|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.
У себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу. Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их. А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.
Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.
И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.
Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.
Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).
Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.
1
Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»
Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.
Подходит для подростков от 14 лет.
2
Вячеслав Комков. «Я — немец»
Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.
Подходит для подростков от 12 лет.
3
Елена Долгопят. «Часы»
Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.
Подходит для подростков от 12 лет.
4
Анна Игнатова. «Джинн Сева»
Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься. И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн. Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..
Подходит для детей от 10 лет.
Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.
Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:
5
Нина Литвинец. «Антиквар»
Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.
Подходит для подростков от 14 лет.
6
Олег Рябов. «Смерть старика»
В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.
Подходит для подростков от 16 лет.
7
Андрей Волос. «Калитка»
Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.
Подходит для подростков от 16 лет.
8
Леонид Юзефович. «Поздний звонок»
Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.
Подходит для подростков от 16 лет.
9
Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»
Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.
Подходит для подростков от 16 лет.
10
Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»
Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.
Подходит для подростков от 15 лет.
11
Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»
По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.
Подходит для подростков от 14 лет.
12
Игорь Лёвшин. «Полет»
Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.
Подходит для подростков от 16 лет.
На заставке: фото Johnny McClung on Unsplash
Как известно, большие перемены начинаются с маленьких шагов. Книга «Ты можешь изменить мир» рассказывает истории 57 современных подростков, которые осмелились изменить мир, в котором они живут.
У них получилось сделать нечто великолепное из тяжелого, болезненного или даже неправильного. Мы все способны на подобные поступки — каждый собственными способами. Читайте истории и вдохновляйтесь.
Ты можешь поделиться тем, что досталось тебе даром, История Дениса
Донорство стало интересовать меня с самого раннего возраста. Во-первых, мама и бабушка врачи. Во-вторых, я был знаком с общественной организацией «М Драйв». Изначально это был просто клуб любителей BMW в Нальчике, но постепенно ребята занялись социальными проектами.
С «М Драйвом» я попал на экскурсию на станцию переливания крови, когда мне было одиннадцать лет, и очень впечатлился. Я был еще мал для того, чтобы сдавать кровь, поэтому стал помогать в проведении донорских акций как организатор. Мне казалось удивительным: ты можешь поделиться тем, что досталось тебе даром, это совсем не сложно, и тем самым ты спасешь чью-то жизнь или хотя бы поправишь чье-то здоровье.
Но немногие становятся донорами и вообще участвуют в благотворительности.
На мой взгляд, причина в том, что люди часто сталкиваются с осуждением: стоит тебе сделать что-нибудь хорошее, как десять человек найдут в твоем достижении изъян или слабое место и обязательно скажут тебе об этом.
И только пара человек похвалит и поддержит. Для меня очень важно, что меня поддерживают друзья, а еще мама — с возрастом ее роль в моей жизни становится только больше. Но так было не всегда: когда я собрался поступать в университет в другой город, она почти смеялась надо мной, и мне пришлось доказать ей, что я могу добиться цели. Когда я вернулся в Нальчик с красным дипломом, семья была поражена. Теперь мама в курсе всех моих дел, я могу на нее положиться и нередко прошу совета.
Первый раз я сдавал кровь вместе с товарищами, как только мне исполнилось 18. Теоретически я был отлично подкован. И это не было ни больно, ни страшно, только чуть-чуть кружилась голова после процедуры. Но оказывается, что этого тоже легко избежать, если перекусить утром перед донацией: тогда я об этом не знал и сдавал кровь натощак, думая, что так нужно.
Сейчас я руковожу социальными проектами «М Драйва», моя основная задача — показывать своим примером, что быть донором просто и приятно.
Каждый раз, когда иду в пункт переливания крови, пишу пост об этом в свой Instagram. Многие знакомые начали сдавать кровь именно после моих постов, а недавно я организовал еще и акцию по донорству волос. К ней присоединились совсем новые для меня люди, они узнавали обо мне через репосты.
Предрассудки мешают любому виду донорства. Например, донорством волос люди отказываются заниматься, «потому что они будут использованы для наведения порчи», я слышал это своими ушами! Моя подруга из Казани отрезала сорокасантиметровую косу, но родители отняли и сожгли ее, хотя она могла бы сделать счастливее какую-нибудь маленькую девочку, которая прямо сейчас борется с раком, и это помогло бы в лечении.
Возможно, именно сейчас кому-то нужна ваша помощь. Источник
В Петербурге я постоянно встречал тех, кто с подозрением относится к донорству костного мозга, хотя в этом городе проводят трансплантации.
Людям все кажется, что помогать должны не они сами, а кто-то другой — может быть, родственники больного, может быть, государство.
Но донорство костного мозга работает иначе: его эффективность напрямую зависит от того, как много людей соглашаются вступить в регистр — базу данных, где хранится информация о потенциальных донорах. «Сдать костный мозг для друга» не получится. Мне кажется, моя жизнь стала гораздо осознаннее в 15 лет: тогда я сильно травмировал сустав, катаясь на роликах, и мне пришлось провести несколько месяцев в малоподвижном состоянии. Я много думал о том, что человек — конечный ресурс, что я напрямую отвечаю за то, как «потрачу» себя.
Не стоит распыляться на то, что мне неинтересно, важно постоянно развиваться. На мой взгляд, современные подростки живут в сказке про золотую антилопу: так много у них ресурсов, так много информации, что очень сложно выбрать нужное для себя. Мне бы хотелось, чтобы донорство на Кавказе стало нормальным атрибутом социальной жизни, а для этого нужно, чтобы о нем слышали, его видели и чтобы примкнуть к нему не опасались. Я надеюсь, у меня получится сделать именно так.
Нужно, чтобы образование было доступно всем, кто хочет учиться. История Нунэ
Одна из главных идей, которая движет мной по жизни, — образование не должно быть элитарным, нужно, чтобы оно было доступно всем, вне зависимости от уровня достатка. Именно поэтому, когда я решила создать проект по подготовке к школьным экзаменам, лекции я сделал принципиально бесплатными и распространила их через соцсети.
Мой проект — это серия видео, посвященных ОГЭ по русскому языку. Изначально я задумала его, чтобы помочь своему младшему брату и его друзьям с подготовкой. Ребята учились в девятом классе, а значит, им предстояли первые в жизни серьезные экзамены. Мой опыт показал, что занятий в школе может быть недостаточно: чтобы сдать все на «отлично», мне пришлось самой искать материалы, писать объемные конспекты и придумывать всякие уловки для запоминания правил. Учителя же метались между программой, подготовкой к экзамену и собственным желанием дать какие-то знания углубленно.
В нашей школе уровень образования был неплохой, но вся учеба делилась на «это вам для знаний, а это — для ОГЭ», и у детей в головах была каша. Мне, например, в свое время мешало то, что я любила высказывать собственные мысли.
Источник
Это поощрялось в обычных эссе, но в сочинениях для ОГЭ требовалось писать клише. Важно было прямо и честно сказать школьникам, что это так, но учителя не всегда проводили четкую границу. Возможно, иногда им самим было интереснее давать реальные знания и навыки, чем натаскивать на тесты: ведь знания пригождаются, когда поступаешь в вуз!
Но, к сожалению, до вуза может дело и не дойти, если ты не сдашь экзамен в девятом классе. Все свои умные мысли необходимо провести через игольное ушко строгих требований к экзамену.
В проекте «ОГЭ по русскому с Нунэ» я не пытаюсь прокачать своих зрителей по всему курсу языкознания, а готовлю прицельно к экзамену.
Рассказываю не о правилах «вообще», а в контексте конкретных требований. Есть легенда, что древнеегипетский бог Ра открывал ворота в подземный мир, потому что знал имена открывающих: вот я и рассказываю подросткам «имена открывающих». Для того чтобы сдать экзамен, не нужно знать всю школьную программу, нужно знать минимум (и важно понимать, какой конкретно).
К подготовке своего проекта я подошла серьезно: изучила все официальные положения относительно экзамена в интернете, просмотрела тренировочные задания и задания прошлых лет. Мне очень помогли собственные конспекты: я придумала много оригинальных способов, как запоминать правила, — где-то схемки и картинки, где-то стишки (часть из них еще бабушка рассказывала мне в детстве), одно правило зашифровала в татуировку, которую нарисовала ручкой у себя на плече специально для видео, для объяснения другого придумала историю о том, как глагол пошел в клуб. В общем, это был творческий процесс.
Самым сложным для меня оказался тайм-менеджмент: я думала, что сделаю все за месяц, а в итоге проект продолжался год.
И с отдельными лекциями так бывало: планировала минут на 20, а выходило на 40. Записывать курсы меня никто не учил, так что пришлось осваивать на практике. Когда я выложила первые записи в соцсети, — это был сентябрь 2019 года, — не только брат и его одноклассники написали мне, что смотрят видео и «ты объяснила за полчаса лучше, чем учитель за несколько недель».
Я начала получать комментарии от ребят из разных городов, в том числе очень далеких. Несколько раз мне писали благодарности за то, что лекции бесплатны. Я понимаю, что далеко не каждая семья может позволить себе репетиторов. И еще время от времени гуглю свой проект и вижу, что им стали делиться образовательные сайты.
Я не против этого, если они указывают мое имя: чем больше школьников смогут послушать меня и подготовиться к ОГЭ, тем лучше. Мне кажется, людям нужно вкладываться в свое развитие самим, осознанно выходя за рамки системы. Школьникам — участвовать в олимпиадах, ходить в кружки и ездить в творческие или научные лагеря. И еще работать, это ставит мозги на место.
Источник
Я сама работаю репетитором с восьмого класса. Сейчас у меня новый просветительский проект: хочу составить чек-лист для курящих подростков, который позволит им больше узнать и задуматься об эстетизации курения и последствиях потребления никотина, задать самому себе, без отчета взрослым, некоторые вопросы, помогающие оценить, нужно ли курение конкретно ему.
Думаю, создавать много проектов — это правильно. Мне важно не остаться «девочкой с идеями в голове, вечно подающей надежды», — это гораздо страшнее для меня, чем потерпеть неудачу. Я пока не очень понимаю, как буду жить дальше и кем работать. Мне хотелось бы стать преподавателем вуза. Жизнь показывает, что все возможно: моя бабушка, например, в 71 год получила второе высшее образование — она инженер, и ей это было необходимо для продолжения работы. Так что я готова к любым поворотам.
По материалам книги «Ты можешь изменить мир».
Обложка статьи: pexels.com
Подписка на выход книги
Мы напишем вам, когда книга «Ты можешь изменить мир» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Ты можешь изменить мир» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Прочее — Подростковая литература
|
Зеленые волосы и пирсинг, татуировки и секс, наркотики, алкоголь, зацеперство, приводы в полицию, компьютерная зависимость, расстрелы одноклассников, суициды. Любое странное, неадекватное, ненормативное поведение подростков осуждается. Таких детей называют трудными, их родителей – виноватыми. Разобраться в причинах сложного взросления попыталась психолог Инна Пасечник (все истории обобщают практику подросткового психолога, всякое совпадение случайно).
История первая: секс в 12 лет
Инна Пасечник
Эти дети учатся в хороших школах, ходят на курсы и кружки. С познавательной деятельностью у них все прекрасно. Внешне успешны и интеллектуально развиты, отличные собеседники. Но однажды выясняется (я слышала эти истории от людей разного возраста: от подростков и от уже взрослых, когда вспоминали свои детские травмы), что лет в двенадцать случился первый сексуальный опыт.
Даже по нынешним меркам это сверх-рано. Двенадцать лет вовсе не тот возраст, когда сексуальность правильно сформирована, пусть взросление и становится очевидным. Еще печальнее, когда вовсе не из-за финансовой нужды или вынуждающих обстоятельств, а из-за жесткого внутреннего протеста, подростки могут начать заниматься проституцией.
В чем причина?
Обычно выясняется, что такие дети не сталкиваются с хорошим эмоциональным контактом. Они ищут, но не могут найти адекватной опоры и поддержки у взрослых. Нет, дело не в плохих родителях, которые “что-то не так и не то делали со своими детьми”.
Как правило, родители таких детей серьезно вкладывались в качественное образование: искали лучшую школу, сильных педагогов, не скупились на репетиторов и дополнительные занятия. Детям внушали, что от них ждут одного – достижений, результатов, успеха.
Но беда, что в это время сами дети нуждались в другой форме заботы: в теплом гнезде, где примут тебя любым и неуспешным тоже примут.
Довольно часто ранний сексуальный опыт случается у тех, кого в начальной школе травили. У кого не сложились отношения с первой учительницей. По какой-то причине ребенок ей не понравился. Она не поддерживала его, а подгнабливала и прессовала.
Ранний сексуальный опыт – это странный способ поиска человеческой близости и тепла. Опыт абсолютно неудачный, травматичный, по признанию большинства собеседников. Секс и теплые близкие отношения – а это одно и то же или разные истории? Увы, ребенок толком не понимает и пробует. Этот негативный опыт ложится на несформированные ценности и прорастает в человеке.
Каковы последствия?
Как правило, такие дети (внешне благополучные) начинают себя ненавидеть за этот опыт. Они негативно относятся к своему телу, личности. Начинают уничтожать себя разными способами. Саморазрушение носит систематический характер. Одни начинают потихоньку употреблять алкоголь и наркотики, другие – режут руки. Дети пытаются что-то сделать с ненавистью к себе.
Впрочем, режет руки сегодня каждый третий подросток. Не с целью суицида, а чтобы не чувствовать душевную боль. Когда по-настоящему болят ручонки, ты не замечаешь, что на самом деле болит душа.
Неужели родители совсем не виноваты?
Нельзя оголтело обвинять родителей в попустительстве. Но не последнюю роль играет заточенность взрослых на собственной карьере и формальной картинке, когда “внешне все нормально, учится хорошо, из школы не выгоняют, ну и славно”. Был ряд случаев, когда причиной ранних сексуальных связей являлось жесткое (чрезмерное строгое) обращение родителей. Они прибегали к физическим наказаниям, но скорее от бессилия, отчаяния, непонимания, как себя вести.
Случаи, с которыми я сталкивалась на практике, а ко мне приходят крайне сложные дети, происходили вовсе не в семьях, где родители систематически избивали детей. Обычно это происходило в семьях, где эмоциональная жизнь детей родителей просто не касалась.
Подросток нуждается в поддерживающей близости, в теплоте. Увы, взрослые не берут это в расчет, забывают, упускают. И тогда ребенок живет в сиротском сквозняке, испытывает чудовищный душевный дефицит и ищет тепла там, где искать его не следует.
История вторая: засел дома, запер дверь
Ребенок перестает ходить в школу. Совсем. Дома сел, дверь в комнату запер, окопался. Шантаж с такими детьми не работает, не пугают их угрозы родителей, мол, “оставят на второй год”, “не получишь аттестат”, “из школы вылетишь, станешь дворником”, не пугает даже комиссия по делам несовершеннолетних. Ребенка не пугает ничто и ничего с ним не работает. Ни с кем не выходит на контакт неделями и даже месяцами.
В чем причина?
В какой-то момент, в классе пятом или шестом, у детей происходит серьезный перелом, связанный с учебой и адаптацией к новым требованиям.
Была в начальной школе учительница. Всего одна. Требования ее были ясны и понятны. Она вытаскивала детей на контакт, давала адекватные задания, следила за их выполнением. Ребенок понимал, чего от него ждут.
И вот пришло время средней школы. Вместо одного учителя пришло несколько новых. Каждый со своими правилами, запросами, ожиданиями. Сразу все чего-то от ребенка хотят. В силу эмоциональных особенностей подросток может не успевать подстроиться, переключиться, быстро адаптироваться к новым условиям, да и требования взрослых бывают недостаточно внятными. В журнале появляются тройки и двойки. Родители суетятся, прессуют, давят на совесть, но конструктивно ничего не решают, в суть происходящего не вникают.
Еще чаще причиной являются сложности в обучении. Они всегда выползают в тот момент, когда дети переходят из начальной школы в среднюю, когда от конкретики обращаются к абстрактным понятиям. На конкретных примерах ребенок материал усваивал, на обобщениях – уже нет.
Такой подросток в буквальном смысле слова отваливается. Родители могут начать обвинять его в лени, в том, что вечно играет за компьютером и поэтому плохо учится. Но, скорее всего, он не ленив или зловреден. Он на самом деле не понимает, “не врубается” в материал. Однажды оказывается запущенным учеником и опускает руки, потому что сил сражаться в одиночку нет.
Сначала не доходит до школы, потом систематически прогуливает уроки, наконец, если нет острого конфликта в семье, запирается в комнате со словами: “все, больше никуда не пойду”.
С кем бывает?
Часто встречается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Такие дети могут упускать часть инструкций педагогов. Что-то услышал, что-то – нет, что-то сделал, что-то забыл. На уроках они “суетный народец”: болтают ногами, вечно что-то роняют, оглядываются на одноклассников, шепчутся с соседями. Учителей это в буквальном смысле выводит из себя, они начинают таких детей прессовать. Как следствие, у подростков разваливаются отношения в школе, на них клеймо шалунов и безобразников, родителям систематически поступают жалобы на сорванные уроки. Возникает обратный круг. Теперь уже родители прессуют ребенка, находящегося в состоянии растерянности.
Ребенку с СДВГ можно сколько угодно говорить: “Как ты себя ведешь?! сделай что-нибудь с собой!” Но СДВГ – не плохое воспитание, это особенности физиологии, с которой надо уметь обходиться. Слова не помогут, потому что это как неходячего просить встать и пробежать марафон.
В моей практике был случай, когда после шестого класса у ребенка резко ухудшилась учеба. Весь в двойках и весь в протесте. В конечном счете, он заперся в комнате. Оказалось, с рождения у ребенка были проблемы со слухом, которые с возрастом усугубились, но никто не заподозрил этого.
Увы, наше общество чудовищно необразованно. Мы все знаем слово “лень”, но мало кто понимает, что за “ленью” могут стоять реальные физиологические причины.
Что делать?
Часто упущено слишком многое и одномоментно решить проблему невозможно. Родителям необходимо принять, что придется искать альтернативные пути. Их много.
Можно пропустить год в школе и посадить подростка на репетиторов, которые пройдут всю программу за среднюю школу. Можно перейти на упрощенный способ обучения в вечерней школе. Можно отправить работать. Главное, оставить попытки вписать такого ребенка в обычный общешкольный процесс обучения. Просто взять и просто вернуть не получится.
В моей практике был случай, когда мама подростка, переставшего ходить в школу, прождав два или три месяца, не выдержала и сказала: “Ну что ты там сидишь за дверью? Давай, иди работай”. Парню организовали работу по силам, связанную с документооборотом. Он был счастлив, потому что справлялся, быстро получал результат, главное, все требования были ему ясны. Работа стала для подростка дорожкой к новым возможностям. Увы, мало кто из родителей, особенно амбициозных, готов сделать такой шаг, перестать сражаться за школу.
Запомните, в общении с подростками важно подкреплять его зону успеха. Позаботьтесь, чтобы найти место, где ребенку будет комфортно, где он будет чувствовать себя успешным. Прекратите биться за школу. Главная задача родителя – признать проблему, если она есть, и помочь ребенку с ней справиться. Еще важнее – вырастить счастливого человека, самостоятельного, адаптированного к жизни.
История третья: начал шляться
Ребенок впадает в злобное состояние. В довольно жесткой форме посылает далеко и надолго мамочку и папочку. Ситуации могут доходить до драк и физических оскорблений с обеих сторон. Сопровождается не просто систематическими прогулами школы, а активным поиском товарищей по несчастью. По сути, ребенок начинает шляться.
Как бы ни работали правоохранительные органы или социальные службы, уличные команды всегда находятся. Всегда есть тусовка, употребляющая психоактивные вещества, к которой можно примкнуть. Это и зацеперы, прыгающие по электричкам, и другие неприятные подростковые компании, которые забавляют друг друга разными способами — главное, на улице.
В чем причина?
Ребенок, которому везде плохо, который не может разобраться с самим с собой, с проблемами дома и в школе, часто впадает в ситуативную депрессию. Он ищет место, где не будет чувствовать происходящего, среду, в которой можно обо всем забыть хотя бы на время. Иногда в таких компаниях спасаются дети с биполярным аффективным расстройством, а также в пограничных состояниях, то есть те, которым плохо везде и со всеми.
Как помочь?
Случаи редки, и таких детей заметно меньше, чем остальных. Важно помнить, депрессия – это состояние, которое грызет человека изнутри и не позволяет успокоиться. Депрессивное состояние невозможно снять никакими психологическими способами и организацией супер-здоровой среды. Как бы ни старались взрослые, вернуть такого ребенка в здоровую среду не получится. Часто приходится прибегать к медикаментозной помощи.
История четвертая: стройность до абсурда
Анорексия – опасное для жизни состояние. Желание выглядеть стройной, доведенное до абсурда – это неприятная болезнь подростков и большая боль взрослых. Случается у девочек. Крайне сложно поддается лечению.
С чем связано?
Как правило, анорексия — следствие мощнейшего перфекционизма. Такие дети хотят достигать хороших результатов не только в учебе, но во всех сферах жизни без исключения. Это не просто девочки-отличницы, а супер-отличницы. В своем представлении они должны быть идеальны, при этом плохо чувствуют, что уже хороши и достигли определенных успехов. Им вечно кажется, что хороши они недостаточно. Убедить таких подростков в обратном невозможно.
В историях с анорексией всегда имеет место сильная ненависть к себе, уходящая корнями в детство. Такие дети часто попадали в ситуации, когда с ними никто не хотел общаться. В них самих не было изъяна, скорее среда оказывалась неподходящей и ребенок чувствовал себя в ней неуместным.
Часто причиной таких травм являются неожиданные переезды, резкая смена школы, в которой «подобрался не тот народ», семейные обстоятельства — тяжелые разводы родителей, смерть близких. Взрослым не до ребенка, они сами в растерянности и не знают, как и в какой форме сообщить о происходящем, и предпочитают отмалчиваться. А ребенок, нуждающийся в эмоциональной поддержке, делает вывод, что в разводе, смерти, беде, произошедшей в семье, виноват именно он. Это он плохо себя вел, он не съел кашу, он получил двойку…
Ребенок застревает в ощущении «я недостаточно хорош, я всех подвожу». Анорексия становится способом избавиться от своего противного тела, которое принадлежит плохому человеку.
Что делать?
В случае с анорексией, а выявляется она лишь на поздних стадиях, необходима помощь медиков и глубокая психотерапевтическая работа. Анорексия – всегда тяжелая ситуация. Родители должны успеть схватить момент, когда у подростка только начался отказ от еды или замороченность на похудении.
История пятая: во все тяжкие, подальше от религии
Ребенок из традиционной семьи, где почитают те или иные религиозные традиции (православные, исламские), пускается во все тяжкие.
Почему происходит?
Религиозные традиции для современного подростка часто узки. Не раз встречала всплески и острые проявления у детей из мусульманских и православных семей. Такая семья пытается следовать принятым в культуре обычаям, но делает это локально. Например, отправляет ребенка в обычную городскую школу. Его друзьям все позволено, подростку-мусульманину – нет. Мало того, что перед подростком много запретов, у него нет и своего землячества, которое позволило бы понять, почему выбирается именно такой образ жизни. Ребенок чувствует себя в школе неуместным, дома родители давят запретами, которые не соответствуют реальности вокруг.
Впрочем, с каким бы уважением мы ни относились к школам, придерживающимся определенных культурных ниш, стоит учитывать, насколько они подходят ребенку, как и то, как в школе проходит работа с детьми.
Бывает, в православных школах взрослые навязывают детям понятие греха, а этим словом называют самые невинные развлечения или проступки. В силу возрастных особенностей (часто это касается младшей школы) дети не готовы это понятие воспринять.
Не раз сталкивалась с ситуациями, которые касались исповеди. Взрослые внушают детям: “Если на исповеди мало рассказываешь, значит, не признаешься в грехах. Иди, думай дальше” или “Много рассказываешь! Вот, посмотри, какой ты греховный”!
В результате дети не только не проникаются сутью таинства, не научаются быть в контакте с Богом. Все их существо нацелено выдать необходимое и достаточное количество прегрешений батюшке, чтобы было в самый раз.
Но постоянная трансляция идеи “ты плохой” однажды дает свои результаты и сначала маленький ребенок, а потом уже подросток, говорит себе: “ОК. Я не могу соответствовать вашим высоким требованиям, я пошел”.
Что делать?
Ценности, которые транслирует семья, необходимо подкреплять социальной нишей, в которую погружена семья. У ребенка, помимо мечети, православного храма, должно быть соответствующее окружение. Только тогда ценность прорастет в ребенке, станет его собственной.
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя уместным, иначе он начинает искать сообщество, где ему рады. Но подростковое сознание мыкающее. А значит, подросток попытается соответствовать требованиям той группировки, в которую вступил.
История шестая: страдания юного Вертера
Суицид – всегда сложная тема. До некоторой степени является несчастным случаем. Однако интернет и СМИ играют не последнюю роль в ситуации с суицидами. Как только информация о таком способе решения проблем стала доступна, случаи участились. Каждый раз, когда в СМИ появляются громкие истории с подробностями, происходит эффект Вертера, описанный американскими учеными в 70-е годы XX века. Назван он по роману Гете “Страдания юного Вертера”, в котором описаны драматические переживания Вертера, разрешившего свои проблемы самоубийством. Когда книгу перевели и издали в России, в Петербурге был бум суицидов.
Увы, мы зависимы от информации, которая есть в медиапространстве. Если раньше это были газеты и книги, то сейчас – легкий выход в интернет.
В сети существуют группы, в которых подростки обсуждают, почему им хочется свести счеты с жизнью. Жалуются друг другу. Рядом с ними оказываются люди, которые рассказывают: “У меня было то же самое, но жизнь – святое и я справился так-то”. Большая часть контента таких сайтов наполнена информацией о помощи отчаявшимся. Помощь равного равному эффективнее, чем попытки взрослых отловить вредную информацию. И когда звучат предложения заблокировать все сайты со словом “суицид”, я понимаю, что это не до конца правильно.
Почему происходит?
Увы, взрослые никогда до конца не знают реальную жизнь своего подростка. Внешне ребенок выглядит бодрым и здоровым. Но что происходит под этой оберткой, какова реальная картина жизни подростка?
Родители делают все – находят хорошую школу, в которой ребенок успешен, отправляют учиться за границу, путешествовать, создают красивые тусовочные места… Однако внешнее благополучие никогда не означает, что эмоционально у ребенка все хорошо.
Часто подросток глубоко одинок. В какой-то момент он оказывается в ловушке собственного одиночества, когда ему катастрофически не хватает эмоциональной поддержки. Главное, он не умеет и боится о ней попросить.
Суицид как поступок импульсивный – поссорился, пошел и сделал – случай редкий и исключительный. Как правило, суицид — вещь продуманная. Это означает, что некоторое время подросток не мог найти выход из ситуации, не знал, куда обратиться за помощью, как разрешить проблему.
Подростки очень зависимые люди. Они зависят от родителей. Если им кажется, что родителям ничего объяснить нельзя, они пускаются на отчаянные вещи. Отчаянные вещи могут быть связаны с опытом несчастной любви, когда человек просто не может вынести эту боль здесь и сейчас.
Что делать?
В идеале к каждому подростку должен прилагаться значимый взрослый, причем не родитель. Многих подростков из тупиковых ситуаций вытягивали именно взрослые, которые в них неожиданно верили.
Знаю историю про очень успешного человека с СДВГ. В подростковом возрасте все твердили: “Школу не сможешь закончить, дурачок, будешь дворником”. В старших классах школы появился учитель, который в него поверил. Учителю было интересно говорить с этим парнем, он не отталкивал его. Подросток залип, у него появилось желание стараться ради любимого учителя.
Когда не находится рядом такого учителя, спасают сверстники, которые некоторое время “вытирают сопли”. И в этот момент задача взрослого заметить, что ребенок особо активно общается с друзьями. Часто это происходит не потому, что он лоботряс, не потому, что хочет откосить от школы, а потому, что ему эмоционально плохо.
Увы, сегодня в школах нет возможности “залипнуть на взрослом”, “погреться о значимого взрослого”, потому что далеко в прошлое ушла традиция посидеть и попить чай с учителем после уроков. Никто уже не остается поболтать о том, что тебе важно, просто пошутить. Нет больше мест, куда можно прийти, посидеть, пообщаться со сверстниками.
В моем детстве таким местом была районная библиотека с милыми тетеньками-библиотекаршами. В нее приходил весь цвет коррекционных классов. Но не для того, чтобы учиться, а потому что там было хорошо, там в детях видели личностей, там дети разных возрастов общались друг с другом. Это была вертикальная структура самопомощи. Никакой психологической работы дополнительно не требовалось. Все эти дети вышли в люди.
Увы, в большинстве своем подростки сегодня брошены. Им некуда прийти, некуда прибиться.
У родителей мало контроля, а у детей всегда есть другая жизнь
Часто родители пугаются, что не понимают подростка, не знают, как реагировать на его выходки, не знают, где ужас-ужас, а где еще не ужас. Но грань между нормативными подростковыми экспериментами и тем, что является опасным, все-таки существует.
С точки зрения психологии как науки, подростковый возраст – это возраст-эксперимент, в котором обязательно произойдет проба не только психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Проба не означает, что “ребенок пошел по наклонной и его надо отправить в реабилитационный центр”. То, чем закончатся пробы, зависит от компании, в которую он попадет.
Безусловно, родителям стоит обратить внимание на происходящее, держа в голове, что минимальные пробы – нормативны. Они соответствуют задаче подросткового возраста, равно как и поиск собственного имиджа, эксперименты с одеждой, телом. Все это не что иное, как попытка определить молодым человеком место, которое он занимает в этом мире. Эксперимент – установление идентичности. Проходить процесс может мягко, а может более жестко, зависит от того, насколько уместным чувствует себя ребенок в той или иной группе, сообществе, тусовке. Любой признак того, что не заладилось общение, сигнал для родителей, что контакт выстроен неверно.
Увы, не существует статистики. Никто не считает, сколько подростков и отчего страдают. Но когда сильно болит, когда нет больше мочи терпеть, дети находят способ прийти к психологу. В психологических центрах редко бывают “легкие случаи с улицы”. Обычно приходят сами (если подросток достаточно разумен), по рекомендациям, по совету вожатого в лагере, одноклассника или старшего товарища, если услышали имя на тусовке.
Бывает, старшие подростки, узнав, что у младших “полный трэшак”, просят помочь. И никогда родители не бывают в курсе. Родителям только кажется, что они знают все о своем чаде и могут проконтролировать его во всем. По факту у родителей очень мало контроля над детьми. У детей же всегда есть другая, большая жизнь за пределами доступного вниманию взрослых.
Да и курить – основное занятие подростков за гаражами – уже некому. Мало того, что возле школы и по дворам не найти курильщиков — так еще и «вконтактные» профили поголовно утверждают: отношение к курению — отрицательное. Или даже резко отрицательное. Альтернативы? Музыку слушают — да, играют в «доту» — тоже да, беседуют в сети.
Скучно? Безнадежно? Но вслух никто не сознается. Но вот, скажем, один из одноклассников Дениса: лента новостей больше чем наполовину заполнена сентенциями-картинками из паблика «Братва на связи». «Просто напиши, что скучаешь, поверь, оценю». «Одиночество – удел сильных». И много-много картинок с мотоциклами, внедорожниками, «черными бумерами из девяностых».
Выученная суровость
Денису и Кате посвящается
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Вы здесь
Мой папа — моряк, служил в торговом флоте. В 90-е он подписывался на любые рейсы лишь бы привезти если не денег так вещей или даже еды, что то нам, что-то на продажу, чтоб были деньги пока он в море. Не скажу что мы жили бедно, но и не шиковали никогда. Брат старше меня на 3 года, так я донашивала его одежду, мы вместе собирали бутылки и лом чтобы купить себе вкусняшек =) Когда у папы случался отпуск он первым делом собирал нас в охапку и вез на рыбалку или в лес, или гулять в парк на весь день чтобы мама могла отдохнуть. Но однажды он получил телеграмму из родного городка и вместо обычной отпускной прогулки собрал небольшую сумку, поцеловал нас всех и уехал. Как мы рыдали! Мама не могла нас успокоить, т.к. мы решили что он нас бросил. Прошла неделя и он вернулся, но не один, а с маленькой девочкой (4 года).
Забеременела и родила рано, в 19 лет. Хотела сначала идти на аборт, но парень в ногах валялся, обещал сделать все для нас с малышом. Как потом оказалось, моему парню ребенок не был нужен, а подбила его на все это его мама. В итоге отец ребенка слился сразу после родов, а вот его мама регулярно появлялась на пороге и мешала мне жить. С раннего детства она баловала его, все мои запреты, вроде, не смотреть ночью мультики или не есть сладкое перед обедом, не реагировала. Сын, конечно, больше любил добрую бабушку, а не злую маму. Я умудрялась и работать, и учиться, и всю себя вкладывать в ребенка — ни одного свидания за десять лет, копила на квартиру (жили с сыном на съемной), заботилась о нем. Когда ему стукнуло десять, я перестала справляться — он мог накричать на меня, убегал среди ночи, чуть что, звонил жаловаться бабушке, которая все ему тут же разрешала в духе «не слушай плохую маму». Однажды после очередного скандала он ушел, а я обессиленная легла спать.
Никогда не понимала, зачем, собственно, рожать больше одного ребёнка? Ну, ладно, двоих на крайний случай. Но три — это уже явный перебор, а дальше совсем катастрофа. Муж разделял эти взгляды, и мы успешно воплотили план — первый ребёнок запланированный, со вторым подвела контрацепция, но за компанию оставили, а контрацепцию усилили. Четыре года ничего не предвещало — любимые дети, гармония в семье и в душе… А дальше все пошло по пизде, как в дешёвом сериале. Сначала выяснилось, что у мужа есть внебрачный ребёнок, рождённый за 2 года до свадьбы со мной, о котором он и знать не знал. А та барышня, родившая от него, потихоньку спилась, её лишили родительских прав, ребёнку светил детдом, и она «внезапно вспомнила», кто отец мальчика. Шок, тест ДНК, долгие тяжелые раздумья и разговоры с мужем — и процедура усыновления, как итог. Очень долго привыкали к новому члену семьи и мальчик к нам, ходили к семейному психологу. Через год в аварии погибает брат мужа с женой.
У меня была обычная жизнь: муж, двое детей, работа. Я тащила на себе весь дом, переживала капризы, учёбу и болезни детей, вредный характер мужа, визиты и претензии свекрови, разруливала все бытовые вопросы. В один прекрасный день у меня случился нервный срыв, меня отвезли в больницу, диагностировали депрессию, нервоз, я лежала в стационаре. Муж подал на развод. Естественно, детей оставили ему, а не матери со справкой. Я переехала в квартиру, оставшуюся мне в наследство от бабушки, мы её сдавали во время брака, а теперь я там живу. Одна! И Боже, как я счастлива! Никто не дёргает меня, не надо ни за кем убирать, следить, что-то решать, готовить кучу блюд. Моя жизнь — это работа, неспешная прогулка до дома, покупка чего-то простенького в магазине, лёгкий ужин, сериалы вечером, иногда вышиваю, рисую, пеку что-то, катаюсь на велосипеде. Хожу к психологу — это очень помогает. На массаж хожу. Завела кота — это вообще моя мечта, так как у мужа и сына была аллергия.
Было мне 17 лет, влюбилась в парня, переехала к нему в самый неблагополучный район города в обшарпанную общагу. Всё было хорошо год, а потом начался ад. Парень любил подвыпить, а впоследствии и распустить руки. Я, маленькая и хрупкая девушка 40 кг с телосложением подростка, просто падала. Он бил по лицу, толкал в спину, чтобы шла быстрее, унижал. Однажды я пыталась убежать, но он догнал, расколотил лицо и телефон, с которого я хотела вызвать такси. Как-то ночью на улице он снова толкнул меня, навстречу шёл местный гопник и спросил меня: «Убить его?» Я, конечно же, ответила, что нет. Он выбил ему зуб и ушёл. После этого мне ещё больше доставалось. Каждый раз меня, как магнитом, тянуло обратно: я покупала ему алкоголь на последние деньги, срывалась по первому зову — больно сильно его любила. Так мне казалось. Я настолько себя загнала, никакого уважения, паническая боязнь остаться одной, убитая в край самооценка. Так продолжалось год.
Сейчас стало модно считать себя жертвой токсичных или абьюзивных отношений родителей и кричать об этой «проблеме» на каждом углу. Я не говорю о тех, кто действительно пострадал, например, от психически больной матери или отца-алкоголика, любящего распускать руки. Я о тех «жертвах», которые возомнили себя недолюбленными, при этом имели всё на свете, полученное ими как раз-таки от родителей. До 22-23 лет я тоже относила себя в касту «пострадавших», вспоминая некоторые ссоры с мамой и барьеры, что причиняли мне боль. Но впоследствии я полностью приняла сторону родителей, поняла причины их поступков, попыталась залезть в их шкуру, чтобы понять пережитые трудности, и меня полностью отпустило. Я не ходила к новомодным психологам, не плакалась подругам или парню, не убивала себя внутренними копаниями. Просто стала старше и сказала себе посмотреть на себя саму объективно и со стороны. И все проблемы начали решаться, словно я потянула за ниточку и клубок распутался сам собой.
Что происходит с современными подростками? Что в их головах? Сегодня была контрольная. Прозвенел звонок с урока. Дети обступили меня со всех сторон, сдавая листочки с работами, задавали какие-то вопросы. И в этот момент один из юношей крикнул: «Та..чков выпрыгнул из окна!» У окна стояло человек 5 детей, двое из них закрывали за ним окно. Я подбежала к окну, раскрыла его, выглянула на улицу-сердце бешено колотилось:»Что с ним?» Никого не было. Те, кто закрыл за ним окно, сказали, что он вошел в двери колледжа. Оказалось, что он давно хотел это сделать и, наконец, исполнил свое желание (благо, это 2 этаж и он не пострадал). А его одногруппники-зрители наблюдали за тем, чтобы я ничего не заметила и постарались поскорее закрыть окно, чтобы все скрыть. Я, еле доехав до дома, вызвала себе скорую-стало плохо с сердцем (а мне ведь всего 41!). Этот случай не первый в нашем колледже. Мне не понятно, что движет этими детьми? Неужели им наплевать на себя, на близких?
Мне было 22, ей 17. Я был обычным парнем, чья жизнь была спокойной до её появления в ней. Она училась в выпускном классе, не беспокоилась о своём будущем, прожигала свою жизнь с веществами и алкоголем. Но у меня получилось посмотреть за её «тёмную вуаль», и я увидел доброго чистого ребёнка, который из-за тяжёлых отношений с матерью и отчимом избрал себе такой путь. Однажды я пришёл к ней домой и услышал, как отчим с ней обращается, а мать предпочитает жертвовать ребёнком, а не любимым мужиком. Девочка слышала только оскорбления и ничего хорошего не видела, с её доброй натурой было тяжело это выдержать. Мы говорили всю ночь, и я понял, как я сильно полюбил. Я пообещал себе сделать всё, чтобы вытащить её. Я готовил её к экзаменам, мы вместе выбирали вуз, она открылась мне и прочитала свои стихи. После выпускного я забрал её к себе под крики матери и угрозы отчима. Она поступила в университет и после целыми днями писала дома стихи, а не проводила время в сомнительных компаниях.
Усыновили ребенка, 12-летнего подростка. Воровал деньги, грубил, каждый день звонили из школы и сообщали о новых проступках. Мы с мужем никогда не ругали его, думали, что он скоро реабилитируется в новом обществе и станет самым лучшим и послушным сыном. Шли месяцы, а поведение нашего чада оставляло желать лучшего. Я продолжала бороться, находила компромисс и старалась решить все проблемы, а вот у мужа начали сдавать нервы. Стал грубый, вечно злой, а потом, после очередной выходки сына, сказал: «Лучше бы собаку завели, чем эту тварь». В тот момент моя душа разрывалось на части. Я хотела ударить его, но сдержалась и единственное, что я сделала, ответила: «Еще раз услышу что-то подобное — подаю развод». На следующий день прихожу с работы и вижу на полу сына. Он, избитый до кровавых соплей, лежит на полу и плачет. А над ним стоит мой мужчина и продолжает безжалостно хлестать его ремнём. Увидев меня, подошел и поставил ультиматум — либо этот «приёмный уродец», либо он.
Моя лучшая подруга старше меня на три года, поэтому, когда мы были подростками, я чувствовала себя скорее ее младшей сестрой — она была старше, умнее в силу возраста. Мы повзрослели, разница стерлась. Но я как пряталась за нее в прямом и переносном смысле, так и прячусь, так и остаюсь для нее маленькой. Она прикрывает меня перед родителями, кормит, просит учиться на ее ошибках, а не на своих. Она бегает под дождем босиком, фальшиво поет и не стесняется этого, рисует людей в метро и дарит им рисунки, покупает себе цветы, учится на врача и сходу запоминает вещи, которые я совершенно не понимаю. Она покупает яблоки у бабушек, выращивает фиалки на подоконнике, пишет стихи и вяжет шарфики. Она умеет подобрать слова в любой ситуации, может приехать посреди ночи, потому что мне стало плохо. Она даёт советы так, что мне кажется, что у нее за плечами целая жизнь, а не двадцать два года.
Всю жизнь знала, что родилась, когда папа был студентом, и это из-за меня он так и не получил диплом, потому что некогда было учиться, надо семью кормить. На каждом семейном празднике он, как прибухнёт, начинал рассказывать, как я в этом виновата, и у него от этого вся жизнь под откос пошла. Когда была подростком и узнала, что такое контрацепция, не выдержала и прям за столом у него спросила, мол, чего же он ей не воспользовался. Был грандиозный скандал: мама, которая во время таких разговоров всегда отмалчивалась и уходила на кухню, сказала, что я веду себя неприлично; бабушка схватилась за сердце от ужаса, что внучка знает, откуда берутся дети; младший брат начал неприлично ржать над словом «презерватив». Вся семья пару месяцев меня гнобила за «непристойные» вопросы, потом как-то улеглось. А недавно я узнала, что отец вообще вылетел ещё до знакомства с мамой, даже первый курс не закончил, просто признаваться в раздолбайстве как-то некрасиво, а тут такая героическая версия.
Подростком часто видел мучительно-эротические сны. Снились завлекавшие меня актрисы, артистки и просто нравившиеся одноклассницы. Мучение заключалось в том, до самого ЭТОГО дела у меня с ними никогда не доходило. Всегда что-то мешало, отвлекало. Оно и понятно — если секса не было наяву, его не могло быть и во сне. Наверное, поэтому нательное и постельное бельё оставались чистыми. С началом половой жизни сны ушли. И вот, спустя десяток лет, из-за вынужденного воздержания (роды у жены были тяжёлыми, её зашивали, так что несколько месяцев было нельзя) снова стал видеть, но уже мучительно-порнографические сны. Девахи и всякие пошлые тётки, домогались и «оседлывали» меня помимо моей воли. Но самое стыдное — стал пачкать бельё. Вроде взрослый уже мужик, а прямо, как пионер… Однажды ночью проснулся почти сразу после очередного «финиша». Увидел спину жены, сотрясавшуюся в молчаливом смехе. Выяснилось, что это её стараниями я по ночам кончаю.
Моя мама в 18 лет всеми силами пыталась сбежать от жизни со своими матерью и отчимом. Её постоянно унижали, отчим лез с приставаниями. На работу не брали (была гражданкой другой страны), с института ушла. Мой отец в то время служил в армии, она его дождалась и решила ни в коем случае не отпускать. Поняла, что он поможет ей сбежать из этого ада. Тогда мама забеременела мной. Несмотря на жизнь с матерью, которая её не любила, моя мама умела любить так, как меня больше никто не любил. Она всегда была моим лучшим другом, с ней я мог поделиться всеми секретами и услышать от неё нужный совет; во всех конфликтах с учителями она всегда была на моей стороне. Мама просыпалась ранним утром, чтобы приготовить мне лучший завтрак (ей так никогда не готовили), и она всегда целовала меня перед сном. Когда был подростком, у меня не было ощущения, что мама меня не понимает, скорее наоборот, даже ко всем вредным привычкам она всегда лояльно относилась.
Я подобрала свою беспородную бело-серую кошку подростком у себя в подъезде два года назад зимой. Голодную, худую и грязную. Отмыла, откормила. Выросла хулиганистая, умная и дружелюбная кошачья душа. Несколько лет я страдаю от депрессий и психозов, так уж вышло. Лечусь, держусь, бывают плохие дни, бывают и хорошие. А тут совсем прижало — не было сил ничего делать вообще, даже с кровати вставать. Так котейка поднимала меня утром: как будильник зазвонит, она прыгает ко мне на подушку, бодается, лапкой за лицо трогает, мяукает и мурчит в ухо, мол, давай вставай, соберись. По вечерам от бессонницы лечила: ложилась в ноги клубком или обнимала за руку, клала на меня голову, мурчала. Так я и засыпала. Ходила в неубранный туалет неделями, нигде не гадила. Ела, что дают, не капризничала. Играла невыброшенными бумажками, бегала, прыгала, пыталась меня подбодрить. Когда я приползала домой с работы, кидалась ко мне с мурлыканьем, обнимала лапками, сидела на коленях.
Будучи подростком, смотрела «Секс в большом городе» и не понимала сути главных героинь. Саманта мне казалась грязной глупой развратной старухой и вызывала отвращение; Миранду я считала скучной, некрасивой и не догоняла, что она вообще делает в сериале; Шарлотту вообще воспринимала как ребёнка во взрослом теле, а не взрослую женщину; и лишь Керри была великолепна в моих глазах: лёгкая, остроумная, игривая, сексуальная, романтичная… одним словом — идеал женщины. Пересмотрев сериал спустя 10 лет, я вдруг осознала, что непростительно ошибалась. Саманта на самом-то деле умна, самодостаточна, успешно занимается бизнесом, имеет чёткую жизненную позицию и просто любит получать от жизни удовольствие, пусть и в виде бесконтрольного секса; Миранда — глас разума всех подруг, саркастична, немного строга и в целом самая адекватная из всех; Керри стала самым большим открытием и разочарованием: ничего в ней нет особенного.
Я учитель иностранных языков. Параллельно занимаюсь репетиторством — готовлю детей к ЕГЭ. У сестры сын как раз переходит в 11 класс, и уже встал вопрос о будущем поступлении. Денег на репетиторов у сестры нет, мужа тоже, да и племянник не слишком способный. Сестра по молодости всё с мужем отношения выясняла, потом после развода личную жизнь строила, было не до ребёнка, кормила/одевала и то ладно. Упустила парня в общем. И она просила меня заниматься с племянником бесплатно. Отказала, конечно. А смысл? Я даже за деньги не беру детей с нулевыми знаниями и сложных подростков, которых к репетитору маман силой затащила — ну, не окупит моя прибыль затраченных нервов и сил. Да и смотря на племянника, я понимала, что английский ему не поможет, он остальное-то на минимум не сдал бы. После моего отказа эта овца начала терроризировать маму-пенсионерку и просить денег. В общем, зная, что он приторговывает наркотиками, дождалась его 18-летия и сдала знакомому менту.
Я живу в трехкомнатной квартире. И за три года, что я здесь, кроме меня в ней был только врач. Стены у нас кирпичные, и соседей совсем не слышно, только в ванной какой-то выверт акустики, из-за чего слышимость практически идеальная. Я провожу в ванной часа по три каждый день, слушая жизнь соседей. Знаю, как учатся две маленькие девочки сверху, возможно, знаю даже лучше матери, которая слишком расстроена изменами мужа, чтобы обращать на это внимание. Знаю, как одиноко подростку, который врубает воду на полную и дрочит в ванной справа, а потом глухо рыдает. В квартире под моей живет молодая парочка. Летом их можно услышать не только в ванной, но и просто открыв окно в комнате. Подозреваю, что они итальянцы, настолько бурно они ссорятся и мирятся. Мы никогда не встречались, но это не мешает мне чувствовать себя частью чего-то большего, чем мое пустое существование. Моя благодарность за это безгранична.
Подростком ходила в литературный кружок. Руководил им мужчина — такой, знаете, по паспорту лет 45, а то и больше, но большой ребёнок, многие из нас были внутренне взрослее. Неухоженный, неприспособленный к жизни (жил с мамой и сам не мог даже чай себе заварить), но очень добрый и писал прекрасные стихи. Он через несколько лет внезапно уехал в другой город, а с друзьями из клуба я продолжала общаться. Вскоре выяснилось, что, как минимум, три наших девочки в возрасте 13-14 лет с ним трахались. Каждая думала, что у них уникальная единственная в мире любовь и она его спасает от жестокого мира… Он и ко мне подкатывал, как я позже поняла, просто я была наивная и разговаривала с ним только про стихи, как-то даже в эту сторону и не подумала. Когда мне было 19, очередная «единственная любовь» забеременела, родители начали выяснять… В деле только доказанных эпизодов за пять лет почти два десятка.
Работаю учителем начальных классов. Мои выпускники взрослеют на глазах. Регулярно захожу на их странички в соцсетях (даже если их нет у меня в друзьях). Очень радуюсь, если вижу там » хорошие» посты: про дружбу, любовь к близким, жизнеутверждающие правила жизни, цитаты из книг, над которыми стоит задуматься. Радуюсь их фотографиям с соревнований, поездок в новые места. Ведь всё это говорит об их взглядах, развитии, продвижении вперёд. В таких случаях очень хочется поставить «лайк», чтобы выразить своё согласие, удовольствие или гордость за них. Но я почти никогда этого не делаю. Стесняюсь. Даже в школе я стараюсь держаться от ребят на расстоянии — чтобы не навязываться. Не хочу, чтобы они подумали, что я их контролирую, ведь для подростков это важно. Мне просто очень хочется, чтобы у них всё было хорошо. Чтобы они выросли хорошими людьми. Спасибо соцсетям за возможность быть с ними рядом.
Влюблен. По уши. Живём вместе, планы на дом, детишек. Свадьба летом. А я иногда чувствую себя виноватым. Помните то чувство когда вам кто то нравится? Когда имя произносится с придыханием. Когда боишься сделать первый шаг или остаться тэт-а-тэт. Когда всё получается и настаёт время «первых» — поцелуев, объятий, признаний. Это ведь не купить, не сфотографировать на память, не снять на видео. Секунды которые живут с тобой до конца жизни. И вот теперь, когда я нашёл ту самую, я понимаю, что всё это осталось позади. Мне не жаль, я не хочу и не могу видеть с собой рядом кого то другого. Да и на по-настоящему такие чистяе эмоции способны лишь подростки, люди которые ещё не «обветрились» временем и жестокими людьми. Но действительно грустно перелистывать страницу в жизни, оставляя где то позади секунды когда вес мир замирал вместе с твоим сердцем.
Мне 25, сижу в пиццерии. Одета просто: джинсы, кеды, хвост, без косметики, на стуле рядом лежит плащ и рюкзак. В пиццерии полно подростков. И с каким же пафосом и презрением они на меня смотрят! Все как на подбор в джемперочках, с подвёрнутыми джинсиками, голые лодыжки, огромные кеды, безразмерные пальто, у всех девушек красная помада и на голове высокая гулька. Оглядывают друг друга типа «боже», чуть глаза не закатывают. Одна парочка малолеток сидит прям напротив меня. Девушка с видом зрелой женщины, прожившей жизнь и преодолевшей немало херни на своём трудном жизненном пути, деловито смахивает что-то с лица такого же малолетнего прыщавого парня, купившего пиццу за родительские деньги. Сидит, нога на ногу, спинка ровно, пальчик оттопыривает, когда кофе пьёт. Блять, мы такими охуевшими и пафосными не были — факт.
Я психолог, часто приходится работать с детьми и подростками. Знаете, какой самый распространённый диагноз? Синдром отличника. Начиная от начальных форм — когда ещё совсем маленький ребёнок, второй класс, спрашивает у мамы, будет ли она его любить, если он принесёт по контрольной четвёрку, и заканчивая уже вполне серьёзными формами — девочка, девятый класс, олимпиадница, поступает с практически нервным срывом, депрессией, постоянно плачет и твердит, что она недостойный человек… А причина этого — она заняла не первое, а второе место на олимпиаде, а её учителя внушили ей, что она обязана быть только первой. Терпеть не могу людей, которые так портят жизнь своим детям/ученикам, ведь неоднократно доходило даже до самоубийств из-за неидеальных оценок. Ненавижу! А они твердят — «ну мы же хотим, как лучше»
Ещё будучи подростком, играла в словесную ролевую игру со своей лучшей подругой в вк. Мы познакомились в ролевой группе и очень сильно сдружились, постоянно проводили время вместе, хотя и никогда не видели друг друга в реале. Переписывались мы так на протяжении пяти лет, и за это время создали целый мир, лишь для нас двоих, мечтали когда-нибудь вместе написать книгу. В итоге мы перестали общаться на фоне сильной ругани за последний месяц, так и не решившись заговорить друг с другом вновь. После этого сама перестала писать. Прошло уже почти пять лет, но то время вспоминаю с теплотой, сильно по ней скучаю и мечтаю когда-нибудь отыскать её и помириться. Это был самый дорогой в моей жизни человек, пускай и лишь по ту сторону экрана. Мечтаю сказать ей за это спасибо.
Я замужем за двоюродным братом. Мы с ним росли практически вместе, поскольку родились в один год, все время были рядом до 10 лет. Затем жизнь развела наших родителей, и встретились мы снова только будучи подростками в 16 лет. Чувства вспыхнули внезапно. Естественно, от родных это скрывалось. Легче стало, когда мы оба поступили, стали жить вместе. Через 6 лет отношений он сделал мне предложение, от которого я поначалу даже отказалась, испугавшись реакции семьи, но любви не прикажешь. Пришлось сообщать близким. От нас моментально отвернулись все. Еще и переругались между собой, ища виноватого. Вне семейного круга о нашем родстве не знают, чтобы не получить такой же реакции. Так и живем уже 5 лет в браке, словно изгои, родители ни меня, ни его видеть не хотят.
Покупала фрукты у мужчины N, который много лет торговал в магазинчике около дома. Вся жизнь пролетела перед глазами: вот я маленькая покупаю у него конфеты, вот мы с подругами, будучи подростками, покупаем у N сигареты и дешёвые коктейли. Ещё через несколько лет я покупаю у него шоколадки к чаю после трудного дня в универе, несу ему конфеты на 23, а он дарит бутылку шампанского на Новый год… Затем я бросаю курить, выпиваю крайне редко, встречаю любимого, меняюсь внешне, получаю вышку, нахожу новые увлечения, работаю. И вот стою я перед N с маленькой прелестной девочкой, а он знает про меня всё-всё. И знает про всех молодых с нашего района. И от этой встречи так тепло и хорошо на душе.
Длинные Истории про жизнь подростков подобрал Историкс. Собрали их 83 штук, они точно увлекательные. Читайте, делитесь и ставьте лайки!