Рассказ алтынсарина щедрый человек

Тема: Ы Алтынсарин « Щедрый человек»

Цели:  Познакомить с новым произведением и новым разделом.

             Развитие умения анализировать текст, развивать устную речь уч – ся.

             Работать над беглостью и выразительностью чтения.

             Воспитать нравственные качества: доброты, любви, труда, милосердия.

Ход урока

1 Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас в классе много гостей повернитесь к ним и поприветствуйте.

Мы приветствуем гостей

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных и веселых.

Мудрецы говорят:

Деньги потерял – нечего не потерял. Время потерял – все потерял. Каждый день мы с вами идем вперед  по пути здоровья, какой доктор помогает нам сохранить настроение и дарит людям радость?   ( Доктор любовь)

Тогда улыбнитесь друг другу подарите любовь.

Мы все здоровы глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

Вдохните в себя свежесть весеннего утра тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, чтобы урок был интересным и увлекательным.

Жужжащие чтение.

Многократное чтение.

Работа по таблице Шульта.

2 Знакомство с биографией.

Ы ( Ибрагим) Алтынсарин родился в Костанайской облости. Мальчик рано потерял отца до восьми лет воспитывался у деда.

Ыбрай Алтынсарин – замечательный казахский педагог и писатель. Талантливый учитель, он очень любил свох учеников, и они отвечали ему тем же. Ыбрай открывал школы для ребятишек, писал и детские рассказы, собирал народные придания, легенды, пословицы, поговорки, песни. Он мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными и работящими, чтобы они любили свою родину и приносили ей пользу. Еще он учил, что главным богатством человека является земля, выступал за дружбу между казахским и русским народоми.

Ыбрай Алтынсарин писал притчи: это небольшие произведения, в которых осуждается зависть, лень, невежество, и говорится о пользе знания и воспитания.

Как вы понимаете смысл этих пословиц:

— Бедный – всегда щедрый.

— В решете вода не держится, у щедрого деньги не держатся.

— У кого руки щедрые, тому все дороги открыты.

Новая тема.

Как вы понимаете выражения щедрый человек?

Щедрый человек – это не только тот кто бескорыстно жертвует своими материальными благами но и тот, кто щедро дарит богатство своей души.

Работа с текстом.

Чтение текста

Скажите что это за жанр? Это сказка стих?

Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение называется притча.

Анализ:

— Щедрый человек какой это человек?

— Какими качествами обладает по вашему щедрый человек?

— Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?

— Чему учит Алтымтай?

— Каким по его мнению должен быть щедрый человек?

Работа с непонятными словами

Ветхую, кров, чуждаться. Как понимаете вы смысл этих слов. 

Какие произведения, которые вы уже читали, отражают жизненные принципы Алтымтая щедрого, о которых нам рассказал Ы Алтынсарин.

Чтение стихотворения « Я стану человеком».

Я стану человеком, и если буду жить.

Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.

Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,

Чем на земле просторной невеждой жалким быть!

Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!

Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.

Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой

Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?

Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!

Я поднимусь над нашей извечной темнотой.

Стремлением горячим охвачен я – и, значит,

Я стану человеком и долг исполню я !

Работа над текстом.

Чтение текста диалогом.

Чтение текста до точки.

После сегодняшнего разговора, чтения притчи и выделения жизненных принципов  Атымтая Щедрого у вас возникли различные мысли.

Напишите Эссе о щедром человеке.

Прочитав притчу Ы Алтынсарина « Щедрый человек», я поняла, что щедрым человеком быть не легко. Щедрым человеком могут быть не только богатые, но и бедные. Я с детства хочу стать щедрым человекам. Я стремлюсь получить хорошее образование, чтобы быть состоятельным человеком. В нашем селе очень много бедных и обездоленных людей. Когда я вырасту, я буду строить дома милосердия, чтобы люди могли всегда иметь крышу над головой и чтобы им было тепло и уютно.

                                                                                                    ( Сверчук Яна)

Составление пятистишия.

Записать существительное Человек ( тема)

Записать два прилагательных характеризующих эту тему.

Записать слова, которые будут выражать действия данного понятия ( три слова)

Записать четыре слова, включая предлоги, — ваше отношение к этому понятию

Записать синоним к данному слову.

Человек

Трудолюбивый, добродушный.

Работает, помогает, учит.

