Посчитать прочитанное
Копировать список
Список кандидатов
Копировать список
Проголосовать
В книге собраны повести и рассказы о любви великих мастеров русской прозы: А. Пушкина, И. Тургенева, А. Чехова, А. Куприна, И. Бунина. Что такое любовь? Одна из самых высоких ценностей, сила, создающая личность, собирающая лучшие качества человека в единое целое, награда, независимо от страданий, которые сопровождают это чувство? Или роковая сила, недостижимая вершина, к которой стремится любой человек, стараясь обрести единство с другой личностью, неизменно оборачивающееся утратой, трагедией, разрушающей гармонию мира? Разные истории и разные взгляды помогут читателю ответить на этот непростой вопрос…
Александр Пушкин — Метель (1830)
«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и следственно была влюблена.»
Александр Пушкин — Барышня-крестьянка (1830)
«Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание. Конечно всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями; но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное, особенность характера, самобытность (individualiteé), без чего, по мнению Жан-Поля, не существует и человеческого величия. В столицах женщины получают, может быть, лучшее образование; но навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы.»
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию»
Иван Тургенев — Ася (1858)
«Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят.»
«Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили.»
«Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?»
«– Если б мы с вами были птицы, – как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.
– А крылья могут у нас вырасти, – возразил я.
– Как так?
– Поживите – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.
– А у вас были?
– Как вам сказать… Кажется, до сих пор я еще не летал.»
«Я облокотился на край лодки… Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и все любит… Нет! во мне зажглась жажда счастия. Я еще не смел назвать его по имени, – но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чем томился… А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами.»
«Бодро шел я по знакомой дороге, беспрестанно посматривая на издали белевший домик; я не только о будущем – я о завтрашнем дне не думал; мне было очень хорошо.»
«Она медленно подняла на меня свои глаза… О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами; я нагнулся и приник к ее руке…
Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе – покорно повиновалась ее рука, все ее тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы…
– Ваша… – прошептала она едва слышно.»
«Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.»
«Не ноги меня несли, не лодка меня везла: меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья. Я прошел мимо куста, где пел соловей, я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и мое счастье.»
«Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!»
Иван Тургенев — Первая любовь (1860)
«Первая любовь» — повесть Ивана Сергеевича Тургенева, рассказывающая о чувствах и связанных с ними душевными переживаниями юного героя, полудетская влюблённость которого пришла в неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. Писалась Иваном Тургеневым в январе-марте 1860 года в Санкт-Петербурге. Написана на основе личного эмоционального опыта и событий в семье писателя. Как сам выразился о повести Тургенев: «Описано действительное происшествие без малейшей прикраски,…я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать мне нечего».
«Я гулял – то в саду нашей дачи, то по Нескучному, то за заставой; брал с собою какую-нибудь книгу – курс Кайданова, например, – но редко ее развертывал, а больше вслух читал стихи, которых знал очень много на память; кровь бродила во мне, и сердце ныло – так сладко и смешно: я все ждал, робел чего-то и всему дивился и весь был наготове; фантазия играла и носилась быстро вокруг одних и тех же представлений, как на заре стрижи вокруг колокольни; я задумывался, грустил и даже плакал; но и сквозь слезы и сквозь грусть, навеянную то певучим стихом, то красотою вечера, проступало, как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни.»
«Десять раз сряду прочел я слова: «Юлий Цезарь отличался воинской отвагой» – не понял ничего и бросил книгу.»
«Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгоряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания. Ветерок беспокойно содрогался в темных деревьях, и где-то далеко за небосклоном, словно про себя, ворчал гром сердито и глухо.»
«Я сказал дядьке, что разденусь и лягу сам, – и погасил свечку. Но я не разделся и не лег.
Я присел на стул и долго сидел как очарованный. То, что я ощущал, было так ново и так сладко… Я сидел, чуть-чуть озираясь и не шевелясь, медленно дышал и только по временам то молча смеялся, вспоминая, то внутренне холодел при мысли, что я влюблен, что вот она, вот эта любовь. Лицо Зинаиды тихо плыло передо мною во мраке – плыло и не проплывало; губы ее все так же загадочно улыбались, глаза глядели на меня немного сбоку, вопросительно, задумчиво и нежно… как в то мгновение, когда я расстался с ней. Наконец я встал, на цыпочках подошел к своей постели и осторожно, не раздеваясь, положил голову на подушку, как бы страшась резким движением потревожить то, чем я был переполнен…
Я лег, но даже глаз не закрыл.»
«– Свобода, – повторил он, – а знаешь ли ты, что может человеку дать свободу?
– Что?
– Воля, собственная воля, и власть она даст, которая лучше свободы. Умей хотеть – и будешь свободным, и командовать будешь.»
«– «Что не любить оно не может», – повторила Зинаида. – Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду…»
«Я терялся в соображениях и все искал уединенных мест. Особенно полюбил я развалины оранжереи. Взберусь, бывало, на высокую стену, сяду и сижу там таким несчастным, одиноким и грустным юношей, что мне самому становится себя жалко, – и так мне были отрадны эти горестные ощущения, так упивался я ими!..»
Антон Чехов — Драма на охоте (1884)
«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты»
«Утро было прелестное. Само счастье, казалось, висело над землей и, отражаясь в бриллиантовых росинках, манило к себе душу прохожего… Лес, окутанный утренним светом, был тих и неподвижен, словно прислушивался к моим шагам и чириканью птичьей братии, встречавшей меня выражениями недоверия и испуга… Воздух был пропитан испарениями весенней зелени и своею нежностью ласкал мои здоровые легкие. Я дышал им и, окидывая восторженными глазами простор, чувствовал весну, молодость, и мне казалось, что молодые березки, придорожная травка и гудевшие без умолку майские жуки разделяли это мое чувство.
«И к чему там, в мире, – думал я, – теснится человек в своих тесных лачугах, в своих узких и тесных идейках, если здесь такой простор для жизни и мысли? Отчего он не идет сюда?»
И мое напоэтизированное воображение не хотело мешать себе мыслью о зиме и хлебе, этих двух печалях, загоняющих поэтов в холодный, прозаический Петербург и в нечистоплотную Москву, где платят гонорар за стихи, но не дают вдохновения.»
«– Господа, – сказал он, глядя на нас счастливыми, ласковыми глазами. – Отчего вы не женитесь? Зачем вы тратите попусту, кидаете за окно свои жизни? Отчего вы так чуждаетесь того, что составляет лучшее благо всего живущего на земле? Ведь наслаждения, которые дает разврат, не дают и сотой доли того, что дала бы вам тихая, семейная жизнь! Молодые люди… ваше сиятельство и вы, Сергей Петрович… я счастлив теперь и… видит Бог, как я люблю вас обоих! Простите мне мои глупые советы, но… счастья ведь я хочу для вас! Отчего вы не женитесь? Семейная жизнь есть благо… Она – долг всякого!..»
«Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять еще трудней.»
«Был хороший августовский день.
Солнце грело по-летнему, голубое небо ласково манило вдаль, но в воздухе уже висело предчувствие осени. В зеленой листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.»
«Продолжительная прогулка на свежем, прохладном воздухе действует на аппетит лучше всяких аппетитных капель. После нее балык, икра, жареные куропатки и прочая снедь ласкают взоры, как розы в раннее весеннее утро.»
«Как бы ни была умна женщина, какими бы совершенствами она ни была одарена, в ней все-таки сидит гвоздь, мешающий жить и ей и людям…»
Антон Чехов — О любви (1898)
«– Как зарождается любовь, – сказал Алехин, – почему Пелагея не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам, а полюбила именно Никанора, этого мурло, – тут у нас все зовут его мурлом, – поскольку в любви важны вопросы личного счастья, – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно. До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными. То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, – это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай.»
«– Мы, русские порядочные люди, питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные. В Москве, когда я еще был студентом, у меня была подруга жизни, милая дама, которая всякий раз, когда я держал ее в объятиях, думала о том, сколько я буду выдавать ей в месяц и почем теперь говядина за фунт. Так и мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или не честно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает – это я знаю.»
«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.»
Антон Чехов — Дама с собачкой (1899)
«В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства.»
«Ненужные дела и разговоры все об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!»
Александр Куприн — Впотьмах (1893)
«Впотьмах» — повесть Александра Ивановича Куприна, впервые напечатанная в журнале «Русское богатство», в 1893 году. В 1912 году писатель вновь напечатал повесть в журнале «Родина», после большой корректуры и сокращения. Изменения главным образом коснулись начала повести и общего её стиля. К примеру иностранные слова автор заменил на русские.
Экранизации:
«Гувернантка» (1915).
«Желание любви» (1993) режиссёра Виктора Георгиева.
«А ночь действительно была необыкновенно хороша. Ветер разогнал тучи, и луна сияла на чистом темно-синем своде. В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью. И все это призрачное, обольстительно-прекрасное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.»
Иван Бунин — Грамматика любви (Москва, февраль 1915)
«Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым».»
«Она вся делилась на маленькие главы: «О красоте, о сердце, об уме, о знаках любовных, о нападении и защищении, о размолвке и примирении, о любви платонической»… Каждая глава состояла из коротеньких, изящных, порою очень тонких сентенций, и некоторые из них были деликатно отмечены пером, красными чернилами. «Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни, – читал Ивлев. – Разум наш противоречит сердцу и не убеждает оного. – Женщины никогда не были так сильны, как когда они вооружаются слабостью. – Женщину мы обожаем за то, что она владычествует над нашей мечтой идеальной. – Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает. – Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки…» Затем шло «изъяснение языка цветов», и опять кое-что было отмечено: «Дикий мак – печаль. Вересклед – твоя прелесть запечатлена в моем «сердце. Могильница – сладостные воспоминания. Печальный гераний – меланхолия. Полынь – вечная горесть»…»
Тебе сердца любивших скажут:
«В преданьях сладостных живи!»
И внукам, правнукам покажут
Сию Грамматику Любви.
Иван Бунин — Легкое дыхание (1916)
«однажды на большой перемене, гуляя по гимназическому саду, Оля Мещерская быстро, быстро говорила своей любимой подруге, полной, высокой Субботиной:
– Я в одной папиной книге – у него много старинных, смешных книг – прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, – ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, – понимаешь, длиннее обыкновенного! – маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, – я многое почти наизусть выучила, так все это верно! – но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?
Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.»
Иван Бунин — Митина любовь (Приморские Альпы, 14 сентября 1924)
«когда они, едва познакомившись, вдруг почувствовали, что им всего интереснее говорить (и хоть с утра до вечера) только друг с другом, когда Митя столь неожиданно оказался в том сказочном мире любви, которого он втайне ждал с детства, с отрочества.»
«Только вы смотрите, не обманите, – даром я не согласна… Это вам не Москва, – сказала она, засмеявшимися глазами глядя на него снизу, – там, говорят, бабы сами плотят…»
Иван Бунин — Солнечный удар (Приморские Альпы, 1925)
«Он еще помнил ее всю, со всеми малейшими ее особенностями, помнил запах ее загара и холстинкового платья, ее крепкое тело, живой, простой и веселый звук ее голоса… Чувство только что испытанных наслаждений всей ее женской прелестью было еще живо в нем необыкновенно, но теперь главным было все-таки это второе, совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство, и о котором уже нельзя было сказать ей теперь! – «А главное, – подумал он, – ведь и никогда уже не скажешь! И что делать, как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой, в этом богом забытом городишке над той самой сияющей Волгой, по которой унес ее этот розовый пароход!»
«Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем!»
Иван Бунин — Дело корнета Елагина (Приморские Альпы, 11 сентября 1925)
«И, читая, порою выписывала из книг мысли и изречения, ей нравившиеся, конечно, как всегда в подобных случаях бывает, так или иначе связывая их с собою»
Роковая любовь в русской классике
Тема: Классика
Не каждые романтические отношения заканчиваются свадьбой, и не все влюбленные живут душа в душу до конца своих дней. Об этом хорошо знали русские писатели. Мы собрали список классических произведений герои, которых страдали от неразделенной любви и сгорали от ревности.
Мастер и Маргарита
Невероятная история любви талантливого Мастера и преданной Маргариты. Этот роман стал самым популярным произведением Булгакова. Из-за тонкой сатиры и разоблачения бюрократического общества, книга долгие годы была запрещенной. И вот, спустя сотню лет, роман по-прежнему не теряет своей актуальности.
Подробнее
Выберите самую удобную акцию:
Скидка 21% на заказ от 1000 рублей
При оформлении заказа не забудьте указать промокод МОРОЗКО
Другие издания
Леди Макбет Мценского уезда
Объездив всю страну, Лесков собрал целую галерею характеров, впоследствии ставших героями его книг. В самой обычной русской женщине Лесков сумел рассмотреть неподдельную страсть. Именно ей он наделил леди Макбет – несчастную замужнюю женщину, безнадежно влюбленную в приказчика.
Подробнее
Другие издания
Электронная книга Анна Каренина
Пожалуй, самый известный любовный треугольник классической литературы. В романе Толстой поднимает тему супружеской измены. Молодой привлекательный Вронский обольщает благородную супругу Каренина Анну. Отвечая любовнику взаимностью, женщина теряет все.
Подробнее
Выберите самую удобную акцию:
Скидка 21% на заказ от 1000 рублей
При оформлении заказа не забудьте указать промокод МОРОЗКО
Другие издания
Другие издания
Гранатовый браслет
Александр Куприн – мастер психологического анализа и один из самых известных прозаиков ХХ века. Его повесть «Гранатовый браслет» рассказывает о самозабвенной и, увы, безответной любви скромного чиновника Георгия Желткова в уважаемой княгине Вере Шеиной.
Подробнее
Другие издания
Электронная книга Евгений Онегин
Роман Пушкина часто называют «энциклопедией русской жизни». Все потому, что он как нельзя лучше иллюстрирует жизнь российского дворянства XIX века. Герои этого произведения все также близки и понятны читателю, как и две сотни лет назад. По мотивам этого произведения продолжают ставить спектакли и снимать художественные фильмы.
Подробнее
Выберите самую удобную акцию:
Скидка 21% на заказ от 1000 рублей
При оформлении заказа не забудьте указать промокод МОРОЗКО
Другие издания
Другие издания
Электронная книга Аудиокнига Темные аллеи
Сборник рассказов лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина по праву считается эталоном любовной прозы. Бунин очень смело для своего времени, но при этом красиво говорил о чувствах между мужчиной и женщиной. В его произведениях любовь, которая длится лишь мгновение, любовь, разбитая предательством и любовь длиною в жизнь.
Подробнее
Другие издания
Электронная книга Герой нашего времени
История сердцееда Печорина знакома читателям со школы. А если вы по какой-то причине еще не читали роман, пора это исправить.
Молодой человек со сложным характером ищет радость жизни параллельно разбивая сердца несчастным девушкам.
Подробнее
Выберите самую удобную акцию:
Скидка 21% на заказ от 1000 рублей
При оформлении заказа не забудьте указать промокод МОРОЗКО
Другие издания
О любви писали во все времена. Романы были основой большинства библиотек людей любого достатка, потому что человеку свойственно сопереживать, жалеть, радоваться за других. Трагические и счастливые истории отношений заставляли плакать или улыбаться миллионы читателей во всем мире. В статье расскажем, какие книги о любви можно считать бестселлерами последних трех столетий.
Классика о любви XIX века
В литературе IXX века обычно выделяют два главных направления: романтизм и реализм. Это век становления мировой литературы, время больших социальных перемен, которые сильно затронули и искусство.
В 1860 году был впервые опубликован один из самых популярных романов Чарльза Диккенса «Большие надежды», в котором история любви и дружбы разворачивается на фоне описания нравов английского буржуазного общества. Сироте из простой семьи волею судеб представилась возможность стать джентльменом, но все его надежды на счастье рушатся, когда он узнает, кто является его благодетелем. Несмотря на сложные обстоятельства и неразделенную любовь к красавице, воспитанной в строгих правилах, герой сохраняет свои чувства и, возможно, становится счастливым.
«Золотой век» литературы неразрывно связан с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, в том числе, и с его произведениями о любви. Повесть «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести Белкина» была издана впервые в 1831 году. Дочь богатого помещика, влюбленная в сына заклятого врага своего отца, переодевается крестьянкой. Благодаря помощи своей горничной, ей легко удается играть роль простолюдинки, которую молодой барин обучает грамоте и постепенно влюбляется в нее. Но любовь героев кажется невозможной, по мнению барина из-за разного социального положения с девушкой, а, по мнению барышни, из-за вражды отцов. Но все меняет случай, который, чуть было, не обернулся трагедией.
К шедеврам мировой литературы относят и роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», опубликованный в 1856 году. Несмотря на то, что критики попытались осудить автора за «оскорбление морали», произведение быстро стало популярным во всем мире. Главная героиня, скучающая дама в небольшом провинциальном городке, начинает изменять своему мужу, который влюблен в нее до беспамятства и не ничего не замечает. Промотав состояние мужа у него за спиной, госпожа Бовари не находит помощи ни у одного из своих любовников, и вынуждена покончить с собой. Несмотря на то, что вся тайная жизнь супруги стала явной, муж продолжает ее любить и скорбеть по ней. Роман захватывает читателя с первых страниц. Настоящий мастер деталей, Флобер, создал произведение, которое и по сей день остается одним из самых известных и любимых читателями.
Классические романы XX века
Двадцатое столетие характеризуется сильнейшим рывком вперед во всех сферах жизни, что не может не сказаться и на литературе и искусстве в целом. Каждое десятилетие появляется новое направление, новые авторы, чьи произведения становятся классикой еще при жизни писателей.
Некоторые книги начинают отмечать престижными наградами. Так, в 1958 году Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго». Автор рассказывает о непростой жизни русской интеллигенции с начала века до Великой Отечественной войны. В книге затрагиваются непростые вопросы жизни и смерти, проблемы русской истории, а, в частности, революции и веры. Несмотря на то, что главный герой, врач и поэт, без колебаний принимает идеи революции, он постоянно сталкивается с сомнениями в отношении к любимым женщинам. Он любит их по-разному: страстно, из-за чувства долга, смирившись с волею судьбы. Несмотря на насыщенную жизнь, своего счастья доктор так и не обретает. В книге также приводятся стихотворения главного героя, достойные отдельного внимания читателей.
В произведениях прошлого века вообще довольно часто описана любовь не с позиции женщины, а от лица мужчины, который это чувство испытывает. В 1925 году в свет вышел роман «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Несмотря на забвение в первые годы после публикации, в середине века произведение становится популярным и его даже включают в список обязательной к прочтению литературы во многих англоязычных школах. Это любовная история с детективным сюжетом и трагическим финалом была экранизирована пять раз и стала по праву считаться одним из ярчайших произведений «Века Джаза» в Америке.
Семейная сага австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике», опубликованная в 1977 году, стала настоящим бестселлером. По исследованию одного из лондонских университетов, каждую минуту в мире продается два экземпляра данного произведения. В центре повествования – полувековая история семьи Клири, наполненная страданиями и неразделенной любовью. Книга состоит из семи частей, в каждой из которых описан характер какого-то героя. Любовь и испытания, которые приходятся на долю нескольких человек, не оставляют равнодушными ни одного читателя, а необычная структура романа сделала его самым популярным произведением писательницы несмотря на то, что ее последнее творение увидело свет в 2013 году.
Книги о любви в классическом жанре в XXI веке
Несмотря на то, что век только начался, мы уже можем смело назвать некоторые произведения настоящими бестселлерами русской литературы о любви.
Роман «Лавр» Евгения Водолазкина — это современное житие травника Арсения, который, потеряв возлюбленную, хочет искупить грех и посвящает свою жизнь ей. Он становится странником, который исцеляет людей от имени своей умершей невенчанной жены. Это история о любви в самом глубоком ее понимании — о любви к женщине, перерастающей в любовь к людям, ко всему живому и к самому Богу.
В 2004 году всех читателей Европы покорил роман французской писательницы Анны Гавальда «Просто вместе». Это книга о любви, счастье, одиночестве и о жизни во всех ее проявлениях. По мнению критиков, особую популярность произведение получило потому, что в центре повествования — обычные люди. Образ талантливой художницы, которой приходится работать по ночам уборщицей, немолодого продавца открыток, обворожительного повара – все это близко и осязаемо для большинства читателей. Книга была переведена на 36 языков, а в 2007 году на экраны вышел одноименный фильм с Одри Тоту в главной роли.
Во все времена авторы создавали произведения о любви, а миллионы людей по всему миру их читали. И так будет всегда: кто-то ищет в книгах то, чего ему не хватает в реальной жизни, кто-то, напротив, хочет отвлечься от проблем и тревог, погружаясь в чтение, а кому-то классика о любви подсказывает верное решение в сложившейся ситуации. По какой бы причине вы не обратились к этому роду литературы, издательству АСТ всегда есть, что вам предложить.
Рекомендуем прочитать
«Милый друг»
Ги де Мопассан
«Милый друг» — так называют обольстителя и авантюриста Жоржа Дюруа все его поклонницы. Не обладая никакими особыми талантами, молодой человек хочет стать известным и сделать блестящую карьеру. И для этого, по его мнению, хороши все средства, особенно, если они так или иначе связаны с богатыми и красивыми женщинами, готовыми на все ради запретной любви. Дюруа не гнушается ничем, и вскоре становится богачом с дворянским титулом.
«Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»
Энн Бронте
Один из первых феминистских романов, семейно-психологическое произведение, крайне смелое для 19 века и не теряющее актуальности и по сей день. В старом, всеми забытом Уайлдфелл-Холле, появляется обворожительная и одинокая молодая женщина. Все вокруг стремятся разгадать ее тайну, что оказывается весьма непросто сделать. Роман о несчастном браке, бесчисленных попытках спасти любимого человека от порока, непростом решении разлучить ребенка с отцом и о заслуженном и таком долгожданном счастье.
«Джейн Эйр»
Шарлотта Бронте
Один из самых часто экранизируемых романов 19 века. Пронзительная история о девушке, оставшейся верной своей любви, несмотря на все препятствия и сложности, встречающиеся на жизненном пути. Детство в приюте не только не сломило дух очаровательной Джен Эйр, но и сделало ее по-настоящему сильной духом и выносливой. Устроившись гувернанткой в дом загадочного мистера Рочестера, девушка не только получает работу, но и переживает самые сильные чувства в своей жизни.
«Грозовой перевал»
Эмили Бронте
История бурной и страстной, но трагической любви Кэтти и Хитклифа перевернула представление современников о романтической прозе. Эмили Бронте создала произведение, которое не теряет популярности даже спустя почти два столетия. В книге все «дышит» любовью – даже природным явлениям автор дает романтическое истолкование, а на фоне подробного описания сельской жизни отношения героев разных социальных слоев общества становятся еще более захватывающими и волнующими.
«Гордость и предубеждение»
Джейн Остен
В небогатом семействе Беннет пятеро дочерей, которых предстоит «удачно» выдать замуж, вопрос лишь в том — за кого, ведь по соседству нет ни одного кандидата на руку и сердце девушек. Все меняется, когда рядом с домом Беннет селится молодой и обеспеченный джентльмен, среди друзей которого точно найдется пара для невест. Роман о гордости женщины, находящейся на грани бедности, и о предубеждении, которое не дает поверить в искренность чувств молодого мужчины.
«Одиночество в сети»
Януш Леон Вишневский
Современная книга о любви молодых людей, которые знакомятся на просторах интернета, делятся самым сокровенным по электронной почте, и постепенно влюбляются в образы друг друга. Прежде, чем увидеть друг друга в реальном мире, героям придется преодолеть множество сложностей, но, как окажется позже, главной сложностью будет сама встреча не перед мониторами компьютера, а в самом романтичном городе мира – Париже.
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
I
Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Берне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц. И потом он встречал ее в городском саду и на сквере, по нескольку раз в день. Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой. Читать далее «Дама с собачкой — Антон Чехов» →
«А нежность… где ее нет!» — сказала Обломову Ольга.
Что это за фраза? Как ее следует пошшать? Почему такое уничижение нежности? И где она так часто встречается? Я думаю, что здесь неточность, что по нежность осуждается пламенной Ольгой, а модная в то время сентиментальность, фальшивое, поверхностное и манерное занятие. Именно занятие, а не чувство.
Но как можно осудить нежность?
Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви? Сестра нежности — жалость и они всегда вместе.
Увидите вы их не часто, но иногда встретите там, где никак не ожидали и в сочетании самом удивительном. Читать далее «О нежности — Надежда Тэффи» →
Один молодой человек, некто Сергей Хренов, браковщик-приемщик с одного учреждения, начал ухаживать за одной барышней, за одной, скажем, работницей. Или она за ним начала ухаживать. Сейчас, за давностью времени, нету возможности в этом разобраться. Только известно, что стали их вместе замечать на саратовских улицах. Начали они вместе выходить. Начали даже под ручку прохаживаться. Начали разные всякие любовные слова произносить. И так далее. И тому подобное. И прочее. А этот франтоватый браковщик однажды замечает своей даме: Читать далее «Коварство и любовь — Зощенко» →
Когда я распрощался с Коломбо, в мои намерения не входило ехать в Ченгтун, но на корабле я познакомился с человеком, проведшим там пять лет. Он рассказал мне, что это местечко славится своим крупным, открытым пять дней в неделю рынком, куда стекаются жители пяти-шести близлежащих стран, а также представители доброй полсотни племен. Там были восхитительные выкрашенные в темные цвета, пагоды, и была уединенность, которая умиротворяла и освобождала от смутной тревоги самые пылкие натуры. Он сказал мне, что предпочел бы это местечко любому месту на земле. Когда я спросил, чем же все-таки его так покорил этот городок, он сказал, что обрел там покой. Это был высокий темноволосый человек; держался он немного отчужденно. Такую отчужденность можно часто заметить у людей, которые долго жили в одиночестве, вдали от больших городов. Читать далее «Мастерсон — Сомерсет Моэм» →
Всем, которые любят (кто не любил из вас?), известен мыс Левкадский. Там возвышается гора, с которой бросались в море все те несчастные, кои желали потушить любовный пламень, в крови разливающийся; и они, верно, исцелялись, потому что никто живым оттуда не возвращался. Не без осторожности они повергались и в волны морские; привязывали себе крылья или сами привязывались к живым орлам; но это было только утончение смертоубийства; птичьи крылья не лучше служили Икаровых, а орлы тогда лишались привилегии, которою они пользовались по похищении Ганимедовом; и все те, которые низлетали на них, вместе погребались в неизмеримой громаде вод. Читать далее «Гилас и Исменида — Иван Крылов» →
I
Москве художественной и отчасти Москве светской известно было, что Борис Петрович Корецкий, наш знаменитый архитектор, ежедневно, вот уже десятый год, обедает у Анны Николаевны Нерягиной. Каждый день, около 7 часов вечера, можно было видеть, как экипаж Корецкого направлялся к Пречистенке, загибал в один из переулков, где еще сохранились старинные московские домики, и останавливался у подъезда маленького особняка. Корецкий звонил у подъезда и, когда дверь отпирала все та же степенная горничная, входил в дом привычным движением, а кучер уезжал в ближайший трактир, чтобы вернуться за барином около 11 часов вечера. Анна Николаевна Нерягина была еще молода и красива. Но никакие злые языки не могли сказать ничего предосудительного об ее отношениях с Корецким. Так как это кое-кого интересовало, то пускались в ход все средства домашнего сыска, вплоть до расспросов прислуги, — но приходилось увериться, что Корецкий был частым посетителем дома, и ничего более. Читать далее «Через пятнадцать лет — Брюсов» →
В пятницу, 14 января, ровно в восемь часов вечера гимназист восьмого класса Володя Базырев сделался донжуаном. Произошло это совершенно просто и вполне неожиданно, как и многие великие события. А именно так: стоял Володя перед зеркалом и маслил височные хохлы ирисовой помадой. Он собирался к Чепцовым. Колька Маслов, товарищ и единомышленник, сидел тут же и курил папиросу, пока что навыворот — не в себя, а из себя; но в сущности — не все ли равно, кто кем затягивается — папироса курильщиком, или курильщик папиросой, лишь бы было взаимное общение. Читать далее «Донжуан — Тэффи» →
Домашние неприятности совершенно сломили здоровье профессора. Но он сердился и раздражался не потому, что в спорах его побеждала Лида — девчонка и его дочь. Он сердился на себя за то, что не мог прийти до сих пор к какому-нибудь определенному и ясному политическому решению. То ему казалось все правильным, нужным и замечательным, и даже грандиозным. То, напротив того, встречая какие-нибудь мелочи быта или человеческие свойства, он махал рукой и говорил, что все это вздор и неосуществимая фантазия. И в своих противоречиях он искренне страдал, волновался и стремился прийти к какому-нибудь решению, что ему не удавалось. Эти противоречия уничтожали остаток здоровья профессора. Он стал плохо спать, задыхался, хватался рукой за сердце и чувствовал такую усталость, какой он еще никогда не знал. Читать далее «Деньги, любовь, старость, сомнения — Зощенко» →
Антонио был молод и горд. Он не хотел подчиняться своему старшему брату, Марко, хотя тот и должен был со временем стать правителем всего королевства. Тогда разгневанный старый король изгнал Антонио из государства, как мятежника. Антонио мог бы укрыться у своих влиятельных друзей и переждать время отцовской немилости или удалиться за море к родственникам своей матери, но гордость не позволяла ему этого. Переодевшись в скромное платье и не взяв с собой ни драгоценностей, ни денег, Антонио незаметно вышел из дворца и вмешался в толпу. Столица была городом торговым, приморским; ее улицы всегда кипели народом, но Антонио недолго бродил бесцельно: он вспомнил, что теперь должен сам зарабатывать себе пропитание. Чтобы не быть узнанным, он решился избрать самый черный труд, пошел на пристань и просил носильщиков принять его товарищем. Те согласились, и Антонио тотчас же принялся за работу. До вечера таскал он ящики и тюки и только после захода солнца отправился со своими товарищами на отдых. Читать далее «Под Старым мостом — Брюсов» →
Мне удивительно везет! Если бы мои кольца не были распроданы, я бы нарочно для пробы бросила одно из них в воду, и если бы у нас еще ловили рыбу, и если бы эту рыбу давали нам есть, то я непременно нашла бы в ней брошенное кольцо. Одним словом — счастье Поликрата. Как лучший пример необычайного везенья, расскажу вам мою историю с обыском. К обыску, надо вам сказать, мы давно были готовы. Не потому, что чувствовали или сознавали себя преступниками, а просто потому, что всех наших знакомых ужо обыскали, а чем мы хуже других.
Ждали долго — даже надоело. Дело в том, что являлись обыскивать обыкновенно ночью, часов около трех, и мы установили дежурство — одну ночь муж не спал, другую тетка, третью — я. А то неприятно, если все в постели, некому дорогих гостей встретить и занять разговором, пока все оденутся. Читать далее «Счастье. Рассказ петербургской дамы — Тэффи» →
Могут ли короткие рассказы о любви отобразить все облики этого разностороннего чувства? Ведь если присмотреться к трепетным переживаниям, то можно заметить и нежную влюблённость, серьёзные зрелые отношения, губительную страсть, бескорыстное и безответное влечение. Многие классики и современные писатели обращаются к вечной, но всё же не до конца разгаданной теме любви. Даже не стоит перечислять огромные произведения, описывающие это волнительное чувство. Как отечественные, так и зарубежные авторы намеревались показать трепетное начало не только в романах или повестях, но и в маленьких рассказах о любви.
Разнообразие любовных историй
Можно ли измерить любовь? Она ведь бывает разной — к девушке, маме, ребёнку, родной земле. Многие маленькие истории о любви учат не только юных влюблённых, но и детей, их родителей проявлять свои чувства. Всем, кто любит, любил или хочет полюбить, не помешает прочитать очень трогательный рассказ Сэма Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?». Всего одна страничка текста, а сколько смысла! Эта маленькая история о любви зайчонка учит о важности признания в своих чувствах.
А сколько ценности в нескольких страницах рассказа Анри Барбюса «Нежность»! Автор показывает огромную любовь, вызывающую у героини беспредельную нежность. Он и Она любили друг друга, но судьба жестоко разделила их, так как Она была намного старше. Её любовь настолько сильна, что женщина обещает писать ему письма после расставания, чтобы любимый не так страдал. Эти письма стали единственной связующей нитью между ними на протяжении 20 лет. Они были воплощением любви и нежности, придавая силы к жизни.
Всего героиней было написано четыре письма, которые любимый получал периодически. Финал рассказа очень трагический: в последнем письме Луи узнаёт, что Она покончила жизнь самоубийством на второй день после расставания, а эти письма написала ему с расчётом на 20 лет вперёд. Читателю не нужно принимать поступок героини за образец, просто Барбюс хотел показать, что самоотверженно любящему человеку важно знать, что его чувства продолжают жить.
Разные стороны любви показаны в рассказе Р. Киплинга «Стрелы Амура», в произведении Леонида Андреева «Герман и Марта». Юношеским переживаниям посвящён рассказ о первой любви Анатолия Алексина «Домашнее сочинение». Ученик 10 класса влюблён в свою одноклассницу. Это история о том, как нежные чувства героя оборвала война.
Нравственная красота влюблённых в рассказе О. Генри «Дары волхвов»
Этот рассказ известного автора о чистой любви, которой присуще самопожертвование. Сюжет разворачивается вокруг женатой бедной пары Джима и Деллы. Хоть они бедны, но на Рождество стараются сделать друг другу приятные подарки. Чтобы сделать достойный подарок мужу, Делла продаёт свои шикарные волосы, а Джим для подарка обменял свои любимые ценные часы.
Что хотел показать О. Генри такими поступками героев? Оба супруга желали сделать всё, чтобы осчастливить любимого и любимую. Истинным подарком для них выступает преданная любовь. Продав дорогие сердцу вещи, герои ничего не потеряли, ведь у них осталось самое важное — бесценная любовь друг к другу.
Женская исповедь в рассказе Стефана Цвейга «Письмо незнакомки»
Длинные и короткие рассказы о любви писал также известный австрийский писатель Стефан Цвейг. Одним из них является сочинение «Письмо незнакомки». Это творение проникнуто грустью, ведь героиня всю свою жизнь любила человека, а он даже не помнил её лица, имени. Все свои нежные чувства незнакомка выразила в своих письмах. Цвейг хотел показать читателям, что настоящие самоотверженные и возвышенные чувства существуют, и нужно в них верить, чтобы они не становились для кого-то трагедией.
О. Уайльд о красоте внутреннего мира в сказке «Соловей и роза»
Очень непростую задумку имеет короткий рассказ о любви О. Уайльда «Соловей и роза». Эта сказка учит людей ценить любовь, ведь без неё незачем жить на свете. Выразителем нежных чувств стал Соловей. Ради них он пожертвовал жизнью, своим пением. Любовь важно правильно разузнать, чтобы потом многое не потерять.
Также Уайльд доводит, что не нужно человека любить лишь за красоту, важно заглянуть к нему в душу: возможно, он любит только себя. Внешность и деньги — это не самое важное, главное — душевное богатство, внутренний мир. Если думать только о внешнем виде, то это может закончиться плохо.
Трилогия рассказов Чехова «О любви»
Три маленькие истории легли в основу «Маленькой истории» А. П. Чехова. Их рассказывают друзья друг другу на охоте. Один из них, Алёхин, поведал о своей любви к замужней даме. Герой очень тяготел к ней, но боялся признаться в этом. Чувства героев были взаимными, но не раскрытыми. Однажды Алёхин всё же решился признаться в своей привязанности, но было уже поздно — героиня уехала.
Чехов даёт понять, что не нужно закрываться от своих настоящих чувств, лучше набраться смелости и дать волю своим эмоциям. Тот, кто заключает себя в футляр, теряет своё счастье. Герои этого короткого рассказа о любви сами убили любовь, опустились до низменных чувств и обрекли себя на несчастье.
Герои трилогии осознали свои ошибки и стараются идти дальше, они не опускают руки, а продвигаются вперёд. Возможно, у них ещё будет шанс спасти свою душу.
Рассказы о любви Куприна
Жертвенная, отдающая всего себя без остатка любимому человеку любовь присуща рассказам Куприна. Так Александр Иванович написал очень чувственную историю «Куст сирени». Главная героиня рассказа, Верочка, всегда помогает своему мужу, студенту-проектировщику, в учёбе, чтобы он получил диплом. Всё это она делает для того, чтобы видеть его счастливым.
Однажды Алмазов делал чертёж местности для зачётной работы и случайно поставил кляксу. На месте этой кляксы он нарисовал куст. Верочка нашла выход из данной ситуации: она нашла деньги, купила куст сирени и за ночь посадила его в том месте, куда на чертеже попала клякса. Проверяющий работу профессор очень удивился такому происшествию, ведь раньше там куста не было. Зачёт был сдан.
Верочка очень богата духовно и умственно, а её муж слабый, недалёкий и жалкий человек на её фоне. Куприн показывает проблему неравного брака в плане духовного и умственного развития.
Бунинские «Тёмные аллеи»
Какими должны быть короткие рассказы о любви? На этот вопрос дают ответ маленькие произведения Ивана Бунина. Автор написал целый цикл новелл под одноимённым названием с одним из рассказов — «Тёмные аллеи». Все эти маленькие творения связывает одна тема — любовь. Автор преподносит читателю трагическую и даже катастрофическую природу любви.
Сборник «Тёмные аллеи» ещё называют энциклопедией любви. Бунин в нём показывает соприкосновение двоих с разных сторон. В книге можно увидеть галерею женских портретов. Среди них можно увидеть молодых женщин, повзрослевших девочек, почтенных дам, крестьянок, проституток, натурщиц. Каждый рассказ из этого сборника имеет свой оттенок любви.