Проектная деятельность как способ самореализации личности сочинение рассуждение

Проектная деятельность как способ самореализации обучающихся

        Проект – самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

    Цели использования   проектирования:

  • способствовать самореализации обучающихся и использованию полученных знаний на практике;
  • развивать исследовательские умения обучающихся;
  • развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли  сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Типы проектов:

  1. Исследовательский

Цель — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проектный продукт в данном случае — результат исследования, оформленный установленным образом.

  1. Творческий

Цель — привлечение интереса к конкретной проблеме. Проектный продукт — сама творческая работа: рисунок, объемные модели, аппликации. Представление проекта также может быть в творческой форме: инсценирование, танец, монтаж и др.

  1. Информационный

Цель — сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление с информацией, её анализ, обобщение и представление фактов для широкой аудитории. Представление — статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому либо вопросу.

4) Практико-ориентированный.

Цель – решение практических задач заказчика проекта. Учебные  пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.

5) Ролево-игровой.

Цель – представление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Представление – мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.).

Тема информационного проекта: «Я тя лю (о влиянии смс-сленга на нашу речь)»

Актуальность проекта. XXI век – век компьютерных технологий, бешеных скоростей, всевозможных гаджетов. Меняется все: образ жизни, манера поведения, мода, исчезают  традиции, забываются, к великому сожалению, некоторые нравственные принципы. Не обходят стороной изменения и нашу речь. Ни для кого не секрет, виртуальный мир (социальные сети, блоги, чаты, смс-сообщения) для определенной части современного общества заменяет мир реальный. Виртуальное общение направлено на быстрый обмен информацией, что и приводит к трансформации языка, к усечению многих слов и выражений. Нередко подобные формы переходят и в устную речь. В связи с этим изучение влияния смс-сленга на наше «живое» общение становится весьма актуальным. К тому же, подрастающее поколение гораздо больше использует функцию смс-сообщений, нежели старшее поколение.  

Этапы работы над проектом.

                1.Подготовительный (погружение в проект)

На данном этапе учителем предлагается тема проекта, совместно с учащимися обсуждаются цели и задачи работы над данным проектом.

Цель нашей работы — определить, что такое смс-сленг, каковы его особенности, как смс-сленг влияет на речь детей и взрослых. Для достижения целей был определен круг задач:

  • проанализировать научную литературу, посвященную вопросам сленга;
  • провести опрос среди учащихся и учителей гимназии с целью определить, какое место слова смс-сленга занимают в их речи;
  • обобщить полученные данные, сделать вывод о том, каким образом влияет смс-сленг на речь детей и взрослых;
  • найти возможные способы решения данной проблемы.

2.Планирование деятельности

На данном этапе ведется последовательная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных, определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации.

Учащимися и учителем оговаривается круг научной литературы, сайтов сети Интернет, где раскрываются теоретические вопросы, связанные с понятием «сленг»: определение термина «сленг», проблема выделения или невыделения категории «сленг», виды сленга, определение понятия «смс-сленг», основные особенности смс-сленга.

Кроме того, учащимися и учителем разрабатываются вопросы для опроса учащихся и учителей с целью выявления частотности употребления слов смс-сленга как в виртуальном, так и живом общении,

Также в ходе совместного обсуждения принимается решение о том, что результаты проекта будут представлены в виде презентации.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы.

На данном этапе организуется  самостоятельная работа учащихся по задачам проекта, проводятся  промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях.

Учащиеся изучают научную литературу и ресурсы сети Интернет по вопросам смс-сленга, проводят опрос по составленным вопросам среди учащихся и учителей.

 4. Оформление результатов.

На данном этапе организуется структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Учащиеся оформляют проект, изготавливают продукт.

Информационный проект «Я тя лю (о влиянии смс-сленга на нашу речь)» был представлен в виде брошюры и презентации.

5.Презентация проекта.

Учащиеся представляли проект «Я тя лю (о влиянии смс-сленга на нашу речь)» на ежегодной школьной конференции «Дни науки», выступая с подготовленной презентацией, которая познакомила участников конференции с проблемой влияния смс-сленга на нашу речь и с результатами опроса. Также учащиеся провели акцию в гимназии, презентация транслировалась по школьному телевидению. Кроме того, учащиеся  с данным проектом приняли участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Новый горизонт» и стали победителями (III место).                                                          

          6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности  включает  в себя коллективное обсуждение результатов проекта,  самоанализ проектной деятельности:

достижение поставленных целей;

— полнота освещения вопросов, связанных с теоретической частью проекта (определение понятий «сленг» и «смс-сленг», разновидности сленга);

-полнота отображения данных, полученных в ходе опроса учащихся и учителей;

— наличие решения проблемы влияния смс-сленга на речь учащихся;

— защита проекта (выступление, ответы на вопросы).

Таким образом, работа над данным проектом позволила не только обратить внимание учащихся на проблему влияния смс-сленга на нашу речь, но и «примерить» на себя, проанализировать свою речь, задуматься над возможными путями преодоления «загрязнения» устной и письменной речи словами сленга.

Список литературы и ресурсов сети Интернет:

  1. http://pedagogie.ru/osobenosti-uchebnogo-proekta.html
  2. http://leb-shkola.ucoz.ru/uchitelya/chto_takoe_uchebnyj_proekt.pdf
  3. Проект как механизм изменения практики воспитания в школе. Пестрецова Ольга Сергеевна http://festival.1september.ru/articles/531886/
  4. Социальное проектирование в практике школы. http://www.proshkolu.ru/org/113-238/folder/12634/
  5. http://www.kirov.spb.ru
  6. http://school-36.org/
  7. http://eshki.ucoz.ru/publ/chto_takoe_proektnaja_rabota/

Проектная деятельность как способ успешной самореализации личности

Автор: Дьяконов Николай Николаевич

Организация: МКОУ Ситтинская СОШ

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), с. Ситте

  1. Введение
  2. Понятие «Проект и этапы проектов».
  3. Цели и задачи проекта.
  4. Этапы проекта.
  5. Критерии оценки проектов.
  6. Результат проектной деятельности в дополнительном образовании в робототехнике.
  7. Роль супервизора в проект в робототехнике .
  8. Уникальность проектной деятельности в робототехнике.
  9. Образовательная робототехника.
  10. Заключение.
  11. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

В докладе рассматриваются особенности деятельности педагогов в услови­ях проектной деятельности в дополнительном образовании в робототехнике, показаны способы достижения образовательных целей посредст­вом решения комплекса педагогических задач, включающих формирование у обучающихся чувства ответственности за принятые реше­ния, способности работать в группе (при кол­лективном проекте), а также умений анализи­ровать свою деятельность и результаты. От­ражены компоненты проектной деятельности как комплексного обобщающего процесса ра­ционального сочетания репродуктивного и про­дуктивной деятельности в системе повышения квалификации, позволявшего комбинировать и объединять формальные знания с прак­тическим опытом, включающие в себя: целе­вую направленность: научные идеи, систему действий всех участников образовательного процесса: показан механизм развития крити­ческого мышления, умения искать и умение со­трудничать, находить пути решения постав­ленного задачи, осуществлять самоконтроль в прогрессе разработки проекта.

Учащихся нашей школы уже более 24 лет делают проекты по направлению технология и краеведения. По направлению робототехника мы начали с2016 года и уже работаем по проектной деятельности 5 й год и имеются авторские работы детей в разных направлениями как: биологические . экологические, инженерно – технические , технологические и нравственно патриотическому и тд. Сделана методическая разработка авторских работ учащихся.

Практика развития современного образова­ния все более тяготеет к переходу от предмет­ной к полипредметной образовательной среде, объединяющей научные понятия, идеи, зако­номерности нескольких систем смежных наук, соединяющей теоретические, эмпирические, технологические и методические аспекты пре­подавания различных предметов. Построение обучения на основе межпредметных связей способствует формированию единой картины мира в сознании обучающихся, то есть обеспе­чивает становление их подлинно научного ми­ровоззрения. Следовательно, необходимо обу­чать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний. И проработать эту идею технологиче­ски представляется возможным на основе про­ектной деятельности в условиях учебно-педагогического взаимодействия.

2. Понятие «Проект и этапы проектов».

Проектная деятельность предполагает спо­соб достижения дидактической цели через де­тальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Особенностью является то, что обучающийся должен не только собрать и проанализировать необходимую информа­цию, представить продукт деятельности, но и оценить, публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого участника. Таким образом, ре­шается комплекс педагогических задач, вклю­чающий формирование у обучающихся чувства ответственности за принятые решения, способ­ности работать в группе (при коллективном проекте), а также умений анализировать свою деятельность и результаты.

Проектная деятельность включает в себя: це­левую направленность; научные идеи, на которые опирается; систему действий всех участников образовательного процесса; критерии оценивания и качественно новый результат. Она предполага­ет отход от авторитарных методов обучения и предусматривает сочетание разнообразных мето­дов, форм и средств обучения на основе само­стоятельности обучающихся.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель. Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

3. Цели и задачи проекта.

Новизна: В изменении подхода к обучению ребят, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, побуждающих учащихся решать самые разнообразные логические и конструкторские проблемы

Актуальность: в связи с современным глобальным развитием компьютеризации и роботизации данная дополнительное образование в робототехнике является актуальной.

Цели и задачи проекта

Создание условий для самореализации и творческого развития учащихся посредством формирования научно-технологического потенциала, технологической культуры и творческого мышления в условиях стремительного развития высоких технологий.

Организация внеурочной деятельности детей, раскрытие их творческого потенциала с использованием возможностей робототехники и практическое применение учениками знаний, полученных в ходе работы по курсу, для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни, воспитание информационной, технической и исследовательской культуры.

Основной задачей просветительной и досуговой работы является: знакомство детей с творчеством ведущих конструкторов, с историей развития роботов, развитие электронного творчества, формирование нравственных и эстетических взглядов, мировоззрения, расширение общего кругозора, развитие культуры общения.

На современном этапе экономического и социального развития общества по требованиям ФГОС образования должно быть ориентировано на:

формирование у подрастающего поколения адекватной современному уровню знаний картины мира;

обеспечение самоопределения личности;

создание условий для самореализации личности;

формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

— создание и развитие технически современной образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей повышение уровня творческого и технического развития учащихся;

— формирование условий для имеющихся потребностей обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, повышения уровня конструкторских и изобретательских способностей и создание стимулов для расширения знаний в области их практического применения;

— освоение и внедрение в педагогическую практику новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса на личностно-ориентированной основе, обеспечивающих раскрытие способностей учащихся, подготовку к жизни в быстро меняющимся мире;

Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» , лаборатория проектирования и разработки авиа – ракетомоделирование, судомоделирование, лаборатория «Разработка продуктов с применением программ компьютерного моделирования и дизайна в прикладном направлении, лаборатория конструирования робототехнических систем, 3D моделирование в прикладном направлении и проектирования и разработки технических проектов, лаборатория «Виртуальный музей», лаборатория «Беспилотные летательные аппараты» .

Введение элементов робототехники в школьные предметы, как физика , информатика, математика экология, биология и технология и т.д позволит заинтересовать учащихся, Разнообразить учебную деятельность, использовать групповые активные методы обучения, решать задачи практической направленности. Нужно проводить различные внешкольные мероприятия, позволяющие привлечь интерес к данному направлению. Это могут быть конкурсы по робототехнике, круглые столы, викторины, мастер – классы по конструированию и программированию роботов, а также соревнования, НПК, проектные работы, олимпиады, где юные таланты могут посоревноваться и поделиться собственным опытом, созданием авторских проектов.

Учащиеся приняли в республиканских соревнованиях как, «Ай роботы», «РОБООСТ, РОБОКВЕСТ, РОБОФЕСТ, а так же в Дальневосточном конкурсе « Я инженер» « Будущий инженер»., Всероссийских конкурсах «Вектор», « Неогранд», «МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ, «МОЙ ВКЛАД В ВЕЛИЧИЕ РОССИИ», «НЕОТЕРРА», в Республиканских НПК этапа XXV республиканской научной конференции-конкурсе молодых исследователей имени В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы – Professor V.P. Larionov «A Step into the Future» Science Fair» ,«Viewofthe Arctic», и «Лего бык – символ года 2021» тд

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Самое главное в проекте после определения темы — это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки — проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, учащийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ребенок увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, учащийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Постоянно выполняя учебные проекты, к 12-летнему возрасту учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.

Поисковый:

Определение темы проекта Постановка вопросов по проблеме Постановка цели

Аналитический:

Анализ имеющейся информации Сбор и изучение новой информации

Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работы

Практический:

Выполнение запланированных технологических операций Текущий контроль качества

Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию Презентационный:

Подготовка презентационных материалов Презентация работы

Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация и т.д.)

Контрольный:

Анализ результатов выполнения проекта Оценка качества выполнения проекта

  1. Критерии оценки проектов

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой учебной работы.

Примерный перечень критериев выглядит так:

  • Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
  • Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
  • Творческий и аналитический подход к работе
  • Соответствие требованиям оформления письменной части работы.
  • Анализ процесса и результата работы
  • Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.
  • Качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

  1. Результат проектной деятельности в дополнительном образовании в робототехнике.

Моделирование, проектирование, конструирование, программирование — все это будет возможно в одном месте. Любой проект может быть использован для дальнейших технических исследований и испытаний, как элемент конструктивных решений, так и как продукт программного управления. Реализация инновационного образовательного проекта Образовательный технопарк выведет педагогический, ученический коллективы, родительскую общественность на новый уровень деятельности, сотрудничества. Создание педагогических условий индивидуализации образования, обеспечивающих высокий уровень познавательной активности учащихся.

Востребовательность инновационного образовательного проекта Образовательный технопарк и распространение идеи на другие направления образования.

Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов учебной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

  1. Роль супервизора в проекте.

Проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть учащийся. Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора — кого-либо из педагогов, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям. Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе. Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7-10 минут на выступление и 3-5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео-, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты. Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в дальнейшем учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.

Аргументируя актуальность выдвинутой для осуждения темы необходимо заметить, что метод проектов приобретает все больше сторонников. Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи: — способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);

  • развивать информационные умения (поиск, обработка информации);
  • учить детей соединять знания (интегративная основа);
  • способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).

Применяя метод проекта Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Итак, если педагог решил использовать при изучении какого-либо раздела программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

Вариативность деятельности на занятии предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого ученика. На итоговом уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить творческий проект. Для многих учащихся данный вид задания может оказаться новым, поэтому необходимо подробно объяснить учащимся цель данного задания. Прежде всего, с учениками нужно изучить памятку «Творческий проект — это интересно!», в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом.

  1. Уникальность проектной деятельности в робототехнике.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению знаний.

Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учащийся приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Проект — это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Проект как метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.

Таким образом, деятельность учащихся при подготовке проектов формирует навык поиска иноязычной информации, расширяет возможности интерактивного общения, закладывает фундамент для самостоятельной познавательной деятельности, даёт возможность оценить свои новые возможности, лучше понять себя и окружающий мир, а значит — является прекрасным способом самореализации личности ребенка.

Эффективность проекта отражается в уровнях роста познавательно активных детей с момента его внедрения, заинтересованности учителей в использовании новых информационных технологий и инновационных ресурсов в образовательном процессе, в количестве учащихся образовательного учреждения участвующих в проекте, развитии их метапредметных, предметных и личностных результатов.

  1. Введение в образовательную робототехнику.

Образовательная робототехника — современный подход к организации детского технического творчества. Робототехника вошла в мир в 60-е годы как одно из передовых направлений машиностроения. Ее фундаментом были механика и вычислительная техника, электроника и энергетика, измерительная техника, теория управления и многие другие, научные и технические дисциплины. В начале XXI века робототехника и мехатроника пронизывают все без исключения сферы экономики. Высокопрофессиональные специалисты, обладающие знаниями в этой области, необычайно востребованы. Готовить таких специалистов, с учетом постоянного роста объемов информации, необходимо со школьной скамьи.

Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого современного школьника

Таким образом, для допрофессиональных ступеней образования востребовано и перспективно обучение, направленное на формирование и развитие конструкторских, исследовательских, технико-ориентированных компетенций обучаемых. При этом, одним из принципов построения методической системы допрофессиональной подготовки должен являться принцип преемственности при продвижении по этапам обучения.

Внеурочная деятельность в нашей школе на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста» филиала ЦТРиД тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, технологическую, нравственно – патриотическую и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

В нашем улусе уже введены три Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Работа над проектами по робототехнике не очень распространена.

В методической разработке описаны авторские проекты воспитанников кружка занявшие призовые места в кустовых, улусных, региональных республиканский и всероссийских конкурсах и соревнованиях.

Методическая разработка « Описание авторских проектов» предназначена в помощь учителям и учащимся для создания новых проектов по робототехнике в общеобразовательных учреждениях, в центрах дополнительного образования , Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Заключение.

В процессе проектной деятельности выде­ляются два результата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения участни­ков в процесс «добывания знаний» и их ис­пользование в логике вещей, формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение сделать выбор и перейти к осмыслению как последствия данного выбо­ра, так и результатов собственной деятельно­сти. Второй (видимый) — сам выполненный проект, причем оценивается не объеме освоен­ной информации (что изучено), а ее примене­ние в деятельности (как применено) для дости­жения поставленной цели. Варианты оценива­ния могут быть различны, т. к. невозможно го­ворить об абсолютно верном измерении каче­ства и процесса проектирования, потому что оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно такого эталона не существует.

Таким образом, проектная деятельность предоставляет педагогу широчайшие возмож­ности для коренного изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему образования. В проекте, учитывающем интегративные связи, учебные предметы естественным образом теряют свой изолированный и абсолютный характер, их со­держание и деятельность приобретают особое значение, образовательный процесс действи­тельно становится процессом познавательным, в этом смысле проектная деятельность оказы­вается исключительно перспективной.

Источник

Реферат: «Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд». Чтобы осуществить  принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

     Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

     А вот внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

     Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

       Объект исследования – воспитательный процесс в моем классе.

       Предмет исследования – методика воспитательного процесса  средствами проектирования.

       Субъект исследования – ученики моего класса.

       Гипотеза

       Предполагается, что внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности  будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.    

ЦЕЛЬ

Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности  посредством методов социального проектирования.

ЗАДАЧИ:

—         способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

—         создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

—         формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

—         предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел. 

             ^ Краткая характеристика метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь». — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия «проект» заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность — индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача — итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

 Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

           Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

. В переводе с латинского ПРОЕКТ – буквально “брошенный вперед”, а в словарях – это “план”, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. А применительно к школе проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, и направленная на достижение общего результата.

      Огромный “плюс” творческого проекта в том, что его конечный результат “осязаем”. Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки.

Проект – это 6 «П»:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

Классификация проектов

по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;

по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;

по количеству участников – индивидуальные и групповые;

по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

Этапы проектной деятельности

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Преимущества персональных проектов:

План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.

Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.

Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.

Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Какова роль воспитателя в проектной деятельности?

Авторитет воспитателя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле воспитатель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Образовательный потенциал проектной деятельности:

создаёт у учащихся образ цельного знания;

повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;

изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

интерпретация результатов.

Воспитывает:

значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);

чувства ответственности, самодисциплины;

способности к самоорганизации;

желания делать свою работу качественно.

Развивает:

исследовательские и творческие способности личности;

способность к самоопределению и целеполаганию;

умения самостоятельно конструировать свои знания;

коммуникативные умения и навыки;

способность ориентироваться в информационном пространстве;

умение работать с различными типами текстов;

умение планировать свою работу и время;

навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.
^  Реализация метода проектов  в воспитательной работе с классом.
Впервые метод проектов мною был опробован при подготовке к школьному конкурсу «Школьница 2009» в 2008-2009 учебном году. Необходимо было подготовить презентацию к празднику. Эту работу мы начали выполнять с классом.

    Я получила первый опыт управления проектной деятельностью воспитанников, и увидела, что у детей плохо сформированы навыки работы с информацией, тяжело идет самопрезентация, на тот момент, еще не все дети владели навыками создания и управления компьютерными презентациями.

      Анализ первого опыта использования метода проектов в воспитательной работе позволил сделать следующие выводы:

—      во-первых, нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность воспитанников для его достижения;

—      во-вторых, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учетом возраста  и индивидуальных особенностей.

        Работа над проектом оказалась настолько интересной и полезной, что возникло желание и дальше использовать этот метод в работе. При планировании воспитательной работы на 2009-2010 учебный год совместно с ребятами мы определились, что в текущем году будем работать над реализацией следующих мини-проектов: «Алкоголь и настроение», «Наш класс» и «Вредные привычки».

Педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем:

Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных  отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например,  как чувство патриотизма, потребность в труде, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.

Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки.  Это  и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

        А также, проекты  — это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное создание презентации, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив класса.

  Ожидаемые результаты проектной деятельности в воспитательном процессе

Предполагается что применение метода проектов будет способствовать формированию у воспитанников следующих компетентностей:

        Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);

        Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);

        Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

            Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

          Таким образом, представляется интересным использование метода проектов в системе воспитательной работы с учащимися.        

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, я руководствуюсь известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом я помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Результатом работы над проектом может быть: проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах, во внеурочной деятельности, участие в конкурсе и др.
Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.

. Приведем пример выполнения творческого проекта , «Алкоголь и настроение» ученицей 8 класса Ивановой Екатериной

Цель проекта:

Выявить влияние алкоголя на настроение человека;

Тип проекта: исследовательский

Самое  главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование  действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в  ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе воспитания. Вот почему особенно актуальны сегодня занятия -исследования и занятия– проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

            1 этап в формировании культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта  —  занятие-исследование. Подготовка этого типа занятия предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и  педагогическую деятельность воспитателя (таблица 2,  таблица 3).            

    Модель исследовательской   деятельности учащихся

1.           Постановка проблемы.

2.           Прояснение неясных вопросов.

3.           Формулирование гипотезы исследования.

4.           Планирование учебных действий.

5.           Сбор данных.

6.           Анализ и синтез данных.

7.           Подготовка сообщений.

8.           Выступление с сообщениями.

9.           Ответы на вопросы, корректировка.

10.        Обобщения, выводы.

11.        Самооценка.

                Педагогическая   деятельность   воспитателя

1.           Целеполагание.

2.           Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).

3.           Моделирование воспитательного процесса:

          а) осмысление способов, приемов, средств мотивации;

          б) планирование деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;

          в) организация процесса рефлексии.

Анализ процесса воспитателем.

2 этап  —  занятие-проект ( таблица 4). Педагогическая деятельность воспитателя  такая же, как и на занятии-исследовании.

Учебный проект   как технология

      Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель:   формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация: 1)   определение цели проекта и этапов достижения цели;

2)       распределение ролей и планирование работы.

Этапы работы:

1.           Сбор информации.

2.           Обсуждение данных, систематизация.

3.           Выдвижение гипотезы.

4.           Изготовление моделей (макеты, сценарии).

5.           Выбор способа  представления результатов.

6.           Распределение ролей для защиты.

7.           Защита ( презентация).

8.           Коллективное обсуждение  защиты, оценка.

             Таким образом, проводя эти два вида занятий, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

 Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с воспитанниками, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прозаичный рассказ на тему рождества и нового года
  • Проективный тест сказка луизы дюсс
  • Проективная методика родительское сочинение
  • Проект я сочиняю сказку 3 класс по литературе про животных
  • Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по музыке

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии