35 КИЛО НАДЕЖДЫ
Моему дедушке и Мари Тонделье
Я ненавижу школу.
Ненавижу ее пуще всего на свете.
Нет, даже еще сильней…
Она испортила мне всю жизнь.
До трех лет, точно могу сказать, я жил счастливо. Я плохо это помню, но так мне кажется. Я играл, по десять раз подряд смотрел мультик про медвежонка, рисовал картинки и придумывал миллион приключений для Гродуду — это был мой любимый плюшевый щенок. Мама рассказывала, что я часами сидел один в своей комнате и не скучал, болтал без умолку, вроде как сам с собой. Вот я и думаю: наверно, счастливо мне жилось.
Тогда, в детстве, я всех любил и думал, что меня тоже все любят. А потом, когда мне исполнилось три года и пять месяцев, вдруг — бац! — в школу.
В первое утро я вроде даже был рад. Родители наверняка все лето мне талдычили: «Вот здорово, милый, ты пойдешь в настоящую школу…» «Смотри, какой красивый ранец тебе купили! Ты пойдешь с ним в школу!» Ну и все такое… Они говорят, я даже не плакал. (Я вообще любопытный, наверно, хотел посмотреть, какие там у них игрушки и есть ли «Лего»…) В общем, к обеду я вернулся довольный, все съел и побежал в свою комнату, рассказать Гродуду, как интересно было в школе.
Если бы я тогда знал, то как следует посмаковал бы те последние счастливые минуты, потому что сразу после этого моя жизнь пошла наперекосяк.
— Пошли. — сказала мама.
— Куда?
— Как куда… В школу!
— Нет.
— Что — нет?
— Я больше туда не пойду.
— Вот как? Почему же?
— Хватит уже, видел я эту школу, ничего там интересного. У меня тут полно дел, дома. Я обещал Гродуду сделать ему такую машинку, чтобы искать косточки, а то он их много зарыл у меня под кроватью, а найти не может, так что некогда мне в школу ходить.
Мама присела передо мной на корточки. Я замотал головой.
Она стала меня уговаривать. Я заплакал. Она подняла меня на руки, я завизжал. И тогда она влепила мне затрещину.
Первую в моей жизни.
Вот так.
Вот тебе и школа.
Так начался кошмар.
Я миллион раз слышал, как родители рассказывали эту историю. Своим друзьям, воспитательницам, учителям, психологам, логопедам и консультанту по профориентации. И до сих пор каждый раз, когда ее слышу, я вспоминаю, что этот самый детектор косточек для Гродуду я так и не сконструировал.
А сейчас мне тринадцать лет, и я учусь в шестом классе. Да, сам знаю, что-то тут не так. Не надо загибать пальцы, сам объясню. Два раза я оставался на второй год: в начальной школе во втором и вот теперь — в шестом.
Из-за этой школы в доме вечно скандалы, сами понимаете… Мама плачет, а отец орет на меня, или, наоборот, мама орет, а отец молчит. А мне плохо, когда они такие, но что я могу поделать? Что им сказать? Ничего. Я ничего не могу им сказать, потому что, если открою рот, будет еще хуже. А они долдонят мне одно и то же, как попугаи: «Работай!» «Работай!» «Работай!» «Работай!» «Работай!»
Да понимаю я, понимаю. Не совсем я все-таки тупой. Я бы и рад работать, да вот беда — не получается. Все, чему учат в школе, для меня китайская грамота. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Водили меня к миллиону докторов, проверяли глаза, уши, даже мозги. Времени потратили уйму, а заключили, что у меня, видите ли, проблема с концентрацией внимания. Обалдеть! Я-то сам знаю, что со мной, меня бы спросили. Все со мной в порядке. Никаких проблем. Просто мне неинтересно. Не-ин-те-рес-но. И все.
Хорошо в школе было только один год — в старшей детсадовской группе. Там у меня была воспитательница Мари. Вот ее я никогда не забуду.
Я теперь думаю, Мари пошла работать в школу, чтобы заниматься тем, что ей нравилось по жизни: рукодельничать да мастерить всякую всячину. Я ее сразу полюбил. С самого первого дня. Платья она сама себе шила, свитера сама вязала, украшения сама придумывала. Не было дня, чтобы мы не приносили что-нибудь домой: ежика из папье-маше, котенка с бутылочкой молока, мышку в ореховой скорлупке, вертушки, рисунки, аппликации… Вот это была воспитательница — мы у нее не только перед Праздником мам работали в охотку. Она говорила: не зря прожит тот день, когда ты что-то сделал своими руками. Теперь я думаю, что от этого счастливого года и пошли потом все мои несчастья, потому что именно тогда я понял одну простую вещь: больше всего на свете мне интересны мои руки и то, что они способны смастерить.
Еще скажу про Мари: отлично знаю, чем я ей обязан. Сносной успеваемостью в подготовительном классе — вот чем. Она-то поняла, с кем имеет дело. Знала, что я готов разреветься, если меня просят написать свое имя, что я ничегошеньки не запоминаю и для меня даже считалочку прочесть наизусть — тихий ужас. В последний день перед каникулами я пришел с ней попрощаться. В горле стоял ком, и говорить было трудно. Я протянул ей свой подарок — это была суперская карандашница, с выдвижными ящичками для скрепок и для кнопок, гнездышком для ластика и еще всякими наворотами. Сколько я ее клеил и раскрашивал — с ума сойти. Мари была довольна, я видел, и, по-моему, волновалась так же сильно, как я. Она сказала мне:
— У меня тоже есть для тебя подарок, Грегуар…
Это оказалась толстая книга.
— На будущий год, — добавила Мари, — ты пойдешь в подготовительный класс, к мадам Даре, и должен будешь очень-очень стараться… Знаешь зачем?
Я покачал головой.
— Чтобы прочесть все, что здесь написано.
Дома я попросил маму прочесть мне название. Она положила толстую книгу на колени и сказала:
— «1000 дел для умелых рук». О-ля-ля, это сколько же всего предстоит!
Мадам Даре я ненавидел. Ненавидел ее голос, ее кривлянья, то, что она вечно обзаводилась любимчиками. Но я все-таки научился читать, потому что очень хотел сделать бегемота из коробки от яиц со страницы 124.
В моей педагогической характеристике Мари написала: «У этого мальчика голова как решето, золотые руки и большущее сердце. Если постараться, из него выйдет толк».
В первый и последний раз за всю мою жизнь работник народного образования сказал обо мне доброе слово.
В любом случае я знаю массу людей, которым это все тоже не нравится. Вот вы, например, если я спрошу: «Школу любите?» — что ответите? Покачаете головой: нет, понятное дело. Разве что подхалимы из подхалимов скажут «да» или уж такие «ботаники», которым и впрямь нравится каждый день ходить проверять свои способности. Но я не о них… Кто все это любит по-настоящему? Да никто. А кто это по-настоящему ненавидит? Тоже мало кто. Мало, но есть. Такие, как я: их называют «лодырями» и «оболтусами», а у них все время болит живот.
Я просыпаюсь за час до будильника, а то и больше, и целый час лежу и чувствую эту боль в животе, как она набухает, набухает… К тому времени когда надо вставать с кровати, меня уже тошнит так, что кажется, будто я на палубе корабля в открытом море. Завтрак — мучение. Я вообще не могу ничего есть, но мама вечно стоит над душой, и хочешь не хочешь приходится запихивать в себя тосты. В автобусе боль сжимается в тугой-тугой комок. Если я встречаю по дороге ребят из класса, можно поговорить, к примеру, о «Зельде», тогда немножко отпускает, но когда еду один, комок душит меня. А самый ужас — это войти на школьный двор. Запах школы — вот что хуже всего. Запах мела и старых кроссовок, от которого трудно дышать и тошнота подкатывает к горлу.
К четырем комок начинает рассасываться, и я совсем его не чувствую, когда дома открываю дверь своей комнаты. Потом скручивает опять — это когда приходят с работы родители и начинают допытываться, как прошел день, и рыться в моем портфеле, чтобы проверить дневник, но уже не так сильно, потому что к их скандалам я привык.
Нет, вру, конечно. Ничего я не привык. В доме вечные скандалы, и мне никак не удается их избегать. Тяжело. Родители мои друг друга выносят с трудом, так что им обязательно что ни вечер надо как следует поругаться, только они не знают, к чему придраться, вот и пользуются мной — я с моими дерьмовыми отметками служу им удобным поводом. «Это ты виноват, это ты виновата!» Мама кричит, что отец никогда мной не занимался, времени на сына у него нет, а он ей отвечает, чтобы не валила с больной головы на здоровую, она сама меня, видите ли, избаловала.
Достало, как же это меня достало…
Меня это так достало, что вы даже представить себе не можете.
Я, когда они орут, мысленно затыкаю себе уши и стараюсь думать только о том, что в данный момент мастерю, например: космический корабль для звездных войн из «Лего-систем», или аппарат для выдавливания зубной пасты, или гигантскую пирамиду из деревянного конструктора «Каппас», да мало ли что. А потом начинается пытка уроками. Если мне помогает мама, всегда кончается тем, что она плачет. Если отец — плачу я.
Вот я вам все это рассказываю, а вы еще подумаете, что мои родители сволочи или третируют меня. Да нет же, нет, они у меня классные, просто классные… В общем, родители как родители. Все только из-за школы. Я, между прочим, из-за этого весь прошлый год записывал в дневник только половину заданий — чтобы меньше было скандалов и слез по вечерам. Честное слово, только поэтому, но у меня язык не повернулся сказать это директрисе, когда я заливался слезами в ее кабинете. Глупо ужасно.
Вообще-то я правильно сделал, что не сказал. Что она может понять, индюшка надутая? Все равно через месяц она меня отчислила.
Отчислила из-за физкультуры.
Этого вы еще не знаете: спорт я ненавижу почти так же, как школу. Не совсем уж до такой степени, но почти. Если бы вы меня только видели, вы бы поняли почему. Татами и я, как говорится, — это вещи несовместимые. Я не вышел ни ростом, ни мускулатурой, ни силой. Скажу вам больше: я натуральный хлюпик.
Бывает, я стою — руки в боки, грудь вперед — перед зеркалом и смотрю на свое отражение. Вид тот еще, выпитый червяк на занятиях по бодибилдингу, или еще тот, помните, что хотел вступить в легион в «Астериксе-легионере»? Вроде бы такой крепыш, а когда снимает плащ из звериных шкур, видно, что дохляк. Когда я смотрюсь в зеркало, всегда его вспоминаю.
Ну ладно, нельзя же все на свете брать в голову, на что-то можно и наплевать, иначе и свихнуться недолго. Так вот, наплевал я в прошлом году на физкультуру. Даже когда я пишу это слово, рот у меня сам собой растягивается в улыбку до ушей… Потому что на уроках физкультуры у мадам Берлюрон я посмеялся так, как не смеялся никогда в жизни.
Вот как это началось.
— Дюбоск Грегуар, — сказала она, уставившись в журнал.
— Я.
Я знал, что опять завалю на фиг упражнение и буду посмешищем. Стоял и думал, когда же все это кончится.
В общем, только я шагнул вперед, все уже захихикали.
Но смеялись-то на этот раз не над моей неуклюжестью — просто я в тот день уж очень нелепо выглядел. Я забыл дома физкультурные шмотки, все бы ничего, но это был уже третий раз за четверть, вот я и попросил Бенжамена одолжить форму у брата, чтобы опять не оставили после уроков. (Я за один год после уроков столько насиделся, на сколько вас за всю жизнь не оставляли!) Я только не знал, что у Бенжамена брат — клон Зеленого Великана, росту в нем метр девяносто…
Ну вот, представьте себе меня в форме XXL и кроссовках сорок пятого размера. Надо ли говорить, что успех я имел…
— Это что такое? Что за вид? — рявкнула Берлюронша.
Я прикинулся дурачком, это я умею, и сказал:
— Э-э, сам не понимаю, мадам, на прошлой неделе все было впору… Не понимаю…
Она вроде начала злиться:
— А ну-ка, двойной кувырок вперед, ноги вместе.
Я кувыркнулся один раз через пень-колоду и потерял кроссовку. Услышал, как все ржут, и решил: что мне стоит, развеселю их еще сильнее. Кувыркнулся снова и исхитрился запустить вторую в потолок.
Когда я поднялся, у меня были видны трусы, потому что треники сползли. Мадам Берлюрон была красная, как свекла, а ребята от хохота держались за животики. И у меня от этого их смеха что-то отпустило внутри, потому что смеялись-то не зло, классно смеялись, как в цирке, и после этого урока я решил, что так всегда и буду на физре клоуном. Берлюроншиным шутом. Когда люди покатываются со смеху благодаря вам, это же здорово, и потом, это как наркотик чем больше смеются, тем больше хочется их смешить.
Мадам Берлюрон наказывала меня так часто, что места в дневнике не хватало. В конце концов меня и отчислили из-за этого, но я не жалею. Мне хоть немножко лучше стало в школе, хоть что-то я сумел.
Что я вытворял — не описать. Раньше меня никто в команду брать не хотел, игрок-то я никакой, а теперь из-за меня готовы были передраться, потому что я своими номерами запросто мог дестабилизировать противника. Помню, однажды меня поставили на ворота… Вот смеху-то было… Когда мяч летел на меня, я визжал и лез на сетку, как перепуганная макака, а когда надо было ввести мяч в игру, исхитрялся бросить его через себя, прямым попаданием в свои ворота.
Один раз я даже кинулся вперед, хотел мяч поймать. Я его, понятное дело, даже не коснулся, зато поднялся с пучком травы во рту, как корова, и замычал: «Мууууу!» В тот день Карина Лельевр описалась от смеха, а меня оставили на два часа после уроков… Но дело того стоило.
А отчислили меня из-за коня. Самое интересное, что в кои-то веки я не валял дурака. Надо было прыгнуть через эту кожаную махину с ручками, и, когда пришла моя очередь, я чуть-чуть недопрыгнул и жутко больно ушиб себе… ну… в общем, вы понимаете, о чем я говорю… Пипиську расплющил, короче. Ясное дело, ребята подумали, что я притворяюсь и ору «У-у-у-у-у-ййййййййй!». чтобы их посмешить, а Берлюронша поволокла меня прямиком к директрисе.
Я от боли пополам согнулся, но не плакал.
Не хотел доставлять им такого удовольствия.
Родители тоже мне не поверили, а когда узнали, что меня кроме шуток выгнали, то моя взяла. Раз в жизни они орали не друг на друга, а хором на меня и уж отвели душу.
Когда они наконец отпустили меня в мою комнату, я закрыл дверь и сел на пол. А потом сказал себе: «Одно из двух. Можешь лечь на кровать и реветь. Есть повод: жизнь у тебя дерьмовая, и сам ты полное дерьмо, и если сейчас умрешь, всем будет только лучше. А можешь встать и что-нибудь смастерить». В тот вечер я сделал чудо-юдо из всякой дребедени, которую подобрал на стройке, и назвал его «Чучело-Берлючело».
Не сказать чтобы очень умно, сам знаю. Но мне полегчало, хоть подушку не промочил.
Только один человек меня тогда утешал — мой дедушка. Оно и неудивительно, потому что дедушка, дед Леон, всегда меня утешал: с тех пор как я научился ходить, он стал пускать меня в свой закуток.
Закуток деда Леона — это вся моя жизнь. Мое убежище и моя пещера Али-бабы. Когда бабушка начинает нас слегка доставать, он наклоняется ко мне и шепчет на ухо:
— Что, Грегуар, не прогуляться ли нам с тобой в Леонленд?
И мы потихоньку смываемся под бабушкино ворчание:
— Давай, давай! Задуривай голову малышу…
А дед пожимает плечами:
— Да ладно тебе, Шарлотта. Мы с Грегуаром уединяемся, нам надо спокойно подумать.
— О чем это вы будете думать, интересно?
— Я — о своей жизни, которая позади, а Грегуар — о своей, которая впереди.
Бабушка отворачивается и бормочет, что лучше бы ей оглохнуть, чем слышать такое. На что дед всегда отвечает:
— Душа моя, ты и так уже оглохла.
Мой дед Леон — такой же мастер на все руки, как и я, только у него к тому же еще и голова варит. В школе он был отличником, первым в классе по всем предметам и, между прочим, признался мне однажды, что никогда не сидел за учебниками по воскресеньям («Почему?» — «Да просто не хотел, и все»). Он был первым по математике, по французскому, по латыни, по английскому, по истории — по всем предметам, честное слово! В семнадцать лет он поступил в Высшую политехническую школу, а это, между прочим, самый сложный вуз во Франции. А потом он строил всякие колоссальные штуки: мосты, транспортные развязки, туннели, плотины. Когда я спрашиваю, что именно он делал, дед зажигает погасший окурок и принимается размышлять вслух:
— Трудно сказать. Я никогда толком не знал, как называлась моя должность…
В общем так: мне показывали чертежи, чтобы я сказал свое мнение — рухнет эта штуковина или нет.
— И все?
— И все, и все… Это не так уж мало, парень! К примеру, скажешь «нет», а плотина возьмет да и рухнет — то-то сядешь в лужу, уж поверь мне!
Дедов закуток — это место, где мне лучше всего на свете. Хотя, казалось бы, что там такого особенного — сараюшка из досок и листового железа в углу сада, зимой в ней холодно, летом жарко. Я стараюсь забегать туда как можно чаще. Что-нибудь смастерить, позаимствовать инструмент или деревяшку, посмотреть, как работает дед Леон (он сейчас делает на заказ мебель для ресторана), посоветоваться с ним или просто посидеть. Мне здесь нравится, мое это место, вот и все. Помните, я говорил. что от запаха школы меня тошнит? Так вот, здесь — наоборот: входя в эту захламленную — не повернуться — сараюшку, я раздуваю ноздри, чтобы поглубже вдохнуть запах счастья. Запах горячей смазки, электронагревателя, пайки, клея, табака и еще многого всякого. Обалденно. Я давно решил, что когда-нибудь выделю этот запах в чистом виде, создам духи и назову их «Закуток».
Чтобы нюхать, когда становится тошно от этой жизни.
Когда я в первый раз остался на второй год, мой дед Леон, узнав об этом, посадил меня на колени и рассказал сказку про зайца и черепаху. Я очень хорошо помню, как сидел, прижавшись к нему, и какой ласковый у него был голос.
— Вот видишь, малыш, никто и гроша ломаного не поставил бы на эту несчастную черепаху, уж больно медленно она ползла… И все-таки она пришла первой… А знаешь почему? Потому что черепашка была молодец, упорная и трудолюбивая. Ты ведь тоже такой, Грегуар… Я-то знаю, я видел тебя за работой. Видел, как ты часами сидишь не шелохнешься, когда шлифуешь деревяшку или макеты свои раскрашиваешь… Ты такой же молодец, как эта черепаха.
— Но в школе нам не задают ничего шлифовать! — прорыдал я в ответ. — Нам задают только такие штуки, которые у меня не получаются!
Когда дед узнал про шестой класс, это был совсем другой разговор.
Я пришел к ним, как обычно, а он почему-то не ответил на мое «здравствуй». Поели мы молча, после кофе он как будто и не собирался никуда выходить.
— Дед?
— Что?
— Пойдем в закуток?
— Нет.
— Почему?
— Потому что я узнал от твоей мамы скверную новость.
— …
— Я тебя не понимаю! Ты ненавидишь школу и делаешь все, чтобы задержаться в ней как можно дольше…
Я молчал.
— Ведь не такой же ты все-таки тупой, каким тебя считают! Или такой?
Голос у него был сердитый.
— Да.
— Ох, терпеть этого не могу! Конечно, легко себе сказать, что ты ни на что не годен, чтобы ничего не делать! Еще бы! Таким уж я уродился! Куда как просто! А дальше что? Какие твои планы? Останешься на второй год в седьмом, восьмом, девятом, и если повезет, то аттестат получишь к тридцати годам!
Я теребил уголок диванной подушки, не решаясь поднять глаз.
Я ненавижу школу.
Ненавижу ее пуще всего на свете.
Нет, даже еще сильней…
Она испортила мне всю жизнь.
До трех лет, точно могу сказать, я жил счастливо. Я плохо это помню, но так мне кажется. Я играл, по десять раз подряд смотрел мультик про медвежонка, рисовал картинки и придумывал миллион приключений для Гродуду – это был мой любимый плюшевый щенок. Мама рассказывала, что я часами сидел один в своей комнате и не скучал, болтал без умолку, вроде как сам с собой. Вот я и думаю: наверно, счастливо мне жилось.
Тогда, в детстве, я всех любил и думал, что меня тоже все любят. А потом, когда мне исполнилось три года и пять месяцев, вдруг – бац! – в школу.
В первое утро я вроде даже был рад. Родители наверняка все лето мне талдычили: «Вот здорово, милый, ты пойдешь в настоящую школу…», «Смотри, какой красивый ранец тебе купили! Ты пойдешь с ним в школу!» Ну и все такое… Они говорят, я даже не плакал. (Я вообще любопытный, наверно, хотел посмотреть, какие там у них игрушки и есть ли «Лего»…) В общем, к обеду я вернулся довольный, все съел и побежал в свою комнату, рассказать Гродуду, как интересно было в школе.
Если бы я тогда знал, то как следует посмаковал бы те последние счастливые минуты, потому что сразу после этого моя жизнь пошла наперекосяк.
– Пошли, – сказала мама.
– Куда?
– Как куда… В школу!
– Нет.
– Что – нет?
– Я больше туда не пойду.
– Вот как? Почему же?
– Хватит уже, видел я эту школу, ничего там интересного. У меня тут полно дел, дома. Я обещал Гродуду сделать ему такую машинку, чтобы искать косточки, а то он их много зарыл у меня под кроватью, а найти не может, так что некогда мне в школу ходить.
Мама присела передо мной на корточки. Я замотал головой.
Она стала меня уговаривать. Я заплакал.
Она подняла меня на руки, я завизжал.
И тогда она влепила мне затрещину:
Первую в моей жизни.
Вот так.
Вот тебе и школа.
Так начался кошмар.
Я миллион раз слышал, как родители рассказывали эту историю. Своим друзьям, воспитательницам, учителям, психологам, логопедам и консультанту по профориентации. И до сих пор каждый раз, когда ее слышу, я вспоминаю, что этот самый детектор косточек для Гродуду я так и не сконструировал.
А сейчас мне тринадцать лет, и я учусь в шестом классе. Да, сам знаю, что-то тут не так. Не надо загибать пальцы, сам объясню. Два раза я оставался на второй год: в начальной школе во втором и вот теперь – в шестом.
Из-за этой школы в доме вечно скандалы, сами понимаете… Мама плачет, а отец орет на меня, или, наоборот, мама орет, а отец молчит. А мне плохо, когда они такие, но что я могу поделать? Что им сказать? Ничего. Я ничего не могу им сказать, потому что, если открою рот, будет еще хуже. А они долдонят мне одно и то же, как попугаи: «Работай!»
«Работай!» «Работай!» «Работай!»
«Работай!»
Да понимаю я, понимаю. Не совсем я все-таки тупой. Я бы и рад работать, да вот беда – не получается. Все, чему учат в школе, для меня китайская грамота. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Водили меня к миллиону докторов, проверяли глаза, уши, даже мозги. Времени потратили уйму, а заключили, что у меня, видите ли, проблема с концентрацией внимания. Обалдеть! Я-то сам знаю, что со мной, меня бы спросили. Все со мной в порядке. Никаких проблем. Просто мне неинтересно.
Не-ин-те-рес-но. И все.
Хорошо в школе было только один год – в старшей детсадовской группе. Там у меня была воспитательница Мари. Вот ее я никогда не забуду.
Я теперь думаю, Мари пошла работать в школу, чтобы заниматься тем, что ей нравилось по жизни: рукодельничать да мастерить всякую всячину. Я ее сразу полюбил. С самого первого дня. Платья она сама себе шила, свитера сама вязала, украшения сама придумывала. Не было дня, чтобы мы не приносили что-нибудь домой: ежика из папье-маше, котенка с бутылочкой молока, мышку в ореховой скорлупке, вертушки, рисунки, аппликации… Вот это была воспитательница – мы у нее не только перед Праздником мам работали в охотку. Она говорила: не зря прожит тот день, когда ты что-то сделал своими руками. Теперь я думаю, что от этого счастливого года и пошли потом все мои несчастья, потому что именно тогда я понял одну простую вещь: больше всего на свете мне интересны мои руки и то, что они способны смастерить.
Еще скажу про Мари: отлично знаю, чем я ей обязан. Сносной успеваемостью в подготовительном классе – вот чем. Она-то поняла, с кем имеет дело. Знала, что я готов разреветься, если меня просят написать свое имя, что я ничегошеньки не запоминаю и для меня даже считалочку прочесть наизусть – тихий ужас. В последний день перед каникулами я пришел с ней попрощаться. В горле стоял ком, и говорить было трудно. Я протянул ей свой подарок – это была суперская карандашница, с выдвижными ящичками для скрепок и для кнопок, гнездышком для ластика и еще всякими наворотами. Сколько я ее клеил и раскрашивал – с ума сойти. Мари была довольна, я видел, и, по-моему, волновалась так же сильно, как я. Она сказала мне:
– У меня тоже есть для тебя подарок, Грегуар…
Это оказалась толстая книга.
– На будущий год, – добавила Мари, – ты пойдешь в подготовительный класс, к мадам Даре, и должен будешь очень-очень стараться… Знаешь зачем?
Я покачал головой.
– Чтобы прочесть все, что здесь написано.
Дома я попросил маму прочесть мне название. Она положила толстую книгу на колени и сказала:
– «1000 дел для умелых рук». О-ля-ля, это сколько же всего предстоит!
Мадам Даре я ненавидел. Ненавидел ее голос, ее кривлянья, то, что она вечно обзаводилась любимчиками. Но я все-таки научился читать, потому что очень хотел сделать бегемота из коробки от яиц со страницы 124.
В моей педагогической характеристике Мари написала: «У этого мальчика голова как решето, золотые руки и большущее сердце. Если постараться, из него выйдет толк».
В первый и последний раз за всю мою жизнь работник народного образования сказал обо мне доброе слово.
* * *
В любом случае я знаю массу людей, которым это все тоже не нравится. Вот вы, например, если я спрошу: «Школу любите?» – что ответите? Покачаете головой: нет, понятное дело. Разве что подхалимы из подхалимов скажут «да» или уж такие «ботаники», которым и впрямь нравится каждый день ходить проверять свои способности. Но я не о них… Кто все это любит по-настоящему? Да никто. А кто это по-настоящему ненавидит? Тоже мало кто. Мало, но есть. Такие, как я: их называют «лодырями» и «оболтусами», и у них все время болит живот.
Я просыпаюсь за час до будильника, а то и больше, и целый час лежу и чувствую эту боль в животе, как она набухает, набухает… К тому времени когда надо вставать с кровати, меня уже тошнит так, что кажется, будто я на палубе корабля в открытом море. Завтрак – мучение. Я вообще не могу ничего есть, но мама вечно стоит над душой, и хочешь не хочешь приходится запихивать в себя тосты. В автобусе боль сжимается в тугой-тугой комок. Если я встречаю по дороге ребят из класса, можно поговорить, к примеру, о «Зельде», тогда немножко отпускает, но когда еду один – комок душит меня. А самый ужас – это войти на школьный двор. Запах школы – вот что хуже всего. Запах мела и старых кроссовок, от которого трудно дышать и тошнота подкатывает к горлу.
К четырем комок начинает рассасываться, и я совсем его не чувствую, когда дома открываю дверь своей комнаты. Потом скручивает опять – это когда приходят с работы родители и начинают допытываться, как прошел день, и рыться в моем портфеле, чтобы проверить дневник, но уже не так сильно, потому что к их скандалам я привык.
Нет, вру, конечно. Ничего я не привык. В доме вечные скандалы, и мне никак не удается их избегать. Тяжело. Родители мои друг друга выносят с трудом, так что им обязательно что ни вечер надо как следует поругаться, только они не знают, к чему придраться, вот и пользуются мной – я с моими дерьмовыми отметками служу им удобным поводом. «Это ты виноват, это ты виновата!» Мама кричит, что отец никогда мной не занимался, времени на сына у него нет, а он ей отвечает, чтобы не валила с больной головы на здоровую, она сама меня, видите ли, избаловала.
Достало, как же это меня достало…
Меня это так достало, что вы даже представить себе не можете.
Я, когда они орут, мысленно затыкаю себе уши и стараюсь думать только о том, что в данный момент мастерю, например: космический корабль для звездных войн из «Лего-систем», или аппарат для выдавливания зубной пасты, или гигантскую пирамиду из деревянного конструктора «Каплас», да мало ли что. А потом начинается пытка уроками. Если мне помогает мама, всегда кончается тем, что она плачет. Если отец – плачу я.
Вот я вам все это рассказываю, а вы еще подумаете, что мои родители сволочи или третируют меня. Да нет же, нет, они у меня классные, просто классные… В общем, родители как родители. Все только из-за школы. Я, между прочим, из-за этого весь прошлый год записывал в дневник только половину заданий – чтобы меньше было скандалов и слез по вечерам. Честное слово, только поэтому, но у меня язык не повернулся сказать это директрисе, когда я заливался слезами в ее кабинете. Глупо ужасно.
Вообще-то я правильно сделал, что не сказал. Что она может понять, индюшка надутая? Все равно через месяц она меня отчислила.
Отчислила из-за физкультуры.
Этого вы еще не знаете: спорт я ненавижу почти так же, как школу. Не совсем уж до такой степени, но почти. Если бы вы меня только видели, вы бы поняли почему. Татами и я, как говорится, – это вещи несовместимые. Я не вышел ни ростом, ни мускулатурой, ни силой. Скажу вам больше: я натуральный хлюпик.
Бывает, я стою – руки в боки, грудь вперед – перед зеркалом и смотрю на свое отражение. Вид тот еще, вылитый червяк на занятиях по бодибилдингу, или еще тот, помните, что хотел вступить в легион в «Астериксе-легионере»? Вроде бы такой крепыш, а когда снимает плащ из звериных шкур, видно, что дохляк. Когда я смотрюсь в зеркало, всегда его вспоминаю.
Ну ладно, нельзя же все на свете брать в голову, на что-то можно и наплевать, иначе и свихнуться недолго. Так вот, наплевал я в прошлом году на физкультуру. Даже когда я пишу это слово, рот у меня сам собой растягивается в улыбку до ушей… Потому что на уроках физкультуры у мадам Берлюрон я посмеялся так, как не смеялся никогда в жизни.
Вот как это началось.
– Дюбоск Грегуар, – сказала она, уставившись в журнал.
– Я.
Я знал, что опять завалю на фиг упражнение и буду посмешищем. Стоял и думал, когда же все это кончится.
В общем, только я шагнул вперед, все уже захихикали.
Но смеялись-то на этот раз не над моей неуклюжестью – просто я в тот день уж очень нелепо выглядел. Я забыл дома физкультурные шмотки, все бы ничего, но это был уже третий раз за четверть, вот я и попросил Бенжамена одолжить форму у брата, чтобы опять не оставили после уроков. (Я за один год после уроков столько насиделся, на сколько вас за всю жизнь не оставляли!) Я только не знал, что у Бенжамена брат – клон Зеленого Великана, росту в нем метр девяносто…
Ну вот, представьте себе меня в форме XXL и кроссовках сорок пятого размера. Надо ли говорить, что успех я имел…
– Это что такое? Что за вид? – рявкнула Берлюронша.
Я прикинулся дурачком, это я умею, и сказал:
– Э-э, сам не понимаю, мадам, на прошлой неделе все было впору… Не понимаю…
Она вроде начала злиться:
– А ну-ка, двойной кувырок вперед, ноги вместе.
Я кувыркнулся один раз через пень-колоду и потерял кроссовку. Услышал, как все ржут, и решил: что мне стоит, развеселю их еще сильнее. Кувыркнулся снова и исхитрился запустить вторую в потолок.
Когда я поднялся, у меня были видны трусы, потому что треники сползли. Мадам Берлюрон была красная, как свекла, а ребята от хохота держались за животики. И у меня от этого их смеха что-то отпустило внутри, потому что смеялись-то не зло, классно смеялись, как в цирке, и после этого урока я решил, что так всегда и буду на физре клоуном. Берлюроншиным шутом. Когда люди покатываются со смеху благодаря вам, это же здорово, и потом, это как наркотик: чем больше смеются, тем больше хочется их смешить.
Мадам Берлюрон наказывала меня так часто, что места в дневнике не хватало. В конце концов меня и отчислили из-за этого, но я не жалею. Мне хоть немножко лучше стало в школе, хоть что-то я сумел.
Что я вытворял – не описать. Раньше меня никто в команду брать не хотел, игрок-то я никакой, а теперь из-за меня готовы были передраться, потому что я своими номерами запросто мог дестабилизировать противника. Помню, однажды меня поставили на ворота… Вот смеху-то было… Когда мяч летел на меня, я визжал и лез на сетку, как перепуганная макака, а когда надо было ввести мяч в игру, исхитрялся бросить его через себя, прямым попаданием в свои ворота.
Один раз я даже кинулся вперед, хотел мяч поймать. Я его, понятное дело, даже не коснулся, зато поднялся с пучком травы во рту, как корова, и замычал: «Мууууу!» В тот день Карина Лельевр описалась от смеха, а меня оставили на два часа после уроков… Но дело того стоило.
А отчислили меня из-за коня. Самое интересное, что в кои-то веки я не валял дурака. Надо было прыгнуть через эту кожаную махину с ручками, и, когда пришла моя очередь, я чуть-чуть не-допрыгнул и жутко больно ушиб себе… ну… в общем, вы понимаете, о чем я говорю… Пипиську расплющил, короче. Ясное дело, ребята подумали, что я притворяюсь и ору: «У-у-у-у-у-ййййййййй!», чтобы их посмешить, а Берлюронша поволокла меня прямиком к директрисе.
Я от боли пополам согнулся, но не плакал.
Не хотел доставлять им такого удовольствия.
Родители тоже мне не поверили, а когда узнали, что меня кроме шуток выгнали, то моя взяла. Раз в жизни они орали не друг на друга, а хором на меня и уж отвели душу.
Когда они наконец отпустили меня в мою комнату, я закрыл дверь и сел на пол. А потом сказал себе: «Одно из двух. Можешь лечь на кровать и реветь. Есть повод: жизнь у тебя дерьмовая, и сам ты полное дерьмо, и, если сейчас умрешь, всем будет только лучше. А можешь встать и что-нибудь смастерить». В тот вечер я сделал чудо-юдо из всякой дребедени, которую подобрал на стройке, и назвал его «Чучело-Берлючело».
Не сказать чтобы очень умно, сам знаю. Но мне полегчало, хоть подушку не промочил.
* * *
Только один человек меня тогда утешал – мой дедушка. Оно и неудивительно, потому что дедушка, дед Леон, всегда меня утешал: с тех пор как я научился ходить, он стал пускать меня в свой закуток.
Закуток деда Леона – это вся моя жизнь. Мое убежище и моя пещера Али-бабы. Когда бабушка начинает нас слегка доставать, он наклоняется ко мне и шепчет на ухо:
– Что, Грегуар, не прогуляться ли нам с тобой в Леонленд?
И мы потихоньку смываемся под бабушкино ворчание:
– Давай, давай! Задуривай голову малышу…
Смотрите также
-
ложка дёгтя в бочке мёда
Я очень люблю Анну Гавальду, с нетерпением жду выхода каждой ее книги, покупаю их именно в печатном варианте, чтоб насладиться запахом новой книги, с нетерпением мчусь домой из книжного магазина, чтобы, уютно устроившись в кресле с горячим чаем, начать чтение!
-
Отзыв из уютной постели)) Моя добрая грусть…
Конечно, позитивное мышление — это здорово, а еще интереснее — динамичный сюжет, а чтобы уж совсем в точку попасть, нужна интрига, секс, кровь и парочка гомосексуалов. Эта книга — совсем другая, она резонирует с внутренним отчаяньем и одиночеством. Эта мелодия светлая, но грустная.
-
Столько боли и столько в любви в маленькой книге
Доброго дня, дорогие книголюбы! С книгами Анны Гавальды я знакома давно (Просто вместе, 35 кило надежды), но потом случился очень большой перерыв в их чтении. Но буквально недавно мне в руки попала эта маленькая книга, которую я прочитала за 2 вечера.
-
«Часто судьба даёт тому, кто не просит. Или не тому, кто просит. Или не то, что просит… В общем, то ли шутит, то ли издевается.»
Одна из моих любимых книг у Надежды Кузьминой. Нравится спокойствие главной героини, умение принимать взвешенные решения и не жалеть о сделаном. Нравится главный герой — надёжный. И наверное этим словом все сказано.Немного о сюжете.
-
Драки, секс, вампиры: вообще не понимаю, откуда такой всеобщий восторг по поводу этого романа?
Всем привет! Захотелось мне оставить свой негативный отзыв на первую книгу Джанин Фрост из серии «Ночная охотница». Внести так сказать ложку дегтя))) Ну какая же скучная, нудная книга! Никакой интриги, все так предсказуемо.
-
Затянуло, но не дотянуло. Эмоции от книги.
Я Мама малыша ??один дневной сон мы проводим в обнимку. И тут я решила — хватит висеть в соцсетях, надо скачать книгу. От информации, которая чему то учит, я устала. Ну правда…. коучи, учителя и онлайн курсы. Все взялись учить и прокачивать все.
-
Много секса и одинокого вампира
А чего еще ждать от книги с таким названием??? + фото книги и аннотации
Еще одна книга про вампиров из моей коллекции. (Отзывы на другие «вампирские» книги я оставлю внизу). Мне она досталась бесплатно от магазина книг у которого я выиграла в конкурсе, призом была определенная сумма денег на которую можно было назаказать книг, что я собственно и сделала.
-
Вор у вора дубинку украл
Книга оставила двоякие ощущения.К плюсам можно отнести: подняты проблемы социального неравенства(причем не только между людьми и дарклингами — внутри себя оба этих общества тоже неоднородны, пока одни пируют, другие умирают от голода), коррупции, манипулирования правительством общественным мнением…
-
Читается очень быстро!
Эту книгу мне купил муж, я раньше много читала, а с появление ребёнка времени почти не осталось. Вот он и решил взять для легкого чтения. Все как я люблю, фентези, романтика и немного детектива. В книге рассказывается о трех ведьмах: Джоанна и ее взрослые дочери Ингрит и Фрея.
Популярные отзывы
-
Получила неприятный осадок, который ассоциируется с апельсином. О чем же повествуется в книге «Пять четвертинок апельсина» и кому не стоит ее читать?
Всем привет! Только придя домой из библиотеки, я заметила, что захватила с собой 2 книги, автором которых является Джоанн Харрис. Я конечно про нее слышала, но особо с ее творчеством не была знакома. Но тем не менее эти книги привлекли мое внимание и мне хотелось их прочитать.
-
Своеобразная книга, но любители жанра простят некоторые минусы
Приветствую) Читать я очень люблю и несмотря на закономерные устоявшиеся предпочтения периодически мое внимание привлекают книги совсем иных жанров. Именно так получилось и с весьма интересным и необычным изданием «Царство проклятых» Керри Манискалко.
-
Она такая горячая и возбуждающая ❤ В ней так много секса, хотя в то же время его нету вовсе ❤ «Дикие земли» притягивает, не отпускает от себя…
Какую горячую и возбуждающую книгу я только что прошла, аж до сих пор мурашки по телу.. В ней так много «секса», хотя одновременно его и нету вовсе.. Когда я заказывала книгу «Дикие земли», то полагала что это очередное лёгкое фэнтези из вселенной фейри.
-
Когда я прочитала четверть книги и поняла о чем она — захотелось бросить и никогда не возвращаться. Но потом любопытство взяло верх.
В какой-то момент эта книга стала такой популярной, что ее было сложно купить. Я почитала отзывы на Айреке и они были достаточно неоднозначны. А потом Читай-город прислал рассылку с хорошей скидкой на эту книгу и я ее спонтанно заказала.
-
Динамично, жутко, интересно
Давно меня так не цепляли книги, сюжет книги «Молот ведьм» цепляет с первой минуты и держит в напряжении почти на протяжении всего романа. Может быть чуточку затянуто, ибо книга очень объемная и за пару дней не прочесть.
-
От ненависти до любви…один шаг?» | Невероятная нежность между ангелом и простой смертной | Почему книгу хочется перечитывать снова и снова?
Меня очень тронула эта книга, и даже не столько фантастика и приключения, сколько любовная линия между ангелом и главной героиней. С таким трепетом и нежностью описаны их чувства, что читается книга взахлёб.
-
Новинка от Вячеслава Праха. «Мы не можем знать, о чувствах и силе переживания другого человека. Насколько ему больно или не больно. Мы больше сосредоточены на собственных чувствах»
Вячеслав Прах тоже из тех писателей, чьи книги я готова читать не переставая. (отзыв есть только один, поскольку до некоторого момента не писала отзывы, а сейчас хочу делиться с вами своими ощущениями от прочитанной книги, или же от новой освежающей маски, или от шампуня).
-
Тот самый случай, когда многие, читая книгу, видят то, что должны были увидеть еще на экране телевизора… Или ответ на вопрос: «Почему столько негативных отзывов»? Абьюз, пошлость, грубость — жизнь, как она есть
Добрый день, уважаемые читатели! Кто из нас не смотрел фильм «Москва слезам не верит»? Ведь уже одно название стоит знакомства с этой шедевральной экранизацией…
-
Что будет в результате сношения с собакой или свиньей, нелегального аборта с помощью военной катапульты и дегустации многовековой мертвечины. Воспоминания советского судмедэксперта. Шок-контент и чернуха, которая затягивает с первой страницы
Предисловие Тема смерти будоражила меня с самого юного возраста. Даже в детстве, когда мои ровесники проявляли естественную любознательность в вопросах, откуда люди появляются на свет, меня почему-то больше интересовало, как они этот бренный мир покидают, и что происходит с душой и телом после…
-
Гарри Поттер — Мальчик, Который Писается в штанишки. Спасибо, Джо, именно этого мы и ожидали от восьмой книги серии! Перевод «Росмэн» не смог сгладить впечатления от книги, но он хотя бы не раздражал…
Никогда не писала отзывов на книги, да и на эту, честно говоря, тоже не собиралась. Но, прочитав ее, не могу не высказаться — слишком неоднозначное у меня сложилось впечатление.
- Главная
- Современная зарубежная литература
- ⭐️Анна Гавальда
- 📚35 кило надежды
- Отзывы на книгу
отзывов и рецензий на книгу
35 кило…Что-то маловато, впрочем, какова книга по объему, таков и герой.
Мне, человеку сентиментальному как старые кружева, эта книга особенно близка. Как обычно, на роман сия коротенькая притча уж никак не тянет! Но в ней тот же юмор, та же простота, что и в «Я ее любил.»
Дневник тринадцатилетнего мальчика, которому однажды просто приходится собрать все свои силы и сделать шаг. Шаг навстречу взрослой жизни.
Это так трогательно, сделать ради любимого «деда Леона» невозможное. Так трогательно, взять да и подарить ему частичку природы, частичку того воздуха, которым дышишь сам.
И это так справедливо, что желание мальчика сбылось.
Очень мило, легко, с юмором.
Единственное, что мне показалось неестесственным, так это манера излагать собственные мысли. Все эти эмоции Гавальда переживает, не Грегуар.
В общем, если хочется отдохнуть от собственных мыслей и более серьезных книг, читать.
P.S. Сколько бы ни было у нас там кило, мы всегда на что-то да надеемся.
Меньше часа чтения и буря эмоций в голове.
История написана от лица подростка и позволяет заглянуть в его мысли и чувства.
Он ненавидит школу и школа отвечает ему тем же.
У него нет способностей к учёбе, зато есть золотые руки и доброе сердце.
Но кому это нужно?
В семье тоже проблемы: родители постоянно ссорятся, любимый дедушка болеет.
Казалось бы тупик, быть парню вечным аутсайдером.
Но всё это не значит, что выхода нет.
Не все школы одинаковы, не всё в этом мире зависит от учёбы.
Важно поверить в себя и в собственную возможность быть счастливым.
Книга очень трогательная и пронзительная.
Особенно к финалу
Крохотная, но такая замечательная книжка. Сотня страниц для меня, читателя грустного и беспокойного, обернулась 35 кило улыбок и душевного тепла. В последнее время я выискиваю такие книги, словно жемчужины в глубинах книжного моря. И вот он, подарок, прямо из рук дорогого друга. Истории, подобные этой, делают меня слабой и сильной одновременно, ведь с одной стороны, напоминают о неминуемости горьких расставаний в жизни, а с другой стороны, даруют надежду на лучшее, на то, что однажды от беды, как от той тучи на небе, не останется и следа.
…А вообще невозможно было не влюбиться в Грегуара Дюбоска – замечательного мальчишку с головой как решето, золотыми руками и большущим сердцем. В этого несчастного второгодника, который ненавидит школу, просто терпеть не может. Его частенько называют лодырем и оболтусом да ругают на чем свет стоит, но редко спрашивают, как дела. А меж тем у Грегуара болит живот. Ожидание новых тестов и ненавистный запах мела и старых кроссовок застряли внутри комом и не дают вздохнуть. Он бы бросил все это и мастерил что-нибудь дни напролет, ведь больше всего на свете ему интересны его руки, точнее, на что они способны… Но разве объяснишь это вечно ругающимся родителям, для которых Грегуар давно стал лишь поводом позлословить друг на друга? Хорошо хоть есть в его жизни дед Леон – единственная поддержка и опора. Потеряй такого, потеряешь и смысл жить.
Художественная ценность этой истории не в слоге… Ну а что вы, собственно, хотели от рассказа мальчишки, находящегося не в ладах с грамматикой? Художественная ценность этой истории в ее искренности, в том, что за Грегуара просто не получалось не переживать! Во-первых, ну хотя бы просто потому, что вряд ли найдется тот, кто отходил все годы к школьной скамье с улыбкой. Помилуй бог, даже я с хорошей успеваемостью примирилась с этой необходимостью только в старших классах! Во-вторых, потому, что если читатель не совсем уж глупец, то сразу поймет, что половина бед Грегуара завязана на банальном нежелании его родителей прислушаться и понять собственного ребенка, провести хоть один вечер без скандалов и слез. Странно, как он вообще вырос не озлобленным, а наоборот отзывчивым мальчуганом в такой семье! И, конечно, в-третьих, потому, что, к сожалению, жизнь невозможна без преодоления, боли и потерь. Когда-то и я молила у неба так же, как и главный герой, и была услышана.
Чем же все закончилось? А закончилось все удивлением тех, кто ехал со мной рядом в одном вагоне метро в девять утра. Навзрыд не плакала, хоть и могла, но хлюпала носом и вытирала ресницы всем приличиям назло. Внутри мешались горечь, надежда и счастье, а на лице мелькала улыбка… И не буду скрывать, какое-то время, пусть и самую малость, на душе, наконец-то, было легко-легко. Замечательная книга о простом желании обрести свое место в большом и не всегда приветливом мире, об упорстве, помогающем покорить новые вершины, и о любви, что в любое время способна творить чудеса.
35 кило надежды — поэтичная притча о главном: о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности. О семье. О том, что мечты могут и должны сбываться. Надо только очень сильно захотеть. И очень сильно постараться.
Любите ли психологию? Думаю, да. А конкретнее, подростковую психологию. Если ответ положительный, тогда эта книга для Вас.
Впервые я её прочла в 2007 или 2009 году. Сейчас уже не помню….. Скажу одно: она меня зацепила, и я приобрела её в бумажном варианте, и вновь решила перечитать! Эффект потрясающий.
Анна Гавальда обладает потрясающим свойством — она умеет заставить своих читателей задуматься о чувствах, спрятанных глубоко в душе каждого человека.
Пронимает до глубины души, знаете ли. Книга и смешная, и грустная, может показаться детской, и в то же время сподвигает на то, чтобы задуматься о жизни!
Итак, знакомьтесь! Главный герой — 13-летний подросток Грегуар Дюбоск. В самом начале повествования он предстаёт перед нами в возрасте 7 лет, постепенно взрослея.
У этого мальчика голова как решето, золотые руки и большущее сердце. Если постараться, из него выйдет толк.
Постепенно, он понимает, что отметки — не самое главное в жизни:
По-моему, важнее знать, чего ты в жизни хочешь.
Он ищет себя, ему не хватает понимания со стороны родителей, которые заняты своей жизнью, своими делами, к тому же друг друга не любят, не слышат, не общаются. Мальчику не хватает поддержки, которую он находит в лице любимого дедушки, много времени проводя вместе с ним в его мастерской. Криком души подростка была фраза о помощи и дед её услышал, помог и поддержал:
Вот что я тебе скажу, дружок: несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю, слышишь, не люблю людей которые ищут легких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, черт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!
Он совершенно справедливо отметил:
Конечно, легко себе сказать, что ты ни на что не годен, чтобы ничего не делать.
Мальчик вспомнил любимый принцип своей учительницы в детсадовской группе:
Не зря прожит тот день, когда ты что-то сделал своими руками.
И тут, он понял, оценил своё состояние:
Теперь я понимал, что значит «перегореть». Именно это со мной произошло. Я перегорел. Что-то во мне погасло, и все стало безразлично. Я ничего не делал. Ни о чем не думал. Ничего не хотел. НИ-ЧЕ-ГО.
Достаточно депрессивное настроение у мальчика:
Слишком давно я не позволял себе плакать и старался просто не думать кое о чём… Но все равно однажды наступит такой момент, когда она выплеснется наружу, вся эта пакость, которую вы норовите запрятать в мозгах подальше глубоко-глубоко.
Коротко и ясно. Однако, после разговора с дедом, он понял…… понял чего по-настоящему хочет:
Мне хочется учиться у Вас, потому что в Граншане мне будет лучше всего, — так я думаю. Я не очень упитанный, во мне 35 кило надежды.
Если хотите заразиться оптимизмом, радостью, положительными эмоциями, обязательно прочитайте эту книгу!
Всё достижимо!!!!
Как говорится, если очень захотеть, МОЖНО И В КОСМОС ПОЛЕТЕТЬ!
Главное — захотеть и верить в себя!!!
Одним словом, эта книга про взросление.
Очень добрая, трогательная, она полна оптимизма и веры в то, что мечты сбываются!!!
А Анна Гавальда точно знает, как пронять читателя любого пола и возраста!!!
Люди! Верьте в себя!!! Всегда!!!! Всё получится!!!
Иллюстрации в книге просто изумительные:
А вот так она выглядит в бумажном варианте:
Книга прочитана в рамках 24 тура игры «Книжная полка».
Увы и ах, мои килограммы надежды на эту книгу не оправдались. Одухотворённая отличными положительными рецензиями на это произведение Гавальды я решила не делать предположений, что поменяла шило на мыло на букривере, и потратить полчаса на обещанную трогательную историю. К сожалению, оказалось, что для знакомства с Гавальдой я выбрала совсем не моё произведение. Нет, подобные истории я очень люблю, но здесь вижу больше недостатков, чем достоинств.
1. Станиславский. Константин Сергеевич в данном случае неумолимо заявляет: «Не верю!» Я была очень смущена формой подачи истории. Рассказ ведётся от первого лица, от мальчика, в общем-то, совсем не блистающего способностями, в том числе и я в языке. Конечно, это было бы сильно заметно, если бы произведение подавалось в форме дневника, но «35 кило надежды» — это именно какой-то рассказ мальчика, который почему-то говорит голосом взрослой и разумной женщины. Почему бы тогда не выбрать третье лицо, не понимаю? Если первое лицо было выбрано для большего сопереживания ему, то трюк совершенно не удался. Дедушка тоже остался тем усачом, который нарисован на обложке, — плоским и картонным. Недостаточно вложить в уста персонажа пламенные речи, чтобы оживить его. Лаконичность — штука хорошая, пока не превращается в куцесть. Про остальных персонажей, если так можно назвать условные одушевлённые декорации, я вообще молчу.
2. Мораль. Честно: все идеи книжки я очень поддерживаю. И то, что надо искать своё место в жизни, не оглядываясь на мнение других, и то, что нужно бороться, а не опускать руки, когда внешние обстоятельства пытаются тебя согнуть… Но как раз книге они выражены очень сыро, чересчур явно, морализаторски назидательно… Как будто автор отказывает своей аудитории («юношеству») в способности мыслить самостоятельно. Всё не то чтобы слишком просто, но слишком искусственно. Вот, хоть убейте, не могу сочувствовать мокрому печальному котёнку под дождём на фотографии, если подозреваю, что фотограф сам вышвырнул его под дождь, чтобы сделать удачный кадр и заставить тысячи зрителей прослезиться. Зато в любой момент беспроигрышная фраза: «Неужели вам не жалко беззащитного котёночка, о жестокосердная?» Жалко, жалко. Жалко, что хорошие в общем-то мысли и герои так и не оформились полноценно.
3. Сюжет и название. Название — тоже что-то не то. Надо бы определиться, что автор (и дедушка) предлагают герою в качестве движущей силы. Трудолюбие и упорство или просто надежду? Вроде бы всё склоняется к первому варианту. Да и надежда у мальчика какая-то вялая и нерабочая, он постоянно опускает руки и впадает в апатию. Знаменитое письмо с «35 килограммами надежды» тоже какое-то вялое. Что это значит,В конце концов? Что он уповает на чью-то милость? Неправильное слово, нехорошее.
4. Финал. Осторожно: возможен частичный спойлер! Из чего следует, что финал хороший? Что-то я этого не поняла совсем. Ну, поступил он в эту щколу. Хорошо, замечательно, да только потом-то что? Неизвестно, что там будет дальше. Может, он откроет свою мастерскую, а может опять впадёт в депрессию и апатию и будет ныть, что никому-то он не нужен. Да и выздоровевший дедушка в инвалидной коляске… Хрупко. Опасно. Совсем не хэппи-энд. Вот на данную секунду, когда книга завершилась — ещё ничего, а уже на пару суток вперёд заглянуть в будущее страшно.
5. Понравилось. Очень понравился момент, когда Грегуар стал «жить полной жизнью» как бы за дедушка. Очень сильный и интересный момент… Который так ужасно закончился. «Мне пофиг, фу-фу-фу, весь мир мне пофиг, отключите его вообще от системы жизнеобеспечения». Дескать, ты что, деда, офигел что ли, я тут ради тебя полной жизнью живу, а ты не выздоравливаешь? К чёрту такая надежда, никакая это вовсе не надежда…
Минус не ставлю, потому что при таком малом объёме хорошее в книге всё же есть. Но, надеюсь, другие произведения у Гавальды не такие.
Это чудесная добрая, чуткая, милая, живая и настоящая книга. Если вам не хватает в этом мире чего-то по-настоящему трогательного, то это оно и есть. Советую к прочтению всем, чтобы понять, что в мире возможно все, главное любить и верить😌
Очень полюбила эту книгу. Прочитала на одном дыхании. Ощущение, как будто сама пережила всё то, что происходило с мальчиком. Конец очень трогательный и достойный сам по себе.
Добрая, наполненная искренностью книга.)!
Я прочитала книгу на одном дыхании сквозь слезы. Написанная простым языком подростка, полна эмоций . Все просто: любите своих детей , прислушивайтесь к ним и будьте им не только родителями, но и друзьями.
Сила привязанности к значимому взрослому: вера, поддержка, безусловно принятие, тонкая связь на всю жизнь.
Не важно, кто этот взрослый. Важно, что он есть в жизни ребёнка.
Безумно добрая книга ! Нужно , чтоб все дети и взрослые прочитали!!!! Благодарен моему любимому человеку, который рекомендовал мне ее прочитать ! Низкий поклон автору !