Проектная работа по литературе 5 класс на тему русские народные сказки

Слайд 1

Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Багаутдинова Лилия Газинуровна . Краткосрочный проект «В мире сказок…»

Слайд 2

Исполнители: учащиеся 5 Г класса МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 4» г. Усинска. Продолжительность проекта: 3 урока литературы.

Слайд 3

ЦЕЛЬ: расширить представления учащихся о русских народных сказках; пробудить интерес к устному народному творчеству; научить отличать виды сказок, их жанровые особенности; побуждать к успешному выполнению проблемных и поисковых заданий, научиться работать в группах.

Слайд 4

Задачи: 1. Выявить у обучающихся знания о сказках. 2. Научиться различать виды и знать жанровые особенности русских народных сказок; 3. Способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. Конечный продукт деятельности: публицистический материал — стенгазета формата А1 (на ватмане), выполненные в смешанной технике (коллаж).

Слайд 5

Ход работы над проектом: Этап 1. Подготовительный. Узнать виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных), структуру (зачин – завязка – концовка) и признаки сказок (волшебные предметы, троекратный повтор, борьба добра со злом, сказочные слова и др .). Сформулировать тему будущего проекта. Для этого ответить на проблемные вопросы: — Любое ли произведение можно назвать сказкой? — Все ли сказки одинаковые? — Может ли сказка повлиять на жизнь человека?

Слайд 6

2 этап. Планирование. Разделиться на группы по четыре человека. Распределить обязанности и составить план работы: один ученик готовит пересказ, второй – определяет вид сказки (с примерами из текста), третий – признаки сказки (выписывает зачин, концовку, завязку, троекратные повторы, постоянные эпитеты, героев); четвертый – рисует иллюстрации к данной сказке. Прочитать сказку на выбор в зависимости от поставленных целей и задач. Разработать критерий оценки результата проектной деятельности.

Слайд 7

Критерий оценивания проектов. 1) Постановка цели, планирование путей её достижения; 2) Глубина раскрытия темы; 3) Разнообразие источников информации; 4)Соответствии требования оформления письменной части; 5) Качество изложения материала и проектного продукта .

Слайд 8

Этап 3. Реализация проекта. Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, знакомятся с разными источниками (интернет, книги, устный рассказ); Можно на этом этапе дать задание группам заполнить лист планирования, чтоб проследить работу каждого ученика в группе для дальнейшего оценивания.

Слайд 9

Этап 4. Представление проекта. Каждая группа представляет результат проекта классу. Основная задача этого этапа – представить одноклассникам результаты своей деятельности (подготовить устное сообщение и представить продукт деятельности). О тветить на вопросы аудитории.

Слайд 10

Этап 5. Осмысление и оценка проекта. Обсуждение результатов проекта по заранее подготовленным критериям; Подведение итога, оценивание. Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой вначале урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Слайд 13

Проект «Журавль и цапля» — сказка о животных.

Слайд 14

Защита проекта «Гуси-лебеди» — волшебная сказка? Учащиеся 5 Г класса.

Слайд 15

Проект сказки «Волшебные ягоды».

Слайд 16

Защита проекта и выставка «Любимые мои книги»

Слайд 17

Проект «Барин и собака» — бытовая сказка.

Слайд 19

Список литературы: Литература.5 класс. Часть 1. Коровина В.Я и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. К. Н. Поливанова. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. Цветкова Г.В. «Литература. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся». – Волгоград: изд-во «Учитель»,2013. Сборник русских народных сказок. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/11/14/rabochaya-programma-kursa-proektnaya-deyatelnost-v-5 http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

Учреждение: 

МБОУ Ленинская средняя школа

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Учебная исследовательская работа на тему «Русские народные сказки» содержит справочную информацию об истории возникновения и принципах создания русской народной сказки, в работе выделяются основные виды сказок. дается их определение. Ознакомившись с материалами этого проекта, вы сможете лучше понять структуру и характер сказок, научитесь их классифицировать.

Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Дать определение сказки.
  2. Установить виды народных сказок.
  3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
  4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
  5. Сочинить свою сказку.

Методы:

  • Знакомство с литературой;
  • Чтение и изучение русских народных сказок;
  • Анализ сказок;
  • Просмотр мультфильмов и сказок;
  • Рисование героев сказок.

Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных

Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

  1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
  2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
  3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
  4. Литературное чтение, учебник 3 класс
  5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Приложение 1. Сказки, сочинённые учащимися 3 класса

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Сухов Иван, ученик 3 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка.

Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.

Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню.

Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Кривощёкова Юлия? ученица 3 класс

Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам

колобок

теремок

репка

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Тип урока: урок общеметодической
направленности.

Технологии: здоровьесбережения,
дифференцированного подхода в обучении,
развитие творческих способностей учащихся,
индивидуальной и коллективной проектной
деятельности, самодиагностики результатов
обучения.

Решаемые проблемы: как научиться
выполнять индивидуальное задание в составе
проектной группы?

Виды деятельности: формирование у
учащихся деятельностных способностей
и способностей к структурированию,
систематизации изучаемого предметного
содержания; комплексное повторение;
самостоятельная работа со сборниками сказок
(чтение произведений, определение типа сказки,
пересказ эпизодов, создание иллюстраций к
произведению, подбор слов-надписей к каждому
рисунку); групповая работа (совместное создание
книжки, написание вступительной статьи «О
книге», «Содержание», выполнение обложки, а также
подготовка презентации-рекламы книжки);
комментирование выставляемых оценок.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь  применять навыки
проектной деятельности в составе группы,
отличать виды сказок, характеризовать героев
сказки, пересказывать узловые сцены
и эпизоды. Знать жанровые особенности
сказки, схему построения волшебной сказки.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно
отбирать тексты, перерабатывать информацию,
составлять развернутое сообщение.

Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу; планировать
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
или самостоятельно) необходимые действия,
операции, действовать по плану; формировать
ситуацию рефлексии
и самодиагностики.

Коммуникативные: строить
небольшие монологические высказывания,
осуществлять совместную деятельность в 
рабочей группе с учетом конкретных
учебно-познавательных задач при консультативной
помощи учителя, уметь аргументировать свою точку
зрения.

Личностные: испытывать желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе; осознавать
себя как индивидуальность
и одновременно как член общества; формирование
навыков взаимодействия группе, вести диалог с
другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.

Работа, предшествующая уроку.

Класс делится на четыре группы, выбираются
«художники-иллюстраторы», «редакторы»,
«верстальщики», которые будут «собирать» книжки.
Каждый ребенок дома распечатывает текст своей
любимой русской сказки, читает ее, рисует 1-2
иллюстрации
к ней. В группе решается, за создание какой
страницы (волшебные сказки, бытовые, сказки о
животных) будет отвечать каждый участник.
Заполняется в каждой группе лист планирования.
(Существуют и другие виды оформления
планирования. См. Приложение 1)

Распределение ролей

Содержание работы

Ответственные за данную работу. Срок
выполнения работы.

«Художник-иллюстратор» волшебной сказки Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст,
нарисовать
1-2 иллюстрации
 
«Художник-иллюстратор» бытовой сказки Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст,
нарисовать
1-2 иллюстрации
 
«Художник-иллюстратор» сказка о животных Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст,
нарисовать
1-2 иллюстрации
 
«Верстальщик» Приготовить материал и инструменты для
«верстки» книжки
 
«Редактор» Продумать и составить план вступительной
статьи «О книге»
 

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности

– Как вы считаете, сказки сейчас пользуются
популярностью, их читают, о них многие знают, их
обсуждают? Докажите.
( Возможный ответ ребенка: «К сожалению, в
последнее время дети стали меньше читать, больше
увлекаются компьютерными играми, смотрят 
телевизор. Очень хочется изменить отношение
сверстников к чтению, в том числе и к чтению
добрых русских сказок.» )

2. Актуализация опорных знаний

– Из чего состоит книжка?
– Кто работает над созданием книжки?
– У нас подготовлен материал для книги. Какая
проблема возникает? Как мы ее можем решить?

3. Постановка цели и задач урока

4. Работа над проектом

Итак, нам предстоит ответственное дело –
создание книги любимых русских народных сказок.
Она должна быть красивой, аккуратной,
содержательной, и делать ее мы будем своими
руками. А после выпуска книги состоится ее
презентация.  Книгу нужно прорекламировать
так, чтобы слушателям обязательно захотелось
взять ее в руки
и прочитать от корки до корки!

В ваших группах уже распределены роли, каждый
отвечает за свою работу.
При выполнении проекта нельзя забывать о
временных рамках. Время выполнения проекта – 15
минут. Время защиты – 20 минут (по 5 минут на каждую
группу). Сегодня у нас на уроке  будет работать
фотокорреспондент, который будет фиксировать
все этапы нашей работы на уроке ( выбрать ребенка,
который изъявит  желание заниматься данной
работой).

Как вы уже поняли, вам нужно создать обложку:
написать название, украсить ее; составить
содержание; вместе написать статью «О книге»;
«верстальщики» – собрать книгу. Когда книга
будет готова, выступить перед одноклассниками с
рекламой своего сборника сказок.

С помощью учителя «редакторы» заполняют
паспорт проектной работы. (См. Приложение 2)

5. Реклама сборников сказок

6. Рефлексия

Коллективное обсуждение, осмысление и оценка
проекта.  Возможно голосование
за лучшую книгу.
– Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось
реализовать.
– Подумайте, почему получилось не все, что было
запланировано. Что нужно учесть
при выполнении следующих проектов?
– Оцените результат работы.

7. Домашнее задание

сочинение-миниатюру «Мой любимый герой русской
сказки» или «Почему я люблю читать русские
народные сказки». Каждому ребенку раздаются
листочки с распечатанным образцом сочинения.

У меня много любимых героев сказок. Но больше
всего мне нравится ___________.
Он встречается (в одной, во многих сказках). В
сказке «____________» он (кратко рассказать о событиях,
связанных с героем). Главный герой мне нравится,
потому что ________________. Мне бы очень хотелось
____________________________.

Используемая литература:

Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…
Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие
/А.Г. Нарушевич / Под редакцией Н.А. Сениной.–
Ростов н/Д : Легион, 2013.–78с. – (Мастер-класс.)

Приложение 1

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ

Тема проекта ________________________________________

Этапы работы

Цель:
_____________________________________________________________________________________________________

Задачи:
__________________________________________________________________________________________________

Что знаем:
________________________________________________________________________________________________

Источник информации
______________________________________________________________________________________

Координатор в группе
_______________________________________________________________________________________

Распределение обязанностей и план работы

Что делать Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Ученик 5
Что сделано          

Приложение 2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Название проекта: «Любимые русские народные
сказки».
2. Учебный предмет, в рамках которого
разрабатывается проект, и смежные с ним
дисциплины: литература и русский язык
3. Тип проекта: групповой, краткосрочный.
4. Цель проекта: изучить русские народные сказки,
уметь определять тип сказки,
ее особенности и  мораль.
5. Задачи проекта:

  • Прочитать волшебные, бытовые, сказки о животных.
  • К понравившимся сказкам создать иллюстрации и
    выполнить надписи к ним.
  • Написать вступительную статью о необычности и
    красоте русских народных сказок.

6. Руководитель проекта:
7. Возраст участников проекта: 10-11 лет.
8. Аннотация проекта.

Данный проект ориентирован на расширение
знаний о русских народных сказок, воспитание
любви к чтению. Проект предоставляет возможности
для раскрытия творческих способностей учащихся
в различных сферах: написание и редактирование
текстов, создание иллюстраций, придумывание
рекламы, публичное выступление, подготовка
фотографий. В подготовке проекта принимают
участие все ученики класса
без исключения.

9. Предполагаемый продукт проекта – книжки
«Любимые русские народные сказки».
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для
учащихся. _____________________________________________
11. Планирование работы. ( Используйте лист
планирования). Распределение обязанностей.
12. Реализация проекта: работайте в группах по
плану; совместно решайте возникающие проблемы,
при необходимости воспользуйтесь консультацией
учителя.
13. Презентация проекта: к намеченному сроку
изготовьте книгу, подготовьте
и проведите презентацию своей книги. Ответьте на
вопросы слушателей.
14. Осмысление и оценка проекта: Обсудим, что
сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
Подумайте, почему получилось не все, что было
запланировано. Что нужно учесть при выполнении
следующих проектов? Оцените результат работы.
15. Необходимое оборудование и ресурсы:
компьютер, принтер, бумага, краски, карандаши и
прочее.

Презентацию на тему «Русские народные сказки»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 33 слайд(ов).

«Сказка – ложь да в ней намёк…» Русские народные сказки. Урок литературы в 5 классе

Слайд 1

«Сказка – ложь да в ней намёк…» Русские народные сказки

Урок литературы в 5 классе

Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин

Слайд 2

Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин

Сказители сказок. Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету

Слайд 3

Сказители сказок

Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету

Самые древние сказки – о животных

Слайд 5

Самые древние сказки – о животных

Ответьте на вопросы: Какие сказки о животных вы знаете? Какие животные являются их героями? Каковы качества Лисы? А Волка? Каков Петух? А Заяц?

Слайд 6

Ответьте на вопросы:

Какие сказки о животных вы знаете? Какие животные являются их героями? Каковы качества Лисы? А Волка? Каков Петух? А Заяц?

Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных. В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Они рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца.

Слайд 7

Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных

В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Они рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца.

Волшебные сказки. Волшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге, о способности человека к превращению в другие существа, о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой. ______________________ Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг.

Слайд 8

Волшебные сказки

Волшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге, о способности человека к превращению в другие существа, о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой. ______________________ Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг.

Кощей Бессмертный. Как выглядит Кощей? Где находится его смерть? Какими чертами он обладает? Как он может вредить героям? Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэ

Слайд 9

Кощей Бессмертный

Как выглядит Кощей? Где находится его смерть? Какими чертами он обладает? Как он может вредить героям? Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.

Волшебные предметы. В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться? А что является телевизором?

Слайд 10

Волшебные предметы

В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться? А что является телевизором?

В волшебных сказках волшебные герои. Кто такая Баба Яга? Как она изображалась? Что она делает в сказках? Где она живёт?

Слайд 11

В волшебных сказках волшебные герои.

Кто такая Баба Яга? Как она изображалась? Что она делает в сказках? Где она живёт?

Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе». Сравните две картины. Чем они отличаются? Чем эти картины схожи? Картина В. М. Васнецова. Картина Билибина

Слайд 12

Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе»

Сравните две картины. Чем они отличаются? Чем эти картины схожи?

Картина В. М. Васнецова

Картина Билибина

Змей Горыныч. Кто такой Змей Горыныч? Как он выглядит? Чем он страшен? Как его побеждает герой?

Слайд 13

Змей Горыныч

Кто такой Змей Горыныч? Как он выглядит? Чем он страшен? Как его побеждает герой?

Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»

Слайд 14

Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»

Водяной. Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.

Слайд 15

Водяной

Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.

Леший и старичок лесовичок

Слайд 16

Леший и старичок лесовичок

Главный положительный герой волшебных сказок. Как называют главного положительного героя сказок? Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван - крестьянский сын Какими чертами он обладает? Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его счи

Слайд 17

Главный положительный герой волшебных сказок

Как называют главного положительного героя сказок? Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван — крестьянский сын Какими чертами он обладает? Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость. Почему Ивану всё удаётся? Кто ему помогает?

Иван-царевич. Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают

Слайд 18

Иван-царевич

Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают

Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?

Слайд 19

Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?

Емеля

В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке». Почему же героя русских народных сказок зовут Иван? Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рас

Слайд 21

В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»

Почему же героя русских народных сказок зовут Иван? Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.

Главная положительная героиня. Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Как зовут этих женщин?

Слайд 22

Главная положительная героиня

Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Как зовут этих женщин?

В сказках отразился быт русского крестьянина

Слайд 23

В сказках отразился быт русского крестьянина

Чей это дом: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»

Слайд 25

Чей это дом:

«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»

Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?

Слайд 26

Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

Слайд 27

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

Кто этот герой: Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была?

Слайд 28

Кто этот герой:

Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была?

Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.

Слайд 29

Волшебный предмет

Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.

Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?

Слайд 30

Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?

Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

Слайд 31

Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?

Слайд 32

В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?

Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам

Слайд 33

Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам


1


«Сказка – ложь да в ней намёк…» Русские народные сказки Урок литературы в 5 классе


2


Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин


3


Сказители сказок Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету


4


Виды сказок БытовыеО животныхВолшебные


5


Самые древние сказки – о животных


6


Ответьте на вопросы: Какие сказки о животных вы знаете? Какие животные являются их героями? Каковы качества Лисы? А Волка? Каков Петух? А Заяц?


7


Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Они рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца.


8


Волшебные сказки Волшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге, о способности человека к превращению в другие существа, о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой. ______________________ Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг.


9


Кощей Бессмертный Как выглядит Кощей? Где находится его смерть? Какими чертами он обладает? Как он может вредить героям? Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.


10


Волшебные предметы В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться? А что является телевизором?


11


В волшебных сказках волшебные герои. Кто такая Баба Яга? Как она изображалась? Что она делает в сказках? Где она живёт?


12


Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе» Сравните две картины. Чем они отличаются? Чем эти картины схожи? Картина В. М. Васнецова Картина Билибина


13


Змей Горыныч Кто такой Змей Горыныч? Как он выглядит? Чем он страшен? Как его побеждает герой?


14


Васнецов «Битва Ивана — крестьянского сына со Змеем»


15


Водяной Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.


16


Леший и старичок лесовичок Леший и старичок лесовичок


17


Главный положительный герой волшебных сказок Как называют главного положительного героя сказок? Иван, Иванушка-дурачок, Иван- царевич, Иван — крестьянский сын Какими чертами он обладает? Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость. Почему Ивану всё удаётся? Кто ему помогает?


18


Иван-царевич Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают


19


Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?


20


Емеля


21


В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Почему же героя русских народных сказок зовут Иван? Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.


22


Главная положительная героиня Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Как зовут этих женщин?


23


В сказках отразился быт русского крестьянина


24



25


Чей это дом: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»


26


Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?


27


В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.


28


Кто этот герой: Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была?


29


Волшебный предмет Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.


30


Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?


31


Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?


32


В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?


33


Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам 1. Как начинаются сказки? 1.Как заканчиваются сказки? 2. Как зовут героев сказок? 2. Как зовут героинь сказок? 3. Какие волшебные герои фигурируют в волшебных сказках? 3. Какие волшебные предметы фигурируют в волшебных сказках? 4. Какими чертами обладают героини? 4. Какими чертами обладает Лиса? Волк? 5. Какие сказки о животных вы знаете? 5. Какие волшебные сказки вы читали?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проектная работа на тему рассказ о слове 3 класс
  • Прозвище белая ворона известно всем сочинение
  • Проектная работа 3 класс русский язык рассказ о слове
  • Прозвища в русских народных сказках примеры
  • Проектная деятельность по теме народные сказки 3 класс планета знаний

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии