Проекты по сказке о мертвой царевне и семи богатырях

Руководитель проекта: 

Каримова Светлана Валерьевна

Учреждение: 

МБОУ «СОШ» с. Карамалы — Губеево Республики Башкортостан

В представленном исследовательском проекте по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» рассматриваются характеристики народной и авторской сказки, а также выясняется, чем сказка А.С. Пушкина похожа, а чем отличается от народной сказки.

В процессе исследовательской работы по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» учеником 5 класса была поставлена цель выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам

В исследовательской работе по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» автор выдвигает гипотезу что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.

В предложенном проекте по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» автором предложены результаты сравнительных характеристик народной и авторской сказки.

Автор проекта по литературе рассматривает понятие сказки, внимательно изучает увлечение А.С. Пушкина русским фольклором и использование им некоторых традиционных элементов народной сказки в данном произведении.

Оглавление

Введение
1. Понятие сказки.
2. Увлечение Пушкина русским фольклором.
3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
Заключение
Список литературы.

Введение

Наша художественная литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Мне захотелось провести исследование и все это выяснить.

Я считаю свою исследовательскую работу актуальной, так как литературная сказка, как я думаю, основана на традициях русского фольклора, взяв в себя наследие народа.

В народных сказках герои трудолюбивы, мудры, сильны, не бояться никаких трудностей… Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается литературная сказка. Нет конкретного определения. Работа в этом направлении до конца еще не изучена. И чтоб все это узнать, мне пришлось изучить материалы из разных источников. Оказывается, по данной теме материал трудно найти, так как мало исследована и представляет интерес. Я просмотрел статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования: это выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам.

Задачи:

  • познакомиться с краткой биографией А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
  • прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народными сказками;
  • установить использование традиционных основ народных сказок в литературном произведении;
  • на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.

Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народные сказки.

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг и по материалам интернета.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.

1. Понятие сказки

С.Я. Маршак сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства». /1/ Что же мы называем сказкой?

Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой. /2/

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились удачные обработки народных сказок. Это был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Мини-проект

Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

По продолжительности: краткосрочный ( 3 урока)

Предметно-содержательная область: урок чтения

Место проведения: смешанный (дома и в классе)

Участники: ученики 4 класса «А»

Результат проектной деятельности: презентация с иллюстрациями

Руководитель проекта : кл.руководитель 4 класса «А» Кицына М.А.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта: иллюстрирование сказки

Знакомит со смыслом проектного проекта и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2.Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа предоставления результатов

( формы проекта).

Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта

Вырабатывают план действий

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи,высказывает предложения.

Наблюдает за работой учащихся

3.Исследование

а) Сбор и уточнение информации

( основные инструменты: интервью, оп эксперименты и т.д.)

б)Выявление(«мозговой штурм» и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

в) Выбор оптимального варианта хода проекта.

г) Поэтапное выполнение исследовательских

задач.

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4.Выводы

а) Анализ информации

б) Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируют информацию.

Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

5.Представление (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов

презентация

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов( успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия

Учащихся, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Презентация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамалы — Губеево

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Исследовательская работа

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народноной

номинация «русский язык и литература»

Выполнил Гизатуллин Марат,

ученик 5 класса

Руководитель Каримова С.В.,

учитель русского языка и литературы

Туймазы, 2017

Оглавление.

1.Введение—————————————————————— 3 — 4 стр.

2.Основная часть———————————————————- 5 — 10 стр.

2.1. Глава1. Понятие сказки——————————————— 5 стр.

2.2. Глава 2.Увлечение Пушкина русским фольклором ——- 5 -7 стр.

2.3. Глава 3.Использование традиционных элементов народной

сказки в сказке Пушкина ———————————————— 7 – 10 стр.

3. Заключение—————————————————————- 11стр.

4. Список литературы.—————————————————— 12стр.

2

Введение

Наша художественная литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Мне захотелось провести исследование и все это выяснить.

Я считаю свою исследовательскую работу актуальной, так как литературная сказка, как я думаю, основана на традициях русского фольклора, взяв в себя наследие народа.

В народных сказках герои трудолюбивы, мудры, сильны, не бояться никаких трудностей… Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается литературная сказка. Нет конкретного определения. Работа в этом направлении до конца еще не изучена. И чтоб все это узнать, мне пришлось изучить материалы из разных источников. Оказывается, по данной теме материал трудно найти, так как мало исследована и представляет интерес. Я просмотрел статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования: это выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам.

Задачи:

-познакомиться с краткой биографией А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;

— прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народными сказками;

установить использование традиционных основ народных сказок в литературном произведении;

-на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.

3

Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народные сказки.

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг и по материалам интернета.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.

4

Глава 1. Понятие сказки

С.Я. Маршак сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства». /1/ Что же мы называем сказкой?

Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека. Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой. /2/

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХlХ века появились удачные обработки народных сказок. Это был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Глава 2. Увлечение Пушкина русским фольклором

Мне пришлось пролистать несколько книг, чтоб узнать, а чем же сказка А.С. Пушкина схожа с народной. Я просмотрел статьи авторов М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова. Именно по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мало материала. Изучая эти работы, я узнал, что русское народное творчество А.С. Пушкину было знакомо еще в детстве. Он всю жизнь любил и изучал фольклор. Везде, куда ни забрасывала его судьба, он записывал песни, сказки, загадки, предания, пословицы, поговорки.

________________

1. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114

2. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. «Просвещение», 1988, с.173

5

В своих заметках «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» он утверждал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Образы народной сказки Пушкин широко использовал в своих произведениях. Например, на основе записанных им народных сказок он, как известно, сочинил несколько собственных. Часто включал он в свои произведения подлинные поговорки и пословицы, загадки и притчи, предания и песни. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно на французском языке, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности; известно, что главною представительницею этого влияния была няня его, Арина Родионовна. /3/

«Но Пушкин знакомился с народными сказками и песнями не по одним только рассказам своей няни, — проникнувшись любовью к народности, он и сам входил в простонародные кружки, подслушивая там язык и песни. В 1825 году, проводив до Пскова своих деревенских соседей, он «время пребывания во Пскове посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли,- изучению народной жизни: ходил по базарам, терся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почетных домов Пскова. Пушкин владел значительным количеством памятников народного языка, добытых собственным трудом.

Из статьи Н.В. Колосова я узнал, что «не от одной няни своей Арины Пушкин учился чистоте русской речи; по уму своему он с ранних пор ценил даровитость безграмотного простонародья, а по живому и глубокому доброму своему нраву легко сходился с мужиками, дворниками и вообще с прислугой. У него были приятели между лицейскою и дворцовою Царскосельском прислугою. «Первый биограф и замечательный исследователь творчества Пушкина П.В. Анненков находил в его сказках особую силу их создателя и проникновение в самый дух народной поэзии: «Склад и течение речи удивительно близко подходит к обыкновенным приемам народной фантазии, и только по особенной полноте и грации подробностей видите, что тут прошла творческая рука поэта. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером». /4/

_________________

3. Н.Г. Чернышевский. Литературная критика., М., 1981г., стр.133

4. Н.В. Колосова. «Болдинская осень. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31

6

Нянины сказки «Царь Салтан», «Мертвая царевна» Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. О том, как сам Пушкин в Михайловском слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву : «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» /5/ Арина Родионовна старалась всячески скрасить одиночество поэта, который неоднократно повторял, что «с нею только мне не скучно». Однообразие и хандра убивали поэтическое вдохновение, зато Пушкин записывал древние северно-русские предания, послужившие в будущем началом для его поэтических сказок. Недаром сам Пушкин называл свои сказки «народными». Его сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях», «Сказка о золотом петушке» имеют сюжетную связь с народными. Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы. Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

Глава3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из гриммовских сказок («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, замечены семью богатырями. Из другой сказки Гриммов Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, ___________

5. А.С. Пушкин. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7

7

обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.

Со сказками Гриммов Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях имеет схожие черты с народной. В русских народных сказках используются традиционные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «9», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.

В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народными сказками заложено было изначально. Поэт выбрал традиционный для народных сказок сюжет: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:

1.В этой сказке нет зачина, но есть концовка:

«…Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил…»

Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.

2. По ходу чтения выписывал слова, которые не свойственны книжной речи. Например, «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

3. Во многих народных сказках нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.

8

4 Сопоставляя с другими сказками, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в)олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»

5. Проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».

6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в народных сказках : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:

«…А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберет и приготовит,

Им она не прикословит… Или

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку... Или

Пряла, сидя под окном…»

7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру. Также и в «Слове о полку Игореве» Ярославна просит помощи у сил природы.

«…Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

9

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан…?»

Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красну солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:

«…Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе?

Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете

Зиму с теплою весной, Ты царевны молодой?

Всех нас видишь под собой. Я жених ей…»

8.Как и в народных сказках мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.

«…Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить…»

9.Каждая сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.

«…Злая мачеха, вскочив, «…Свадьбу тотчас учинили,

Об пол зеркальце разбив, И с невестою своей

В двери прямо побежала Обвенчался Елисей…»

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царевна умерла…»

10

На основе выявленного можно сказать, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.

11

Заключение

В результате исследовательской работы я узнал о жизни поэта и создании его сказки. Научился искать нужный материал по интернету. Взял книги из библиотеки и с удовольствием их просмотрел. Узнал, что в сказке всегда побеждает добро, а герои преодолевают все преграды, которые им встречаются. Герои сказок добры, трудолюбивы.

Исследуя работы авторов, я могу сказать, что Пушкинскую сказку роднит народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, зависть, обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. С большим интересом читаешь его сказки. Действительно, просто прелесть! Как хорошо, что есть сказки А.С. Пушкина.

12

Список литературы:

1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33

2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.

3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31

4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114

5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.

6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7

7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615

8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133

9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..

13

И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].

На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]

Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33


1



2


А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


3


Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». П. Бажов


4


Сказка – повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка – повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.


5


Литературная сказка Сочинил народ, передавались от одного поколения к другому.Сочинил народ, передавались от одного поколения к другому. Сочинил писатель и записал в момент создания.Сочинил писатель и записал в момент создания.


6


Волшебная сказка Порицаются недостатки человека: глупость, жадность, жестокость и т.д.Порицаются недостатки человека: глупость, жадность, жестокость и т.д. Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.


7


Секреты литературной сказки Секрет внезапного чуда Секрет внезапного чуда Секрет неожиданной точки зрения Секрет неожиданной точки зрения Секрет загадочной детали.Секрет загадочной детали. Подтекст Подтекст Поучительный вывод Поучительный вывод


8


Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.


9



10


Зеркало В славянской мифологии зеркало – связь с потусторонним миром. В славянской мифологии зеркало – связь с потусторонним миром. Считалось, что зеркалами пользуются колдуны и чародеи. Считалось, что зеркалами пользуются колдуны и чародеи.


11


Чернавка Служанка для чёрной работы


12


Черный Черный (цвет) – антипод белого, символ смерти, мрака, ночи. символ смерти, мрака, ночи. Цвет траура. Цвет траура. С черным цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные стороны, С черным цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные стороны, в том числе и черная магия, ведьмовство. в том числе и черная магия, ведьмовство.


13


Цифра 7 В славянской мифологии цифра 7 — символ добра, добродетели, доброго участия в чьей-то судьбе.


14


Яблоко В славянской мифологии яблоко означает плодородие, любовь, но вместе с тем обманчивость и смерть.


15


Хрусталь Символ чистоты, невинности, простоты.


16


Елисей Значение имени – спаситель.


17


А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.цитатный план. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему? Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?


18


Цитатный план «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..» «Будь нам милая сестрица» «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить» «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..» «В руки яблочко взяла» «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..» «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет» «Гроб разбился. Дева вдруг ожила» «Свадьбу тотчас учинили»


19


Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих? Как отомстила царица-мачеха царевне? Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана? Основные образы сказки


20


Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом 1. Внешность царевны и ее внутренние качества. 2. Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея. 3. Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям. 4. Отношение автора к героине. Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение. сравнение.


21


Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например: Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела.. Сравнить – значит найти черты сходства и различия.


22


Царского происхождения, умны, красивы Царица Царевна Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая Добродетельная Практическая работа


23


Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в тетрадь. Определите способы рифмовки: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Парная


24


На уроке…

А. С. Пушкин  « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Александр Сергеевич Пушкин  (1799 – 1837)  Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». П. Бажов

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».

П. Бажов

 Сказка –  повествование фантастического,  приключенческого  или бытового характера.

Сказка – повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Литературная сказка Сочинил народ, передавались от одного поколения к другому. Сочинил писатель и записал в момент создания.

Литературная сказка

  • Сочинил народ, передавались от одного поколения к другому.
  • Сочинил писатель и записал в момент создания.

Волшебная сказка Порицаются недостатки человека: глупость, жадность, жестокость и т.д. Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.

Волшебная сказка

  • Порицаются недостатки человека: глупость, жадность, жестокость и т.д.
  • Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.

Секреты литературной сказки Секрет внезапного чуда Секрет неожиданной точки зрения Секрет загадочной детали. Подтекст Поучительный вывод

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

Зеркало  В славянской мифологии зеркало – связь с потусторонним миром.  Считалось, что зеркалами пользуются колдуны и чародеи.

Зеркало

В славянской мифологии зеркало – связь с потусторонним миром.

Считалось, что зеркалами пользуются колдуны и чародеи.

Чернавка Служанка для чёрной работы

Чернавка

Служанка для чёрной работы

Черный Черный (цвет) – антипод белого,  символ смерти, мрака, ночи.  Цвет траура.  С черным цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные стороны,  в том числе и черная магия, ведьмовство.

Черный

Черный (цвет) – антипод белого,

символ смерти, мрака, ночи.

Цвет траура.

С черным цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные стороны,

в том числе и черная магия, ведьмовство.

Цифра 7 В славянской мифологии цифра 7 - символ добра, добродетели, доброго участия в чьей-то судьбе.

Цифра 7

В славянской мифологии цифра

7 — символ добра, добродетели, доброго участия в чьей-то судьбе.

Яблоко В славянской мифологии яблоко означает плодородие, любовь, но вместе с тем обманчивость и смерть.

Яблоко

В славянской мифологии яблоко означает плодородие, любовь, но вместе с тем обманчивость и смерть.

Хрусталь Символ чистоты, невинности, простоты.

Хрусталь

Символ чистоты, невинности, простоты.

Елисей Значение имени – спаситель.

Елисей

Значение имени – спаситель.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  Составьте цитатный план. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему? Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

Цитатный план «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..» «Будь нам милая сестрица» «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить» «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..» «В руки яблочко взяла» «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..» «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет» «Гроб разбился. Дева вдруг ожила» «Свадьбу тотчас учинили»

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

Основные образы сказки ●  Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. ●  Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих? ●  Как отомстила царица-мачеха царевне? ●  Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

Основные образы сказки

Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.

Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?

Как отомстила царица-мачеха царевне?

Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом Внешность царевны и ее внутренние качества. Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея. Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям. Отношение автора к героине. ►  Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение .

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом

  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.

Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение .

Словарь Сравнение  – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например: Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела.. Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела..

  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Практическая работа Царица Царевна Царского происхождения, умны, красивы Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная  Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая Добродетельная

Практическая работа

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Надменная

Жестокосердная

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Простая

Добродетельная

 На уроке…

На уроке…

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях — иллюстрации»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Иллюстрации к сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Художник А.М. Куркин. Палех. Выполнили учащиеся 5 класса. Руководитель: Кабанова Елена Борисовна- учитель русского языка и литературы

Слайд 1

Иллюстрации к сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Художник А.М. Куркин. Палех. Выполнили учащиеся 5 класса. Руководитель: Кабанова Елена Борисовна- учитель русского языка и литературы

И царица у окна Стала ждать его одна.

Слайд 2

И царица у окна Стала ждать его одна.

« Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»

Слайд 3

« Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»

И жених сыскался ей, Королевич Елисей.

Слайд 4

И жених сыскался ей, Королевич Елисей.

Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.

Слайд 5

Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.

Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой».

Слайд 6

Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой».

Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела.

Слайд 7

Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела.

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала; В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась.

Слайд 8

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала; В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась.

Ради скуки Кушай яблочко, мой свет.

Слайд 9

Ради скуки Кушай яблочко, мой свет.

Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой…

Слайд 10

Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой…

Енисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…»

Слайд 11

Енисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…»

К красну солнцу наконец Обратился молодец.

Слайд 12

К красну солнцу наконец Обратился молодец.

В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт.

Слайд 13

В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт.

Список похожих презентаций

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

О мёртвой царевне и о семи богатырях

О мёртвой царевне и о семи богатырях

Александр Сергеевич Пушкин. Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Тестирование. Расположите сюжетные картинки в хронологической последовательности. …

Шварц "Сказка о потерянном времени"

Шварц «Сказка о потерянном времени»

Тема урока:. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени». Объявления сказочных героев. Продаю пиявок. Цена договорная. Ветеринарные услуги …

Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»

Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»

Шарль Перро 12 января 1628г. – 17мая 1703г. Шарль Перро (12.1.1628, Париж,— 16.5.1703, там же), французский поэт и критик. Член Французской академии …

Сказка про мужчину Цветка и тёмную Ночь

Сказка про мужчину Цветка и тёмную Ночь

Жил в городе Ярком. мужчина Цветок,. Жить в темноте он просто не мог. Лампы горели в домишке всегда,. Ночь подступить не могла никогда. Лежали в домишке, …

Сказка от Леонардо да Винчи

Сказка от Леонардо да Винчи

Высоко пролетая над безоблачной пустыней, феникс приметил далекий огонь костра на биваке. Он понял, что час великого жизненного испытания настал и …

В.М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

…Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, …

Сказка "Мужик и медведь"

Сказка «Мужик и медведь»

Волшебные сказки:. Зачин: В некотором царстве в некотором государстве; Волшебные герои: Царевна-лягушка, Баба Яга; Троекратный повтор Концовка: Тут …

Сказка "​​​Лягушка-путешественница"

Сказка «​​​Лягушка-путешественница»

«По первым буквам угаданных анаграмм сложить фамилию известного детского писателя». ОРАГ —    ГОРА ФАРА —    АРФА УДАР —    РУДА ИМКАШ    —    ШИШКА ИРГА —    ИГРА …

Сказка

Сказка

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. В каждой сказке за ними победа. Сказка родилась в народе. Сказки …

Сказка о колобке

Сказка о колобке

Колобок. Жил-был старик со старухою. Просит старик: — Испеки, старуха, колобок. — Из чего печь-то? Муки нету. — Э-эх , старуха! По коробу поскреби, …

Сказка о потерянном времени

Сказка о потерянном времени

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ. 1896 1958. В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать — найти …

Сказка о медведихе

Сказка о медведихе

ЭТА СКАЗКА А.С. ПУШКИНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ ДРУГИХ? Она самая грустная. ПОЧЕМУ? Больше всех сказок похожа на народные сказки о животных. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …

Сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане

История сказки. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — сказка в …

Сказка «Гуси-лебеди» в стихах

Сказка «Гуси-лебеди» в стихах

Далеко за горной кручей Там где лес шумит дремучий, Там где солнце прячет тени, Где стоит ночная темень, Озерко одно искрится. В нем студеная водица …

Конспекты

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
    вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
    просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
    позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
    информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
    сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
    этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
    а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
    первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
    выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
    меньше волноваться.

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Фрагмент рабочей тетради
  • по литературе
  • 5 класс

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

  • Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
  • П. Бажов
  • В Москве прошло детство А. С. Пушкина
  • Мать поэта Надежда Осиповна
  • Отец Сергей Львович
  • Дядя Василий Львович
  • Брат поэта Лев Сергеевич
  • Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

Основные образы сказки

  • ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
  • ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
  • ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
  • Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.
  • ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
  • Между тем росла, росла,
  • Поднялась и расцвела..
  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Практическая работа

  • Царского происхождения, умны, красивы
  • Царица
  • Царевна
  • Злая
  • Завистливая
  • Гордая
  • Своенравная
  • Ленивая
  • Грубая
  • Надменная
  • Жестокосердная
  • Добрая
  • Бескорыстная
  • Скромная
  • Кроткая
  • Трудолюбивая
  • Вежливая
  • Простая
  • Добродетельная

Помощники царевны

  • ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
  • ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
  • ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
  • ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Будьте внимательны к слову

  • Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва
  • Т. Маврина
  • Е. Пашков
  • В. Милашевский
  • В. Конашевич
  • ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  • В. Назарук

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
  • В путь-дорогу снарядился,
  • И царица у окна
  • Села ждать его одна.
  • Парная
  • Там на неведомых дорожках
  • Следы невиданных зверей;
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей..
  • Перекрестная

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Использованная литература

  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
  • ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
  • http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
  • http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
  • http://www.bookmate.ru/books/255032
  • http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
  • ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
  • Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проекты по сказкам в библиотеке
  • Проекты по русскому языку 3 класс рассказ о слове труд
  • Проигравшему спортсмену как пишется
  • Проекты по русскому языку 3 класс рассказ о слове ответы
  • Прозьба или просьба как правильно пишется образец

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии