Сказка про скромного соловушку — терапевтическая сказка
Сказка про скромного соловушку — терапевтическая сказка
Сказка для детей 6-10 лет.Направленность:- скованность, стеснительность, неуверенность в своих силах.
В одном лесу под большим раскидистым дубом была птичья школа. В эту школу со всей округи птицы приводили своих птенчиков: и стрижи, и скворцы, и иволги, и галки, и сороки, и вороны.
Занятия вела старая мудрая Сова. Она многому учила своих учеников и иногда устраивала экзамены, проверяя их знания.
В этот раз она также решила проверить, как птенцы научились летать. Все были хороши. Лучше всех сдали экзамен стрижата и сорочата. Стрижата летали очень быстро, то высоко взлетая вверх, то камнем падая вниз, а сорочата стремительно пересекали лесную поляну, опускались на землю, быстро разворачивались и стрелой неслись обратно.
А хуже всех сдал экзамен соловушка. Он был очень маленький, серенький и ужасно скромный. Соловушка сидел всегда на последней парте и старался никому не мешать. Когда ему пришлось сдавать экзамен, он очень стеснялся и поэтому перепархивал с ветки на ветку, и так и не решился перелететь лесную поляну.
Сова строго покачала головой и поставила ему двойку. Только одному соловушке поставили двойку. Он очень расстроился, тихонько заплакал и спрятался от всех в густой листве дуба.
С того дня все ученики в классе стали звать его неумехой и просить его научить их летать также неуклюже. Соловушке было обидно, но он сидел за своей партой и прилежно занимался.
Однажды Сова сказала, что будет экзамен по пению. Все обрадовались и стали готовиться, только соловушка опечалился. Он очень боялся сдавать этот экзамен.
И вот пришел назначенный день. Все птенцы прилетели на дуб и стали петь: воронята громко каркали, сорочата трещали что есть сил, скворчата подражали всем звукам подряд, чем очень удивляли остальных. Только соловушка сидел в сторонке и молчал. Тогда Сова попросила всех замолчать и сказала соловушке, чтобы он спел.
Соловушка собрал всю свою смелость и запел. Сначала тихо, а потом его голос стал звучать все громче. Все сидели тихонечко и слушали его, затаив дыхание.
Когда соловушка закончил петь, ему аплодировали все, кто его слышал. И Сова поставила ему пятерку. С тех пор все знали, что соловушка самый лучший певец в классе.
Читать другие терапевтические сказки
Еще больше терапевтических сказок
Читать другие сказки про…
Беседа « Что такое скромность?»
Цели: формирование у детей понятия «культура поведения»; обучение детей культурному поведению; привитие интереса школьников к культурному поведению
Ход:
1. Вступительное слово
Добрый день, ребята! Мы с вами живём в обществе, и нас окружают люди как хорошие, так и плохие, как вежливые, так и некультурные. A как вы видите себя со стороны и можете описать с этой точки зрения? (Ответы детей.) Правда же приятно быть культурным и воспитанным? (Ответы детей.)
2. Сообщение темы и цели занятия
Сегодня я хочу вам немного напомнить о культуре поведения, но только в необычной форме — в форме игры. Для начала мы с вами побеседуем о том, что же такое доброта, отзывчивость и скромность. Ребята, что вы понимаете под этими определениями? (Ответы детей.) Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делятся последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта.
Наверное, скромность — это умение не хвалить себя самого, а незаметно проявлять свои знания и качества. Скромность — это помочь другу в трудную минуту и такт, с которым ты можешь сделать это. Ценится не показное, а искреннее внимание, бескорыстная помощь, оказанная вовремя. Скромный человек не будет хвалиться этим, он просто порадуется, что сумел помочь, не требуя взамен благодарности.
Отзывчивость как качество личности – способность бескорыстно откликнуться на чужие нужды, активно и действенно помочь.
Все эти понятия неразрывно связаны друг с другом и представляют собой положительные качества личности человека. Давайте же с вами поговорим о них подробнее.
3. Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности
Прежде чем мы с вами будем говорить о доброте, скромности и отзывчивости, давайте сначала прочтем стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»:
«Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…»
О чём это стихотворение? (Ответы детей.) Что в вашем понимании означает слово «добро»? (Ответы детей.)
Доброта – это качество души человека, без которого его назвать и человеком нельзя. Жизнь, в которой нас окружают добрые и открытые люди – это счастье. Доброта это взаимопомощь, уважение, сочувствие и сострадание. У доброты много сторон и оттенков, и все положительные поступки можно назвать этим словом.
Сейчас я вам буду зачитывать начало предложений, a вы попробуйте закончить их волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).
Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания).
Все эти слова вежливые, a человек, который их употребляет, становится вежливым, добрым и отзывчивым. Эти понятия очень близки друг другу и знакомы каждому из нас. Залогом развития этих качеств в нас с вами является доброе сердце и умение улыбаться окружающим. Ученые утверждают, что 80% нашего успеха в жизни зависит от этого умения. Улыбайтесь друг другу, творите добрые дела, ведите себя прилично и помогайте друг другу, и тогда мир вокруг вас станет и добрее и ярче.
Для того, чтобы проверить, как хорошо вам знакомы вежливые и добрые слова, мы с вами поиграем. Я прошу вас разделиться на команды по рядам. Напоминаю вам правила игры. Я задаю вопросы, вы даёте правильные ответы.
Слышали ли вы пословицу: «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Запомните, как бы вы ни относились к человеку, ничто не освобождает вас от обязанности быть вежливым по отношению к нему.
Вежливый человек никогда не забудет:
-
первым произнести доброе слово «здравствуйте»
-
просьбу сопроводить словами «пожалуйста», «будьте любезны»
-
за внимание и оказанную услугу поблагодарить и ответить тем же;
-
извиниться, если сам случайно побеспокоит или причинит кому-нибудь неудобство.
Вежливому, культурному человеку свойственна тактичность. Такт – это чувство меры. Быть тактичным – значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить подходящую форму общения с ним.
Я надеюсь, что напомнила вам о вежливости.
-
Выберите слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора.
-
Доброе утро
-
Здорово
-
Привет
-
Здравствуйте
-
Хеллоу
-
Какие слова, по-вашему, чаще всего употребляются? (Варианты ответа – 1,4)
Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы позвать подругу или друга к телефону:
-
Позовите Машу
-
Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу
-
Здравствуйте, позовите Машу
-
Здравствуйте, извините, Маша дома?
(Вариант ответа – 4)
-
В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
-
Тот, кому 8 лет
-
Тот, кому 11 лет
-
Тот, кто вежливее
-
Уступать дорогу не обязательно
(Вариант ответа – 3)
-
Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Какие слова вы должны произнести?
-
Простите меня, я выхожу!
-
Разрешите пройти.
-
Извините, можно пройти?
(Вариант ответа – 3.)
-
Как вы начнете фразу при обращении к незнакомому человеку?
-
Простите, пожалуйста…
-
Эй, мужик…
-
Я хочу узнать…
-
Будьте добры, скажите…
(Варианты ответа – 1, 4)
-
Поздоровавшись с учителем один раз, надо ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
-
Да.
-
Нет.
-
Можно, но не обязательно.
-
Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.
(Вариант ответа – 4.)
-
Вы опаздываете. Как вы спросите у прохожего время?
-
Скажите, сколько сейчас часов?
-
Вы не подскажите, который час?
-
Скажите, пожалуйста, который час?
-
Сколько времени?
(Вариант ответа – 3.)
«Давайте говорить друг другу комплементы»
Объясните нам: в чём суть комплимента…
-
В преувеличении достоинств человека, в стимулировании роста его положительных качеств.
-
В том, чтобы в похвале выразить своё искреннее чувство.
-
В выражении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.
(Вариант ответа – 3)
Комплименты — вещь тонкая, их нужно использовать аккуратно. Говорить комплименты лучше всего…
-
При непосредственном общении.
-
Через другого человека.
-
По телефону.
-
В письменном виде.
(Вариант ответа – 1.)
Как отличить хороший комплимент от подхалимства?
-
Хороший комплимент насыщен эпитетами, его характеризует преувеличение достоинств.
-
В комплименте не обязательно использовать превосходную степень, достаточно искренности и теплоты.
-
Если комплимент суров и строг, вы застрахованы от лести.
(Вариант ответа – 2.)
Молодой человек сделал комплимент девушке. Как она должна поступить?
-
Спокойно возразить («Вы мне льстите»). Пусть юноша не считает, что его приняли всерьёз.
-
Поблагодарить.
-
Поблагодарить и крепко пожать молодому человеку руку.
-
Ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес – преувеличение.
(Вариант ответа -2.)
«Вежливая дуэль».
Вы должны вспомнить пословицы, которые относятся к теме нашего разговора. Есть пословицы о вежливости, о грубости, о злопамятстве, о почтении к старшим, о дружбе и любви в семье. Итак, начнем! (Начинает проговаривать пословицу тот, у кого меньше баллов. Выигрывает в состязании тот, кто последним назовёт пословицу.)
Я хочу напомнить вам несколько важных правил нравственного поведения.
Прописные истины
-
У каждого есть свои слабости и недостатки. Не раздражайтесь, замечая мелкие недостатки окружающих.
-
Умейте хранить чужие тайны.
-
Бережно относитесь к слабым и будьте готовы всегда прийти на помощь.
-
«Слово – серебро, а молчание – золото».
-
Если вы разочаровались в человеке, которого ценили, держите себя с достоинством, не стремитесь отомстить.
-
Старайтесь не опаздывать.
-
Научитесь слушать – это ценная черта, которая, к сожалению, не часто встречается.
-
Всегда с уважением относитесь к взрослым, уважайте старость.
-
Умейте ценить и беречь дружбу.
-
Во время разговора невежливо часто смотреть на часы, это создаёт неприятное впечатление.
-
Не хвастайтесь тем, что разбираетесь в чем-то лучше собеседника.
-
Не злоупотребляйте гостеприимством хозяев, надо уметь уходить вовремя.
-
Запомните эти нехитрые правила и старайтесь следовать им. Вскоре заметите, что люди стали вас больше уважать, ценить и прислушиваться к вашему мнению.
3.Заключительная часть
Позвольте поблагодарить вас за активное участие в беседе.
У одной девочки жила ручная скромность. Она была настолько ручная, что почти никогда не покидала ее. Выглядела как пушистая зверюшка с огромными глазками. Очень пугливый и ранимый зверек. Обычно скромность сидела на плече, умывалась, мурлыкала и рассказывала на ушко сказки. Они очень хорошо проводили время вдвоем.
Но вот когда на горизонте появлялся другой человек, скромность начинала беспокоиться, прятаться девочке под одежду и там, под одеждой, жалобно скулила и царапалась, ворочалась, щекоталась.
Девочка так волновалась за душевное спокойствие своей подопечной, что быстро прощалась и уходила в одинокое место. Там скромность возвращалась на плечо и тихо ворковала.
Но со временем девочке надоели выходки скромности. Ей же хотелось разговаривать не только с ней но и общаться с другими людьми. Они стали ссориться, обижаться друг на друга. И однажды навсегда расстались.
Девочка согнала скромность с плеча и ушла не оглядываясь.
Скромность оказалась толковым зверьком. Ничуть не расстроившись, она нашла себе старое дупло в березе неподалеку от того места, где ее оставили. Свила в нем гнездо и стала жить. Ведь это был вполне самодостаточный зверек. Она не скучала и не тосковала ни о ком, даже о девочке вспоминала редко и без печали. Ей было всегда и везде хорошо, но только в тишине и если вокруг нет суеты и не надо притворяться и прятаться.
А девочка пошла к людям. Но тут ее ждало разочарование. Никому она не была так важна и нужна, как своей зверюшке. Люди встречались с ней, говорили недолго , прощались и забывали. Много-много бестолковых и бесполезных встреч ни о чем. Пустых разговоров, которые у людей называются «общение». Сначала она еще верила, что может быть иначе, но все больше убеждалась, что «общение» — это полная ерунда. Осознав это, она села и заплакала от обиды.
И тогда она вспомнила о скромности. Конечно, она и не думала, что когда-то сможет отыскать ее снова. Но все же пришла на то место, где ее оставила. Бродила она по округе, вздыхала и вспоминала, как им было хорошо вдвоем. И тут со своей ветки скромность увидела девочку. Радостно защебетала, запрыгала. Как они обрадовались друг другу! Много разговаривали, рассказывали о том, как жили порознь.
Под вечер, когда все, что можно было обсудить, было обговорено, девочка засобиралась домой и позвала скромность с собой. Чтобы жить как раньше вдвоем. Но та отказалась. У нее в старом дупле подрастали детеныши. Жизнь ее такая оседлая очень нравилась. Как ни крути, но каждый должен жить своей жизнью.
И теперь девочка, как только ей становится тоскливо, или когда хочется поделиться радостью, приходит к старой березе и они разговаривают. Смеются, грустят, «общаются».
- Полный текст
- Древнерусское государство *VI–XII века*
- Славяне до 862 года
- Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
- Святая Ольга от 945 до 957 года
- Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
- Сыновья Святослава от 972 до 980 года
- Крещение Руси от 980 до 988 года
- Владимир христианин от 988 до 1015 года
- Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
- Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
- Кудесники от 1054 до 1078 года
- Ссоры князей от 1078 до 1097 года
- Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
- Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
- Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
- Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
- Начало Москвы от 1146 до 1155 года
- Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
- Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
- Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
- Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
- Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
- Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
- Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
- Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
- Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
- Русь покоренная *XIII–XIV века*
- Нашествие татар от 1219 до 1238 года
- Россия покоренная от 1238 до 1243 года
- Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
- Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
- Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
- Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
- Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
- Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
- Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
- От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
- Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
- Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
- Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
- Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
- Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
- Враги великого князя
- Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
- Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
- Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
- Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
- Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
- Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
- Московская Русь *XV–XVI века*
- Новое состояние России от 1480 до 1498 года
- Два наследника престола от 1498 до 1505 года
- Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
- Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
- Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
- Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
- Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
- Чудесная перемена 1547 год
- Казаки от 1547 до 1552 года
- Покорение царства Казанского 1552 год
- Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
- Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
- Слабость России от 1569 до 1582 года
- Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
- Кончина Иоанна Грозного 1584 год
- Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
- Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
- «Смутное время» *1598–1613 года*
- Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
- Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
- Самозванец от 1603 до 1605 года
- Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
- Смерть самозванца 1606 год
- Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
- Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
- Междуцарствие от 1610 до 1613 года
- Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
- Иван Сусанин и его потомство 1613 год
- Скромность Романовых
- Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
- Царица Евдокия
- Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
- Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
- Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
- Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
- Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
- Рождение Петра I 1672 год
- Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
- Россия накануне перемен *1682–1703 года*
- Петр, десятилетний царь России 1682 год
- Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
- Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
- Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
- Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
- Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
- Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
- Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
- Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
- Царица Екатерина
- Праздники и петербургские увеселения
- Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
- Мир со Швецией и Петр император
- Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
- Кончина Петра Великого 1725 год
- Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
- Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
- Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
- Долгорукие от 1728 до 1730 года
- Императрица Анна Иоанновна 1730 год
- Бирон
- Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
- Двор императрицы Анны
- Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
- Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
- Императрица Елизавета 1741 год
- Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
- Наследник престола и его супруга
- Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
- Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
- Император Петр III 1762 год
- «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
- Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
- Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
- Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
- Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
- Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
- Князь Потемкин-Таврический
- Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
- Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
- Война и мир со Швецией 1790 год
- Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
- Польша от 1792 до 1795 года
- Кончина Екатерины 1796 год
- Правление Павла I *1796–1801 года*
- Император Павел I от 1796 до 1797 года
- Императрица Мария
- Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
- Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
- Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
- Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
- Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
- Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
- Отечественная война 1812 год
- Александр в Париже
- Конгресс в Вене 1815 год
- Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
- Словарь
- Условные сокращения
Скромность Романовых
Прекрасная цель, к которой стремилось доброе сердце верного Сусанина, была достигнута почти в то самое время, когда он умирал от рук своих убийц: Московские послы нашли молодого Михаила в полной безопасности у его родительницы в Ипатьевском монастыре. Весело приблизились они к этим священным стенам, заранее радуясь счастью показать свое усердие новому царю раньше всех других подданных. В грамоте, которую они везли к нему, народ так трогательно умолял его принять Русскую корону, эта корона была так знаменита, блеск, окружающий престол, так пышен и приятен, что никто из послов никак не предполагал, что молодой боярин мог хотя бы одну минуту помедлить со своим согласием на такое счастье!
Но как же обманулись эти добрые люди! Они не знали, какая скромность отличала семейство их будущих царей! И Михаил, и его кроткая мать не только не обрадовались, но даже испугались высокой чести, им предложенной! Первый, несмотря на молодость, обычно гордую и высоко о себе думающую, совсем не считал себя способным быть государем обширного Русского царства; вторая, воспитав в смирении свое милое дитя, совсем не приготовив его к величию, еще более трудному по причине чрезвычайной молодости Михаила, и зная, какие опасности окружали в это бурное время Русский престол, видела одни бедствия в неожиданной перемене судьбы своего сына и, проливая слезы, никак не соглашалась благословить его на царство. Напрасно умоляли их послы и все знатнейшие бояре и духовенство: они с твердостью отказывались и согласно говорили, что считают дерзостью думать о таком предложении и никогда не примут его.
Все были поражены неожиданной горестью, лишаясь царя, с таким восторгом избранного, царя, скромность и добродетели которого уже в шестнадцатилетнем возрасте так много обещали народу. Не зная, что делать в этом затруднительном положении, наши добрые предки прибегли к своему обыкновенному помощнику — Богу и, усердно помолясь Ему в соборной церкви Богородицы, пошли с крестами и образами еще раз убеждать государя. Михаил и его набожная родительница вышли навстречу священному шествию, приложились к образам и вместе с ними вошли в церковь. Здесь начались новые просьбы, полились новые слезы; но уже плакала не одна смиренная Марфа, плакал весь народ, умоляя о согласии. Главный из послов, Рязанский архиепископ Феодорит, представлял ей расстроенное состояние России и все несчастья, которые терзали ее с тех пор, как, сиротея без царя, она лишилась своего могущественного защитника и сделалась игралищем иноземцев и собственных злодеев; говорил все самые убедительные слова, которые может найти сердце, любящее Отечество, но видя, что все его слова бесполезны, сказал, наконец, что Бог в день страшного суда спросит у ее сына отчет о делах за счастье того народа, который от него одного ожидал окончания своих бедствий и был отвергнут им.
Эта мысль о суде Божием, о несчастьях соотечественников и о том, что Бог, ниспосылая Михаилу высокую судьбу царя, без сомнения, ниспошлет ему и силы к исполнению всех его трудных обязанностей, заставила ее решиться. Со всем христианским смирением подняла она кроткие, полные слез взоры к небу, взяла за руку сына и, приведя его к образу Богородицы, сказала: «Велик Господь и чудны дела Его! Воле Его никто не может противиться! Тебе, о Матерь Божия, передаю дитя мое, устрой ему и всему православному христианству полезное!»
Такова была молитва благочестивой матери первого из Романовых! Мы видим, как прекрасно исполнилась она, как блистательна слава августейших потомков Михаила, как могуществен народ, живущий под их правлением! Мы видим это и потому имеем полное право разделить тот восторг, который в эту торжественную минуту чувствовали наши предки. Согласие матери обещало согласие сына; и подлинно, скромный Михаил, как ни огорчался опасным величием своей будущей судьбы, как ни боялся всей важности новых обязанностей, как ни умолял и мать, и народ оставить его в счастливой неизвестности, но, наконец, должен был согласиться. Набожный, как и его родительница, он прежде всего объявил перед Богом о своем согласии и, упав на колени, произнес трогательным голосом: «Господи! Да будет воля Твоя! Спаси меня: на Тебя одного уповаю!»
Прекрасна, незабвенна для России была та минута, когда ее новый государь со смирением ангела поднялся с колен и принял первые приветствия своих подданных! Смотря на храм Божий, где все это происходило, на священные лики образов, хранительно осенявших молодого государя, на кроткий вид его матери, стоявшей подле него в святой одежде монахини, нельзя было не сознаться, что Сам Бог посылал России избранного ею царя, с его детской непорочностью, с его глубоким благочестием, с его скромным нравом, с его добрым сердцем! Архиепископ тут же возложил на него животворящий царский крест, а старший боярин поднес скипетр. Это было 14 марта 1613 года.
Спустя несколько дней государь выехал из Костромы и, останавливаясь во многих городах для занятия государственными делами и в монастырях для моленья, не раньше 29 апреля приехал в Москву. Не буду рассказывать вам, друзья мои, с каким восторгом народ встречал его повсюду во время этого путешествия и, наконец, в самой Москве! Вы уже имеете понятие о привязанности Русских к своему царю во время величайшего счастья и их славы и потому можете представить себе, что чувствовали они, встречая во время бедствий того, от кого ожидали облегчения своих страданий, вознаграждения за все перенесенное, новой жизни после своего унижения. В это время Москва, сожженная, разграбленная, обезображенная, перестав считать себя сиротой, не замечала своих печальных развалин и в очаровании радости казалась для всех горделивой, пышной и прекрасной. Зато добрый Михаил замечал эти развалины и, несмотря на все приятные ощущения сердца, не раз утирал слезы, проезжая в день своего въезда по Московским улицам. О! Как хотелось ему утешить бедных Москвитян! Как хотелось скорее возвратить им прежнее их счастье!