Проект скоро сказка сказывается 5 класс

Урок
литературы в 5 классе.

 «Скоро сказка
сказывается, да не просто складывается».

  Проба пера. Сочиняем сказку.

 Цели урока:

  — повторить и систематизировать теоретические знания
оп разделу «Фольклорная сказка»;

  — закрепить полученные знания на практике, в
процессе творческой работы;

  — способствовать развитию творческих способностей
учащихся, обогащению и усложнению речи, овладению художественными образами.
Выразительными средствами языка.

 Оборудование: иллюстрации художников к русским народным сказкам, рисунки учащихся;
фломастеры, цветные карандаши; карточки с заданиями для каждой группы.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Учащиеся делятся на три группы).

  2. Вступительное слово учителя. «Скоро сказка сказывается, да не просто
складывается» — сегодня мы на уроке проверим, права ли народная мудрость.

Мы приступаем  к интереснейшему делу – мы сами (мы
ведь тоже народ) будем сочинять сказки по всем правилам фольклора.

3.Проверка знания теории в
процессе выполнения практических заданий.

Сначала все эти правила, все сказочные законы
повторим.

Какие виды фольклорных сказок вы знаете?
Каждая группа получает свой фрагмент сказки. Задание: выразительно прочитайте
отрывок, назовите сказку, определите вид сказки, приведите доказательства.

Фрагменты сказок.

« И явился ей молодец красоты неописанной. К утру
молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и
улетел сокол к синему небу. Три дня Марьюшка привечала к себе молодца; днём он
летает соколом по синему поднебесью, а к ночи прилетает к Марьюшке и делается
добрым молодцем».

                                    (Волшебная сказка
«Финист – ясный сокол»).

«Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок.
Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить. А петушка
одного оставляют.

Уходят – строго наказывают:

— Мы пойдём далеко, а ты оставайся домовничать, да
голоса не подавай; когда придёт лиса, в окошко не выглядывай».

                                     (Сказка про
животных «Петушок – золотой гребешок»).

«Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик хорош:
и работящ и не ленив, да одним обижен судьбой – мало было у него ума.

Раз посылает баба мужика в лес за дровами.

— Съезди, — говорит, — наруби дров, я хоть печь
истоплю да щей наварю.

Мужик запряг лошадь и поехал. Приехал в лес, взобрался
на большую сосну. Вынул из-за пояса топор и хочет рубить сук, на который сел».

                                       (Бытовая сказка
«Глупый мужик»).

На какие группы делятся все сказочные герои?
(Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники). Приведите примеры.

Какие качества, черты характера ценит народ и
воплощает в образах
положительных героев? (Доброта,
самоотверженность, великодушие, скромность, сноровка, находчивость).

Животные есть почти во всех народных сказках.
Какова их роль?
(В сказках о животных они играют главную роль, а в
волшебных и бытовых – второстепенную роль или роль героев-помощников).

Какие художественные признаки фольклорных сказок
или сказочные законы вы знаете? (
Троекратное повторение, постоянные
эпитеты, особая сказочная композиция: зачин, концовка).

4. А сейчас задание-конкурс. Вспомните сказки, которые вы прочитали, и
запишите постоянные эпитеты.

Молодец – добрый                                   Поле
— чистое

Девица –
красная                                     Враг — лютый

Ворон – чёрный                                       Конь
— богатырский

Земля – матушка, сыра                         Дорога
— дальняя

Рученьки –
белые                                   Лес — дремучий

Брови – чёрные, соболиные                  Бой
– смертный

Следующее задание конкурса – назовите как можно
больше волшебных предметов и вспомните, какими волшебными свойствами они
обладают
. (Волшебная палочка, живая и мёртвая вода, зеркальце, блюдце с
яблочком, меч-кладенец, клубок).

— Все герои сказок проходят через  три испытания. Вот
и вам третье задание.

Послушайте три небольших фрагмента из сказок и
догадайтесь, о каком выразительном средстве, характерном для сказок, я хочу вам
напомнить. (Гипербола).

«Мать вышла на двор, глянула – две сабли тяжёлые,
богатырские к стене приставлены, едва избушка держится!»

«Начали они биться смертным боем; Иван – солдатский
сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась,
нельзя в руках держать».

«Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается. Корни на
сто вёрст в земле раскинул. Ветками красное солнце закрыл».

Подведение итогов конкурса.

5. Работа с учебником.

Наши верные помощники, Книжонок Проша и профессор Иван
Калинович, тоже хотят принять участие в создании сказки и дают советы. Эти
советы мы найдём в статье «Русские сказочники».

 — Внимательно прочитайте материал учебника на стр.
52-55.

 — На какие ещё сказочные особенности обращает ваше
внимание профессор Иван Калинович? (Определения ставятся после определяемого
слова: солнце красное, красавица писаная; слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами: зёрнышко, травушка, головушка, детушки; использование усилительных
частиц

–то, вот, что за, -ка).

Итак, мы вспомнили все сказочные законы кроме одного,
самого главного.

— Назовите главный сказочный закон. (Добро всегда
побеждает зло).

6. Творческая работа.

Теперь мы будем сочинять сказки. Вы заранее объединились
в группы, и сейчас каждая группа получит своё задание.

Важное условие: ваша сказка создаётся по сказочным
законам!

Задание для первой группы. Придумайте сказку про
животных. Ваши герои – волк, медведь, лиса. Помните, что каждое животное в
сказке воплощает определённое человеческое качество.

Задание для второй группы. Придумайте волшебную
сказку. Начало вашей сказки такое: жили-были Иван да Марьюшка. Жили дружно,
любили друг друга. Пошла однажды Марьюшка в лес по грибы. Дальше – ваша версия
по законам волшебной сказки.

Задание для третьей группы. Придумайте бытовую сказку.
Персонажи: жадная старуха, хитрый и умный старик, солдат. Бытовая сказка
высмеивает. Подумайте, кого будет высмеивать ваша сказка при таком наборе
действующих лиц.

— В каждой группе есть художники. Их задача –
нарисовать иллюстрацию к сказке. Желаю вам творческих успехов!

Учащиеся до конца урока работают самостоятельно.
Учитель подходит к группам, помогает, отвечает на вопросы. Но не сковывает
творческой фантазии учащихся. За орфографические и пунктуационные ошибки оценки
не снижаются.

( Если позволяет время, каждая группа читает сказку и
демонстрирует готовые иллюстрации).

7. Домашнее задание. Придумать и записать свою сказку, нарисовать иллюстрацию к сказке.

Творческие работы учащихся

Верная Жучка.

Жил-был
мужик. У него была собака по имени Жучка. Один раз пошёл мужик погулять со
своей собакой в лес. Встретил мужик в лесу одного мельника, который давно ему
не мог долг вернуть, и спрашивает:


Слышь, мужик, ты чего в лесу делаешь?

— Да
так, пришёл дрова рубить. А ты?

— А я
пришёл погулять с собакой своей Жучкой.

Смотрит
мужик – а собаки его нет.

— Что
мне делать? Собака моя пропала!


Ничего. Пойдём вместе искать,- предложил незнакомец.

А
собака в это время пошла еду себе искать. Ищет, ищет – да ничего не найдёт. И
вдруг под маленьким кустиком увидела мешочек, который спрятал Григорий .Увидела
Жучка мешок и начала рвать. Порвала мешок, смотрит – а там куча денег.
Обрадовалась Жучка, взяла деньги, засунула в мешок обратно и пошла дальше к
хозяину. А Григорий в это время рассказывал Петру, какой он бедный, что хлеба
добыть не может, и что нет у него ни копейки денег. Тут подбежала Жучка к
хозяину и показывает мешок с деньгами. А в мешке сверху была бумага с надписью
«Мельник Григорий».

Обрадовался
мужик и спрашивает:

— Где
ты это золото добыл?

А
Жучка разговаривать не могла, только посмотрела на мельника.

Увидел
Пётр надпись на мешке и сказал мельнику:

— Ах,
вот ты какой обманщик! Наговорил мне про свою бедность. Как ты на хлеб добыть
не можешь. Врун! Видеть тебя не могу!

Похвалил
Пётр Жучку за службу. Мельник хотел взять свои деньги обратно, но Жучка не дала
ему деньги и прогнала прочь до самого конца леса.

                                                      
Ибраева Патя (5б)

Волк и
лисица.

 Как-то
раз волк зимой пошёл ловить рыбу. Проведала лиса об этом и решила проследить за
ним.

Наловил
волк рыбы много. А лисе захотелось этой рыбкой поживиться. И начала она рыбу
таскать за небольшую горку, чтобы волк её не увидел. Но волк не дремлет.

— Эй,
лисица, что ты делаешь?

— Я
смотрю, сколько ты рыбы наловил, — схитрила рыжая плутовка.

— Ну и
сколько же?

— Много!

Когда
волк к рыбе подошёл, увидел, что рыбы нет.

— Почему
ты мне врёшь? – рассердился волк. – Ты же мне говорила, что много.

— Много-много!
Вся рыба там, за маленькой горкой,- с досадой проворчала лиса.

— Всё
мне теперь понятно! Решила рыбу украсть? Самой-то лень наловить?

Ничего
не ответила лисица и поплелась домой  не солоно хлебавши. А волк доволен
остался уловом и что лисицу пристыдил.

                                                                     
Афонина Валерия (5б)

Тима и Шарик.

Жил-был
львёнок одинокий. Львёнок очень хотел себе друга найти, а его все жители леса
очень боялись. Уж больно страшный голос у львёнка был: «Р-р-р-р-р». А обижать
он никого не собирался. Звали того львёнка Тима.

 Шёл он
однажды по лесу и встретил щенка Шарика. Шарик никогда львов не видел и не
знал, что их бояться нужно.


Почему ты меня не испугался? – спрашивает Тима.

— А что
это я тебя бояться должен?

— А у
меня голос страшный!

— А ты
кто?

— Я
лев, меня Тимой зовут.

— А,
так это тебя все в лесу боятся? – засмеялся Шарик.

— Да,
все думают, что я хочу их съесть, разбегаются. Так мне одиноко.

Призадумался
щенок. Как Тиме помочь? Уж больно он симпатичный и совсем не страшный.

— А
давай я с тобой дружить буду! Вместе играть побежим! — предложил Шарик.

— Ура!
– обрадовался львёнок.

И с тех
пор львёнок со щенком стали неразлучными друзьями. А звери в лесу удивлялись:
«Какой храбрый щенок!»

                                                
Мариненко Настя (5б).

 Сладкий хлеб.

Жил в
одной деревеньке мужик. Он был страшным лентяем и не любил работать. Привык,
что его все жалеют, люди добрые всегда накормят, напоят, спать уложат.

Вот
однажды приходит он в соседнюю деревню, стучится в крайний домик и просит
поесть. А хозяин дома говорит ему, что сначала неплохо бы поработать: землю вспахать,
зерно посеять, вырастить да собрать урожай, Вот если мужик согласится помочь
ему, тогда он может и остаться жить у хозяина в доме. Мужику некуда было идти,
и он согласился работать.

Всё
лето мужик трудился. Вместе с хозяином вспахали они поле и посеяли пшеницу.
Пришло время собирать урожай. Обрадовался мужик, а хозяин говорит, что зерно
надо на мельницу свезти, смолотить, а потом из муки замесить тесто и хлеб
испечь.

Отвёз
мужик зерно на мельницу, а мельник муки намолол. Радостный мужик приехал домой,
привёз муку. Тесто замесил и каравай испёк.

Каким
же сладким оказался его хлеб!

                   
Дементьева Александра (6а).

Три принцессы.

В некотором царстве в
некотором государстве жили-были три прекрасные принцессы.

Первую принцессу звали
Эльза. У неё жил необычный кот по имени Снежок. Он мог превращаться в кого
угодно. Вторую принцессу звали Эрика. У неё была собачка Кнопка. Она тоже
обладала волшебным даром: умела выть так, что люди слушали её и замирали на
месте как вкопанные. У третьей принцессы Мери жили два голубя. Когда Мери их
выпускала, они превращались в орлов, парили в небе и видели всё, что происходит
вокруг. Уж очень любопытная была Мери, хотела знать обо всём, что происходит в
мире.

И сами принцессы были
волшебницами. У Эльзы была серебряная ленточка, которая делала её невидимой. У
Эрики было золотое ожерелье, которое могло превращать человека в дерево. А у
Мери был самый опасный дар: она способна была одним взглядом замораживать людей,
превращать их в ледяной столб.

И вот однажды утром
Мери выпустила своих голубей, и они не вернулись. Мери ждала их день, ждала
два, не выдержала и сказала Эльзе и Эрике:

— Пойду искать своих
любимых птичек!

— Мы тебя не отпустим
одну, пойдём вместе, — сказали подруги.

И отправились они в
путь. Но тут случилась ещё одна беда: пропали Снежок и Кнопка, которые бежали
впереди. Принцессы сильно расстроились, но продолжили путь. В лесу им
встретились разные опасности: деревья с заколдованными ветвями, бурная река,
двухглавый дракон. Но они справились со всеми трудностями, применяя волшебство.

Шли они шли и увидели
замок. Замок был страшный, вечно его окружали тёмные тучи и молнии. Но
принцессы решили зайти в этот замок. В замке они увидели большую комнату. В комнате
было десять дверей. « Может, Снежок, Кнопка и голуби за одной из этих дверей?»
— подумали принцессы.

Открыли принцессы
первую дверь – пусто. Попробовали открыть вторую – не смогли, камнями завалена.
Долго искали, уже отчаялись. Наконец дошли до последней двери. Открыли
последнюю дверь – а им навстречу кинулись Снежок и Кнопка. А за ними и голуби
выпорхнули. Как все рады были, что снова вместе!

                                      Крашенинникова Ксения (5б)

Кощей Бессмертный.

   ( Сказка на современный лад).

Жил-был на Рублёвке
Кощей Бессмертный, прямо мурашки по коже. Было у него немного сокровищ, и
сокровищами-то это не назовёшь. Короче говоря, три яхты на Ямайке, два
загородных дома, десяток автомобилей, частный самолёт да по мелочи – тысяч
несколько долларов. Да, ещё мотоцикл у него был, на котором он по Рублёвке
разъезжал – байкером был наш Кощей.

Одевался Кощей
соответственно – в куртку чёрную кожаную, на голове бандама чумовая, а на ней
черепа и кости; джинсы чёрные из кожи крокодила.

Ещё на Рублёвке,
недалеко от Кощея, жили Василиса Диджеевна, Иван и Яга Метёлкина.

Каждый день гонял
Кощей на мотоцикле  и частенько заглядывал в кафе «Бирюльки», где Василиса
Диджеевна хозяйкой была. Он на неё давно заглядывался, только красавица в Ивана
была влюблена.

Вот однажды отчаялся
Кощей и похитил Василису, увёз на Ямайку да и запер на яхте. Узнал об этом
Иван, сел на свой белый «Мерседес» и помчался в путь.

Тормозит Ивана на
дороге цыганка, Яга Метёлкина.

— Дай, красавец,
ручку, погадаю! Ой, вижу, всё вижу!

— Что видишь?

— В Париж поедешь,
Эйфелеву башня искать будешь. Там смерть Кощея на конце иглы. Сломай иглу и
Василису Диджеевну спасёшь.

— Да мне и бензину-то
до Парижа не хватит.

— Ладно, помогу тебе.
Есть мобила?

— А то!

— Алло! Такси
«Марсель»?

Вызвала Яга Метёлкина
такси волшебное, рассказала, куда путь держать.

Сел Иван в такси и не
успел оглянуться, как оказался в Париже. Забрался он на башню и сломал иглу.
Пришёл Кощею Бессмертному конец.

А Иван на Ямайку за
Василисой помчался и забрал … только не её, а негритянку шоколадную. И стали
они жить-поживать. А у Василисы тоже всё отлично сложилось.

Вот и сказочке конец,
а кто слушал – молодец.

                                                         
Юсупова Виктория (8а)

Добрая
сказка. 

Жили-были
два брата Иван да Евсей. Жили они в царстве с волшебным лесом. В этом лесу все
звери и даже домашние животные умели разговаривать человеческими голосами.
Любили братья в этом лесу гулять и всегда брали с собой лучшего друга – кота
Васю. Когда они приходили в волшебный лес, кот начинал говорить человеческим
голосом. Такие истории рассказывал! А дома ни слова не мог вымолвить. Два брата
прямо с коней падали от удивления.

Однажды
во время прогулки кот привёл братьев к пещере. А в этой пещере жил маленький
дракон Гарри. Кот Вася с ним уже давно дружбу водил. Они вместе спали, играли,
на лужайке валялись.

Дракоша
был смешным и добрым. А люди не верили, что драконы бывают добрыми. Они боялись
его, хотели убить и придумывали всякие ловушки, только чтобы его извести.

Рассказал
дракоша братьям про свою беду. Обещали братья помочь. Первым делом рассказали
они всё царю, который в том царстве правил. Царь был добрый-добрый, даже
заплакал от жалости. И издал царь такой приказ: « На дракона Гарри ловушки не
ставить, потому что он родился в волшебном лесу и людей не обижает, он мирный
дракон».

Все
люди поверили и послушались

А
дракоша перестал бояться людей и стал им помогать.

                            
Близнюков Дмитрий и Луценко Дмитрий (5а).

Марья – лебедь.

Жили-были
Иван да Марья. Жили они вместе три года.

Однажды
с Марьей случилась беда. Украл её злой колдун. Привел он ее в лесную избушку и
говорит:


Теперь ты будешь моей женой!

— Нет!
Никогда! – воскликнула Марья.

Рассердился
колдун и превратил Марью в лебедя. Не успел колдун оглянуться, а Марья уже в
окно и вылетела. 

Летит
Марья над лесом,  и вдруг видит Иван по тропинке бредет. Глядит,  а он лук
нацеливает,  в неё стрелять хочет. Испугалась Марья и улетела прочь.

 Вернулся
Иван после охоты домой, а Марьи  нет. Пошел Иван жену искать. Три дня и три
ночь искал он Марью, но так и не нашёл.

Вдруг
наткнулся Иван  на старую избушку с потемневшими от времени стенами. Постучал
Иван. Дверь открылась, и  увидел он перед собой старичка. И спросил Иван у
него:


Дедушка, не видел ли ты жену мою, прекрасную Марью? Всё обошел, нигде её нет.

— А
как же, видел, — ответил старичок.

— Где?
—  спросил Иван с надеждой.

Дедушка
отвечает:

— А ты
следуй за клубком, он и приведет тебя к Марье.

Много
Иван прошел. Долго петлял клубок между деревьями высокими, в лесу старом. И
вывел его клубок  на берег озера. Увидел Иван лебедя, а лебедь, подлетев к
нему, молвит Марьиным голосом:

— 
Иванушка, это я, Марья. Злой колдун меня в лебедя превратил. Помоги мне обратно
человеком стать.

— Но
как? – спросил Иван.

— Убей
колдуна и тогда я снова стану человеком,-  ответила Марья.

Пошел
Иван колдуна искать. Три дня по лесу ходил, а на четвертый день нашел колдуна.
Хотел Иван подкрасться незаметно, но колдуна так легко не обмануть. И пошел
Иван  в бой открыто.  Долгая была битва. Равные были силы. И упали они оба
мертвые. Подбежала Марья с мертвой и живой водой к Ивану и обрызгала его.
Очнулся Иван, увидел Марью и обрадовался. Стали потом они жить- поживать и
добра наживать.

Рябовол Дарья(5а)

           
  
  Колобок.

                  
(Сказка на современный лад).

Жили-были старик со
старухой. Вот однажды дед и говорит:

— Испеки-ка, бабка,
колобок!

— Из чего, дед? В
стране кризис, у нас ничего нет. Иди, у людей попроси, может, чего и дадут.

Пошёл дед в люди да
только ничего не выпросил. Пошла бабка сама на промысел. Села на крылечке возле
супермаркета с протянутой рукой.

— Помогите, люди
добрые! Выгнал дед меня из дома, без денег велел не возвращаться.

Сидела-сидела старуха
у магазина, никто из прохожих ей помогать не хотел. И тут подъезжает крутой
«Джип», выходит из него сам директор супермаркета.

— Чего, старая,
расселась? Иди подобру-поздорову.

— Пожалей меня, мил
человек! Не хватает пенсии, все деньги на лекарства да на коммунальные услуги
уходят,- жалуется бабушка.

Сжалился богатый
дяденька и дал старухе целых десять рублей. Купила две горсти муки, пошла домой
радостная.

Замесила бабка тесто,
поставила колобка в духовку, а сама пошла сериал смотреть. Засмотрелась на
красивую жизнь и забыла про колобка. А ему жарко стало в духовке, и покатился
он на речку освежиться.

Катится по дороге, а
навстречу ему сотрудники ГИБДД.

— Вы нарушили
скоростной режим! Лишение прав и на штрафстоянку!

— Да что вы, ребята,
я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл – и от вас уйду.

И покатился дальше
как ни в чём не бывало.

Катится, катится, а
навстречу ему пацаны – шпана малолетняя.

— Колобок, деньги
давай!

— Да что вы, ребята!
Испекли меня старики, а денег не дают – сами нищие. Я от дедушки ушёл, я от
бабушки ушёл, от милиции ушёл и от вас уйду. А если не отстанете, позвоню своим
лесным друзьям – волку да медведю.

Испугались хулиганы и
убежали.

Покатился колобок
дальше. Навстречу ему наркоманы. Тоже денег начали просить, угрожают. А колобок
им говорит:

— Вы что, пацаны, не
знаете, что сегодня всемирный День борьбы с наркотиками? Хотите я вам рэп
зачитаю? Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, то милиции ушёл, от шпаны ушёл и
от вас, наркоманов, уйду.

И покатился колобок
дальше. Только далеко не ушёл – попал под колёса КАМАЗа.

                                                     
Тарамов Сергей (8а).

 Весенняя
пора.

Скоро
птички защебечут,

Станет
травка зеленеть.

На
ветвях разбухнут почки,

И
журчать начнут ручьи.

С крыш
закапает вода,

Вырастут
в саду цветочки.

И
ребята скажут: «Да!

Наконец-то
скоро лето!»

                   
Борисов С.

                            
«Огогошка».

В белом
домике, под горкой,

Появился
домовой

Он всё
время восклицает:

«Ого-го
да ого-го!»

Удивляется
всему

Этот
славный домовой –

И
рогожке на стене,

И
чулочку на плетне.

                                                 
Костарева Н.

Мамина
колыбельная.

Наступила ночка,

Светит
огонёк.

Мамочка
дочурке

Песенку
поёт.

Ночь
вокруг и вьюга,

Страшно
и темно,

А в
домике уютно

Тихо
и тепло.

Мамочка
качает

Колыбель
мою

Через
годы помню

Песенку
я ту.

            
Костарева Н.

Осень

Сегодня дождь с  утра.

Причудлива сургутская погода.

Ещё вчера детишек со двора

Дозваться мама не могла,

Но а сейчас двор пуст

Лишь ветер хозяйничает здесь,

Читает что-то он

В оставленной газете.

То веткой тополя играет,

То зонтик смело отбирает

У грустного прохожего.

Его же спутник

Недотрога – дождь

Всё плачет

Его ветер утешает.

Костарёва Н.

Зима

Пришла зима

Кругом белим —  бело.

И хоть  тепло от нас ушло,

Но на душе приятно и светло.

Деревья все одеты в белые одежды

А у людей возникли новые надежды.

Макарова Арин

Осень золотая.

Здравствуй, осень золотая,

Здравствуй, чудная моя!

Как я рад с тобой встречаться, Все более любя
тебя!

Первый снег ты создаешь,

С каждым годом новым

И меня с собой зовешь,

На каток, на горку!

Ремённый Евгений

Холодный вечер.

Делать нечего.

Звёзды срываются с небес.

Опавшие листья,

Душистое поле, Зеленый лес.

Я одену свитер, побегу на встречу.

Расплетая косы, холода не замечая.

Наверное , это мосты

Дают увидеться грустным лицам

Наверное, это мечты –

В них я и ты.

Можейко Екатерина

Ленивый
воробей.

Жил-был
воробьишка Чирик. Он был очень ленивый и всё искал  случая, как бы увернуться
от дела. А уж хвастун какой был – просто беда!

Так и
этой осенью, когда начало холодать, а все птицы принялись к зиме готовиться, 
Чирик только хвастается: «Да я на юг улечу! Мне всё нипочём!» Смеялись над ним
все птицы, ведь знали, что струсит Чирик.

Вот
уже все листья опали, небо нахмурилось, умные птицы на зиму гнёзда припасли, а
Чирик всё скачет. Птицы перелётные стали в стаи собираться, в дальний путь
готовиться.

Скоро
и совсем захолодало, птицы в тёплые края улетели, первый снег выпал. А
Чирик-хвастун никуда не улетел.

Мёрзнет
Чирик, сил уже нет терпеть. Стал проситься к другим птицам на постой. Пустили
его в одно гнёздышко. Стыдно стало воробью, начал еду хозяевам добывать, чтобы
нахлебником не быть.

Вот и
до весны дожили – ожила земля, ручейки побежали, снега растаяли. Чирик больше
всех теплу радовался. Поумнел за зиму, решил впредь не лениться и попусту не
хвастать. Больше дела – меньше слов.

                                           
     Кирюхина Нурания   6а

Летние встречи.

Этим
летом мы заметили, что в саду почти исчезли садовые жабы. Особенно удивлялся
дедушка: «Что произошло?» Ведь погода стояла тёплая, и дожди шли довольно
часто. Обычно после дождя жабок было очень много, а в этом году и после дождя
их редко встретишь. За всё лето я увидел всего три жабы. Что случилось?

Наш
пёс Барсик часто лаял без причины, и мы не могли понять, почему это происходит.
Однажды, когда все взрослые уехали в город, я остался один дома. Смотрю я
телевизор в летней кухне и вдруг слышу, как наша собака громко лает. Я подумал,
что Барсик лает на прохожего и не стал отвлекаться. Но когда пёс долго не
умолкал, я решил посмотреть, что случилось.

Барсик
пристально смотрел на что-то в кустах, рычал и бросался. Я подумал, что он лает
на жаб. Когда же я стал приближаться, то услышал звук, похожий на шипение
спускаемого велосипедного колеса. Я подошёл близко и увидел большую змею. От
неожиданности и испуга я оторопел.      Приглядевшись повнимательнее, увидел на
голове змеи два ярко-жёлтых пятна. Это был уж! Я решил его сфотографировать.
После фотосъёмки я отнёс фотоаппарат в дом, а уж тем временем куда-то уполз. На
уроке биологии нам говорили, что ужи не ядовитые, но, как потом сказал дедушка,
это была самка, которая ожидала детёнышей. Она могла сделать что угодно,
защищая своё будущее потомство.

После
этой встречи я понял, почему пропали жабы. Ужи питаются жабами, а в этом году
ужей было очень много.

Через
несколько дней, поздно вечером мы ужинали на веранде. Снова Барсик залился
пронзительным лаем. Что случилось? Нашему удивлению не было конца, когда,
подойдя ближе, мы увидели гулявшую по нашему участку семейку ежей. Впереди
важно выступала мама-ежиха, а за ней семенили маленькие ежата. Увидев нас, они
дружно свернулись в клубочки и застыли на месте. Пришлось прутиком откатывать
эти колючие шары к зарослям малины. Иначе Барсик надрывался бы всю ночь. Как
только я отошёл, ёжики быстро скрылись в кустах. Мы были очень рады, что у нас
в саду поселилась эта необыкновенная ежиная семейка.

Вот
такие летние встречи!

Яковлев Александр 8а.

              
Чудо-радуга.

    
Лето в деревне – это просто сказка!  Так приятно вспоминать зимой купанье в
тёплой речке, походы в лес за грибами, волшебные летние вечера.

    Я
очень люблю летний дождь, он такой тёплый и ласковый. В тот день, о котором я
хочу рассказать, не было ливня, шёл солнечный грибной дождик. Мы с друзьями
встречали утро на реке, ловили рыбу.            Внезапный дождик заплясал по
гладкой поверхности озера, как будто рыбы там стало видимо-невидимо. А трава
сразу засеребрилась, словно кто-то рассыпал вокруг драгоценные камушки.

    И
тут мой друг обернулся назад, удивлённо распахнул глаза и даже рот раскрыл,
молча указывая на что-то необыкновенное. Мы все опустили удочки и повернулись в
сторону поля. А там … огромная, разноцветная, почти прозрачная в утренних лучах
солнца стояла радуга. Она была совсем близко, и мы с ребятами, не выдержав,
побежали к этому чуду.  Но, конечно не смогли даже немного приблизиться к
радуге. Тогда мы остановились, заворожённые, и долго любовались этим
необыкновенным зрелищем. А потом потихоньку пошли назад к реке.

     
Мне кажется, я никогда не смогу забыть это чудесное утро, подарившее мне веру в
настоящее чудо.

                                 
Соловьёва Лида     6б

 Кедровый лог.

  У нас
в Сургуте есть замечательный парк «Кедровый лог». Днём парк освещает яркое
солнце. На солнце сверкает чистый пруд, где летом плавают утки и выдры.

 
Сейчас солнце спряталось за кроны сосен. У деревьев как будто появились
ангельские нимбы. Вот на сосну села белочка. Дети кинули ей орешков. Сначала
белка боялась спуститься, но потом всё же решилась. Мальчишки насыпали семечек
в птичью кормушку. Птички, заметив еду, подлетели к кормушке и стали клевать.

  Если
оглянуться вокруг, вдали можно увидеть дома, справа лес, а слева прудик. По
всему парку расставлены скамейки для отдыха, рядом с ними урны, чтобы люди не
загрязняли природу. Возле парка стоят свадебные машины. Молодожёнам приятно
прогуляться по чудесному парку.

 
Сегодня в парке особенно красиво. Снег переливается на солнце как серебро.
Получается, что в «Кедровом логе» серебряный лес. Много тропинок в парке, все
они устланы снежным покрывалом. Когда идёшь по дорожке, слышится приятный хруст
под ногами.

 
«Кедровый лог» — маленький рай. Здесь так приятно проводить время, играть,
валяться в снегу, просто бродить по тропинкам.

                                          
Рябовол Дарья    5а

Бобик и Шарик.

Жили-были
дед да баба. Был у них пёс Шарик – хитрый да ленивый. Да ещё и вороватый: что
плохо лежит – обязательно стащит.

Пошли
однажды дед с бабкой в огород репку полоть, а окно оставили открытым, чтобы в
избе свежий воздух был. А Шарик тут как тут. Запрыгнул в окно и принялся по
полкам рыскать, добычу искать.

А
соседский пёс Бобик очень любопытный был. Увидел, что Шарик в окно запрыгнул и
решил посмотреть, что он там делает. А Шарик уже на полке куриную ножку нашёл и
лакомится вовсю.


Дай, Шарик, и мне попробовать – с утра ничего не ел! – просит Бобик.


Иди отсюда, попрошайка! – зарычал Шарик.


Ах, так ты, жадина! – рассердился Бобик.

И
устроили собаки такую потасовку, что только горшки бабкины по всей кухне
полетели.

Услышали
дед с бабой, что у них в избе шум стоит, словно война идёт, и быстрей в дом
побежали. Увидали они, какой погром устроили Шарик с Бобиком, и давай их лупить
чем не попадя.

— Не
воруйте у добрых людей! – приговаривал дед!

— Не
бейте мою посуду! – укоряла бабка.

Шарик
с Бобиком еле ноги унесли. Долго потом за старым сараем отсиживались. Навсегда
дед с бабой отучили их на чужое зариться.

                                
Коленченко Сергей    

Лесная сказка.

Моя
родина – город Ставрополь. Это Северный Кавказ, где горы чередуются с лесами.
Особенно красивы эти места весной. Мой город окружён лесами, у каждого есть
своё название – «Кругленький», «Мамайский», «На Ташле» и другие. Мой самый
любимый – «Кругленький». Поздней весной там просто сказка! Поют птицы, журчат ручьи
и, самое главное, там распускаются маленькие, беззащитные «кусочки неба» —
фиалки.

Я
часто вспоминаю в Сургуте эту картину, нарисованную неизвестным художником –
природой. Зелёные деревья, блестящий ручей, поляны весенних цветов, солнце в
капельках росы, голубое небо  с пролетающими облаками.

Мы с
дедушкой каждую весну ходили в этот лес. И сейчас я представляю, как бегу по
поляне цветов, купаюсь вместе с рыбками, лечу вместе  с птицами. Дедушка
поднимает меня и сажает на ветку дерева, а я взбираюсь выше. Это мои любимые
воспоминания о лесах и фиалках.

                          
Муренцева Юля            6а

Презентация на тему: » Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается Урок — проект.» — Транскрипт:



1


Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается Урок — проект


2


Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях.


3


Структура сказки 1. Зачин (В некотором царстве…) 2. Основная часть. 3. Концовка (И я там был…)


4


Лента времени Самые Древние Менее древние сказки древние сказки


5


Классификация сказок Народные сказки Авторские сказки -волшебные -бытовые -о животных


6


Рабочая группа 1. Сказочник ( человек, который сочиняет сказку и записывает). 2. Редактор (человек, который ищет ошибки в написании сказки). 3. Художник (рисует иллюстрации к сказке). 4. Сказитель (рассказывает сказку). 5. Защитник сказки (готовит текст защиты сказки).


7


Как сочинить сказку 1. Выбрать предмет или существо. 2. Вспомнить его признаки.


8


Схема работы над сказкой Сбор информации. Составление сказки. Обсуждение эскиза и оформление сказки. Защита сказки.


9


Правила работы в группе 1. Умей сотрудничать, то есть выполнять дело вместе договариваясь. 2. Будь внимательным к одноклассникам, помогай им в работе. 3. Умей себя контролировать, то есть умей сдерживать свои эмоции и капризы, выполняй требования учителя.


10


Проект – дело, в результате которого получается продукт. Наш продукт: Сказка


11


Цель урока – проекта: сочинить сказки о животных и составить сборник.


12


План защиты Расскажи, все ли работали над проектом. Понравилось ли вам работать над проектом? Кто из рабочей группы был самым активным? Справилась ли ваша группа с поставленной задачей?


13


Итог: Достигли ли поставленной цели? Хотели бы ещё участвовать в проектах?


14


Спасибо за работу!


09.12.2015

Проект «Скоро сказка сказывается…» Цикл уроков, внеклассных занятий по литературе.

Мосман Нана Владимировна

учитель русского языка и литературы

Настоящий проект цикла уроков (ВЗ) предлагает разработку для учащихся 5 — 10 классов. Все они посвящены СКАЗКЕ, месту СКАЗКИ в жизни человека и человечества. СКАЗКА нужна людям постоянно. И не только детям.
К.И. Чуковский писал: «Цель сказочников … воспитать в человеке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Человек воспитывает себя всегда, всю жизнь. Но самое главное время для него то, когда он впервые встречается со сказкой. А. Шаров об этом говорит так: «За плечами восьмилетнего ребёнка самое значительное событие в его жизни – он стал человеком».

Оценить




787

Содержимое разработки

Проект «Скоро сказка сказывается…»

Цикл уроков, внеклассных занятий по литературе.

Настоящий проект цикла уроков (ВЗ) предлагает разработку для учащихся 5 — 10 классов. Все они посвящены СКАЗКЕ,местуСКАЗКИ в жизни человека и человечества. СКАЗКАнужна людям постоянно. И не только детям.

К.И. Чуковский писал: «Цель сказочников … воспитать в человеке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Человек воспитывает себя всегда, всю жизнь. Но самое главное время для него то, когда он впервые встречается со сказкой. А. Шаров об этом говорит так: «За плечами восьмилетнего ребёнка самое значительное событие в его жизни – он стал человеком».

Величайшим счастьем, огромной необходимостью становится для ребёнка встреча в детстве со СКАЗКОЙиСКАЗОЧНИКОМ.Именно потому, что СКАЗКА для каждого ребёнка – самая необходимая духовная пища, она возникла прежде других произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времён. Литература претерпела – как и всё в истории – очень большие изменения. Умерли одни жанры и возникли другие; даже язык изменился настолько, что лишь учёные способны понимать тот язык, на котором разговаривали и писали люди в своей же стране тысячу лет назад. Но по-прежнему жива СКАЗКАи по-прежнему существуют СКАЗОЧНИКИ.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой горы срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди –

Сказка будет впереди.

Темы уроков (ВЗ) проекта:

«Откуда берутся сказки?»

«С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

«Сказки Пушкина».

«Пётр Павлович Ершов и его «Конёк-Горбунок».

«Жизнь в сказке. Ганс Христиан Андерсен».

«Мир сказок Перро».

«Всё в жизни к великому средство…» В.Ф. Одоевский».

«Маршрут жизни: замок Сен-Морис – астероид В-612. Антуан де Сент-Экзюпери».

«Солнце остановить нельзя. Януш Корчак».

«Вечный странствующий рыцарь – Мигель де Сервантес Сааведра».

«Ребята, надо верить в чудеса… Грин и его ГРИНландия».

«Джон Рональд Руэл Толкиен – Властелин Колец».

Тематика занятий составлена по пожеланиям ребят и она постоянно обновляется. Автор считает, что это главное – читать с удовольствием, без отвергаемого детьми понятия «надо по программе». Воспитательное влияние судеб авторов и содержания прочитанных и рассмотренных произведений огромно, так как происходит воспитание Человека.

В добрый путь – СКАЗКА ждёт Вас…

Встреча первая.

«КАК РОЖДАЕТСЯ СКАЗКА?»

Действующие лица: Учёный, Сказочник, Гном, Голос сказки, Мальчик, Девочка, Первобытный человек.

На стендах размещена выставка «Сказки моего детства» (книги, рисунки, иллюстрации). На столе учителя – глобус.

На доске (плакате): Мимо белого тумана,

Мимо жёлтого тумана,

Мимо чёрного тумана,

Мимо стран и городов,

По лесам и океанам,

По пустыням и полянам

Понарошку, без обмана.

Мы летим среди миров.

Тише, тише, раз, два, три…

Открывай глаза – смотри!

На столах учеников: альбомы, карандаши, вопросники.

Содержание вопросника:

1.Как рождается сказка?

2.Почему у сказки чаще всего счастливый конец?

3.Какие сказочные герои «присутствовали» на уроке?

4.Какие сказки вы узнали?

5.Каких авторов сказок назвали, что вы у них читали?

1 этап – «представление».

Учитель: Сказка возникла прежде всех других произведений письменной и устной речи и существует до сих пор. Литература изменилась настолько, что мы не понимаем письменного языка предков. А устный язык пятисотлетней давности вызывает у нас улыбку. Но по-прежнему существуют сказочники, и вечно живёт сказка, понятная всем.

Девочка: Кто такие сказочники?

Учитель: Это особые люди – ВОЛШЕБНИКИ, они творят волшебство добра: помогают маленькому человеку усвоить веру в добро, любовь, надежду, правду. Они очень много отдают людям, поэтому часто живут недолго и трудно…

Голос сказки: Убит на дуэли гениальный Пушкин; в воздушном бою с фашистами гибнет Антуан де Сент-Экзюпери; фашисты расстреливают чешского сказочника Владислава Ванчуру; отказываясь оставить детей, уходит с ними в газовую камеру Януш Корчак…

Учитель: Никто не знает или не помнит имён убийц сказочников, но сами сказочники остаются жить в сказках, они просто уходят в свой сказочный мир…

Голос сказки (открывая плакат, слайд): «Мысли, внушённые сказками, растут вместе с человеком, но суть их остаётся прежней. Сказки помнятся до смерти или пока человек не изменил самому себе – ведь это тоже смерть». Сказки ждут вас!

Учитель (читает вместе с детьми): «Мимо белого тумана…»

Мальчик: Сказочная страна существует?

Гном: Конечно, существует, и не одна. Есть Гномленд, Эльфия, Страна северных троллей, Шир, Среднеземье, ГРИНландия, Страна Ивана-царевича…

Мальчик (показывая на глобус): А где они, эти страны?

Гном: Они там, где есть сказочник и его желание изменить мир, написать или рассказать сказку.

Девочка: А как рождается сказка?

Сказочник: Если спросите – откуда

Эти сказки и легенды

С их лесным благоуханьем,

Влажной свежестью долины…

Я скажу вам, я отвечу:

«От лесов, равнин пустынных,

От озёр Страны Полночной…

С гор и тундр, с болотных топей,

Где среди осоки бродит

Цапля сизая Шух-шух-га…»

Учитель: Так считал живший в 19 веке в Северной Америке поэт Генри Уодсуорт – Лонгфелло – Длинный парень, как прозвали его друзья. Под этим именем его узнал весь мир. Из сказаний индейцев родилась под пером Лонгфелло «песня о Гайавате».

Учёный: Учёные думают, что сказка родилась у первобытных людей, потому что им представлялось, что всё, окружающее их, — деревья, травы, птицы, звери – думает и чувствует, как и они сами. Отсюда пошли герои сказок: лиса, обманывающая зайца и волка; звери, строящие домик себе в поле; исполнительница желаний рыбка – щука или золотая… До сих пор человеку иногда кажется, что ещё немного стоит прислушаться, вглядеться, и он поймёт, о чём шелестят листья на деревьях, чирикают воробьи, что шепчет ветер…

Первобытный человек: Давно-давно в нашем охотничьем племени существовал обряд посвящения: мальчику исполнялось 12 лет, и тогда из дремучего леса тёмной ночью выходили чудовища – со звериными головами, в звериных шкурах, — похищали мальчика и исчезали в лесу. Никто – ни отец, ни мать – не могли вступиться за сына. Мальчика тащили через колючие кусты долго, приводили к строению с входом, похожим на крокодилью пасть, протаскивали через неё, и он оказывался внутри хижины, где ждал жрец в маске, похожей на смерть…

Учитель: Никого этот жрец не напоминает?

Первобытный человек: Мальчику хотелось пить, но ему давали отвар из ядовитых растений, который на время отнимал у него память. На полу пылал костёр, и мальчика подталкивали к огню, пока обожжённая кожа не покрывалась пузырями… Обряд посвящения длился много дней. Жестокий обряд, делающий из ребёнка не знающего жалости охотника и воина. Но мальчик знал, что вернётся домой, пройдя через испытания. Так выжить помогала надежда.

Гном: Наверное, поэтому, пусть какие бы злые силы ни жили в сказке, побеждает всегда добро.

Учитель: А дома мальчика ждала мать, она смягчала сердце сына сказкой о том, как отважный герой победил Бабу-Ягу, Змея Горыныча, всякую другую нечисть и вернулся домой. Сказка ЛЕЧИЛА уставшее сердце.

Девочка: Я читала бушменскую легенду, как девушка в белом забросила ночью на небо золу от костра, чтобы хоть немного осветить путь заблудившемуся другу. Так возникли звёзды, которые помогали выйти на верный путь.

Мальчик: Вот почему у сказки обычно счастливый конец – должен жить свет добра в сказке!

Гном: Дорогие друзья! Мы постарались рассказать вам о том, как могла зародиться сказка, что это за особые люди – сказочники, почему у сказки почти всегда счастливый конец… Все, кто слушал – молодец! А нам пора уходить. До встречи в сказках!

2 этап – рефлексия.

1.Рассматривание рисунков, выполненных ребятами во время занятия.

2.Обсуждение вопросов в группах, формулирование (запись) вывода.

Примерный вывод:

Сказки родились в глубокой древности как средство общения с окружающим миром и как источник передачи опыта от поколения к поколению.

Сказки поддерживали в людях надежду в трудные минуты жизни.

Они лечат души уставших и отчаявшихся людей.

Со сказкой к нам приходит ЛИТЕРАТУРА.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/170092-proekt-skoro-skazka-skazyvaetsja-cikl-urokov

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Цель урока:

  1. повторить особенности волшебной сказки,
  2. познакомиться со старинными предметами быта,
  3. повторить малые жанры фольклора-загадки,
    пословицы, дразнилки.

Оборудование урока:

  • старинные предметы быта (из коллекции школьного
    музея), иллюстрации к сказкам и загадкам,
  • «перепутанные» пословицы, дразнилки,
    иллюстративный материал по теме «Предметы быта,
    жилище, одежда».
  • Учителя и участники могут одеться в народные
    костюмы или использовать элементы народного
    костюма.

Ход урока

Представление команд, которые заранее выбрали
себе название и «девиз».

Конкурс №1 .Что это за предметы?

Участники игры смотрят на старинные предметы
быта, которые находятся в классе, и отвечают на
вопросы ведущего — каждая команда по очереди.
Предмет, о котором идет речь, необходимо
показать.

С этим по воду ходили…(коромысло).
Этим белье отбивали…(валёк).
В этом капусту рубили…(корыто).
Этим предметом капусту рубили…(сечка).
В этом мак для пирогов толкли…(ступка).
Этим предметом толкли…(пест).
Это лошади на шею надевали и лошадь
запрягали…(хомут).
Этим лошадь подковывали…(подкова).
С этим нитки пряли …(прялка).
В этом воду кипятили …(самовар).

Конкурс №2. Каждая команда получает
иллюстративный материал по темам «Жилище»,
«Одежда», «Предметы быта».

Участники должны назвать только те предметы,
которые могли встретиться в русских сказках.

Предметы, которые называют участники:

терем, изба, палаты, светелка, сени; сарафан,
косоворотка, рубаха, кафтан, кокошник, треух,
валенки, лапти, шлем, кольчуга; рушник, половик,
рукомойник, коромысло, туесок, кадушка, братина,
ковш, ушат и т. д.

«Сказочная» переменка. Договорить названия
только волшебных сказок.

«Иван — крестьянский сын и…чудо-юдо»

«Лягушка — …царевна»

«Василиса …Прекрасная»

«Варвара – краса…длинная коса»

«Крошечка — …Хаврошечка»

«Сивка — …Бурка»

«Кот и …»

«Каша …»

«Сестрица Аленушка и …братец Иванушка»

«Гуси — …лебеди»

«Марья …Моревна»

«Вершки и …»

«Журавль и …»

«Кощей… Бессмертный»

«Пузырь, соломинка и…»

«По щучьему …веленью»

«Зимовье…»

«Поди туда – …не знаю куда»

Конкурс №3. Кто главные герои большинства
сказок?

Участники первой команды записывают на доске
или на листе ватмана черты характера красной
девицы, вторая команда — добра молодца.

Конкурс №4. Помощники, дарители или
противники?

Участники по очереди показывают друг другу
свои иллюстрации к различным сказкам. Необходимо
назвать, кто изображен на рисунке – помощник,
даритель или противник, а также название сказки.

Конкурс №5. Что это за пословица и какую
сказку она может проиллюстрировать?

Кто старое помянет, в поле не воин.

(Кто старое помянет, тому глаз вон.

Один в поле не воин.)

Не имей сто рублей, пока не перепрыгнешь.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не говори «гоп»,пока не перепрыгнешь.)

Пришла беда – дитя без глазу.

(Пришла беда — отворяй ворота.

У семи нянек дитя без глазу.)

С кем поведешься, тому глаз вон.

(С кем поведешься, от того и наберешься.)

Не плюй в колодец – сам туда попадешь.

(Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Не рой другому яму – сам в нее попадешь.)

За двумя зайцами в лес не ходить.

(За двумя зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь.

Волков бояться – в лес не ходить.)

Щи да каша – сам и расхлебывай.

(Щи да каша пища наша.

Сам кашу заварил – сам и расхлебывай.)

У семи нянек то и пожнешь.

(Что посеешь, то и пожнешь.)

Конкурс №6. Загадки с подсказками.

Команды загадывают друг другу загадки. При
затруднении в ответе участники показывают
иллюстрацию с подсказкой к этой загадке. Загадки
могут быть придуманы самими участниками.

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли в торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я пить и ясно говорить.
(Перо.)

В нем исчезает все без следа,
Оно пожирает дома, города, деревья,
Цветы и кусты, горы и реки, дороги, мосты.
Покорны ему властелины Земли,
Любые народы и короли.
(Время.)

Загадка ученика 5 класса Мити Старых.

Летит птица, без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет.
(Стрела.)

Загадка ученицы 5 класса Ники Белашовой.

Двое стоят, двое лежат, пятый ходит, шестой
входит.
(Дверь и проходящий через нее.)

Жил Корнил – всех людей кормил,
А умер – под тын головою.
Никто по нем не плачет.
(Горшок.)

Пять овечек стог объедают,
А пять прочь отбегают.
(Руки за прялкой.)

Встанет – выше лошади,
Ляжет – ниже курицы.
(Хомут.)

По плешивому хлопну,
На плешивого капну,
Выну сто холстов
На сто концов.
(Блины.)

Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова.)

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор.)

Конкурс № 7. Дразнись да не улыбнись! Кто не
нарушит запрет?

Участники говорят друг другу дразнилки, при
этом смеяться может вся команда, которая
дразнится. Те, кого дразнят, не должны даже
улыбаться.

Машенька – невеста, съела горшок теста!

Артемушка – коновал, кошке ножки подковал!

Катюшка – солена лягушка!

Мишка – еловая шишка!

Наташа – простокваша!

Алешка – недопечена картошка!

Варвара выше амбара!

Наша Надя – пышка,

На улицу вышла!

Макарушка – простота,

Купил лошадь без хвоста!

Ты Аркашка – требуха,

Съел корову да быка!

У Митяя на носу

Кошки ели колбасу.

Вероника свысока

Задушила гусака!

Андрей – воробей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Лизавета – сердце,

Свари уху с перцем!

«Колыбельная» переменка. Команды поют по
очереди колыбельную песенку.

Конкурс № 8. Сочиняем сказку.

Участники пытаются на карточках записать
краткий план, который подходил бы к большинству
сказок.

После обсуждения у каждой команды имеется
такой набор карточек: зачин, герой, волшебное
обстоятельство, противник, нарушение запрета,
даритель или помощник, развязка, концовка.

Затем карточки раздаются участникам конкурса
(каждому по одной) и дети сочиняют сказку –
каждый участник сочиняет свой отрывок сказки, в
зависимости от той карточки, которая в руках
участника.

Подведение итогов. Вручение призов.

Литература:

  1. Учебник литературы для 5 класса под редакцией
    Коровиной. Москва, «Просвещение», 2003 г.
  2. Народные русские сказки. Москва,
    «Художественная литература», 1977 г.
  3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском
    фольклоре. Под редакцией Аникина В. П.
  4. Выпуск 1. Младенчество. Детство. Москва,
    «Художественная литература», 1991 г.
  5. Капица Ф. С. Славянские традиции, верования и
    ритуалы. Москва, «Наука», 2001 г.
  6. Прыгунов Е. Н., Разумова И. А. Преподавание
    фольклора. Санкт-Петербург, «Паритет», 2001 г.

«Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается»

09.01.2020 19:47

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к мини — проекту «Скоро сказка сказывается…» (создание волшебной сказки).

Просмотр содержимого документа

«»Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается»»

Разминка Перекрёсток. Светофор. Водитель на «Камазе», мужичок в повозке на лошади и мотоциклист стоят и ждут зелёного света. Загорелся жёлтый, «Камаз» газанул. Лошадь испугалась и укусила мотоциклиста за ухо. Кто нарушил правила?

Разминка

  • Перекрёсток. Светофор. Водитель на «Камазе», мужичок в повозке на лошади и мотоциклист стоят и ждут зелёного света. Загорелся жёлтый, «Камаз» газанул. Лошадь испугалась и укусила мотоциклиста за ухо. Кто нарушил правила?

Волшебная сказка  Мини - проект

Волшебная сказка Мини — проект

Цели урока Вспомнить ….. Представить…. Определить….. Подвести…….

Цели урока

Вспомнить …..

Представить….

Определить…..

Подвести…….

Критерии оценки

Критерии оценки

    Мини - проект  «Скоро сказка сказывается…»

    Мини — проект «Скоро сказка сказывается…»

    Устное «классное» творчество

    Устное «классное» творчество

    Итоги урока Каких целей достигли ? Чему учит сказка ? Что понравилось, а что было трудно ? На выбор : - я сегодня понял, что….. - синквейн «Сказка»

    Итоги урока

    • Каких целей достигли ?
    • Чему учит сказка ?
    • Что понравилось, а что было трудно ?
    • На выбор :
    • — я сегодня понял, что…..
    • — синквейн «Сказка»

    Домашнее задание 2. Индивидуальные задания: - сообщение о крещении Руси и его значении; - сообщение о письменности в дохристианский период; - выразительное чтение отрывка трагедии «Борис Годунов» от слов «Ещё одно, последнее сказанье…» до слов «Но близок день, лампада догорает…»  1. Прочитать статью «О литературе Древней Руси», составить вопросы. Прочитать «Расселение славян», выписать из текста названия племен и название мест, где они селились.

    Домашнее задание

    • 2. Индивидуальные задания:
    • — сообщение о крещении Руси и его значении;
    • — сообщение о письменности в дохристианский период;
    • — выразительное чтение отрывка трагедии «Борис Годунов» от слов «Ещё одно, последнее сказанье…» до слов «Но близок день, лампада догорает…»
    • 1. Прочитать статью «О литературе Древней Руси», составить вопросы.
    • Прочитать «Расселение славян», выписать из текста названия племен и название мест, где они селились.

    Домашнее задание

    Домашнее задание

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Похожие файлы

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    (РУССКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ) ШКОЛА №2 г. Магадана»

    685000,г.Магадан, ул.Горького, д.9, тел. 62-31-92

    Научно-исследовательская работа

    «Скоро сказка сказывается,

    да не скоро дело делается»

    Автор работы:

    ученик 5 класса А

    МАОУ г. Магадана «СО(РК)Ш№2»

    Финько Артём

    Научные руководители:

    Барабаш Виктория Константиновна,

    учитель географии,

    Ларионова Мария Викторовна,

    учитель русского языка и

    литературы

    г. Магадан

    2016

    Содержание

    Вступление

    Анализ отобранных сказочных элементов

    Заключение

    Библиография

    ПРИЛОЖЕНИЕ. Список отобранных волшебных предметов, ставших научными открытиями.

    Вступление

    Актуальность темы

    Мир литературы многогранен. Кажется, что его невозможно узнать и понять. Но это не так. Потому что весь этот мир, следуя нашим наблюдениям, построен по общим законам. У всего на свете есть основа. Такой основой в литературе является устное народное творчество, одним из ярких представителей которого являются сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. Сказки — это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и даже, возможно, будущего.

    Сказка и быль… Мечта и реальность… Кажется, эти понятия несовместимые, противоположные. Да и какое отношение сказка имеет к нашему современному миру, науке? По нашему мнению, самое прямое. «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок», — сказал когда-то великий русский поэт А. С. Пушкин. Давным-давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил.
    Те времена забыты нами… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в наших помощников. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может гору разрушить, что телевизор на расстоянии передаёт изображение. Все эти чудеса перестали быть чудесами. Мы имеем великие достижения науки и техники.

    Нет, волшебные русские сказки не лгали,
    Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт.
    Нет, не праздные люди те сказки слагали,
    А провидцы, в чьих замыслах правда живёт.
    Разве сказки не справились те в самом деле,
    Что светили когда-то, как звёзды в ночи?
    Мы кощеево царство разрушить сумели,
    Мы от тайн вековых отыскали ключи.
    Рылéнков Н. И.

    Итак, сказка — это мечта, пришедшая из глубины веков. Придумавший сказку дал толчок науке. Познавший науку воплотит в жизнь сказку!

    Проблема исследования: Какие научные открытия мы имеем благодаря чтению сказок?

    Объект: русские народные и авторские волшебные сказки.

    Предмет: волшебные предметы сказок, воплощённые наукой в реальность.

    Гипотеза: прообразом многих научно-технических открытий являются волшебные предметы сказок.

    Цель: выявить, какие волшебные предметы русских народных и авторских волшебных сказок воплотило в реальность человечество.

    Задачи:

    1. Выяснить роль русских народных и авторских сказок в развитии науки.

    2. Сделать анализ сказок на наличие в них волшебных предметов.

    3. Сравнить и выявить сходство волшебных предметов сказок с техническими устройствами современности.

    Методы:

    1. Анализ и синтез.

    2. Сравнение.

    3. Сопоставление.

    4. Систематизирование.

    Этапы исследования:

    1. Чтение и анализ русских народных сказок.

    2. Выявление волшебных предметов и их технических воплощений в реальности.

    3. Анализ соответствия свойств волшебного предмета свойствам его технического воплощения.

    4. Выводы.

    Практическая значимость работы:

    Создание и публикация справочно-информационного материала по данной теме для учащихся МАОУ «СО(РК)Ш№2», который может быть применён на уроках чтения в начальной школе, литературы в среднем звене, физики, химия и экономики старшей школы при изучении сходных с нашей научной работой тем.

    Анализ отобранных сказочных элементов

    Прочитав множество русских народных и волшебных авторских сказок, а именно: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», Ершов «Конек-горбунок», Н.Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе», Ш. Перро «Красная шапочка», Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Огниво» и другие, я увидел, что в этих сказках, которые были написаны очень давно, и авторы которых не могли знать, что предметы, выдуманные ими для своих персонажей, когда-нибудь найдут своё воплощение и применение в будущей жизни их читателей.

    Например, газированный автомобиль Винтика и Шпунтика является для юного читателя первоосновой в изучении физики, а в частности устройства современного автомобиля, который был создан гораздо раньше автомобиля Носова.

    Прародителем всех летательных аппаратов стали метла и ступа бабы Яги, ковёр-самолёт и Летучий корабль.

    В одноимённой народной сказке Емеля передвигался на печи и самоходных санях, благодаря которым мы сегодня имеем паровоз, поезд, аэросани.

    Пушкинские герои, засмоленные в бочке — экипаж на современной подводной лодке.

    Царь Кощей над златом чах, таил свои богатства в ларце, он был первым банкиром. Сегодняшние же «кощеи» хранят свои богатства, сбережения в банке, банковской ячейке-сундуке, на сберегательных книжках или на электронном счету банковской карты.

    В сказке «Варвара-краса длинная коса» ослик и медвежата-паромщики помогали передвигаться героям за вкусное вознаграждение, что явилось обменной монетой, платой за их услуги. А это зарождение первых экономических отношений, лёгших в основу главного принципа Сферы услуг.

    Кот Базилио и Лиса Алиса, желая отобрать накопления Буратино, заставили его зарыть монеты на Поле Дураков, обманули, сказав, что из монет вырастит целое денежное дерево. В действительности, их обман и Поле Дураков — это «денежный рост», идея работы современного банка, основа банковских операций — ссуда, кредит, ипотека, вклады.

    Сказочники также описывали и повседневную жизнь своих героев и простые бытовые приборы, используемые персонажами. Эти приборы «переродились», они теперь имеют современные аналоги: корыто — стиральная машина, печь с пирожками — духовой шкаф, горшочек каши — мультиварка, посох Морозко — холодильник, жерновки — микроволновка, гусли-самогуды — музыкальный центр, топор-саморуб — бензо- и электропила, огниво — спички, зажигалка.

    Сказки дали толчок в развитии не только быта, сферы услуг, машиностроения, но и военно-промышленного комплекса, задача которого — охрана государственных границ и покоя жителей страны. Однако назначение волшебных предметов имело различную природу: охрана, разрушение, исполнение желаний, разведка.

    Отражение сказочных предметов мы нашли в современной медицине: Кай и волк из «Красной шапочки» — операции различного характера, превращение лягушки в царевну — современный пилинг, молодильные яблоки и живая мертвая вода — лекарственные средства, веретено спящей царевны — шприц с наркозом.

    Несмотря на всё волшебное изобилие, созданное авторами сказок для своих героев, персонажи всё-таки испытывали нужду: в питании, создании полноценной семьи. Тем самым эти герои стали родоначальниками аналога пищевой промышленности: Колобок — хлебобулочные изделия, Репка — овощеводство, Курочка Ряба — птицефабрика, старик с неводом — рыбная отрасль, скатерть-самобранка — шведский стол (ресторанный бизнес).

    Сюжеты сказок дали основу и для развития коммунальной сферы: строительство многоквартирных домов — Теремок; оснащение их современными коммуникациями: водой — вёдра-самоходы, теплом — волшебные дрова Емели, светом — перо жар-птицы; предметами роскоши — джакузи — котёл с кипящим молоком.

    Также мы заметили, что кроты в сказке Андерсена «Дюймовочка» вели счёт своему имуществу на примитивных вычислительных приборах — счётах. Мы же сегодня, подсчитывая свои расходы и доходы, используем усовершенствованные счёты — калькулятор или компьютер.

    Наряду с этим ежедневно мы пользуемся и различными средствами связи — почтовая, сотовая связь, интернет. Однако никто из нас не задумывался, что мечту об ускорении донесения информации до адресата пытались воплотить в жизнь уже сказочники: зеркальце — скайп, гонцы со свитками — почта, интернет. Признаем, что аналога мобильному телефону, к сожалению, нам не удалось найти в прочитанных сказках.

    Жизнь и быт персонажей сказок были неидеальны, так как отсутствовало транспортное сообщение между населёнными пунктами. Авторы же сказок продумали и это, они придумали для своих героев волшебных помощников, ориентиры — камень-указатель на развилке дорог, путеводный клубок. В наше время это дорожные знаки, компас, навигатор.

    Заметим, что сказки развивали все сферы деятельности человека, в том числе и административное устройство государства. Заседание депутатов в Государственной Думе и встречи лидеров государств напоминают решение у костра 12-ю месяцами о помощи падчерице.

    А идея строительства мостов была заложена уже в русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».

    Оказалось, что даже всеми известные сапоги-скороходы передали свои волшебные свойства современному спортивному инвентарю — джамперам: скорость, высота.

    Заключение

    Проанализировав вышеизложенное, можно сказать, что именно сказки заложили основу современной промышленности и сельскому хозяйству.

    Русские народные сказки стали основой открытий многих изобретений человечества.

    В русских народных и некоторых авторских волшебных сказках наблюдается наличие фантастических предметов, ставших благодаря учёным атрибутами нашей реальности.

    Причём эти технические открытия имеют внешние сходства с волшебными предметами и обладают с ними одинаковыми функциями.

    Библиография

    1. Русские народные сказки.

    2. Братья Гримм «12 месяцев», «Горшочек каши».

    3. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво», «Снежная королева».

    4. Ершов П. П. «Конёк-горбунок».

    5. Катаев В. П. «Цветик-семицветик».

    6. Носов Н. Н. «Незнайка в Солнечном городе».

    7. Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

    8. Толстой А. Н. «Золотой ключик или приключения Буратино».

    9. Шарль Перро «Красная шапочка».

    10. Е. Неёлов «Волшебно-сказочные корни научной фантастики».

    11. Яндекс картинки

    ПРИЛОЖЕНИЕ. СПИСОК ОТОБРАННЫХ ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, СТАВШИХ НАУЧНЫМИ ОТКРЫТИЯМИ

    Волшебный предмет

    Открытие, изобретение

    газированный автомобиль

    автомобиль (дизель, бензин)

    метла, ступа

    параплан, воздушный шар, дирижабль

    ковёр-самолёт

    самолёт

    Емеля на печи

    паровоз

    камень на развилке дорог

    дорожные знаки, маршрутный лист

    клубок

    компас, навигатор

    ларец Кощея

    банковская ячейка

    медвежата, осёл

    обмен, экономические отношения

    Поле дураков

    банк: вклады, кредит, ипотека

    лёд в сердце Кая

    пересадка органов

    теремок

    многоэтажка, коммуналка

    волк

    операции

    огниво

    спички, зажигалка

    Колобок

    хлебобулочные изделия

    Репка

    овощеводство

    Курочка Ряба

    яйцефабрика

    корыто

    стиральная машина

    соломинка

    мосты

    печь с пирожками

    духовой шкаф

    бочка

    подводная лодка

    скатерть-самобранка

    шведский стол

    белка с орешками непростыми

    ювелир

    два удальца, одинаковых с лица

    сфера обслуживания

    зеркальце

    скайп

    стрелы

    управляемые ракеты

    Соловей-разбойник

    ультразвуковые волны

    гонцы со свитками

    почта, электронная почта

    счёты

    калькулятор, компьютер

    невод

    трал

    котёл с кипящим молоком

    джакузи

    Цветик-семицветик

    дроны

    Летучий корабль

    самолёт, аэробус

    33 богатыря

    армия, спецназ

    муха, комар

    подслушивающие устройства

    Царевна-лягушка

    пилинг

    молодильные яблочки

    БАД

    живая мёртвая вода

    лекарства

    самоходные сани

    аэросани, снегоход

    вёдра-самоходы

    водопровод

    топор-саморуб

    электропила, бензопила

    гусли-самогуды

    музыкальный центр

    яблочко на тарелке

    спутниковое слежение

    сапоги-скороходы

    джамперы

    горшочек каши

    мультиварка

    посох Морозко

    холодильник

    перо Жар-птицы

    электролампочка

    меч-кладенец

    лазерное оружие

    Золотой петушок

    сирена, сигнализация

    Змей Горыныч

    огнемёт

    жерновки

    микроволновая печь

    веретено

    шприц, наркоз

    12 месяцев

    Государственная Дума

    волшебные дрова Емели

    система отопления

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите также:

  • Проект сказки пушкина в музыке 4 класс
  • Проект сказки у камина
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык примеры школа
  • Проект сказки старой руси
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык примеры береза

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии