Рассказ белый квадрат краткое

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Белый квадрат» Прилепина
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Рассказчик Захарка вспоминает деревенское детство. В его воспоминаниях два плана: игра в прятки на пустыре и мысленный разговор с другом Сашей. Рассказчик младше всех пацанов. Они наглые, быстрые, умеют материться. А Захарку не замечают. Им все равно, если он успешно «застукаливался», стуча по белому квадрату на дверях сельмага (магазина) с криком: «чур меня!» Этот белый квадрат перед игрой рисовал кирпичом кто-то из ребят.

Хулиганов было хоть отбавляй, а вот 9-летний Сашка был необыкновенный. Красивый, чуткий, приветливый с малышами. И независимый. Даже над злющими братьями Чебряковыми добродушно посмеивался, а ведь они старше его на целый год! Никого не боялся. Раз помчался к заветному квадрату на двери на козе. Вот было смеху. Захарка хотел быть, как он, но так и не получилось.

Однажды Саша спрятался в пустом холодильнике. Тот «не открывался изнутри». Думали, что в пропаже замешаны Чебряковы. А через 2 дня его нашел школьный сторож. Заиндевевшего, мертвого, в мерзлых слезах на щеках. «Квадратный рот с прокушенным языком был раскрыт».

Захарка вырос, но не перестал мысленно говорить с Сашей, как с другом, опорой. Тот замечает, что Захарка постарел. Это от того, что ищет оправданья за свою жизнь. Саша скуп на слова. Он учит мужеству, стойкости. Тому, что человек один на один и с жизнью, и со смертью.

Читательский дневник по рассказу «Белый квадрат» Прилепина

Сюжет

Деревенские мальчишки играют в прятки. «Зачураться» надо об квадрат на дверях магазина. Маленького Захарку игнорируют. Зато 9-летний Саша – и сам по себе, и душа компании: красивый, веселый, искренний. Один раз он прячется в холодильнике – и умирает там. Захарка всю жизнь помнит его, в мыслях ищет у него совета, поддержки.

Отзыв

Рассказ о том, как лучшие уходят первыми, раньше всех. Все, кто нужней, кто освещает этот мир улыбкой, теплом. Но они остаются в памяти, как путеводные звезды. У них учатся жить, просят совета, делятся радостью и горем. Им, даже ушедшим, верят, на них равняются. Картины деревенского детства, одиночества, внутреннего мира ребенка. Впечатления детства накладывают свой отпечаток на жизнь взрослого человека. Тема непостижимости смерти. Белый квадрат – символ, оберег, защита от всех бед этого мира, победы над собой и другими. Рассказ учит помнить, ценить, брать пример, быть стойкими.

Белый квадрат (Прилепин)

Материал из Народного Брифли

Перейти к:навигация, поиск

Белый квадрат

2007

Краткое содержание рассказа
из цикла «Грех»

Микропересказ: Во время игры в прятки мальчик забрался в работающий холодильник, не смог выбраться и погиб. Рассказчик, который участвовал в игре, чувствовал свою вину: он не вспомнил о спрятавшемся и не нашёл его.

В деревне, где жил Захарка, все знали девятилетнего Сашку.

👦🏻

Захарка — рассказчик, в котором угадывается автор рассказа, маленький мальчик.

👱🏻

Саша — 9 лет, «нежной красоты лицо», осмысленная улыбка, добрый и порядочный.

Он был ласков с малышнёй, всех помнил по именам, жал руку при встрече, не матерился, не говорил пошлостей и совершенно не боялся Чебряковых.

🧑🏻‍🦰

Чебряко́вы — близнецы, 10 лет, местные хулиганы, держат в страхе всю ребятню.

Захарка сам слышал, как Сашка весело смеялся над Чебряковым, упавшим с дерева, тогда как другие не посмели даже улыбнуться. Хулиган грозно спросил, чего это он смеётся, и Сашка ответил: «А ты мне не велишь?». Всю жизнь Захарка мечтал так ответить, но у него не хватало мужества, и вместо этого он бросался в драку.

Сашкины родители жили в соседней деревне, а в Захаркиной жила Сашкина бабка. Мальчик ночевал то здесь, то там и часто возвращался домой вечером, через лес.

Я иногда представлял, что иду с ним, он держит мою лапку в своей цепкой руке, темно, и мне не страшно.

В Захаркиной деревне было много коз, которые часто нападали на мальчишек и интересовались их играми. В тот день ребята играли в прятки. Маленький Захарка усердно прятался, а потом бежал к квадрату, нарисованному кирпичом на белой двери сельмага, изо всех сил хлопал по нему ладошкой и кричал: «Чур меня!», чтобы не водить самому.

На малыша никто не обращал внимания, но он старался, надеясь, что большие пацаны его заметят. Захарка завидовал «их наглости, быстрым пяткам и матюкам». Каждое сказанное ими матное слово звенело и подпрыгивало, как «маленький и злой мяч». Когда сам Захарка пробовал тайком ругаться, слова гадко повисали на губах, и хотелось вытереться рукавом.

После своего очередного «чур меня» Захарка услышал смех за спиной и подумал, что ребята наконец оценили его ловкость, но это всех насмешил Сашка. Он сидел под деревом, наблюдал за игрой и умело каркал, отвечая удивлённой вороне. Козу заинтересовало его карканье, она подошла поближе, и Сашка немедленно её оседлал. Он скакал верхом на козе, держась за рога, весело гикая и крича: «Чур меня, чур».

Наступил вечер. Мальчишкам надоело играть, они устали и проголодались. Очередному водящему стало лень искать, он быстро нашёл Захарку и передал свою роль ему. Мальчик честно начал водить, бродил по высокой траве, искал спрятавшихся, а те потихоньку выбирались из укрытий и разбредались по домам. Даже ворона замолчала, и коз угнали домой.

Захарке было очень обидно. Уже в темноте, дрожа от вечернего холода, он добрёл до сельмага, приложил ладонь к белому квадрату и отправился домой, где его ждала мама и чай с бутербродами.

Сашка домой не вернулся. Родители решили, что он заночевал у бабушки, а та подумала, что он вернулся домой. Телефонов в деревне тогда не было, и проверить свои предположения они не могли.

Сашку искали два дня. Его бабушка расспрашивала Захарку, а Чебряковых возили в милицию. Утром в понедельник Сашку нашёл школьный сторож. Мальчик спрятался в пустую, но работающую морозильную камеру, стоящую у сельмага. Она не открывалась изнутри.

Руками и ногами мёртвый мальчик упирался в дверь холодильника. На лице намёрзли слёзы. Квадратный рот с прокушенным ледяным языком был раскрыт.

Мёртвый Сашка до сих пор приходит к повзрослевшему Захару во сне и ведёт с ним длинные беседы. Захар чувствует свою вину: ведь это он тогда водил.

Рассказчик Захарка вспоминает деревенское детство. В его воспоминаниях два плана: игра в прятки на пустыре и мысленный разговор с другом Сашей. Рассказчик младше всех пацанов. Они наглые, быстрые, умеют материться. А Захарку не замечают. Им все равно, если он успешно «застукаливался», стуча по белому квадрату на дверях сельмага (магазина) с криком: «чур меня!» Этот белый квадрат перед игрой рисовал кирпичом кто-то из ребят.

Хулиганов было хоть отбавляй, а вот 9-летний Сашка был необыкновенный. Красивый, чуткий, приветливый с малышами. И независимый. Даже над злющими братьями Чебряковыми добродушно посмеивался, а ведь они старше его на целый год! Никого не боялся. Раз помчался к заветному квадрату на двери на козе. Вот было смеху. Захарка хотел быть, как он, но так и не получилось.

Однажды Саша спрятался в пустом холодильнике. Тот «не открывался изнутри». Думали, что в пропаже замешаны Чебряковы. А через 2 дня его нашел школьный сторож. Заиндевевшего, мертвого, в мерзлых слезах на щеках. «Квадратный рот с прокушенным языком был раскрыт».

Захарка вырос, но не перестал мысленно говорить с Сашей, как с другом, опорой. Тот замечает, что Захарка постарел. Это от того, что ищет оправданья за свою жизнь. Саша скуп на слова. Он учит мужеству, стойкости. Тому, что человек один на один и с жизнью, и со смертью.

Читательский дневник по рассказу «Белый квадрат» Прилепина

Сюжет

Деревенские мальчишки играют в прятки. «Зачураться» надо об квадрат на дверях магазина. Маленького Захарку игнорируют. Зато 9-летний Саша – и сам по себе, и душа компании: красивый, веселый, искренний. Один раз он прячется в холодильнике – и умирает там. Захарка всю жизнь помнит его, в мыслях ищет у него совета, поддержки.

Отзыв

Рассказ о том, как лучшие уходят первыми, раньше всех. Все, кто нужней, кто освещает этот мир улыбкой, теплом. Но они остаются в памяти, как путеводные звезды. У них учатся жить, просят совета, делятся радостью и горем. Им, даже ушедшим, верят, на них равняются. Картины деревенского детства, одиночества, внутреннего мира ребенка. Впечатления детства накладывают свой отпечаток на жизнь взрослого человека. Тема непостижимости смерти. Белый квадрат – символ, оберег, защита от всех бед этого мира, победы над собой и другими. Рассказ учит помнить, ценить, брать пример, быть стойкими.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Какое краткое содержание произведения «Белый квадрат» Захара Прилепина?

О чем произведение «Белый квадрат» Захара Прилепина ?

Какая идея произведения «Белый квадрат» Захара Прилепина ?

Какая главная мысль произведения «Белый квадрат» Захара Прилепина ?

1 ответ:



11



0

Очень грустное, трогающее за душу произведение Захара Прилепина «Белый квадрат», в нем рассказывается о прошлом которое нельзя изменить, именно так я могу сформулировать свои чувства после его прочтения.

Если же рассказать о содержании данного произведения, то все началось в детстве героя, мальчика Захарки, он однажды будучи самым маленьким, стал играть в прятки с более взрослыми ребятами и когда пришла его очередь водить, не нашел одного из мальчишек Сашку, ушел домой.

А, на утро его нашел взрослый сторож, мертвым в холодильнике, он спрятался туда и скорее всего задохнулся.

Теперь, уже став взрослым мужчиной Захарка постоянно вспоминает и говорит со своим другом, очень добрым, светлым и славным Сашкой.

Он не может прекратить его вспоминать, не может отпустить, хотя он был ребенком и по сути не в чем не виноват, такова жизнь, она не может быть только черной или белой, часто являясь просто серой.

Читайте также

Сначала ответим на первый вопрос произведения «Белый квадрат» про виновность Захара в гибели Сашки.

Я могу понять Захарку, то, что он винит себя в гибели Сашки. Тогда Захарка был маленьким и то, что он не нашел Сашку, а потом не уточнил, ушел тот домой или все же попал в беду, наложило отпечаток на детскую психику. Он явно винит себя в том, что случилось.

Захар до последнего ищет Сашку, но предполагает, что он уходит домой, не сказавшись. Я не думаю, что мальчик является прямым виновником случившегося, здесь скорее всего стечение всех обстоятельств приводят к трагедии и гибели ребенка.

Самое печальное, что Захар уходя дотрагивается до «белого квадрата», говоря «Чур меня», как будто что-то предчувствуя, видя вспыхнувший окурок и сравнивая его с сердцем.

<hr />

Именно это все и отравляет жизнь мальчику, он постоянно возвращается к тому моменту, переживает его, думает, если бы он поступил по другому, все могло бы быть иначе.

Захар возвращается обратно в деревню и тут снова идет диалог с погибшим Сашкой. Захар говорит, что он вернулся домой, а Сашка ему ответил, что он звал его.

Вина перед Сашкой — это причина возвращения Захара в деревню, он испытывает угрызения совести, поэтому возвращается в деревню.

Красный квадрат-картина написанная художником Казимиром Малевичем в 1915-м году маслом размером пятьдесят три на пятьдесят три сантиметра. Представляет собой красный четырехугольник на белом фоне, который несколько отличается от формы квадрата, она и находится в Русском музее в городе Санкт-Петербурге. В первые на публике была выставлена в том же-1915-м году. Правильный ответ номер два-«Красный квадрат». Кроме этой картины художник написал еще две подобные картины «Черный квадрат» и «Белый квадрат». Картина «Черный квадрат», наиболее значимая из всех этих трех, находится в столице Российской Федерации-городе Москве в Третьяковской галерее. Картина Малевича «Белый квадрат» хранится и экспонируется в крупнейшем городе Соединенных Штатов Америки Нью-Йорке в музее современного искусства.

Слово Запрещено образовано от слова Запрещенный и оказывается кратким причастием.

Полное причастие Запрещенный получено от глагола Запретить с помощью суффикса причастий ЕНН, в котором имеются сдвоенные согласные НН. Однако, при образовании кратких причастий одна буква Н из суффикса исчезает и слово Запрещено мы пишем уже с одной только Н, с суффиксом ЕН.

Этого усекновения суффикса не происходит в кратких прилагательных, но прилагательного Запрещенный нет, это слово всегда подразумевает запрет, кем-то осуществленный, а следовательно всегда будет причастием, с зависимым словом или без оного.

А раз нет полного прилагательного, не откуда взяться и краткому.

Проблему с поздравлением учителя деньгами решают коллективно, обычно это — конверт от родителей всего класса (по согласованию со всеми), а не непосредственно одного какого-нибудь родителя: так действительно будет выглядеть некрасиво по отношению к другим.

Конечно, можно повторить, что подарки в виде денег учителю выглядят мало сказать что некорректно, но еще и несут в себе элемент коррупционного деяния, но ведь учитель — тот же человек. Почему людей других профессий поздравляют деньгами или делают какой-то подарок, а учитель должен довольствоваться лишь «спасибо за Вашу нелегкую работу»? В любом случае в школах собирали и будут собирать деньги на нужды обучения. Главное — чтоб подарок учителю был принят единодушно всеми родителями. Речь даже не идет о больших деньгах. Если каждый даст просто символическую сумму, в своей массе это будет уже смотреться более-менее.

Земля является третьей от Солнца планеты. Она является пятой по своему размеру среди всех других планет Солнечной системы. Земля является крупнейшей планетой по своему диаметру,а также своей массе и плотности,среди других земных планет.

Научные исследования и данные говорят о том,что Земля образована около 4,54 млрд лет назад, затем она приобрела свой естественный спутник — это Луну. А жизнь на Земле началась около 3,5 миллиардов лет назад.

Луна для Земли является причиной приливов и отливов, она стабилизирует осевой наклон Земли и замедляет вращение Земли. Кора Земли имеет в своем составе несколько сегментов, которые мигрируют по поверхности Земли.

текст при наведении

Обновлено: 10.01.2023

О чем произведение «Белый квадрат» Захара Прилепина ?

Какая идея произведения «Белый квадрат» Захара Прилепина ?

Какая главная мысль произведения «Белый квадрат» Захара Прилепина ?

Очень грустное, трогающее за душу произведение Захара Прилепина «Белый квадрат», в нем рассказывается о прошлом которое нельзя изменить, именно так я могу сформулировать свои чувства после его прочтения.

Если же рассказать о содержании данного произведения, то все началось в детстве героя, мальчика Захарки, он однажды будучи самым маленьким, стал играть в прятки с более взрослыми ребятами и когда пришла его очередь водить, не нашел одного из мальчишек Сашку, ушел домой.

А, на утро его нашел взрослый сторож, мертвым в холодильнике, он спрятался туда и скорее всего задохнулся.

Теперь, уже став взрослым мужчиной Захарка постоянно вспоминает и говорит со своим другом, очень добрым, светлым и славным Сашкой.

Он не может прекратить его вспоминать, не может отпустить, хотя он был ребенком и по сути не в чем не виноват, такова жизнь, она не может быть только черной или белой, часто являясь просто серой.

Сначала ответим на первый вопрос произведения «Белый квадрат» про виновность Захара в гибели Сашки.

Я могу понять Захарку, то, что он винит себя в гибели Сашки. Тогда Захарка был маленьким и то, что он не нашел Сашку, а потом не уточнил, ушел тот домой или все же попал в беду, наложило отпечаток на детскую психику. Он явно винит себя в том, что случилось.

Захар до последнего ищет Сашку, но предполагает, что он уходит домой, не сказавшись. Я не думаю, что мальчик является прямым виновником случившегося, здесь скорее всего стечение всех обстоятельств приводят к трагедии и гибели ребенка.

Самое печальное, что Захар уходя дотрагивается до «белого квадрата», говоря «Чур меня», как будто что-то предчувствуя, видя вспыхнувший окурок и сравнивая его с сердцем.

Именно это все и отравляет жизнь мальчику, он постоянно возвращается к тому моменту, переживает его, думает, если бы он поступил по другому, все могло бы быть иначе.

Захар возвращается обратно в деревню и тут снова идет диалог с погибшим Сашкой. Захар говорит, что он вернулся домой, а Сашка ему ответил, что он звал его.

Вина перед Сашкой — это причина возвращения Захара в деревню, он испытывает угрызения совести, поэтому возвращается в деревню.

У глаголов не бывает склонений (склонения есть только у существительных). Возможно, вы имеете в виду наклонение или спряжение.

Наклонения бывают изъявительное («Я иду домой») , условное («Я бы пошел домой») и повелительное («Иди домой!»). Чтобы определить наклонение, надо определить: действие происходит, оно желательно или оно — просьба, приказ.

Спряжения есть два: I и II.

Чтобы определить спряжение, нужно посмотреть окончание глагола в неопределенной форме.

В общем случае правило такое: ко II спряжению относятся глаголы с окончанием -ить, к I спряжению — все остальные. Но как и всегда в русском языке есть много исключений, которые надо просто запомнить. Для чего, например, есть такой стишок:

Слово тёзка используется тогда, когда указывает на людей с одинаковыми именами и является производным от слова теза или тёза или древнерусского тьзъ в значении равный, тот же самый или одинаковый. Поэтому правильным написанием будет тёзка.

Материалы Википедии вызывают безусловное доверие. Прежде всего потому, что к большинству фактов указаны источники. Такого нет даже в официальных энциклопедиях. Кроме того, зачастую в Википедии люди, причастные к явлению, создают статьи об этом явлении. Что может быть правдивее, чем информация из первых рук?

Фразеологизмы со словом «петух» весьма актуальны в канун Нового года, символом которого Огненный Петух является). Предлагаю вспомнить такие фразеологизмы:

Во время игры в прятки мальчик забрался в работающий холодильник, не смог выбраться и погиб. Рассказчик, который участвовал в игре, чувствовал свою вину: он не вспомнил о спрятавшемся и не нашёл его.

В деревне, где жил Захарка, все знали девятилетнего Сашку.

Он был ласков с малышнёй, всех помнил по именам, жал руку при встрече, не матерился, не говорил пошлостей и совершенно не боялся Чебряковых.

Сашкины родители жили в соседней деревне, а в Захаркиной жила Сашкина бабка. Мальчик ночевал то здесь, то там и часто возвращался домой вечером, через лес.

Я иногда представлял, что иду с ним, он держит мою лапку в своей цепкой руке, темно, и мне не страшно.

Наступил вечер. Мальчишкам надоело играть, они устали и проголодались. Очередному водящему стало лень искать, он быстро нашёл Захарку и передал свою роль ему. Мальчик честно начал водить, бродил по высокой траве, искал спрятавшихся, а те потихоньку выбирались из укрытий и разбредались по домам. Даже ворона замолчала, и коз угнали домой.

Захарке было очень обидно. Уже в темноте, дрожа от вечернего холода, он добрёл до сельмага, приложил ладонь к белому квадрату и отправился домой, где его ждала мама и чай с бутербродами.

Сашка домой не вернулся. Родители решили, что он заночевал у бабушки, а та подумала, что он вернулся домой. Телефонов в деревне тогда не было, и проверить свои предположения они не могли.

Сашку искали два дня. Его бабушка расспрашивала Захарку, а Чебряковых возили в милицию. Утром в понедельник Сашку нашёл школьный сторож. Мальчик спрятался в пустую, но работающую морозильную камеру, стоящую у сельмага. Она не открывалась изнутри.

Руками и ногами мёртвый мальчик упирался в дверь холодильника. На лице намёрзли слёзы. Квадратный рот с прокушенным ледяным языком был раскрыт.

Мёртвый Сашка до сих пор приходит к повзрослевшему Захару во сне и ведёт с ним длинные беседы. Захар чувствует свою вину: ведь это он тогда водил.

Хулиганов было хоть отбавляй, а вот 9-летний Сашка был необыкновенный. Красивый, чуткий, приветливый с малышами. И независимый. Даже над злющими братьями Чебряковыми добродушно посмеивался, а ведь они старше его на целый год! Никого не боялся. Раз помчался к заветному квадрату на двери на козе. Вот было смеху. Захарка хотел быть, как он, но так и не получилось.

Захарка вырос, но не перестал мысленно говорить с Сашей, как с другом, опорой. Тот замечает, что Захарка постарел. Это от того, что ищет оправданья за свою жизнь. Саша скуп на слова. Он учит мужеству, стойкости. Тому, что человек один на один и с жизнью, и со смертью.

Сюжет

Отзыв

Рассказ о том, как лучшие уходят первыми, раньше всех. Все, кто нужней, кто освещает этот мир улыбкой, теплом. Но они остаются в памяти, как путеводные звезды. У них учатся жить, просят совета, делятся радостью и горем. Им, даже ушедшим, верят, на них равняются. Картины деревенского детства, одиночества, внутреннего мира ребенка. Впечатления детства накладывают свой отпечаток на жизнь взрослого человека. Тема непостижимости смерти. Белый квадрат – символ, оберег, защита от всех бед этого мира, победы над собой и другими. Рассказ учит помнить, ценить, брать пример, быть стойкими.

Смысл рассказа Захара Прилепина

Смысл книги

К вечеру детвора уставала от игр, тогда приходила очередь водить Захару. Парни разбредались домой, а мальчик все искал и искал. Уставший, замерзший он ходил вокруг сельмага и по окрестностям, прекрасно понимая, что никогда уже нет. Тогда, разочарованный, он ушел домой, наблюдая за тем, как старый сторож докуривал последнюю сигарету. После продолжительных игр, мама мыла Захарку, а тот пытался рассказывать ей о своих приключениях во дворе, но она не слушала.

С того дня не могли найти Сашку. Хватились его не сразу, потому что думали, что он мог заночевать либо у родителей, либо у бабушки. Несколько дней велись поиски, пока однажды его тело не обнаружили в холодильнику недалеко от сельмага. Аппарат не открывался изнутри. До последнего он упирался в дверь, силясь ее открыть; на лице замерзли слезы, лицо перекошено.

Саша был добрым парнем: в то время, как остальные мальчишки пренебрежительно относились к маленькому Захарке, Сашка относился к нему, как к равному. Когда тот стал водить, игра продолжалась, мальчик решил спрятаться там, где его будет сложно отыскать. Захар не догадался поискать в холодильнике, он не знал, что кто-то еще остался во дворе. Чувство вины съедало Захара всю жизнь. Даже спустя годы, он ничего не забыл, до сих пор считая себя виноватым.
Перед мысленным взором автора возникает Сашка, с которым он пытается говорить, но то не отвечает. Захар пытается искать себе оправдания, потому что так становится легче на душе, но поверить в них до конца он не в силах. Он по-прежнему видит перекошенное от холода лицо, приоткрытый квадратный рот с прокушенным языком. Его голова сравнима с тушкой курицы, которая может расколоться из-за неправильного обращения. Все эти пережитые ужасы детства, безусловно, наложили свой отпечаток в душе Захара. Эти воспоминания всегда будут преследовать мужчину, они никуда не денутся. Можно лишь научиться с этим жить.

А призраки прошлого неотступно следуют за Захаром по пятам. Образ Сашки жалуется на холод и отсутствие воздуха, ему нечем дышать. Автор просит помочь с этим горем, потому что один он не справится, но призрак отказывается: с этим испытанием ему предстоит справляться в одиночку. Никто не винил Захарку в произошедшем. Было следствие, Чебряковых вызывали в милицию, но вину выявить не удалось. Никто не виноват в случившемся, просто несчастное стечение обстоятельств, приведшее к трагедии.

Читайте также:

      

  • Просыпаемся мы краткое содержание
  •   

  • Мнимые величины нароков краткое содержание
  •   

  • Виктория токарева римские каникулы краткое содержание
  •   

  • Суп кулеш технологическая карта для доу
  •   

  • Коки митани академия смеха краткое содержание

Захар Прилепин

Белый квадрат

— Привет, Захарка. Ты постарел. — Мы играли в прятки на пустыре за магазином, несколько деревенских пацанов.

Тот, кому выпало водить, стоял лицом к двери, громко считал до ста. За это время все должны были спрятаться.

Темнолицые, щербатые, остроплечие пацаны таились в лабиринтах близкой двухэтажной новостройки, пахнущей кирпичной пылью и в темных углах — мочой. Кто-то чихал в кустистых зарослях, выдавая себя. Другие, сдирая кожу на ребрах, вползали в прощелья забора, отделявшего деревенскую школу от пустыря. И еще влезали на деревья, а потом срывались с веток, мчались наперегонки с тем, кто водил, к двери сельмага, чтобы коснуться нарисованного на ней кирпичом квадрата, крикнув: «Чур меня!».

Потому что если не чур — то водить самому.

Я был самый маленький, меня никто особенно и не искал.

Но я прятался старательно, и лежал недвижно, и вслушивался в зубастый смех пацанвы, тихо завидуя их наглости, быстрым пяткам и матюкам. Матюки их были вылеплены из иных букв, чем произносимые мной: когда ругались они, каждое слово звенело и подпрыгивало, как маленький и злой мяч. Когда ругался я — тайно, шепотом, лицом в траву; или громко, в пустом доме, пока мать на работе, — слова гадко висли на губах, оставалось лишь утереться рукавом, а затем долго рассматривать на рукаве присохшее…

Я следил за водящим из травы, зоркий, как суслик. И когда водящий уходил в противоположную сторону, я издавал, как казалось мне, звонкий казачий гик и семенил короткими ножками к двери сельмага, неся на рожице неестественную, будто вылепленную из пластилина улыбку и в сердце — ощущение необычайного торжества. Водящий на мгновенье лениво поворачивал голову в мою сторону и даже не останавливался, словно и не несся я, стремительный, к двери, а случилась какая нелепица, назойливая и бестолковая.

Но я честно доносил и улыбку, и нерасплескавшееся торжество до белого квадрата на двери и хлопал по нему с такой силой, что ладонь обжигало, и кричал, что «чур меня».

(Чур меня, чур, жизнь моя, — я уже здесь, у дверей, бью ладонями.)

Выкрикнув, я не без удовольствия услышал хохот за спиной — значит, кто-то оценил, как я ловко выпрыгнул, как домчался…

— Ох… — сказал я громче, чем нужно, обернулся самодовольно, всем видом выказывая усталость от пробега. И конечно же, сразу увидел, что не я, голопузый, вызвал восхищение. Это Сашка опять учудил.

— Я постарел. Стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания.

— Но когда сам веришь своим оправданиям — тогда легче.

— Как я могу им не верить, Саша? Что мне тогда делать?

Саша не слушает меня. Он и не приходит никогда. И я тоже не знаю, где он.

— Саш, а что я смогу сказать, даже если приду?

У него мерзлое лицо с вывороченными губами и заиндевелыми скулами, похожее на тушку замороженной птицы; у него нет мимики.

— Холодно, Захарка… Холодно и душно… — говорит он, не слыша меня.

Сашка был необыкновенный. Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с нами, малышней, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь. Всех помнил по именам и спрашивал: «Как дела?» Жал руку по-мужски. Сердце прыгало ему навстречу.

Он позволял себе смеяться над местными криволицыми и кривоногими хулиганами — братьями Чебряковыми. Смотрел на них сужающимися глазами, не сметая улыбку с лица. Чебряковы были близнецами, старше Сашки на год. В детстве это большая разница. По крайней мере у пацанов.

Я слышал, как однажды он смеялся — один, среди нас, не решившихся даже скривить улыбку, — когда Чебряков полез на дерево и порвал с бодрым хрястом рукав до подмышки.

Сашка смеялся, и смех его был ненатужен и весел.

— Че ты смеешься? — спросил Чебряков, один из братьев, забыв о рукаве. Зрачки его беспрестанно двигались влево-вправо, будто не решаясь остановиться на Сашиной улыбке. — Че смеешься?

— А ты мне не велишь? — спросил Саша.

Я всю жизнь искал повода, чтобы так сказать — как Сашка. Но когда находился повод — у меня не хватало сил это произнести, и я бросался в драку, чтобы не испугаться окончательно. Всю жизнь искал повода, чтобы сказать так, — и не смог найти, а он нашел — в свои девять лет.

Сашка передразнил веселыми глазами движение зрачков Чебрякова, и мне кажется, этого никто, кроме меня, не заметил, потому что все остальные смотрели в сторону.

Чебряков сплюнул.

О, эти детские, юношеские, мужские плевки! Признак нервозности, признак того, что выдержка на исходе, — и если сейчас не впасть в истерику, не выпустить когти, не распустить тронутые по углам белой слюной губы, не обнажить юные клыки, то потом ничего не получится.

Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» повествует о невозможности вернуть прошлое, изменить, исправить поступки. Детские воспоминания автора становятся невыносимыми, он пытается успокаивать себя, уверяя в своей невиновности, но простить до конца так и не получается.

Повествование ведется от первого лица, повзрослевший Захар видит призраков прошлого. Призраки являются в виде Саши — юного паренька, который принимал участие в детских забавах. Вспоминая молодость, автор смотрит на маленького мальчика, самого молодого из всех участников юношеских игр. Он никогда не интересовал тех, кто постарше. Его словно не замечали, но он старательно играл в прятки вместе со всеми, веселился, не показывая внутреннего разочарования.
С громкими криками «чур меня» Захарка бежал к контрольной точке, но остальные не обращали на это внимания. Все взгляды неизменно были прикованы к Сашке. Парень был самым смелым и веселым из всей компании деревенских мальчишек. Его заливистый смех заполнял окружающее пространство. Он был единственным, кто мог смело разговаривать с местными хулиганами — Чебряковыми. Когда один из братьев, упав с дерева, порвал рукав, один лишь Саша громко смеялся над ним. Остальные боялись даже взглянуть в их сторону.

Захар всегда хотел походить на Сашку. Он так и не смог достичь той непосредственности, какая была свойственна этому юноше. Порой, посмотреть на детские забавы заходили козы. Эти животные, разбредаясь по всей деревне, могли погнаться за кем-то и сильно боднуть. Заинтересованные юношескими криками и смехом, они приходили на этот шум. Саша мог спрятаться под деревом, издавая звуки, подобные вороне, на которые откликались и заинтересованные козы. Застигнутое врасплох животное бывало тут же оседлано: Саша, держась за рога животного, с восторженными криками выбегал из своего укрытия верхом на «скакуне».

К вечеру детвора уставала от игр, тогда приходила очередь водить Захару. Парни разбредались домой, а мальчик все искал и искал. Уставший, замерзший он ходил вокруг сельмага и по окрестностям, прекрасно понимая, что никогда уже нет. Тогда, разочарованный, он ушел домой, наблюдая за тем, как старый сторож докуривал последнюю сигарету. После продолжительных игр, мама мыла Захарку, а тот пытался рассказывать ей о своих приключениях во дворе, но она не слушала.

С того дня не могли найти Сашку. Хватились его не сразу, потому что думали, что он мог заночевать либо у родителей, либо у бабушки. Несколько дней велись поиски, пока однажды его тело не обнаружили в холодильнику недалеко от сельмага. Аппарат не открывался изнутри. До последнего он упирался в дверь, силясь ее открыть; на лице замерзли слезы, лицо перекошено.

Саша был добрым парнем: в то время, как остальные мальчишки пренебрежительно относились к маленькому Захарке, Сашка относился к нему, как к равному. Когда тот стал водить, игра продолжалась, мальчик решил спрятаться там, где его будет сложно отыскать. Захар не догадался поискать в холодильнике, он не знал, что кто-то еще остался во дворе. Чувство вины съедало Захара всю жизнь. Даже спустя годы, он ничего не забыл, до сих пор считая себя виноватым.
Перед мысленным взором автора возникает Сашка, с которым он пытается говорить, но то не отвечает. Захар пытается искать себе оправдания, потому что так становится легче на душе, но поверить в них до конца он не в силах. Он по-прежнему видит перекошенное от холода лицо, приоткрытый квадратный рот с прокушенным языком. Его голова сравнима с тушкой курицы, которая может расколоться из-за неправильного обращения. Все эти пережитые ужасы детства, безусловно, наложили свой отпечаток в душе Захара. Эти воспоминания всегда будут преследовать мужчину, они никуда не денутся. Можно лишь научиться с этим жить.

А призраки прошлого неотступно следуют за Захаром по пятам. Образ Сашки жалуется на холод и отсутствие воздуха, ему нечем дышать. Автор просит помочь с этим горем, потому что один он не справится, но призрак отказывается: с этим испытанием ему предстоит справляться в одиночку. Никто не винил Захарку в произошедшем. Было следствие, Чебряковых вызывали в милицию, но вину выявить не удалось. Никто не виноват в случившемся, просто несчастное стечение обстоятельств, приведшее к трагедии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказ баня русская баня заодно и помылись 2 часть
  • Рассказ белый квадрат захар прилепин
  • Рассказ баня о чем рассказ
  • Рассказ белый гусь распечатать
  • Рассказ баня зощенко читать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии