Слайд 1Верования коренного населения Америки
Слайд 3Индейцы-коренное население Америки.
Занимались охотой, рыболовством, земледелием.
Слайд 4
По рекам передвигались на каноэ
Слайд 6Ацтеки поклонялись богам и воспевали ягуаров.
Согласно легенде раньше в мире стояла
вечная тьма. Чтобы решить эту проблему боги собрались на совет в этом месте. Первым из желающих осветить мир стал Текусицтекатль. Другие же воздерживались от этого права. Вторым богом избрали Нанахуатцина. Боги разожгли огонь, в который нужно было вступить избранным. Текусицтекатль испугался жаркого огня, но хладнокровный Нанахуатцин сделал это. После раздумий Текусицтекатль все смог побороть себя и завершил путь бога. Нанахуатцин переродился в Солнце, а Текусицтекатль в Луну. В честь этого события люди и построили на этом месте храмы-пирамиды.
Слайд 7Город Теотиуакан
Теотиуакан — город, где люди становятся богами. Именно так дословно
переводится название древнего города Теотиуакан с языка ацтеков.
Слайд 8Центральная пирамида и самая большая символизирует Солнце, далее от нее расположены
пирамиды меньшего размера и символизирующие планеты, обращающиеся вокруг небесного светила, есть даже пирамида — Луна. После измерения расстояния между пирамидами, ученые сообщили неожиданный результат — все расстояния соответствуют реальным между космическими объектами Солнечной системы, но в масштабе 1 к 100 миллионам. Кто основал этот город, где его жители и кто разрушил его? Ответов на эти вопросы, не смотря на огромное количество экспедиций так и нет.
Слайд 9Фрески Теотиуакана
Когда бога грома мы называем Тлалоком, а змею с перьями
— Кецалькоатлем, это весьма условные сравнения, так как Тлалок и Кецалькоатль были на самом деле ацтекскими богами. Главным божеством была так называемая Великая богиня Теотиуакана, в форме птицы, отвечавшая за загробный мир, землю, воду, и, возможно, за сотворение мира. Человеческие жертвоприношения в городе происходили, но, судя по всему, ими не злоупотребляли и устраивали только при закладке храмов и пирамид.
Слайд 12Пирамида в Эль-Тахине
«город грома».
Пирамида Эль-Тахин посвящена верховному богу-громовержцу Тахину – покровителю
дождя.
Слайд 14Ритуалы.
Праздник богини молодой кукурузы; знать раздаёт подарки и еду черни
Все изображения
богов украшаются цветочными гирляндами. Пир с кукурузными лепёшками и индейкой.
Подметание домов и дорог; имитация сражения
Магические ритуалы для вызывания дождя; побивание женщин мешками с соломой, чтобы те плакали
Слайд 15Город Теночтитлан
По легенде, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам-индейцам, чтобы они обосновались
там, где увидят такую картину: орёл на кактусе будет держать в своих когтях добычу. Какую именно добычу сказано не было. Скитаясь в южных землях Северной Америки почти 130 лет, они увидели то, о чём говорил им бог солнца: орёл сидит на кактусе и держит в когтях змею (данный сюжет теперь отображен на мексиканском флаге).
Слайд 16Обсерватория в Чичен-Ица (майя)
Караколь В переводе с испанского означает «улитка». Такое
название было присвоено из-за внутренней лестницы наверх, имеющую спиралевидную форму как у раковины улитки.
Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом.
Слайд 18Пирамида Кукулькана
храмовое сооружение, уцелевшее среди руинхрамовое сооружение, уцелевшее среди руин древнего города майяхрамовое сооружение,
уцелевшее среди руин древнего города майя Чичен-Ицахрамовое сооружение, уцелевшее среди руин древнего города майя Чичен-Ица . Кукульканхрамовое сооружение, уцелевшее среди руин древнего города майя Чичен-Ица . Кукулькан у майя являлся аналогом бога Кетцалькоатля.
