Прозвище дедушки лены в рассказе чучело

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николая Николаевича Бессольцева в повести «Чучело»: описание внешности и характера героя.

Смотрите: 

Николай Николаевич Бессольцев в повести «Чучело»: характеристика, образ, описание

Николай Николаевич Бессольцев является дедушкой главной героини, 12-летней Лены Бессольцевой:

«Ленкин дед, Николай Николаевич Бессольцев, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городке на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховом.» (глава 2)

В начале повести Лена Бессольцева переезжает жить к дедушке и поступает в местную школу в 6-ой класс:

«Но однажды Николай Николаевич появился на улицах городка не один. Он шел в сопровождении девочки лет двенадцати, какой-то необычно важный и гордый, непохожий на себя.» (глава 2)

Возраст Николая Николаевича Бессольцева – около 70 лет:

«Мне скоро семьдесят, а я еще надеюсь, у меня есть еще многочисленные планы… – Он говорил невпопад.» (глава 7)

О внешности Николая Николаевича известно следующее:

«Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях.» (глава 2) 

«Она подняла глаза и увидела его спокойное, неподвижное лицо. Только тонкий жгутик шрама, идущий от виска к углу жестких, сухих, стариковских губ, предательски побелел, и потерянные глаза, спрятанные под козырьком кепки, выдавали его сильное волнение.» (глава 4) 

«Ленка увидела, что шрам на дедушкином лице снова стал еле заметным…» (глава 4) 

«…шрам на щеке вспыхнул ослепительной белой полосой.» (глава 8)  

«Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах.» (глава 12) 

«А потом Димка как-то меня спросил, почему ты ходишь как нищий? Над ним, говорит, из-за этого все смеются и дразнят Заплаточником. Тут я присмотрелась к тебе и увидела, что ты на самом деле весь в заплатках… И пальто, и пиджак, и брюки… И ботинки чиненые-перечиненые, с железными подковками на каблуках, чтобы не снашивались.» (глава 12) 

«А ты, бывало, идешь так медленно… Цок-цок железными подковками при каждом шаге…» (глава 12) 

«Аккуратно побрился, автоматически надел свой костюм. Потом критически оглядел себя. Да, Ленка права! Какое же на нем все старое – совсем не смотрится. Надо бы переодеться.» (глава 14) 

«…в последний раз Николай Николаевич сверкнул своими большими заплатками на рукавах пальто…» (глава 14)

Николай Николаевич является офицером в отставке:

«„Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит: „Вы же отставной офицер. У вас пенсия.» (глава 4)

Николай Николаевич прошел всю Вторую Мировую Войну. Во время войны он был в плену у немцев, а также получил тяжелые ранения, после которых ему чудом удалось выжить:

«А ты испугалась, дурочка. А еще внучка майора, который прошел всю войну.» (глава 10) 

«Николай Николаевич промолчал, хотя его тоже гоняли и он знал, как это трудно. Во время войны он бежал из плена. Его отправили на полевые работы куда-то под Гамбург, и он снова бежал.» (глава 10) 

«В страшные часы своей последней болезни, в это одиночество, а также в те дни, когда он буквально погибал от военных ран, когда нет сил ворочать языком, а между ним и людьми появлялась временная полоса отчуждения, голова у Николая Николаевича работала отчетливо и целеустремленно. Он как-то особенно остро ощущал, как важно для него, чтобы не порвалась тоненькая ниточка, связывающая его с прошлым, то есть с вечностью…» (глава 2)

Николай Николаевич в течение 30 лет не был в родном городе, но 10 лет назад вернулся сюда и поселился в родном доме. Этому старому деревянному дому, судя по всему, более ста лет:

«Вот тут-то и появился Николай Николаевич, который не был в городке более тридцати лет. 

Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.  

Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь. Николай Николаевич мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.» (глава 2) 

«…вернулся в родной дом всего десять лет назад.» (глава 8)  

«Дом Бессольцевых давно стоял в городке. Может быть, более ста лет.» (глава 2)

Прапрадед Николая Николаевича крепостной крестьянин Бессольцев был художником. Его картины всегда занимали и занимают главное место в доме Бессольцевых вот уже несколько поколений. Этим картинам уже более ста лет:

1. «Дело в том, что прапрадед Николая Николаевича был художник, а отец, доктор Бессольцев, отдал многие годы своей жизни, чтобы собрать его картины. И сколько Николай Николаевич себя помнил, эти картины всегда занимали главное место в их доме.» (глава 2)  

2. «– Лучше оглянись вокруг! Посмотри, какая тебя окружает красота. Этим картинам больше ста лет, а они с каждым годом делаются все прекрасней и прекрасней…» (глава 3) 

3. «Ведь если бы его предок, крепостной художник Бессольцев, не написал этих картин…» (глава 8)  

4. ««Крепостные, – сказал я ему. – Художник Бессольцев был крепостной помещика Леонтьева.» (глава 12)

Николай Николаевич признается, что жив только своими картинами:

«– Николай Николаевич провел блуждающим взором по картинам и сказал тихо-тихо: – Пойми, я только этим и жив. – Он протянул руку к Ленке: – Отдай портфель.» (глава 3)

Заниматься картинами и ухаживать за ними  это любимое дело старика Бессольцева:

«Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он стоял на табурете и легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос.» (глава 3)

Николай Николаевич не просто поддерживает коллекцию в первозданном виде, он также покупает недостающие картины прапрадеда у разных людей. Он тратит все свои деньги на покупку картин, а также на отопление дома, поэтому ходит в старой одежде и обуви:

1. «А потом Димка как-то меня спросил, почему ты ходишь как нищий?» (Лена о дедушке, глава 12) 

2. «Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картины?… Нет, дедушка!» (Лена о дедушке, глава 12)

3. «Те, кто считались сведущими, судачили, что он ищет какие-то картины. Тратит на них уйму денег, а оставшиеся, все без остатка, отдает за дрова. И топит – подумать только! – все печи каждый день, а в морозы и по два раза, чтобы эти его картины не отсырели. И всегда почему-то ночью, зажигая свет во всех комнатах. 

Сколько же у него деньжищ уходило зазря: легким дымом через печные трубы в небо, ярким светом электричества в ночь, а главное, на новые картины – мало ему было своих! 

Вот поэтому и гол как сокол.» (глава 2) 

В городе относятся настороженно к Николаю Николаевичу, видимо, считая его чудаком, странным человеком. И все же многие горожане уважают его:

«В городке относились к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием. 

То, как он жил, горожанам было непонятно и недоступно, но у многих вызывало уважение.» (глава 2) 

Его старое пальто в заплатках знаменито на весь город:

«Неужели он уедет отсюда и неужели это все произойдет сегодня?! Николай Николаевич вдруг заторопился, решительно накинул на плечи свое знаменитое пальто и, неслышно прикрыв двери, вышел из дома…» (глава 14)

Местные ребята обзывают Николая Николаевича «Заплаточником» из-за его старого пальто, но он относится к этому спокойно:

1. «Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях. 

За это дети дразнили его «заплаточником», но, кажется, он их даже не замечал. Редко-редко он вдруг оглядывался и смотрел им вслед с нескрываемым удивлением. Тогда они стремительно уносились от него, хотя он никогда не ругался и не гнался за ними.» (глава 2) 

2. «Ты слышала, они дразнили меня Заплаточником? Несчастные!.. Не понимают, что творят.» (глава 4)

Старик Бессольцев ходит как оборванец, хуже хиппи, хотя получает неплохую пенсию в 180 рублей, по словам его фронтового товарища:

1. «Вот у меня есть фронтовой товарищ. Старый человек, а тоже не сразу меня понял. Приехал он ко мне в гости и стал кричать, что я позорю звание офицера Советской Армии, хожу оборванцем, хуже хиппи.» (глава 12) 

2. «У тебя пенсия сто восемьдесят целковых. Народ тебя кормит и поит, а ты его позоришь!» (глава 12)

Николай Николаевич может заплатить 300 рублей за картину своего прадеда, но не готов купить себе новое пальто. В частности речь идет о картине, которую он купил у местной жительницы, бабушки хулигана Вальки:

«А Валька подхватил:  

«Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил триста рублей. „Это, – говорит, – картина моего прапрапрапра…“»» (глава 4)

В итоге Николай Николаевич собирает почти все картины своего прапрадеда, чему очень радуется:

«Теперь наше дело действительно подходит к концу. Теперь мы собрали с тобой почти все его картины и можем хвастаться, устраивать пиры и приглашать на демонстрацию наших сокровищ любознательных музейных работников. Они станут охать и ахать и говорить: «Вы открыли нового малоизвестного художника». А мы будем с тобой сидеть длинными зимними вечерами дома и строить планы.» (глава 10)  

Известно, что старик Бессольцев вот уже 10 лет является вдовцом. Все эти годы он живет один, пока к нему не переезжает его внучка Лена:

«Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.» (глава 2) 

«Раньше он, бывало, плакал, когда терял на фронте друзей, когда хоронил жену, а последние десять лет он этого за собой не замечал.» (глава 12)

Некоторое время назад Николай Николаевич серьезно заболел, но в конце концов преодолел болезнь и теперь чувствует себя хорошо:

«Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел. 

Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь.» (глава 2) 

«С тех пор прошло несколько лет, и Николай Николаевич забыл про свои болезни. Он жил, жил и чувствовал, что стал вынослив, как крепкое старое дерево, хорошо политое весенним дождем.» (глава 2)

В свои почти 70 лет Николай Николаевич чувствует внутри себя адскую жизненную силу:

«Николай Николаевич улыбнулся – нет, не им, а себе, своим мыслям, своей адской жизненной силе, которая билась у него в груди.» (глава 14)

Старик Бессольцев является добрым человеком, по мнению его внучки Лены:

«– Ты добрый! Я и тогда им ответила, что ты добрый.» (глава 4)

Николай Николаевич не умеет врать:

«Он хотел соврать Ленке, что, конечно, обнимал, но потом почувствовал, что покраснел, как мальчишка, – врать он совсем не умел, – и сознался, что не обнимал.» (глава 8)

Он считает, что нельзя поддакивать и угождать человеку, если ты с ним не согласен, даже если это твоя внучка:

«А с другой стороны, что ему было делать? Поддакивать ей во всем? А до чего это бы ее довело? Еще побежала бы к этому маленькому мерзавцу и простила его! Вот именно, поддакивать тоже нельзя – должна быть четкая позиция. И вообще что такое «поддакивать» – это же угодничество!.. Нет, такое не в его правилах.» (глава 8)

Николай Николаевич всегда тяжело переносит чужие беды. Он очень страдает, когда его внучка Лена Бессольцева подвергается травле со стороны одноклассников:

«Его внучку дразнили Чучелом и так ее доконали, что она решила уехать, подумал Николай Николаевич и почувствовал, как ее беда больно ударила его в сердце: он всегда тяжело переносил чужие беды. Это было трудно для жизни, но он не хотел расставаться с этой привычкой, не бросал тяжелую, но дорогую ношу. И это была его жизнь и спасение.» (глава 4)

Николай Николаевич всегда старается сохранять спокойствие и делать свое дело:

«– Не обращай на них внимания. – Голос у Николая Николаевича дрогнул, выдавая волнение. – Учись у меня. Я всегда спокоен. Делаю свое дело – и спокоен. – Он почти крикнул с вызовом: – Ты слышала, они дразнили меня Заплаточником? Несчастные!.. Не понимают, что творят.» (глава 4)

В нем сочетаются трезвый взгляд на жизнь и наивная детская мечтательность:

«И вдруг Николай Николаевич почувствовал в себе, в своих окрепших мускулах, небывалую доселе силу. Может быть, произошло первое в мире чудо и годы не старили его, а укрепляли? Он засмеялся. Его всегда смешило сочетание в нем самой трезвой оценки действительной жизни и какой-то наивной детской мечты – например, что его жизнь вечна.» (глава 12)

Николай Николаевич в целом любит людей, просто потому что они люди, хотя каждый из них в отдельности может быть не самым хорошим человеком, как например, хулиганы Валька, Лохматый и Рыжий:

«– Может быть, ты их любишь? – Ленка с подозрением посмотрела на Николая Николаевича. 

Тот ответил не сразу – помолчал, подумал, потом сказал: 

– Конечно. 

– И Вальку? – возмутилась Ленка. – И Рыжего, и Лохматого?! 

– Каждого в отдельности – нет! – У Николая Николаевича от волнения перехватило горло, и он задохнулся. – А всех вместе – да, потому что они – люди!» (глава 4)

Николай Николаевич считает, что нужно быть милосердным и не мучить людей, так как мучения лишь ожесточают человека. По его мнению, можно презирать, наказать или помочь человеку, но не нужно мучить его:

«– А ты?… – Ленка резко повернулась к нему всем корпусом. – Ты бы тянул время, если бы знал про кого-нибудь страшную тайну? 

– Я бы не тянул, – строго ответил Николай Николаевич. – Никогда. Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным. 

– Милосердным? – спросила Ленка. Она задумалась над значением этого слова. 

– Знаешь, что такое «милосердный»? – продолжал Николай Николаевич. – Это человек, у которого «милое» сердце. Доброе, значит.» (глава 7)

При этом старик Бессольцев считает, что не нужно жалеть и прощать подлецов и предателей:

«– Прощать – пожалуйста!.. Но не предателей, – ответил Николай Николаевич. – Лично я не люблю подлецов. 

– Ты же сам говорил, что надо быть милосердным! – защищалась Ленка. 

– Говорил! Говорил! – снова закричал Николай Николаевич. – И никогда от этого не откажусь! Но ты считаешь себя милосердной только потому, что пожалела подлеца?… Это же смешно!» (глава 7)

Николай Николаевич является разносторонним человеком. Например, он умеет играть на фортепиано, хотя и очень редко садится за него:

«Тогда Николай Николаевич сел к пианино, что он делал чрезвычайно редко, и демонстративно открыл крышку. 

– Ну что ты так смотришь на меня? – спросил он у Ленки, перехватив ее взгляд. – Меня почему-то потянуло к музыке. И нечего меня гипнотизировать. 

Николай Николаевич заиграл громко и задиристо. Потом вдруг оборвал игру и молча, с немым укором посмотрел на Ленку.» (глава 4)

Николай Николаевич очень любит свою внучку Лену. Она для него самый близкий человек:

«Удивительно, до чего же он был недогадлив: просмотреть человека, который бок о бок жил с ним. Более того, горячо любимого и самого близкого человека, внучку, родную кровь. На что это похоже?» (глава 10)

Его главная мечта заключается в том, чтобы его внучка Лена полюбила этот старинный дом и картины, приросла к родному месту и навсегда осталась здесь среди картин:

1. «Самая главная мечта его заключалась в том, что он хотел, чтобы Ленка полюбила дом и картины, которые его населяли, как он сам все это любил.» (глава 10)

2. «А когда ты сюда приехала, я, старый дурак, размечтался, решил: и ты к родному месту прирастешь и проживешь здесь длинную череду лет среди этих картин. Пусть твои родители носятся по свету, а ты будешь жить в родном доме… Тоже всегда. Не вышло.» (глава 4)

Николаю Николаевичу очень не хочется, чтобы Лена уехала от него, однако травля в школе вынуждает девочку покинуть город. Старик Бессольцев решает уехать из города вместе с любимой внучкой:

«…а главное состояло в том, что ему страшно не хотелось, чтобы Ленка уезжала.» (глава 4)

На прощание он дарит городу все свои картины и свой старый дом, чтобы в нем основали музей художника Бессольцева, его прапрадеда:

«– Ребята! Я только что узнала, что всем нам хорошо известный Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены, подарил городу свой дом и коллекцию картин, которую собирали многие поколения Бессольцевых и которая принадлежит кисти их предка, художника, жившего в девятнадцатом веке!.. Теперь у нас тоже будет свой городской музей! 

– Музей?! – Ленка была потрясена. 

– А сколько ему заплатили? – с любопытством спросил Валька. 

– Я же объяснила – он это все подарил! – вновь радостно сказала Маргарита Ивановна.» (глава 14) 

«– Ты уезжаешь? Со мной? – спросила Ленка, не трогаясь с места. – Ты бросишь свой дом?!» (глава 14) 

Делая этот подарок городу, Николай Николаевич поступает как замечательный, редкий человек, по словам Маргариты Ивановны, классного руководителя Лены:

«– Позвольте передать вам… – Маргарита Ивановна разволновалась, – наше восхищение… Вы такой человек! Такой человек!.. Я впервые в жизни встретила такого замечательного человека. Спасибо вам! Честное слово, я сейчас разревусь… 

– Извините. – Николай Николаевич был крайне смущен.» (глава 14)

Также он дарит школе, в которой училась Лена, свою любимую картину «Машка». Лена понимает, насколько Николаю Николаевичу дорога эта картина. Девочка восхищается величием своего дедушки:

«И вдруг, мгновенно осененный, вдруг понявший, что это необходимо сделать, он поднял над головой картину, по-прежнему завернутую в полотенце, вышитое крестом, и сказал: 

– Эта картина мне очень дорога. Тут изображена наша старинная согражданка. – Николай Николаевич строго посмотрел на Маргариту Ивановну. – Она была вашей предшественницей, учительницей русской словесности здесь, в городке… почти сто лет тому назад. – Он улыбнулся: – Не думайте, что это было так уж давно… Она всего лишь моя бабушка… – И добавил просто и тихо: – Эту картину я дарю вашей школе. 

– Дедушка! – сказала Ленка в страхе и в немом преклонении перед поступком Николая Николаевича. – Де-душ-ка! 

Нет, даже она не могла понять в эту секунду величие своего деда, Николая Николаевича Бессольцева.» (глава 14)

Когда Лена и Николай Николаевич уезжают из города, некоторые ребята, судя по всему, жалеют о том, что травили бедную девочку и обзывали ее дедушку. К сожалению, ничего изменить уже нельзя:

«– На каких людей мы руку подняли! – нарушил тишину Васильев и тяжело вздохнул: – Э-э-эх! 

– Все из-за Сомова! – Лохматый подлетел к Димке, крепко сжав кулаки. 

– У-у-у, – понеслось со всех сторон, – Со-мо-о-ов!» (глава 14)

Аспектный анализ

        повести В.К. Железникова «Чучело»

(на уроках внеклассного  чтения)

      При работе над повестью «Чучело» обратимся к одному из аспектов филологического анализа, который предполагает взаимодействие двух подходов к тексту: литературоведческого (о нём говорилось выше) и лингвистического, опирающегося «на рассмотрение «первоэлемента» литературы – языка» (Никол. С. 5).

      Объектом нашего анализа выберем субъектную организацию текста как одну из точек «функционального схождения значимости всех элементов»(Никол. С.8), по определению А.П. Скафтымова.

      В субъектной организации текста, в свою очередь, выделим две семантические доминанты («доминанта — тот компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов»(Никол. С 168)):

1) заглавие повести, которое, занимая сильную позицию, «рассматривается  исследователями как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение собственно авторской интерпретации»

2) имена собственные, поскольку они выражают позицию автора, а также, являясь регулярно повторяющимися элементами текста, «приобретают мотивированность в структуре целого… Их рассмотрение позволяет выявить особенности авторского отношения к персонажам и систему их связей в тексте»(Никол с.168)

Заглавие  повести

      Заглавие повести «Чучело» направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее, поскольку сразу указывает на  конфликт между   личностью и социумом, т.е. людьми, которые дали ей это обидное прозвище: чучелом обычно называют, точнее, обзывают, дразнят внешне несимпатичного человека.

      «Чуча, чучело, чучелка, пугало на огороде, шугало; подобие человека, кукла; набитая кожа зверя, животного, птицы; (бран.) уродина, безобраза»(Даль 4 т, с 616) – в этом ряду стоит это слово в словаре Даля.

     Восходит оно к пермскому слову «чуча» со значением «пугало, чучело»(Фасм. Т. 4 с. 389). Образовано переходом из одной части части речи в другую, при котором изменился морфемный состав слова, подобно многим словам русского языка:

  • крыл-о  от  глагола кры-л-о в форме прош. вр. среднего рода (крыть)
  • рыл-о   от ры-л-о (рыть)
  • пугало —  от глагола пугать
  • шугало – от глагола шугать («пугать, прогонять (особенно хищных птиц)»; шугай — «пугало на огороде» калужск. …По-видимому, образовано от межд. шугу! шу!, которым пугают птиц» (Фасмер, т.4 с.483)).

      Внутренняя форма слова чучело сходна с вышеприведёнными словами и означает «орудие, с помощью которого совершается какое-то действие».

      Чучелом назвал главную героиню повести Лену Бессольцеву в первый день в новой школе её одноклассник по прозвищу Рыжий. Сначала, увидев её открытую улыбку («Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка – до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.») (Текст с.55), он закричал дразнилку: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»(Текст 55с.). Чучелом он назвал её позже, когда во время разговора о её дедушке, прозванном в этом городке Заплаточником, девочка искренне смеялась вместе со всеми, не предполагая ничего обидного в словах ребят.

      Пересказывая потом всё это дедушке, она стыдилась самой себя: «Я вижу, вижу себя со стороны – ну просто я была какая-то дурочка… Правда, дурочка с мороза».(Текст с.62)

      Во время того школьного разговора за Лену вступился Дима Сомов, мальчик из этого же класса: «Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик»».(Текст с. 64)

      Давайте попробуем проследить, как в тексте реализуется связь семантически не родственных слов пугать (пугало) и печалиться (печаль).

      Когда Лена рассказывала дедушке обо всём, что случилось на каникулах из-за отмены поездки в Москву, одноклассника Димку она опять сравнила со скульптурой «Уснувший мальчик», который всегда казался её грустным, а в день перед отъездом – особенно печальным: «Он на Димку похож. Только у «Уснувшего мальчика» улыбка испуганная, а у Димки надменная. А это большая разница. Раньше я этого не понимала. А теперь поняла, что я люблю испуганных людей. Ну, они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других». (Текст с. 130)

      Этот «испуг за других», переживание, страх за других свойственен прежде всего самой Лене. Именно поэтому она и взяла Димину вину на себя, избавив его от страха перед Железной Кнопкой и одноклассниками.

      Однако она не предполагала, что за это ей самой придётся чуть ли не  взойти на костёр.

      Слово печаль этимологически восходит к глаголу печь, родственники которого – и опека (печься, заботиться о ком-нибудь), и печать (одно из значений – клеймо, выжигаемое на шкуре животных: на школьном платье Лены останутся следы от огня). (См. Фасмер) Поэтому печаль как испуг за другого – печёшься о другом – можно сравнить с горением сердца, внутренним огнём. Какая ещё метафора ассоциируется с этими? Конечно, жар души, огонь, пламя любви (ведь Дима Лене нравился, его сестра дразнила их «Тили-тили-тесто, жених и невеста!»).

      Когда Лохматый стащил Ленкино платье и ребята сжигали его на костре, сделав из него чучело самой Лены, метафора стала явью, материализовалась – «испуг за другого» привёл к сжиганию Пугала, Чучела – а ведь это прозвище самой Лены. А поджигать платье заставили Сомова. И он сделал

это. На глазах у Лены. (Это одновременно и его падение в её глазах, тоже материализовавшееся: «Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель».(Текстс. 210))

      «Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь, смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжёт, печёт и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла. …Я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня… Я бросилась к костру… мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!»(Текст с. 210)

     Итак, время метафор закончилось. Всё стало превращаться в жуткую реальность: ты была Чучелом, уродиной, пугалом на словах – теперь становишься на деле. Словно ребята сжигают на костре ту Ленку, которая была доброй, беззащитной, всё понимающей, прощающей и любящей. Словно огонь вызвал к жизни её другую сторону, тоже бесстрашную, однако уже не «горящую за других», а других сжигающих, точнее, освещающих те уголки их души, которые раньше прятались за словами, за масками, а теперь Горящее Чучело всё вытащило на свет, всё потаённое собою осветило.

      Снова происходит реализация метафоры: обидное прозвище Чучело становится реальным «пугающим орудием», угрозой для тех, кто раньше так  бесстрашно обзывал Лену:

  1. «Я сильная стала…  сама вырвала из огня чучело и стала им размахивать над головой, наступая на всех. Чучело уже прихватилось огнём, от него летели искры, и все они испуганно шарахались от этих искр».(Текст с. 210)
  2. Когда вечером к Бессольцевым приходит Васильев и говорит, чтобы она не уезжала, жестоко называя её при этом трусихой, Лена надевает обгоревшее платье, стрижётся в парикмахерской наголо, превращаясь тем самым в чучело внешне. Происходит странная метаморфоза: почувствовав себя уничтоженной, сожженной, она обрела свободу от всех человеческих условностей, ценностей, диктующих человеку, что надо быть красивым и привлекательным внешне, а не внутренне, она пришла к осознанию ценности своей души, своей личности, которая не равна внешности. Её дедушка, по сути, такой же – его прозвали Заплаточником из-за старого пальто, и никто не понимает, зачем он тратит свои деньги на картины.
  3. Лена в образе настоящего чучела является на день рождения к Димке и каждому говорит правду о нём самом (вытаскивает их тайны на свет, как было сказано раньше). Ребятам становится страшно от того, что они видят своё слово (Чучело) ожившим, воплотившимся в жизнь (раньше они утверждали, что всё это шутка, не чувствуя, какую боль наносят Лене), а также им неприятно, даже страшно узнать истины о себе и друг о друге: «Исчезла, испарилась Ленка, будто её здесь и не было. В комнате стояла жуткая,  неправдоподобная тишина». (Текст с. 240)

      Дети и подростки привыкли с лёгкостью давать друг другу прозвища, иногда даже сочиняют их для себя, тем самым реализуя  свою возможность сыграть как можно больше ролей в мире, который они осваивают, играя. И Ленино прозвище Чучело многие воспринимают как один из вариантов её имён, не наносящих ей обиды.

      Когда, увидев, как ребята «гоняют» теперь Димку Сомова, Лена оказалась в классе последний раз, «ребята весёлой гурьбой окружили Ленку:

      — Привет, Чучело!

      — Здорово!

      — Наше вам!..

      — Оказывается, ты молодец, Бессольцева! – Лохматый хлопнул Ленку по плечу.

      — Разрешите пожать вашу лапку, — паясничал, как всегда, Рыжий, пожимая Ленкину руку».(Текст с. 255)

      Как легко оказалось им перейти от ненависти и злобы («Чучело предатель! Долой Чучело! Бойкот Чучелу!») к симпатии и уважению («- Вот хорошо, что ты ещё не уехала. – Сама Железная Кнопка, улыбаясь, приближалась к Ленке. – Что же ты нам сразу всё не сказала?.. Впрочем, это твоё личное дело»(Текст с.255))! Неужели всё, что они творили, неужели травля и костёр были ужасом только для Лены?! Неужели они не испытали стыда за свои поступки? Неужели не ужаснулись собой? Неужели их «справедливость», которая «должна восторжествовать»(Текст с. 256), торжествует только при моральном уничтожении человека? Нужна ли такая справедливость человеку, людям?

      Всё-таки унижение и страдания Лены были не напрасны: когда она отказалась поддержать бойкот Сомову и сказала: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»(Текст с. 257), когда ребята узнали, что её дедушка подарил свой дом и картины городу («Даром? Всё-всё даром?..»(Текст с. 259)), система ценностей многих ребят стала рушиться(Текст с.263 – 269) :

      « — На каких людей мы руку подняли!» (Васильев)

       « — Я всегда был как все. Все били – я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться.- Он почти кричал или почти плакал: — А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий» — я всё буду делать по-своему, как считаю нужным. – И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождённо вздохнул».

      «- А я хотел быть сильным, — сказал Лохматый и посмотрел на свой кулак. – Думал, останусь в лесу, как отец. И будут меня все бояться… Вот и порядок настанет. … Хорошо бы себе мору набить…»

      « — Всё из-за неё! Из-за  неё! — твердила Миронова, вытирая слёзы. — Из-за матери моей… Она считает, что может жить как хочет… и делать что хочет… И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы всё было шито-крыто!.. И вы такие же!» (Железный характер у девочки! Трудно сознаться, что иногда не прав ты, а не другие!)

      Когда на подаренной школе картине, написанной много лет назад, они увидели девочку, так похожую на Ленку («голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищённая, но какая-то светлая и открытая»)(Текст с.270), тогда «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил». (Текст с. 271)

      Последняя фраза «Чучело, прости нас!» опять возвращает читателя к началу повести. К её названию. И слово «чучело», став именем собственным, здесь уже не обидное прозвище, а крик души (ведь слово этимологически  восходит к крику, пугающему птиц), знак признания доброты, внутреннего содержания человека, а не его внешности и отдельных поступков. Первый шаг к изменению самих себя, к «прорастанию личности» некоторые ребята (конечно, не все!) тем самым уже сделали. Дальше им предстоит выбирать свой путь самим. Без помощи Чучела.

Имена собственные в повести «Чучело»

      Поскольку предыдущий аспектный анализ текста тоже касается проблемы, связанной со значением имени собственного, то систему подобных слов и их сюжетную функцию мы будем рассматривать с той точки зрения, кто из персонажей имеет не только имя и/или  фамилию, но и прозвище и как это помогает понять авторский замысел.

      Имена собственные основных персонажей повести (к ним отнесём Лену, её дедушку, а также одноклассников, принимавших участие в конфликте) соотнесём с прозвищами и выясним их значения.

Таблица 5

Имя и фамилия

Прозвище

1. Николай Николаевич Бессольцев

1. Заплаточник

2. Лена Бессольцева

2. Чучело

3. Дима Сомов

3. Постоянного прозвища нет

4. Миронова

4. Железная Кнопка

5. Шмакова

5. Нет прозвища

6. Валька

6.  Живодёр

7. Нет имени и фамилии

7. Лохматый

8. Толик

8. Рыжий

9. Попов

9. Попик

10. Васильев

10. Нет прозвища

     В том, какие прозвища ребята дают людям, отражается их взгляд на мир, их система ценностей.

«Чучело» главные герои

«Чучело» главные герои

Главные герои “Чучело” — ученики шестого класса, которые существуют по законам стаи. Общеизвестно, что дети порою — самые безжалостные существа, и Железников показывает такую ситуацию правдиво, без прикрас. Лена Бессольцева, новенькая девочка, приехавшая из другого города, становится изгоем в классе и получает кличку “Чучело”. Только в конце произведения дети понимают чудовищность своих поступков и видят Лену другими глазами. В повести “Чучело” герои, по сути совсем ещё дети, показаны лицемерными и жестокими.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Чучело”

Главные герои

Лена Бессольцева

Главная героиня, девочка лет 12.

Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Со своей искренностью, прямотой она никак не вписываются в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней. У Лены сильный характер и стойкие принципы. Она умна, добра и непреклонна в вопросах правды, не умеет врать и подстраиваться. Ситуация складывается так, что ей объявляют бойкот, обвинив в предательстве. Лена ждёт, что настоящий виновник сам признается, но напрасно. Кульминацией становится её появление на дне рождения Сомова в обгорелом платье, остриженной наголо. Она говорит правду шокированным одноклассникам.

Николай Николаевич Бессольцев

Дедушка Лены.

Пожилой человек, нелюдимый, необщительный. Одноклассники Лены прозвали его Заплаточником за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок. Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. Его характер не позволяет добиваться правды и бороться со “всем миром”. Узнав, что одноклассники зверски травили Лену, он решает уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену.

Маргарита Ивановна

Классная руководительница 6 “А”.

События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.

Дима Сомов

Одноклассник Лены.

Сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы.

Железная Кнопка

Одноклассница Лены по фамилии Миронова.

Она лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с людьми, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь.

Второстепенные персонажи

Валька

Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный.

Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много денег.

Шмакова

Одноклассница Лены.

Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Она хитра, любит внимание мальчишек, заводит себе “рабов”. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Повесть В. К. Железникова «Чучело» привлекла мое внимание в первую очередь своим названием. Затем, когда я узнала, что это прозвище девочки, моей ровесницы, мне стало интересно, с чем оно связано. Читая о событиях, произошедших с Леной Бессольцевой, я обратила внимание на то, что в произведении, кроме нее, героям присваиваются различные прозвища. Я заинтересовалась этим вопросом, решила подумать над ним и попытаться определить, какую роль играют в повести прозвища.

В книге я нашла 8 прозвищ: Чучело, Железная Кнопка, Лохматый, Рыжий, Живодер, Сомик, Попик, Заплаточник. 7 из них – прозвища детей, Заплаточником называют взрослого человека, деда главной героини Лены Бессольцевой.

Рассмотрим прозвища, показавшиеся мне наиболее интересными.

Во-первых, Чучело. Это прозвище Лена Бессольцева получает при первой же встрече со своими будущими одноклассниками:

«Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал:

“Ребята! У нас такая новенькая!..” – и зашелся хохотом».

Как мы видим, оно было подготовлено рекомендацией Рыжего («У нас такая новенькая!..»). Дальше Валька и Васильев комментируют ее внешность. Само же прозвище девочке дал тот же Рыжий:

«– Лохматый так и крикнул:

“По-те-ха! Ну и потешная ты, Бессольцева Лена!”

А Рыжий, разумеется, подхватил:

“Не потешная она. А чучело!”

“Огородное!” – захлебнулся от восторга Валька».

Ребята сразу показали себя не с лучшей стороны. Выражение «чучело огородное» имеет неодобрительную, ироническую окраску. Фразеологический словарь русского языка поясняет: «Имеется в виду, что лицо имеет отпугивающий, отталкивающий внешний вид, смешно, неприятно и некрасиво выглядит». Прозвище получилось недоброе.

Но пока все выглядит как веселая шутка. Так это воспринимает и сама Лена, будучи человеком с открытой душой. Для ребят же это было поводом развлечься.

Первой злобу и презрение в прозвище Лены вкладывает Шмакова:

«А на прощание, наконец, посмотрела на меня, как будто только что заметила, презрительно фыркнула и тихо сказала:

– Ну и чучело!»

Шмакова сильно недовольна тем, что Лена занимает ее место. В то же время она не хочет, чтобы ее недовольство было замечено, поэтому говорит тихо.

Недовольство Рыжего в связи с сорвавшейся поездкой в Москву уже звучит как угроза:

«Ну я им покажу! – Рыжий вырвался из рук матери. – Ну у меня Чучело попляшет!..»

Когда одноклассники гнали Лену по городу, они выкрикивали ее прозвище:

«В это время издалека, откуда-то сверху, из чистого, прозрачного высокого неба, какое бывает только в сухой погожий осенний день, донесся крик:

– Чу-че-ло!

– Пре-да-тель!..»

Прозвище, звучащее на фоне чистого, прозрачного высокого неба, усиливает чувство жестокости, с которой происходит травля девочки.

Для Лены это становится страшным жизненным уроком.

На примере этих эпизодов мы видим, как прозвище, данное в шутку (хотя шутка и недобрая), приобретает все новые оттенки. Происходит нарастание злобы в душах детей.

Все это достигает кульминации в сцене сожжения чучела. В этой сцене все активны ‒ Железная Кнопка и Шмакова сооружают чучело, мальчишки волокут Лену в сад.

Страшно выглядит всеобщее веселье вокруг чучела, а затем его сожжение. В этой ситуации подло ведет себя Дима. Кажется, будто Лена осталась одна во всем мире. И те, кто ее поддерживал, отвернулись от нее. Когда она пыталась спасти чучело, возникает ощущение, что она спасает сама себя. Не зря она оговаривается: «На шее у меня, то есть у чучела…» Жестокость одноклассников Лены в этой сцене достигает своего предела.

Решение постричься Бессольцева приняла из-за того, что хотела доказать всем: она ничего и никого не боится – даже чучелом быть не боится. Вот для этого она и побежала в парикмахерскую, чтобы остричься наголо и стать настоящим страшилищем.

Этот поступок характеризует ее как человека, который не сдается и идет к своей цели, то есть пытается доказать правду любым путем.

Последняя фраза, которую произносят шестиклассники, «Чучело, прости нас!», в отличие от всех предыдущих, была наполнена сожалением и грустью.

Рыжий запустил это прозвище, он же и произносит его в конце, как бы подчеркивая, что история, развернувшаяся вокруг Чучела (Лены Бессольцевой), не пройдет бесследно для каждого из них.

А теперь попробуем разобраться с прозвищем «Железная Кнопка», на которое сама девочка вообще никак не реагирует. В связи с этим можно предположить, что оно ее устраивает.

«– Наплевать нам на Миронову, – расхрабрился Валька. – Кто она такая – Миронова?.. Кнопка.

– Железная, – наставительно вставил Рыжий.»

Судя по словам Вальки, Миронова – девочка невысокого роста, маленькая.

А теперь обратим внимание на реакцию Рыжего на слова Вальки: «Железная, – наставительно вставил Рыжий». Слово «наставительно» говорит о том, что главным в словосочетании «железная кнопка», вопреки законам лингвистики, является не слово «кнопка», а слово «железная».

«‒ …у Мироновой очень сильная воля. Я тогда снова подумала: не зря ее прозвали Железной Кнопкой, не зря», ‒ говорит о ней Лена Бессольцева. ‒ «Она не из тех, которые прощают.»

Именно Лена определяет основное качество характера Мироновой: «Она – не я. Она сама кого хочешь испугает. Она мне нравится, только она очень беспощадная».

Ее беспощадность проявляется во всем: Миронова начинает поиски предателя, объявляет бойкот. Затем, когда открывается правда, так же воинственно готова преследовать Димку. Она задает темп всей истории, ведь без неё не случилось бы того, что произошло с Леной.

Мысли ее четко сформулированы, выражены отточенными фразами. Кнопка не говорит, а чеканит: «Ни-ког-да!» То, что она произносит, ‒ закон ее жизни. Это подчеркнуто тем, что глаза ее загорелись неподдельным пламенем негодования.

В разговоре с одноклассниками она может быть строга, высокомерна, ее резкий голос может звучать зловеще. Слова ее могут быть полны презрения ко всем остальным. Когда она возмущена, то может кричать, будто кнутом стегает. Наверное, «Кнопка» она еще и потому, что, как остриём, колет своими словами.

Миронова не боится никого ‒ ни одноклассников, ни учителей.

Безусловно, в ней много качеств, достойных уважения, но стоит прислушаться к словам Н. Н. Бессольцева: «Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».

Все прозвища, кроме данных на основании фамилий, носят в большей или меньшей степени оценочный характер и характеризуют как самих носителей, так и тех, кто их дает.

Благодаря прозвищам мы начинаем понимать замысел писателя. «Писатель осуждает жестокость и беспринципность, бездушие и черствость, решительно отстаивает высокие нравственные законы человеческого благородства и сострадания, рыцарского отношения к людям», ‒ делает вывод во вступительной статье к повести В. Л. Разумневич.

Виктория Мичурина, 13 лет, г. Саратов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проектная работа по литературе 5 класс на тему русские народные сказки
  • Прозвище в русских народных сказках комар
  • Проектная работа на тему рассказ о слове 3 класс
  • Прозвище белая ворона известно всем сочинение
  • Проектная работа 3 класс русский язык рассказ о слове

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии