Ситуационный классный час
«О правдивости и честности человека
Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность — слова противоположные по значению лжи и нечестности.
Ход классного часа
Приветствие
Упражнение «Комплимент»
(Дети по кругу говорят своему соседу комплимент, передавая при этом клубок ниток. По окончании упражнения весь класс оказывается «сшитым» вместе.
— Вам понравилось это упражнение? Порой, кроме хорошего мы говорим друг другу плохое. Порой, плохое даже проще сказать, нежели хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше комплиментов.
Информация (дети сидят в кругу)
— Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:
ложь — ………. нечестность — ……….
— Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.
1.Как вы понимаете эти слова?
* Дети высказывают своё мнение и передают по кругу карандаш.
— Ожегов в своём «Толковом словаре» приводит такое толкование этих слов.
(Зачитать статью из «Толкового словаря» Ожегова)
2. Игра «Сердечко честности»
(У детей в руках цветной фломастер. Учитель даёт кому-нибудь одному вырезанное из картона «сердечко честности», разделённое на клеточки по количеству детей в классе. Получивший сердечко рассказывает о своём честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передаётся дальше по кругу.)
— Вот какое сердечко у нас с вами получилось, и каждый из вас внёс в него свою частичку честности.
Задание 1.
— Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал — вся задача была решена ….»
— Обсудите в группе и выскажите свои предположения по поводу того, что же произойдёт дальше?
— Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.
«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», — сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошёл к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятёрка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена. Это очень хорошо, что ты понял всё».
Задание 2. (вопросы записаны на доске)
1. Как вы оцениваете поступок Гены?
2. Легко ли быть честным? Каждый ли школьник сможет поступить так как Гена
Задание 3.
— Перед вами лежит лист. Вам необходимо соединить данные фразы
так, чтобы получились пословицы. Объяснить, как вы их понимаете.
Кто правдой живёт, что дрова руби.
Правду говори, да не всяк её творит.
Всяк правды ищет, тот добро наживёт.
— Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.
Задание 4.
— Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным?
Например: когда хочешь кого-нибудь обмануть, надо вспомнить глаза своих друзей …
(Дети записывают свои советы на листе А4)
* После каждого задания проводится общая дискуссия.
Рефлексия
— Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
Рисунок «Солнышко правдивости».
(Учитель просит детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, они должны вспомнить о своём солнышке и постараться поступить честно. Если это получилось, подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети сосчитают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.)
Сочинение на тему честность
Всех нас с детства учили, что врать нехорошо. Но почему, толком и не объяснили. Что такое честность и почему она так высоко ценится – я долго над этим размышлял.
И понял, что когда люди врут, у них на это бывают разные причины, иногда даже уважительные. А если человек может позволить себе быть честным, значит, ему нечего стыдиться своих поступков или мыслей.
Честный человек всегда вызывает уважение, а главное – доверие. Наверно, поэтому честность как качество характера очень ценится. Ведь если мы считаем человека честным, мы можем положиться на его слово, с ним легко и приятно дружить, вести дела.
Можно также быть уверенным, что его отношение к нам искреннее, что он думает то, что говорит. И за глаза не станет рассказывать про нас гадости.
Мне кажется, бывают случаи, когда честность может навредить. Такое случается, когда человек слишком прямолинейно и честно высказывает свое мнение там, где оно не единственно верное. Например, у меня есть кроссовки, которые я очень люблю, а мой хороший Друг честно говорит, что они ему совсем не нравятся и он бы в Жизни их не купил. А ведь на вкус и цвет товарища нет, и лучше не отзываться плохо о том, что кому-то очень по душе, ведь этим можно обидеть человека.
Или, например, честность бывает лишней, когда людей не хотят расстраивать без реальной необходимости.
Я считаю, что врать плохо не только с точки зрения этики, но и потому что твоя ложь всегда раскроется и нанесет вред тебе самому. Например, ты соврал, что сам сделал домашнее задание, а не списал у товарища. Но когда тебя вызывают к доске и задают решить аналогичный пример, всем становится ясно, что ты не готовился к занятию.
Человек чаще всего лжет, чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле. Есть замечательное высказывание французского философа и писателя А. Камю “Свободен тот, кто может не лгать”. Ведь если ты нечестен с другими, значит, есть что-то в тебе, чего ты стесняешься. И если ты врешь, что на летних каникулах был в Америке, то скорее всего просто хочешь привлечь к себе внимание, но не можешь рассказать о себе ничего интересного, а выдумываешь небылицы.
Мне кажется, лучше честно себе в этом признаться и заняться тем, что тебе интересно и найти единомышленников, которые оценят тебя по достоинству.
Главные преимущества честного человека – то, что ему доверяют, и то, что он может быть самим собой. Поэтому я уважаю честных людей и стараюсь сам быть таким.
Loading…
Тема: Легко ли быть честным и
правдивым?
Цели:
1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»,
учить детей говорить правду;
2) формировать нравственные качества человека: «честность», «правдивость»;
3) развивать коммуникативные качества, сотрудничество.
Оборудование: презентация, сердечки, фломастеры, цветные карандаши, цветная
бумага, клей, ножницы, карточки с заданием, шаблоны кукол.
Ход
занятия.
I. Организационный момент.
Создание положительного настроя на занятие.
«Поговорим?
— О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? — Поговорим!
Нам будет интересно!»
Упражнение «Комплимент».
— Ребята
встаньте в круг. У меня в руках клубок настроения. Передавая этот клубок, вы
говорите своему соседу по плечу комплимент.
— Легко
ли вам было говорить другу хорошее?
(Дети
встают в круг. По кругу говорят своему соседу комплимент, передавая при этом
клубок ниток. По окончании упражнения весь класс оказывается «сшитым» вместе.
— Порой,
плохое, даже проще сказать, нежели хорошее. А ведь так важно выражать свои
положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности
в себе. Давайте будем говорить друг другу больше хороших слов. Пройдите на свои
места.
II. Постановка темы и задач занятия.
— А сейчас
посмотрите небольшую сценку. (Рассказ Л.Толстого «Правда всего дороже.)
Мальчик играл
и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришел и
спросил:
— Кто разбил?
Мальчик
задрожал от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо,
что правду сказал.
— Почему отец
сказал такие слова?
— О каком
нравственном качестве говорится в этом рассказе? (Правдивость, честность)
— О чем мы сегодня будем
говорить? (О честности и правдивости)
— Тема нашего занятия «Легко ли быть
честным и правдивым?» (Слайд 2)
— Честность и правдивость
— слова, которые очень близко стоят к слову “честь”. Что же такое честность и
правдивость? «Так не честно!» — «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть
четкое представление о том, что честно, а что нет.
III. Беседа по теме занятия.
1.Структура
«МИКС – ПЭА — ШЭА»
1.
Ученики
молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.
2.
Учитель
объявляет «Встаньте в пары!».
3.
Ученики
образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в
воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы
найти друг друга.
4.
Учитель
задает вопрос и дает 3-5 секунд на размышление
5.
Ученики
делятся мнениями со своими партнёрами, используя:
РЕЛЛИ РОБИН (короткие ответы), ТАЙМД ПЭА ШЭА
(для развернутых ответов)
6.
Фраза на
завершение: Мне понравилось слушать о ….
7.
МИКС.
Поднимите руку, найдите пару.
МИКС: Вопрос 1: — Что
такое честность? (Честность — нравственное качество личности,
выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно
относиться к порученному делу).
— Обсудите в ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, свой вариант ответа.
— Начинает партнёр, который выше ростом. У вас 20 секунд. Включаю
таймер. Время другого партнёра. У вас 20 секунд. (слайд № таймер)
— Поделитесь своими ответами. /Несколько учащихся озвучивают
ответ/.
—
Поблагодарите друг друга. Попрощайтесь с партнёром.
МИКС: Вопрос 2: — Что
такое правдивость? (Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость —
положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека
соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом).
Обсудите в ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, свой вариант ответа.
— Начинает партнёр, у которого светлее волосы. У вас 20
секунд. Включаю таймер. Время другого партнёра. У вас 20 секунд. (слайд
№ таймер)
— Поделитесь своими ответами. /Несколько учащихся озвучивают
ответ/.
—
Поблагодарите друг друга. Попрощайтесь с партнёром и пройдите на свои места.
— Легко ли быть честным и правдивым? (ответы
детей)
— ( Олег) Честность,
правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством
человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и
незнакомым не ври. Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и
ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он
правдив. Солгать — в любом случае низко и глупо.
— Лев Николаевич
Толстой сказал:
“Не думай, что
говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду
нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что
большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого
себя никогда не осквернять ложью”.
2. Игра «Сердечко честности».
Структура
«РАУНД РОБИН» обучающая структура, в которой
учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос 1 раз.
— На столах у вас лежат фломастеры.
Каждый возьмет по 1 фломастеру. У каждой группы на столах лежит «сердечко
честности», оно разделено на клеточки. Работаем в структуре РАУНД
РОБИН. Получивший сердечко рассказывает, о своём честном поступке, затем
закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передаётся
дальше по кругу. Начинает партнёр №2. У вас 3 минуты.
—
Повесьте свои сердечки на доску.
—
Почему у вас получились такие красивые сердечки?
—
Потому что вы вложили в них всю свою душу, и каждый из вас внёс в них свою
частичку честности.
3. Обсуждение
ситуаций.
— У меня в руках несколько вопросов. Я вам предлагаю ответить,
как бы вы поступили в данных ситуациях. Выходим по одному, выбираем ситуацию и
отвечаем на неё.
1. Вы покупаете продукты, и кассир дает Вам лишние деньги в виде
сдачи. Вернёте ли Вы их?
2. Вы потратили сдачу от денег, которые дала мама на покупку
продуктов, на какую-то вещичку, подумав, что мама всё равно не заметит.
3. «Я расскажу Вере о Любиных проблемах. А что в этом плохого?
Может она и сама уже рассказала».
4. Вы нашли мобильник. Обрадуетесь находке, присвоив её, или
попытаетесь найти хозяина?
5. Раздается звонок и выясняется, что это звонит человек, с
которым Вы не хотите говорить. Попросите ли Вы маму сказать, что Вас не дома?
4. Пословицы и
поговорки.
— Из двух частей составить пословицу о честности
и правдивости. Одна часть на доске, вторая у меня на столе. Объяснить, как вы
их понимаете.
Кто правдой живёт,
что дрова руби.
Правду говори,
да не всяк её творит.
Всяк правды ищет,
тот добро наживёт.
( Кто правдой
живёт, тот добро наживёт, Правду говори, что дрова руби, Всяк правды ищет, да
не всяк её творит)
— Народная мудрость
убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность,
и данные пословицы тому подтверждение.
5. Изготовление коллажа «Правда и ложь».
— Сейчас вы будете
работать в группах. Я предлагаю вам изобразить правду и ложь в виде девочек. У
вас на столах лежат заготовки для девочек. Ваша задача раскрасить их так,
чтобы было понятно, где девочка «Правда», а где «Ложь». В своей работе вы
можете использовать цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры, клей,
ножницы. Затем вы должны рассказать, почему именно так вы изобразили правду и
ложь.
IV. Рефлексия.
— Какой совет вы дали бы человеку, который
хочет стать честным?
Например: когда хочешь кого-нибудь
обмануть, надо вспомнить глаза своих друзей …
— Был ли наш
разговор полезным для каждого из вас?
— О чём заставил задуматься?
2.Выскажите свое мнение о нашем занятии. Закончи
предложения:
·
Занятие показалось
интересным ……..
·
Меня заставило
задуматься……….
·
Я хочу
поблагодарить
— Всякий раз, когда захочется
сказать неправду, кого-нибудь обмануть, вспомните о своей кукле честности и не
говорите неправды.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
Рассказ от редактора сайта «Семья и Вера», 12-летней Софии Романовой
Честность
В одной деревне, недалеко от Галича, жила маленькая семья. Составляла ее только вдова, глубоко верившая в Бога, и 12-летняя дочь. Они были очень бедны.
Жили они в маленькой хижине. Вдова не могла работать, под старость она ослабела. Но трудолюбивая женщина не жаловалась. Она исполняла свою работу и уповала на милость Божию.
Дочь помогала, в чем могла своей маме. Холодной зимой они пряли и продавали. И на эти маленькие гроши они жили. Летом они ходили в лес, собирали ягоды. А потом дочь несла ягоды продавать, в то время как мать трудилась по дому. Потом девочка покупала на полученные деньги немного хлеба маме и себе.
Жизнь их была бедна. Они не жаловались и не роптали. Они продолжали благодарить и славить Христа. И Господь услышал их молитвы. Он послал им утешение.
Однажды летом мать послала дочку продавать ягоды на базар. Девочка была очень доброй и послушной. Она тут же взяла миску и побежала на базар. На базаре она быстро продала ягоды и получила за них 12 грошей. Девочка завязала деньги в маленький платочек и побежала домой. До деревни осталось совсем чуть-чуть. Девочка решила заранее достать платочек. Но к крайнему удивлению и огорчению она не нашла его в кармане.
Девушка очень испугалась. Она начала искать платочек по траве, около дороги. Прохожих она тоже спрашивала:
– Не видали вы маленького белого платочка? Мне он очень нужен, я обронила его…
– Нет, – был ответ прохожих.
Некоторые и вовсе не обращали на плачущую девочку внимания. И она, поняв, что потеряла его насовсем, села на бревнышко и заплакала. Но слезами горю не поможешь. И тогда она начала молиться Господу, прося помощи. Молилась очень усердно. Господь услышал ее молитвы. Ему понравилось, что в такие трудные моменты девушка не забывает про Него.
Мимо дороги прошел старичок. Он заметил плачущую девочку и произнес:
– Что ты плачешь? Какое горе случилось у тебя? Расскажи, детка!
Девочка, горько вздохнув, рассказала старичку о потерянном платке.
– Ведь нам с мамой очень нужны деньги! – прибавила она.
– Ну… Твоему горю помочь можно. Не плачь же, утри свои глазки! Я нашел твой потерянный платок.
Девочка вскочила, ее глаза моментально высохли и заблестели:
– Правда?
– Да, дочка, – с этими словами он вытащил большой шелковый платок красного цвета.
– Вот, возьми, не твой-ли это платок?
– Нет, – грустно возразила девушка. – Нет, добрый батюшка, это не мой платок… Мой был маленьким и белым, а этот такой красивый!
– Но тут были твои деньги! Вот они! – старик развязал платок и вынул пять рублей.
– У меня была 10 грошей! А тут целых пять рублей! Нет, это не мой платок… Спасибо вам… – она грустно вздохнула и повернулась, чтобы уйти.
– Погоди, погоди дочка! Вот твой платочек! – И он вытащил белый платочек.
– О, да! Это мой платочек! – Воскликнула девушка.
– Смотри, ты честная девочка. И поэтому я дарю тебе этот платочек. Возьми его себе, – и он протянул ей красный платок. – Если бы ты соврала, то я бы не дал бы тебе ни свой платок, ни твой. Вот к чему приводит честность.
Самое лучшее и самое худшее блюдо на свете | Рассказ Софии Р.