Окаймляет лестницы каменное обрамление, начинающееся внизу с головы змея и продолжающаяся в виде изгибающегося змеиного тела до верха пирамиды. Ежегодно в дни осеннего и весеннего равноденствия можно наблюдать уникальное зрелище «Пернатого Змея». Тень ступенчатых рёбер пирамиды падает на камни ограждения. При этом создаётся впечатление, что Пернатый Змей оживает и ползёт, в марте вверх, а в сентябре вниз
Слайд 20Город Куско (инки)
существует индейская легенда, по которой основателем города является первый Инкасуществует
индейская легенда, по которой основателем города является первый Инка — Манко Капаксуществует индейская легенда, по которой основателем города является первый Инка — Манко Капак. Он со своей семьей, уйдя от озера Титикакасуществует индейская легенда, по которой основателем города является первый Инка — Манко Капак. Он со своей семьей, уйдя от озера Титикака, искал место, где бы золотой посох Манко Капака «вошел в землю». Таким местом оказалось поселение племени Савасера Панака, которое пришлось уничтожить, после чего ничто не мешало созданию столицы империи инков — Куско.
В переводе означает Пуп Земли, то есть, по сути — Центр Мира,
Слайд 21Храм Солнца
Легенда о том, как люди вернули Солнце.
Стр. 38-39
Золотой храм», изначально кечуа Intikancha,
букв. «Храм солнца») — был важнейшим храмом Империи Инков, букв. «Храм солнца») — был важнейшим храмом Империи Инков, использованным инками. Посвящался высшему божеству инков — богу солнца Инти. В инкские времена стены и пол храма были украшены золотыми пластинами, во дворе находились золотые статуи.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация по Основам мировых религиозных культур Урок 6 Верования коренного населения Америки (4 класс) -
2.
Верования коренного населения Америки УМК «Школа России» -
3.
Северная и Южная Америка -
4.
Древнейшие цивилизации Америки МАЙЯ, АЦТЕКИ, ИНКИ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -словарь с.185 -
5.
Майя -
6.
Ацтеки -
7.
Инки -
8.
Боги индейцев Бог Солнца Боги земли, дождя, ветра. -
9.
Коренные народы Америки обладали высокой культурой. точный календарь майя с. 36 — разъяснение -
10.
Пирамиды – обсерватории майя, ацтеков, инковил. с. 37 -
11.
Легенда индейцев Северной Америкичит. с.38-39 -
12.
Рассмотрите рисунки, определите какой относится к индейской -
13.
Слайд 13 -
14.
Слайд 14
Верования коренного населения Америки УМК «Школа России» урок 6 по «Основам мировых религиозных культур» составила учитель начальных классов Родина Наталья Сергеевна2016 г.
Слайд 1Расставьте буквы в правильном порядке, и вы узнаете, как называют коренных
жителей того или иного места, в том числе и Австралии.
1
2
6
7
5
8
3
4
9
А
Б
Г
Е
И
Н
О
Р
Ы
Слайд 2Верования коренного населения Америки
УМК «Школа России» урок 6 по «Основам
мировых религиозных культур» составила учитель начальных классов Родина Наталья Сергеевна
2016 г.
Слайд 4Древнейшие цивилизации Америки
МАЙЯ, АЦТЕКИ, ИНКИ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
-словарь с.185
Слайд 8Боги индейцев
Бог Солнца
Боги земли, дождя, ветра.
Слайд 9Коренные народы Америки обладали высокой культурой.
точный календарь майя
с. 36
— разъяснение
Слайд 10Пирамиды – обсерватории майя, ацтеков, инков
ил. с. 37
Слайд 11Легенда индейцев Северной Америки
чит. с.38-39
Слайд 12Рассмотрите рисунки, определите какой относится к индейской легенде, а какой –
к известной детской сказке. Кто автор и название произведения?
К. И. Чуковский «Краденое солнце»
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
Раздел 1.Знакомство с новым предметом.
Урок 1.Россия- наша Родина. Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Родословное древо. Историческая связь поколений. А. К. Толстой « Земля и оттич и дедич».Значение семьи в жизни человека и человечества.
Урок 2.Духовные ценности человечества. Основное содержание: то же, что и в светской этике
Урок 3. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» .Основное содержание: религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Единство лидеров мировых религий в важнейших вопросах мирного сосуществования. Значение образования и просвещения в деле достижения взаимопонимания. Обращение участиков III съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировому сообществу. Творческая работа: сочинение-миниатюра «Что я хочу пожелать людям всего мира…».
Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
Урок 4. Древние верования и религиозные культы. Основное содержание: изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники. Древние религиозные культы. Культ богини- матери. Культы почитания природы. Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации. Религиозные практики. Шаманство. Вариативное содержание: мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и легенд. Мифы африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном».Основные понятия: мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство. Словарная работа: археология, археолог, культ, обряд, ритуал. Творческая работа: иллюстрации к уроку. Внеурочная работа: посещение археологического музея, археологической экспозиции в краеведческом музее, экспозиции, посвященной языческим культам.
Урок 5.Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Основное содержание: географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представления о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге. Вариативное содержание: бумеранг и его символический смысл. Основные понятия: аборигены, картина мира. Словарная работа: аборигены. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: история, культура и природа Австралии.
Урок 6. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки.Основное содержание: географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Север- ной и Южной Америки. Легенда о Солнце. Вариативное содержание: календарь ацтеков и «Камень Солнца». Основные понятия: майя, ацтеки, инки, цивилизация. Словарная работа: цивилизация. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: культура древних цивилизаций Северной и Южной Америки.
Урок 7.Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Основное содержание: географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце. Вариативное содержание: изображение божеств в японской традиции. Кукла дарума. Основное понятие: синтоизм. Словарная работа: экзотика, экзотичный. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: куклы в традиционной культуре Японии.
Урок 8.Саша рассказывает о верованиях древних славян. Основное содержание: культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, 102 солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы. Вариативное содержание: божества славянской мифологии. Славянские мифы. Основные понятия: славяне, капище, идолы. Словарная работа: соотечественник, идол. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: верования древних славян в русском фольклоре. Внеурочная работа: посещение краеведческих музеев.
Раздел 3. Иудаизм
Урок 9. Представление о Боге в иудаизме. Основное содержание: иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме. Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора. Вариативное содержание: притча о том, почему Бог не может быть видим. Основные понятия: иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора. Межмодульные связи: иудаизм, монотеистические религии. Словарная работа: иудаизм, евреи. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: государство Израиль: географические и природные особенности, культурные и исторические достопримечательности.
Урок 10.Мир и человек в иудаизме. Основное содержание: представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат. Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи. Вариативное содержание: отношение к богатству и бедности в иудейской традиции. 103 Основные понятия: Шаббат, Тора, душа. Межмодульные связи: религиозные представления о происхождении мира и человека. Словарная работа: свобода воли.
Урок 11.Тора и заповеди. Основное содержание: Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот и Шавуот. Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей. Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительство и разрушение Иерусалимского Храма. Стена Плача. Вариативное содержание: путь евреев в Землю обетованную, чудо с манной небесной. Основные понятия: Тора, Пятикнижие, Земля обетованная, пророк, заповеди, Завет. Межмодульные связи: пророки в различных рели- гиозных культурах; заповеди. Словарная работа: пророк. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: пророк Моисей.
Урок 12. О чем говорит иудейский закон.Основное содержание: правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Вера в приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута. Отношение к природе и живым существам в иудаизме. Вариативное содержание: правила благотворительности в иудаизме.
Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме. Основное содержание: обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба. Синагога. Происхождение и назначение синаго- ги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Вариативное содержание: особенности облачения для совершения молитвы в иудейской традиции. Иудейские притчи. Основные понятия: бар-мицва и бат-мицва, синаго- га, раввин. Межмодульные связи: обряды, ритуалы, священ- ные сооружения. Словарная работа: совершеннолетие, община. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: традиционные иудейские праздники. Внеурочная деятельность: посещение синагоги.
Раздел 4. Христианство
Урок 14. Представление о Боге и мире в христианстве. Основное содержание: христианство и его распространение в мире. Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Представления о Боге в христианстве. Библия. Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции. Вариативное содержание: история возникновения и время возникновения христианства. Основные понятия: христианство, Библия. Межмодульные связи: представления о сотворении мира и человека в различных религиозных культурах. Словарная работа: мироздание.
Урок 15. Представление о человеке в христианстве. Основное содержание: первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе. Иисус Христос — Спаситель. Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствования. Притча о следах на песке. Вариативное содержание: грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая. Основные понятия: спасение, любовь. Межмодульные связи: заповеди, представление о грехе в различных религиозных культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенствования. Словарная работа: грех, заповеди, доблесть, патриотизм. Творческая работа: поделка «Как люди выражают свою любовь».
Урок 16. Библия – священная книга христиан. Основное содержание: книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета. Принятие христианства на Руси. Распространение православия. Вариативное содержание: евангелисты и апостолы. Основные понятия: Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Словарная работа: Библия. 106
Урок 17. Православие.Основное содержание: православная церковь. Правила жизни православных верующих. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство. Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме. Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха. Вариативное содержание: язык православного бо-гослужения. Основные понятия: православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона. Межмодульные связи: православие. Словарная работа: патриарх, священнослужители, церковнослужители. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: традиционные православные праздники.
Урок 18. Католицизм. Основное содержание: государство Ватикан и Папа Римский. Католические священно- и церковнослужители. Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в изобразительном искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство. Вариативное содержание: орган и органная музыка в католическом богослужении. Основные понятия: католицизм, Ватикан. Словарная работа: католицизм. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: государство Ватикан.
Урок 19. Протестантизм.Основное содержание: происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пасторов. Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире. Вариативное содержание: протестантские благотворительные организации и их деятельность. Основные понятия: протестантизм, миссионерство, баптизм, лютеранство. Словарная работа: протестантизм, проповедник, миссионер. Внеурочная деятельность: посещение православно- го храма, костела или протестантского дома молитвы (на выбор).
Раздел 5. Ислам
Урок 20. Представление о Боге и мире в исламе.Основное содержание: ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом. Вариативное содержание: представление о равенстве мужчин и женщин в исламе. Основные понятия: ислам, мусульмане, Коран. Межмодульные связи: представления о происхождении мира и жизни в разных религиозных культурах; ислам. Словарная работа: ангелы, джинны.
Урок 21. Пророк Муххамед. Основное содержание: первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммед — «печать пророков». История жизни пророка Мухаммеда. Учение и проповеди пророка Мухаммеда. Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад». 108 Вариативное содержание: труд в системе ценностей ислама. Основные понятия: пророк, джихад. Словарная работа: самосовершенствование. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Великая Отечественная война в истории России.
Урок 22. Коран и Сунна.Основное содержание: Коран — священная книга мусульман. Сунна — предание о жизни пророка Мухаммеда. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добро- соседства и гостеприимства в исламе. Вариативное содержание: исламская медицина. Основные понятия: Коран, Сунна. Словарная работа: гостеприимство.
Урок 23.Столпы ислама. Праздники ислама. Праздники ислама Основное содержание: пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам. Вариативное содержание: совместная молитва мусульман в мечети. Основные понятия: шахада, намаз, Рамадан, Ураза- байрам, закят, хадж, Курбан-байрам. Словарная работа: милостыня.
Урок 24. Священные города и сооружения ислама.Содержание: Мекка, мечеть Аль-Харам, Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении. Мечеть Пророка, могила пророка Му- хаммада. Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети. Вариативное содержание: каллиграфия в художественной культуре ислама. Исламские притчи. Основные понятия: Мекка, Кааба, Медина, мечеть. Словарная работа: каллиграфия, панно, фриз. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: священные сооружения ислама на территории России. Внеурочная деятельность: посещение мечети. Раздел 6. Буддизм
Урок 25. Жизнь Будды.Основное содержание: буддизм — старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды. Вариативное содержание: последователи и ученики Будды. Первые буддийские монастыри и университеты. Основные понятия: буддизм, срединный путь, просветление. Межмодульные связи: буддизм. Словарная работа: срединный путь.
Урок 26. Учение Будды. Основное содержание: четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки — истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. 110 Принцип ахимсы — ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов. Вариативное содержание: восемь символов буддийского учения. Колесо сансары. Основные понятия: четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности буддизма. Словарная работа: благородные истины, символ.
Урок 27.Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Основное содержание: распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России. Вариативное содержание: ступы. Основные понятия: лама, Потала, бодхисаттва. Словарная работа: далай-лама, дацан, Сандаловый Будда. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: буддийские монастыри и жизнь буддийских монахов. Традиционные буддийские праздники.
. Урок 28. Священные книги буддизма. Основное содержание: Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путем». Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре. Вариативное содержание: Дхаммапада и Гирлянда джатак. Буддийские притчи. Основные понятия: Трипитака Словарная работа: санскрит. Внеурочная деятельность: посещение буддийского храма. 111 Раздел 7. Подведение итогов
Урок 29. «Золотое правило нравственности».Основное содержание: общие гуманистические ос- новы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. «Золотое правило нравственности» в различных религиозных культурах. Жизнь по нравственным законам в современном мире. Вариативное содержание: Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Основное понятие: общечеловеческие ценности. Межмодульные связи: этика, самосовершенствование, религиозные культуры. Творческая работа: иллюстрации к уроку.
Урок 30. Не совсем обычный урок. Основное содержание: ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для со- временного человека. «Золотое кольцо России». Па- мятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим — город трех религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты. Основные понятия: красота, культура, культурные ценности. Список литературы и интернетресурсов Библия.
Уроки 30-34 как в светской этике
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 32. Выступление учащихся с творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам».
Урок 33. Выступление учащихся с творческими работами: «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм».
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур».
Синодальный перевод. Бородина А. В. Основы православной культу- ры. — М., 2003. Буддизм. Четыре благородных истины. — Харь- ков, 1999. Буддийский взгляд на мир. — СПб., 1994. 112 Введение в буддизм. — СПб., 1999. Гайнутдин Р. Уроки ислама: пособ. для препода- вателей религиозных учебных заведений. — М., 2009. Гура А. Мифы славян. — М., 2000. Еврейская традиция: учебник для 8—10 кл. еврейских школ с преподаванием на русском языке / под общ. ред. проф. Г. Брановера. — Иерусалим, 1998. История религий: учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. — М., 2007. История христианства. Духовные традиции и культура: учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А. Н. Саха- рова. — М., 2008. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в свет- ской школе. Теория и международный опыт в отече- ственной перспективе: монография. — СПб., 2005. Марчукова С. М. Человек и окружающий мир: книга для дополнительного чтения. — СПб., 2003. Мифы народов мира. — М., 2006. Мифы народов мира. В 2 т. — М., 1987—1988. Полосин В., Али-Заде А. Ислам не такой! А ка- кой? — М., 2008. Прикосновение к вечности. Уроки Кунсткамеры: учеб. пособие / под общ. ред. М. С. Якушкиной. — СПб., 2003. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. — Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 2002. Сахаров A. H., Буганов В. И. История России. С древнейших времен до конца XVII века. — М., 2009. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам / под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пep. с франц. Е. А. Терюковой. — СПб., 2008. Телушкин Й. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истор
Коренное население Америки и
- Коренное население Америки и
- его культура
- «Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви».
Индейцы – коренной народ Америки. Они жили племенами. Существовало более 300 племен (инки, апачи, виннипеги, пуэбло, ирокезы и т. д.). Племена развивались на первобытном уровне, но в то же время их культура была многообразна и интересна
Некоторые племена, напр. пуэбло, жили в городах, другие же, напр. апачи, жили группами.
- Некоторые племена, напр. пуэбло, жили в городах, другие же, напр. апачи, жили группами.
- Индейцы охотились, ловили рыбу, выращивали растения, были хорошими фермерами, искусными ремесленниками и отличными воинами, изобрели сложнейший календарь
Сперва коренные индейцы были рады европейцам. Но гости посчитали, что индейцы – дикари и их образ жизни не имеет никакой ценности.
- Сперва коренные индейцы были рады европейцам. Но гости посчитали, что индейцы – дикари и их образ жизни не имеет никакой ценности.
- Вскоре
- начали
- возникать
- конфликты.
- Но племена
- индейцев, в
- одиночку, не
- могли оказать
- сопротивления
- вооруженным
- колонистам.
- За долгие годы индейские племена освоили множество культур. В то же время оказали огромное влияние на культуру американцев.
Например, индейцы с древних времен поклонялись шаманизму, благодаря чему было сделано несколько важных открытий в области медицины.
- Например, индейцы с древних времен поклонялись шаманизму, благодаря чему было сделано несколько важных открытий в области медицины.
- Многие названия штатов произошли от индейских слов: Аризона – «источник», Иллинойс – «люди», Дакота – «союз с друзьями», Техас – «друзья», Нью-Мексико – «бог войны», Мичиган – «великая вода»
- Индейские названия носят и река Потомак, и Уобаш, и «большая река» – Миссисипи, а также Гурон, Эри, Онтарио, Онайдо, Сенека, Виннипег, знаменитый Мичиган и многие другие.
- Индейцы дали названия многим бытовым предметам, растениям, пищи. Американцы употребляют эти слова в современной речи.
Испанцы, а в дальнейшем и европейцы, заимствовали такие слова, как:
«tomate» — «томат», «chocolate» — «шоколад», «tabaco» — «табак», «maiz» — «кукуруза», «quina» — «хина», «cacao» — «какао»
- «Индейцы научили европейцев выращивать такие культуры, как кукуруза, помидоры, картофель. Каноэ, снегоступы и мокасины –изобретения индейцев. Изделия индейских ремесел – керамика, серебряные украшения, ковры – ценятся во всем мире.
Индейцы разводили домашних животных (индейка, морская свинка, мускусная утка). Приручили попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных лам и альпак, разводили нескольких пород собак.
Индейцы Америки, как источник образов, оказали сильное влияние на романтическое направление в литературе и кинематографе.
Интересный факт:
- Почему американские индейцы получили название «краснокожие», ведь окраска кожи у них, хоть и темная, но далеко не красная? Этому послужила их любовь к раскрашиванию кожи, часто в красный колер, какой во всем животном мире является символом опасности.
- Культура индейцев сыграла огромную и очень значимую роль в современной культуре США. И если бы не индейцы, жизнь американцев сложилась бы иначе.
авторы: Емельянова Татьяна Валентиновна, Савченко Ксения Владимировна, Доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, автор УМК «Основы религиозной культуры и светской этики», Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и теории педагогики РАО
Методические пособия
Начальное общее образование
Линия УМК Т. Д. Шапошниковой. ОРКСЭ (4-5)
ОРКСЭ, ОДНК
Пособие является частью учебно-методического комплекта «Основы мировых религиозных культур» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
В пособие включены тематическое планирование; методические рекомендации, включающие описание технологий работы с текстом и иллюстрациями, проектной деятельности; объяснение наиболее сложных вопросов содержания нового предмета, межмодульных и межпредметных связей, возможностей курса в решении вопросов социализации и воспитания школьников, внеурочной деятельности.
Содержание
- Введение
- Методический комментарий к поурочным разработкам
- Тематическое планирование
- Поурочные разработки
- Раздел 1. Знакомство с новым предметом
- – Урок 1. Россия — наша Родина
- – Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия
- – Урок 3. Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»
- Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
- – Урок 4. Древние верования и религиозные культы
- – Урок 5. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии
- – Урок 6. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки
- – Урок 7. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии
- – Урок 8. Саша рассказывает о верованиях древних славян
- Раздел 3. Иудаизм
- – Урок 9. Представления о Боге в иудаизме
- – Урок 10. Мир и человек в иудаизме
- – Урок 11. Тора и заповеди
- – Урок 12. О чем говорит иудейский Закон
- – Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме
- Раздел 4. Христианство
- – Урок 14. Представление о Боге и мире в христианстве
- – Урок 15. Представление о человеке в христианстве
- – Урок 16. Библия — священная книга христиан
- – Урок 17. Православие
- – Урок 18. Католицизм
- – Урок 19. Протестантизм
- Раздел 5. Ислам
- – Урок 20. Представление о Боге и мире в исламе
- – Урок 21. Пророк Мухаммад
- – Урок 22. Коран и Сунна
- – Урок 23. Столпы ислама. Праздники ислама
- – Урок 24. Священные города и сооружения ислама
- Раздел 6. Буддизм
- – Урок 25. Жизнь Будды
- – Урок 26. Учение Будды
- – Урок 27. Духовные наставники и священные сооружения буддизма
- – Урок 28. Священные тексты буддизма
- Раздел 7. Подведение итогов
- – Урок 29. «Золотое правило нравственности»
- – Урок 30. Не совсем обычный урок. Интересный разговор
- Раздел 1. Знакомство с новым предметом
- Список использованной литературы
- Список рекомендованной литературы
Савченко Ксения Владимировна
Доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, автор УМК «Основы религиозной культуры и светской этики»
Шапошникова Татьяна Дмитриевна
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и теории педагогики РАО
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту