Оглавление
- Рождество Христово — Константин Победоносцев
- Рождественский праздник — Клавдия Лукашевич
- Рождество Христово — свящ. П. Воздвиженский
- Святая ночь — Сельма Лагерлеф
- Дары Артабана — Георгий Петров
- Рождественский ангел — Саша Черный
- Золотые туфельки — Джон Кэри
- Девочка со спичками — Ханс Кристиан Андерсен
- Берёзовая ёлка — Е. Санин
- Рождественская елочка — Иоанн Рутенин
- Сказка про колокольчик — Иоанн Рутенин
- Пылинка и капелька — Иоанн Рутенин
- Чудо-огонёк — Иоанн Рутенин
- Рождество — Иван Шмелев
- Рождество Христово. Детство золотое — монахиня Варвара
- Ваня — Валентина Евстафиева
- Рождественский фонарь — Софья Макарова
- Малинка. Чудеса преподобного Серафима — митр. Вениамин (Федченков)
- Игумен и медведь — Наталья Скоробогатова
- Крещение — Василий Никифоров-Волгин
- Учитель добpоты — Рихаpд фон Фолькманн
- Ангельские крылья
- Богач и бедняк
- Старая мельница
- Заржавленный рыцарь
- Зарянка — Перевёл с англ. и пересказал В. Григорян
- Паучки и рождественская ёлка — Перевёл с англ. и пересказал В. Григорян
- Неожиданный помощник
- Стихотворения
- Рождественское — Саша Черный
- Божий дар — Федор Достоевский
- Зима. Рождество — Иоанн Рутенин
- Рождество — Иоанн Рутенин
- Рождественское утро — Иоанн Рутенин
- Зимняя ночь в деревне — Яков Полонский
Рождество Христово — Константин Победоносцев
Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению…
Однако же и из двух названных больших праздников — дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.
Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство. Для детского воображения так много привлекательного в этом рассказе.
Тихая ночь над полями палестинскими — уединенный вертеп — ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, — в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья — три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами — и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение младенцев в Вифлееме — потом путешествие святого семейства в Египет — сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!
Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею детское понятие! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с его обстановкою, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его, возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут детского восторга!
Таков вечер перед Рождеством: вернулся я от всенощной и сижу дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство; на том же месте, где стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, — стоит теперь мое кресло перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала старуха няня и уговаривала ложиться спать, тогда как спать не хотелось, потому что в душе было волнение — ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного на утро. То не было ожидание подарков — нет, — чуялось душе точно, что завтра будет день необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться будет. Бывало, ляжешь, а колокол разбудит тебя перед заутреней, и няня, вставшая, чтобы идти в церковь, опять должна уговаривать ребенка, чтобы заснуть.
Боже! Это же ожидание детских дней ощущаю я в себе и теперь… Как все во мне тихо, как все во мне торжественно! Как все во мне дышит чувством прежних лет, — и с какою духовною алчностью ожидаю я торжественного утра. Это чувство ‑драгоценнейший дар неба, посылаемый среди мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо вспомнили то время, когда были детьми, следовательно, были ближе к Богу и непосредственнее чем когда-либо принимали от Него жизнь, свет, день, пищу, радость, любовь — и все, чем красен для человека мир Божий.
Но это ожидание — радости великой и великого торжества — у ребенка никогда не обманывалось. У ребенка минута ожидания так сливалась с минутою наслаждения и удовлетворения, что не было возможности уловить переход или середину. Ребенок просыпался утром — и непременно находил то, о чем думал вечером, встречал наяву то, о чем говорили ему детские сны: существенность для ребенка — не то же ли, что сон; сон его не то же ли, что существенность? Ребенок утром просыпался окруженный теми же благами жизни детской, которые бессознательно принимал каждый день, — только, освещенные праздничным светом, лица, его окружавшие, были веселее, ласки живее, игры одушевленнее. Чего же более для ребенка? Ребенок не жалел на утро о том, чего ожидал вечером: как было бессознательно вчерашнее ожидание, так и утреннее наслаждение было бессознательно…
О великая таинственная ночь! О, светлое, торжественное утро! Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе, если перестану слышать те речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой душе верующей, — стало быть я забуду свое детство, свою жизнь и самую вечность… ибо что иное вечность блаженная, как не вечная радость младенца перед лицом Божиим!
Рождественский праздник — Клавдия Лукашевич
Далекий Рождественский Сочельник. Морозный день. Из окон видно, как белый, пушистый снег покрыл улицы, крыши домов и деревья. Ранние сумерки. Небо синеет.
Мы с Лидой стоим у окна и смотрим на небо.
— Няня, скоро придет звезда? — спрашиваю я.
— Скоро, скоро, — торопливо отвечает старушка. Она накрывает на стол.
— Няня, смотри, вон уже звезда пришла на небо, — радостно говорит Лида.
— Эта не та.
— Почему не та? Посмотри хорошенько.
— Та будет побольше… Эта очень маленькая, — говорит няня, едва взглянув в окно.
— Ты сказала до первой звезды, — плаксиво замечает сестра,
— Ведь мы проголодались. Очень есть хочется, — говорю я.
— Подождите, детушки… Теперь уже скоро… Потерпите.
— Дай ты им чего-нибудь перекусить… Совсем заморила девочек. — Мама услышала наш разговор, вышла из своей комнаты и крепко целует нас.
— Вот еще, что выдумала!.. Разве можно есть до звезды? Целый день постились. И вдруг не дотерпеть. Грешно ведь, ‑серьезно возражает няня. Нам тоже кажется, что это грешно, Ведь у нас будет “кутья”. Надо ее дождаться. Взрослые целый день постились и не едят до звезды. Мы тоже решили поститься, как и большие… Но сильно проголодались и нетерпеливо повторяем: “Ах, скорее бы, скорее пришла звезда”.
Няня и мама накрыли стол чистой скатертью и под скатерть положили сено… Нам это очень нравится. Мы знаем, что это делается в воспоминание величайшего события: Господь наш родился в пещере и был положен в ясли на сено.
Мы не обедали, как обычно, в три часа, а будем ужинать “со звездою”, т. е. когда стемнеет и на небе загорятся первые звездочки. У нас будет “кутья” из рису, “кутья” из орехов, пшеница с медом и разные постные кушанья из рыбы. Кроме того, на столе поставят в банках пучки колосьев пшеницы и овса. Все это казалось нам, детям, важным и знаменательным. В нашей квартире так было чисто прибрано, всюду горели лампады; настроение было благоговейное, и целый день поста и эта “кутья” раз в году — все говорило о наступлении великого праздника… Няня, конечно, не раз напоминала нам, что “Волхвы принесли Божественному младенцу ладан, смирну, золото и пшеницу”. Оттого в Сочельник надо есть пшеницу.
Папа наш был малоросс, и многие обряды совершались в угоду ему. Где-то далеко в маленьком хуторе Полтавской губернии жила его мать с сестрой и братом. И там они справляли свою украинскую вечерю и “кутью”. Папа нам это рассказывал и очень любил этот обычай. Но в сером домике бабушки и дедушки тоже в Рождественский Сочельник всегда справлялась “кутья”… Как у них, так и у нас непременно бывал в этот вечер приглашен какой-нибудь одинокий гость или гостья: дедушкин сослуживец или папин товарищ, которому негде было встретить праздник. Справив “кутью”, мы отправлялись ко Всенощной. Но мы с сестрой в волнении: ждем чего-то необычайного, радостного. Да и как не волноваться: ведь наступило Рождество. Может быть, будет елка… Какое детское сердце не забьется радостью при этом воспоминании. Великий праздник Рождества, окруженный духовной поэзией, особенно понятен и близок ребенку… Родился Божественный Младенец, и Ему хвала, слава и почести мира. Все ликовало и радовалось. И в память Святого Младенца в эти дни светлых воспоминаний, все дети должны веселиться и радоваться. Это их день, праздник невинного, чистого детства…
А тут еще является она — зеленая стройная елочка, с которой сохранилось столько легенд и воспоминаний… Привет тебе, милая любимая елочка!.. Ты несешь нам среди зимы смолистый запах лесов и, залитая огоньками, радуешь детские взоры, как по древней легенде обрадовала Божественные очи Святого Младенца. У нас в семье был обычай к большим праздникам делать друг другу подарки, сюрпризы, неожиданно порадовать, повеселить… Все потихоньку готовили свои рукоделия, мы учили стихи; под Новый год и на Пасху под салфетки каждому клали приготовленные подарки… Нас, детей, это очень занимало и радовало. Подарки бывали простые, дешевые, но вызывали большой восторг.
Елку показывали неожиданно, сюрпризом, и родители, няня и тетушки готовили ее, когда мы ложились спать.
За два или за три дня до Рождества мама печально говорила: “Бедные девочки, нынче им елки не будет… Денег у нас с папой нет. Да и елки дороги. В будущем году мы вам сделаем большую хорошую елку. А нынче уж проживем без елки”.„ Против таких слов ничего нельзя было возразить… Но в огорченной детской душе все-таки таилась и обида, и смутная надежда. Веришь и не веришь словам мамы и близких.
Предлагаем вам серию библейских рассказов для детей. В данной статье вы найдете историю о РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ для детей. История снабжена красочными иллюстрациями. Историю можно прочесть или послушать.
Другие библейские истории для детей можно найти здесь.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – библейский сюжет для детей
В то время Иудея была под властью римского императора Августа. Однажды он решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей живёт в его царстве. Все должны были явиться в город, откуда происходили их предки, и там записаться. Праведный Иосиф и Святая Дева Мария жили в городе Назарете, но они происходили из рода царя Давида и поэтому должны были прийти в город Вифлеем, так как все потомки царя Давида были приписаны к этому городу. Там в это время собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки для ночлега были уже заняты.
А Марии наступило время родить. Долго скитались святые путники, ища себе пристанище. Но тем временем наступила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду.
И вот, в такой убогой обстановке, в холодной пещере совершилось величайшее событие в жизни всех людей. Этой святой ночью родился Богочеловек, Иисус Христос, Спаситель всего мира. Иисус Христос был Богом и Человеком одновременно. У Него было всё, что есть у людей. Кроме одного: у Него не было греха, Он был безгрешным.
Рождество Христово
Святая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли — кормушку для скота.
Той ночью пастухи пасли свой скот в поле. Вдруг, как молния, перед ними предстал лучезарный, сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел Божий сказал:
— Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет у всех людей. Сегодня в Вифлееме родился Спаситель, Который есть Господь
Иисус Христос. Идите, и в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях. Едва скрылся этот Ангел, как услышали пастухи дивное пение. Это целые хоры Ангелов сошли с Небес, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, своего Царя и Создателя:
— Cлава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!
Все Ангелы пели и радовались тому, что любящий Господь послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать добрыми и взять их потом в Своё Небесное Царство.
Затем пастухи отправились в пещеру и, увидев там Божественное Дитя, поклонились Ему до земли и рассказали Иосифу и Пречистой Деве о явлении Ангела. Дева Мария запомнила все слова пастухов и сохранила их в Своём сердце.
Через некоторое время после Рождества Христова из далеких восточных стран пришли в Иерусалим волхвы-мудрецы. Это были учёные люди, или звездочёты, которые изучали звёздное небо. Они увидели большую красивую звезду, которая засияла на небе с рождением Спасителя, и пришли поклониться Божественному Младенцу. Придя в Иудею, они стали всех спрашивать:
— Где родившийся Царь Иудейский?
Такие слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам:
— Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться.
Рождественская звезда привела волхвов к тому месту, где был Иисус Христос со Своей Пречистой Матерью и Иосифом. Волхвы поклонились Новорождённому Спасителю и преподнесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — благовонное масло — как Человеку, который должен умереть.
Во сне Ангел Господень открыл мудрецам намерения злого Ирода, и они не вернулись к нему, а пошли в свою страну другим путём.
Автор: П. Н. Воздвиженский «Библия в рассказах для детей»
По-церковнославянски правильно: Рожество Христово
Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.
Содержание:
- О правильном названии праздника: Рождество или Рожество
- Рождество Христово. Событие праздника
- История празднования Рождества Христова
- Рождество Христово. Устав и Богослужение
- Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи
- Иконы Рождеству Христову
- Храмы Рождества Христова на Руси
- Старообрядческие храмы Рождества Христова
О правильном названии праздника: Рождество или Рожество
Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:
Ржcтво твоE хrтE б9е нaшъ
В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:
Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:
Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.
Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:
Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.
Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».
В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.
Рождество Христово. Событие праздника
Христос рождается — славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.
Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!
Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:
Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).
Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:
И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).
Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.
Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:
Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).
Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.
История празднования Рождества Христова
Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.
В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.
С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!
В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.
Рождество Христово. Устав и Богослужение
Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.
В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.
В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.
Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий, Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).
Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Христову →
Читать онлайн
Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова:
Ѓвгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.
Русский перевод:
Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!
Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:
Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.
Русский текст:
Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
Дв7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.
Русский текст:
Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи
Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.
Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).
Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.
День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:
Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.
Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.
Иконы Рождеству Христову
Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.
Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.
Храмы Рождества Христова на Руси
В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.
Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV — началом XV вв.
Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника — Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.
В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.
Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.
В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.
После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.
В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.
Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.
В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.
Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».
В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша…» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.
Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).
Старообрядческие храмы Рождества Христова
В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом — накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особенно торжественно, с молебном после Литургии, отмечают Рождество в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор Рожества Христова Рогожской общины), Екатеринбурга, д. Андроново Московской области и д. Павликово Ярославской области. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния).
Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).
Во имя Рождества Христова была освящена моленная 1-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехъярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.
Полезное по теме:
- Зачем родился Христос? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
- Како подобает Христа славити: православные традиции праздника («Христос раждается славите», текст);
- Рождество на Руси. Традиции праздника
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Сегодня мы представляем Вам пять рассказов для подростков, от которых те не заскучают. И очень хорошо, если потом, после прочтения, вы сможете обсудить эти рассказы со своими детьми.
***
Жанр рождественского (святочного) рассказа существует уже без малого двести лет как в европейской, так и в русской литературе. Какому читателю эти рассказы адресованы, детям или взрослым? В XIX веке, особенно в первой его половине, так вопрос не стоял, само разделение литературы на «взрослую» и «детскую» еще не произошло. Но в XX веке стало общим местом, что рождественские рассказы — это для детей, что взрослые уже выросли из такого формата. Разумеется, далеко не все с этим соглашались, и есть немало святочных рассказов, написанных в расчете на взрослую аудиторию.
А подростки? Они вроде бы выпадают и в том, и в другом случае. Они уже не дети, которые горячо и искренне воспримут светлую добрую сказку о рождественском ангеле, о чудесах с подарками, о спасенных в рождественскую ночь кошечке или собачке. Но они еще и не взрослые, способные понять тонкости супружеских отношений, внутриличностные конфликты и так далее… словом, то, что во «взрослых» святочных рассказах составляет ткань повествования. Получается, этот жанр — совсем не для них?
Нет, не получается. Вполне можно найти такие рождественские рассказы, которые подростки прочтут с интересом. Рассказы эти могут быть и классическими, и современными, в них вовсе не обязательно могут напрямую звучать религиозные мотивы, но главное, что их объединяет — это чудо, так или иначе связанное с Рождеством. Не обязательно это внешнее, материальное чудо — но обязательно, что это чудо преображения человеческой души.
1.
Николай Лесков, «Христос в гостях у мужика»
Это классический, очень известный святочный рассказ, написанный в 1881 году. Главная его тема — чудо, случившееся с богатым сибирским купцом Тимофеем. Жизнь его сложилась непросто, он рос под опекой своего дяди, с которым в юности поссорился: дядя его жестоко и несправедливо оскорбил, унизил. Не стерпев оскорбления, Тимофей ударил дядю «оружием» (подробностей не приводится), был вполне справедливо осужден и приговорен к ссылке в Сибирь. Там он удачно социализировался, разбогател, женился… то есть на внешнем плане все у него было хорошо. Но в душе его жила обида на дядю, и Тимофей, человек глубоко верующий, тем не менее пребывал в тяжелом расположении духа. Чудо, случившееся с ним в Рождественскую ночь, преобразило его душу — он сумел простить дядю и обрел в итоге мир в душе.
Предлагая этот рассказ подросткам, надо подчеркнуть, что антураж его совершенно несовременный, но тема — вечная. И в наши дни так же тяжело простить обидевшего тебя, как и 150 лет назад. Но если не прощать — то и жизни настоящей у тебя не будет.
2.
Наталья Ключарёва, «Юркино рождество»
Этот современный рассказ, написанный известной писательницей, лауреатом многих литературных премий, впервые был опубликован в 2009 году в январском номере журнала «Фома» и вызвал оживленные споры читателей. По внешним признакам — это жесткая социальная проза. Родители главного героя, мальчика Юрки, спиваются, и в какой-то момент он понимает: они не только себе жизнь сломали, но и ему могут сломать. Юрка ожесточается, выгоняет родителей из дома и начинает жить самостоятельно, находит источники заработка… Проходят годы, Юрка вырастает, становится взрослым — и случайно встречает на улице свою мать. Спившуюся, опустившуюся бомжиху. И вот тут-то в сердце Юрки и происходит рождество — с маленькой буквы, но все-таки. Он устраивает ее в больницу, начинает о ней заботиться — причем мать его не узнает, считает совсем другим человеком, жалуется ему на своего бессердечного сына…
Что здесь важно, на что обратить внимание? На то, что Господь может совершить чудо совсем не там, где этого ждут, и совсем не так, как его ждут. И главное чудо — в изменении души, которая, казалось бы, зачерствела, в которой, казалось бы, уже нечему меняться. Это жесткий рассказ, в нем нет хеппи-энда, но его финал воспринимается светлым, если смотреть глазами христианина.
3.
Виталий Каплан, «Звездою учахуся»
Это тоже относительно современный рассказ, написанный в 2003 году и впервые опубликованный в журнале «Фома» в декабре 2004 года. И, как и в случае «Юркиного рождества», здесь рождественское чудо происходит в довольно жестких декорациях. Главный герой, пожилой учитель физики Михаил Николаевич, оказывается в жуткой ситуации — трое бандитов, куражась, ставят над ним «богословский эксперимент»: раздевают на морозе, привязывают к дереву… чтобы проверить, есть ли Бог. «Не боись, мы тебя гвоздями прибивать не будем. Так повиси. А мы поедем. Ты же веришь в Него? Ты ж Его любишь? Ну вот Он тебя и выручит. Типа огненная колесница, или ангелы… как там у вас полагается? А если нет… значит, и бога никакого нет…» — говорит самый отмороженный из этих бандитов. И Бог действительно вмешивается, но совсем не так, как этого ждали (а вернее, совсем не ждали) отморозки. Здесь происходит чудо преображения человеческой души, преображения мгновенного — как это случилось с «благоразумным разбойником», которому Господь на кресте обещал: «ныне же будешь со Мною в раю».
Обсуждая этот рассказ с детьми, стоит обратить внимание на такую вещь, как Промысл Божий, на то, как неожиданно Господь может соединять человеческие судьбы, как то, что сперва кажется тебе бедой, посылается на самом деле для того, чтобы спасти не только тебя, но и тех, кто связан с тобой невидимыми для тебя цепочками причин и следствий. А еще это — о том, что если ты христианин, то должен быть верным ему даже если это грозит тебе смертью. Такие ситуации в обыденной жизни возникают очень редко, но если уж они случаются, то не должны заставать нас врасплох.
4.
Сергей Лукьяненко, «Девочка с китайскими зажигалками»
Этот рассказ известного российского писателя-фантаста написан в 2002 году и выглядит для святочного рассказа очень неожиданно. Прежде всего потому, что это фантастический рассказ, причем перед нами классическая научная фантастика — то есть никакой мистики, просто в будущем люди изобрели машину времени и могут перемещаться в самые разные эпохи. Здесь много свойственного большинству произведений Лукьяненко тонкой иронии, здесь нет явной религиозной атрибутики. Да, дело происходит в Рождественскую ночь. И да, в эту ночь случается чудо — но состоит оно вовсе не в путешествии во времени, а в том, что главный герой сумел-таки совершить добрый поступок. Ему это непросто — Валерий, средней руки московский бизнесмен, привык жить для себя, эгоизм давно уже стал его второй натурой, а тут такая ситуация, что приходится жертвовать очень и очень многим — рисковать остаться без выгодного контракта, попасть на серьезные деньги. И все же, оказывается, душа его не совсем засохла, и чтобы спасти папу странной девочки из будущего, он отваживается на жертву.
Обсуждая этот рассказ с детьми, стоит подчеркнуть, что эгоизм Валерия — явление вполне обыденное, современное, что он не какое-то чудовище. Обычный человек, которых едва ли не большинство. Но как же трудно ему поступить по-доброму, как страшно ему впустить в свою жизнь чужую беду. Но трудно — не означает невозможно. И то, что все это происходит накануне Рождества — тоже неслучайно. Рассказ кончается словами «В этот вечер все люди добреют» — и здесь вполне прозрачный намек на то, что Бог есть и Он касается наших сердец. А дальше уже зависит от нашей свободной воли.
5.
Данила Симонов, «Братья Снежкины»
А завершаем мы наш обзор необычно. «Братья Снежкины» — это светлая и вместе с тем грустная сказка, написанная 12-летним московским школьником Данилой. Она была опубликована в сборнике «Зимние сказки», о котором «Фома» писал в 2017 году.
Формально это даже не рождественская история — здесь чудо происходит в канун года, 31 декабря — но светское восприятие Нового года все-таки кое-что унаследовало от дореволюционных традиций празднования Рождества. Данила написал сказку, которая слишком короткая, чтобы пересказывать ее сюжет, но лейтмотив ее — «мы в ответе за тех, кого приручили». И как больно бывает, если мы позволяем угаснуть своей любви, если забываем о своей ответственности за тех, кого сами сделали своими близкими. Иногда уже ничего не поправить, и спасти в этой ситуации может только чудо… но оно, это чудо, совсем не гарантировано, оно не от нас зависит, оно подается свыше.
Смотрите также наши материалы о Рождестве:
Как успеть все к Рождеству и не уснуть под подсвечником? Советы многодетной мамы
Бог, которого мы можем уважать. Что же произошло в Рождество?
С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти, история его искупления и воссоединения с Богом посредством личности пришедшего в мир Богочеловека.
Именно поэтому Рождество Христово так почитается всеми христианами, что даже само принятое во всём мире летосчисление, сама история, делится этим событием надвое. Есть время «до», а есть время «после» Рождества Христова.
После грехопадения праотцев их потомки веками испытывали муки от поврежденности собственной природы и оттого, что посредством собственного отрицательного нравственного выбора отдалили себя от Бога, являющегося источником всех благ. Люди жили лишь ожиданием. Ожиданием пришествия в мир Мессии, Искупителя и Примирителя человечества с Богом. И, наконец, Он появился на свет, рождённый непорочной девой Марией.
Вот как об этом великом таинстве начала земного пути Господа повествует апостол и евангелист Матфей: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:18-21).
Особенно важно помнить о значимости пришествия Спасителя в мир сейчас, когда воинствующие секуляристы стараются всячески затенить перед мысленным взором людей роль личности Христа в духовной жизни, истории и культуре человечества. Стараются заменить Рождество Христово просто «Рождеством-непонятно-кого» или, ещё лучше, «праздником» без христианской символики и смыслового наполнения, чтобы разрушить в каждом из нас внутреннюю мировоззренческую систему и спокойно управлять получившемся стадом.
Рождество Спасителя исключительно важно для нас. И об этом, помимо Церкви, свидетельствует сама история мира, сами воспринятые нашим обществом представления о должном и недолжном, даже сама наша культура, насквозь пронизанная христианскими мотивами.
Именно о культуре и пойдёт речь далее, так как я хочу предложить вниманию читателей мифы, суеверия, легенды и интересные факты, связанные с Рождеством Христовым.
История появления Санта Клауса и Деда Мороза
Пузатый красноносый старик в короткой красной шубе с белой оторочкой, таких же штанах и с чёрным кожаным ремнём поперёк живота, живущий в Лапландии с оленями и эльфами, лазающий в Рождество по печным трубам ради раздачи подарков детям — вот каков современный образ Санта Клауса в западной культуре. (Санта — святой, Клаус — редуцированная форма имени Николай)
Реальный прототип этого фольклорного персонажа святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил.
Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке от Рождества Христова и застал ещё эпоху последних крупных гонений на Церковь от императора Диоклетиана. Однако судьба мучеников за веру миновала Николая и он возглавил местную Церковь, став епископом в городе Миры в Ликии (современная область Анталья).
До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, но перед хиротонией употребил всё своё имущество для помощи бедным, преимущественно детям сиротам.
Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, выделяя на это деньги из собранных христианами средств и тайно по ночам раздавая пожертвования. Христианская добродетель милосердия вообще была свойственна святителю. Однажды, таким образом он спас от бесчестия трёх девиц, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами — чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж.
Позже, на основе этих рассказов, в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли. Появилось даже народное дополнение к житию, согласно которому святитель, забрасывая мешочек с приданым в дом трёх девиц, попал им в сушившийся над камином (в Малой Азии!) носок и отсюда, якобы, пошла традиция готовить для подарков Санты рождественские носки.
Со временем образ святителя в европейской культуре всё более фольклоризировался и вот к XVII веку в Голландии его уже сопровождает негр — «Чёрный Питер», который прячет в мешок всех непослушных деток и навсегда уносит с собой, а сам Синтер Клаас начинает несолидно спускаться в дом по печной трубе и, неожиданно, переселяется с юга Турции в Лапландию.
Кроме того, до Реформации Санта раздавал подарки 19 декабря — в день памяти святителя Николая, а после, в период католической реакции, начал делать это заметно позже — в ночь Рождества Христова — 7 января.
К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, сначала приобрёл оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.
Русский Дед Мороз появился, вопреки распространённому мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше.
В России вообще было не принято вульгаризировать образ святителя и чудотворца Николая, отождествляя его с Сантой. В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.
Во второй половине XIX века в городах России начинают пытаться заимствовать широко распространённый на западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась ещё одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна — сурового хозяина зимней стужи.
Обновлённый Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной. Непослушных детей он мог назидательно наказать, а послушным дарил подарки и мог покатать в санях на своей тройке.
По-настоящему широкое распространение образ Деда Мороза получил уже в 1910 году, а потом, как раз в 1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесён большевиками на Новый год. Это было сделано чтобы сместить акценты и оставить форму зимнего семейного праздника, выхолостив из него всё глубокое религиозное и мировоззренческое содержание.
Народу образ понравился. Позже к нему добавился и ряд дополнительных персонажей — снегурочка, снеговик и прочие, устраивающих настоящие новогодние представления.
В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне сами дарят друг другу подарки, прекрасно обходясь без сказочных посредников.
Почему детей приносят именно аисты, а на стол ставят поросёнка?
Одна из европейских рождественских легенд гласит, что младенцу Христу в яслях служили разнообразные животные и птицы. Телёнок грел его своим дыханием, кошка успокаивала мурлыканьем, собака охраняла вход в вертеп. Аист тоже послужил своему Господу, дополнительно утеплив ясли Богомладенца перьями со своей груди.
В благодарность за это Христос нарёк аиста «благословенной птицей и другом всех детей», наделив почётной обязанностью доставлять их родителям.
В наиболее популярных вариантах легенды аист приносит ребенка, качающегося в пеленке, концы которой держит в клюве, или в корзине, закрепленной на спине. Доставка может быть прямо в руки мамы, либо в печную трубу. Если будущие родители спят, то пернатый почтальон может легонько ущипнуть маму за ногу.
Аисты почитаются как пример образцовой семьи. Согласно той же легенде — это единственные птицы, которые не только никогда не меняют партнёров, всю жизнь оставаясь верными своему выбору, но и заботятся о своих престарелых родителях, поддерживая их в полёте и подкармливая на земле.
Другая легенда, отсылающая нас к Вифлеемским яслям, касается рождественского поросёнка. Согласно преданию, его едят… в наказание за непочтительность.
В «Лете Господнем» писателя Ивана Шмелёва она описывается так: «Велено их есть в Рождество за наказание! Не давала младенцу спать, всё хрюкала. Потому и называется свинья. Он хотел её погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола».
Поэтому на Рождество к столу подают именно нежного молочного поросёнка с яблочком в зубах и петрушкой за ушами.
Святые дни и порочность гадания
В ночь с 6 на 7 января (если по светскому календарю) Церковь празднует Рождество Христово. Две недели от Рождества до Крещения Господня называются «Святыми днями» или же «Святками».
В эти дни принято обмениваться подарками, петь рождественские духовные гимны и особо славить родившегося Христа, посещая друзей и знакомых с колядками. В некоторых местностях устраивают своеобразные рождественские крестные ходы, только со звездой. Когда молодёжная церковная община ходит по домам с хоругвью в виде вифлеемской звезды и совершает небольшие молебны с пением тропаря Рождества Христова.
Многие православные христиане посвящают святки благотворительности, посещая больных или одиноких людей с песнями, подарками и вниманием.
Некоторые люди в святые дни рождественских праздников прибегают к помощи тёмных сил и пытаются выпытать у них, что ждёт их впереди, ведь именно в эти дни гадание считается «более сильным». Гадание — это распространённое суеверие, оскорбляющее магическими обрядами святые дни, предназначенные для прославления Бога.
Христианину чуждо представление о судьбе — ничто, кроме его ежеминутного волевого выбора, не определяет его будущее. Именно так учит нас Церковь.
Как и почему ель стала рождественским символом?
Ещё в дохристианский период у германских племён ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею германцы украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу.
В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!»
Позже, уже в средние века, этот символ был ещё более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.
В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Пётр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.
Ошибка Дионисия Малого или как Христос родился позже своего рождения
2015 год. 2016 год. 2017 год от Рождества Христова. Именно так во всём мире мы считаем время сегодня. Эта система летосчисления была предложена римским аббатом скифского происхождения Дионисием Малым в VI веке.
Дионисий был учёным монахом, и оставил после себя множество собственных трудов и переводов древних авторов. В числе прочего он занимался составлением и уточнением Пасхалии, а также вычислением даты рождения Спасителя. Эту работу ему поручил римский папа Иоанн Первый.
В своей работе аббат Дионисий руководствовался Александрийской пасхалией и библейскими сведениями, хронологически ограничивающими дату рождения Христа. Однако он не учёл, что некоторые императоры имели соправителей, царствовали под разными именами и т.п., отчего в его расчёты вкралась ошибка. Они стали противоречить Священному Писанию, где сказано, что Господь родился во времена Ирода Великого, хотя по расчётам Дионисия он умер в 4 году до Рождества Христова.
Византийские и современные исследователи, учитывающие больше количество факторов, относят дату рождения Спасителя к 3, 4 или 5 годам до Рождества Христова по летосчислению Дионисия Малого. Таким образом, будущее Рождество может приходиться не на 2017, а, скажем, на 2020 год от реального рождества Богочеловека.
5 декабря в качестве Дня Рождества впервые появляется в летописи христианского писателя греческого происхождения Секста Юлия Африкана в 221 году. Эта дата совпадала с языческими празднованиями Дня Непобедимого солнца — зимнего солнцестояния.
Саломея, усомнившаяся в девстве Божией Матери
Согласно одному апокрифическому сказанию, Иосиф Обручник привёл к ложу Божией Матери двух повитух. Но они опоздали к рождению младенца и вошли в пещеру, когда мать сама спеленала своего сына в яслях.
Осмотрев Богородицу, одна из повитух, Гелома, заявила, что Она осталась девой, а её подруга Саломея не поверила этому чуду и неблагочестиво высказала своё сомнение. За это, как сообщает Евангелие псевдо-Матфея, она была поражена либо жуткой болью в руке, либо сухорукостью.
Испугавшись, Саломея публично принесла сердечное покаяние, а явившийся после этого ангел сообщил ей о том, что она может быть исцелена: «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость».
Как только повитуха прикоснулась к Спасителю, она чудесным образом исцелилась и уверовала в пришествие в мир Мессии.
Рождественский вертеп и вертепный театр
Придите на Рождество в любой храм Русской Православной Церкви. Что вы увидите рядом с храмом? Правильно! Рождественский вертеп, символизирующий пещеру, где родился Спаситель мира.
В этой пещере очень часто будут стоять ясли с символическим младенцем, а также фигуры Божией Матери, Иосифа Обручника, пастухов и животных. Она будет украшена еловыми ветками, гирляндами и рождественской звездой.
Этой традиции пошёл без малого третий век. В XVII столетии в Россию из Европы проник вертепный кукольный театр, устроители которого в форме красочного представления рассказывали детям на ярмарках и площадях о евангельских событиях рождения Спасителя, поклонения волхвов, избиения младенцев Иродом и бегстве Святого семейства в Египет.
Позже к кукольному театру добавились рождественские представления, организуемые на святках учениками воскресных школ и вертепы перед храмами.
Храм Христа Спасителя
Как связан главный храм Русской Православной Церкви с Рождеством Христовым? Очень просто. Этот храм посвящён именно Рождеству Христову и, одновременно с этим, является огромным памятником героям Отечественной войны 1812 года.
После успешного выдворения неприятеля за границы нашей страны, император Александр I повелел в этот день праздновать избавление Отечества «от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык» — т.е. армии Наполеона, включавшей в себя французскую армию и полки 12-ти государств.
Дом хлеба
В притчах Спаситель иногда говорит о хлебе. Два чудесных насыщения народа Господь произвёл ничем иным, как хлебами. Таинство Причащения было установлено Христом через преломление хлебов. Наконец, в данной Им молитве «Отче наш» мы призываем Бога дать нам повседневный хлеб.
В другом месте в Евангелии от Иоанна Господь прямо сообщает евреям о себе: «Я хлеб живой, сшедший с небес (Ин, 6:51)». И это неспроста, потому что «Вифлеем» переводится с древнееврейского как «Дом хлеба»(Бейт — дом, лехем — хлеб).
Рождественские открытки
В 1843 году сэр Генри Коул отправил из Лондона первую в истории рождественскую открытку. Эскиз для нее нарисовал знакомый Коулу художник Джон Герсли. Всего была отпечатана тысяча экземпляров. Однако целой тысячи адресатов у Коула и Герсли не нашлось, и излишки тиража были пущены в продажу.
Поначалу, новшество было встречено обществом прохладно. Настоящий бум на подобные открытки начался лишь двадцать лет спустя, когда полиграфия подешевела, а почтовая система была усовершенствована. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он организовал в США общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки.
Со временем, рождественские открытки распространились по всему миру и сегодня каждый из нас дарит их друзьям и знакомым.
Сочельник и сочиво
Рождественский сочельник, день перед рождественской ночью, является кульминацией предпраздничного поста и наиболее строгой его частью. В сочельник принято полностью воздерживаться от пищи, вкусить которую можно лишь с появлением первой звезды.
Есть в этот вечер принято сочиво, отчего, собственно, и происходит название «Сочельник». Сочиво — это особое блюдо из размоченного в воде и меду зерен с орехами, а также изюмом и другими фруктами.
Есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8).
Легенда о четвёртом волхве
Три восточных мудреца пришли поклониться Спасителю, рождённому в маленьком иудейском городке — Вифлееме. Волхвы были наимудрейшими и образованнейшими мужами своего времени. По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Они принесли младенцу Иисусу символические дары: золото — как царю, миро — как человеку и ладан — как Богу и поклонились Ему от лица всех мудрых людей Земли.
Три — библейское число полноты. Однако, существует легенда о том, что волхвов было не трое, а четверо. Последнего из них звали Артабаном. И он не смог поклониться Спасителю словом, потому что всю дорогу к Нему служил его земным чадам делами.
Артабан был очень богатым вельможей и продал всё своё имущество ради того, чтобы поехать в Палестину и подарить Христу три прекрасных драгоценных камня.
Путь его лежал через лес, где мудрец встретил тяжело больного еврея. Рассудив, что Богу нужно служить любовью, Артабан употребил один камень на лечение и содержание в гостинице встреченного путника. Он лично ухаживал за больным, пока тот не выздоровел и опоздал в Вифлеем.
Когда волхв прибыл к месту рождения Мессии, воины Ирода Великого как раз убивали по приказу своего царя вифлеемских младенцев. Ради того, чтобы спасти хоть одного ребёнка — в доме, где он остановился, Артабан отдал начальнику отряда воинов второй из даров, приготовленных Господу.
Позже он много лет следовал за Спасителем, всюду помогая людям, пока наконец не увидел его через 30 лет, уже идущим на Голгофу. Здесь он спас от бесчестья девушку, употребив на уплату долгов её отца последнюю из своих драгоценностей.
Во время землетрясения, после крестной смерти Господа, Артабан был поражён упавшим со стены дома камнем и умер. Но перед смертью ему явился Христос, приветствовавший его евангельскими словами: «Истинно, истинно говорю тебе: все, что ты сделал одному из меньших братий, сделал Мне» и объявил о том, что дары мудреца были приняты Им.
Православие.фм и лично автор поздравляют всех наших читателей с Новым годом и грядущим за ним празднованием Рождества Господа нашего Иисуса Христа! Желаем вам в новом году Божьей помощи, маленьких чудес для ваших душ, здоровья, семейного тепла и счастья!
Праздник Рождества Христова православные христиане отмечают 7 января. У католиков он проходит раньше — 25 декабря — из-за разницы между григорианским и юлианским календарями.
История праздника
Рождество связано с событиями, описанными в Евангелии. Согласно преданию, перед рождением Иисуса Бог послал Деве Марии ангела, который сообщил ей о предстоящем появлении на свет Сына Божьего. Девушка понесла от Святого духа, а её жених, праведный Иосиф, решил тайно отпустить её. Во сне к нему пришёл ангел и попросил принять Марию, так как её ребёнку суждено спасти людей от грехов.
Мария и её муж Иосиф прибыли в Вифлеем ночью. Семья долго пыталась найти ночлег. В итоге они разместились в пещере, которую местные пастухи использовали как хлев. В ту же ночь Дева Мария родила ребёнка. Она спеленала младенца и положила его в ясли.
В ту ночь на небе в момент рождения Иисуса появилась звезда. Восточные мудрецы, волхвы, посчитали это знаком свершившегося чуда. Они пошли на её свет и застали родившегося Христа. Марии они преподнесли дары: золото, ладан и смирну. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям о Царствии Божием и спас их от грехов.
Первое упоминание даты рождения Иисуса Христа значится в римском «Хронографе» 354 года. Тогда произошло разделение на два больших праздника: Рождество и Крещение. В VI веке при императоре Юстиниане Рождество стали отмечать все христиане.
Рождественский пост
Подготовка к празднованию Рождества начинается за 40 дней до торжественной даты. Верующие соблюдают пост: не употребляют в пищу мясо, яйца, сладости и молоко. В рацион можно включать рыбу, каши без масла, супы и тушёные овощи. Пост нужен человеку, чтобы очистить душу и мысли от обид и злобы. В это время нельзя ссориться, обижать других и думать о негативе.
Сочельник
В последний день поста верующие празднуют Сочельник — вечер в канун Рождества. Православные завершают последние приготовления перед важной датой. Даже если ранее в семье не придерживалась поста, в этот день все стараются его соблюдать.
Слово «Сочельник» произошло от названия блюда сочиво — разновидности кутьи из риса: крупу замачивают с маком, фруктами и орехами.
Традиции Рождества
Рождество Христово празднуют множество столетий. За это время у православных христиан сложились традиции. Это важная связь между поколениями, что делает праздник ярким и незабываемым.
1. Генеральная уборка перед праздником
Это одна из семейных традиций. Россияне стирают занавески, вытирают пыль в труднодоступных местах, очищая закоулки, до которых раньше не доходили руки. Можно заняться ремонтом сломанных вещей. Из дома выбрасывают треснутую или надколотую посуду.
2. Ярмарка
Среди весёлых традиций — поездка на ярмарку. Там приобретали новые вещи для дома, одежду, различные сладости и подарки близким.
3. Колядки
В праздновании Рождества тесно переплелись народные и церковные традиции. До сих пор сохраняется колядование. Вечером 6 января и утром 7-го числа дети и подростки ходят по домам, поют песни-колядки и желают хозяевам процветания и мира. В ответ им дарят монетки и сладости.
4. Рождественский ужин
В Рождество заканчивается долгий пост. В этот день стол должен быть богатым и разнообразным. Подаются блюда с мёдом и шоколадом, сладости и выпечка. В меню входят сытные салаты и традиционное блюдо — запечённый гусь или утка с яблоками. Отмечать Рождество принято дома с близкими.
5. Запреты
В праздник существовали и свои запреты: нельзя заниматься хозяйственными делами, шить и вязать. Праздничный пирог запрещали разрезать до наступления Рождества.
6. Святки
С Рождеством наступают Святки, которые продолжаются до Крещения (19 января). Это один из самых весёлых периодов массовых гуляний и игр. Девушки гадают, чтобы узнать судьбу. Считается, что именно на Рождество можно наиболее точно предсказать будущее.
Приметы
Существует ряд народных примет в Рождество, по которым можно предугадать погоду в Новом году. Например:
- если метёт метель в Сочельник — стоит ждать ранней весны;
- если на Рождество тепло — весна будет холодной;
- если к утру Рождества на деревьях появился густой иней — к хорошему урожаю;
- если 7 января выпадет снег — к щедрому урожаю.
С годами многие традиции позабылись, и время внесло коррективы в празднование, но многие россияне продолжают их соблюдать. Обычаи дают возможность приобщиться к духовным и культурным ценностям.
Читайте нас «ВКонтакте»!
Фото: vk.com/novosibeparshia, Om1.ru
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми «Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей».
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter