Проект тактильные игрушки для сказки

Литературно-творческий проект «Тактильная книга — мир сказок»

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение».

Д.Родари.

Цель: создание условий для воспитания у дошкольников интереса и любви к литературному творчеству, развития познавательной, речевой активности, творческих способностей детей в процессе создания «Тактильной книги».

Задачи:

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей;
  • развивать традиции семейного чтения;
  • способствовать развитию связной речи, свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессах чтения, анализа, инсценировки и пересказов, прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций;
  • формировать умение детей воспроизводить текст произведения при рассматривании иллюстраций;
  • формировать у детей доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым на положительном примере сказочных героев.

Образовательные:

  • наполнить пространство уголка сказок, опираясь на помощь родителей (дидактические игры, пазлы, кубики по мотивам сказок, картины, библиотека книг, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудиозаписи сказок, альбом «Герои любимых сказок», рукописные книжки – малышки);
  • совместно с родителями открыть для детей новые возможности в познании окружающего мира.

Воспитательные:

  • познакомить с работой библиотеки и профессией «Библиотекарь», закреплять правила культурного обращения с книгой, коллективного чтения  (восприятия) книг;
  • укреплять взаимоотношения в группе между родителями и детьми через организацию совместных мероприятий.

Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп.

Продолжительность проекта: 1. 09. 2016 г. — 31. 12. 2016 г.

Актуальность проекта: современное общество стало незаслуженно забывать наиболее эффективные и проверенные способы, средства воспитания и развития детей дошкольного возраста. Литературное творчество является одним из самых древних средств нравственного, этического воспитания, формирования поведенческих стереотипов будущих членов взрослого общества. К тому же данный вид искусства является важнейшим средством речевого развития ребенка. К сожалению, сегодня у многих детей дошкольного возраста уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А литературное творчество является отличным средством устранения этих проблем.

Знакомство с литературными произведениями обогащает словарь дошкольника за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении и учит ребенка плавному произношению фраз и предложений.

В процессе знакомства с литературными произведениями происходит процесс умственного воспитания дошкольника. Ребенок овладевает умением сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, а так же у ребенка возникает желание узнать, что же будет дальше в том или ином произведении, тем самым он стремится получить все новые и новые знания.

В связи с этим, отказ от данного способа воспитания и развития детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Еще К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни.

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на литературных произведениях, сколько на современных мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания и развития детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которых знакомят с литературными произведениями, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Таким образом, литературное творчество закладывает фундамент психического и нравственного здоровья дошкольника, что является необходимостью в период становления личности ребенка. Это происходит во время общения со сверстниками через игру, а инструментом развития являются литературные произведения, мудрость народа, накопленная веками.

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие»,

«Социально –коммуникативное развитие»«Познавательное развитие».

Вид проекта: открытый (в контакте с семьей), групповой, информационно-творческий,

долгосрочный.

Основные формы реализации проекта:

  • чтение литературных произведений;
  • продуктивная деятельность;
  • дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;
  • беседы;
  • рассказывание, пересказ, разыгрывание и драматизация;
  • экскурсия в библиотеку;
  • рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотографий;
  • досуг;
  • работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

Этапы Содержание Сроки выполнения
  1. Подготовительный
  1. Анкетирование родителей «Книга в жизни ребёнка» (по всем возрастным группам).
  2. Экскурсия в библиотеку «Книжкин дом» (старшие, подготовительные группы).
  3. Мультимедийное знакомство детей с книгами древних лет (летописи, наскальные рисунки. Библия, пергамент, береста) – средние, старшие,

подготовительные группы.

Сентябрь
  1. Практический
  1. Создание «Уголка сказок» в группах, опираясь на помощь родителей (картины, портреты писателей, кубики, пазлы с героями сказок и др.) – во всех возрастных группах.
  2. Проведение «Конкурса чтецов» (средние, старшие, подготовительные группы)

до 10 октября.

  1. Совместное творчество родителей и детей – издание тактильной групповой книги (каждая семья изготавливает страницу общей книги по инициативе воспитателя из любого материала. Все возрастные группы)  

до 10 ноября.

  1. Организация в группах выставки детских работ «Мой любимый литературный герой» (изготовленных из любого материала, в том числе бросового. Все возрастные группы)

до 10 декабря.

Октябрь, ноябрь
  1. Заключительный
  1. Проведение детско-родительской викторины «Сказка ложь, да в ней намёк…» (по возрастным группам — средние, старшие, подготовительные).
Декабрь

Продукты проектной деятельности:

  • Изготовление тактильной книги «Мир сказок».

Ожидаемый результат проектной деятельности:

  • создание «Уголка сказок» в группах;
  • оформление тактильной групповой книжки «Мир сказок» детьми совместно с родителями;
  • дети проявляют интерес и любовь к книге;
  • дети знают правила культурного обращения с книгой;
  • дети знают и называют прочитанные сказки, рассказывают, пересказывают, оценивают поступки героев, дают им характеристику;
  • дети проявляют интерес к информации, которую получают в процессе общения, участвуют в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, внимательно слушают и отвечают на вопросы воспитателя, эмоционально отзывчивы;
  • у детей пополнился словарный запас;
  • у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Вывод

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к литературному творчеству, осмысленно воспринимают его. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

С помощью литературных произведений возможно, проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение литературного творчества в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Тактильная книга – мир русских сказок курской писательницы Катерины Авдеевой (Полевой)

Тактильная книга (ТК) – это, действительно удивительное пособие, с которым дети не только играют, но и одновременно обучаются. Установлено, что большинство человеческих способностей имеют ярко выраженную сенсорную основу. Познание ребенком окружающей действительности, прежде всего, основывается на ощущениях и восприятиях. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного. Главная особенность ТК «Наши сказки» – это наличие краеведческого компонента, ведь она основана на сказках курской писательницы Катерины Авдеевой. Именно, через эту книгу соединяются мир ощущений и мир сказок. Работа над книгой началась еще в средней группе. Наши дети любят слушать сказки, рассматривать иллюстрации со сказочными персонажами, но больше им нравится придумывать свои произведения, изменять сюжетную линию, заменять героев. Так и родилась идея создания собственной книги сказок. Вместе с родителями был создан ее разворот. Появились яркие пустые страницы. Постепенно на них поселились герои сказок: медведь, коза с козлятами, волк, лиса. Эту книгу дети полюбили и не хотели расставаться. Перед нами стала задача, как использовать тактильную книгу с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями К. Авдеевой. Появились сюжетные страницы, которые подразделяются по детскому восприятию на внешний и внутренний мир сказки. Для дошкольников внешним миром стала опушка леса, тропинка к дому, лесная полянка. Ко внутреннему миру сказочных героев они отнесли русскую избу бабушки и дедушки, домик козы.

Цель: развитие и коррекция речи через художественное восприятие русских сказок курской писательницы К. Авдеевой.

Задачи: 

— учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

— развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии картин и по картинке, в творческих пересказах;

— развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану;

— вводить в активный словарь существительные, прилагательные, глаголы, наречия;

— совершенствовать диалогическую и развивать монологическую формы речи;

— закреплять правильное отчетливое произнесение звуков;

— развивать мелкую моторику, художественное восприятие, внимание, память, образное представление, воображение, художественно-творческие способности;

— развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные и существенные признаки явлений и предметов окружающего мира;

— воспитывать познавательный интерес к книге. Данное пособие позволяет развивать у детей сенсорные способности, являющиеся основой успешного овладения любой деятельностью. Как показали наблюдения, тактильные книги больше всего нравятся детям дошкольного возраста.

Достоинства книги:

— тактильные ощущения вызывают сильный эмоциональный отклик на содержание сказки;

— с помощью игрушки персонажа дети самостоятельно переносят сюжетную линию прочитанной сказки для пересказа;

— рассказывая сказку сопровождают игровыми действиями;

— у ребенка формируется интерес через тактильные странички;

— целенаправленная деятельность;

— синхронизация речи и действий способствует творческому рассказыванию;

— в процессе игры с тактильной книгой дети познают в форме эмоциональный образов (это является предназначением народной сказки)

 — главное достоинство тактильной книги – любую сказку можно превратить в маленький театр;

— сменные странички.

Для реализации проекта необходимо создание тактильной книги с сюжетными страницами и героями сказок. Обязательным компонентом сюжетной страницы книги является «тактильные и игровые сюрпризы». Так в дупле живет мудрая Совунья, из тучки может пойти радужный дождь, в печке загорается волшебный огонь, а по страничкам книги тянется сказочная тропинка. Основным условием реализации проекта является осуществление системного подхода при решении комплексных воспитательно-образовательных задач. Периодичность занятий при работе с тактильной книгой основывается на лексической теме недели в соответствии с программными задачами по развитию речи с учетом краеведческого компонента. Данный проект рассчитан на 2018-2019 учебный год.

Данный проект направлен на развитие всех сторон речи детей 5-6 лет, а также может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Дети шестого года жизни игровое взаимодействие сопровождают речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали, активно занимаются словотворчеством. Продолжает совершенствоваться, в том числе и звуковая сторона речи. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Совершенствуется грамматический строй речи: дошкольники используют несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёх звуковых слов. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. В сказке многие действующие лица попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для того, чтобы показать истинные, характерные свойства. Можно сказать, что сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

В процессе взаимодействия с книгой:

-дети проявляют интерес и любовь к книге;

-дети знают правила культурного обращения с книгой;

-дети знают и называют прочитанные сказки, рассказывают, пересказывают, оценивают поступки героев, дают им характеристику;

 -дети проявляют интерес к информации, которую получают в процессе общения, участвуют в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, внимательно слушают и отвечают на вопросы воспитателя, эмоционально отзывчивы;

-у детей пополнился активный словарный запас;

-у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Как показали исследования, дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения происходящим событиям. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при рассказывании сказок. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать с опорой на сюжетные странички, передавая не только главное, но и детали. Формируется читательский интерес.

В рамках данного проекта планируется создание библиотечки тактильных книг. В нее войдут такие книги, как «Мой любимый город», «Путешествуем по стране Времени», «Атлас путешествий», «Все профессии важны».

Описание технологии изготовления дидактического
пособия по развитию речи «Тактильные дорожки» во второй младшей группе «Сказка»
МБДОУ «Светлячок»  воспитатели :Бусыгина Л.В.; Джабраилова Д А.

Техника изготовления: основой
пособия служат СD диски. Изготовлен при помощи ручных инструментов. Технология
включает в себя процесс оклеивания СD дисков и прикрепления готовых предметных
картинок к диску.

Материал: СD
диски, цветная самоклеящаяся бумага, цветная изолента, клей супер – момент,
предметные картинки, мозаика, шерстяные нитки, скорлупа от орешек, маленькие
пуговицы, горох, тонкая резинка. Материалы полностью безопасны и гигиеничны.

Примерные формы организации
 совместной деятельности с дидактическим пособием

 «Тактильные дорожки»

ü Образовательные игровые
ситуации

ü Проблемно-игровые
ситуации

ü Самостоятельная игровая
деятельность

ü Дидактическая игра

ü Развивающие задачи:

ü Развивать мышление,
внимание, воображение, восприятие;

ü Развивать речь,
координацию зрительных и тактильных анализаторов;

ü Развивать мелкую моторику
рук, ориентировку в пространстве.

Использование дидактического
пособия

     Педагогу
вначале необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель,
куда ему надо добраться.

     Затем
можно предложить детям задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться
навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:

— проведи пальчиками по
дорожке;

— проследи глазами дорожку;

— проведи пальчиками по
дорожке с закрытыми глазами;

— определи направление дорожки
(вправо или влево).

     Пособие
можно использовать по развитию речи, например, с детьми младшей группы: пока
ребенок ведет пальчиком по дорожке, можно предложить ему:

использовать звукоподражание
 животному;

упражнять произносить на одном
выдохе, с разной силой голоса.

Дидактическое пособие для
развития сенсорных способностей детей раннего возраста «Тактильные дорожки»

Дидактическое пособие
оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи,
сенсорных ощущений, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития
мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного развития.

Описание:
основой пособия служат CD диски, с наклеенными предметными картинками. В
середине основы проходит дорожка, соединяющая предметы. Каждая дорожка
выполнена из разных материалов. Дети должны с помощью пальчиков ощутить её
текстуру, выбрать правильное направление, прийти к цели

Наряду с такими органами
чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира мы
постоянно пользуемся ещё и осязанием. Это чувство дополняет наши представления
о различных предметах, предупреждает об опасности. Главная роль в осязании
принадлежит коже. В осязании участвуют все виды кожной чувствительности, в том
числе тактильная чувствительность.

При использовании пособия у
детей будут задействованы пальчики и зрительный анализатор.

Для работы необходимы:
ножницы, картинки с изображением животных и корма, цветная самоклеящаяся
бумага, CD диски, клей супер – момент, скотч, цветная изолента.

Для основы понадобится CD диск
и самоклеящаяся бумага любого цвета.

Вырежем из бумаги 2 круга
диаметром с основу, наклеим их на CD диск с обеих сторон. Цвет основы может
быть произвольным.

Возьмём изоленту того же цвета
и оформим края CD диска в целях безопасности. Затем берем подготовленные
картинки животных и кормов наклеиваем их на основу. Можно использовать
двусторонний скотч или клей супер — момент. Для дорожек можно использовать
разный материал, например, фисташки, горох, мозаику, синельную проволоку,
пуговицы, фасоль и т.д. Дорожку тоже наклеиваем на основу. Фома дорожки зависит
от вашей фантазии. Длина дорожки и направление может быть любым.

С дидактическим
пособием «Тактильные дорожки» можно выполнять такие упражнения,
как «Помоги ежику добраться до грибочков» или «Накорми
ежика», «Помоги мышке добраться до сыра», «Помоги бабочке сесть на
цветок», «Помоги котёнку добраться до миски с молоком», «Накорми
зайчика морковкой», «Помоги курочке отыскать цыпленка» и т.д.

Используя дидактическое
пособие «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с
героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. У детей в ходе
игры формируется понятие, кто из животных, что ест, кто, где живёт, кто чей
детеныш.

Затем можно предложить детям
такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных
действий руки под контролем зрительных анализаторов:

ü проведи пальчиками по
дорожке;

ü проследи глазами
дорожку;

ü проведи пальчиками по
дорожке с закрытыми глазами;

ü определи направление дорожки (вправо
или влево).

Я упомянула, что пособие можно
использовать по развитию речи, например, с детьми младшей группы. Пока ребёнок
ведёт пальчиком по дорожке, можно предложить ему использовать звукоподражание
животному. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса.

Во второй младшей группе «Сказка» прошёл
мастер класс по изготовлению дидактической игры для развития речи детей
«Тактильные дорожки» .Участники мастер класса в процессе работы  узнали от
воспитателей
что пособие можно использовать для развития речи, например, с
детьми дома. Пока ребёнок ведёт пальчиком по дорожке, можно предложить ему
использовать звукоподражание животному. Упражнять произносить на одном выдохе,
с разной силой голоса.

22.02.2022

Мастер-класс «Сенсорная книга сказок. Роль сказки в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Тилина Людмила Юрьевна

В данном мастер-классе «Сенсорная книга сказок. Роль сказки в сенсорном развитии детей раннего возраста» данна информация о различных методах работы по сенсорному развитию. Информация, содержащаяся в мастер-классе, может быть использована педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций в досуговой и в организованной образовательной деятельности. Частично материал мастер-класса возможно рекомендовать родителям воспитанников.

Оценить




333

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Веселые звоночки»

адрес: РФ, 140563, Московская область, г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

  • 8 (496) 704-41-39, Olga-7528@yandex.ru http://ozds14.obrpro.ru/

Мастер-класс «Сенсорная книга сказок. Роль сказки в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Тилина Людмила Юрьевна

Городской округ Коломна

Московская область

2022

Цель мастер-класса: создание условий и предпосылок для повышения интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.

Задачи:

1.Познакомить с различными методами работы по сенсорному развитию, используемых мною.

2.Актуализировать знания и умения педагогов по данной теме.

3.Способствовать формированию умения у педагогов ДОУ на практике изготовить увлекательное пособие своими руками, направленное на сенсорное развитие.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Направленность: для педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Ожидаемые результаты для участников мастер-класса:

уровень профессиональной компетентности по использованию сенсорного развития в работе с детьми раннего возраста повысится;

обогатится методическая копилка педагогов умениями в ходе изготовления пособия по сенсорному развитию;

Ожидаемые результаты для ведущего мастер-класса:

расширение спектра возможностей по проведению мастер-класса «Сенсорная книга сказок. Роль сказки в сенсорном развитии детей раннего возраста»;

получение новых знаний по теме, полученных в ходе обратной связи с участниками мастер-класса.

Материалы и оборудование: тактильная книга со страницами, на которых разные задания по сенсорному развитию, цветной картон (четырёх основных цветов), бархатная бумага, гофрированная цветная бумага, пористая цветная резина, ножницы, клей.

Информация, содержащаяся в мастер-классе, может быть использована педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций в досуговой и в организованной образовательной деятельности. Частично материал мастер-класса возможно рекомендовать родителям воспитанников.

Ход мастер-класса

1.Вводнаячасть (Введение в тему мастер-класса)

Задачи: познакомить с целями и задачами мастер-класса, рассказать об актуальности выбранной темы.

Ожидаемые результаты: проявление интереса у участников мастер-класса к выбранной теме.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Каждый из нас был маленьким, и наверное помнит, как хотелось потрогать все новое, прикоснуться, погладить, попробовать — т. е. изучить предмет со всех сторон. В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг, у него формируются представления о свойствах предметов и различных явлений, развивается восприятие. Что и является сенсорным развитием в дошкольном возрасте. Сказка – это тоже игра, игра героев, персонажей сказки. Вместе с героями играют и дети.

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной

и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования

определенных ценностей и картины мира людей.

Основная часть

Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний, который ребенок будет нести всю жизнь. Особенно ответственно нужно подходить к данному вопросу на этапе раннего возраста. Ведь именно ранний дошкольный возраст считают «золотой порой» развития ребенка. Ученными доказано, что восемьдесят процентов знаний, умений и навыков, которые приобретаются детьми в дошкольном возрасте, закладываются до трех лет. Определяющую роль на данном этапе дошкольного возраста играет ознакомление со свойствами предметов.

Что же такое сенсорное развитие детей в младшем дошкольном возрасте? Выдающиеся зарубежные ученые (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др., справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние (ощущение запаха)

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по сенсорному восприятию является развитие у детей познавательных интересов в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм является сенсорная сказка.

Цель сенсорной сказки – дать ребенку как можно больше разных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом. Малыш расставляет фигурки так, как ему нравится, придумывает сюжеты и активно готовится к таким взрослым видам творчества, как рисование и сочинительство. С этим занятием можно на какое-то время оставить ребёнка наедине, таким образом он будет играть, развиваясь.

Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие книжку –малышку. В раннем возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все яркое и красивое. В связи с этим я изготовила книжку – малышку для обогащения и накопления сенсорного опыта в познавательно-практической деятельности детей раннего возраста. А также я Вам покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательное пособие своими руками, направленное на сенсорное развитие.

В сказке идет фантазия, игра, повтор, непроизвольное закрепление обучающего материала. С некоторыми сказками-играми я Вас хочу познакомить.

Сенсорная сказка «Весёлая улитка»

На свете жила-была весёлая улитка, она была маленькая, глупенькая и голодная. Мама улитки уходила добывать еду, а она оставалась одна и скучала. Давайте поиграем с улиткой и покормим её.

Цель: Познакомить детей с плоскими геометрическими формами- квадратом, кругом, прямоугольником, треугольником, закрепить цвета.

Сенсорная сказка о запасливом ежике.

В данном пособии нам представлен ежик и четыре фрукта(большие и маленькие) – слива, яблоко, вишни и груша – оснащены магнитными кнопками и липучками, поэтому элементы можно по-разному располагать на странице и просто играть ими. Внутри ежика есть шуршащий элемент(целофан) для развития тактильных ощущений.

Сенсорная сказка колобок на новый лад

Жил был колобок. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. А лиса захотела его съесть. Поможем колобку найти дорогу домой.

Цель: развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

Помочь сказочному герою найти путь домой

Сенсорная сказка: «Сказочная полянка».

Цель: развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику, называть цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку пофантазировать. Наступило лето, пригрело солнышко и на полянке расцвели прекрасные цветы. Давайте соберём наши цветочки.

Следующая страница нашей книжки «Разноцветная страничка»

На поле с лентами-липучками можно по-всякому располагать съемные геометрические элементы, выкладывая из них улитку, цветочек, бабочку, гусеницу. А затем рассказывая малышу об особенностях каждого персонажа и тем самым знакомя кроху с окружающим миром. Данная игра формирует представления о цвете, величине, форме, развивает мелкую моторику, ощущения, образное мышление, воображение и усидчивость

Еще одна страница нашей книги «Пятнистый жирафик»

Он крепится к игровому полю двумя липучками. На шее жирафа находятся три ярких кольца – их можно снимать и надевать, меняя местами. Жираф находится около пальмы. Ее ствол состоит из семи разноцветных частей на липучках, которые можно по-разному расставлять, развивая фантазию и запоминая названия цветов.

Возле пальмы есть мягкое веселое солнышко, которое крепится к основе с помощью кнопки. Солнышко можно снимать и играть с ним отдельно.

Переходим к практической части.

Сегодня я Вам покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательное пособие своими руками, направленное на сенсорное развитие.

Хочу представить занимательную игру «Разноцветные матрешки», которая также есть в нашей книжке.

Описание приготовления пособия.

Для изготовления одной матрёшки, цветочка и лукошка нам понадобится цветной картон (четырёх основных цветов), бархатная бумага, гофрированная цветная бумага, пористая цветная резина, ножницы, клей. Берём лист цветного картона, рисуем шаблон матрёшки, лукошка, а цветочки вырезаем из различных видов бумаги, но такого же цвета как и матрёшки. Вырезаем по шаблону все детали матрёшек, наклеиваем (рисуем) лицо. Так же вырезаем лукошки и цветы. Наше пособие готово.

А теперь можно и поиграть с нашими матрёшками.

Задачи игры:

Учить группировать предметы по заданному признаку.

Закреплять умение соотносить по цвету разнородные предметы.

Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление.

Развивать мелкую моторику, тактильные навыки, исследуя бумагу разной структуры..

Описание игры.

К каждой матрёшке ребёнок должен подобрать цветочек и лукошко такого же цвета что и матрёшка.

Ход игры.

Из волшебного сундучка воспитатель достает четыре матрёшки. Показывает матрёшек разного цвета (красную, желтую, зеленую, синюю). Рассматривая вместе с детьми очередную матрёшку, педагог акцентирует внимание на её цвете.

В сундучке у нас живут —

Всех матрешками зовут!

Круглолицы и румяны,

В разноцветных сарафанах!

Матрёшек выстраивают в указанной последовательности. Воспитатель объясняет детям, что у каждой матрёшки красивая одежда, а когда они все вместе, то становится так красиво, будто солнышко светит и радуга сияет.

Погулять пошли матрёшки.

Каждая взяла лукошко,

Чтоб цветочки собирать.

И цветочек и лукошко

Цвета, как сама матрёшка.

Перед каждым ребенком на столе лежит матрешка, воспитатель предлагает выбрать лукошко и цветочек. Дети выполняют задание, подбирая предметы такого же цвета, как и матрёшка.

Заключительная часть

Задачи: проанализировать достижение цели и выполнение задач мастер-класса

Ожидаемые результаты: получение обратной связи от участников мастер-класса

Таким образом, сказка с использованием сенсорики, закрепляет новые знания, способствует сенсорному развитию ребенка.

Все вы славно потрудились

Хорошо подзарядились.

Как? Во что с детьми играть?

Можно в садике узнать!

Рефлексия

Прошу оценить нашу встречу. В нашей книжке есть страничка «Разноцветная поляна» и есть цветы разного цвета: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то разместите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены — синий цветок.

— Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Подводя итог проведенного мною мастер-класса, хочу отметить, что задачи, на мой взгляд, решены, цель достигнута.

Я показала, что с помощью сенсорики и сказки происходит интеллектуальное развитие ребёнка, также развивается внимание, воображение, память, наблюдательность.

Вы приняли активное участие в создании методического пособия по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Ведущий показывает и рассказывает, как работать с сенсорной книжкой.

Ведущий объясняет способ изготовления пособия.

Участники занимаются изготовлением пособия, ведущий подходит к участникам, подсказывает и помогает советами.

После изготовления пособия ведущий предлагает обыграть созданное пособие.

Ведущий просит оценить прошедший мастер-класс.

Участники оценивают.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485290-master-klass-sensornaja-kniga-skazok-rol-skaz

Также вас может заинтересовать

  • Методическая разработка «Экологический театр»
  • Конспект непосредственной образовательной области «В гости к гласным звукам» в младшей группе.
  • Подвижные игры как способ активизации познавательной деятельности слабослышащих дошкольников процессе коррекционно-развивающей работы
  • Дидактическая игра»Кто чем питается» для детей 3-4 лет
  • Игра «Веселые скрепки»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки по мотивам сказок»

Жизнь ребенка наполнена новыми знаниями, увлекательными событиями, интересными открытиями и ярким общением. Мир как будто сам спешит идти ему навстречу. Однако немало живущих рядом с нами детей лишены этой естественной способности. К этой категории относятся дети с ДЦП. У детей, посещающих мою группу, практически не сформирована фразовая речь, словарный запас представлен несколькими словами и звукоподражаниями.У них обнаруживается более низкий, чем у сверстников, уровень развития всех психических процессов: внимания, мышления, памяти, особенно вербальной. Эти дети моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, пальцевый захват, нарушена артикуляционная моторика, не сформирована игровая деятельность. Отсутствие речи затрудняет общение со взрослыми и сверстниками, а также негативным образом влияет на развитие познавательных функций ребенка. Дети с ДЦП нуждаются в особом, системном подходе в построении коррекционной работы.

Сенсорное развитие является важным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как у большинства детей отмечаются недостатки в развитии органов чувств, что выражается в недоразвитии способности к приёму, переработке и хранению информации, недостаточности словесного выражения. Многие дети (особенно со сложной структурой дефекта) оказываются в условиях сенсорной депривации, у них отмечаются недостатки сенсорных стимулов. В таких условиях тактильная чувствительность становится одним из способов познания окружающего мира, позволяет детям воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в их непосредственном контакте. Осязание для них – одна из связей с окружающей средой. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Обследуя предметы из различных материалов пальчиками рук, ребенок ассоциативно узнает то, чего не опишешь словами: вата, мыльный пузырь, снег. Поэтому свой выбор я остановила на тактильных дощечках.

Тактильные дощечки позволяют детям с ДЦП расширять кругозор, помогают в обследовании и восприятии окружающего мира.

В этом пособии дано описание изготовления тактильных дощечек по сказкам.

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки по мотивам сказок» предназначено для детей 2-7 лет с ДЦП . Пособие направлено на развитие тактильных ощущений, что в свою очередь способствует речевому, зрительному, познавательному и осязательному развитию ребенка. Дети знакомятся с предметами окружающей среды через тактильные ощущения пальчиков, и с помощью данного пособия познают фактуру, плотность, шероховатость, гладкость и другие качества предметов. Пособие способствует развитию зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики пальцев, тактильной памяти, речи и воображения. Пособие «Тактильная дощечка по сказкам» предназначено для индивидуальной работы с детьми и совместной деятельности.

Цель создания пособия: развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Задачи:

Формировать представление о фактуре и тактильных особенностях разных предметов;

Развивать умения дифференцировать осязательные ощущения;

Активизировать словарный запас по теме: поверхность предмета на ощупь (гладкая/шершавая, мягкая/жесткая, плоская/выпуклая);

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

Дощечки прямоугольной формы из фанеры, с одной стороны на поверхности дощечки прикреплены прямоугольники разной фактуры и плотности (мех разной фактуры, крупа, кожа), с другой стороны — изображение сказочного персонажа.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.

Работа состоит из трех этапов:

1.Цель первого этапа — познакомить детей с дощечками, ввести в словарь прилагательные, характеризующие качества.

Обследование «тактильных дощечек». Сначала ребенка знакомят с карточками, одна сторона которых имеет поверхность различной фактуры — гладкая, колючая, шероховатая, покрытая длинной или короткой шерстью и т.д

«Определи на ощупь»

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Ход игры: Ребёнку предлагается на ощупь определить , какая дощечка. Если ребёнок затрудняется, педагог совместно с малышом рассматривает материалы, взрослый называет, что это за материал, какие свойства он имеет.

«Найди на ощупь» Нахождение дощечки по описанию
Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры: Педагог просит ребёнка на ощупь найти дощечку с определённым материалом (мех, кожа, крупа). Можно назвать конкретный предмет, а можно дать задание — найти группу по общему признаку (твёрдые, мягкие предметы).

На этом этапе работа проводилась как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

2. Цель второго этапа — учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым животным, эмоциональным состоянием. Предлагаются задания:

Найди дощечку, похожую на лису, медведя, ежа, лягушку… (дав ответ , ребенок сможет сам себя проверить, перевернув дощечку, на обратной стороне которой изображено животное)

Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?

Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?

Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную

Малыш с помощью взрослого соотносит каждую тактильную дощечку с определенным животным — героем народной сказки: у медведя шерсть короткая, густая, плотная, а у зайчика – короткая, но мягкая, пушистая.

3. Третий этап работы посвящен работе над сказкой.

Педагог, рассказывая знакомую ребенку сказку, героями которой являются животные, предлагает по ходу повествования прикоснуться рукой к соответствующим карточкам, создает «тактильный образ» сказки.

С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам, используя тактильные дощечки:

«Кто за кем?», «Кого встретил колобок?» — проверяет знание содержания сказки. (попросить разложить карточки в той последовательности, в которой животные появлялись по ходу сюжета)

«Кто герой сказки?» —тренирует умение узнавать сказку по персонажам

«Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.

«Кто спрятался в теремке?» — узнать героя сказки, дотронувшись до определенной тактильной дощечки

Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

«Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.

«Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются дощечки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.

Тактильные дощечки помогли упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, у детей обогатился словарный запас, увеличился объем знаний об окружающем мире; появилось желание рассказывать сказки.

t1644513325aa.png

t1644513325ab.png

t1644513325ac.png

t1644513325ad.png

Вариант игры «Кого встретил колобок?»

t1644513325ae.png

t1644513325af.png

Вариант игры «Кто первым пришел в теремок?»

t1644513325ag.png

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе
  • Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс
  • Проект страна сказок старшая группа оформление документов
  • Проект сочиняем волшебную сказку 3 класс школа россии конспект урока
  • Проект сочиняем волшебную сказку 3 класс школа россии конспект и презентация

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии