н.Серов. А замечательный русский композитор А.К.Лядов говорил: «О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем я могу стоять на коленях!»
Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру, зажигаться его поэтическим вдохновением.
Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.
Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно…» Пушкин – единственный из русских поэтов, который писал стихи на определенную мелодию. Так, услышав в Бессарабии цыганскую песню, он создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне».
Поэт часто обращается в своём творчестве к фольклору: пение Баяна в «Руслане и Людмиле», черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабыни в «Бахчисарайском фонтане», песня девушек в «Евгении Онегине» и многие другие.
Не одна только народная музыка завоёвывает симпатии поэта. Пушкину хорошо известно всё современное ему музыкальное искусство – будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка.
В лицейские годы в домашнем театре графа В.Толстого Пушкин знакомится с модными в то время операми Е.Фомина и Д.Поизиелло; кроме этого он бывает на музыкальных вечерах учителя музыке Теппера. После окончания лицея круг музыкальных впечатлений значительно расширяется. С музыкой поэт соприкасается в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.
Жизнь Пушкина в Петербурге со времени окончания лицея и до момента ссылки на юг, богата музыкальными впечатлениями. Поэт слушает игру знаменитого пианиста Джона Фильда, восхищается пением известной итальянской певицы Каталани, знакомится с композиторами Верстовским и Алябьевым.
В этот период театр – трагедия, комедия, опера, балет – занимает весьма значительное место в жизни Пушкина. Часто в письмах Пушкин говорит о Россини. Из Одессы поэт пишет Дельвигу: «Правда ли, что едет к нам Россини и итальянская опера? Боже мой! Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти». А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини».
Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. Он завсегдатай на концертах в филармоническом зале. Весьма интересна программа этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфония Бетховена. Пушкин частый гость на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский «волшебным замком музыкальной феи… Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения – всё было пение».
Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском (теперь Большом) театре. В московских и петербургских шли в то время оперы: «Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок» Вебера, «Фенелла» Обера.
Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1837 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу.
Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. Известно, что поэт часто встречался с Глинкой, слушал его у Дельвига «он (Глинка) часто услаждал весь наш кружок своим дивным вдохновением», — вспоминает А.Керн. Романс, написанный Глинкой на стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Ещё в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами. Н.Корсаковым и М.Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихи Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Многие романсы входят в постоянный светский репертуар («Черная шаль», «Старый муж» А.Верстовского, «Зимний вечер» М.Яковлева, «Погасло дневное светило» И.Геништы).
С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами. Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение « Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки.
Большое число стихотворение поэта в 20-е годы пелось как городская песня: « Чёрная шаль», « Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», « Буря Мглою», « Девицы, красавицы», « Старый муж», « Любви, надежды, тихой славы».
Гениальная опера « Руслан и Людмила» М. Глинки открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина.
Среди имён композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта.
Пушкин любил русские песни, он не только их записывал, но и старался в некоторых своих стихах подражать народному творчеству, черпая из песен образы своих героев или сюжеты произведений. На основе народной поэзии появились некоторые поэмы балладного склада поэта. Кроме того, народность произведений Пушкина звучит и в его повестях и романах, пьесах и поэмах. Многие стихи Александра перешли в число народных песен. К ним относится «Зимний вечер», ставший достаточно популярной в народе песней.
Стихотворение «Зимний вечер» написано Пушкиным в 1825 году в томительной ссылке в глухом Михайловском (Псковском имении отца поэта), где единственной собеседницей и утешительницей поэта была его няня Арина Родионовна; музыка принадлежит М.Яковлеву.
Очень скоро благодаря искренности и простоте это произведение стало распеваться как народная песня. Наивная, печальная мелодия поверяет слушателям грусть и тоску изгнанника – поэта.
Стихотворение Пушкина « Песня Земфиры» («Старый муж, грозный муж») было переложено на музыку при его жизни четырьмя композиторами (Верстовским, Виельгорским, Гурилевым, Ганнибалом-дядей Пушкина). Самым популярным из них как во время поэта, так и теперь является романс А. Верстовского «Цыганская песня». Произведение это привлекает необузданной энергией и огромной внутренней силой. В романсе слышатся отзвуки цыганской песни.
Над трагедией «Русалка» Пушкин начал работать в 1829 году. Русские народные сказки побудили поэта создать свое произведение.
Напечатана «Русалка» была после смерти автора.
Даргомыжский не раз в переписке отмечал свою особую любовь к творчеству Пушкина, и не раз говорил «… не могу шагу без него». Им написано на тексты Пушкина 17 романсов и 3 оперы («Торжество Вакха», «Русалка» и «Каменный гость»).
Писать оперу на сюжет пушкинской «Русалки» было делом трудным и ответственным. Трудным потому, что трагедия не закончена, а ответственным потому, что музыка должна была не только соответствовать драматической силе текста, но и обогащать его. Как показала сценическая долговечность оперы, Даргомыжский блестяще решил эти задачи. Не найдя либреттиста, композитор сам пишет текст для своей оперы. В одном из его писем читаем: «Что меня мучает – это либретто: вообрази, что я сам плету стихи. Поэты у нас все гении… и с ними ладу никакого нет; смотрят на тебя с высоты и презирают».
Либретто создано композитором, очень близко трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина.
«По своей мелодической прелести, — писал Чайковский, — по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива «Русалка» в ряду русских опер занимает бесспорно первое место после недосягаемо гениальных опер Глинки».
Каватина Князя – одна из любимейших арий – привлекает слушателей выразительной мелодией. Большую роль отводит композитор в сопровождении, усиливающему, дополняющему ее драматический характер.
В 30-х годах Пушкин создает ряд сказок. Знание русского фольклора поэт широко использовал в своем творчестве. По словам М. Горького, «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая…».
В 1899 году к столетию со дня рождения Пушкина Н.А.Римский – Корсаков создает оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановича и о прекрасной царевне Лебеди». Либретто к этой опере написал В.Н.Бельский, сохранив по возможности пушкинский текст и сюжет.
Музыка Римского – Корсакова замечательно передает неторопливый стиль повествования, нарочитую медлительность, свойственной пушкинскому произведению. Очень живописны симфонические антракты: знаменитые «Три чуда», «Полет шмеля» и другие.
Мягкий, шутливый тон этого произведения подчеркивается близостью некоторых музыкальных эпизодов к частушке. В музыке часто звучат подлинно народные песни и песни, созданные композитором в духе народного фольклора.
Первая постановка оперы состоялась в октябре 1900 года в Москве и прошла с шумным успехом. Восторг зрителей был вызван как прекрасной музыкой, так и блестящим оформлением спектакля, которое принадлежало кисти замечательного русского художника М. А. Врубеля. С тех пор «Сказка о царе Салтане» прочно вошла в оперный репертуар русского театра.
В 1834 году Пушкин создает редкую по сатирической силе «Сказку о золотом петушке».
Сюжет этого произведения лег в основу последней оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок», в котором композитор задался целью «Додона (у Пушкина – Дадон) осрамить окончательно».
Либретто, написанное В.Н.Бельским, во многом углубляет злой сатирический тон пушкинского произведения, вводит много новых ситуаций, раскрывающих главную идею оперы – высмеивание самодержавия.
Мир красоты, утонченности, мечтательности олицетворяет прекрасная Шемаханская царица, которая противопоставляется в опере грубому, неизменному царству Додона.
Опера появилась на частной сцене 14 сентября 1909 года в Москве, через год после смерти ее создателя, и была тепло принята слушателями.
С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки. Крупнейшим из них стала «Руслан и Людмила», созданная Глинкой и поставленная в 1840 г. в Петербурге. Мотивы былинных произведений, характерные для поэмы Пушкина, нашли свое отражение и в эпической опере.
Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения, создавать особый ритм произведению. Неслучайно его творения пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов.
Вывод.
Все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, привнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова. Мясковского, Прокофьева, Свиридова и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского
К сожалению, анкетирование показало, что современные молодые люди не очень хорошо знакомы с музыкальным наследием Александра Сергеевича. Я надеюсь, моя работа заинтересует моих одноклассников и они тоже с удовольствием будут изучать произведения Пушкина.
Заключение
Пушкин – наше всё. Я несколько раз слышала это выражение, но только сейчас поняла его значение. Наверное, нет другого такого поэта, так вдохновлявшего композиторов! Пушкинская тематика используется в огромном количестве музыкальных произведений — оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни … Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку. Я рассказала лишь о нескольких из них. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня. Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Глинка оставили нам прекрасные образцы лирических интерпретаций поэзии Пушкина. Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.
Список используемой литературы.
1. Овчинников М.А. “Творцы русского романса” – М.:Музыка,1992.
2. СмирноваЭ. “Русская музыкальная литература” — М.: Музыка, 2001.
3. Соболева Галина “Русский романс” — М.: АОЗТ РИФМЭ, 1995.
4. В. Васина-Гроссман. «Первая книга о музыке», 1988, «Музыка», Москва.
5. С. Шлифштейн. «Глинка и Пушкин», 1950, Музгиз, Москва.
6. Материалы и статьи, опубликованные в Интернете.
http://pyshkin-literatyra.ru/index.html
http://create-daydream.narod2.ru/
Цель урока:
познакомить учащихся с образами пушкинских
сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка
о царе Салтане…”
Задачи урока:
- развивать навыки музыкального восприятия
произведений; - продолжить знакомство с лучшими образцами
народной и классической музыки, углубить
познания в области ее интонационной
выразительности; - развивать вокальные навыки при разучивании и
исполнении песен
Средства урока:
- Музыкальный центр.
- Портреты А.С.Пушкина, Н.А.Римского – Корсакова.
- Комплект из цветных фотооткрыток оперы “Сказка
о царе Салтане…”. - Репродукции: И.Билибин “Бочка по морю плывет”,
И.Билибин “Тридцать три богатыря”, И.Билибин
“Царевна – Лебедь”, М.Врубель “Царевна –
Лебедь”. - Музыкальный материал: “Три чуда”, вступление к
IV действию оперы Н.А.Римского – Корсакова
“Сказка о царе Салтане…”; музыкальные картинки
к опере “Сказка о царе Салтане…”. Сюита для
оркестра. Соч.57. - Песенный материал: р.н.п. “Во саду ли, в
огороде”; хор “ Не в саду, не в огороде” из оперы
“Сказка о царе Салтане…”; песня “Ветер по морю
гуляет” музыка Г.Струве, слова А.Пушкина. - Театральные декорации: куклы, ширма.
Предварительная подготовка: театральная
студия “Свеча” заранее готовит театральный
отрывок по сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе
Салтане…”
Структура урока.
№ |
Этапы работы |
Содержание |
Оборудование |
1 |
Организационно — |
Музыкальное приветствие |
фортепиано |
2 |
Музыкально — образовательный |
Беседа о передаче сказочных |
Портреты, книга “Сказка о |
3 |
Слушание и восприятие музыки |
Последовательность |
Репродукции, музыкальный |
4 |
Знакомство с песенным Восприятие музыки |
Исполнение р.н.п. “Во саду ли, |
Учитель раздает напечатанный |
5 |
Физкультминутка |
Дети выполняют плавные |
Музыкальный материал |
6 |
Театрализованное |
Фрагменты сказки в исполнении |
Ширма, куклы, музыкальное |
7 |
Итог урока. |
Музыка обогащает сказку, |
Репродукции, набор |
Ход урока.
I. Музыкальное приветствие.
II. Вступительная беседа.
Учитель. Причудливый, волшебный,
фантастический мир сказочного творчества
находит свое выражение в музыке. Разные облики
сказочных героев, все богатство мира сказок
получило свое звуковое выражение. Музыка
воссоздает сказочные образы в своих звучаниях,
добавляя этим образам небывалую красочность. Все
средства музыки – от гибких и прихотливых
мелодических линий до тембрового разнообразия
оркестра – направлены на создание красочного
мира картины.
Сегодняшний наш урок посвящен сказке
А.С.Пушкина, которая вдохновила Н.А.Римского –
Корсакова на создание оперы.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут…
Вы узнали, откуда эти строчки?
Дети. Да, эти строчки из сказки А.С.Пушкина
“Сказка о царе Салтане…”
Учитель. Верно, сказки А.С.Пушкина вдохновили
многих композиторов на создание музыкальных
произведений. Мелодичность произведений
А.С.Пушкина особенно заметна в его сказках.
Давайте вместе подумаем, что же объединяет
музыку и поэтический мир литературных
произведений Пушкина?
Дети. Поэзия состоит почти из тех же
элементов, что и музыка: в ней есть интонация и
ритм, темп и паузы, ее звуковые повторы – подобны
созвучности музыкальных фраз.
Учитель. Поэтический текст обогащает музыку
смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.
Все это богатство мы найдем в опере Николая
Андреевича Римского – Корсакова “Сказка о царе
Салтане…”. Этого композитора справедливо
называют композитором – сказочником. Перу
Римского – Корсакова принадлежит 7 опер,
написанных на сказочные сюжеты.
III. Слушание и восприятие музыки.
Учитель. Последовательность музыкальных
картин в опере “Сказка о царе Салтане…” та же,
что и в стихах А.С.Пушкина. Звучит фанфарный
призыв, призывая слушателя удвоить свое
внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину
оперы. Что вы представляете под эту музыку?
Дети. Колышущийся океан, широкая,
величественная тема у оркестра. Неожиданно
загудели литавры, забасили тромбоны и фаготы –
возникает новая тема у оркестра. Тема звучит на
пульсирующем фоне скрипок.
Учитель.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Чудится, что по волнам перекатывается тяжелый
предмет. Да это же бочка! А в ней плачет, бьется
царица (репродукция “ Бочка по морю плывет…”
И.Билибин). Какую музыкальную картину написал
Н.А.Римский – Корсаков!
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Дети. Неужели и это рисует музыка?
Учитель. Да. Звучит тема Гвидона. Какая она?
Дети. Светлая мелодия у кларнета, переходит к
низкому тембру валторн.
Учитель. Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере
Н.А.Римского – Корсакова три чуда, которые
удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним
их?
Дети. Мы вспомнили эти три чуда в сказке! Чудо
Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из
них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех
богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь
столицу царя Гвидона. И — самое наиглавнейшее —
чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди.
Учитель. Верно, а вот эти строчки из сказки
А.С.Пушкина:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор —
С ними дядька Черномор.
(Репродукция Тридцать три богатыря.
И.Билибин)
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Репродукция “Царевна – Лебедь”
И.Билибин)
Учитель. Давайте послушаем симфоническую
картину “Три чуда” из оперы. Как три чуда
изображены в музыке Римского – Корсакова?
Дети. Мелькают, слышатся знакомые мотивы,
народные интонации. Белочка поет “Во саду ли, в
огороде”.
(Можно исполнить р.н.п. “Во саду ли, в
огороде” вместе с игрой на музыкальных
инструментах).
IV. Знакомство с песенным материалом.
Разучивание и исполнение.
Учитель. Давайте теперь разучим хор из этой
оперы “Не в саду, не в огороде” (идет работа над
произведением).
Чем хор “Не в саду, не в огороде” отличается от
народной песни?
Дети. Куплет за куплетом звучит одна мелодия,
но в оркестре меняются тембры инструментов,
мелодия как бы расцвечивается.
Учитель. Снова звучит фанфарный призыв. В
музыке слышится шум “бурливого моря”.
Дети. Это на берег выходят витязи – богатыри.
Учитель. А теперь давайте обратимся к образу
прекрасной царевны – Лебедь. Посмотрите,
пожалуйста, на репродукцию картины М.Врубеля
“Царевна – Лебедь”. Какая неземная красота
отличает этот образ! Немало произведений создано
художником под влиянием музыкальных образов
Римского – Корсакова. Н.А.Римский – Корсаков был
любимым композитором и другом художника Михаила
Врубеля. Из каких интонаций строится тема
царевны – Лебедь в опере?
Дети. Тема царевны – Лебедь будто соткана из
интонаций русских народных песен.
Учитель. Композитор Н.А.Римский – Корсаков
использует р.н.п. “На море утушка”. Он грустную
“Утушку” делает торжественно – ликующей, еще
более выразительной. Мелодия “Утушки” при этом
сохраняет свою “народную правдивость”. Давайте
разучим вокальный вариант этой темы.
(Работа над темой и ее исполнение).
Учитель. Сегодня царевна – Лебедь проведет с
нами физкультминутку.
V. Физкультминутка.
(Звучит К.Сен-Санс. Лебедь. Учащаяся
театральной студии вместе с куклой показывает
движения и дети их повторяют).
VI. Театрализованная часть урока.
Звучит музыка из оперы.
Учитель. Ребята! Вы слышите плеск воды, крик
птицы. Мне кажется нас посетили сказочные
персонажи из оперы “Сказка о царе Салтане…”.
(Начинается театрализованное представление,
звучит музыка из оперы.)
На ширме кукла – Лебедь и Гвидон.
Лебедь: “Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела упала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись”.
На ширме опечаленный князь Гвидон. Звучит тема
царевны – Лебедь из оперы и появляется Царевна –
Лебедь.
Лебедь: “ Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?”
Гвидон: “Грусть – тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу”
Лебедь: “ А кого же на примете ты имеешь?”
Гвидон: “ Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит.
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Лебедь: “Да! такая есть девица.
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я”.
(Звучит тема царевны, превращение Лебедя в
Царевну, Гвидон и Царевна уходят).
Учитель. Ребята! Мы посмотрели фрагменты
театрализованного представления сказки
А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане …”. Еще раз
прослушали музыкальные характеристики героев из
оперы Н.А.Римского – Корсакова. Наш сегодняшний
урок подошел к своему завершению.
VII. Итог урока.
Учитель. Сегодня мы познакомились еще с одной
сказкой А.С.Пушкина, на которую замечательный русский
композитор Н.А.Римский – Корсаков написал оперу
“Сказка о царе Салтане…”. Эта опера
открывает нам целый мир сказочных сюжетов,
действий, персонажей, мир богатейшей мелодики,
оркестровки. Сказка А.С.Пушкина сама по себе
очень музыкальна, но благодаря музыке
Н.А.Римского – Корсакова она стала еще
живописнее, ее образы стали еще ярче и красочнее.
Дома вы можете в своих альбомах нарисовать
“музыкальную картинку” из этой оперы, а
сегодняшнее наше путешествие в мир сказки
заканчивается, но мы обязательно встретимся с
ней еще не один раз на наших уроках музыки.
Слайд 1Пушкин и
музыка
Проект подготовила:
ученица 4-1 класса
Серегина Ольга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»
Слайд 2Содержание.
Введение.
Цель работы.
Задачи.
Актуальность темы
Пушкин в музыке.
Вывод.
Заключение.
Список используемой литературы.
Слайд 3Объект исследования:
произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику.
Слайд 4Предмет исследования:
музыкальные иллюстрации
произведений А.С. Пушкина.
Слайд 5Цель:
познакомиться с музыкальными
иллюстрациями
произведений
А.С. Пушкина.
Слайд 6Задачи проекта:
Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика.
Познакомиться с произведениями А.С. Пушкина, положенными на музыку.
Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина.
Слайд 7Гипотеза:
Возможно, рассматривая музыкальные иллюстрации, я узнаю, почему произведения великого поэта положены
на музыку, что за композиторы их написали.
Слайд 8Результаты анкетирования:
Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина?
Часто –
7 из 22 (31,8 %)
Редко – 15 из 22 (68,2 %)
Вопрос 2. Знаете ли вы, что многие стихотворения А.С.Пушкина легли в основу музыкальных произведений?
Да – 10 из 22 (45,5 %)
Нет – 12 из 22 (54,5 %)
Вопрос 3. Назовите конкретные произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку.
Не назвали – 20 из 22 (90,9 %)
Назвали – 2 из 22 (9,1 %) (назвали произведения «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Русалка»).
Слайд 9 Меня интересовало:
Много ли произведений А.С. Пушкина легли в основу музыкальных
произведений?
Что привлекало композиторов в произведениях А.С. Пушкина?
Слайд 10 Изучив литературу, я узнала биографию поэта.
А.С. Пушкин родился 6 июня
(по старому стилю 26 мая)1799 года в Москве. В небогатой дворянской семье, однако, предками Александра Сергеевича были Александр Невский и царский арап Абрам Петрович Ганнибала.
Ученые предполагают, что сказки Пушкина были придуманы в глубоком детстве. Няня Пушкина — Арина Родионовна часто рассказывала ему сказки. Когда Пушкин вырос, он добавил фантазии в сказки, которые ему рассказывала няня.
Слайд 11
Из беседы с учителем музыки я узнала, что на стихи А.С.
Пушкина написан романс М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье…»
Слайд 12Пушкин и музыка Глинка
На сказки Пушкина, было, написано много опер и музыки.
Михаил Иванович Глинка — является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Глинка непосредственно общался с Пушкиным.
Сказки Пушкина вдохновили композитора на создание музыкальных сочинений. Так появилась опера – сказка «Руслан и Людмила».
Слайд 15 М.П.
Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член Могучей кучки.
В опере «Борис Годунов» запечатлил драматические вехи российской истории, показав сочетание массовых народных сцен, неповторимый характер людей.
Слайд 18 Римский- Корсаков
А.С. Пушкина в мире литературы
называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н. А. Римский – Корсаков.
— Сам композитор о себе сказал: «Мой род – это сказка, былина… и непременно русские». Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин.
Слайд 19″Сказка о царе Салтане»
В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил
точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками.
Слайд 20Н.А.Римский-Корсаков
Опера «Сказка о царе Салтане»
Слайд 21Опера «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Слайд 23 П.И. Чайковский
Петр Ильич
Чайковский написал оперу «Пиковая дама». В ней очень ярко передаются краски, темпы в музыке.
Слайд 25 По сюжетам Пушкина было поставлено более 20 опер.
Среди них всемирно известные:
«Борис Годунов» (Мусоргский),
«Евгений Онегин» (Чайковский),
«Каменный гость» (Даргомыжский),
«Мазепа» (Чайковский),
«Моцарт и Сальерьи» (Римский-Корсаков),
«Пиковая дама» (Чайковский),
«Русалка» (Даргомыжский),
«Руслан и Людмила» (Глинка),
«Алеко» (Рахманинов).
Слайд 26 Вывод:
Из литературы я узнала, что все самые гениальные
композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова, Прокофьева, Свиридова и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского.
Слайд 27Заключение:
Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А.С. Пушкина,
положенные на музыку. Я рассказала лишь о нескольких из них. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня.
В ходе исследования я узнала, что любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру, зажигаться его поэтическим вдохновением.
Слайд 28Заключение:
Работая над проектом, я обратила внимание на выражение: «Пушкин – наше
всё». Несколько раз слышала это выражение, но только сейчас поняла его значение. Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Глинка оставили нам прекрасные образцы лирических интерпретаций поэзии Пушкина. Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.
Слайд 29
Список используемой литературы.
Смирнова Э. “Русская музыкальная литература” –
М.: Музыка,
2001.
Материалы и статьи, опубликованные в Интернете.
http://pyshkin-literatyra.ru/index.html
http://create-daydream.narod2.ru/
27.01.2016
«Сказочные образы А.С. Пушкина в музыке.»
Открытый урок музыки в 4 классе — закрепление и обобщение раздела «День, полный событий», посвящённый
творчеству А. С. Пушкина;
— знакомство с музыкальными произведениями
Н. А. Римского-Корсакова;
— закрепление понятий «музыкальная живопись», «тембр», « регистр»;
— повторение понятий « опера», «народная песня», « группы симфонического
Оркестра» « народная песня».
,
Оценить
2190
Содержимое разработки
Урок музыки в4 классе Викулина Татьяна Алексеевна
МБОУ СОШ№2 с.Кривополянье
Учитель музыки
Тема урока:
«Сказочные образы А.С. Пушкина в музыке.»
Цель урока: — продолжение воспитания музыкальной культуры учащихся.
Задачи:
—НА примере симфонической картины «Три чуда» показать, как в музыке
Раскрывается образ литературного героя.
— развитие эмоционального восприятия;
— закрепление и обобщение раздела «День, полный событий», посвящённый
Творчеству А. С. Пушкина;
— продолжить знакомство с музыкальными произведениями
Н. А. Римского-Корсакова;
— закрепление понятий «музыкальная живопись», «тембр», « регистр»;
— повторение понятий « опера», «народная песня», « группы симфонического
Оркестра» « народная песня».
Проблема: Что такое музыкальная живопись.
Тембры звучащих инструментов.
Регистр услышанных инструментов.
Тип урока: интегрированный.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр, тембр.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки, синтезатор.
Музыкальный материал:
Н. А. Римский-Корсаков опера “Сказка о царе Салтане” (фрагменты), Е. Птичкин. « Сказки гуляют по свету».
Слайд1
1.Орг.момент.
Здравствуйте ребята и гости.
Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный, мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Творенье музыки, что может быть чудесней?
Они рождают в людях красоту,
Они способны излечить недуги,
Осуществить заветную мечту.
Красивая музыка, которая прозвучит сегодня на уроке, зарядит нас положительными эмоциями. А прослушав песню, которая сейчас прозвучит поможет вам понять о чём мы с вами будем говорить на уроке.
Звучит песня о сказках. «Сказки гуляют по свету»
Чтобы определить тему нашего урока вы должны вспомнить о чём говорилось в песне.
Д о сказках.
Правильно. Значит о каких образах пойдёт сегодня речь?
О сказочных.
Первое слово сказочные. Чтобы узнать, о каких сказочных образах пойдёт речь на уроке мы обратимся к иллюстрации . (СЛАЙД)
Герои все разные, но очень знакомые. А вот посмотрите внимательно и скажите, есть ли среди этого списка герои, которых объединяет что-то общее.
Д. На верхних рисунках изображены герои сказок А.С.Пушкина. (СЛАЙД)
А. С.Пушкин — это великий русский поэт — сказочник.
Давайте подумаем, ребята, как может звучать тема
нашего сегодняшнего урока? (дети озвучивают варианты).
У. Итак, тема нашего урока ; «Сказочные образы А.С. Пушкина в музыке русских композиторов»
слайд
Определите цель и задачи нашего урока?
Мы должн ы познакомиться, как композиторы с помощью музыки рисует пушкинских героев.
И ещё выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А.С.Пушкина.
Научиться осмысливать музыкальные образы сказочных героев;
Научиться слушать музыку через различные формы и методы;
Мы с вами уже говорили о человеке, который вдохновлял Пушкина на создание сказок. Вспомните кто это?
Д. Арина Родионовна – няня поэта.
Слайд
У. Да, вы правы.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…
Так писал о ней поэт
У. Но не только няня рассказывала поэту сказки, много различных преданий услышал юный Саша от своей бабушки – Марии Александровны, которая очень любила внука и многое ему позволяла.
Слайд. чит.Подлесных А.
Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне,
Об отдаленной старине,
Могучих предков правнук бедный,
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина
У. Не удивительно, что благодаря этим женщинам у поэта родились такие прекрасные сказки. Давайте их вспомним (
Д. О рыб и рыбке, о спящей царевне, Садко, сказка о золотом петушке..
Сегодня вы познакомитесь с симфонической картиной «Три чуда», которая звучит в последнем 4 действии оперы «Сказка о царе Салтане»,
У.: Прелесть пушкинских сказок очень умело передал в музыке уже знакомый вам композитор, фамилию которого, я предлагаю угадатьс помощью волшебных конвертов на ваших столах. К сожалению, все буквы, из которых состоит фамилия этого композитора, перепутались, вам предстоит их собрать, но я дам вам подсказки. Этот великий музыкант имел двойную фамилию, поэтому вы найдете в конверте тире, разделяющее эти две фамилии. Будьте внимательны! Теперь откройте конверты в ваших группах и сообща составьте фамилию этого человека.Николай Андреевич Римский — Корсаков. (портрет)
(работа в группах)
Ответы детей.
Слайд. Николай Андреевич Римский — Корсаков.
И сейчас мы послушаем , что Орлова О. о нём нам расскажет.
(читает реферат)
У. Его называют композитором – сказочником. Как вы думаете почему?
Д.Композитором написано много опер на сказочный сюжет.
У. Молодцы, а на сказки Пушкина, композитором написано две оперы: « Сказка о царе Салтане» и « Сказка о золотом петушке».
Слайд .
У. Скажите, какой оркестр играет в опере: Симфонический, духовой или народный?
Д.Симфонический.
У. Кто вспомнит, какие группы инструментов есть в симфоническом оркестре?
Д.Струнная, духовая, ударная группа.
У. Как вы думаете, есть ли в оркестре инструменты одинаковые по голосу?
Д. Нет.
Проблема нашего урока: Музыкальная живопись.
Как вы считаете, существует ли музыкальная живопись. Ваши предположения Дети говорят. Мы услышали варианты ответов мальчиков и девочек. А в конце урока сделаем точное определение.
У. У каждого инструмента своя окраска звука — это называется тембром.(записать в тетрадь). Тембр- окраска звука.
Композитор, при помощи инструментов, как художник красками создает звуковую картину. В опере « Сказка о царе Салтане» вступление к 4 действию называется симфонической картиной « Три чуда», как вы думаете, какие это чудеса?
Д.Белка, тридцать три богатыря и царевна — лебедь.
У. Верно. Н. Римский — Корсаков при помощи инструментов изобразил каждое из чудес.
— В опере Римский –Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский –Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
— Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.
1 чудо – белка. Что она делала? Дети читают: Белка песенки поет да орешки все грызет, А орешки не простые все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд; белку холят, берегут.
Ученик читает отрывок из сказки.
(«Пела и танцевала» – дети). Какой характер? («Веселый, плясовой, живой).
слайд
У. Если бы вы были композиторами, какой инструмент вы бы взяли для характеристики белочки?
Наслайде выбрать инструмент.
Образ юркой белочки передает нам флейта-пикколо
Д. отвечают, высказывают предположения.
2 чудо – богатыри. слайд
Ученик читает отрывок о богатырях. : там еще другое диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,
Великаны молодые, все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор
У. Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?
Образ мужественный, сильный. Какие инструменты выбираете для темы богатырей? : ребята, какая группа инструментов рассказывала нам о мощи и силе богатырей?
Дети: звучали медно-духовые инструменты.
Учитель: Каков характер музыки? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку: под музыку эту проводят парад, чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
Дети: это марш, а характер маршевый.
Д. В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
У., Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей?
Д. Тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер.
слайд
. Какая музыка? («Маршевая, могучая, играет весь оркестр »
слайд
3 чудо – Царевна-лебедь.
Отрывок о ц.лебедь чит.ученик
( «Музыка красивая, плавная, нежная,–- дети).
Издавна на Руси про красивую поступь девушки говорили: «Идет – словно лебедь плывет».
У. Какие инструменты вы бы выбрали для характеристики Царевны — лебедь? скрипочки играют»
слайд
Теперь сравним наши предположения с тем, как видит героев сказки
композитор Н. А.Римский — Корсаков.
Внимательно прослушайте музыку и определите правильно ли мы указывали характер музыки и звучащие в ней инструменты.
Слушанье музыки.Тема белки.
Слайд.
У. Скажите, вы узнали мелодию, которая характеризует белку?
Д. Да это русская народная песня « Во саду ли, в огороде».
У. Композиторы часто использовали в своих произведениях русские народные песни, мелодии, преобразовывали их и превращали в шедевры мировой музыки.
.
У. Какой инструмент характеризует белку?
Д.Флейта.
У. Как звучит мелодия флейты высоко или низко?
Д.Высоко.
У. Верно. Флейта звучит в высоком регистре.
У.Вспомните пожалуйста, что такое регистр и какой он может быть?
Д.Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента, одинаковых по тембру. Регистр можно подразделить на высокий , средний и низкий.
. Ну а сейчас, прослушаем следующий отрывок и тоже обратите внимание на звучание музыки и постарайтесь услышать какие инструменты присутствуют в этом отрывке.
Слушанье музыки« Три чуда» тема богатырей.
слайд
У. Богатыри представлены иначе, чем белка, Вы можете сказать как?
Д. Более насыщенная мелодия, маршевый ритм, регистр низкий.
У. Правильно и, наконец, тема Царевны — лебедь.
слайд
Какая мелодия характеризует царевну?
Д.Плавная, нежная.
У. Можно ли назвать прослушанные фрагменты сказочными? Почему?
Д. Да, можно, слушая их мы попадаем в мир сказки.
Физкультминутка. А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть
У. И в продолжение нашей сказочной темы урока я предлагаю исполнить отрывок из песни «Там на неведомых дорожках», которая, если бы не было музыки, осталась бы чем?
Д. Стихотворением.
Ролик.
Каждый из вас получил листок, на котором вы видите задание, у каждого ряда оно своё. Я прошу вас взять ручки и ответить на вопросы, а потом мы проверим результаты. Кто ответит просто поднимает руку и я буду знать , что вы готовы отвечать.
Что такое регистр в музыке?
сила звука
скорость звука
высота музыкального звука
Оперу «Сказка о царе Салтане» написал»?
М.И.Глинка
Н.А.Римский Корсаков
П.И.Чайковский
Какими регистрами были озвучены герои симфонической картины «Три чуда» оперы? (соедини стрелочками)
Белка |
Низкий регистр |
33 богатыря |
Средний регистр |
Царевна-Лебедь _____________ |
Высокий регистр _ |
Проверка задания у доски. Оставить правильный ответ.
А теперь вернёмся к проблеме нашего урока. Как вы понимаете, что такое музыкальная живопись?
Ответ детей.
Музыкальная живопись – это передача образа при помощи эвуков, используя средства музыкальной выразительности.
Как вы думаете, смог ли композитор передать образы белки, богатырей и царевны- лебедь.
При помощи чего?
Д. При помощи музыки, инструментов, тембра, регистра.
Какой же вывод мы сделаем по проблеме нашего урока?
Д.Композитор смог передать характер каждого героя при помощи музыкальных красок.
Блиц-опрос ответьте на вопросы и проверьте друг друга
А теперь проверим ваши ответы
Слайд
А теперь проверим ваши ответы.
Слайд
У. Подведём итог. О какой сказке Пушкина мы сегодня говорили на уроке?
Д. ( Сказка о царе Салтане).
У. Музыка какого известного композитора прозвучала на уроке?
Д.( Н. А Римского — Корсакова).
У. Скажите смог ли композитор передать образы белки, богатырей и царевны – лебедь
Рефлексия
У. А сейчас я хочу узнать ваш
Слайд
Дом задание: Дома вы сможете почувствовать себя художниками, нарисовав иллюстрацию к симфонической картине «Три чуда», фрагмент на ваш выбор.
Спасибо за плодотворную работу на уроке. Мне хочется назвать тех ребят,
которые активно работали на уроке: (….
Слайд
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/181086-skazochnye-obrazy-as-pushkina-v-muzyke
Также вас может заинтересовать
- Внеклассное занятие на тему: Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа
- Презентация на тему «Музыка и литература»
- Урок музыки в 6 классе. Тема: «В чем жизненная сила музыки И. Штрауса?»
- Урок музыки в 3 классе. Тема «Встреча песенности, танцевальности и маршевости»
- Преобразующая сила музыки
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
1
Сказка о царе Салтане
2
Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова Урок музыки в 4 классе
3
Арина Родионовна «Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей»,- писал А.С. Пушкин.
4
Сказка о Царе Салтане Народную сказку «О царе Салтане» А. Пушкин впервые услышал от няни Арины Родионовны в годы михайловской ссылки. «Что за прелесть эти сказки! восторженно писал поэт в одном из писем. Каждая есть поэма». В 1831 году три сказки из числа семи, собранных и записанных в Михайловском, А. Пушкин обработал, создав свои замечательные поэмы-сказки: «О балде», «О мертвой царевне», «О царе Салтане».
5
Создание оперы Многие сказки Пушкина нашли своё отражение в музыке русских композиторов: М.И.Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. В 1899 г. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане».Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский- Корсаков преклонялся.
6
Художник Иван Яковлевич Билибин ( )- выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально- декорационного искусства.
7
Обложка
8
« Во всё время разговора он стоял позадь забора…»
9
10
«Бочка по морю плывёт…»
11
«Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей…»
12
« Весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате…»
13
«Полетел и запищал, Судно на море догнал…»
14
« В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря…»
15
«…И весёлый пир пошёл…»
16
Три чуда
17
Михаил Врубель «Царевна- Лебедь»
18
В октябре 1900 года «Сказка о царе Салтане» была поставлена в Москве на сцене частной оперы С. Мамонтова; декорации к ней написал известный художник- романтик М. Врубель, тонко передавший сказочную атмосферу оперы…
19
Полная обаятельной сказочности и чарующего волшебства, опера Римского-Корсакова в то же время глубоко реалистична и жизненна. В «золотой скорлупке» ее сюжета таится изумрудное зерно мудрости. Главная мысль сказки-оперы светлая вера в торжество справедливости, уверенность в неизбежной победе добра над злом.
Это черновик проекта.
Цель проекта:
Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского — Корсакова.
Задачи:
* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;
* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Проблемный вопрос:
* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
(по предмету музыка)
«Что за прелесть
эти сказки!»
Выполнил ученик 6В класса
Ложкин Ярослав
Руководитель: Ложкина И.А.
учитель музыки
пгт. Мари-Турек
2016г.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………. стр. 3
2.Основная часть
2.1 постановка цели и задач проекта…………………………………… стр. 4
2.2 сравнение и анализ сказки А.С Пушкина и оперы
Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане» ……………. стр. 5-8
3.Заключение …………………………………………………………… стр.9
3.1 выводы …………………………………………………………….. стр.9
4.Список литературы …………………………………………………. стр.10
Введение
Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы.
Есть сказки, которые читают, а есть сказки, которые поют.
Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок. Приглашаем вас в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.
Легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается музыкальная сказка…
Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.
Цель проекта:
Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;
* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Проблемный вопрос:
* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.
Основная часть
«Что за прелесть эти сказки!» — воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
Для этого обратимся к сказке А.С.Пушкина и опере-сказке Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» и посмотрим, как композитор передал слова поэта через музыку.
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Мы сегодня проанализируем «Три чуда» из оперы.
И на примере этого музыкального фрагмента посмотрим какими средствами пользовался Римский — Корсаков при создании образов.
Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.
Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» привлекла композитора изобилием чудес и, конечно же, сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.
В «Сказке о царе Салтане» три чуда:
Белка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь.
Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар
Фанфары — сигнал торжественного действия.
Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
Звучит фанфарный призыв, который исполняют медные духовые инструменты симфонического оркестра, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.
В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда — своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Чудо первое.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Вот как представил слова А.С.Пушкина Н.А.Римский –Корсаков.
В опере тема белки звучит отрывисто, легко, подвижно. Для музыкальной характеристики белки композитор выбрал русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Тему белки в высоком регистре исполняет флейта, самый звонкий деревянный духовой инструмент в симфоническом оркестре.
Регистр — это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
Тембр — это окраска звука.
И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо:
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Какими звуками передал композитор тему богатырей?
При появлении богатырей оркестр исполняет марш – торжественный, величественный, показывая богатырскую поступь. Тему богатырей исполняют медные духовые инструменты (тромбон и труба). Тема богатырей звучит в низком регистре.
Опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» третье чудо:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая. В оркестре её исполняют скрипки и гобой. Тема Царевны звучит в среднем регистре, словно пение фантастических птиц.
Музыкальную характеристику, звучание инструментов и регистры можно представить в виде таблицы:
чудо |
регистр |
тембр |
Белка |
высокий |
флейта |
33 богатыря |
низкий |
медные духовые (тромбон, труба) |
Царевна-Лебедь |
средний |
скрипка, гобой |
Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ.
Из всего этого можно сделать следующие выводы:
* опера-сказка учит нас узнавать через звучание инструментов симфонического оркестра литературных персонажей.
* музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.
*поэт и композитор каждый своим языком передал три чуда в произведении: поэт — словами, композитор — звуками;
*музыкальные фрагменты помогают детям закрепить знания о регистрах и инструментах симфонического оркестра.
Список литературы:
1. Пособие для учителя «Методика работы с учебником «Музыка — 5 класс», авторы: Сергеева Г.П. Критская Е. Д
2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.
Используемые ЦОР:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru):
2. images.yandex.ru