Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе?
(По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был основоположником этого нового литературного направления отечественной словесности.
В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены были отдать свою землю внаём за гроши. «К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».
Там она встретила и полюбила молодого человека по имени Эраст, принадлежащего к дворянскому сословию. Он тоже был увлечен девушкой. Они стали встречаться. Но затем Эраст проиграл в карты большую сумму денег и, чтобы поправить свое положение, решил жениться на богатой вдове. Не выдержав измены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.
На протяжении повествования отношение Эраста к Лизе не остается неизменным. Поначалу, когда он встретил привлекательную девушку и увлекся ею, он ведет себя так, чтобы произвести на нее и ее мать самое благоприятное впечатление. Он проявляет вежливость, доброту, участие к заботам бедной семьи. Когда Лиза впервые показывает матери полюбившегося ей молодого человека, то и старой женщине он нравится. «Молодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нем ничего, кроме хорошего». Познакомившись с Лизой ближе, Эраст стремился облегчить тяжелое материальное положение обеих женщин, проявлял заботу о них.
Однако, давая авторскую характеристику своему герою, Карамзин отмечает двойственность его натуры: «…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Уже этой характеристикой автор дает понять, что чувство Эраста по отношению к бедной девушке может оказаться недолговечным. Так и происходит впоследствии. Когда жизненные обстоятельства вынуждают Эраста расстаться с Лизой, он делает это совсем не так, как можно было бы ожидать по его предшествующему поведению.
Он не идет на прямой обман, но уклоняется от встречи с покинутой возлюбленной, а когда такая встреча происходит случайно, то совершает еще более возмутительный поступок: предлагает Лизе деньги и требует, чтобы она больше не пыталась с ним увидеться.
Такое предательство не остается безнаказанным. В конце повести мы узнаём, что «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».
Автор:
Ерофеева Анастасия, 9 класс
Взгляд ученицы православной школы на повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сочинение
Мое отношение к главной героине повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Мое отношение к главной героине данного произведения находится на грани между сочувствием и пониманием того, что трагическая развязка была неизбежна.
Вопреки мнению, бытовавшему в России в момент появления «Бедной Лизы» в печати (1792), главная героиня является не столько жертвой обстоятельств, сколько их виновницей. Начнем с того, что Лиза нарушила гармонию доверительных отношений между собой и матерью. Она скрыла правду о своих отношениях с Эрастом, и именно с этого момента началось нравственное падение героини. Что же касается потери Лизой в глазах возлюбленного некоего идеала чистоты и непорочности, то и здесь героиня виновата сама. Вне всякого сомнения, мать объясняла дочери, как нужно вести себя, оставшись наедине с молодым человеком. Лиза же пренебрегла полученными знаниями , и результат оказался закономерно плачевным. Нет смысла перекладывать вину за случившееся на Эраста. Каким бы ветреным он ни был, и какие бы грехи не тянулись бы за ним из прошлого, жизнь с Лизой виделась ему как «жизнь брата с сестрою». Девушка же не оправдала этих ожиданий.
Наконец, по моему мнению, главная и основная ошибка Лизы состоит в том, что, совершив грех и осознавая это, она не предприняла даже попытки покаяться. Так одно беззаконие потянуло за собой череду других и привело к страшному для православного человека концу.
На основе всего вышесказанного мое отношение к главной героине повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» можно сформировать так: я сочувствую Лизе и ее несчастной–первой и последней–любви, но при этом не одобряю ее поведения. Девушка поступила жестоко и эгоистично по отношению к родной матери, позабыв о ней в момент самоубийства, и, погибнув сама, убила и единственного близкого человека этим поступком. Исходя из этого, я соглашаюсь с тем, что произведение «Бедная Лиза» является вершиной сентиментализма, но при этом не считаю героиню повести образцом для подражания.
Пример сочинения 1
Лиза представляет собой главную героиню произведения, написанного в жанре сентиментализма.
Героиня изображается автором в повести в образе семнадцатилетней доброй, красивой, трудолюбивой крестьянской девушки с голубыми глазами и светлыми волосами, отличающейся душевной привлекательностью, которой судьба уготовила печальный жизненный финал. Девушка является простой крестьянкой, не получившей надлежащего образования и воспитания, однако характеризующаяся честностью, порядочностью, чистотой, нежностью и наивностью души, проявляющейся в неопытности и доверчивости к людям.
Имея данные черты характера, отношение Лизы к окружающим ее людям соответствующее: девушка хорошо относится ко всем, даже при возникновении жизненных трудностей, не имея привычки винить в своих бедах кого-то, несмотря на собственное незавидное финансовое положение.
С детских лет девушка приучается к каждодневной работе и рассчитывает исключительно на свои силы. Встреча с Эрастом кардинально изменяет жизнь Лизы, поскольку девушка впервые испытывает искреннюю любовь к мужчине, соответственно, ей безразлично его социальное положение, она полностью доверяется ему и желает только бесконечного счастья с любимым человеком.
В связи с отъездом возлюбленного по причине необходимости явки на службу девушка дает Эрасту обещание дождаться его, поэтому в дни отсутствия мужчины Лиза нередко отправляется в лес, где придается воспоминаниям, сопровождающимся девичьими рыданиями, что подтверждает наличие у героини чувственной и нежной духовной организации.
При получении новости о предательстве любимого человека, Лиза не отказывается от любви к Эрасту, однако не может забыть данный позорный для нее поступок и решает закончить собственную жизнь самоубийством.
Лиза живет совместно со своей престарелой и больной матерью в небольшом домике и в связи с болезнью родительницы вынуждена заботиться самостоятельно о семье. Однако в душе девушки отсутствует обида на мать, а существует лишь нежность к женщине, которая непосредственно причастна к ее собственному рождению.
Автор является наблюдателем в произведении в образе рассказчика, поэтому на протяжении всего сюжетного повествования читатель имеет возможность ознакомиться с авторским отношением к главной героине повести, выражающимся в сочувствии и сострадании к Лизе.
Пример сочинения 2
Лиза – главная героиня повести. Она добра, красива и трудолюбива. Девушка не только красива внешне, но и имеет большую душу. Ко всем она относится хорошо, никого не винит в своих проблемах. Героиня привыкла работать и рассчитывать только на себя. Несмотря на незавидное материальное положение, девушка хорошо относится к окружающим ее людям.
Повстречав Эраста, она влюбляется в него и вверяет ему всю себя.
Девушку не интересует его социальное положение, она просто хочет быть счастлива с этим человеком. Когда он уезжает на службу, Лиза обещает его дождаться. Она часто уходит в лес и там плачет, вспоминая своего любимого. Это говорит о ее чувственной и нежной натуре. Узнав о предательстве со стороны героя, она не перестает любить его, но не сумев простить предательства, заканчивает жизнь самоубийством.
Героиня проживает в маленькой хижине в месте со своей старушкой-мамой. Женщина уже очень слаба, не может работать, поэтому все заботы о семье лежат на Лизиных плечах. Но девушка не в обиде на мать. Наоборот, она очень нежно относится к женщине, которая ее когда-то выносила и вырастила.
Автор выступает в роли наблюдателя в повести. По его словам историю любви крестьянки и дворянина ему рассказал сам Эраст. Рассказчик очень переживает за главную героиню, он расстраивается и радуется вместе с ней. К Эрасту он относится более сдержано. он не считает его злодеем, но и полностью положительным героем также его не называет. Лирический герой думает, что Эраст хороший и искренний человек, но слабый и ветреный – человек, слабый духом. Тем более после смерти Лизы Эраст так и не смог простить себя и всю жизнь корил себя за погубленную девушку.
Пример сочинения 3
В повести автор очень хорошо описывает взаимосвязь между персонажами. Так, отношение Лизы к героям повести практически одинаково:
она любит и Эраста, и мать;
она уважительна и добра с окружающими.
Елизавета — наивная молодая женщина, которая желаемое воспринимала за действительное. Она позволила себе увлечься богатым дворянином, беззаветно ему верила и преданно любила. Когда Эраст ушёл на войну, Лиза хотела броситься за ним, но пожалела одинокую мать.
Увидев его после разлуки, она была очень счастлива, и даже когда возлюбленный сообщил, что женится на другой, бедная девушка не обвиняла его, не скандалила. Она замкнулась в своём горе и решила не мешать чужому счастью, совершив самоубийство.
Отношение автора к «бедной Лизе» видно из того, как он рассказывает эту историю. Карамзин так проникся трагической судьбой героев рассказа, что сочувствовал каждому действующему лицу. Очень красиво и точно описана судьба персонажей и их трагедия.
Затронуты проблемы не только отдельных лиц повести, но и присущие тому времени предрассудки. Так, крестьянам нельзя было любить людей из высших сословий, им не разрешалось вступать в брак. Девушка, которая была небогата, да ещё и без отца, превращалась в лёгкую добычу ловеласов.
Изучая произведение в школе, ученики пишут сочинения об их отношении к повести «Бедная Лиза», об отношении к Лизе и Эрасту. Проводят дискуссии о проблемах во взаимоотношении между родственниками в семье и о том, следует ли слепо доверять возлюбленному, а также должно ли насторожить девушку желание парня держать их встречи втайне от родителей.
Взаимоотношение с матерью
К матери девушка в повести относится с безграничной любовью. Она, как может, помогает ей и материально, продавая своё рукоделие или собранные ягоды с цветами, и морально, стараясь не тревожить мать собственными переживаниями и горестями.
Когда родительница жалеет свою дочь, говорит, чтобы та меньше работала, Лиза отвечает, что было время — мама кормила её и воспитывала, не жалея сил, а теперь её очередь. Она общается с пожилой женщиной ласково и терпеливо.
Когда Эраст ушёл воевать, она очень волновалась, но позволяла себе плакать только ночью, чтобы не расстраивать маму, которая и без того была убита горем из-за кончины супруга. Решившись на самоубийство, девушка вспоминает о матери и уговаривает соседскую девочку передать, что Лиза любит её, целует руки и просит прощения.
В начале рассказа Карамзин характеризует Эраста, главного героя, как человека щедрого и доброго, романтика, который собирается ради любви отказаться от высшего общества и быть с Лизой. Но по мере развития событий отношение автора к Эрасту меняется от положительного к негативному. Ведь молодой дворянин оказался слишком ветреным: проигравшись, без зазрения совести помолвился со вдовой, забыв бедную крестьянскую девушку.
Он не сдержал своих обещаний. Соблазнитель, азартный игрок, лгун не может вызывать симпатии в читателе. И хотя автор наделил персонажа и хорошими чертами, все они проигрывают в сравнении с отрицательными.
Что же до того, каково отношение автора повести к Лизе, то, скорее всего, оно положительно. Девушка наделена:
трудолюбием (сама содержала семью);
наивностью (верила в любовь и обещания);
стеснительностью (при знакомстве с Эрастом не смела поднять глаза и всё время краснела);
добротой (видно из отношений с матерью).
Лиза бросилась топиться
А легкомыслие, погубившее её душу, автор списывает на возраст. Она была слишком молода и неопытна, чтобы хорошо разбираться в людях и интригах. Поэтому её роман закончился столь трагично. Несмотря на то что девушка не сберегла честь до свадьбы и стала падшей, как считалось в старину, видно, на чьей стороне всё же остался автор, когда в своём рассказе он говорит, как презирает за ложь Эраста, а из глаз его катятся слёзы.
Произведение учит девушек не быть доверчивыми, не утаивать любовные связи от родителей. А мальчиков — тому, что своё слово нужно держать, особенно данное своей возлюбленной, чтобы не сломать судьбу или даже несколько, как случилось с главным героем.