Всем нам с ранних лет знакомы Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный и другие персонажи русских народных сказок. Художник и писатель Роман Папсуев предлагает на страницах «Сказок старой Руси» оригинальное переосмысление их образов.
Жанр: артбук
Издательство: «Эксмо», 2017
176 стр., 2000 экз.
Похоже на:
артбук «Dishonored. Архивы Дануолла»
артбук «Мифбук»
Роман Папсуев, известный в интернете под псевдонимом Амок, едва ли нуждается в представлении. Мы не раз рассказывали о его творчестве и о книгах, которые он писал, а также использовали его великолепные работы для оформления материалов о таких авторах, как Вера Камша и Джордж Мартин.
Осенью позапрошлого года Амок начал создавать серию концепт-артов на основе славянских сказок. Поначалу это был просто творческий эксперимент, работа над которым велась исключительно для удовольствия, без каких-либо далеко идущих планов. Однако стоило автору опубликовать в Сети первые иллюстрации из цикла «Сказки старой Руси», как они завоевали нешуточную популярность — причём не только у ценителей фантастики и фэнтези. Кроме высочайшего качества рисунка, серия привлекала тем, что узнаваемые сказочные образы Амок подавал в очень оригинальной трактовке. Сложно пройти мимо и не заинтересоваться, когда видишь, например, многоглавое Чудо-юдо верхом на механическом скакуне или повзрослевших сестрицу Алёнушку и братца Иванушку — живую утопленницу и дюжего человека-козла с огромным боевым молотом.
Популярность в интернете привела к тому, что «Сказки старой Руси» выросли в полноценный проект. Его первой ласточкой стал артбук, получивший подзаголовок «Начало». Бо́льшая часть книги посвящена персонажам — на страницах представлены как финальные образы, так и многочисленные наброски героев и элементов антуража. А вот на текст книга не богата. Автор подробно останавливается на создании всего одной героини, Варвары-красы. На её примере Папсуев показывает, как работал с источниками, придумывал героине внешность и биографию. Немного жаль, что главы прочих персонажей сопровождаются куда более скупыми комментариями.
Впрочем, даже их достаточно, чтобы понять: перед нами не просто великолепный артбук с оригинальными и потрясающе красивыми рисунками. «Сказки старой Руси. Начало» — своего рода концепт-арт мира, придуманного Амоком на основе славянского фольклора. И уже эта книга недвусмысленно намекает, что мир «Сказок» полон интересных историй. Например, те же Алёнушка с Иванушкой здесь охотники на ведьм, а Кощей правит собственной реальностью и собирает армию для вторжения. Очень надеемся, что в том или ином формате — например, в комиксах или играх — эти истории будут рассказаны.
Итог: начало у проекта получилось великолепным. Будем с нетерпением ждать его развития, любоваться героями и надеяться, что вскоре мы сможем познакомиться с их историями.
Истоки старой Руси
Вторая книга проекта получила подзаголовок «Истоки» и будет уже не просто артбуком. Наряду с иллюстрациями в неё войдут статьи автора, в которых он расскажет, как работал с первоисточниками и создавал образы персонажей.
Ориентироваться я решил не только и не столько на «внутренний рынок», повторять визуальные решения классиков вроде Билибина или Васнецова я не собирался. Классика останется классикой, мои картинки никаким образом её не отменяют. Мифология, которую я решил создавать, должна стать максимально универсальной и «современной».
удачно
обилие великолепных иллюстраций
оригинальная интерпретация знакомых образов
наброски, показывающие процесс создания картин
неудачно
скромное текстовое сопровождение
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Автор
Постоянный автор «Мира фантастики» с 2004 года. Писал о комиксах до того, как это стало мейнстримом.
Показать комментарии
Проект «Сказки Старой Руси», созданный известным художником Романом Папсуевым, пополнился новым артбуком «Наброски». Пока готовится его второй том, расскажем, что это вообще за «Сказки» такие, кому они могут быть интересны и что входит в их вселенную.
Роман Папсуев — человек, в котором нашли удачное соединение любовь к сказкам и былинам, привитая с детства, яркий талант художника и обширный опыт работы в игровой индустрии. Как Роман многократно рассказывал в интервью, проект «Сказки Старой Руси» начался с нескольких артов. Привычные славянские герои, нарисованные в стилистике современных компьютерных игр, нашли широкий отклик. Богатыри в массивных доспехах, разнообразная нечисть, красавицы и бабы-яги — эти картинки привлекли внимание множества пользователей интернета.
Заметив интерес, Роман продолжил развивать вселенную, постепенно углубляя ее и развивая истории персонажей. Так родился мир Белосветья. Когда картинок набралось достаточно, вышел первый артбук, «Сказки Старой Руси: Начало», который был мгновенно раскуплен. Его второе издание дополнено множеством текстовых пояснений и заметок, которые шире раскрывают мир. Оно называется «Сказки Старой Руси: Истоки».
За первой ласточкой последовали два тома бестиария «Диво чудное», где от лица хрониста повествуется о существах и нечисти, которых можно встретить на просторах Белосветья. Иллюстрации снабжены подробным описанием, стилизованными под реальные бестиарии. Чувствуется богатый опыт художника в разработке дизайна персонажей: особое внимание уделяется деталям внешности и вооружению созданий, причем для каждого рода и вида они уникальны и отвечают всем особенностям конкретной особи. Большая часть рисунков нецветные, и эта сепия отлично передает стиль бестиария «под старину» — читатель будто листает старый фолиант, посвященный былым временам.
И «Истоки», и «Диво чудное» — очень интересный пример артбуков, не основанных на уже существующей игровой, книжной или киновселенной, а создающих свою собственную с нуля. Они будут особенно интересны тем, кто интересуется дизайном персонажей или творцам, которые работают над собственными мирами.
А чтобы еще лучше раскрыть эту сторону проекта, свет недавно увидел очередной артбук, название которого полностью отражает его содержание: «Наброски». Дело в том, что «Сказки Старой Руси» — обширный и давний проект, так что за время работы над всеми предыдущими томами у художника накопилось колоссальное количество набросков, вариантов персонажей, не вошедших в итоговую верстку «Истоков» и «Дива чудного», побочных вариантов и просто любопытных заметок на полях. Именно эти материалы и составили в итоге «Наброски» — артбук, состоящий из карандашных рисунков, избежавших какой бы то ни было компьютерной обработки. Просто карандаш, бумага и сканы. Этот подход позволяет проследить весь путь от идеи до полновесной иллюстрации, что делает «Наброски» совершенно бесценным учебным пособием для художника и творца, а также увлекательным гайдом в мир Белосветья для его поклонников.
Но не думайте, что «Сказки Старой Руси» — это только несколько увесистых красивых книг с картинками. Помимо этого, в онлайн-магазине автора вы можете купить фигурки полюбившихся персонажей и всевозможный мерч, а на свежие книги традиционно распространяется предзаказ с автографом самого Романа.
Что делать тем, кто, конечно, впечатлен интересными иллюстрациями, но хотел бы глубже проникнуться историей мира? Про любителей сюжетов тоже не забыли. В 2021 году вышел первый сборник рассказов, «Битва за Лукоморье», в котором разные авторы с разных сторон исследовали Белосветье. Кто-то поведал глобальную историю о битве добра и зла, а кто-то сосредоточился на маленьких локальных историях, наделяющих мир глубиной и жизнью.
Первая книга наметила главную сюжетную линию, вынесенную в название книги: злой колдун Огнегор жаждет заполучить власть над всем Белосветьем, захватив Лукоморье, а силам добра придется обороняться — но сначала нужно вообще узнать про эти планы. А пока Охотник Алеша отправляется на очередное задание и борется со злом, попутно встречая сестрицу Аленушку и братца Иванушку, бродят по селам зловещие лавкрафтианские чудовища Мышь и Ряба, в которых только смутно узнаются герои сказки про золотое яичко, а вокруг деревень воют волколаки.
В 2022 году вышел второй том «Битвы», продолжающий начатые в первом томе сюжетные линии и расширяющие истории персонажей. Но история не закончена, так что можно ждать новых пополнений в мир «Сказок Старой Руси» — как сборников историй, так и артбуков.
Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.
Истории о мире «Сказок Старой Руси» Романа Папсуева
Проект Романа Папсуева «Сказки Старой Руси», сплетающий классический фольклор с современными традициями фэнтези, продолжает развиваться. Недавно свет увидела вторая антология «Битва за Лукоморье» — межавторский «мозаичный» роман с историями о мире Папсуева. В создании художественных книг по этому молодому, но популярному сеттингу активно участвует Вера Камша, выступая автором и редактором. Сам Папсуев определяет «сюжетный вектор», пишет часть историй и иллюстрирует книги. Кроме них в работе над сборником новых сказок участвовали Татьяна Андрущенко, Александра Злотницкая и Елена Толоконникова.
Мы решили рассказать, почему стоит познакомиться с «Битвой за Лукоморье».
Смелый и яркий проект
«Сказки Старой Руси» начались с иллюстраций, которые Роман рисовал в свободное время, а затем выложил в интернет, где они завоевали большую популярность. Это были персонажи сказок и былин, дизайн которых был переосмыслен с учетом опыта Папсуева в игровой индустрии. Илья Муромец, Василиса Премудрая, Баба-яга и многие другие действительно напоминали игровые концепты. Такая стилистика вызывала интерес и запоминалась.
Результатом трудов Папсуева стал выход стильного артбука, куда Роман, кроме прочего, добавил заметки о мире, который начал оформляться вокруг этих персонажей. Потом вышел еще один расширенный артбук, а за ним последовали бестиарии «Диво чудное». И, наконец, начали выходить художественные книги по «Сказкам Старой Руси». Роман решил не заниматься этим в одиночку, а привлечь нескольких авторов. Вместе они создали сборник из отдельных историй, которые при этом работают на общий магистральный сюжет. Сейчас в продажу поступает вторая часть «Битвы за Лукоморье», чуть раньше первая получила дополнительный тираж. «Сказки Старой Руси» — вдохновляющий пример того, как красиво может раскрыться идея, когда создатель готов много работать над ней и всесторонне развивать.
Глубокая проработка мира
Мир «Сказок Старой Руси» появился не в одночасье. Роман изучал фольклор и сказки, которые собрался переосмыслить в своих работах. Информация систематизировалась в артбуках, а для работы над антологией была создана отдельная википедия, к которой имеют доступ все авторы. В этой вселенной не будет допущений, сделанных «на глаз» и на авось. Продуманы значимые персонажи, точки их пересечения, ключевые события. Описаны самые разнообразные твари, их особенности и методы борьбы с ними. Осталось поделиться всем этим с читателями, шаг за шагом открывая для них этот удивительный мир.
«Битва за Лукоморье» — это настоящее погружение в пространство сказки «на новый лад». А знакомые образы здесь — фундамент для создания новых и увлекательных сюжетов.
Роман Папсуев: писатель и художник
Визуальная составляющая, без сомнений, играет для «Сказок Старой Руси» важную роль. Вот и сборники «Битва за Лукоморье» не обошлись без иллюстраций самого романа Папсуева. И то, что истории дополнены стильными иллюстрациями, помогает еще глубже окунуться в мир «Сказок Старой Руси». В то же время, главное достоинство скорее в том, как автор вселенной, Роман Папсуев, может делиться своим видением и с читателями, и с другими авторами. Тексты этой антологии рождают зримые образы, они прекрасно стилизованы и выверены. Как это часто бывает с мирами, которые создают художники и дизайнеры, у «Сказок Старой Руси» есть узнаваемый «визуальны код», который делает читательский опыт более богатым и запоминающимся.
Актуальность славянского фэнтези
Направление славянского фэнтези в последние годы с новой силой набирает популярность. В этой тенденции найдутся произведения на любой вкус. «Битва за Лукоморье» и в целом «Сказки Старой Руси» — образец вдумчивого подхода к лору и первоисточнику, но вместе с тем без навязчивого заигрывания с попытками «состарить» язык повествования. Результат можно назвать слиянием золотых традиций фэнтези (как российского, так и западного) с атмосферой из сказок и легенд. «Битва за Лукоморье» —действительно книги «для всех», они не склоняются к мужской или женской аудитории, наверняка увлечет подростка, но написана для взрослых читателей. Главное — интерес к выбранному стилю.
Во второй сборник из первого перешло изящное обращение с жанром отдельных историй. История о «золотом яичке» становится хоррором, а приключение Садко и команды следуют многим канонам авантюрного фэнтези. Но фольклорные корни знакомые имена не позволяют историям «рассыпаться», картина создается цельная. Для всех, кто интересуется данным направлением современной литературы, это действительно ценная находка.
Настоящая франшиза
Конечно, «Сказки Старой Руси» — не «Звездные войны» или Forgotten Realms… По крайней мере, пока. Но для российского книжного рынка, особенно в жанре фэнтези, достаточно уникальна ситуация, когда «книжный» мир получает многогранное раскрытие. Книги дополняют артбуки, выходит разнообразный мерч, и проект имеет огромный потенциал развиваться дальше. Особенно если ряды его поклонников продолжат расти.
Решение сделать сборники «Битвы за Лукоморье» межавторскими тоже работают на ощущение не просто очередной истории, но настоящей франшизы. Разные писатели своим вкладом делают проект более сложным и интересным, чем это получилось бы у одного человека. Причем это не разовое, а длительное и плодотворное сотворчество, ведь после первых двух книг «Битвы за Лукоморье» запланированы еще как минимум три тома.
А что вы думаете об этом?
93
комментария
Сначала новые
Сначала лучшие
Сначала старые
Лучший комментарий
Скрыть
40k
Из всех картинок понравилась только эта.
Остальные сильно перемудрёны.
7k
Надо бы забабахать ММОРПГ в таком стиле. Очень понравилось! Художник, если сам не читаешь, пусть тебе передадут: не бросай это дело, слышишь?!
А леший- это лесовик до лвл-апа
19k
196
портрет Муромца хорош,лесные духи прикольные..
1k
на самом деле отличный кроссовер западного и славянского фэнтези с толикой востока. Первую картину забрал на обои.
194
А мне нравятся, по этим рисункам здорово миниатюры повторить будет, если появится время может и сделаю пару нелюдей)
1k
−348
Создайте игру на подобии Диабло, отличный концепт, был бы потенциал и команда!
22k
Алексей
Сумасшедший Джонни
7 лет назад
Отстали от жизни. Проект существовал в конце 90ых — начале нулевых, даже что-то выпустили, но в итоге закрыли.
2k
про игру «Князь» говорите ?
22k
«Князь» — это то, что в итоге получилось. Изначально они красиво пели про «рпг в стиле славянской фэнтези». У меня где-то валяется диск, кошмар — это, ИМХО, наиболее полное описание.
−348
Князь в принципе не плохая игра, я играл, но к сожалению не продуманная и видимо малобюджетная, да и графически могли бы лучше придумать.
4k
Клёво, нереально понравилось
15k
Комментарий удален
29k
284
Согласен! Почти всё в готических и скандинавских традициях. От Руси ничего нет.
102
162
класс! Но по образу, больше понравилась Василиса
127k
Игорь
Автор поста
Кукондр
7 лет назад
Ну Снегурка ещё есть.
162
2k
24k
Вполне пригодные персонажи для какой-нибудь РПГ.
P.S. А братец-Иванушка-то каким козлищем вырос…
127k
Игорь
Автор поста
ПаганецЪ
7 лет назад
Редкостным.
427
Очень красиво! Не останавливайся.
1k
Никакой «Старой Руси» тут и в помине нет.
6k
прикольно, уж больно как-то «по-варкрафтовки »
3k
2k
Особо порадовал Соловей-разбойник с анусом вместо рта. Художник уверен, что Соловей этим именно свистеть должен?
761
А Лесовик и Леший — это разве не одно и то же?
6k
Кирилл
АндерсенСтепнов
7 лет назад
нет
761
Нереально информативный ответ! Ладно, загуглю…
6k
Кирилл
АндерсенСтепнов
7 лет назад
в этом и была суть)
главное направление задать )
Показать ещё 52 комментария (из 60)
fantlab ru
Лаборатория
Фантастики
расширенный поиск
Издательства
загрузка списка…
|
||||||||||||||||||||||||||
Год открытия: 2017 Ведущее издательство: Э Все издательства: Эксмо Изданий в серии: 5 << к списку серийСортировка изданий: по умолчанию | по названию | по автору | по году
Фильтр
|
Куратор серии — darkseed