Проект словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам из цикла записки охотника

ПРОЕКТ по
литературе:

Составление
электронного альбома

 «Словесные
и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

6 класс

2015-2016
учебный год

         

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края.
Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего
писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие
травы заслоняли нас от всего остального мира», — писал он. Местные лесники и
охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на
охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок
охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В «Записках охотника» Тургенева
не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской
избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади,
обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки — вся эта проза обыденной
жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через
окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

В рассказе «Бирюк» автор
описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой  тускло светит
огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты,
закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел
на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок;
два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни
крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально
вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной
рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине
комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда
увидел он эту невеселую картину.

Хозяин хибарки, лесник Фома, по
прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно
заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за
честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в 
какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты
не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок, как бес… И ничем его
взять нельзя: ни вином, ни  деньгами; ни на  какую приманку не идет ».

Хозяин и рад бы чем-нибудь
попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, — говорит лесник, — да чаю у
меня  нету…» Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее
чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», —
рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать
люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему
маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».

В рассказе «Бирюк» писатель
затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян.
Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина,
в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства
рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти
писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на
воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на
рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови,
беспокойные глаза, худые члены… ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной
бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние
звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с
голодухи… детки пищат, сам знаешь…

Разорены… Круто, во как
приходится… Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть…» Затем, понимая
безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино —
пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так
— все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все…»

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как
же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович,
охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли 
Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя
поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра
Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых  сторожи 
лошадей  всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и
доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков
было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел —
немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное
лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий,
неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он
знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные
поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но
ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские
забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их
проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько
мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что
они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная
крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять
сказки.


В
этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно
описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель
подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы
связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и
простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника.
 

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со
временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость
отношения господ к крепостным.

 

Герасим — главный герой
рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем
сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» ,
трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима,
но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения,
этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и
серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства.
Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его
нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на
любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького 
пьяницу. Так  необходимые Герасиму  любовь, верность, преданность  он  находит
лишь в спасенной  им от верной смерти собаке — Муму.

Как
рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение
радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня
велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить
настойчивое повеление барыни.

 

 

 

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в
господском доме.  Никому  не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные
места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых
условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное
достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
 Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у
него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно
бороться за своё счастье, за свою свободу.

ПРОЕКТ
учащихся 6 класса
МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа»
Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А.
Словесные и живописные портреты крестьян
По рассказам И.С. Тургенева
« Записки охотника»

Иван Сергеевич Тургенев
на охоте.
Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского.
1879 г.

Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь — мудрый хозяин — удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей.
Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним
. Калиныч представляет другой тип людей. Он — артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей — завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры.
Все слушатели, присутствующие в кабачке, — простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

« Певцы »

  • Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех ,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза , прямой нос с тонкими , подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные , но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

« Бежин луг »

  • Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
  • Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.

ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША , КОСТЯ И ВАНЯ –
ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ .КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН
ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ.
КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ
НЕПОВТОРИМАЯ ДУША,

Лицо ИЛЮШИ
« было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка , три раза перевитая вокруг стана . Тщательно стягивала его опрятную черную свитку».
КОСТЯ —
« мальчик лет десяти , возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить ; но странное впечатление производили его большие . Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось , хотели что-то высказать ,для чего на языке , -на его языке, по крайней мере ,- не было слов. Он был маленького роста , сложенья тщедушного и одет довольно бедно.»
ФЕДЯ
«…был мальчик , с красивыми и тонкими , немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
…на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках ; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.»
У Павлуши
« волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная ,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо.
Да и в голосе у него звучала сила.
Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»

« Бирюк »
«Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»
И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности.
Бирюк-угрюмый .,мрачный, нелюдимый , одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена.
Бирюк, «человек подневольный»,
отпускает мужика, зная, что не ради корысти , не ради наживы, а от безысходности , тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием .
Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает , что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность.
В рассказе « БУРМИСТР» (1847)
описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет.
Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов — бедняка Антипа и бурмистра Софрона.
Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную.
Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.

  • Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
  • Аннибалова клятва» писателя была выполнена.

« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.»
И.С.Тургенев.

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 1

ПРОЕКТ учащихся 6 класса
МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа»
Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А.

Слайд 2

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 2

Словесные и живописные портреты крестьян
По рассказам И.С. Тургенева
« Записки охотника»

Слайд 3

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 3

Слайд 4

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 4

Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г.

Слайд 5

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 5

Слайд 6

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 6

Слайд 7

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 7

Слайд 8

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 8

Слайд 9

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 9

Слайд 10

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 10

Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь — мудрый хозяин — удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним . Калиныч представляет другой тип людей. Он — артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

Слайд 11

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 11

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей — завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, — простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

Слайд 12

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 12

« Певцы »
Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех ,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза , прямой нос с тонкими , подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные , но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

Слайд 13

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 13

« Бежин луг »
Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.

Слайд 14

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 14

Слайд 15

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 15

ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША , КОСТЯ И ВАНЯ –
ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ .КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН
ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ.
КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ
НЕПОВТОРИМАЯ ДУША,

Слайд 16

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 16

Слайд 17

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 17

Лицо ИЛЮШИ
« было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка , три раза перевитая вокруг стана . Тщательно стягивала его опрятную черную свитку».

Слайд 18

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 18

КОСТЯ —
« мальчик лет десяти , возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить ; но странное впечатление производили его большие . Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось , хотели что-то высказать ,для чего на языке , -на его языке, по крайней мере ,- не было слов. Он был маленького роста , сложенья тщедушного и одет довольно бедно.»

Слайд 19

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 19

ФЕДЯ
«…был мальчик , с красивыми и тонкими , немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
…на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках ; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.»

Слайд 20

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 20

У Павлуши
« волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная ,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо.
Да и в голосе у него звучала сила.
Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»

Слайд 21

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 21

Слайд 22

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 22

« Бирюк »
«Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»

Слайд 23

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 23

И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности.
Бирюк-угрюмый .,мрачный, нелюдимый , одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена.
Бирюк, «человек подневольный»,
отпускает мужика, зная, что не ради корысти , не ради наживы, а от безысходности , тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием .
Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает , что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность.

Слайд 24

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 24

В рассказе « БУРМИСТР» (1847)

описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет.
Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов — бедняка Антипа и бурмистра Софрона.
Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную.

Слайд 25

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 25

Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.
Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.»
И.С.Тургенев.

Слайд 26

Проект учащихся 6 класса «Словесные и живописные портреты крестьян» по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника», слайд 26

Портреты русских крестьян в сборнике рассказов  И.С. Тургенева  «Записки охотника» Учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» Кузьменок Татьяна Александровна

Портреты русских крестьян в сборнике рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»

Учитель русского языка и литературы

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»

Кузьменок Татьяна Александровна

«Бежин луг».  Федя «…Старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой…На нём была пёстрая ситцевая рубаха…, небольшой новый армячок …чуть держался на его узеньких плечиках…Сапоги… были точно его сапоги – не отцовские». «Бежин луг». Федя. Худ. А. Ф. Пахомов

«Бежин луг». Федя

«…Старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой…На нём была пёстрая ситцевая рубаха…, небольшой новый армячок …чуть держался на его узеньких плечиках…Сапоги… были точно его сапоги – не отцовские».

«Бежин луг». Федя.

Худ. А. Ф. Пахомов

«Бежин луг».  Павлуша «У Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». «Бежин луг». Павлуша. Худ. А. Ф. Пахомов

«Бежин луг». Павлуша

«У Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

«Бежин луг». Павлуша.

Худ. А. Ф. Пахомов

«Бежин луг».  Илюша «Лицо Илюши было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка… стягивала его опрятную чёрную свитку». «Бежин луг». Илюша. Худ. А. Ф. Пахомов

«Бежин луг». Илюша

«Лицо Илюши было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка… стягивала его опрятную чёрную свитку».

«Бежин луг». Илюша.

Худ. А. Ф. Пахомов

«Бежин луг».  Костя «Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно». «Бежин луг». Костя Худ. А.А. Пахомов

«Бежин луг». Костя

«Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».

«Бежин луг». Костя

Худ. А.А. Пахомов

«Бежин луг».  Ваня «…Ваню я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь». «Бежин луг». Ваня Худ. А.А. Пахомов

«Бежин луг». Ваня

«…Ваню я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

«Бежин луг». Ваня

Худ. А.А. Пахомов

«Певцы».  Яков «Его впалые щёки, большие беспокойные глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, крупные, но красивые, выразительные губы – всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного… Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе - художник во всех смыслах этого слова… Он глубоко вздохнул и запел...Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём, и так и хватала вас за сердце…Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким…» «Певцы». Яков Турок поёт. Худ. В.В. Пукирев

«Певцы». Яков

«Его впалые щёки, большие беспокойные глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, крупные, но красивые, выразительные губы – всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного…

Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова…

Он глубоко вздохнул и запел…Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём, и так и хватала вас за сердце…Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким…»

«Певцы». Яков Турок поёт.

Худ. В.В. Пукирев

«Певцы».  Евграф Иванов «Настоящее имя этого человека было Евграф Иванов… Это был загулявший, холостой дворовый человек, от которого собственные господа давным-давно отступились и который, не имея никакой должности, не получая ни гроша жалованья, находил, однако, средство каждый день покутить на чужой счет….Он не только не был в обществе забавен, но даже, напротив, надоедал всем своей бессмысленной болтовней, несносной навязчивостью, лихорадочными телодвижениями и беспрестанным неестественным хохотом. Он не умел ни петь, ни плясать; отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все

«Певцы». Евграф Иванов

«Настоящее имя этого человека было Евграф Иванов… Это был загулявший, холостой дворовый человек, от которого собственные господа давным-давно отступились и который, не имея никакой должности, не получая ни гроша жалованья, находил, однако, средство каждый день покутить на чужой счет….Он не только не был в обществе забавен, но даже, напротив, надоедал всем своей бессмысленной болтовней, несносной навязчивостью, лихорадочными телодвижениями и беспрестанным неестественным хохотом. Он не умел ни петь, ни плясать; отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все «лотошил» да врал что ни попало — прямой Обалдуй!»

Иллюстрация к рассказу

И.Тургенева «Певцы»

«Бирюк»  Лесник Фома «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». Иллюстрация к рассказу «Бирюк» Худ. П. Соколов

«Бирюк» Лесник Фома

«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».

Иллюстрация к рассказу «Бирюк»

Худ. П. Соколов

«Хорь и Калиныч»  Калиныч «Человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду». «Хорь и Калиныч» Худ. П.Соколов

«Хорь и Калиныч» Калиныч

«Человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».

«Хорь и Калиныч»

Худ. П.Соколов

«Хорь и Калиныч»  Хорь «Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мною в разговор. Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов». Хорь и Калиныч Худ. Е.Бем

«Хорь и Калиныч» Хорь

«Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мною в разговор. Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов».

Хорь и Калиныч

Худ. Е.Бем

Вывод  В своём сборнике рассказов «Записки охотника» Ивану Сергеевичу Тургеневу удалось очень ярко передать образы крестьян. Своими красочными описаниями, интересными рассказами книга «Записки охотника» заслуживает уважения.   Рассказы, вошедшие в «Записки охотника», иллюстрировали А.Ф.Пахомов, А.А. Пахомов, П.Соколов, В.Пукирев, Е.Бем.   Работы Алексея Фёдоровича Пахомова считаются лучшими графическими иллюстрациями для рассказа И.Тургенева «Бежин луг». Кажется, что именно так и представляет себе героев каждый читатель. Алексею Пахомову удалось передать особую атмосферу произведения, образ деревенского простодушия и чистоты.

Вывод

В своём сборнике рассказов «Записки охотника» Ивану Сергеевичу Тургеневу удалось очень ярко передать образы крестьян. Своими красочными описаниями, интересными рассказами книга «Записки охотника» заслуживает уважения.

Рассказы, вошедшие в «Записки охотника», иллюстрировали А.Ф.Пахомов, А.А. Пахомов, П.Соколов, В.Пукирев, Е.Бем.

Работы Алексея Фёдоровича Пахомова считаются лучшими графическими иллюстрациями для рассказа И.Тургенева «Бежин луг». Кажется, что именно так и представляет себе героев каждый читатель. Алексею Пахомову удалось передать особую атмосферу произведения, образ деревенского простодушия и чистоты.

Источники 1. И.С. Тургенев «Записки охотника». – М.: ЭКСМО , 2006 2. http:// cultinfo.ru/upload/iblock/875/08.jpg 3. http:// www.tilimen.org/urok-literaturi-v-6-klasse-po-fgos-s-ispolezovaniem-obrazovate/7058_html_d5d85a6.png 4.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5483482a6ad08/i-s-turghieniev-biezhin-lugh-obrazy-kriest-ianskikh-mal-chikov-ikh-portriety-rasskazy-dukhovnyi-mir_1.png 5. http:// www.playcast.ru/uploads/2014/11/30/10864004.jpg 6.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5f/Khor_and_Kalinych_by_Elisabeth_Bohm_1883.jpg 7. http:// artru.info/il/img.php?img=50006 8. http://new77.ru/i/images/skachat-knigu-turgenev-pevtsy-44612-small.jpg

Источники

  • 1. И.С. Тургенев «Записки охотника». – М.: ЭКСМО , 2006
  • 2. http:// cultinfo.ru/upload/iblock/875/08.jpg
  • 3. http:// www.tilimen.org/urok-literaturi-v-6-klasse-po-fgos-s-ispolezovaniem-obrazovate/7058_html_d5d85a6.png
  • 4.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5483482a6ad08/i-s-turghieniev-biezhin-lugh-obrazy-kriest-ianskikh-mal-chikov-ikh-portriety-rasskazy-dukhovnyi-mir_1.png
  • 5. http:// www.playcast.ru/uploads/2014/11/30/10864004.jpg
  • 6.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5f/Khor_and_Kalinych_by_Elisabeth_Bohm_1883.jpg
  • 7. http:// artru.info/il/img.php?img=50006
  • 8. http://new77.ru/i/images/skachat-knigu-turgenev-pevtsy-44612-small.jpg

Урок литературы в 6 классе

«Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».

Задачи: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».

Ход урока.

  1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

  1. Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве

И.С. Тургенева, который ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Мы с вами прочитали рассказы «Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха» «Бежин луг» из этого цикла, в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

Работа с текстом «Бежин луг»

Вспомните, о чём рассказ «Бежин луг?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

Расскажите кратко содержание рассказа.

«Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. На предыдущем уроке мы с вами говорили о пейзаже в рассказе «Бежин луг».

Роль пейзажа.

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

•Перед вами отрывок из рассказа .Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы.

А сейчас послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Ученик1: Летний вечер.

Ученик 2: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 1: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Ученик 1: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

2: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

3: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

1: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

2: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

3: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

— Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

— Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).

— Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

— Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).

3.Знакомство с темой урока.

— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II. Изучение нового материала

1. Работа в группах.

— У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)

— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

— Что можно узнать по портрету?

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.(Павлуша).

  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

— Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

— Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

— Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

— Вам дана таблица, которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление

автора

Мое мнение о мальчике

— Спасибо за ответы.

Вывод: Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

— Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)

— В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)

— Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

— Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)

Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

— Что же вы услышали из уст мальчишек?

— Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

5. Презентация и защита проектов.

План проведения презентации (примерный)

1. Краткий пересказ рассказа «Хорь и Калиныч».

2. Устный рассказ «Описание героев». Работа с портретами.

3.Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”». (Наглядные материалы находятся на стенде «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”»).

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?

(Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.)

1.Краткий пересказ рассказа «Бирюк».

2.Словесный портрет героя.

3. Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»

-Как портрет помогает раскрыть характер  героя? (По описанию лесника можно понять, что Фома Кузьмич честный, мужественный, суровый, сильный, не лишённый уверенности в себе человек.  Под суровой угрюмой внешностью скрывается высоконравственная личность, способная тонко чувствовать. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим богатырским видом. Мы увидели Бирюка человеком мужественным, суровым, уверенным в себе).

 -Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

-В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

— А теперь предлагаем посмотреть и послушать: какими увидела Елизавета Бём героев рассказов из цикла «Записки охотника». (Сообщение и рассказ об альбоме»)

Домашнее задание.

  1. Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

  2. Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

1.

ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа №6 им. О.В. Анащенко»
Проект
электронного альбома
«Словесные и живописные портреты русских крестьян
(по рассказам из цикла „Записки охотника“ и
живописным полотнам русских художников)»
Выполнил(ла): учащийся(учащаяся) 6 –В класса
Фамилия ,имя ученика в родительном падеже
Ровеьки
2021

2.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта
информационно-исследовательский
Цель проекта
1.Найти и представить словесные и живописные
портреты русских крестьян ;
2.Предоставить интересные иллюстрации к
рассказам И .Тургенева
Задачи проекта
1).Собрать и оформить материал по заданной
теме; 2).Развить навыки работы с различными
источниками информации, в том числе навыки по
использованию цифровых
технологий;3).Представить собранный материал в
виде электронного альбома на конкурсе проектов.
Вопросы проекта
Что стремился показать писатель в своих
произведениях?
Является ли Тургенев великим мастером
пейзажа?
Аннотация ( актуальность, значимость на уровне Проект включает описание самых интересных
школы, проблема, краткое описание)
рассказов писателя. Альбом содержит
иллюстрации к рассказам И. Тургенева. В проекте
дана информация об этом.

3.

Хорь и Калиныч
…старик — лысый, низкого роста, плечистый
и плотный — сам Хорь. Я с любопытством
посмотрел на этого Хоря. Склад его лица
напоминал Сократа: такой же высокий,
шишковатый лоб, такие же маленькие глазки,
такой же курносый нос.
Старый монах.
Художник Андрей Шишкин

4.

Бурмистр
Этот, по словам Аркадия Павлыча,
государственный человек был роста
небольшого, плечист, сед и плотен, с
красным носом, маленькими голубыми
глазами и бородой в виде веера.
Заметим кстати, что с тех пор, как Русь
стоит, не бывало еще на ней примера
раздобревшего и разбогатевшего
человека без окладистой бороды; иной
весь свой век носил бородку жидкую,
клином, – вдруг, смотришь, обложился
кругом словно сияньем, – откуда волос
берется! ..
Явился бурмистр. На нем был синий
армяк, подпоясанный красным
кушаком. Говорил он гораздо меньше
вчерашнего, глядел зорко и пристально
в глаза барину, отвечал складно и
дельно.
И. Крамской. Портрет крестьянина. 1868

5.

Певцы
…стоял мужчина лет сорока,
широкоплечий, широкоскулый, с низким
лбом, узкими татарскими глазами,
коротким и плоским носом,
четвероугольным подбородком и
черными блестящими волосами,
жесткими, как щетина. Выражение его
смуглого с свинцовым отливом лица,
особенно его бледных губ, можно было
бы назвать почти свирепым, если б оно
не было так спокойно-задумчиво. Он
почти не шевелился и только медленно
поглядывал кругом, как бык из-под ярма.
Одет он был в какой-то поношенный
сюртук с медными гладкими пуговицами;
старый черный шёлковый платок
окутывал его огромную шею. Звали его
Диким-Барином.
И. Крамской. Голова старого крестьянина. 1874

6.

Бирюк
Я посмотрел на него. Редко мне
случалось видеть такого молодца.
Он был высокого роста, плечист и
сложен на славу. Из-под мокрой
замашной рубашки выпукло
выставлялись его могучие мышцы.
Черная курчавая борода
закрывала до половины его
суровое и мужественное лицо; изпод сросшихся широких бровей
смело глядели небольшие карие
глаза.
В. Васнецов. Иван Петров,
крестьянин из Владимирской губернии. 1883

7.

Хорь и Калиныч
… догнал нас человек лет сорока, высокого
роста, худой, с небольшой загнутой назад
головкой. Это был Калиныч. Его
добродушное смуглое лицо, кое-где
отмеченное рябинами, мне понравилось с
первого взгляда… Калиныч был человек
самого веселого, самого кроткого нрава,
беспрестанно попевал вполголоса,
беззаботно поглядывал во все стороны,
говорил немного в нос, улыбаясь,
прищуривал свои светло-голубые глаза и
часто брался рукою за свою жидкую,
клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но
большими шагами, слегка подпираясь
длинной и тонкой палкой. В течение дня он
не раз заговаривал со мною, услуживал мне
без раболепства, но за барином наблюдал,
как за ребенком.
…Я долго любовался его лицом, кротким и
ясным, как вечернее небо.
И. Глазунов. Старик с топором. 1950

8.

Бежин луг
У второго мальчика, Павлуши, волосы были
всклоченные, черные, глаза серые, скулы
широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но
правильный, вся голова огромная, как говорится,
с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.
Малый был неказистый, — что и говорить! — а всетаки он мне понравился: глядел он очень умно и
прямо, да и в голосе у него звучала сила.
Одеждой своей он щеголять не мог: вся она
состояла из простой замашной рубахи да из
заплатанных портов.
Г. Сорока. Портрет крестьянского мальчика.

9.

Бежин луг
Первому, старшему изо всех, Феде, вы
бы дали лет четырнадцать. Это был
стройный мальчик, с красивыми и
тонкими, немного мелкими чертами лица,
кудрявыми белокурыми волосами,
светлыми глазами и постоянной
полувеселой, полурассеянной улыбкой.
Он принадлежал, по всем приметам, к
богатой семье и выехал-то в поле не по
нужде, а так, для забавы. На нем была
пестрая ситцевая рубаха с желтой
каемкой; небольшой новый армячок,
надетый внакидку,
чуть держался на его узеньких плечиках;
на голубеньком поясе висел гребешок.
Сапоги его с низкими голенищами были
точно его сапоги — не отцовские.
И. Куликов. Пастушок. 1914

10.

Малявин Филипп
Андреевич.
Старуха. Портрет
Дарьи Ивановны
Татаринцевой. 1898
Живые мощи
Передо мною лежало живое человеческое
существо, но что это было такое? Голова
совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая —
ни дать ни взять икона старинного письма; нос
узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать —
только зубы белеют и глаза, да из-под платка
выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У
подбородка, на складке одеяла, движутся,
медленно перебирая пальцами, как палочками, две
крошечных руки тоже бронзового цвета. Я
вглядываюсь попристальнее: лицо не только не
безобразное, даже красивое, — но страшное,
необычайное. И тем страшнее кажется мне это
лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я
вижу — силится… силится и не может расплыться
улыбка… «Лукерья! — воскликнул я. — Ты ли это?»
…Это темное, неподвижное лицо с устремленными
на меня светлыми и мертвенными глазами.
Возможно ли? Эта мумия — Лукерья, первая
красавица во всей нашей дворне, высокая, полная,
белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья!

Слайд 1ПРОЕКТ
учащихся 6 класса
МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа»
Координатор –учитель литературы

Моисеенко А.А.

ПРОЕКТ  учащихся 6 классаМАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа»Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А.


Слайд 2Словесные и живописные портреты крестьян
По рассказам И.С. Тургенева
« Записки охотника»

Словесные и живописные портреты крестьянПо рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника»


Слайд 4Иван Сергеевич Тургенев
на охоте.
Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского.
1879 г.

Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г.


Слайд 10Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян.

Хорь — мудрый хозяин — удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей.
Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним
. Калиныч представляет другой тип людей. Он — артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь — мудрый хозяин — удачно


Слайд 11В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа

Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей — завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры.
Все слушатели, присутствующие в кабачке, — простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт


Слайд 12« Певцы »
Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет

двадцати трех ,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза , прямой нос с тонкими , подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные , но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

« Певцы »Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех ,одеты й в долгополый


Слайд 13« Бежин луг »
Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни

середины XIX века.
Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.

« Бежин луг » Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века. Рассказ не случайно


Слайд 15ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША , КОСТЯ И ВАНЯ –
ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ .КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН

ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ.
КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ
НЕПОВТОРИМАЯ ДУША,

ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША , КОСТЯ И ВАНЯ –ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ .КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ.КАЖДЫЙ


Слайд 17Лицо ИЛЮШИ
« было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то

тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка , три раза перевитая вокруг стана . Тщательно стягивала его опрятную черную свитку».

Лицо ИЛЮШИ« было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его


Слайд 18КОСТЯ —
« мальчик лет десяти , возбуждал мое любопытство своим задумчивым

и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить ; но странное впечатление производили его большие . Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось , хотели что-то высказать ,для чего на языке , -на его языке, по крайней мере ,- не было слов. Он был маленького роста , сложенья тщедушного и одет довольно бедно.»

КОСТЯ -« мальчик лет десяти , возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его


Слайд 19ФЕДЯ
«…был мальчик , с красивыми и тонкими , немного мелкими чертами

лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
…на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках ; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.»

ФЕДЯ«…был мальчик , с красивыми и тонкими , немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами


Слайд 20У Павлуши
« волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное,

рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная ,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо.
Да и в голосе у него звучала сила.
Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»

У Павлуши « волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся


Слайд 22« Бирюк »
«Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть

такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»

« Бирюк » «Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту,


Слайд 23И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности.
Бирюк-угрюмый .,мрачный, нелюдимый ,

одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена.
Бирюк, «человек подневольный»,
отпускает мужика, зная, что не ради корысти , не ради наживы, а от безысходности , тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием .
Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает , что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность.

И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности.Бирюк-угрюмый .,мрачный, нелюдимый , одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид.


Слайд 24В рассказе « БУРМИСТР» (1847)
описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого

бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет.
Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов — бедняка Антипа и бурмистра Софрона.
Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную.

В рассказе « БУРМИСТР» (1847)описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт


Слайд 25Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян

« Записки охотника» сыграли большую роль.

Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
Аннибалова клятва» писателя была выполнена.

« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.»
И.С.Тургенев.

Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.Сам


Слайд 1

Презентация по теме «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (в произведении И. С. Тургенева «Записки охотника») Презентацию выполнил учащийся 6 класса Фролов Владислав Руководитель Фролова С. Г. МКОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района, Смоленской области.

Слайд 2

«Записки охотника» — цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева. О сборнике «Записки охотника»

Слайд 3

« Бежин луг» — самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника» « Бежин луг»

Слайд 4

В рассказе « Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Слайд 5

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Слайд 6

Характеристика героев Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Слайд 7

Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил «картошки». И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его «смелой удалью и твердой решимостью». Рассказчик уделил внимание и одаренности Павлуши: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». И лишь в последнюю очередь автор обратил внимание на одежду, которая состояла из портов и простой рубахи. Павел сохраняет спокойствие и храбрость, он деловит и решителен: после жуткой истории, которую поведал Костя, он не испугался, а успокоил ребят и перевел беседу на другую тему. Сам же Павлуша, умный и смышленый мальчик, лишь слушает истории о нечистой силе, рассказав только реальный случай, произошедший в его селе. Врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью. Как отмечает рассказчик, в том же году Павла не стало, он разбился, упав с лошади. «Жаль, славный был парень!» — с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ. Образ Павлуши

Слайд 8

Самый старший из ребят — Федя. Происходил он из богатой семьи, а сторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от остальных мальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький армячок, носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок — редкий атрибут у крестьянских детей. Федя был мальчиком стройным, «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой , полурассеянной улыбкой». Образ Феди Федя по-барски лежал, опершись на локоть, всем видом показывая свое превосходство. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Он внимательно слушает друзей, но всем видом демонстрирует, что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него неплохое домашнее образование, а оттого ему не характерна наивность, присущая остальным детям.

Слайд 9

Илюша — двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим «какую-то тупую, болезненную заботливость». Автор подчеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: «На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку». А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками. Образ Илюши Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке , о мужике и лешем, и о водяном.

Слайд 10

В описании десятилетнего Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел куда-то вдаль. На его худом и покрытом веснушками лице выделялись только «его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов». Жуткие истории о нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни. Образ Кости

Слайд 11

Для наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел «божьими звездочками». Образ Вани

Слайд 12

Тургенев показал природную одарённость и поэтичность крестьянских мальчишек. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто. Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра. Однако рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они находятся в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа. Этот очерк пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту русской природы, и выросших среди неё, на первый взгляд ничем не приметных героев. И в заключении

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проект скоро сказка сказывается 5 класс
  • Проект сказки пушкина в музыке 4 класс
  • Проект сказки у камина
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык примеры школа
  • Проект сказки старой руси

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии