Сказки в литературе
Определения
- Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
- Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
- Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
- Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).
В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.
Особенности волшебной сказки
В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.
Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).
Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).
Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.
Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:
- герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
- вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
- даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
- помощник (Серый Волк);
- отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
- ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).
Бытовые сказки
В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.
Сказки о животных
Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.
Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.
Поделиться ссылкой
Какие особенности волшебных сказок?
На чтение 3 мин Обновлено 22 февраля, 2022
Какие особенности и признаки народной волшебной сказки? Какие отличительные черты можно выделить для характеристики волшебных сказок? Эти вопросы рассмотрим ниже.
Содержание
- Особенности волшебных сказок: 5 класс
- Отличительные особенности волшебной сказки
- Основные признаки волшебной сказки
Особенности волшебных сказок: 5 класс
Волшебные сказки — это те сказки, который рассказывают о нереальных, фантастических персонажах и событиях. Здесь главные персонажи борются на смерть, побеждая врагов, и спасают друзей, любимых от нечистой силы. Волшебные сказки переполнены яркими переживаниями и сюжетами.
Примеры волшебных сказок: «Волшебное кольцо», «Царевна-лягушка», «Три царства», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Марья Моревна», «Кащей Бессмертный», «Сивка-Бурка», «Морской царь и Василиса Премудрая».
Отличительные особенности волшебной сказки
- события происходят в вымышленом месте (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
- герои могут оживать, изменять внешний вид (лягушка – в царевну, братец Иванушка – в козлёнка).
- волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы) и и помощники (Конёк-Горбунок, Жар-птица).
- троекратные повторы в композиции (три загадки, задания, испытания)
- борьба героев с чудовищами ( Змей Горыныч, баба-Яга, Кощей)
- заслуженная награда за испытания и трудности (женитьба с царевной, сокровища).
Основные признаки волшебной сказки
- Сюжет строится на соединении фантастики и реальности.
Первые строки сказки переносят читателя в вымышленное государство, острова или царство, неведанные леса и дали.
- Разные типы героев волшебной сказки.
Волшебная сказка делит персонажей на несколько типов:
- Гонимые» герои сказок: осиротевшие дети, осиротевший юноша, падчерица, младший брат. При помощи волшебных сил они находят и устанавливают в жизни справедливость.
- Эпический герой. Социальное положение не имеет никакого значения: им может быть обычный крестьянин и царевич. Они находятся в поиске невесты или волшебного дара. Способны совершать героические подвиги.
- «Низкий» герой или ленивый герой. Однако в любых перипетиях они одерживают верх. Персонаж довольно пассивен и мало что решает. За него все делает его помощник или волшебное желание. Если это женский персонаж, то она представляет собой верную возлюбленную, которая ради своего суженного готова стоптать железные башмаки, изломать чугунные посохи и изголодать.
- Мудрая дева. Владеет силами природы или волшебными умениями. Она очень умна и ее часто похищают злодеи.
- Сказочная невеста. Это противоречивый персонаж, который и уступчивый и коварный. Ее добивается главный герой и чтобы ее найти проходит длинный путь.
- Отрицательные персонажи. Это злодеи, которые строят преграды на пути главных героев, похищают главных героинь.
Главные герои могут менять облик, оживать, перевоплощаться, выходить невредимым з испытаний.
- Волшебные помощники в сказках
Волшебные предметы в сказках помогают героям справиться с испытаниями. Это и скатерть-самобранка, частый гребень, ковёр-самолёт, гусли-самогуды, меч-кладенец, сапоги-скороходы, самоходная печь. Добрым персонажам придет на помощь волшебный помощник в виде животного, чаще говорящего: Жар-птица, Сивка-Бурка, Ясный сокол, Конек-Горбунок, ворон, Серый волк. Также природа помогает молодильными яблоками, молочными реками, живой и мертвой водой, подземными царствами.
- Коварные враги
Грозные чудища и коварные персонажи – это неотъемлемые элементы волшебной сказки. К ним относятся Змей Горыныч, баба Яга, Кощей Бессмертный. Их сила может быть спрятана в волшебных предметах, найти которые – задача главного героя.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие художественные особенности волшебных сказок.
Особенности волшебной сказки как жанра устного народного творчества
Народное поэтическое творчество (фольклор) представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества. В фольклоре существуют три рода произведений: эпос, лирика и драма. Народная сказка относится к эпическим жанрам.
Исследователи по-разному определяют сказку как особый жанр устного народного творчества. В качестве исходных элементов чаще всего называются устное бытование сказки, установка на развлекательность, необычность изображаемых событий (А.Н. Афанасьев, Э.В. Померанцева, Ю.М. Соколов), специальное композиционное стилистическое построение (В.Я. Пропп).
В частности, В.П. Аникин определяет сказки как «созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности».
Такое понимание сказки кажется нам наиболее полным и мы будем его придерживаться в своей работе.
В настоящее время существует деление сказки на три жанровых разновидности — сказки о животных, сказки бытовые новеллистические и сказки волшебные. Каждая из этих разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику, стиль.
Исследователи народной сказки (В.П. Аникин, В.А. Бахтина, Р.М. Волков, В.Я. Пропп, и др.) в качестве отличительного признака волшебной сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Фантастика требует неправдоподобного воспроизведения жизненных явлений и семантически связана с народными идеалами. Фантастическое начало в сказке А.М.. Горький называл «поучительной выдумкой», способностью «человеческой мысли заглядывать впереди факта». Единство волшебного и фантастического делает волшебную сказку особенно привлекательной для детской аудитории.
В фольклористике выделяют три тематические группы волшебной сказки:
1. Волшебно-героические, змееборческого типа («Бой на калиновом Мосту», «Три царства»).
2. Волшебно-героические, где герои выполняют трудные задачи («Сивка-бурка», «Молодильные яблоки»).
З. Сказки с семейно-бытовым конфликтом («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Проблема идеи волшебной сказки связана с ее нравственным идеалом, системой моральных ценностей, воплощенных в образах героев. Положительный герой волшебной сказки, вне зависимости от социальной принадлежности и рода деятельности (мужик, солдат, царевич и др.) представляет собой носителя идеальных свойств человека, образец для подражания.
Волшебная сказка обладает специальными приемами выделения необыкновенного героя: чудесного рождения, ступенчатого сужения и т.д. Образ героя сказки представляет собой «готовый характер» и не изменяется на протяжении произведения, а лишь получает более обстоятельную характеристику, изображается в своих внутренних качествах. Образ главного героя является центром произведения, вокруг него группируются остальные действующие лица. В системе образов сказки выделяются три плана:
1. Положительные герои (герои-богатыри, герои — не богатыри).
2. Помощники героя (люди, животные, фантастические существа).
З. Противники героя (люди и фантастические существа).
Отношения действующих лиц выражаются в различных композиционных формах (связь, парность, сравнение, противопоставление). Волшебный характер персонажей сказки создается благодаря особым приемам: гипербола (чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета), агглютинация (соединение в одном персонаже внешних черт разных), персонификация природных явлений и стихий (уподобление одушевленным предметам), чудесное изменение объема. Картине реального мира, где живет главный герой, противопоставляется мир фантастический, обитателями которого являются его противники (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, Лихо Одноглазое и др.). Помимо фантастических существ в качестве антагонистов могут выступать люди (старшие братья или сестры). Введение данных персонажей подчеркивает высокие нравственные качества главного героя.
Как отмечает В.Я. Пропп, сказочные персонажи с их атрибутами можно представить семью действующими лицами: антагонист, даритель, помощник, царевна или ее отец, отправитель, герой и ложный герой, каждый из которых имеет свой круг действий, то есть одну или несколько функций. Данный набор ролей, по мнению автора, является неизменным для всех волшебных сказок.
В волшебной сказке персонаж раскрывается лишь в действии, а персонажи, выполняющие одну и ту же роль в сюжете, совершают одни и те же действия.
Главный герой сказки как носитель нравственных ценностей народа является основным средством раскрытия темы и идеи произведения. Образ главного героя, являясь центром сюжета, объединяет вокруг себя другие персонажи и обеспечивает единство произведения в целом.
Главная задача сказки – испытать героя, проверить, как он сможет справиться с трудными заданиями. Главному герою нужно доказать, действительно ли он умный, смелый, сильный. Вся волшебная сказка представляет собой здание, вершина его – счастливый конец. Плохих концов этот жанр сказок не знает. Вся конструкция сказки направлена к этому концу, обеспечивает его, подготавливает окончательную победу героя и его награждение.
Единство произведения, прежде всего, связано с его композицией. Сказка представляет собой повествование, в котором последовательность рассказа основывается на передаче развивающихся событий и действий персонажей. Порядок развития событий осуществляется однолинейно в соответствии с их «развертыванием во времени и движением в пространстве». В сказке можно выделить повествование (рассказ о событиях) и диалоги — сцены. Их чередованием определяется композиция устного «текста».
Г. И. Власова выделяет три структурные части сказки: испытание — реакция — награждение/наказание героев, что соответствует природе морального развития детей. Это опорно-смысловое ядро сказочного повествования обуславливает своеобразие сюжетно-композиционной структуры: простоту, краткость, устойчивость, повторяемость составных частей, преобладание диалогов.
Одним из средств, придающих произведению цельность и единство, наряду с образом героя и композицией, является сюжет. Основными элементами сюжета являются завязка, развитие действия с кульминацией и развязка.
Завязка в сказке достаточно однообразна и традиционна. По мнению Р.М. Волкова, всю сказочную завязку можно свести к небольшому числу вариантов, соответствующих приблизительному числу сказочных сюжетов.
Развитие действия представляет собой единую линию событий, связанных между собой и последовательно развивающихся во времени в причинно-следственной зависимости. Как отмечает Н.И. Кравцов, развитие сюжета в сказке соблюдает не только временную последовательность действий, но и их единство, что приводит к крепкому сцеплению эпизодов сказки.
Конец сказки исчерпывает конфликт и разрешает противоречия. Развязка может быть представлена следующими вариантами: описание благополучия героев, наказание (возможно жестокое) отрицательных персонажей, описание великодушия героя (прощение). Сказка охватывает массу событий; события эти динамично сменяют друг друга, совершается стремительный переход от отчаяния к надежде, от печали к радости, чувства страха и торжества сменяют друг друга. Часто для продления сказочного повествования используется прием троекратного повторения одного и того же мотива с различными вариантами. В сказке всегда очень четко обозначены начало и конец повествования.
Идея сказки всегда отчетлива, события необычайны, победа доброго начала над злым – окончательна.
Многообразен в сказке мир чудесных предметов, причем волшебными могут стать обычные предметы крестьянского обихода: полотенце, клубок ниток, гребенка, ковер, сапоги, скатерть, блюдце и т.п. волшебные предметы генетически связаны с первобытной магией и в то же время отражают в сказке мечту о совершенствовании орудий производства, технических возможностях человека.
Сказка не знает описаний, в ней нет портретов, пейзажей, замедляющих действие. Даже если в сказке возникает потребность описать портрет героини, чтобы показать ее совершенство, то портрет дается через отказ от описания: «красоты такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать».
Но для создания занимательности, для поддержания слушателя в напряжении все же необходимо некоторое замедление действия. И в сказке это замедление достигается путем повторения динамических элементов, то есть повторения самого действия: трижды в сказке повторяется один и тот же эпизод, но развитие идет не по кругу, а по спирали: каждый повтор несет усиление, либо два повторяют друг друга, а усиление в третьем, последнем. Добиваясь руки Царевны, трижды выполняет герой трудные задания, и каждое новое задание труднее предыдущего: трижды бьется он со змеем, и каждый новый противник сильнее уже побежденного.
Существуют особые правила словесного оформления волшебной сказки, особая «обрядность» ее рассказывания. Она рассказывается иначе, чем сказка о животных или бытовая. Развитию сюжета здесь может предшествовать присказка, которая настраивает слушателя на особый лад, готовит его к погружению в мир событий невероятных: «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане. Стоит дерево – золотые маковки: по этому дереву ходит кот Баюн; вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает.… Это не сказка, а еще присказка, а сказка вся впереди». Но присказка – не обязательный элемент сказки.
Следующим, обязательным элементом сказки является зачин. Он указывает на место, где будет происходить действо, время, когда оно будет происходить, определяет главных героев сказки. Особенностью зачина является то, что сказка никогда не указывает на конкретное место. Называя главных героев, сказка никогда не описывает их (герои типичны для различных сказок).
Действие сказки, определяясь в зачине, движется и развивается в основной части сказки. Оно движется только вперед (нет ответвлений, перспектив, ретроспектив). Действие начинается ниоткуда и уходит в никуда.
Соответственно шуточная или ироническая концовка подчеркивает условность рассказываемого и возвращает слушателя в реальность: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попадало», «Сказка вся, больше врать нельзя» и т.п.
За многие годы существования волшебной сказки выработался богатый набор традиционных формул, устойчивых словосочетаний, и сказочники используют их в сходных ситуациях различных сюжетов. «Скоро сказка скзывается, да не скоро дело делается», — говорят сказочники, чтобы подчеркнуть длительность событий; при подходе к лесной избушке сказочный герой в любой сказке произносит магическую заговорную формулу: «Повернись, избушка, ко мне передом, а к лесу задом!».
Формулы украшают сказку, придают особую мерность, выделяют из обыденной речи. В Формулах используется синтаксический параллелизм, создающий особую ритмику, иногда и рифму: «Стань передо мной, как лист перед травой!», «На тех пирах и я бывал, мед-пиво пивал, сколько не пил – только усы обмочил» и т.п.
Динамика волшебной сказки требует интеллектуального напряжения, сопоставления фактов и событий при усвоении смысловой линии сюжета, т.е. возбуждает познавательную деятельность. Запас наблюдений над природой и жизнью, который народ вложил в содержание сказки, обогащает опыт детей. Волшебная сказка является прекрасным средством развития речи. Лаконизм и выразительность языка сказки позволяют говорить о ней как об источнике обогащения детской речи. Многособытийность сказочного сюжета при жесткой формальной организации повествования облегчает словесное творчество детей.
Итак, сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение – эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах и кино.
Волшебные
сказки.
Это
самый популярный и самый любимый детьми
жанр. Волшебными
они называются потому, что все
происходящее в волшебной сказке
фантастично
и значительно по задаче:
ее герой, попадая то в одну, то в другую
опасную ситуацию, спасает друзей,
уничтожает врагов — борется не на жизнь,
а на смерть. Опасность представляется
особенно сильной, страшной потому,
что главные
противники его
— не обычные люди, а представители
сверхъестественных
темных сил:
Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный
и пр. Одерживая победы над этой
нечистью, герой как бы подтверждает
свое высокое
человеческое начало, близость к светлым
силам природы.
В борьбе он становится еще сильнее и
мудрее, приобретает новых друзей и
получает полное право на счастье — к
вящему удовлетворению маленьких
слушателей.
Персонаж в волшебных
сказок всегда носитель
определенных моральных качеств.
Герой самых популярных волшебных сказок
— Иван-царевич. Он многим помогает,
животным и птицам, которые ему за это
благодарны, и в свою очередь, помогают
ему, братьям, которые часто стараются
погубить его. Он представлен в сказках
как народный
герой,
воплощение высших
моральных качеств
— смелости, честности, доброты. Он молод,
красив, умен и силен. Это тип
смелого и сильного богатыря.
Русскому народу
свойственно сознание того, что человек
всегда встречается на своем пути с
жизненными трудностями, а своими добрыми
поступками он их обязательно преодолеет.
Герой наделенный такими качествами как
доброта, щедрость, честность глубоко
симпатичен русскому народу.
Под стать такому
герою женские
образы —
Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная,
Царь-девица, Марья-Моревна, прекрасная
королевна. Они так красивы,
что «ни в сказке сказать, ни пером
описать», и при этом обладают
волшебством, умом и смелостью.
Эти «мудрые девы» помогают Ивану-царевичу
бежать от морского царя, найти Кощееву
смерть. выполнить непосильные задания.
Сказочные героини идеальным образом
воплощают
народные представления
о женской красоте, доброте, мудрости.
19
Противостоят
главным героям персонажи резко
отрицательные
— коварные, завистливые, жестокие.
Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба
Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо
одноглазое. Они чудовищны и безобразны
внешне, коварны, жестоки в противоборстве
с силами светлыми и добрыми. Тем выше
цена победы главного героя.
В трудные минуты
на помощь главному герою приходят
помощники.
Это либо волшебные животные (Сивка-бурка,
щука, Серый волк, Свинка—золотая
щетинка), либо добрые старушки, чудесные
дядьки, силачи, ходоки. Большим
разнообразием отличаются чудесные
предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы,
скатерть-самобранка, шапка-невидимка,
живая и мертвая вода. Спасаясь от
преследования, герой бросает гребешок
— и встает дремучий лес; полотенце,
платок превращается в реку или в озеро.
Фантастичный
мир тридевятого
царства, тридесятого государства
многоцветен, наполнен множеством
диковинок: здесь текут молочные реки с
кисельными берегами, в саду растут
золотые яблочки, «поют птицы райские
да мяукают котики морские».
Таковы присказки,
традиционные зачины, концовки.
Их назначение
— отграничить
сказку от
обыденной жизни.
«В некотором царстве, в некотором
государстве», «жили-были» — самые
характерные зачины русской сказки,
иногда они соединяются. Концовка, как
и присказка, обычно носит шуточный
характер, она ритмизирована, рифмована,
произносится скороговоркой. Часто
сказочник заканчивал свое повествование
описанием пира: «Устроили пир на весь
мир, и я там был, мед, пиво пил, по усам
текло, а в рот не попало». Явно слушателям
детского возраста адресована такая
присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов
связка».
Повествование в
сказочной прозе ведется при помощи
устойчивых
формул. Одни
из них ускоряют или замедляют действие,
перекидывают своеобразные мостики от
одной ситуации к другой («близко ли,
далеко ли, скоро ли, коротко ли»), другие
рисуют внешний облик, характер персонажа
(«Во лбу светел месяц, в затылке часты
звезды», «Баба Яга, костяная нога, в
ступе едет, пестом упирается, помелом
след заметает»). Усиливает впечатление
слушателей использование приема
троекратного
повторения:
три раза герой бьется со змеем; проходит
последовательно через три царства:
медное, серебряное, золотое; три брата
три раза ходят ловить жар-птицу.
Волшебная сказка
как бы вбирает
в себя многие
стилистические приемы других жанров
фольклора. Здесь и постоянные
эпитеты,
свойственные лирической песне («конь
добрый», «леса дремучие», «травы
шелковые», «уста сахарные»), и былинные
гиперболы
(«бежит — земля дрожит, из ноздрей дым,
из ушей пламя пышет»), и параллелизмы:
«Тем временем пришла колдунья и
навела на царицу порчу: сделалась
Аленушка больная, да такая худая да
бледная. На царском дворе все приуныло;
цветы в саду стали вянуть, деревья
сохнуть, трава блекнуть».
Среди персонажей
волшебной сказки много
детей. Их
образы поэтичны, трогательны, что
подчеркивается и формой имени
(Терешечка, Крошечка-Хаврошечка, братец
Иванушка, сестрица Аленушка), и всем
тоном повествования. Терешечка,
преследуемый ведьмой, «просит, ублажает»
защипанного гусенка: «- Гусь-лебедь ты
мой, возьми меня, посади меня на крылышки,
донеси меня к отцу, к матери; там тебя
покормят-напоят и чистой водицей обмоют.
Сжалился защипанный
гусенок, подставил Терешечке крылышки,
встрепенулся и полетел вместе с ним».
Оптимистичный
конец сказок
о детях
кажется особенно оправданным и
справедливым. Несмотря на то, что
описание внешнего облика героев
волшебной сказки очень условно
(«такая красавица, что век бы очей не
отвел», «купеческий сын был собою
статный, рослый, кровь с молоком»), все
зримо представляют их себе. В этом
большую роль
играют широко известные иллюстрации
к русским народным сказкам. Сказочные
образы вдохновляли таких крупных
живописцев, как В.Васнецов, М.Врубель,
графиков И.Билибина, Е.Поленову.
Классические и современные издания
русских народных сказок украшают работы
талантливых художников-иллюстраторов
Ю.Васнецова, Е.Рачева, Т.Мавриной и многих
других.
20
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #