Проектная деятельность по теме народные сказки 3 класс планета знаний

Цели:

  • Обобщить знания по теме Устное народное
    творчество
  • Продолжить знакомство детей с многообразием
    устного творчества русского народа, красотой и
    богатством русского языка, традициями русского
    народа.
  • Развивать ум, смекалку, фантазию, воображение,
    умение общаться друг с другом, держаться перед
    публикой.
  • Воспитывать любовь к родному краю, родному
    языку, к своей стране.

Содержание

– Сегодня у нас урок, к которому мы долго
готовились. Мы читали русские народные сказки,
сказки других народов. Сегодня у нас
урок-обобщение по теме (Презентация,
слайд 1).
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Александра
Сергеевича Пушкина. (Слайд 2)
Что же такое сказка? (Слайд 3)
Мы использовали план подготовки проекта, так как
у нас урок с элементами проектной деятельности
(слайд 4).
Источники информации, которые нам помогли:
(слайды 5-10).
Темы проектов учащиеся выбирали сами.
Группа детей решила устроить выставку книг.
Давайте их послушаем. Дети выходят к доске,
рекомендуют – какие книги интересно прочитать.
Группы детей отвечали на вопросы малой
конференции. Откройте учебники.

Вопрос 1. Какие уроки дают людям
русские народные сказки? Какие из них кажутся
тебе особенно важными?

Основной докладчик дает полный ответ на вопрос,
остальные ученики дополняют.
Обсуждение правильности ответов, комментарии
детей, оценка результата.

Вопрос 2. Какие поговорки могут
выразить смысл этих уроков?

Вопрос 3. Какие известные тебе
писатели пересказывали и обрабатывали русские
народные сказки?

Физкультминутка: гимнастика для глаз.

Кукольный спектакль

Группа детей защищает свой мини проект: русская
народная сказка «Война грибов».

Чтение сказки «Птица Кахна»

1. Словарная работа.
2. Вопрос по теме: «Как вы думаете, какая основная
мысль этой сказки?»
3. Чтение учителем и учениками по частям.
4. Вывод: сказка учит честности, добру. «Плохо
тому, кто добра не делает никому.»

Итоги урока

– Интересно вам было на уроке? Что особенно
понравилось? (Слайд 11)

– Сказки можно назвать народной мудростью.
Дерево народной мудрости с названием ваших
любимых сказок выросло у нас на доске.

Рефлексия. Слайд-шоу «Школа радости»
(слайд 12).

Технологическая карта урока

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного
материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Вводная беседа. Проверка готовности учеников к уроку.   Приветствует обучающихся, проверяет их
готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свою
готовность к уроку.
2. Сообщение темы. Сообщить тип урока — «Урок обобщение» Сегодня обобщающий урок с элементами
проектной деятельности по теме «Народные
сказки». Слайды 1, 2, 3.
Сообщение темы. Чтение слайда.
3. План проектной деятельности. Повторение плана проектной
деятельности
Слайд 4. Демонстрация слайда. Чтение слайда.
4. Источники информации. Обобщить источники информации,
использованные для урока
Слайды 5-10. Демонстрация слайдов. Просмотр слайдов.
5. Защита проектов. Активизировать познавательную
деятельность учащихся, развитие творческих
способностей
Группы ребят подготовили проекты
разных видов.
Сообщение этапа урока. Восприятие.
6. Выставка книг. Прививать любовь к книжному слову,
заинтересовать учащихся чтением книг.
Учащиеся показывают книги по заданной
теме, комментируя наиболее понравившиеся.
Контролирует, дополняет, разъясняет. Слушают, рассматривают книги.
7. Малая конференция. Сообщение нового материала развитие
речи учащихся
Ответы на вопросы по теме, обсуждение,
словестная оценка.
Контролирует, дополняет, разъясняет. Отвечают на вопросы конференции,
обсуждают, дополняют, оценивают.
8. Кукольный спектакль. Прослушивание новой сказки. Развитие
творческих способностей.
Русская народная сказка война грибов.
Продолжение, придуманное самостоятельно.
Контролирует, помогает. Группа учащихся демонстрирует,
остальные ученики просматривают.
9. Чтение сказок. Развитие навыка осмысленного чтения,
развитие речи, словарного запаса.
Чтение сказки «Птица Кахна». Словарная
работа. Ответы на вопросы.
Читает начало сказки. Читают сказку вслух или проверяют.
10. Итоги урока. Обобщение знаний, умений, навыков. Вопросы учителя. Сочиняем сказки сами.
Дерево сказок. Слайды 11 и 12.
Задает вопросы, комментирует, обобщает. Отвечают на вопросы учителя,
высказывают свое мнение.
11. Рефлексия. Самооценка, создание благоприятного
отношения к окружающим.
  Показ слайд-шоу. Высказывают свое впечатление от урока.


1



2


Тема: «Народные сказки» Проект подготовил ученик 3 «Б» класса гимназии 426 Чардымов Дмитрий Руководитель: Кейм Светлана Викторовна


3



4


Сказка — ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.


5


Прочтите название русской народной сказки. Теремок


6


4 5 6 зы К=ГА Баба Яга


7


ЗмейГорыныч Я=Й ОХ=ЫН Я=Ы,


8


С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, но также можно убить страшного героя русской сказки, потому что этот предмет олицетворяет его смерть. Что это?


9


Кому принадлежат эти слова из сказок? «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?» «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух сам пришел».


10


«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».


11


Как зовут героя русской народной сказки, который воспользовался необычным видом транспорта, чтобы попасть к царю во дворец?


12


Колобок Прочтите название русской народной сказки.


13


Из муки он был печён, На сметане был мешён. На окошке он студился, По дорожке он катился.


14


Однажды я целую неделю читал сказки. Прочитайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибся.


15


«Царевна-Лягушка» «Царевна-Индюшка»


16


«По собачьему велению» «По щучьему велению»


17


«Иван царевич и зеленый волк » «Иван царевич и серый волк »


18


Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения и одно убийство?


19


СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ Жанры народных сказок:


20


Волшебная сказка К какому жанру относится сказка? Бытовая сказка Сказка о животных


21


Бытовая сказка Сказка о животных Волшебная сказка К какому жанру относится сказка?


22


Сказка о животных Бытовая сказка Волшебная сказка К какому жанру относится сказка?


23


Молодцы!!!

Учреждение: 

МБОУ Ленинская средняя школа

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Учебная исследовательская работа на тему «Русские народные сказки» содержит справочную информацию об истории возникновения и принципах создания русской народной сказки, в работе выделяются основные виды сказок. дается их определение. Ознакомившись с материалами этого проекта, вы сможете лучше понять структуру и характер сказок, научитесь их классифицировать.

Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Дать определение сказки.
  2. Установить виды народных сказок.
  3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
  4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
  5. Сочинить свою сказку.

Методы:

  • Знакомство с литературой;
  • Чтение и изучение русских народных сказок;
  • Анализ сказок;
  • Просмотр мультфильмов и сказок;
  • Рисование героев сказок.

Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных

Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

  1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
  2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
  3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
  4. Литературное чтение, учебник 3 класс
  5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Приложение 1. Сказки, сочинённые учащимися 3 класса

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Сухов Иван, ученик 3 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка.

Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.

Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню.

Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Кривощёкова Юлия? ученица 3 класс

Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам

колобок

теремок

репка

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прозвенел звонок как пишется
  • Проектная деятельность как способ самореализации личности сочинение рассуждение
  • Прозаичный рассказ на тему рождества и нового года
  • Проективный тест сказка луизы дюсс
  • Проективная методика родительское сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии