Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира
Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира
Подготовила: Прошкина Наталья Валерьевна
Есть ли похожие произведения с сюжетом о спящей царевне?
Есть ли похожие произведения с сюжетом о спящей царевне?
Перечень сказок со схожим сюжетом
Перечень сказок со схожим сюжетом
В.А. Жуковский «Спящая царевна»,
немецкая сказка братьев Гримм «Белоснежка»,
итальянская сказка «Белла Венеция»,
немецкая сказка «Шиповничек»,
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Сходства сказок: беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле ; причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида ; зло совершают женщины…
Сходства сказок:
беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле ;
причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида ;
зло совершают женщины : старуха-фея и царица (чернавка) – мачеха, ведьма, колдунья;
царевен пробуждают принцы : царевич Елисей и царские сыновья;
все царевны – красавицы .
царевичам помогают в поисках царевен : 11 чародеек, 7 богатырей, ветер, солнце, луна, 12 грабителей, 12 разбойников, 7 гномов;
царевны пробуждаются / оживают ;
Обидчицы (злая чародейка, царица-мачеха) превращаются в старух .
Сон или смерть героини? Общее:
Сон или смерть героини?
Общее:
Во всех сказках героиня забывается сном или умирает, т.е.теряет связь с миром.
Разное:
У Жуковского царевна спит 300 лет (« Триста лет продлится он)
У Пушкина, в Белоснежке и у Итало
Кальвино царевна умирает , а
потом уже оживает.
У Гримм царевна засыпает на 100 лет.
Чья вина? Общее: Во всех сказках героиню губит злая женщина по причине обиды, мести, ненависти, неприязни
Чья вина?
Общее:
Во всех сказках героиню губит злая женщина по причине обиды, мести, ненависти, неприязни.
Разное:
У Жуковского чародейка мстит за то, что ее не пригласили на праздник.
У Пушкина и в Белоснежке злая мачеха завидует царевне и решает избавиться от неё;
У Гримм ведунья мстит за то, что ей не хватило золотой тарелочки, и она не попала на праздник
У Кальвино родная мать завидует красоте дочери.
Покой царевны. Общее: Во всех сказках героиню кладут в особенное место
Покой царевны.
Общее:
Во всех сказках героиню кладут в особенное место.
Разное:
У Жуковского и братьев Гримм красавица спит в доме, который уснул вместе с ней.
У Пушкина царевна лежит в хрустальном гробу в пещере .
У Кальвино девушка похоронена в пустотелом дереве.
В Белоснежке – в стеклянном гробу на горе.
Спаситель и его помощники. Общее:
Спаситель и его помощники.
Общее:
Во всех сказках героиню спасает мужчина царских кровей, которому добраться помогают разные помощники.
Разное:
У Жуковского царевичу и помогает старик, подсказывая дорогу.
У Пушкина королевичу Елисею помогают силы природы ( в русском фольклоре природа всегда помогает человеку ).
У Гримм — добрый старик, но он отговаривал королевича.
У Кальвино — королевский цирюльник, который причесывал девушку.
В Белоснежке – гномы и слуги, которые споткнулись.
Причина сна (смерти). Общее:
Причина сна (смерти).
Общее:
Во всех сказках героиня подвергается воздействию какого-либо предмета.
Разное:
У Жуковского орудие зла – веретено , которым укололась царевна.
У Пушкина и в Белоснежке орудие – отравленное яблоко.
У Гримм орудие – веретено.
У Кальвино – шпилька, которую воткнули в череп.
Вследствие проведенного анализа можно сделать вывод, что в литературе есть похожие произведения с сюжетом о спящей царевне
Вследствие проведенного анализа можно сделать вывод, что в литературе есть похожие произведения с сюжетом о спящей царевне.
В сказках есть отличия в нюансах, но многое и совпадает. Поэтому и сказки легко запоминаются, их хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. А сказки Пушкина есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.
Учебный проект по литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Тема: « Бродячий сюжет» о спящей царевне Выполнила: ученица 5 класса «Г» Мардарь Анастасия Руководитель: Литвинова Е.В. ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль»
Слайд 2
Типология проекта Проект- творческий Предметная область- литература Актуальность — при чтении сказок встречается что-то общее в сюжете.
Слайд 3
Проблема: какие «бродячие сюжеты» встречаются в разных сказках о спящей царевне? Цель: сопоставить сказки разных авторов разных стран и определить наличие «бродячего сюжета» о спящей царевне.
Слайд 4
Бродячий сюжет- это сюжет, составляющий основу устного или письменного произведения, повторяющийся в фольклоре и поэтическом творчестве разных народов и в разные эпохи
Слайд 5
Объект исследования: образ спящей царевны в следующих произведениях: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Слайд 6
Ход проекта: 1. Внимательное прочтение текста предложенных сказок. 2. Анализ текста каждой сказки (по плану). 3. Формулировка вывода о сходстве и различии сказок, т.е. о наличии или отсутствии «бродячего сюжета». 4. Создание реального продукта — современной сказки с «бродячим сюжетом» о спящей царевне.
Слайд 7
План анализа текста Сравнение сюжетов: Пир; Предсказание о ребёнке; Добрые феи; Злая чародейка; Веретено; Волшебный сон; Принц; Концовка- торжество добра и справедливости
Слайд 8
Годы создания произведений: Ш. Перро «Спящая красавица»-1697 год Братья Гримм «Шиповник»-1810 год Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»-1812 год В. А. Жуковский «Спящая царевна»-1831 год А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»-1833 год Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»
Слайд 9
Сравнение сюжета Пир Праздновали: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм«Шиповник» Не праздновали: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и 7 богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и 7 Гномов» Русская народная «Волшебное зеркальце»
Слайд 10
Сравнение сюжета Предсказание о ребёнке Было: В.А. Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Ш. Перро «Спящая красавица» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Слайд 11
Сравнение сюжета Добрые феи Были: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не были: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Русская народная сказка «волшебное зеркальце»
Слайд 12
Сравнение сюжета Злая чародейка Была: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не была: Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»
Слайд 13
Сравнение сюжета Веретено Было: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»
Слайд 14
Сравнение сюжета Волшебный сон Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»
Слайд 15
Сравнение сюжета Принц Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Русская народная сказка «волшебное зеркальце» Не был: Братья Гримм «Шиповник»
Слайд 16
Сравнение сюжета Концовка- торжество добра и справедливости В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Слайд 17
Результат: Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости
Слайд 18
Вывод: Цель работы достигнута, доказано наличие «бродячего сюжета» в сказках о спящей царевне
Слайд 19
Использованные ресурсы dic.academic .ru -словарь литературоведческих терминов lukoshko .net — тексты сказок
Слайд 20
Реальный продукт Моя сказка о спящей красавице
Слайд 1
I. Организационный момент
Я всё смогу.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу учиться.
Я
хочу много знать.
Я хороший ученик.
Слайд 2В.А.Жуковский «Спящая царевна» (1831г.).
А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
(1833г.).
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» (1812г.), «Царевна-шиповник» (1810г)
Шарль Перро «Спящая красавица» (1697г).
Слайд 3Тема урока: Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира
Слайд 4Богиня Весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время
свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство.
Известно также, что в давние времена
запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.
Миф о деве Солнце
Слайд 5Бродячий или странствующий сюжет – это сюжет, повторяющийся в фольклоре и
поэтическом творчестве разных народов и в различные эпохи.
Сюжет — последовательность событий в произведении.
Слайд 61 группа – сравнительный анализ сюжета сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях» и братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
2 группа – сравнительный анализ сюжета сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», братьев Гримм «Царевна-шиповник», Ш.Перро «Спящая красавица».
3 группа – сходства и различия сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и В.А.Жуковского «Спящая царевна».
Слайд 8Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх,
назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
Слайд 9
Сказки о спящей царевне
волшебные, похожие, добрые
передаются, доходят, учат добру
Волшебные сказки о спящей царевне, очень похожие друг на друга, передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Бродячий сюжет
Синквейн
Слайд 10Задание на дом по выбору:
1. Придумать свою небольшую сказку.
2. Написать
мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?
1
Тема: « Бродячий сюжет» о спящей царевне Выполнила: ученица 5 класса «Г» ученица 5 класса «Г» Мардарь Анастасия Руководитель: Литвинова Е.В. ГБОУ Гимназия 1748 «Вертикаль»
2
Типология проекта Проект- творческий Проект- творческий Предметная область- литература Предметная область- литература Актуальность — при чтении сказок встречается что-то общее в сюжете. Актуальность — при чтении сказок встречается что-то общее в сюжете.
3
Проблема: какие «бродячие сюжеты» встречаются в разных сказках о спящей царевне? Проблема: какие «бродячие сюжеты» встречаются в разных сказках о спящей царевне? Цель: сопоставить сказки разных авторов разных стран и определить наличие «бродячего сюжета» о спящей царевне. Цель: сопоставить сказки разных авторов разных стран и определить наличие «бродячего сюжета» о спящей царевне.
4
Бродячий сюжет- это сюжет, составляющий основу устного или письменного произведения, повторяющийся в фольклоре и поэтическом творчестве разных народов и в разные эпохи
5
Объект исследования: образ спящей царевны в следующих произведениях: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
6
Ход проекта: 1. Внимательное прочтение текста предложенных сказок. 1. Внимательное прочтение текста предложенных сказок. 2. Анализ текста каждой сказки (по плану). 2. Анализ текста каждой сказки (по плану). 3. Формулировка вывода о сходстве и различии сказок, т.е. о наличии или отсутствии «бродячего сюжета». 3. Формулировка вывода о сходстве и различии сказок, т.е. о наличии или отсутствии «бродячего сюжета». 4. Создание реального продукта — современной сказки с «бродячим сюжетом» о спящей царевне. 4. Создание реального продукта — современной сказки с «бродячим сюжетом» о спящей царевне.
7
План анализа текста Сравнение сюжетов: Сравнение сюжетов: Пир; Пир; Предсказание о ребёнке; Предсказание о ребёнке; Добрые феи; Добрые феи; Злая чародейка; Злая чародейка; Веретено; Веретено; Волшебный сон; Волшебный сон; Принц; Принц; Концовка- торжество добра и справедливости Концовка- торжество добра и справедливости
8
Годы создания произведений: Ш. Перро «Спящая красавица»-1697 год Братья Гримм «Шиповник»-1810 год Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»-1812 год В. А. Жуковский «Спящая царевна»-1831 год А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»-1833 год Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»
9
Сравнение сюжета Пир Праздновали: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм«Шиповник» Не праздновали: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и 7 богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и 7 Гномов» Русская народная «Волшебное зеркальце»
10
Сравнение сюжета Предсказание о ребёнке Было: В.А. Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Ш. Перро «Спящая красавица» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
11
Сравнение сюжета Добрые феи Были: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не были: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Русская народная сказка «волшебное зеркальце»
12
Сравнение сюжета Злая чародейка Была: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не была: Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»
13
Сравнение сюжета Веретено Было: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»
14
Сравнение сюжета Волшебный сон Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»
15
Сравнение сюжета Принц Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Русская народная сказка «волшебное зеркальце» Не был: Братья Гримм «Шиповник»
16
Сравнение сюжета Концовка- торжество добра и справедливости В. А. Жуковский «Спящая царевна» В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
17
Результат: Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости
18
Вывод: Цель работы достигнута, доказано наличие «бродячего сюжета» в сказках о спящей царевне Цель работы достигнута, доказано наличие «бродячего сюжета» в сказках о спящей царевне
19
Использованные ресурсы dic.academic.ru-словарь литературоведческих терминов dic.academic.ru-словарь литературоведческих терминов lukoshko.net- тексты сказок lukoshko.net- тексты сказок
20
Реальный продукт Моя сказка о спящей красавице Моя сказка о спящей красавице
Обновлено: 10.01.2023
совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
создать условия для исследовательской деятельности уч-ся;
способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования;
побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения;
2) развивать творческое воображение; расширять словарный запас
учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию
коммуникативных умений и навыков;
3) воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
4) заботиться о здоровье учащихся
І. Организационный этап
Учитель: — Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные
ученики будут награждены медалями “Читай-ка”.
— Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых задание:
— Назвать жанры произведений В.А.Жуковского
III. Этап подготовки к восприятию нового материала
Учитель: Какова же тема нашего урока?
— С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке.
Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.
1. Актуализация знаний
— Что же вы знаете о В.А.Жуковском?
Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского.
— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.
2. Вступительная беседа
V. Этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного
VI. Этап закрепления изученного материала
3.Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки
4.Работа над содержанием, выделение выразительных средств.
— Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
— Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
— Кто пробудил царевну от волшебного сна?
— Расскажите о героях сказки.
— Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна». Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте.
— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему?
— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?
— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…)
— Найдите строки пробуждения царевны?
— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.
— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные.
— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.
— Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе …;
По усам вино бежало.
В рот же капли не …
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох как весело играть!
Руки вверх подними,
На пальчики посмотри,
Шире руки разведи!
А потом их опусти!
5. Конкурс чтецов
1.Чтение уч-ся понравившегося отрывка.
VII. Этап обобщения и систематизации знаний
— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?
Что объединяет их?
— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники: Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин.
VIII. Этап контроля, самоконтроля
Исследовательская работа в группах
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.
Задание для 3-й группы: Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. ( Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка ).
IX. Этап информации о домашнем задании
X. Этап подведения итогов урока
XI. Этап рефлексии
Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:
Вы учитесь упорно,
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!
— В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал:
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?
Поощрение уч-ся медальками “Читай-ка”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Самоанализ урока
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися.
Конспект урока «Зимняя сказка — чудо вокруг нас»
Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока — познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе.
Конспект урока по сказке «Дикий помещик»
Конспект урока литературы по сказке М.Е. Салтыкова -Щедрина «Дикий помещик».
Конспект урока по сказке К.Паустовского «Растрёпанный воробей»
Данный урок является уроком внеклассного чтения. В основе урока не только работа с текстом, но и с иллюстрациями к сказке, которые создали сами учащиеся. Важным аспектом является нра.
Презентация, план-конспект урока чтения «Сказка «Весенняя песня» Г.Скребицкого»
Презентация, план-конспект урока чтения «Сказка «Весенняя песня» Г.Скребицкого».
Развивающие:
1) совершенствовать навыки речевого высказывания;
2) развивать умения обучающихся видеть жанровые отличия и сходства сказок.
Воспитательные:
1) развивать интерес к народному творчеству, сказкам;
2) формировать интерес к изучению русской литературы в контексте литературы мировой.
I. Организационный момент и психологическая установка.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.
II. Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
2)… — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). (зачин)
3) … — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. (присказка)
4) … — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем. (концовка)
6) В сказках помогают совершать чудеса … (волшебные предметы)
7) Чтобы победить своего врага, герои должны пройти … (испытания)
III. Целеполагание и постановка проблемы.
— Мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Перед вами такие прочитанные сказки:
— Что общего в этих сказках? (Во всех сказках встречается спящая царевна)
— Сюжет этот восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.
2. Выдвижение проблемы.
— Что же нам надо делать, чтобы ответить на этот вопрос? (Надо сравнивать эти сказки, находить сходства и различия)
IV. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий).
— Попробуем найти общие и отличительные признаки этих сказок.
Работать мы прежде всего будем с сюжетом произведений.
Что называется сюжетом произведения?
(Сюжет- последовательность событий в произведении)
1. Проектная работа в группах.
2. Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
3. Защита проектов.
(После защиты проектов листы прикрепляют к доске)
V. Подведение итогов.
Главные героини-царевны или принцессы;
Месть злых чародеек;
Мотив волшебного сна;
Избавляют девушек от сна принцы или королевичи
Концовка – торжество добра и справедливости
Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.
Сказки о спящей царевне
передаются, доходят, учат добру
Волшебные сказки о спящей царевне, очень похожие друг на друга, передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
(внутри группы лидер ставит участникам проекта оценки, кто как работал;
Взаимооценка: первая группа даёт оценку за работу второй группе; вторая – третьей; третья – первой.
Учитель, обобщив, ставит итоговую оценку.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался
4. За урок я не устал/ устал
5. Моё настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был полезен/ бесполезен интересен/ скучен
Задание на дом по выбору:
Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План-конспект урока
по русской литературе
Урмарского района Чувашской Республики
Разработала: Краснова Ирина Федоровна
слушатель курсов профессиональной
переподготовки « Русский язык и литература:
теория и м етодика преподавания
Дата проведения : 09 .11.2018
Тип урока : урок систематизации знаний
Технология урока : технология критического мышления.
Образовательные:
1) закрепить знания учащихся о литературных терминах: сказка, народная сказка, литературная сказка, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка, повторы, сюжет;
Развивающие:
1) совершенствовать навыки речевого высказывания;
2) развивать умения обучающихся видеть жанровые отличия и сходства сказок.
Воспитательные:
1) развивать интерес к народному творчеству, сказкам;
2) формировать интерес к изучению русской литературы в контексте литературы мировой.
Задачи : найти сказки с сюжетом о спящей царевне, определить сходства и различия между ними и первоисточниками.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
— адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, стремление к речевому совершенствованию.
Метапредметные:
-формулировка темы, проблемы урока и нахождение её решения;
— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Предметные :
— умение анализировать художественное произведение.
Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, лепестки с вопросами, листы А3 с готовыми таблицами для работы в группах.
II . Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
Целеполагание и постановка проблемы.
Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий).
Работа в группах.
V . Подведение итогов.
1. Составление синквейна.
4. Задание на дом по выбору.
I . Организационный момент и психологическая установка.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.
II . Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
2)… — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). (зачин)
3) … — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. (присказка)
4) … — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем. (концовка)
6) В сказках помогают совершать чудеса … (волшебные предметы)
7) Чтобы победить своего врага, герои должны пройти … (испытания)
III . Целеполагание и постановка проблемы.
— Мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Перед вами такие прочитанные сказки:
— Что общего в этих сказках? (Во всех сказках встречается спящая царевна)
— Сюжет этот восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.
2. Выдвижение проблемы.
— Что же нам надо делать, чтобы ответить на этот вопрос? (Надо сравнивать эти сказки, находить сходства и различия)
IV . Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий).
— Попробуем найти общие и отличительные признаки этих
Работать мы прежде всего будем с сюжетом произведений.
Что называется сюжетом произведения?
(Сюжет- последовательность событий в произведении)
1 . Проектная работа в группах.
2. Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
3. Защита проектов.
(После защиты проектов листы прикрепляют к доске)
V . Подведение итогов.
Главные героини-царевны или принцессы;
Месть злых чародеек;
Мотив волшебного сна;
Избавляют девушек от сна принцы или королевичи
Концовка – торжество добра и справедливости
Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.
Сказки о спящей царевне
передаются, доходят, учат добру
Волшебные сказки о спящей царевне, очень похожие друг на друга, передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
(внутри группы лидер ставит участникам проекта оценки, кто как работал;
Взаимооценка: первая группа даёт оценку за работу второй группе; вторая – третьей; третья – первой.
Учитель, обобщив, ставит итоговую оценку.
2. Своей работой на уроке я
доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался
5. Моё настроение
стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был
Задание на дом по выбору:
Придумать свою небольшую сказку
Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?
Список использованной литературы:
Литература 5 класс/ Автор-составитель В.Я. Коровина и др.
Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.:1989. С.300-307.
Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.
Приложение 1
Приложение2
испытания волшебные предметы
Приложение 3
Сравнительный анализ сюжета сказок
Приложение 4
Сравнительный анализ сюжета
Беда в королевской семье
Долго не было детей
Долго не было детей
Долго не было детей
лягушка
Гости на пиру
11 чародеек (12 не позвали)
12 ведуний (13 не позвали)
Предсказание злых колдуний
На 16 году царевна умрёт от укола веретеном
На 15 году царевна умрёт от укола веретеном
На 15-16 году царевна умрёт от укола веретеном
Предсказание последних волшебниц
Не умрёт, а уснёт
Не умрёт, а уснёт
Не умрёт, а уснёт
Длительность сна царевны и придворных
300 лет
100 лет
100 лет
Оживление царевны
Разбудил принц поцелуем
Разбудил принц поцелуем
Разбудил принц
Конец сказки
Счастливый конец со свадьбой
Счастливый конец со свадьбой
Счастливый конец со свадьбой
Формы повествования
стихотворная
прозаическая
прозаическая
Приложение 5
Самоанализ урока
Образовательные:
1) закрепить знания учащихся о литературных терминах: сказка, народная сказка, литературная сказка, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка, повторы, сюжет;
Воспитательные:
1) развивать интерес к народному творчеству, сказкам;
2) формировать интерес к изучению русской литературы в контексте литературы мировой.
Развивающие:
1) совершенствовать навыки речевого высказывания;
2) развивать умения обучающихся видеть жанровые отличия и сходства сказок.
В данном классе я поставила следующие задачи: найти сказки с сюжетом о спящей царевне, определить сходства и различия между ними и первоисточниками.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Личностные:
— адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, стремление к речевому совершенствованию.
Метапредметные:
— формулировка темы, проблемы урока и нахождение её решения;
— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Предметные :
— умение анализировать художественное произведение.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: технологию критического мышления и технологию проекта и использовала их на II , IV , V этапах урока .
Это урок систематизации знаний.
В структуре урока можно выделить три фазы (вызов, осмысление, рефлексия) урока, которые включают в себя 5 этапов.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.
На уроке мною использовались следующие средства обучения : наглядный материал в виде презентации.
Были на уроке следующие формы работы: индивидуальная, коллективная групповая, парная.
Мне кажется, что все использованные мною на уроке методы и формы работы способствовали достижению образовательных целей урока. Сама тема урока, проблема, наглядность, вызывали интерес к изучаемому материалу. Таким образом, я достигла поставленных воспитательных целей.
Темп урока был исходя из возможностей класса. Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.
Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно. Они показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Домашнее задание имеет оптимальный объём и предоставляет право выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.
Ожидаемые резул ьтаты проектно — и сследовательской деятельнос ти :
Регулятивные: выдвижение идеи (мо зговой штурм), проблематизация,
целеполагание и формулирован ие задачи, выдвижение гипотез ы, постановка
вопроса (поиск гипотез ы), формулировка предполо жения (гипотезы),
обоснованны й выбор способа или метода, пути в деятельн ости, планирование
Познавательны е: построение устного доклада (сооб щения) о
проделанной работе, выбор способов и форм наглядной п резе нтации (продукт а)
результатов деятель ности, изготовление предметов нагляд ности, подготовка
Коммуникативные : умение слушать и понимать других, выражать себя,
находить ком промисс, вз аимодействова ть внутри группы ;
Метапредметные: находить информацию по каталога м, контекстный
1. Чем пох ожа сказка Пушки на на народные в олшебные ск азки и чем
2.Почему сюж еты литературн ых и народных ск азок имеют сходс тво?
2. А.С.Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а н аписал
авторскую сказку, в которой многое измен ил в связи с тем, что хотел
выразить свои с обственные идеалы, мы сли и пре дставления
содержание сказки А.С.Пуш кина, русской народной сказки
владеть различным и видами пересказа (художественного, подробного,
— Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас в путешествие п о волшебному
миру сказки. Мы совершим это путешествие вместе с великим поэтом
А.С.Пушкиным, портрет которого вы видите на д оске . Дома вы
прочитали несколько сказок. Как вы думаете, чем мы будем занима ться
( Мы сравним с казку А.С.П ушкина с р усской народной сказкой
— А .С.Пушки н н а протяжении всей жи зни с бо льши м ин тересо м
относился к фольклору, ценил в нём народную мудрость, красоту. А
что такое фо лькл ор? (устное народное творчество). Обратите вни мани е
на эпиграф ур ока – вот как высоко п оэт ценил сказки!
А.С.Пушкин охотно использовал о бразы и сюжеты народн ых сказок в
Вы, конечно же, м ного чита ете, и помните много сказ ок.
— А какую народную сказку напоминает вам «Сказка о мё ртвой царевне
— Лиза хочет нам рассказать ещ ё одну сказку. Как она на зывается? (
— Давайте, ребята, прочтём, как Елисей обр ащается к солнцу, месяцу,
Вы замет или, что силы природы печалятся и переживают вместе с
— Ой, ребята, я же совсем заб ыла! Вам же перед уроком пере дали вот
этот пакет! И здесь письмо! Вот…уч еникам 5 В класса. Иди, Алиса,
« Высокочтимые отроки! В этой посылке два волшебных предмета …но
мы, добрые волшебники, совсем старенькие стали и забыли, ко му они
Где же нам — в сказке Пушкина – встречаются эти волшебные
— Сразу видно, что вы хорошо поработ али, прочитали много сказок.
Теперь, чтобы немного о тдохнуть перед следующим этапом работ ы,
проведём физмин утку , ведь чтобы хорошо учиться, не пропускать уроки,
— А теперь мы сравн им две авторские с казки . На доске таб лица:
Ученица запис ывает план ск азки, два ученика за полняют т аблицу.
— Проверим, правильно ли всё записа но, ведь русский язык и литерату ра
— Как же получилось, что Пушкин и Жуковский создали похожие сказки?
(Рассказ учителя о том, как они в месте отдыхали на даче и т.д.)
— Мы провели большую работу, чтобы понять, что писатели изучают
фольклор, используют в своих произв едениях образы и сюжеты народных
сказок. А чему учат сказки? П очему, слушая сказки, Пушкин считал, что они
(обращаем внимание на эпигра ф) воспитывают ? (Потому что они учат добру,
что надо бы ть добрым человеком; у всех сказок счастливый конец, в них
— А сейчас мы сравним сказку Пушкина с другой авторской сказкой – сказкой
Проблемный в опрос: Чем похожа с казка Пушк ина на народные волшеб ные
В пушкинско й сказке мы чувствуем от крытое авт орское отн ошение к
— Немецкие уче ные — филолог и братья Гримм запис ывали ска зки народных
сказителей, с ознательно стремясь с охранить нар одный дух и народный яз ык.
Позднее они лишь обработали услышанные и зап исанные н ародные
варианты, придав им литературн ую форму. П оэтому сказк и немецких учен ых
можно рассмат ривать как лите ратурно обра ботанные вар ианты наро дных
сказок. Сказки б ратьев Гримм б ыли опублик ованы в 10– 20 — х годах ХIХ века,
т. е. раньше, чем ска зка Пушкина ( 1833 г.). Сходство межд у двумя сказками
очень большое, п оэтому можн о предпол ожить, что Пуш кин был зн аком с
После сопоставите льного анал иза сказок и коллект ивного обсуждения
работы учитель п редлагает всем п оразмышлять над следую щими вопросам и:
— Сказка Пушки на – пересказ нар одной сказки или авторская сказк а?
Это сложный для школьник ов вопрос, в едь очевидно ис пользование
автором фольклор ных тради ций. Однако п роделанный со поставительный
ан ализ позволяет п рийти к выв оду, что поэт создает свою
неповторим ую, литературную сказк у. Она отличает ся от сказки брать ев
Во — первых, б ратья Гримм напис али сказку о своем народе, дл я немецких
слушателей, а П ушкин – о русских лю дях. О национа льном
• терем богатыре й, напоминающ ий добротную к рестьянскую избу;
• троекратные обращения Ел исея к силам природы, нап оминающие русс кие
• язык сказки П ушкина, пропит анный русским и народными выражениями,
Во — вторых, П ушкин не просто пересказал известн ый сюжет, а написал
авторскую сказк у, в которой мн огое изменил в связи с тем, что хотел
выразить свои с обственные иде алы, мысл и и представления о жизни. Сказка
братьев Гримм рассказывает ся ради тра диционно нар одной идеи : наказание,
и очень жестокое, з лых сил и воз награжде ние слабых и бе ззащитных.
В отличие от сказк и братьев Гримм сказка П ушкина о само й главной
ценности для п оэта – она прославляе т человеческую вернос ть и любовь .
— Как объяснить, ребята, что немецкая сказка напоминае т сюжетом сказку
— Правильно. Сначала в фольклоре, а потом в литер атуре получили
одного произведени я в другое. Этому способствуют похожие условия жизни
— На уроке вы получили след ующие оценки: (в х оде урока подсчитываются
Рефлексия – на па рте у каждог о ученика лежат кленовые ли сточки с вопро сом
— Мы говорили о т ом, что на родные сказки ст роятся по ос обым законам и
правилам. Сравн ивали авторск ие сказки и п ришли к выво ду, что в осн ове
каждой из ни х лежит сюжет народ ной сказки. С ходность сюжетов авт орских
бродячий сюжет. Пушкиным и Жуковским был о заключено шутл ивое
соглашение на л учшую обработк у народной ск азки. В рез ультате появились
другие пушки нские сказк и. Так что и это шутл ивое соревн ование послужил о
стимулом к на писанию сказ ок. Пушкин поставил перед собо й цель
воспроизвести ти п подлинной ф ольклорной сказки и эту це ль блистательно
осуществил . Жуковс кий имел друг ую цель. Второй св оей сказко й — «Спящая
Читайте также:
- Линия как средство выражения ритм линий изображение весенних ручьев план конспект
- Конспект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе про кузбасс
- Конспект занятия по английскому языку для дошкольников на тему новый год
- Связь частей речи в словосочетаниях 3 класс планета знаний конспект урока
- Конспект занятия теремок для детей 2 лет