Летят за днями дни, и каждый день уносит
Частичку бытия.
А.С.Пушкин
Рассказом «Антоновские яблоки» (1900) заканчивается, по мнению литературоведов, ранний этап творчества Бунина и начинается зрелый период, когда писатель создаёт свои лучшие произведения, когда ясно проявляются характерные особенности его художественной манеры (лиричность прозы и замечательная предметная изобразительность).
Как известно, Бунин писал и стихи, и прозу, поэтому нет ничего удивительного в том, что поэтические приёмы он использует в своих прозаических произведениях. Проза, то есть эпос, изображает человека объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями; а поэзия, то есть лирика, показывает человека субъективно, через его переживания и раздумья. Писателя интересует окружающая жизнь (характеры людей, события, бытовые подробности, природная среда); поэта — внутренний мир человека, движение-развитие его мыслей и чувств. Поэтому прозаическое произведение сюжетно, а в лирическом произведении сюжет практически отсутствует.
«Антоновские яблоки» — это наплывающие, сменяющие друг друга картины природы, связанные единым поэтическим впечатлением — грустью по уходящему времени. «Антоновские яблоки» в этом смысле очень похожи на элегию — лирическое стихотворение, выражающее философские размышления, грустные раздумья, даже скорбь лирического героя, а Бунин в «Антоновских яблоках» явно грустит о судьбе поместного дворянства. Иными словами, «Антоновские яблоки» — это психологический рассказ, так как имеет форму внутреннего монолога и передаёт чувства автора — лирического героя.
Бунина называют «певцом усадебной печали», «осенней грусти увядания», и это справедливо. Вздыхая по прошедшему, писатель утверждает, что в поместном прошлом не всё было плохо: ведь русская усадебная жизнь воспитала замечательных писателей, художников, музыкантов, создавших великую гуманистическую культуру. И вот в конце XIX века усадебный мир дробится, мельчает, уходит в небытие. Однако, тоскуя о невозвратном помещичьем прошлом, Бунин сожалеет об уходящей жизни вообще, об утекающем навсегда времени. Это сожаление понятно любому человеку, то есть в рассказе выразилось общечеловеческое философское содержание.
В «Антоновских яблоках» в центре изображения находится не только последовательная смена осенних месяцев, но и специфический возрастной взгляд (сначала ребенка, потом юноши, потом зрелого человека и, наконец, старика) на происходящие в природе и в человеческой жизни изменения. При этом автор использует множество деталей: у каждого возраста своё видение окружающего мира, свои заботы и проблемы, свои мысли и развлечения. Таким образом, Бунин пишет не только о том, как разоряются дворянские гнёзда, но и о том, как человек проживает свою жизнь, движется к своей осенней и зимней поре, то есть к старости и смерти.
В первой главке изображается «ранняя погожая осень», которую наблюдает мальчик. Восприятие мира здесь чистое, поэтичное, беззаботное. В темноте сада мальчик видит прямо-таки сказочную картину: около шалаша бродят страшные, длинные, чёрные люди-тени. Во второй главке речь идёт об осени другого года, и осень здесь более поздняя, а лирический герой уже юноша. На деревьях меньше листвы, солнечный свет неяркий, воздух холодный, а юноша мечтает о здоровой и красивой жене в праздничном уборе и о праздничном обеде. В третьей главке осень ещё дальше «продвинулась» во времени: всё чаще ненастные дни, всё явственнее приметы холодов. Лирический герой — уже взрослый человек — вспоминает об охоте, которая является чуть ли не единственным развлечением мелкопоместных, разорившихся дворян. В четвёртой главке описывается осень-подзимок: светлые впечатления сменяются мрачными, тоскливыми, потому что лирический герой уже старик. Он снова идёт на охоту в поля, хорошо знакомые ему ещё с детства, но теперь в его настроении преобладает чувство грусти и одиночества. Он окидывает взглядом безлюдные озими, голую рощу; ветер гудит в дуле его ружья. А в конце главки мелкопоместные дворяне-охотники, собравшиеся на далёком хуторе, поют песню о ветре, который растворяет ворота и белым снегом заметает путь-дорогу. Снег, покрывающий землю, напоминает саван(!).
Из «Антоновских яблок» следует, что для Бунина идеал жизни и красоты остался в прошлом, когда был расцвет дворянской культуры и усадебного быта. Об этом лирический герой рассуждает юношей, приезжая осенью в гости к своей тётке Анне Герасимовне. Во дворе он видит ветхих стариков, бывших дворовых крепостных, которые сохранили привычки старого времени: они низко-низко кланяются барчуку и ходят при нём без шапок. Для лирического героя в доме старой тётки присутствует чудесный и таинственный запах старины — мудрой, хлебосольной, прочной.
Лиризм «Антоновских яблок» выражается не только в том, что весь рассказ, по существу, является лирическим монологом автора, но и в самой установке на воспоминание о детстве, юности, умерших любимых родственниках. Изменение взгляда взрослеющего, а потом стареющего автора демонстрируется через лирический пейзаж: в детстве это пышная осень первоначальной поры, «очей очарованье», в юности — октябрьская осень с заморозками и дождями, в зрелости — ноябрьская, в старости — переходящая в зиму.
Лиризм рассказу придаёт и особенная мелодика фразы, что ещё больше сближает бунинскую прозу с поэзией. Ритмичность, мерная, торжественная интонация, высокий строй языка — вот что характерно для лирической прозы Бунина.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: «Антоновские яблоки» — философский рассказ о беспощадно уходящем времени, о жизни, которая быстро проходит, оставляя в душе человека светлые воспоминания и одновременно тоскливую безнадёжность.
Изображение времени у Бунина многообразно. Во-первых, это смена времён года, из которых писатель выбирает самое грустное — осень; во-вторых, это взросление и старение человека, когда у него с возрастом изменяются взгляды, привычки, интересы; в-третьих, это социальные изменения — обнищание одновременно и помещиков, и мужиков; в-четвёртых, это смена вкусов в литературе (наивные сентиментальные романы хранятся в библиотеке шурина Арсения Семёновича, и лирический герой читает их с улыбкой умиления).
В «Антоновских яблоках» выразились важнейшие особенности художественной манеры Бунина: смешение поэтических и прозаических приёмов изображения в рамках одного произведения и необычная предметная детализация. Последний приём заметили А.П.Чехов и М.Горький уже в первых бунинских произведениях: изображение в его рассказах такое насыщенное, что, по словам Чехова, похоже на «сгущённый бульон».
Пример сочинения 1
И. Бунин считается тонким психологом. Читая его рассказы, трудно с этим не согласиться. Особенность рассказов И. Бунина заключается в том, что состояние души его героев, их настроение зачастую связано с природой, которая их окружает. Александр Блок в 1907 г. писал: «Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет». К этому можно добавить, что писатель знал не только природу, но человека «изнутри», человеческую сущность.
Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» на первый взгляд поражает нас отсутствием видимого, обозримого сюжета, действия. Здесь отсутствует привычная для рассказа последовательность его «составных частей»: завязка, кульминация, развязка… Однако И. Бунин создает «сюжет из настроения» рассказчика. Мы видим, как от части к части растет восхищение «говорящего» той жизнью, которая была раньше, тем запахом антоновских яблок. И наблюдаем, как в финале меняется настроение рассказчика (появляются нотки разочарования в современной жизни), тон его повествования становится ироническим.
Рассказ начинается с многоточия, что свидетельствует о какой-то отрывочности. Будто рассказчик говорил что-то до этого, но мы не слышали. Может быть, поэтому читатель сразу становится частью этого повествования. Начинают появляться зрительные образы. «Помню большой, весь золотой, поредевший сад, помню кленовые аллеи». Зрительные образы подкрепляются запахами: «Тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок». Потом мы слышим звуки и совсем погружаемся в эту атмосферу, поддаемся настроению рассказа.
Вот появляются первые персонажи: «Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за другим, но мещанин никогда его не оборвет, а только скажет: “Ваши, ешь досыта”».
Мы видим этих добрых, красивых, сильных людей. А как они разговаривают друг с другом, с каким вниманием, пониманием и любовью!
«Хозяйственная бабочка!… Переводятся теперь такие», — именно «бабочка», а не обычная сегодняшняя «женщина» или, грубо говоря, «баба».
И. Бунин заставляет нас увидеть и почувствовать эту жизнь, именно почувствовать. Как он передает эти добрые, почти отеческие отношения мужика и барина!
В этом рассказе И. Бунин описывает помещичью усадьбу. Уже мы видим ее не просто как дом, а как нечто одушевленное, нечто очень важное. «Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз». И действительно, усадьба в XIX в. — это не просто место жительства. Усадьба — это вся жизнь, духовное развитие, это образ жизни. И. Бунин погружает нас в эту жизнь.
И. Бунин ставит задачу показать Россию, эту жизнь.
Он заставляет задуматься об истории, о своих корнях.
Сокрушаясь о том, что дворянские усадьбы умирают, рассказчик удивляется, насколько быстро проходит этот процесс: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие…» Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. С горечью и иронией звучат слова рассказчика: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства!.. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!»
Мы наблюдаем изменение в настроении рассказчика. Однако, по моему мнению, любовь к «русскому человеку» и «русской природе» являются определяющими в настрое рассказчика. Именно это позволяет ему с таким трепетом вспоминать о запахе антоновских яблок…
Пример сочинения 2
«Антоновские яблоки» И. А. Бунина (1900) — это рассказ, повествующий не только о радостях старопомещичьей жизни в России, но и о неразрывной связи человека и природы. А где еще можно так сильно почувствовать эту связь, как ни в деревне? Поэтому именно о родном поселке Выселки думает главный герой произведения, произнося свой лирический монолог-воспоминание.
Рассказ Бунина наполнен народными пословицами и приметами. Многие из них связаны с урожаем — щедрым даром природы человеку. Вот, например, одна из таких поговорок: «Много тенетника (паутины) на бабье лето — осень ядреная». «Ядреная» — значит плодовитая. И действительно, герой вспоминает такую щедрую и благосклонную к людям осень, главным даром которой стала, конечно же, антоновка.
Запах антоновских яблок в сентябре чувствовался во всем поселке. Он ощущался в большом саду, возле пруда и даже в старых помещичьих усадьбах. И это означало, что деревенские дела в таком случае будут идти хорошо, потому что, если антоновка уродилась, то и хлеб непременно тоже уродится.
Запахи для Бунина — это особый способ восприятия окружающей действительности. По словам А. Т. Твардовского, писатель «обоняет мир всегда и везде». И ничто не может сравниться с природным ароматом по своей силе воздействия на человека. Поэтому-то в рассказе «Антоновские яблоки» присутствует множество различных запахов, передающих настроение автора. Это не только аромат спелой антоновки, но и запах «новой соломы и мякины», аромат осенней свежести, вишневых сучьев, потрескивающих на костре, и, наконец, запах «озябшего за ночь, обнаженного сада».
Образ сада для писателя имеет особое значение. Для Бунина это не просто участок земли, где растут деревья, цветы и кустарники. Сад в произведении «Антоновские яблоки» является таким же полноправным персонажем, как и сам рассказчик. Также как и главный герой, как и вся жизнь в Выселках, он меняется со временем и абсолютно преображается с приходом зимы.
В начале рассказа сад перед нами предстает во всей своей осенней красе: «весь золотой, подсохший и поредевший», с тонким ароматом опавшей листвы, запахом меда и антоновки. Затем приходит сезон дождей. Ветер целыми днями рвет и волнует деревья, и из такой «трепки» сад выходит уже «совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся». И теперь он так и будет «сквозить на холодном бирюзовом небе», покорно дожидаясь прихода зимы.
Помимо образа сада, в рассказе Бунина мы встречаем и описание других живописных мест деревни. Это пруд с тонкими прибрежными лозинами и тяжелой ледяной водой, бескрайние поля, чернеющие своими пашнями, и тихий таинственный лес, пахнущий грибной сыростью, мокрой древесной корой и перегнившей листвой.
Все эти описания подчинены единой идее — переходу от расцвета к запустению или даже гибели. Это создает у читателя определенное настроение. На фоне картин увядающей природы острее ощущаются все те изменения, которые происходят с родной деревней главного героя.
Некогда процветающие Выселки с их крепкими дворянскими усадьбами и богатыми мужицкими домами теперь разорились, и настало «царство мелкопоместных, обедневших до нищеты». И неслучайно рассказ заканчивается словами грустной народной песни: «Белым снегом путь-дорогу заметал…»
Пример сочинения 3
Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, ассоциации, особый элегический настрой. Известно, что И.А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики. В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое характерное для литературы XX века явление, как стихопроза.
Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматривать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и невероятно поэтическая пора — бабье лето, когда элегические раздумья сами собой слагаются в душе.
За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтичная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная мудрость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».
И.А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.
Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И.А. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы…» Чтобы полнее, рельефнее отразить окружающую атмосферу, передать каждый звук (скрип телег, квохтанье дроздов, треск съедаемых мужиками яблок) и аромат (запах антоновских яблок, меда и осенней свежести).
Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.
Центральная тема рассказа — тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах антоновских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркивает Бунин социальный аспект отношений между людьми. Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Несмотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» — подчеркивает И.А. Бунин. В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» — так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.
Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской. Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.
Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Лакейская, людская, зала, гостиная — все эти названия свидетельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе. Однако вместе с тем в рассказе присутствует и любование утонченным дворянским бытом. Писатель, например, подчеркивает аристократически-красивые головки в старинных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза.
Таким образом, рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной природы, картины русской жизни и учить любить Россию так сильно, как любил ее потрясающий глубиной лирического выражения патриотического переживания русский писатель.
Пример сочинения 4
Рассказ “Антоновские яблоки” одно из наиболее лиричных и красивых из всех рассказов Бунина. В произведение автор умело показал нам жизнь русской деревни, красоту природы, сумел передать дух той жизни. Так же автором была затронута проблема обедневших дворянских родов, которые сам автор наблюдал в своем детстве в деревне.
Часто рассказ называют стихотворение в прозе, благодаря, легкому и поэтичному языку повествования. С первых строк читатель может почувствовать запах яблок, солнечный свет, атмосферу ранней осени: “Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.
Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег”.
Бунин весьма красочно описыв
В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» — так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.
Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской. Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.
Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Лакейская, людская, зала, гостиная — все эти названия свидетельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе. Однако вместе с тем в рассказе присутствует и любование утонченным дворянским бытом. Писатель, например, подчеркивает аристократически-красивые головки в старинных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза.
Таким образом, рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной природы, картины русской жизни и учить любить Россию так сильно, как любил ее потрясающий глубиной лирического выражения патриотического переживания русский писатель.
Пример сочинения 4
Рассказ “Антоновские яблоки” одно из наиболее лиричных и красивых из всех рассказов Бунина. В произведение автор умело показал нам жизнь русской деревни, красоту природы, сумел передать дух той жизни. Так же автором была затронута проблема обедневших дворянских родов, которые сам автор наблюдал в своем детстве в деревне.
Часто рассказ называют стихотворение в прозе, благодаря, легкому и поэтичному языку повествования. С первых строк читатель может почувствовать запах яблок, солнечный свет, атмосферу ранней осени: “Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.
Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег”.
Бунин весьма красочно описывает нам прелести русских просторов, деревенские поля, прозрачный воздух. Отличительной чертой этого писателя можно считать умение тонко чувствовать и передавать настроение, звуки, атмосферу вокруг.
Бунин описывает деревенский быть как мир красоты, наполненный любовью, при этом у него не встретишь ни описание нищеты, ни ужасных порядков, царивших в то время. Жизнь описанная в русских деревнях уютная, спокойная, богатая, хоть и богатство это не в деньгах. Старики в деревне живут подолгу, да так что и не помнят сколько. Сам по себе рассказ не большого объема, но автор умело смог передаться в нем огромное количество информации.
Это описание и природы, и жизни, и бесед деревенских жителей, их праздники и будни. Бунин описал всех жителей деревни – и крестьян, и дворян, и помещиков. Язык бунинской поэзии чист и живописен.
Он необыкновенно богат в образном и звуковом отношении.
Нельзя не заметить, тот факт, что Бунин при создании своего прекрасного русского мира деревни, отходил от реальности. В его мире царствует добрая, благополучная, неторопливая жизнь.
Рассказ “Антоновские яблоки”- это воспоминая поэта по ушедшей России. Поэтому прошлое описано таким прекрасным и безмятежным. Деревня Бунина как сказка, где жизнь идет неторопливо, размеренно, сыто. Символом той прекрасной ушедшей жизни являются антоновские яблоки, запахом которых пронизано все вокруг: “Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие… “
Подробно Бунин остановился на описании разорившегося дворянина – Арсения Семеновича. Герой часто бывал в его усадьбе, он разорен и ведет почти нищенскую жизнь. Бунин и в этом находит свою красоту и вспоминает об этом с любовью и нежностью. “Хороша и мелкопоместная жизнь”- пишет автор.
“Антоновские яблоки”- это воспевание поэтом своей родины, жизни, которая когда-то была и ушла безвозвратно, но оставила после себя чистые, лучшие воспоминания.
1. «Антоновские яблоки» Бунина даже нельзя назвать прозой. Рассказ больше похож на поэзию, и именно поэзию сердца. Автор в точности передает звуки, запахи, его зрительные образы эмоциональные и яркие. Описания у Бунина красочные, художественно насыщенные. Все произведение переполнено воспоминаниями, его чувствами и настроением.
2. Сюжет практически отсутствует, но запах антоновских яблок оживляет давние, дорогие сердцу, воспоминания. Перед нашими глазами появляется деревня. Чистый прозрачный воздух, росистая трава, тихие посиделки в сумерки, россыпи звезд на ночном небе – все это, благодаря мастерству автора, представляется очень живо.
Люди, описанные Буниным, добры и сильны. Автор наделяет своих персонажей лишь короткими предложениями, но в них чувствуется уважение к человеку и душевная теплота. Бунин оживляет даже усадьбу тетки, поместье напоминает автору живое существо. Такое чувство, что в деревне все одухотворено и создано для счастья.
Он с большой теплотой описывает и помещиков, и крестьян. Бунин не ощущает негатива в деревне. Его персонажи – добрые и открытые люди, которые радуются жизни. И не чувствуется крепостного права, с ним не сталкивается рассказчик, а ощущается лишь достаток и спокойствие в поведении людей.
3. Герои Бунина чувствуют природу, они с ней – единое целое. Писатель знает, как глубока эта связь внутри человека. Когда читаешь рассказ, то становится немного грустно, то мы – дети городов. Мы чувствуем нехватку общения с миром, где живут звери и птицы, текут реки, благоухают цветы.
4. Я не знаю, возможны ли хорошие душевные отношения между господами и крестьянами. Но, думаю, что Бунин идеализирует их. Хотя, если крестьяне живут в достатке, как рассказано про деревню Выселки, а господа не притесняют их, то хорошее отношение между ними возможно.
«Антоновские яблоки» — прекрасное лирическое произведение, отражающая природную доброту Бунина, его душевность. Когда я прочла этот рассказ, то у меня появилось такое чувство, что мир вокруг расписан яркими красками. Бунин учит нас радоваться простой жизни, замечать ее красоту.
Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы И.А.Бунина
( на основе анализа рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки»)
Цели:
1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
2). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы- символы рассказа «Антоновские яблоки».
3) Выявить функции пейзажа, который помогает наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражает ностальгию по ушедшему прошлому;
4) развивать у учащихся умение делать выводы и обобщения.
Эпиграф:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, —
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)
Ход урока
— Эпиграфом к нашему уроку стали строки из стихотворения И.Бунина. Как вы понимаете их смысл? О чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?
Тема сегодняшнего урока « Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы И.А.Бунина
( на основе анализа рассказа «Антоновские яблоки»). Именно в этом рассказе наиболее ёмко и совершенно воплотились философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен. Рассказ «Антоновские яблоки» был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична. Почему? Она как бы разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. В рассказе воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.
А.Т.Твардовский говорил, что Бунин «обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи — и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям».
— Согласны ли вы с утверждением Твардовского? Почему? Приведите примеры из текста.
Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет? — Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях. Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина — «описывается всё то, что попадает под руку». Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру — это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм — направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).
— Какова композиция рассказа?
Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях («Воздух так чист, точно его совсем нет:» Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч , таким образом читатель вовлекается в действие («распахнешь бывало окно, в прохладный сад… «).
— Этот рассказ — воспоминание, а что именно вспоминает герой — рассказчик? Обратимся к композиции произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава — это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, как меняется образ сада, герой-рассказчик и его настроение. Проводим работу в группах:
1группа – образ природы (краски, звуки, запахи)
2группа – образ сада (краски, звуки)
3 группа – изображение людей, их быта, занятий
4 группа – образ героя-рассказчика
Часть рассказа |
Образ природы (краски, звуки, запахи) |
Изображение мира людей |
Возраст героя |
Образ-символ |
1 |
Ранняя погожая осень: «свежее утро», «сочный треск» яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, запах яблок (август) |
«как лубочная картинка», ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: «черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым «позументом понева» |
подросток |
Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти |
2 |
Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало) |
охота |
Молодой человек |
Образ смертной старухи с могильным камнем |
3 |
Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) черный сад, покорный, смиренный, одно яблоко |
Чтение книг, любование стариной , журналы |
Человек в зрелом возрасте |
Мертвая тишина. Овраг — как образ одиночества |
4 |
Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег. Запах яблок исчезает |
Мелкопоместная жизнь дворян |
Взрослый человек |
В начале первой главы описан удивительный сад, «большой, весь золотой, подсохший и поредевший». И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей — всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот — символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые «…ещё со времён дедушки славились богатством», и стариков и старух, которые «жили… очень подолгу», и большой камень около крыльца, который хозяйка «сама купила себе на могилу», и «овины и риги, крытые впричёску». И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он — символ нового времени, новой жизни, которая «всё громче и сердитее» проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в «тёмно-синюю глубину» неба, «переполненную созвездиями», и думает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.
Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: «Ядрёная антоновка — к весёлому году», с добрых предзнаменований, с описания урожайного года — осени, которая была порой престольных праздников, когда народ «прибран, доволен», когда «вид деревни совсем не тот, что в другую пору». Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что «запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы», говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, «наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». И далее автор пишет, что «хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: «…распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом…» Видит он, как «сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной»; замечает он и «свежие, пышно-зелёные озими». Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, «как осторожно поскрипывает… длинный обоз по большой дороге», раздаётся «гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок», звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится «приятный шум молотьбы», и «однообразный крик и свист погонщика» сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все «с грустной, безнадёжной удалью».
— Какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?( Социальная тема, тема природы, психологическая тема.)
Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.
1 тема: Социальная.
В 1 главе описание дома «В шалаше устроена постель (2 абзац)» Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: «Красивые и грубые дикарские костюмы:».
Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны — основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.
В 3 главе — другая усадьба, но нет домовитости («И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:»)
В 4 главе — мелкопоместная нищенская жизнь, («Вот вижу я себя снова в другой деревне», «Мелкопоместный встает рано:»)
Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.
2 тема: Тема природы.
В 1 главе — август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада — создается ощущение проницаемости сада «воздух так чист», запах яблок ВЕЗДЕ;
Во 2 главе — холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.
В 3 главе — сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.
В 4 главе — ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет — синий.
Вывод: Природа сначала с первых глав — яркая, живая, летняя, в последних главах — природа тускнеет, дождь. Осень умирает.
Лейтмотив «Антоновских яблок» проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:
1 глава — запах зеленых яблок
2 глава — много яблок, уют от запаха яблок
3 глава — одно яблоко, но вкусное
4 глава — исчезает запах яблок
Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.
Концовка рассказа символична. Она перекликается с началом. Там – прохладная тишина утра, здесь – поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля». Это рассвет и закат дворянской жизни, И все чаще и чаще к концу рассказа появляются многоточия. Если началу произведения они придают характер воспоминаний, то теперь несут в себе недосказанность и печаль по ушедшей дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.
Таким образом, в произведении отразилась главная тема творчества И.А.Бунина 900-х годов – тема патриархального прошлого России. Писатель сожалеет об уходящей жизни, идеализируя дворянский уклад. Лучшие его воспоминания связаны с запахом антоновских яблок. Но Бунин надеется, что вместе с отмирающей Россией прошлого корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.
Вывод
Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки — это богатство («Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»). Антоновские яблоки — это счастье («Ядрёная антоновка — к весёлому году»). И наконец, антоновские яблоки — это вся Россия с её «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дёгтя в свежем воздухе» и с твёрдым сознанием того, «как хорошо жить на свете». И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе «Антоновские яблоки» отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.
Домашнее задание
1) Письменно ответить на вопрос: «Чем же пахнут «Антоновские яблоки»?».
2) Прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско»». Найти образы-символы в рассказе, определить их роль.
ШТУДИИ 
Наталья ПОЛЯКОВА,
г. Пермь
«Антоновские яблоки»: художественное
своеобразие
Одной из главных особенностей
прозы И.А. Бунина, обычно сразу отмечаемой
учащимися, является, конечно же, отсутствие
сюжета в привычном представлении, то есть
отсутствие событийной динамики. Учащиеся, уже
знакомые с понятиями “эпический” и
“лирический” сюжет, приходят к выводу, что сюжет
в “Антоновских яблоках” лирический, то есть
основанный не на событиях, а на переживании
героя.
Первые же слова произведения: “…Вспоминается
мне ранняя погожая осень” – несут немалую
информацию и дают пищу для размышлений:
произведение начинается многоточием, то есть
описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно
словно выхвачено из самой стихии жизни, из её
бесконечного потока. Первым словом
“вспоминается” автор сразу погружает читателя
в стихию собственных (“мне”) воспоминаний. Сюжет
развивается как цепь воспоминаний и ощущений,
связанных с ними. Поскольку перед нами
воспоминание, то, следовательно, речь идёт о
прошлом. Но у Бунина применительно к прошлому
употребляются глаголы настоящего времени
(“пахнет яблоками”, “становится очень
холодно…”, “долго прислушиваемся и различаем
дрожь в земле” и так далее). Для лирического
героя Бунина описываемое происходит не в
прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная
относительность времени также является одной из
характерных черт бунинской поэтики.
Воспоминание представляет из себя некий
комплекс физических ощущений. Окружающий мир
воспринимается всеми органами человеческих
чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием,
вкусом.
Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно,
является в произведении образ запаха,
сопровождающий всё повествование от начала и до
конца. Помимо главного лейтмотива,
пронизывающего всё произведение, – запаха
антоновских яблок – здесь присутствуют и другие
запахи: “крепко тянет душистым дымом вишнёвых
сучьев”, “ржаной аромат новой соломы и мякины”,
“запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели
красного дерева, сушёного липового цвета,
который с июня лежит на окнах…”, “славно пахнут
эти, похожие на церковные требники книги…
Какой-то приятной кисловатой плесенью,
старинными духами…”, “запах дыма, жилья”…
Буниным воссоздаются особая красота и
неповторимость запахов сложных, того, что
называют синтезом, “букетом” ароматов: “тонкий
аромат опавшей листы и – запах антоновских
яблок, запах мёда и осенней свежести”, “крепко
пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими
листьями и мокрой древесной корою”.
Особая роль образа запаха в сюжете
произведения обусловлена ещё и тем, что с
течением времени характер запахов меняется от
тонких, едва уловимых гармоничных природных
ароматов в первой и второй частях рассказа – к
резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то
диссонансом в окружающем мире, – во второй,
третьей и четвёртой его частях (“запах дыма”, “в
запертых сенях пахнет псиной”, запах “дешёвого
табаку” или “просто махорки”).
Меняются запахи – меняется сама жизнь, её
основы. Смена исторических укладов показывается
Буниным как смена личных ощущений героя, смена
мировосприятия.
Зрительные образы в произведении максимально
отчётливы, графичны: “чёрное небо чертят
огнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая
листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и
сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и
ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми
тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч
медленно выплывали хребты снеговых
гор-облаков”, “чёрный сад будет сквозить на
холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы… А
поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют
закустившимися озимями”. Подобная
“кинематографичность” изображения,
построенного на контрастах, создаёт у читателя
иллюзию действия, происходящего на глазах или
запечатлённого на полотне художника: “В темноте,
в глубине сада, – сказочная картина: точно в
уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя,
окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно
вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются
вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них
ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная
рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две
ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это
скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее,
от шалаша до самой калитки…”
Очень важную роль в картине окружающего мира
играет цвет. Как и запах, он является
сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь
на протяжении рассказа. В первых главах мы видим
“багровое пламя”, “бирюзовое небо”;
“бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое
небо, золотистый свет низкого солнца” –
подобная цветовая гамма, построенная даже не на
самих цветах, а на их оттенках, передаёт
многообразие окружающего мира и его
эмоциональное восприятие героем. Но с изменением
мироощущения меняются и цвета окружающего мира,
из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят
синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по
пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”,
“посеревший барин”. Полутона и оттенки
(“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), в изобилии
присутствующие в первых частях произведения,
сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный
сад”, “поля резко чернеют пашнями… забелеют
поля”, “снежные поля”). На чёрно-белый фон
Бунин-живописец неожиданно наносит весьма
зловещий мазок: “убитый матёрый волк окрашивает
своей бледной и уже холодной кровью пол”.
Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся
является в произведении эпитет “золотой”:
“большой, весь золотой… сад”, “золотой город
зерна”, “золотые рамы”, “золотистый свет
солнца”.
Семантика этого образа чрезвычайно обширна:
это и прямое значение (“золотые рамы”), и
обозначение цвета осенней листвы, и передача
эмоционального состояния героя, торжественности
минут вечернего заката, и признак изобилия
(зерна, яблок), некогда присущего России, и символ
юности, “золотой” поры жизни героя.
При всём многообразии значений можно
констатировать одно: эпитет “золотой”
относится у Бунина к прошедшему времени, являясь
характеристикой дворянской, уходящей России. У
читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним
понятием: “золотой век” российской жизни, век
относительного благополучия, изобилия,
основательности и прочности бытия.
Таким видится И.А. Бунину век уходящий.
Cтихию жизни, её многообразие, движение
передают также в произведении звуки:
“прохладную тишину утра нарушает только сытое
квохтанье дроздов… голоса да гулкий стук
ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, “Долго
прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь
переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за
самым садом, ускоренно выбивают шумный такт
колёса, громыхая и стуча, несётся поезд… ближе,
ближе, всё громче и сердитее… И вдруг начинает
стихать, глохнуть, точно уходя в землю…”, “на
дворе трубит рог и завывают на разные голоса
собаки”, “слышно, как осторожно ходит по
комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова
трещат и стреляют”. Все эти бесконечно
разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в
произведении Бунина симфонию самой жизни.
Чувственное восприятие мира дополняется в
“Антоновских яблоках” образами осязательными:
“с наслаждением чувствуешь под собой скользкую
кожу седла”, “толстая шершавая бумага” – и
вкусовыми: “вся насквозь розовая варёная
ветчина с горошком, фаршированная курица,
индюшка, маринады и красный квас – крепкий и
сладкий-пресладкий…”, “…холодное и мокрое
яблоко… почему-то покажется необыкновенно
вкусным, совсем не таким, как другие”.
Таким образом, отмечая мгновенные ощущения
героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин
стремится передать всё то “глубокое, чудесное,
невыразимое, что есть в жизни”1.
С максимальной точностью и выразительностью
мироощущение героя “Антоновских яблок”
выражено словами: “Как холодно, росисто, и как
хорошо жить на свете!” Герою в молодости
свойственно острое переживание радости и
полноты бытия: “жадно и ёмко дышала моя грудь”,
“всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить,
спать на гумне в омётах…”
Однако, как отмечают большинство
исследователей, в художественном мире Бунина
радость жизни всегда соединяется с трагическим
сознанием её конечности. Как пишет Е.Максимова,
“уже раннее творчество говорит о том, что
воображение Бунина-человека и Бунина-писателя
целиком занимает тайна жизни и смерти,
непостижимость этой тайны”2.
Писатель постоянно помнит о том, что “всё живое,
вещественное, телесное непременно подлежит
гибели”3. И в
“Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания
всего, что так дорого герою, является одним из
главных: “Запах антоновских яблок исчезает из
помещичьих усадеб… Перемёрли старики на
Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился
Арсений Семёныч…”
Умирает не просто прежний уклад жизни –
умирает целая эпоха русской истории, дворянская
эпоха, опоэтизированная Буниным в данном
произведении. К концу рассказа всё более
отчётливым и настойчивым становится мотив
пустоты и холода.
С особенной силой это показано в образе сада,
когда-то “большого, золотого”, наполненного
звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за
ночь, обнажённого”, “почерневшего”, а также
художественных деталях, выразительнейшей из
которых является найденное “в мокрой листве
случайно забытое холодное и мокрое яблоко”,
которое “почему-то покажется необыкновенно
вкусным, совсем не таким, как другие”.
Вот так, на уровне личных ощущений и
переживаний героя, изображает Бунин
происходящий в России процесс вырождения
дворянства, несущий с собой невосполнимые потери
в духовном и культурном отношении: “Потом
примешься за книги – дедовские книги в толстых
кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на
сафьянных корешках… Хороши… заметки на их
полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками
сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и
читаешь: “Мысль, достойная древних и новых
философов, цвет разума и чувства сердечного”… и
невольно увлечёшься и самой книгой… И понемногу
в сердце начинает закрадываться сладкая и
странная тоска…
…А вот журналы с именами Жуковского, Батюшкова,
лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку,
её полонезы на клавикордах, её томное чтение
стихов из “Евгения Онегина”. И старинная
мечтательная жизнь встанет перед тобою…”
Поэтизируя прошлое, её “век минувший”, автор
не может не думать и об её будущем. Этот мотив
появляется в конце рассказа в виде глаголов
будущего времени: “Скоро-скоро забелеют поля,
скоро покроет их зазимок…” Приём повтора
усиливает грустную лирическую ноту; образы
голого леса, пустых полей подчёркивают тоскливую
тональность концовки произведения.
Будущее неясно, оно вызывает тревожные
предчувствия. Символичен образ первого снега,
покрывшего поля: при всей его многозначности он
часто ассоциируется у учащихся с новым чистым
листом бумаги, а если учесть, что под
произведением поставлена дата “1900”, то невольно
возникает вопрос: что напишет новый век на этом
белом, незапятнанном листе, какие следы оставит
на нём? Лирической доминантой произведения
звучат эпитеты: “грустная, безнадёжная удаль”…
Слова песни, которой заканчивается
произведение:
Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал… –
ещё раз передают ощущение неизвестности,
неясности пути.
Многоточия, которыми начинается и
заканчивается произведение, дают понять, что всё
выраженное в нём, как уже отмечалось, – лишь
фрагмент, выхваченный из бесконечного потока
жизни.
На материале рассказа “Антоновские яблоки”
учащиеся знакомятся с главной особенностью
бунинской поэтики: восприятием действительности
как непрерывного течения, выраженного на уровне
человеческих ощущений, переживаний,
чувствований, – и обогащают своё представление о
жанре лирической прозы, особенно ярко
представленном в творчестве И.А. Бунина. По
наблюдению Ю.Мальцева, у Бунина “поэзия и проза
сливаются в некий совершенно новый
синтетический жанр”4.
Примечания
1 Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т.
М., 1966. Т. 5. С. 180.
2 Максимова Е. О миниатюрах
И.А. Бунина // Русская литература. 1997. № 1.
3 Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т.
… Т. 6. С. 44.
4 Мальцев Ю. Иван Бунин:
1870–1953. Франкфурт-на-Майне–Москва: Посев, 1994. С. 272.
Анализ «Антоновские яблоки» Бунин
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 738.
Обновлено 10 Июля, 2021
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 738.
Обновлено 10 Июля, 2021
«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в кодификаторе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нём. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ этого произведения И. Бунина.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1900.
История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Рассказ был написан только спустя 9 лет.
Тема – В этой лирическом повествовании можно выделить две темы: осень в деревне и поэтизация быта помещиков, сожаление об уходящей дворянской культуре.
Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нём очень слабо представлена событийная линия. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, которые ассоциируются с пейзажами, запахами, звуками.
Жанр – Рассказ, лирический монолог.
Направление – Сентиментализм.
История создания
История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл бунинских произведений-эпитафий.
Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. Бунин продолжал шлифовать своё творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки», следует рассмотреть основные темы и проблемы произведения.
В нём преобладает осенняя тема. Автор раскрывает красоту природы в пору её увядания и тех изменений, которые осень приносит в человеческую жизнь. Затем И.А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды стали символом детства, старины, упоения природой и безмятежности. В этом и кроется смысл названия рассказа.
Особенность произведения в том, что ведущую роль в нём играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях Бунина.
Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой приём помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начале рассказа уже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.
Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, намекая на то, что его поколение гораздо слабее прошлого. В этой же части читатель может узнать, как жили состоятельные крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.
Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тётка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Её усадьба была окружена яблоневым садом. Герой детально описывает интерьер дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.
Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте – единственном, что «поддерживало угасающий дух помещиков».
Рассказчик описывает сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется ещё один герой – помещик Арсений Семёнович, который приятно удивляет внешностью и весёлым нравом.
В заключительной части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семёныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Остались только воспоминания о «мелкопоместной жизни». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, подтверждая это описанием мелкопоместного быта.
Проблематика произведения сконцентрирована вокруг угасания помещичьей культуры и гибели старины.
Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь её хотя бы в памяти.
Основная мысль – человеку дороги воспоминания, которые остались в его сердце с детства и юности.
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а внесюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, среди которых есть как авторские, так и фольклорные.
Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными внесюжетными составляющими.
Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.
Жанр
План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – лирический рассказ-монолог. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвлённая. Сам автор относил рассказ к эпитафиям, так как в нём идет речь об «умершем» помещичьем духе.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Сергей Фролов
10/10
-
Наталья Марсова
9/10
-
Наталья Миллер
10/10
-
Елена Шутрович
10/10
-
Наталья Филиппова
7/10
-
Алима Осмонова
9/10
-
Кирилл Лефранк
10/10
-
Марям Расаходжаева
10/10
-
Батима Малёваная
10/10
-
Влад Семёнов
9/10
Рейтинг анализа
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 738.
А какую оценку поставите вы?