Житель поморского севера, силач Федор Волков, перевозит на берег в небольшом судёнышке (карбасе) грузы с приходящих пароходов. Однажды, майской весной, ему приходится везти и трёх культурного вида пассажиров – двух мужчин и красавицу-девушку. На вопрос Фёдора, откуда они, один из мужчин, подмигнув, говорит: «Из Африки». Они и вправду похожи на путешественников. Может быть, и из Африки, а, может, просто пошутили.
Фёдор показывает «африканцам», в какой избе стать на квартиру. Вечером приезжая девушка начинает играть песню, да такую грустную, что у разбудораженного весной Волкова теснит от неё в груди. Впав в полузабытье, Фёдор уже и не сознаёт, во сне или наяву доходит от до девушкиного окна, в котором вдруг появляется и она сама. Нагнувшись, девушка обхватывает голову Фёдора и прижимает её к себе. А руки и грудь у неё пахнут так, как может только во сне присниться…
Назавтра днём Федор возит троих господ на рыбалку, не сводя глаз с девушки. А вечером они уезжают на пароходе, посмеиваясь и приглашая Волкова к себе «в Африку». Прощаясь, Федор кланяется девушке – и от руки её веет тем запахом, который ему так запомнился…
С этих пор у простого помора Фёдора Волкова появляется неотступная мечта: «поехать в Африку».
Сосед Фёдора, Пимен, – малорослый, въедливый, прижимистый мужичонка, который поедом есть всю семью, и даже собаки его то и дело умирают от голода. Одной весенней ночью Фёдор, проходя мимо, видит, как в окне плачет старшая дочь Пимена, Яуста. Придирчивый отец совсем её запилил. Нет ничего слаще, как унять девичьи слёзы. Фёдор начинает каждую ночь ходить утешать Яусту, и вскоре они с ней идут под венец…
Евгений Замятин, автор рассказа «Африка» (1884-1937). Портрет работы Б. Кустодиева, 1923
Утром после брачной ночи Федор отправляется на охоту. Всё в нём радуется весеннему деньку, он жалеет даже застрелить звонко поющего рябчика. Возвратившись домой, Фёдор видит, как Яуста прибирается и моет пол. В любовном порыве он прямо в сапогах бежит обнять жену – и вдруг осекается от её грубого окрика: «Да ты что, сбесился – не вытерев ноги, прёшь-то?». Фёдор останавливается, как чомором помрачённый, и с этого дня избегает Яусты. Он начинает пропадать ночами. Тщетны остаются все нудные уговоры Пимена «жить с женой влюбе». Фёдор начинает пить. К зиме жена с тестем запирают его в верхний теремок, но Фёдор выпрыгивает оттуда и целую ночь лежит в сугробе, простудившись так, что едва выживает. У Волкова остаётся сердечная болезнь, но с новой силой оживает в нём мечта об «Африке»…
Вскоре Фёдор узнаёт, что известный капитан Индрик набирает у Святого Носа людей идти в океан за китами. Отец Фёдора был китобоем, через него Индрик Волкову хорошо знаком. Фёдор с детства помнит индриковы рассказы об Индейском океане. Бросив всё, Фёдор отправляется на попутных судах к Святому Носу. Он разыскивает Индрика и первым делом расспрашивает его: есть ли она вообще на земле – Африка. «Как не быть, – отвечает Индрик. – На пароходе доехать туда легко. Только денег надо тыщу, а то и полторы». Умный, никогда не улыбающийся Индрик грустно смотрит на Волкова, словно отмечая в нём какую-то бедственную черту. И вдруг предлагает Фёдору идти с ним в море китобоем, как прежде его отец: за каждого убитого кита 600 рублей.
Фёдор не может сдержать радости: два кита – вот те и Африка!..
Китобойное судно выходит в море. Во время плавания Фёдор неотступно расспрашивает Индрика об Африке. Тот рассказывает, что хлеб там не сажают: он растёт прямо на деревьях – рви, коли надо. Везде бегают диковинные слоны, играющие в серебряные трубы. Если сядешь на него и заслушаешься трубы – завезёт он тебя в страны неведомые. Цветы там размером в сажень, а дух у них такой, что не оторвёшься. Слушая эти рассказы, Фёдор всё явственнее вспоминает девушку с пахучими руками. Как и тогда, так и сейчас, посреди морских просторов, он впадает в полузабытье. И больное сердце его колотится всё сильнее…
Раз утром видят они первого кита. Фёдор сам не помнит, как наводит на него пушку и стреляет гарпуном. Очнувшись, он видит, как кита уже разделывают на палубе. Фёдор вне себя от радости. Африка всё ближе!
Второй кит не попадается им долго. Наконец, они видят его, плывут за ним. Этот кит будет последним. Времени продолжать плавание больше нет.
Федор собирает всё силу воли, целясь гарпуном в морское животное. В миг, когда гарпун летит в кита, у него темнеет в глазах. Он видит, что попал. Африка! Африка!
Однако в следующий миг вертанувший на бок кит сбрасывает гарпун, который лишь чуть насел в хвосте. «Леший сонный, промазал!» – кричат Фёдору моряки, но подбежав к пушке, видят, что он не стоит, а лежит мёртвый рядом с ней…
Тема «Африки» Замятина – неизбывная мечта об идеале, живущая в простой русской душе. И трагизм её столкновения с реальностью.
Евгений Иванович Замятин
Африка
1
Как всегда, на взморье – к пароходу – с берега побежали карбаса. Чего-нибудь да привез пароход: мучицы, сольцы, сахарку.
На море бегали беляки, карбаса ходили вниз-вверх. Тарахтела лебедка, травила ящики вниз, на карбаса.
– Все, что ли, а? – и уж хотели было поморы обратно вернуть, но тут вышло происшествие необычайное: с парохода по лесенке стали спускаться господа какие-то.
– Это… господам-то… куды же? – опешили карбаса.
– Но-о, глазами захлопал! Не видишь, в Кереметь к вам? Принимай живей. Ерупи-итка!
Принимать пришлось Федору Волкову. Было их двое господ да одна девушка ихняя. И то разговаривают все по-нашему, по-нашему, а то примутся еще по-какому-то. Подивился Федор Волков.
– Вы, господа, сами-то родом откулева же будете?
А господа веселые. Переусмехнулись между собой, да и говорит, который бритый:
– Мы-то? – подмигнул, – из Африки мы.
– Из А-африки? Да неуж и по-нашему там говорят?
– Там, брат, на всех языках говорят…
А девушка ихняя засмеялась. Чему засмеялась – неведомо, а только – хорошо засмеялась и хорошо на Федора Волкова поглядела: на плечи его страшные; на голову-колгушку, по-ребячьи стриженную; на маленькие глазки нерпичьи.
Показал Федор Волков господам приезжим отводную квартиру: держал нынче квартиру Пимен, двоеданского начетчика племяш. Хорошая изба была, чистая.
Сел Федор Волков на камушке у ворот. В тишине сумерной было явственно слышно, как они там в избе разговаривали, то по-нашему, то по-своему опять. А потом заиграла девушка ихняя песню. Да такую какую-то, что у Федора инда в груди затеснило, вот какая грусть, а об чем – неведомо. И дивно было: девушка, будто, веселая, а этак поет?
Век бы ее слушал, да поздно уж: хочешь-не-хочешь, время – спать.
Ночь светлая, майская. По-настоящему не садилось солнце, а так только принагнется, по морю поплывет – и все море распишет золотыми выкружками, алыми закомаринами, лазоревыми лясами.
Не то во сне снилось Федору Волкову, не то впрямь это было: будто, опять пела девушка ихняя, а он, будто, встал, оделся и по улице пошел: поглядеть, где же это она поет-то ночью?
Идет мимо Ильдиного камня, а на камне белая гага спит – не шелохнется, спит, – а глаза открыты, и все, белое, спит с глазами открытыми: улицы изб явственных глазу до сучка последнего; вода в лещинках меж камней; на камне – белая гага. И страшно ступить погромче: снимется белая гага, совьется – улетит белая ночь, умолкнет девушка петь.
И опять – не то сон, не то явь, а только будто окно – темное, она – белая в окне-то и, будто, шепотом, шепотом так Федору Волкову:
– Они спать полегли. А я не могу спать, – как же спать? А ты, милый, пришел, вот спасибо тебе…
И еще – будто из окна нагнулась, обхватила Федора Волкова голову – и к себе прижала. А руки у ней, и грудь у ней – так пахнули – только во сне так и может присниться.
Днем возил Федор Волков господ из Африки. На семгу ярус закидывали, лежали на ярусе два часа. И все глядел Федор на девушку ихнюю и глазами пытал: ночью – во сне ли она приснилась или…
К вечеру вернулся обратно пароход, стал на взморье и загудел. И опять Федору же вышло везти к пароходу гостей приезжих.
– Ну, Федор Волков, прощай. В Африку-то приезжай к нам… – и засмеялись все трое.
И взяло тут сомненье Федора Волкова: не потешаются ли они над ним с Африкой с этой? Мотнул стриженой колгушкой своей:
– А ну-ко-сь ей нету, Африки-то? Приедешь – ей нету? а то бы я приехал бы… – и глядел на девушку, все пытал: приснилось ночью тогда – или…
– Нет, Федор Волков, вы им не верьте, они такие уж… Вы ко мне приезжайте. Уж там доехать – доедете, только выехать. Ну, я буду вас ждать.
Нагнулся в низком поклоне Федор Волков и показалось: от руки – тот самый, тот самый дух, который во сне…
И поверил в Африку Федор Волков.
– Ну, ин ладно, приеду. Мое слово – безоблыжное.
2
У Пимена, племяша двоеданского, собаки не жили: годок поживет какая – а там, глядишь, и сбежала, а то и подохла. И шел слушок: оттого у Пимена собаки не жили, что уж больно он был человек уедливый. Как ночь так Пимен к конуре к собачьей:
– Ты у меня, мерзавка, гляди, спать не смей. Даром, что ли, я тебя кормлю-то? Хлеба одного лопаешь в неделю на семь копеек…
И пойдет, пойдет вычитывать: где же тут вытерпеть – собака не вытерпит.
Мудрено ли, что, идучи ночью одной весенней мимо двоеданской избы, услышал Федор Волков чей-то жалобный хлип. Ближе подошел: окно открыто, то самое, и в окно – слезами облитая, горькая Яуста, старшая Пименова.
– Ты чего, Яуста, эка, а?
– Отец со свету сжил, заел, ни днем продыхнуть, ни ночью…
Да полно, Яуста ли это? У Яусты волосы – как рожь, а у этой – как вода морская, русальи, зеленые. Яуста – румяная, ражая, а эта – бледная с голубью, горькая. Или месяц весенний заневодил зелено-серебряной сетью ту, дневную?
Как тогда – во сне или наяву – опять стоял Федор Волков у окна избы двоеданской, утешал горькую девушку. Нет того слаще, как девичьи слезы унять, увидеть улыбку, осветленную слезами, как лист – дождем. Нет девичьих рук нежнее, только что утиравших глаза – еще мокрых от слез.
– Яуста, как же это я никогда не видал-то тебя?
– Ну, теперь – гляди. Хочешь – тут вот – хочешь, гляди…
Пимен, племяш двоеданский – ростику маленького, тощий: такие всегда бывают зудливые, неотвязные. Каждый вечер Пимен пилил Яусту, свою старшую, может, только за то и пилил, что в девках она засиделась, и младших двух задерживала. Каждую ночь Федор Волков утешал горькую, с зелеными волосами русальими, Яусту. Каждую ночь месяц весенний становился все тоньше: уходила весна, девушка застенчивая; аукало за лесом лето, с ночами голыми, белыми, с бесстыдным солнцем ночным.
Когда шли от венца Федор Волков с Яустой, старшей Пименовой, еще висел последний тоненький месяц, еще звенел чуть слышным серебряным колокольцем. Заперли молодых в прибратой подклети; садясь на постель, Федор Волков сказал по обычаю по старому:
– Ну, разобуй меня, молодая жена.
Нагнулась Яуста, горькая, русальная, покорно сапог разобула Федору Волкову. Так покорно, что другого не дал ей снять Федор – сам стал ласково снимать с нее подвенечный обряд…
Еще спала Яуста, а Федор Волков, вскинул ружье, шел уж к лесу на Мышь-наволок. Играло в росе розовое солнце. Поцелуйно чмокала мокрая земля под ногами. В тонкую, однотонную дудку свистел рябчик – подругу звал. И так песней занялся, что Федора Волкова вплотную подпустил: тут только опомнился, фыркнул, перелетел на соседнюю сосну – и опять засвистел. Улыбнулся Федор Волков, от плеча отнял ружье – и пошел домой.
Читать дальше
Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка»
Осенихина Людмила Павловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
МБОУ СШ №77г. Архангельска.
Краткий комментарий к уроку
Урок «Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка» — это один из уроков курса «Родная литература (русская)» в 11 классе. Он может быть проведён как урок внеклассного чтения при изучении творчества Е. Замятина. Материалы урока могут быть использованы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.
Цель урока: выработать собственное отношение к понятию «мечта» и её роли в жизни человека.
Предварительная подготовка к уроку:
Задание для всех учеников: 1) прочитать рассказ Е. Замятина «Африка» (тексты должны быть на уроке на каждой парте),
2)в тексте рассказа найти диалектные слова, выписать их в тетрадь и дать их объяснение.
Индивидуальное задание: один из учеников готовит рассказ о пребывании писателя на Севере.
Конспект урока
Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка».
Цель урока: выработать собственное отношение к понятию «мечта» и её роли в жизни человека.
Задачи:
— обучающие: расширение знаний о литературе Севера, развитие навыков анализа художественного произведения, знакомство с новым понятием «хронотоп» и определение его роли в произведении;
— развивающие: развитие интереса к литературе Севера, определение собственного отношения к нравственным понятиям (мечта, добро), умение выстраивать собственное рассуждение;
— воспитывающие: формировать интерес к культуре и истории России, своей малой родине, умение прислушиваться к мнению товарищей и отстаивать своё, умение оценивать поступки героев и собственное поведение.
Оборудование: презентация, экран, мультимедийный проектор, распечатанные таблички слов («мечта», «красота», «доброта», «счастье», «будущее», «душевность», «изменение», «развитие», «радость», «хронотоп»), магнитная доска и магниты.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Через вопрос подводит учащихся к определению темы урока, постановке задач и составлению плана. |
Определяют тему урока, задачи и составляют план. |
|
Предлагает учащимся вопросы, организует диалог, знакомит с новым материалом и помогает усвоить его в практической работе по тексту. |
Оперируя текстом, предлагают свои решения, обмениваются мнениями, отбирают нужный материал. Делают выводы. |
|
Предлагает учащимся подвести итоги, сделать выводы, оценить свою работу, задаёт д/з или предлагает учащимся самим попробовать определить д/з. |
Подводят итоги, оценивают себя. |
Планируемые результаты:
— личностные — развитие нравственных ценностей личности (умение видеть красоту окружающего мира, понимать доброту, учиться мечтать и оценивать свои возможности, оценивать поведение героев и отстаивать свою точку зрения), воспитание любви к малой родине и её культуре;
— метапредметные – развитие умения определять цель работы и планировать свою деятельность, развитие умения использовать библиотечные и электронные ресурсы при работе с произведениями литературы Севера, обращаться к справочно-информационным ресурсам, в том числе виртуальным;
— предметные – развитие знаний о литературе родного края на примере рассказа «Африка», развитие навыков анализа художественного текста, расширение теоретических знаний, развитие творческого воображения и читательской наблюдательности.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель приветствует учеников. Создаёт настрой на урок.
- Вводная часть.
Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, называется «Африка», а где же происходит действие рассказа? (На Русском Севере.) (Слайд2)
Действительно? И вы можете это доказать? (Учащиеся приводят в доказательство географические названия, упоминаемые в рассказе, а также диалектные слова, свойственные поморскому говору. Учитель может им помогать.)
Хорошо. Мы доказали, что действие происходит на Севере. Но Замятин не уроженец Севера. Как случилось, что он написал произведение о Севере?
(Учащийся, готовивший индивидуальное задание, рассказывает о пребывании писателя на Севере и создании трилогии.)
Целеполагание. (Презентация. Слайд1)
Вернёмся к названию рассказа — «Африка». Почему так называется рассказ? (Это была мечта главного героя.)
Следовательно, слово «Африка» выступает здесь в качестве символа мечты. Согласны? Значит, сегодня мы будем говорить о чём? (О мечте.)
Какие же задачи мы можем определить для себя? Что нам надо узнать? (Что такое мечта? Есть ли мечты у героев рассказа? Реализовались ли их мечты и как?)
- Основная часть.
Молодцы. Мы определили задачи (Слайд 3) Начнём с первой. Говоря о мечте, надо сначала сказать, что это такое. У вас уже достаточный жизненный опыт, чтобы дать объяснение этому слову. (Ученики дают ответы.) Подводим итог (Слайд4): сравните ваши ответы с тем, как даётся толкование этого слова в словаре Ожегова и в работе учёных. А теперь давайте к слову «мечта» (закрепляем карточки на доске вокруг слова «мечта») подберём родственные по смыслу слова («счастье», «доброта», «красота», «будущее», «изменение», «душевность»). У нас получилась своеобразная схема, которая поможет нам в дальнейшем в раскрытии этой интересной темы.
А чем тема мечты интересна нам, сегодняшним читателям? (Человек всегда мечтал о чём-то лучшем и стремился к мечте. Без этого, наверное, невозможен прогресс.)
Вы совершенно правы. Поэтому тема мечты становится одной из важных тем в литературе. И мы попробуем разобраться, есть ли мечта у героев в начале рассказа «Африка», до приезда гостей.
Кто эти герои? (Фёдор, Пимен, Яуста.) Как живут люди в этом северном краю? О чём мечтают? Мечтают ли? А чтобы наша работа шла быстрей, разделимся на 3 группы (можно по колонкам и попарно):1 группа расскажет, есть ли мечта у Фёдора. 2 группа – есть ли мечта у Пимена. 3 группа – есть ли мечта у Яусты. (Каждая группа высказывает свои предположения, подкрепляя текстом. Учитель выслушивает. Мнения могут разделиться. Подводим итог: в начале рассказа не было мечты ни у одного из этих героев.)
А как же Яуста? Она ведь хочет выйти замуж. Это ли не мечта? Для доказательства вновь обращаемся к словам на доске. (Нет. Её заставляет отец. Это только желание, но ни доброты, ни развития в будущем, ни душевности здесь нет.)
А Пимен? Разве он не мечтает выдать старшую, Яусту, замуж? (Это тоже не мечта. Пимен хочет делать всё так, как «надо». И от других этого же требует. Но ни радости, ни доброты, ни красоты здесь тоже нет. Всё идёт по заведённому порядку, серо, скучно, однообразно, и нет мысли о дальнейших изменениях и духовном росте.)
Когда же появляется мечта в рассказе? У кого и почему? (Появление гостей, доброта девушки, её песня – всё это было настолько необычным, но таким (впервые!) добрым в его жизни, что Фёдор не может остаться равнодушным, ему интересно всё, что связано с этими людьми. Он запоминает их рассказ об удивительной стране – Африке, и в его душе начинают происходить перемены.)
Какие изменения происходят с Фёдором? (Он по-новому видит окружающее. По-новому чувствует.)
Докажите текстом (зачитывают фрагмент описания ночи). Что изменилось в повествовании? (Рождается поэзия. Повествование воспринимается как поэтическое.)
А помогает нам понять это и более глубоко почувствовать хронотоп. (Прикрепляет карточку к доске.) Что это такое? Давайте узнаем.(Слайд 5)
В качестве примера рассмотрим один из хронотопов (Слайды 6-7).
А теперь попробуйте сами вспомнить и привести примеры ещё 3 хронотопов в рассказе. Какую роль играет хронотоп? Что помогает понять? (Если ученики затрудняются, учитель помогает и показывает слайды 8-11.)
Можем ли мы сказать, что мечта Фёдора реализовалась? (Нет. Сначала Фёдор чувствует себя счастливым и готов любить и оберегать всё вокруг. Ему хочется делиться счастьем со всеми. Перед ним открывается огромный прекрасный мир. Но счастье длилось недолго. Яуста его не понимает и разрушает то нежное, хрупкое, что только наметилось в их отношениях. Ей не нужен большой мир, ей хватает маленького мирка дома, где всё уже известно и неизменно, как у всех. Чего ещё желать? Мечта разрушена. Фёдор уходит из дома.).
Чем продиктованы дальнейшие действия Фёдора? Осуждаете ли вы его? (Уход из дома и пьянство — это протест против грубости, чёрствости, душевной слепоты, узости мышления.)
Когда Фёдор вновь обретает мечту? Как идёт к ней? (Фёдор узнаёт, что Индрик набирает команду, и идёт к нему гарпунщиком. Теперь его мечта, кажется, совсем близко. Есть человек, который серьёзно относится к мечте Фёдора и поддерживает его.)
Рассказ заканчивается трагически. Сбылась ли мечта Фёдора? Какие мысли появились у вас после прочтения рассказа? Надо ли было идти за мечтой? (Ученики делятся своими выводами. Мнения могут разделиться.)
Вернёмся к словам на доске и попробуем ответить на эти вопросы. Было ли что-то доброе в мечте Фёдора? (Да, он узнал, что есть другие страны и другие люди, есть другие, добрые отношения, и мир может быть добрым.)
Изменился ли Фёдор? (Да.) Был ли счастлив он на пути к своей мечте? (Безусловно.)
Какого человека вдруг открыл в себе Фёдор, благодаря мечте? (Удивительного, любознательного, умеющего видеть красоту и трепетно относящегося к окружающему, умеющего идти к своей мечте и преодолевать трудности).
- Итоги.
Какими словами заканчивает автор своё произведение? (Слайд 13) Согласны ли вы с ним? Надо ли мечтать? Какую роль играет мечта в жизни человека?(Мечта делает человека лучше. Открывает ему мир вокруг и мир внутри него.)
Вы совершенно правы. И в подтверждение наших выводов можно привести слова известных писателей (Слайд 14).
- Рефлексия.
Интересен ли был вам наш сегодняшний разговор? Что нового вы для себя узнали? Довольны ли собой? На все ли вопросы получили ответы?
6. Д/з. Безусловно, в ходе урока у вас могли появиться новые мысли, новые вопросы. Поделитесь ими в вашем домашнем рассуждении по мотивам нашего урока на одну из предложенных тем:
1) Надо ли мечтать? (Можно использовать цитаты последнего слайда.)
2) Кого из героев литературы 19 века напоминает Фёдор из рассказа «Африка»?
Использованная литература
- Е. Замятин. Африка.
- Желтова Н. Ю. Поэтика русского национального характера в Северной трилогии Е. Замятина («Африка», «Север», «Ёла»). Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Журнал «Вестник Тамбовского университета». Серия: Гуманитарные науки.1997
- Седова О. В. Поэтика цвета в прозе Е. И. Замятина: дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 Елец. 2006
- Краснова Т. В. Особенности сюжетостроения в прозе Е. И. Замятина. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Тамбов. 2013
- Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 11 класс. Беляева Н.В. Иллюминарская А.Е. Москва. «Просвещение». 2017
- Литература. 11 класс. Методические рекомендации. Под редакцией Б. А. Ланина. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2019