Помогаю людям на земле.

Личность.

Человек

Хороший, умелый.

Очень любит природу.

Люди должны любить Родину.

Личность

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами поэтессы Веры Кушнер.

Простая доброта, внимательность простая –

Желание добра во всяком вызывает.

Не бойся же добром твои делиться с братом.

Делясь не жди себе награды и уплаты.

Итог.      Понравился ли вам урок.

               Что полезного для себя взяли из урока.

Просмотр содержимого документа

«Ы.Алтынсарин.» Щедрый человек»»

Жил когда-то в Бухаре богатый и щедрый человек. Он достиг весьма высокой ступени в духовной иерархии, за что ему был присвоен титул Старейшины Мира. Ежедневно к его дому толпами стекались люди, и он щедро одаривал их золотом. Для каждой категории людей — вдов, больных и т.д. — он назначал определённые дни приёма, в которые они получали от него причитающиеся им милости. Но свою щедрость Старейшина Мира ограничивал одним условием: тот, кто произносил в его доме хоть слово, ничего не получал. Не все люди могли хранить молчание.

Однажды, когда наступила очередь законоведов, и они пришли к нему за подарками, один из них, не в силах больше сдерживать переполнявших его чувств, на все лады принялся расхваливать благодетеля. Старейшина Мира ничего ему не дал. Но законовед решил добиться своего. На следующий день за милостью пришли калеки. Притворившись увечным, он явился вместе с ними. Старейшина узнал его и опять ничего не дал. Тогда законовед снова изменил своё обличье и пришёл уже с другими, прикрывая лицо руками. Но и на этот раз Старейшина Мира узнал его и прогнал прочь. Снова и снова законовед предпринимал свои попытки, он даже переодевался женщиной, но щедрый человек неизменно узнавал его и отсылал с пустыми руками. В конце концов, этот человек пошёл к гробовщику и попросил завернуть себя в саван и положить в гроб, как мертвеца.

— Когда Старейшина Мира будет проходить мимо, — сказал законовед, — он, вероятно, подумает, что перед ним труп, и пожертвует на похороны. Деньги мы разделим с тобой поровну.

Гробовщик сделал всё, как он просил, и Старейшина Мира собственной рукой опустил на саван золотую монету. Законовед тут же схватил её, опасаясь, что она может достаться гробовщику, и воскликнул, обращаясь к Старейшине:

— Ты отказывал мне в своей щедрости; видишь, как я добыл её?!

Щедрый человек ответил ему так:

— Ты ничего не сможешь получить от меня, пока не умрёшь.

В этом и кроется смысл загадочного изречения «умри до своей смерти». Дары приходят к человеку только после «смерти» и не раньше. Но даже сама эта «смерть» не может прийти без посторонней помощи.

Ы. Алтынсарин «Щедрый человек»

Тема: Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек»

Цель: Познакомить с содержанием произведения «Щедрый человек»

Критерии:

1)Знаю содержание притчи Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек»

2)Понимаю смысл содержания данной притчи.

3)Я могу написать эссе по теме «Доброта»

Ход урока

1.Фаза вызова

Загадка. На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

(Человек)

Синквейн (составление пятистишия).

-Запишите ответ к загадке.

-Запишите два прилагательных , характеризующих это слово.

-Запишите три слова, которые будут выражать действия данного понятия.

-Запишите четыре слова, включая предлоги, -ваше отношение к этому понятию.

-Запишите синоним к данному слову.

Чтение, обсуждение лучших работ.

-Вот какой он, человек. Сегодня мы поговорим о человеке, о щедром человеке.

Сбор ассоциаций к слову щедрый.(добрый, благодетель, благородный, великодушный и т.д.)

Составление кластера «Щедрый человек».

2. Фаза активизации познавательной деятельности учеников.

Работа с учебником. Чтение текста

Словарная работа.

3.Фаза осмысления содержания.

Анализ.

-Кто главный герой этой притчи?

-Как бы вы описали Атымтая Щедрого?

-Каковы жизненные ценности А.Щедрого?

-Какие факты подтверждают щедрость Атымтая?

-Как вы думаете, легко ли быть щедрым?

-Почему быть щедрым лучше, чем жадным?

-Какими качествами должен обладать щедрый человек?

-Какие чувства у вас вызывает герой притчи?

-Если было бы много щедрых людей, как изменился бы мир?

-Каким, по вашему мнению, должен быть человек, написавший эту притчу?

Мини –рассказ об авторе.

Физминутка

Знаете ли вы кто такие меценаты?

Рассказ о меценатах .(Толк. словарь Даля «Богатый покровитель наук искусства. Покровительствует какому –либо делу, начинанию )

Рассказ о меценатах Казахстана.

15 апреля Д. Назарбаева презентовала в Алматы уникальный проект-новейший передвижной медицинский центр, оснащённый аппаратом «искусственная почка». Специально для Казахстана осуществила поставку и оборудовала огромный специализированный фургон нем.компания Существует «Клуб меценатов» в Костанайской обл. , которые ежегодно вручают премии талантливым и творческим людям.

После сегодняшнего разговора, обмена мнениями, чтения притчи и выделения жизненных принципов А. Щедрого у вас возникли разные мысли. Напишите, что вам дал сегодняшний урок, что вы взяли для себя, ваши мысли о щедрости души человека.

Написание эссе.

Рефлексия.

Заполнение листа самооценки.

-Сегодня на уроке вы внимательно читали текст, обсуждали притчу, работали творчески в паре, в группе. Оцените себя.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение.

Итог урока

Я хочу вам пожелать не забывать жизненные принципы А. Щедрого, а всегда идти с ними по жизни.

Закончить сегодняшний урок мне хочется такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

-Кто главный герой этой притчи?

-Как бы вы описали Атымтая Щедрого?

-Каковы жизненные ценности А.Щедрого?

-Какие факты подтверждают щедрость Атымтая?

-Как вы думаете, легко ли быть щедрым?

-Почему быть щедрым лучше, чем жадным?

-Какими качествами должен обладать щедрый человек?

-Какие чувства у вас вызывает герой притчи?

-Если было бы много щедрых людей, как изменился бы мир?

-Каким, по вашему мнению, должен быть человек, написавший эту притчу?

Цель: Составить пятистишие (синквейн)

Критерии:

•знаю, что такое синквейн;

•понимаю, как составлять синквейн;

•могу составить синквейн.

Человек

-Запишите ответ к загадке.

-Запишите два прилагательных, характеризующих это слово.

-Запишите три слова, которые будут выражать действия данного понятия.

-Запишите четыре слова, включая предлоги, -ваше отношение к этому понятию.

-Запишите синоним к данному слову.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области»»

Самостоятельная работа слушателя

по теме: «Развитие критического мышления у учащихся начальных классов в условиях системного обновления образования»

Выполнила: Смертина А.В.

Тайыншинский район

КГУ «Драгомировская средняя школа»

Петропавловск, 2014

Слайд 1

Великий казахский
педагог и писатель

Открывал школы для ребятишек,
писал для них учебники, переводил на казахский язык сказки и детские рассказы

Ыбрай
Алтынсарин
/ 1841-1889 /


Слайд 2Имя писателя вошло в
«золотой фонд» казахской литературы,
является гордостью казахского

народа

Ы. Алтынсарин Л.Н. Толстой

«Киргизская хрестоматия» азбука для маленьких
книга для чтения из коротких
рассказов нравоучительного
характера

Имя писателя вошло в  «золотой фонд» казахской литературы,  является гордостью казахского народаЫ. Алтынсарин


Слайд 3

Притча – небольшой рассказ,
содержащий поучение

Щедрый человек бескорыстно, из самых лучших побуждений готов оказывать помощь и поддержку

Проявлять щедрость – значит стремиться помогать тем, кто нуждается в помощи

Притча – небольшой рассказ,  содержащий поучение


Слайд 4
Поучение:

В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее.

Надо быть щедрым

Поучение:В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее.Надо быть щедрым


Слайд 5Словарная работа
Ветхая одежда – старая,

рваная
Кров – жильё, приют, укрытие
Лишениям – недостаток
Возомнить – зазнаться
Чуждаться – избегать
общения, сторониться

Словарная работаВетхая одежда – старая,


Слайд 6Атымтай – богатый, щедрый, чуткий, не равнодушный к бедам других

Богатый человек

— трудолюбивый, который не просто умножает своё состояние, а работает во имя своего будущего

Понимает, что если он не будет праведно жить, то богатство легко потерять

Атымтай – богатый, щедрый, чуткий, не равнодушный к бедам другихБогатый человек - трудолюбивый, который не просто умножает


Слайд 7

? Зачем ты работаешь

каждый день?

1 Осуждение гордыни

2 Трудолюбие

3 Осознание пользы труда

4 Осознание праведности жизни

?   Зачем ты работаешь


Слайд 8Щедрый человек —

это не только тот, кто бескорыстно жертвует

своими материальными благами, но и тот, кто щедро дарит богатства своей души

Щедрый человек - это не только тот, кто бескорыстно жертвует своими материальными благами, но и тот, кто


Слайд 9

Үлкен болсан, акыл айт

Как старший, дай совет нам

мудрый

Үлкен болсан, акыл айтКак старший, дай совет нам


Слайд 10

Ыбрай Алтынсарин собирал

народные предания, легенды,

пословицы, поговорки, песни

*Бақыт кілті –

еңбекте
ключи счастья в труде

Ыбрай Алтынсарин собирал   народные предания, легенды,   пословицы, поговорки,


Слайд 11
*Еңбектің наңы тәтті,
жалқаудың жаны тәтті

Трудолюбивому хлеб сладок,
а ленивому – горек

*Еңбектің наңы тәтті,      жалқаудың жаны тәтті  Трудолюбивому хлеб сладок,


Слайд 12
*Шебердің аты өлмейді

имя мастера живёт вечно

*Ауыр болмай, жеңіл болмас, еңбек етпей, өмір болмас
Без тяжёлого лёгкого нет,
без работы жизни нет

*Шебердің аты өлмейді


Слайд 13

Түске дейін өмірің болса,

дүние жина

Умирать собирайся,
а есть припасай

Түске дейін өмірің болса,


Слайд 14

Только делами благими рождается доброе

имя

Только делами благими рождается доброе


Слайд 15

Щедрый не напоминает
о том, что дал,
Джигит не отступает

Щедрый не напоминает  о том, что дал,  Джигит


Слайд 16

Нам не принесёт счастье никогда,
Богатство, что досталось

без труда

Нам не принесёт счастье никогда,  Богатство, что досталось


Слайд 17

Домашнее задание

Хрестоматия с.
Притча «Бережливость и скупость»

Домашнее задание


Слайд 18Бережливость и скупость
Бережливый – бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный

Скупой –

чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов

Бережливость и скупостьБережливый – бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономныйСкупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов


Слайд 19Богач:
Оттого, что я, не пренебрегая вещью, сколь бы она ни была

мала, ценил её и прибирал, я имею возможность бедным и немощным оказывать помощь.

Бережливость не есть скупость

Богач:Оттого, что я, не пренебрегая вещью, сколь бы она ни была мала, ценил её и прибирал, я


Урок литературы в 4 классе

Тема: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»

Цель: Знакомить с творчеством Ы. Алтынсарина, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству, дать понятие «притча», развивать навык беглого выразительного чтения, расширить словарный запас, развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев.

Ход урока

1. Психологический настрой.

Слово учителя (чтение стихотворения с целью психологического настроя учащихся на успех в работе):

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, день!

Всем работать нам не лень!

Мы приветствуем гостей!

Наш урок, начнись скорей!

Подготовка учащихся к работе на уроке

— Наш урок будет проходить под девизом:  (Плакат на доске) Yлкен болсан, акыл айт. Как старший, дай совет нам мудрый.

 2. Актуализация опорных знаний и умений

Проверка д/з.

а) Идеальный опрос – Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? Кто не готов? 

б) Взаимоопрос. Выставление оценок.

3. Усвоение нового материала (новых знаний)

а) Определение темы урока. .Целеполагание

Постановка целей -(Алтынсарин, притча, педагог, щедрый, человек).

Сформулируйте тему урока. Ы. Алтынсарин  «Щедрый человек» Притча.

— Записать число и тему урока.

Сегодня у нас необычный урок, урок-знакомство с творчеством знаменитого казахского поэта.   На материале его притчи «Щедрый человек» мы постараемся понять, как глубоко этот человек любил свой народ, откуда в этом человеке ростки такой высокой нравственности, чести, достоинства и добра, щедрости, которые он сумел вложить в свои произведения.

б) Изучение автобиографии писателя.

Знакомство с биографией и портретом автора.(подготовленный уч. задание на опережение)

1 ученик:

Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Затобольский район Костанайской области) в зажиточной семье. Рано лишившись отца, воспитывался у деда — Балкожа бия. В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу.
2 ученик:

Алтынсарин — видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. Он открывал школы для детей, писал учебники. В числе его заслуг — открытие первой народной школы (1864). Он собрал, обработал и издал казахские сказки, написал прекрасные стихотворения, басни, рассказы, создал алфавит и письменность, которыми пользуются и сейчас, первые учебники казахского языка и русского языка для казахских школ. Ыбрай Алтынсарин — автор самых первых книги для детей: «Невежество», «Отчего бывает плохо», «Сын бая и сын бедняка».

3 ученик:

Ыбрай Алтынсарин мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными, работящими, чтобы они любили свою Родину, приносили её пользу. Он считал, что главным богатством является земля и люди, живущие на ней. Ыбрай Алтынсарин был не только талантливым учителем, писателем, но и прекрасным, щедрым человеком.

г) «Фантастическая добавка». — А ещё он хотел порадовать вас и, будучи щедрым, оставил в наследство по 1000 тенге. Что сделаете с этими деньгами? Напишите.

5. Словарная работа.

— Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте.

Ветхая, кров, лишения, возомнить, чуждаться

Объясните их значения. Толкование этих слов вы можете найти в словаре учебника на стр.44

(Работа учащихся со словарём.- Объяснение учащимися толкования слов. )

Ветхий –дряхлый, разрушающийся от старости.

Кров – укрытие, жилище, приют.

Лишения – нищета, недостаток.

Возомнить – составить высокое мнение о себе.

Чуждаться – избегать, сторониться людей

— Как вы понимаете слово щедрость?

Щедрый – широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой.

— Сейчас мы прочитаем одно из произведений Ы.Алтынсарина. Вы должны внимательно слушать для того, чтобы определить главную мысль этого произведения.

6. Чтение учителем притчи. (2 абзаца)

Осмысление прочитанного.

— Понравилось ли вам произведение?

— Чем понравилось?

— Как называется жанр, цель которого поучения?

Это произведение является притчей, так как главная его цель -поучение).

— Как зовут главного героя притчи?

— Какой это был человек?

— Что спросили у Атымбая?

— Почему он так работал?

— Каким человеком был Атымай?

-Как он жил?

— Почему он всё время работал?

— Как объяснил он причину людям?

Ответы уч-ся словами из текста.

— Определили главную мысль притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее; надо быть щедрым)

— Есть ли щедрые люди в наши дни?

— Кого считают самыми щедрыми и гостеприимными?

— В какой стране ми живем?

7. Физминутка: В Казахстане мы живём.

8. Чтение учащимися цепочкой. (Обратить внимание на беглость, осознанность, выразительность чтения)

9. Закрепление пройденого материала

Деление на группы.

В нашей библиотеке имеется небольшая коллекция произведений Ы.Алтынсарина (представлена выставка) с которой вы можете познакомиться.

— Вспомните, с какими произведениями Ы.Алтынсарина мы уже знакомились.

Возьмите по 1 карточке и соберите название произведения, прочтите. (Учащиеся собирают из отдельных слов название притчи ) 1. Спор животных.

2. Живой родник

1 группа

Составление кластера.

Определение основных черт характера Атымбая Щедрого

добрый заботливый чуткий внимательный

отзывчивый неравнодушный

бескорыстный

2 группа

Составление пятистишья

(синквейна)

Повторение правила составления синквейна.

Ключевое слово – Человек.

Оценивание синквейнов.

— Выявление положительных и отрицательных составляющих понятия «Щедрость»

1 группа – выявить ценности понятия «Щедрость»

2 группа – Выявит отрицательные стороны этого понятия.

— Сделайте вывод: Легко ли быть щедрым. Обоснуйте свою точку зрения.

— Все вы, по-своему, правы. У казахского народа есть мудрость, которая гласит:

«Бережливость впадает в скупость, а чрезмерная щедрость – в расточительство». Поэтому каждому человеку необходимо быть в меру бережливым и в меру щедрым.

Итог

А теперь давайте подведём итог нашей работы на уроке.

Мы заговорили о пословицах. Я хочу предложить вам ещё 3 казахские пословицы:

1) Щедр на словах, да скуп на делах.

2) Вся щедрость бая – на языке.

3) У кого руки щедры, у того все дороги открыты.

Обсудите пословицы в группах и выясните, какая из этих пословиц выражает главную идею притчи Ы.Алтынсарина «Щедрый человек». Докажите свою точку зрения.

Обобщение.

В каждом из вас есть частичка добра, которой вы делитесь с другими людьми. Я верю, что вы станете щедрыми людьми. Идите по жизни, не забывая жизненные принципы Атымтая Щедрого, с которыми вас познакомил Ы. Алтынсарин.

После чтения притч Ы. Алтынсарина, у вас возникли различные мысли.

Итог урока. Домашнее задание по выбору:

1 уровень.

— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень

— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень

— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Подготовить тонкие и толстые вопросы по произведению.

Рефлексия

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

— Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

— Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют плохое настроение, печаль, тревогу.

— И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

На столе, на тарелке у вас конфеты, они разные. Напишите в листах оценивания, как поработал ваш напарник сегодня на уроке, оцените его щедро шоколадом: Золотой конфетой – отлично работал, серебряной – хорошо, синей – нужно лучше работать. (Оценивают друг друга)

-Молодцы, вы отлично поработали на уроке. Я проверю ваши оценочные листы и выставлю вам соответствующую оценку. А теперь угостите наших гостей шоколадом. (Угощают гостей).

Звучит музыкальный номер в исполнении группы детей “Дорогою добра”.

Оценочный лист

Ф.И.__________________________________________________________________

домашнее задание

словарная

работа

работа по тексту

работа в группе

итоговая оценка

кластер

синквейн

пословицы

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

Домашнее задание по выбору:

1 уровень.— Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.

2 уровень— Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.

3 уровень— Найти пословицы о доброте и щедрости.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
 
Класс: 4 «Б»
Тема: Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек»
Цель: Познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением 
«Щедрый человек».
Задачи: 
1 формировать  понятия «щедрость,   учить выделять основную мысль произведения;  
2.Развивать умение анализировать поступки людей, формировать представления о 
нравственных качествах человека;
3.Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные 
навыки общения; . 
прививать учащимся нравственные качества: доброта, любовь, труд, милосердие 
Оборудование урока: Презентация, карточки,  музыкальное сопровождение. 
                                                Ход урока. .
1.Орг. момент. Приветствие.
(Звучит музыка 
­ Я предлагаю вам закрыть глазки и мысленным взором заглянуть в своё сердце. 
Представьте себе, что внутри вашего сердечка раскинулся чудесный сад – сад вашей 
души (пауза).  Может быть, вы увидите дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево ­  
дерево доверия и уважения (пауза). Попробуйте услышать ручеёк искренности и 
честности (пауза), полюбоваться цветами любви и добра (пауза), услышьте, как поёт 
птица счастья (пауза). «Побродите» по сердцу своей души. Полюбуйтесь разноцветьем 
сада вашей души. Может быть, вам захочется обогатить ваш сад души, наполнить его 
ещё чем­то или немного исправить (пауза).
­ Откройте глазки. Мы вернулись в свой класс
­ Сегодня мы будем говорить ещё об одной ценности человека, а о какой вы узнаете, 
расшифровав  пословицу.
    ДGобRUрUо соSвZерFшGFитYь нWJикFоSZгдWа нZе поLзVZдRно
   Добро совершить никогда не поздно
­ Ребята, мы сегодня будем говорить о доброте и щедрости.
  Сбор ассоциаций к слову щедрый.
 Лучше понять, что такое доброта и щедрость, нам поможет притча Ыбрая Алтынсарина 
«Щедрый человек».
_ Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Ы.Алтынсарина и его 
произведением «Щедрый человек» 
­ Что вы знаете об авторе и с какими произведениями вы уже знкомы.
 Работа в парах. Дети читают самостоятельно.
 Сообщение об авторе.
     Ыбрай Алтынсарин – выдающийся  просветитель казахского народа , педагог, демократ 
родился  в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял 
родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи 
Жансурчина.
Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для 
детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем, затем 
переводчиком , затем учителем, а позднее инспектором.
    Он очень много сделал для развития народного образования в Казахстане. Являлся 
основоположником казахской письменной литературы и литературного языка. Мечтал чтобы
дети выросли грамотными и культурными людьми, честными и работящими, чтобы они 
любили свою родину и приносили ей пользу, были дружными. Написал несколько учебных 
пособий, одно из них “Киргизская хрестоматия” ­ которая представляет собой книгу для 
детского чтения и состоит из коротких рассказов нравоучительного или познавательного 
характера. 
­ Что нового узнали об авторе?
Притча “Щедрый человек” из этой книги.
­ Что такое притча?
Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение.
­ Как вы понимаете выражения щедрый человек?
Щедрый человек – это не только тот кто бескорыстно жертвует своими материальными 
благами но и тот, кто щедро дарит богатство своей души
  Словарная работа.
­ Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте. Объясните их значения
 Ветхий –дряхлый, разрушающийся от старости.
Кров – укрытие, жилище, приют.
Лишения – нищета, недостаток.
Возомнить – составить высокое мнение о себе.
Чуждаться – избегать, сторониться людей
Знакомство с притчей. ( чтение произведения хорошо читающими детьми)
Первичное восприятие произведения.
1. Осмысление прочитанного.
­ Понравился вам рассказ? Чем он вам понравился?
­ Как зовут главного героя притчи?
­ Какой это был человек?
 ­ Какими качествами обладает по­ вашему щедрый человек?
­ Что спросили у Атымбая?
­ Чему учит Атымтай?
­ Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег
­ Каким по его мнению должен быть щедрый человек?
Повторное чтение учащимися притчи
Выборочное чтение произведения и выделение жизненных принципов  Атымбая Щедрого: 1. Не возомнить о себе, не чуждаться бедных  – осуждение гордыни.
2.В труде нет ничего унизительного – трудолюбие.
3. Трудом заработанный хлеб вкуснее – осознание пользы труда.
4. Грех перед Богом – поступки неправильные – осознание праведности жизни.
­ Определите главную идею притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная 
трудом, вкуснее; надо быть щедрым) 
­ А какой из жизненных принципов Атымбая наиболее близок вам?
Атымтай – богатый, щедрый, чуткий, не равнодушный к бедам других
Богатый человек ­ трудолюбивый, который не просто умножает своё состояние, а работает 
во имя своего будущего
Понимает, что если он не будет праведно жить, то богатство легко потерять
Работа в группах.
Составление словесного портрета щедрого человека.
Чуткий жестокий милосердный         умный  жадный
неравнодушный к бедам других людей ленивый заботливый           любящий людей и землю 
трудолюбивый
Составление словесного рассказа о щедром человеке, используя слова – существительные, 
прилагательные, глаголы. Данные слова написаны на карточке. Дети выбирают из данных 
слов только положительные качества щедрого человека
­Я хочу предложить вам 3 казахские пословицы:
1) Щедр на словах, да скуп на делах.
2) Вся щедрость бая – на языке.
3) У кого руки щедры, у того все дороги открыты.
Обсудите пословицы в группах и выясните, какая из этих пословиц выражает главную идею 
притчи Ы.Алтынсарина «Щедрый человек». Докажите свою точку зрения.
Работа в группах
Коллективная работа детей по составлению кластера.
Повторение правила составления сенквейна.
Ключевое слово – Человек.
Оценивание сенквейнов
Стадия рефлексии..
И закончить сегодняшний урок я бы хотела такими словами:
Пусть благодать в душе царит,
И щедрость сердца не увянет!»
Звучит песня «Дорогою добра» ­ После чтения притчи, обмена мнениями, я думаю, у вас возникли различные мысли. 
1.Напишите небольшое эссе о том, что вы взяли для себя из урока, ваши мысли о щедрости 
души.
Защита работ.
­ Итак, что есть щедрость?
­ Это когда ты можешь что­то, не щадя своих сил, времени, потратить, не жалея об этом 
в последующем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать 
об этом даже внутри себя.
­ Сделайте вывод: Легко ли быть щедрым. Обоснуйте свою точку зрения.
­ Все вы, по­своему, правы. У казахского народа есть мудрость, которая гласит:
«Бережливость впадает в скупость, а чрезмерная щедрость – в расточительство». Поэтому 
каждому человеку необходимо быть в меру бережливым и в меру щедрым.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказ айвенго краткое содержание
  • Рассказ алмачуар на татарском
  • Рассказ азимова я робот
  • Рассказ алмачуар на русском языке
  • Рассказ алкоголика о запое

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии