Рассказы про скромность для детей

Сказка про скромного соловушку — терапевтическая сказка

  

Сказка про скромного соловушку — терапевтическая сказка

 

Сказка для детей 6-10 лет.Направленность:- скованность, стеснительность, неуверенность в своих силах.

 
В одном лесу под большим раскидистым дубом была птичья школа. В эту школу со всей округи птицы приводили своих птенчиков: и стрижи, и скворцы, и иволги, и галки, и сороки, и вороны.
Занятия вела старая мудрая Сова. Она многому учила своих учеников и иногда устраивала экзамены, проверяя их знания.

 
В этот раз она также решила проверить, как птенцы научились летать. Все были хороши. Лучше всех сдали экзамен стрижата и сорочата. Стрижата летали очень быстро, то высоко взлетая вверх, то камнем падая вниз, а сорочата стремительно пересекали лесную поляну, опускались на землю, быстро разворачивались и стрелой неслись обратно.

 
А хуже всех сдал экзамен соловушка. Он был очень маленький, серенький и ужасно скромный. Соловушка сидел всегда на последней парте и старался никому не мешать. Когда ему пришлось сдавать экзамен, он очень стеснялся и поэтому перепархивал с ветки на ветку, и так и не решился перелететь лесную поляну.

 
Сова строго покачала головой и поставила ему двойку. Только одному соловушке поставили двойку. Он очень расстроился, тихонько заплакал и спрятался от всех в густой листве дуба.

 
С того дня все ученики в классе стали звать его неумехой и просить его научить их летать также неуклюже. Соловушке было обидно, но он сидел за своей партой и прилежно занимался.

 
Однажды Сова сказала, что будет экзамен по пению. Все обрадовались и стали готовиться, только соловушка опечалился. Он очень боялся сдавать этот экзамен.

 
И вот пришел назначенный день. Все птенцы прилетели на дуб и стали петь: воронята громко каркали, сорочата трещали что есть сил, скворчата подражали всем звукам подряд, чем очень удивляли остальных. Только соловушка сидел в сторонке и молчал. Тогда Сова попросила всех замолчать и сказала соловушке, чтобы он спел.

 
Соловушка собрал всю свою смелость и запел. Сначала тихо, а потом его голос стал звучать все громче. Все сидели тихонечко и слушали его, затаив дыхание.

 
Когда соловушка закончил петь, ему аплодировали все, кто его слышал. И Сова поставила ему пятерку. С тех пор все знали, что соловушка самый лучший певец в классе.

Читать другие терапевтические сказки
Еще больше терапевтических сказок
Читать другие сказки про…

 

Беседа « Что такое скромность?»

Цели: формирование у детей понятия «культура поведения»; обучение детей культурному поведению; привитие интереса школьников к культурному поведению

Ход:

1. Вступительное слово

Добрый день, ребята! Мы с вами живём в обществе, и нас окружают люди как хорошие, так и плохие, как вежливые, так и некультурные. A как вы видите себя со стороны и можете описать с этой точки зрения? (Ответы детей.) Правда же приятно быть культурным и воспитанным? (Ответы детей.)

2. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня я хочу вам немного напомнить о культуре поведения, но только в необычной форме — в форме игры. Для начала мы с вами побеседуем о том, что же такое доброта, отзывчивость и скромность. Ребята, что вы понимаете под этими определениями? (Ответы детей.) Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делятся последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта. 

Наверное, скромность — это умение не хвалить себя самого, а незаметно проявлять свои знания и качества. Скромность — это помочь другу в трудную минуту и такт, с которым ты можешь сделать это. Ценится не показное, а искреннее внимание, бескорыстная помощь, оказанная вовремя. Скромный человек не будет хвалиться этим, он просто порадуется, что сумел помочь, не требуя взамен благодарности. 

Отзывчивость как качество личности – способность бескорыстно откликнуться на чужие нужды, активно и действенно помочь.

Все эти понятия неразрывно связаны друг с другом и представляют собой положительные качества личности человека. Давайте же с вами поговорим о них подробнее.

3. Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности

Прежде чем мы с вами будем говорить о доброте, скромности и отзывчивости, давайте сначала прочтем стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»:

«Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…»

О чём это стихотворение? (Ответы детей.) Что в вашем понимании означает слово «добро»? (Ответы детей.)

Доброта – это качество души человека, без которого его назвать и человеком нельзя. Жизнь, в которой нас окружают добрые и открытые люди – это счастье. Доброта это взаимопомощь, уважение, сочувствие и сострадание. У доброты много сторон и оттенков, и все положительные поступки можно назвать этим  словом.

Сейчас я вам буду зачитывать начало предложений, a вы попробуйте закончить их волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).

Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания).

Все эти слова вежливые, a человек, который их употребляет,  становится вежливым, добрым и отзывчивым. Эти понятия очень близки друг другу и знакомы каждому из нас. Залогом развития этих качеств в нас с вами является доброе сердце и умение улыбаться окружающим. Ученые утверждают, что 80% нашего успеха в жизни зависит от этого умения. Улыбайтесь друг другу, творите добрые дела, ведите себя прилично и помогайте друг другу, и тогда мир вокруг вас станет и добрее и ярче.

Для того, чтобы проверить, как хорошо вам знакомы вежливые и добрые слова, мы с вами  поиграем. Я прошу вас разделиться на команды по рядам. Напоминаю вам правила игры. Я задаю вопросы, вы даёте правильные ответы.

Слышали ли вы пословицу:  «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Запомните, как бы вы ни относились к человеку, ничто не освобождает вас от обязанности быть вежливым по отношению к нему.

Вежливый человек никогда не забудет:

  • первым произнести доброе слово «здравствуйте»

  • просьбу сопроводить словами «пожалуйста», «будьте любезны»

  • за внимание и оказанную услугу поблагодарить и ответить тем же;

  • извиниться, если сам случайно побеспокоит или причинит кому-нибудь неудобство.

 Вежливому, культурному человеку свойственна тактичность. Такт – это чувство меры. Быть тактичным – значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить подходящую форму общения с ним.

Я надеюсь, что напомнила вам о вежливости.

  • Выберите слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора.

  1. Доброе утро

  2. Здорово

  3. Привет

  4. Здравствуйте

  5. Хеллоу

  • Какие слова, по-вашему, чаще всего употребляются? (Варианты ответа – 1,4)

Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы позвать подругу или друга к телефону:

  1. Позовите Машу

  2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу

  3. Здравствуйте, позовите Машу

  4. Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа – 4)

  • В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

  1. Тот, кому 8 лет

  2. Тот, кому 11 лет

  3. Тот, кто вежливее

  4. Уступать дорогу не обязательно

(Вариант ответа – 3)

  • Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Какие слова вы должны произнести?

  1. Простите меня, я выхожу!

  2. Разрешите пройти.

  3. Извините, можно пройти?

(Вариант ответа – 3.)

  • Как вы начнете фразу при обращении к незнакомому человеку?

  1. Простите, пожалуйста…

  2. Эй, мужик…

  3. Я хочу узнать…

  4. Будьте добры, скажите…

(Варианты ответа – 1, 4)

  • Поздоровавшись с учителем один раз, надо ли здороваться с ним ещё раз при встрече?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Можно, но не обязательно.

  4. Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

(Вариант ответа – 4.)

  • Вы опаздываете. Как вы спросите у прохожего время?

  1. Скажите, сколько сейчас часов?

  2. Вы не подскажите, который час?

  3. Скажите, пожалуйста, который час?

  4. Сколько времени?

(Вариант ответа – 3.)

«Давайте говорить друг другу комплементы»

Объясните нам: в чём суть комплимента…

  1. В преувеличении достоинств человека, в стимулировании роста его положительных качеств.

  2. В том, чтобы в похвале выразить своё искреннее чувство.

  3. В выражении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

(Вариант ответа – 3)

Комплименты —  вещь тонкая, их нужно использовать аккуратно. Говорить комплименты лучше всего…

  1. При непосредственном общении.

  2. Через другого человека.

  3. По телефону.

  4. В письменном виде.

(Вариант ответа – 1.)

Как отличить хороший комплимент от подхалимства?

  1. Хороший комплимент насыщен эпитетами, его характеризует преувеличение достоинств.

  2. В комплименте не обязательно использовать превосходную степень, достаточно искренности и теплоты.

  3. Если комплимент суров и строг, вы застрахованы от лести.

(Вариант ответа – 2.)

Молодой человек сделал комплимент девушке. Как она должна поступить?

  1. Спокойно возразить («Вы мне льстите»). Пусть юноша не считает, что его приняли всерьёз.

  2. Поблагодарить.

  3. Поблагодарить и крепко пожать молодому человеку руку.

  4. Ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес – преувеличение.

(Вариант ответа -2.)

«Вежливая дуэль».

Вы должны вспомнить пословицы, которые относятся к теме нашего разговора. Есть пословицы о вежливости, о грубости, о злопамятстве, о почтении к старшим, о дружбе и  любви в семье. Итак, начнем! (Начинает проговаривать пословицу тот, у  кого меньше баллов. Выигрывает в состязании тот, кто последним назовёт пословицу.)

Я хочу напомнить вам несколько важных правил нравственного поведения.

Прописные истины

  • У каждого есть свои слабости и недостатки. Не раздражайтесь, замечая мелкие недостатки окружающих.

  • Умейте хранить чужие тайны.

  • Бережно относитесь к слабым и будьте готовы всегда прийти на помощь.

  • «Слово – серебро, а молчание – золото».

  • Если вы разочаровались в человеке, которого ценили, держите себя  с достоинством, не стремитесь отомстить.

  • Старайтесь не опаздывать.

  • Научитесь слушать – это ценная черта, которая, к сожалению, не часто встречается.

  • Всегда с уважением относитесь к взрослым, уважайте старость.

  • Умейте ценить и беречь дружбу.

  • Во время разговора невежливо часто смотреть на часы, это создаёт неприятное впечатление.

  • Не хвастайтесь тем, что разбираетесь в чем-то лучше собеседника.

  • Не злоупотребляйте гостеприимством хозяев, надо уметь уходить вовремя.

  • Запомните эти нехитрые правила и старайтесь следовать им. Вскоре заметите, что люди стали вас больше уважать, ценить и прислушиваться к вашему мнению.

3.Заключительная часть

Позвольте поблагодарить вас за активное участие в беседе.

У одной девочки жила ручная скромность. Она была настолько ручная, что почти никогда не покидала ее. Выглядела как пушистая зверюшка с огромными глазками. Очень пугливый и ранимый зверек. Обычно скромность сидела на плече, умывалась, мурлыкала и рассказывала на ушко сказки. Они очень хорошо проводили время вдвоем.

Но вот когда на горизонте появлялся другой человек, скромность начинала беспокоиться, прятаться девочке под одежду и там, под одеждой, жалобно скулила и царапалась, ворочалась, щекоталась.

Девочка так волновалась за душевное спокойствие своей подопечной, что быстро прощалась и уходила в одинокое место. Там скромность возвращалась на плечо и тихо ворковала.

Но со временем девочке надоели выходки скромности. Ей же хотелось разговаривать не только с ней но и общаться с другими людьми. Они стали ссориться, обижаться друг на друга. И однажды навсегда расстались.

Девочка согнала скромность с плеча и ушла не оглядываясь.

Скромность оказалась толковым зверьком. Ничуть не расстроившись, она нашла себе старое дупло в березе неподалеку от того места, где ее оставили. Свила в нем гнездо и стала жить. Ведь это был вполне самодостаточный зверек. Она не скучала и не тосковала ни о ком, даже о девочке вспоминала редко и без печали. Ей было всегда и везде хорошо, но только в тишине и если вокруг нет суеты и не надо притворяться и прятаться.

А девочка пошла к людям. Но тут ее ждало разочарование. Никому она не была так важна и нужна, как своей зверюшке. Люди встречались с ней, говорили недолго , прощались и забывали. Много-много бестолковых и бесполезных встреч ни о чем. Пустых разговоров, которые у людей называются «общение». Сначала она еще верила, что может быть иначе, но все больше убеждалась, что «общение» — это полная ерунда. Осознав это, она села и заплакала от обиды.

И тогда она вспомнила о скромности. Конечно, она и не думала, что когда-то сможет отыскать ее снова. Но все же пришла на то место, где ее оставила. Бродила она по округе, вздыхала и вспоминала, как им было хорошо вдвоем. И тут со своей ветки скромность увидела девочку. Радостно защебетала, запрыгала. Как они обрадовались друг другу! Много разговаривали, рассказывали о том, как жили порознь.

Под вечер, когда все, что можно было обсудить, было обговорено, девочка засобиралась домой и позвала скромность с собой. Чтобы жить как раньше вдвоем. Но та отказалась. У нее в старом дупле подрастали детеныши. Жизнь ее такая оседлая очень нравилась. Как ни крути, но каждый должен жить своей жизнью.

И теперь девочка, как только ей становится тоскливо, или когда хочется поделиться радостью, приходит к старой березе и они разговаривают. Смеются, грустят, «общаются».

<span class=bg_bpub_book_author>Ишимова А.О.</span><br>История России в рассказах для детей

  • Полный текст
  • Древнерусское государство *VI–XII века*
  • Славяне до 862 года
  • Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
  • Святая Ольга от 945 до 957 года
  • Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
  • Сыновья Святослава от 972 до 980 года
  • Крещение Руси от 980 до 988 года
  • Владимир христианин от 988 до 1015 года
  • Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
  • Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
  • Кудесники от 1054 до 1078 года
  • Ссоры князей от 1078 до 1097 года
  • Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
  • Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
  • Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
  • Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
  • Начало Москвы от 1146 до 1155 года
  • Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
  • Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
  • Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
  • Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
  • Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
  • Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
  • Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
  • Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
  • Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
  • Русь покоренная *XIII–XIV века*
  • Нашествие татар от 1219 до 1238 года
  • Россия покоренная от 1238 до 1243 года
  • Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
  • Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
  • Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
  • Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
  • Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
  • Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
  • Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
  • От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
  • Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
  • Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
  • Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
  • Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
  • Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
  • Враги великого князя
  • Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
  • Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
  • Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
  • Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
  • Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
  • Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
  • Московская Русь *XV–XVI века*
  • Новое состояние России от 1480 до 1498 года
  • Два наследника престола от 1498 до 1505 года
  • Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
  • Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
  • Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
  • Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
  • Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
  • Чудесная перемена 1547 год
  • Казаки от 1547 до 1552 года
  • Покорение царства Казанского 1552 год
  • Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
  • Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
  • Слабость России от 1569 до 1582 года
  • Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
  • Кончина Иоанна Грозного 1584 год
  • Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
  • Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
  • «Смутное время» *1598–1613 года*
  • Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
  • Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
  • Самозванец от 1603 до 1605 года
  • Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
  • Смерть самозванца 1606 год
  • Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
  • Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
  • Междуцарствие от 1610 до 1613 года
  • Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
  • Иван Сусанин и его потомство 1613 год
  • Скромность Романовых
  • Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
  • Царица Евдокия
  • Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
  • Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
  • Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
  • Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
  • Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
  • Рождение Петра I 1672 год
  • Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
  • Россия накануне перемен *1682–1703 года*
  • Петр, десятилетний царь России 1682 год
  • Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
  • Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
  • Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
  • Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
  • Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
  • Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
  • Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
  • Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
  • Царица Екатерина
  • Праздники и петербургские увеселения
  • Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
  • Мир со Швецией и Петр император
  • Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
  • Кончина Петра Великого 1725 год
  • Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
  • Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
  • Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
  • Долгорукие от 1728 до 1730 года
  • Императрица Анна Иоанновна 1730 год
  • Бирон
  • Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
  • Двор императрицы Анны
  • Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
  • Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
  • Императрица Елизавета 1741 год
  • Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
  • Наследник престола и его супруга
  • Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
  • Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
  • Император Петр III 1762 год
  • «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
  • Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
  • Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
  • Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
  • Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
  • Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
  • Князь Потемкин-Таврический
  • Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
  • Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
  • Война и мир со Швецией 1790 год
  • Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
  • Польша от 1792 до 1795 года
  • Кончина Екатерины 1796 год
  • Правление Павла I *1796–1801 года*
  • Император Павел I от 1796 до 1797 года
  • Императрица Мария
  • Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
  • Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
  • Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
  • Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
  • Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
  • Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
  • Отечественная война 1812 год
  • Александр в Париже
  • Конгресс в Вене 1815 год
  • Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
  • Словарь
  • Условные сокращения

Скромность Романовых

Пре­крас­ная цель, к кото­рой стре­ми­лось доб­рое сердце вер­ного Суса­нина, была достиг­нута почти в то самое время, когда он уми­рал от рук своих убийц: Мос­ков­ские послы нашли моло­дого Миха­ила в пол­ной без­опас­но­сти у его роди­тель­ницы в Ипа­тьев­ском мона­стыре. Весело при­бли­зи­лись они к этим свя­щен­ным сте­нам, зара­нее раду­ясь сча­стью пока­зать свое усер­дие новому царю раньше всех дру­гих под­дан­ных. В гра­моте, кото­рую они везли к нему, народ так тро­га­тельно умо­лял его при­нять Рус­скую корону, эта корона была так зна­ме­нита, блеск, окру­жа­ю­щий пре­стол, так пышен и при­я­тен, что никто из послов никак не пред­по­ла­гал, что моло­дой боярин мог хотя бы одну минуту помед­лить со своим согла­сием на такое счастье!

Но как же обма­ну­лись эти доб­рые люди! Они не знали, какая скром­ность отли­чала семей­ство их буду­щих царей! И Михаил, и его крот­кая мать не только не обра­до­ва­лись, но даже испу­га­лись высо­кой чести, им пред­ло­жен­ной! Пер­вый, несмотря на моло­дость, обычно гор­дую и высоко о себе дума­ю­щую, совсем не счи­тал себя спо­соб­ным быть госу­да­рем обшир­ного Рус­ского цар­ства; вто­рая, вос­пи­тав в сми­ре­нии свое милое дитя, совсем не при­го­то­вив его к вели­чию, еще более труд­ному по при­чине чрез­вы­чай­ной моло­до­сти Миха­ила, и зная, какие опас­но­сти окру­жали в это бур­ное время Рус­ский пре­стол, видела одни бед­ствия в неожи­дан­ной пере­мене судьбы сво­его сына и, про­ли­вая слезы, никак не согла­ша­лась бла­го­сло­вить его на цар­ство. Напрасно умо­ляли их послы и все знат­ней­шие бояре и духо­вен­ство: они с твер­до­стью отка­зы­ва­лись и согласно гово­рили, что счи­тают дер­зо­стью думать о таком пред­ло­же­нии и нико­гда не при­мут его.

Все были пора­жены неожи­дан­ной горе­стью, лиша­ясь царя, с таким вос­тор­гом избран­ного, царя, скром­ность и доб­ро­де­тели кото­рого уже в шест­на­дца­ти­лет­нем воз­расте так много обе­щали народу. Не зная, что делать в этом затруд­ни­тель­ном поло­же­нии, наши доб­рые предки при­бегли к сво­ему обык­но­вен­ному помощ­нику — Богу и, усердно помо­лясь Ему в собор­ной церкви Бого­ро­дицы, пошли с кре­стами и обра­зами еще раз убеж­дать госу­даря. Михаил и его набож­ная роди­тель­ница вышли навстречу свя­щен­ному шествию, при­ло­жи­лись к обра­зам и вме­сте с ними вошли в цер­ковь. Здесь нача­лись новые просьбы, поли­лись новые слезы; но уже пла­кала не одна сми­рен­ная Марфа, пла­кал весь народ, умо­ляя о согла­сии. Глав­ный из послов, Рязан­ский архи­епи­скоп Фео­до­рит, пред­став­лял ей рас­стро­ен­ное состо­я­ние Рос­сии и все несча­стья, кото­рые тер­зали ее с тех пор, как, сиро­тея без царя, она лиши­лась сво­его могу­ще­ствен­ного защит­ника и сде­ла­лась игра­ли­щем ино­зем­цев и соб­ствен­ных зло­деев; гово­рил все самые убе­ди­тель­ные слова, кото­рые может найти сердце, любя­щее Оте­че­ство, но видя, что все его слова бес­по­лезны, ска­зал, нако­нец, что Бог в день страш­ного суда спро­сит у ее сына отчет о делах за сча­стье того народа, кото­рый от него одного ожи­дал окон­ча­ния своих бед­ствий и был отверг­нут им.

Эта мысль о суде Божием, о несча­стьях сооте­че­ствен­ни­ков и о том, что Бог, нис­по­сы­лая Миха­илу высо­кую судьбу царя, без сомне­ния, нис­по­шлет ему и силы к испол­не­нию всех его труд­ных обя­зан­но­стей, заста­вила ее решиться. Со всем хри­сти­ан­ским сми­ре­нием под­няла она крот­кие, пол­ные слез взоры к небу, взяла за руку сына и, при­ведя его к образу Бого­ро­дицы, ска­зала: «Велик Гос­подь и чудны дела Его! Воле Его никто не может про­ти­виться! Тебе, о Матерь Божия, пере­даю дитя мое, устрой ему и всему пра­во­слав­ному хри­сти­ан­ству полезное!»

Такова была молитва бла­го­че­сти­вой матери пер­вого из Рома­но­вых! Мы видим, как пре­красно испол­ни­лась она, как бли­ста­тельна слава авгу­стей­ших потом­ков Миха­ила, как могу­ще­ствен народ, живу­щий под их прав­ле­нием! Мы видим это и потому имеем пол­ное право раз­де­лить тот вос­торг, кото­рый в эту тор­же­ствен­ную минуту чув­ство­вали наши предки. Согла­сие матери обе­щало согла­сие сына; и под­линно, скром­ный Михаил, как ни огор­чался опас­ным вели­чием своей буду­щей судьбы, как ни боялся всей важ­но­сти новых обя­зан­но­стей, как ни умо­лял и мать, и народ оста­вить его в счаст­ли­вой неиз­вест­но­сти, но, нако­нец, дол­жен был согла­ситься. Набож­ный, как и его роди­тель­ница, он прежде всего объ­явил перед Богом о своем согла­сии и, упав на колени, про­из­нес тро­га­тель­ным голо­сом: «Гос­поди! Да будет воля Твоя! Спаси меня: на Тебя одного уповаю!»

Пре­красна, неза­бвенна для Рос­сии была та минута, когда ее новый госу­дарь со сми­ре­нием ангела под­нялся с колен и при­нял пер­вые при­вет­ствия своих под­дан­ных! Смотря на храм Божий, где все это про­ис­хо­дило, на свя­щен­ные лики обра­зов, хра­ни­тельно осе­няв­ших моло­дого госу­даря, на крот­кий вид его матери, сто­яв­шей подле него в свя­той одежде мона­хини, нельзя было не сознаться, что Сам Бог посы­лал Рос­сии избран­ного ею царя, с его дет­ской непо­роч­но­стью, с его глу­бо­ким бла­го­че­стием, с его скром­ным нра­вом, с его доб­рым серд­цем! Архи­епи­скоп тут же воз­ло­жил на него живо­тво­ря­щий цар­ский крест, а стар­ший боярин под­нес ски­петр. Это было 14 марта 1613 года.

Спу­стя несколько дней госу­дарь выехал из Костромы и, оста­нав­ли­ва­ясь во мно­гих горо­дах для заня­тия госу­дар­ствен­ными делами и в мона­сты­рях для моле­нья, не раньше 29 апреля при­е­хал в Москву. Не буду рас­ска­зы­вать вам, дру­зья мои, с каким вос­тор­гом народ встре­чал его повсюду во время этого путе­ше­ствия и, нако­нец, в самой Москве! Вы уже име­ете поня­тие о при­вя­зан­но­сти Рус­ских к сво­ему царю во время вели­чай­шего сча­стья и их славы и потому можете пред­ста­вить себе, что чув­ство­вали они, встре­чая во время бед­ствий того, от кого ожи­дали облег­че­ния своих стра­да­ний, воз­на­граж­де­ния за все пере­не­сен­ное, новой жизни после сво­его уни­же­ния. В это время Москва, сожжен­ная, раз­граб­лен­ная, обез­об­ра­жен­ная, пере­став счи­тать себя сиро­той, не заме­чала своих печаль­ных раз­ва­лин и в оча­ро­ва­нии радо­сти каза­лась для всех гор­де­ли­вой, пыш­ной и пре­крас­ной. Зато доб­рый Михаил заме­чал эти раз­ва­лины и, несмотря на все при­ят­ные ощу­ще­ния сердца, не раз ути­рал слезы, про­ез­жая в день сво­его въезда по Мос­ков­ским ули­цам. О! Как хоте­лось ему уте­шить бед­ных Моск­ви­тян! Как хоте­лось ско­рее воз­вра­тить им преж­нее их счастье!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказы про скорую помощь
  • Рассказы про природу на белорусском языке для 2 класса
  • Рассказы про сказочный патруль читать
  • Рассказы про природу для детей дошкольного возраста
  • Рассказы про синицу для детей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии