5
Распредели героев сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по группам. Положительные герои: Отрицательные герои: Гер
Распредели героев сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по группам.
Положительные герои:
Отрицательные герои:
Герои-помощники:
Нейтральные герои:
1 ответ:
0
0
<span> Распределить героев сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по группам можно так:
</span>
Положительные: Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.
Отрицательные: Царица.
Нейтральные: царь и чернавка.
Герои-помощники: солнце, ветер, месяц, пес.
Читайте также
Кто либо з вас когда-нибудь мечтал? Уверен все. Лично моя мечта заключается в прогрессе, ведь это было бы так круто, если бы мы могли путешествовать во времени, по другим вселенным и т.д. Ведь уже написано столько фантастических книг на эту тему, снято фильмов, а вдруг, вдруг это всё когда-нибудь станет явью…
Тонкие вопросы:кто?что?как?
Толстые вопросы:почему?правильно ли я понял(а)?,зачем?
И затем придумывайся сам(а)
Я бы хотела кавказского пленника, потому что его роль на самом деле захватывающая
Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный,
человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в
небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным
сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года
просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он
сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь.. .
Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря
которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и
сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг —
победив самого себя, свои страхи и сомнения. На пути к «стольному
Киеву-граду» , ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку
побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей
города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в
Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным
людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя
своему предназначению: сражаться со злом. Любой герой не был бы
таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические
поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось
вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи
олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — концентрация силы злой.
В отличие от героя-богатыря, образ Соловья — полностью вымышленный,
сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X —
начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных
кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от
посвиста соловьего да от крику звериного трава мурава пожухла вся,
лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво
лежат! » — в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея,
несущего смерть и разруху.
Победив Соловья-Разбойника, Илья
привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по
настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть
в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху.
По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в
уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой
правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа. Илья
Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради
Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание.
Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону,
которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не
писана» . «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный
Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую
да за русский народ! » Этими словами заканчивается один из пересказов
былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не
конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого
— вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях.
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок. От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа! Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем. Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его. И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность. Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей. Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни. Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли. И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке. И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку. Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете. Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы. Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море. Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету. Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти. Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Проблемный урок чтения
в 4 класс
Структура проблемного урока
Цель урока |
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
З |
I. Создание проблемной ситуации |
Формулирование вопроса: «Почему не получается?» |
II. Постановка учебной задачи |
Формулирование темы урока и его задачи |
|
III. Поиск решения |
Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез |
|
IV. Выражение решения |
Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. |
|
V. Реализация продукта |
Представление продукта учителю и классу. |
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.
Тема : А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
(продолжение).
Цель: Учить анализировать произведения.
Задачи: 1) Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках
2) Развивать память, речь, внимание;
3) Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, словари
Ход урока:
- Мотивация
Я хочу с вами поделиться частичкой доброты. Доброта спасёт мир. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
2.Актуализация знаний
— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
-Что мы можем узнать из названия?(в сказке герои царевна и семь богатырей)
-А кто такой богатырь? (ответы детей)
Мы получили неоднозначные ответы.
Как мы можем узнать ответ на вопрос? ( спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ)
Работа в группах.
1группа- узнаёт у взрослых
2 группа-читает в словаре Ожегова
3 группа- СВОЁ МНЕНИЕ
Проверка всех трёх определений.
-Докажите, что это произведение действительно сказка
Работа в группах
- зачин
- волшебные предметы
- сказочные слова и выражения
- троекратный повтор
- борьба добра и зла
- добро побеждает зло
- концовка
Группы представляют своё исследование.
— Как вы думаете, кто в этой сказке главный герой? (царевна)
— Есть ли еще герои в сказке?
(королевич — Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер)
( помещаю на доске слова- надписи).
— А на какие группы можно разделить всех этих героев?
(Дети высказывают свои предположения)
Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники) Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему?
Дети работают в парах
Проверяем работу.
|
— Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?
( вокруг нее разворачиваются все события)
Дети высказывают свои предложения.
Проблемный вопрос!!!!
— А почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?
( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)
4. Постановка учебной задачи
— Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
Какова цель урока? (выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну)
Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора
5.. Поиск решения
2. Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ
- У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? ( черты характера)
- попробуйте разделить их на 2 столбика
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
— Как разделили эти слова? И почему именно так?
( ответ: это черты характера – положительные и отрицательные)
— Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?
( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)
- Характеристика героев
1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО ВАРИАНТАМ
Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»
( проверяем)
РАЗМИНКА (физминутка)
2)-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев
(выборочное чтение)
Царевна –
а) белолица, черноброва… (стр. 74)
б) речь (стр. 76)
в) любящая (стр. 80). Почему отказала?
г) как она разговаривала с нищей Черницей? (стр. 82)
д) как к ней относится автор?
е) а как вы относитесь к ней?
Царица –
а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)
б) завистливая (стр. 76)
в) злобная (стр. 75)
г) как к ней относится автор? (ответ: она умирает от злобы и ненависти)
д) а как вы к ней относитесь?
— Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а также, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.
6. Выражение решения
3.Работа со схемой
Семеро
Любит как братьев, уважает
Тоже Не перечит
Елисей Любит Царевна Царица
Любит уважает Завидует, ненавидит
Жалеет Чернавка
- Реализация продукта
Вывод: Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.
— А царевна, что всем окружающим дарит? (ответ: добро)
— Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)
-Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть — один из главных пороков.
Итог урока:
— Какова же главная мысль этого произведения?
Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают.
Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».
Рефлексия
Оцени себя:
На уроке я
- Работал в группе
- Работал в парах
- Отвечал на вопросы
- Работал с учебником
- Составлял синквейн
Журнал.
- -Поставь отметки на оценочной шкале.
- Оцени, насколько тебе понравился урок
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Насколько трудны для тебя были задачи урока
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцени своё усердие в решение этих задач
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Насколько сплоченно работала твоя группа
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
Домашнее задание.
- Выучить наизусть обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
Приложение
ЗАДАНИЕ 1
РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:
королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.
Положительные |
Отрицательные |
нейтральные |
Герои-помощники |
ЗАДАНИЕ 2
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
«Сказка о мертвой царевне» главные герои
Традиционно яркими и глубокими чертами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи — всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения — жемчужины русской литературы. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
Царевна
Главная героиня, юная добрая девушка.
При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзание зверям. Царевна долго бродит по лесу и находит терем, где хозяйничает, готовит, остаётся ночевать. Семь богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.
Королевич Елисей
Жених царевны.
Узнав о её пропаже, отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.
Она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданое ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается монашкой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки, узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.
Семь богатырей
Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна.
Они принимают её, как родную сестру. Привыкнув к ней и полюбив, братья начинают ссориться и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды, вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой и оставляют в хрустальном гробу в скале.
Второстепенные персонажи
Чернавка
Служанка царицы.
Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.
Посмотрите, что еще у нас есть: