Вебинары по литературе
Рассылка графика вебинаров. Литература
Отправляя свой e-mail, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Спасибо! Подписка оформлена
По данному предмету вебинаров не запланировано
Спасибо! Ваша тема отправлена.
Архив вебинаров
28.09.2022 | Изменения в демоверсии ЕГЭ по литературе на 2023 год, Гарькавская Ольга Геннадиевна | Сертификаты отправлены |
07.09.2022 | Актуальные вопросы совмещения профессий (должностей) и работы по совместительству в бюджетных и автономных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях, Уваровский Александр Павлович | Сертификаты отправлены |
07.09.2022 | Нормативное обеспечение деятельности образовательной организации в ходе реализации обновленных ФГОС (алгоритм деятельности учителя и руководителя), Уваровский Александр Павлович | Сертификаты отправлены |
06.09.2022 | Здравствуй, школа! В новый учебный год — с издательством «Легион»!, Ильинова А.В. Кулабухов С.Ю. Сенина Н.А. Чернышева О.А. | Сертификаты отправлены |
14.04.2022 | Методический инструментарий конструирования заданий по функциональной грамотности, Уваровский Александр Павлович | Сертификаты отправлены |
03.12.2021 | Изменения федерального государственного образовательного стандарта в 2022 году, Уваровский Александр Павлович | Сертификаты отправлены |
14.10.2021 | ЕГЭ по литературе 2022 года: изменения в демоверсии, Гарькавская Ольга Геннадиевна | Сертификаты отправлены |
23.03.2021 | Перспективная модель ЕГЭ по литературе на 2022 год: анализируем вместе, Скрипка Татьяна Владимировна | Сертификаты отправлены |
28.10.2020 | Изменения в демоверсии 2021 года по литературе и типичные ошибки на ЕГЭ, Скрипка Татьяна Владимировна | Сертификаты отправлены |
22.04.2020 | ЕГЭ по литературе: разбор заданий, Скрипка Татьяна Владимировна | Сертификаты отправлены |
24.10.2019 | ЕГЭ по литературе: приёмы эффективной подготовки, Гарькавская Ольга Геннадиевна | Сертификаты отправлены |
25.04.2019 | Опыт учителя. Пособия издательства «Легион» по литературе как эффективный инструмент подготовки к ЕГЭ, Дмитрова Анна Владимировна | Сертификаты отправлены |
23.11.2018 | ЕГЭ по литературе в 2018 году: итоги и перспективы (из опыта работы эксперта), Кондратьева Виктория Викторовна | Сертификаты отправлены |
10.10.2018 | Опыт учителя. ОГЭ по литературе как ступень к ЕГЭ и итоговому выпускному сочинению, Дмитрова Анна Владимировна | Сертификаты отправлены |
Все записи вебинаров, начиная с 2013 года, смотрите на нашем канале YouTube
Классификация сказок. Характерные черты каждого вида
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Сказки о животных
Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).
Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).
В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Возможная классификация сказки о животных.
Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:
1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.
Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка
Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:
1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы
Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.
Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:
1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.
Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.
Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:
1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.
Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).
Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.
Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.
Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.
Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.
Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:
• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.
Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.
Бытовые сказки
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.
Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
Мир аллегории сказок или, как выбирать и изучать сказки для различных воспитательных задач
После просмотра дистанционного образовательного вебинара можете оформить международный сертификат участника вебинара.
Сертификат подтверждает участие в проводимых вебинарах. Сертификат подтверждает участие в проводимых учебных вебинарах. На сертификате указывается ФИО участника (воспитателя или учителя), тема и продолжительность познавательного вебинара.
Получить сертификат
Документ
Сертификат участника профессионального вебинара
Сертификат подтверждает участие в современных проводимых вебинарах. На сертификате указывается ФИО участника (воспитателя или учителя), тема и продолжительность всероссийского вебинара.
Начало
01.04.2021 в 18:00
Стоимость
Бесплатно (сертификат оплачивается отдельно, стоимость 140 руб.)
Программа
Дети любят сказки, фантастические истории. Они любят слушать, играть, входить в роли героев и проживать жизни своих сказочных героев. Именно эти качества могут расширить наши возможности для ненавязчивого воспитания нужных качеств. Мы не любим, когда нас учат, но мы с удовольствием учимся у жизни с помощью игры. А сказка – это игра с выдуманной реальностью, но вполне реальным нравственным посылом.
ФИО
Айкуш Жораевна Калачян
Деятельность
Педагог, музыкант, коуч, консультант по вопросам воспитания детей. Преподаватель со стажем 20 лет. Создатель обучающих игр, автор и ведущая тренингов.
Образование
Высшее музыкальное – Ереванская государственная консерватория — специальность «певица и преподаватель»
Высшее психологическое, специальность «педагог-психолог»
Высшее психологическое, специальность «бизнес-тренер».
Курсы
«Арт-терапия»
«Системно-родовая терапия»
«Коучинг по сиcтеме ICM»
«Коучинг детско-родительских отношений»
«МАК-терапия»
«Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили»
«Биоадекватная методика обучения»
Александра ЛогиноваПреподаватель
Посетила классный вебинар по педагогике. Это было невероятно! Все полтора часа на одном дыхании. Автор вебинара всегда затрагивает самые нестандартные и значимые темы для развития педагогов и родителей. А главное — все доносит простым языком, всегда сопровождая рассказ эмоциональными примерами из жизни. Спасибо! Было очень интересно!
Марина СолдатоваПреподаватель
Вебинары по гуманной педагогике обладают для меня особой дидактической ценностью! Семинар изменил нашу с мужем жизнь как семьи. Он помог нам в воспитании наших детей. Это потрясающе))) Низкий поклон вам! Ваш урок бесценен. Спасибо за знание, опыт, безграничную любовь и мудрость. Каждое слово пропитано добротой и любовью. Благодарю за обучение!
Ольга АндрееваПреподаватель
Каждый раз, когда я слушаю Паату Амонашвили, моё сердце открывается. И я вспоминаю, какую важную роль взрослый играет в жизни каждого ребенка. Как важно быть примером и мудрым наставников ребёнок. Как взрослый может зародить, привить любовь к делу, научить любить и заботится. И наоборот, как тот же взрослый может зародить у ребёнка нелюбовь и равнодушие.
Как важно любить, когда хочется ненавидеть, как важно не оценивать ребёнка перед собой, а научится находить его сильные стороны и развивать их.
Сегодня так не просто быть открытым и неравнодушным. Но именно сегодня нам нужно стать совсем другими…
Наше будущее поколение зависит от только от уровня нашей любви к каждому из них.
Спасибо дорогой Паата. ❤️
Спасибо Солнечному свету за возможности прикоснуться к великому и важному…
31.01.2023в 18:00
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
На вебинаре будут рассмотрены следующие вопросы: признаки эмоционального выгорания педагогов; особенности диагностики, коррекции и профилактики профессионального эмоционального выгорания; применение психологических приёмов и методов профилактики выгорания педагогов; критерии успешной профилактики эмоционального выгорания.
Адаптивная физическая культура в школе для детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС
Цена от 1 700 ₽
990 ₽
36-248 часов
Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности
Цена от 1 700 ₽
990 ₽
36-248 часов
Активные методы обучения в дополнительном образовании (экология и краеведение)
Цена от 1 700 ₽
990 ₽
36-248 часов
Актуальные вопросы проектирования и осуществления образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СОО
Цена от 1 700 ₽
990 ₽
36-248 часов
Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста
Цена от 1 700 ₽
990 ₽
36-248 часов
Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования
Цена от 1 700 ₽
990 ₽
36-248 часов
Зарегистрироваться на вебинар
Дети любят сказки, фантастические истории. Они любят слушать, играть, входить в роли героев и проживать жизни своих сказочных героев. Именно эти качества могут расширить наши возможности для ненавязчивого воспитания нужных качеств. Мы не любим, когда нас учат, но мы с удовольствием учимся у жизни с помощью игры. А сказка – это игра с выдуманной реальностью, но вполне реальным нравственным посылом.
Оформить сертификат участника вебинара
Вебинар ведёт Айкуш Жораевна Калачян – педагог, музыкант, коуч, консультант во вопросам воспитания детей.
Преподаватель со стажем более 15 лет. Создатель обучающих игр, автор и ведущая тренингов.
Окончила Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса.
Прошла курсы:
- Константин Довлатов — «Школа коучинга», «Курс детско-родительских отношений»
- Российская академия естественных наук — «Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин»
- Шалва Амонашвили – «Гуманная педагогика»
Оформить сертификат участника вебинара
Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное — презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь!
Современные подходы к классификации сказок
Окунева
В.С., студентка
3 курса
(г.
Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный
руководитель –
Минаева В.М., кандидат педагогических
наук, профессор
В
современной начальной школе важно
создать и сохранить положительный
эмоциональный настрой детей на обучение
в школе, способствовать дальнейшему
развитию их творческих способностей,
фантазии и воображения. В связи с этим
очень важной и актуальной для нас
представляется проблема использования
сказок в учебном процессе. Для их
эффективного использования, у учителя
должно быть чёткое представление о
классификации сказок и их воспитательном
потенциале. Обратимся к более подробному
рассмотрению этой проблемы.
Существуют
разные подходы к классификации сказок
с позиции лингвиста, фольклориста,
литературоведа. Наша задача –
проанализировать сказки с позиции
учителя начальных классов. Такой подход,
предполагает взгляд на сказку как на
средство воспитания, привлечения
внимания ребёнка к изученному материалу,
активизации его знаний и творческих
способностей.
Исследователи
сказок дают разные классификации. Это
обусловлено неоднородностью сказок,
обширным тематическим диапазоном,
многообразием мотивов и персонажей, в
них заключённых, несчётным количеством
способов разрешения конфликтов.
И
все-таки расхождение во взглядах на
сказку сопряжено с тем, что расценивается
в ней как основное: установка на вымысел
или стремление отразить действительность
посредством вымысла.
На
этой основе возникает классификация
сказок, хотя и не вполне единообразная.
Так, при проблемно-тематическом подходе
выделяются сказки, посвящённые животным,
сказки о необычных и сверхъестественных
событиях, приключенческие сказки,
социально-бытовые, сказки-анекдоты,
сказки-перевёртыши и другие.
Резко
очерченных границ эти группы сказок не
имеют, но, несмотря на зыбкость
разграничения, такая классификация
позволяет начать с ребёнком предметный
разговор о сказках в рамках условной
«системы» – что, безусловно,
облегчает работу учителя.
В
научных исследованиях последних лет
также прослеживаются редкие подходы к
классификации сказок. Е.Н. Мещерякова
делит литературные сказки на «сказки
жизни» и «сказки культуры»; М. Генчиева,
выделяет лирические сказки, восходящие
к андерсеновской позиции, антисказки
(«сказки — повертевши»), опирающиеся на
произведения К. Чапека, и сказки на
народной основе; Н.С. Бибко,
в сказочном мире выделила чудесный,
условный и смешанный.
Оригинальная
классификация культурологического
подхода предложена О.Н. Халуторных при
рассмотрении волшебной литературной
сказки как социально- культурного
феномена. Предложены типы сказочной
реальности в зависимости от социально
— исторического этапа развития общества:
фольклорная сказка, морализаторская
сказка и волшебная литературная сказка.
В
свою очередь литературные сказки можно
рассматривать с точек зрения:
—
времени возникновения и, соответственно,
особенностей отражения времени (сказка
рубежа веков, советская литературная
сказка 20- 80-х годов, сказка последнего
десятилетия);
—
взаимодействия с фольклорно — сказочными
основами, которые предусматривают
литературно — фольклорное единство:
функциональное, стилизованное,
перекодированное (например, пародийно
— ироническое);
—
ориентации на своего читателя»: детская,
юношеская, универсальная или
(«двухадресная»);
—
функциональной (развлекательная,
дидактическая, познавательно —
дидактическая, философская, сатирическая
и т.д.
Следует
отметить, что внутри общего понятия
«авторская сказка» выделены многоступенчатые
функционально — тематических группы,
которые отражены Л. В. Овчинниковой [1]:
философские (философско-сатирические
и философско-аллегорические (Л. С.
Петрушевская), философско — лирические
(М. Пришвин); приключенческие социальные
(А. Гайдар, Ю. Олеша, Л. Лагин и др.),
романтические (В. Крапивин), научно-
фантастические (А. И Б. Стругацкие,
К.Булычев), игровые (Э.Успенский);
познавательные (В. Бианки, К. Паустовский,
В. Сутеев и др.). Безусловно, предложенная
классификация не является универсальной,
а принципы, положенные в её основу, —
бесспорными. Она может быть продолжена
и дополнена.
Следовательно,
в основу предлагаемой систематизации
сказок положены следующие принципы:
своеобразие фольклоризма, жанровый
синтез, функциональные характеристики,
авторская позиция и некоторые особенности
поэтики.
Имеются
и другие подходы к типологии сказок.
Так, Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева предложила
выделять:
—
художественные (народные и авторские)
сказки;
—
психотерапевтические сказки;
—
дидактические сказки;
—
медитативные сказки.
Эти
типы сказок используются в сказкотерапии,
которая является синтезом многих
достижений психологии, педагогики,
психотерапии и философии разных культур.
В
фольклористике наиболее популярна
классификация сказок, созданная В.Я.
Проппом [2]. Он выделил следующие:
—
сказки о животных;
—
сказки о людях (волшебные, новеллистические,
включая анекдоты);
—
кумулятивные сказки (строятся на
многократном повторении какого-то
звена, вследствие чего возникает либо
«нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь»
(Репка), либо «последовательный ряд
встреч» (Колобок)).
В
последнее время появилась такая
классификационная единица, как
экологическая сказка.
Экологические
сказки несут «экологическую информацию»,
т.е. дают знания о природе, о повадках
животных, о взаимоотношении людей с
животным и растительным миром. Они в
доступной форме объясняют суть
экологических проблем, причины их
появления, расширяют экологический
кругозор, способствуют осмыслению
окружающего мира и изменению взаимоотношений
людей со средой обитания. Помогают
открыть способность души человека тонко
чувствовать окружающий мир и нацелены,
на формирование у человека бережного
отношения к природе.
Кроме
того, экологические сказки учат: познавать
окружающий мир; воспитывать чувство
причастности к благополучию в природе;
думать о последствиях своих поступков
по отношению к окружающему миру, об
ответственности за сохранение его
богатства и красоты.
Также,
экологическая сказка формирует у
учащихся культуру поведения и бережное
отношение к живому, развивает познавательный
интерес к природе. Самое важное в сказках
для маленьких слушателей узнать о
проблемах дикой природы из уст самих
ее обитателей, услышать их голос, их
призыв не вторгаться к ним со своим
злом. Ведь и у них также есть мамы, папы
и любимые дедушки, потеря которых также
трагична для них. В этом отношении
исключительна роль экологических
сказок, где животные, растения, воды
одушевляются и сопереживают любым
изменениям в природе и своей привычной
жизни. Важно максимально приблизить
сказки к тем местам, где проживают
слушатели. Сказки можно воспроизводить
как читая, так и разыгрывая небольшие
спектакли — от кукольных до ролевых.
Положительным эффект будет больше, если
чтецами или актёрами выступать будут
старшие школьники при выступлении перед
дошкольниками и учащимися начальных
классов.
Анализ
экологических сказок показал, что они
могут быть разной воспитательной
направленности. В частности, существует
типы, которые многими педагогами
рассматриваются как природоохранные,
хотя на самом деле отражают потребительский
подход людей к природе. Сюжет их строится
следующим образом: сначала дети узнают,
как много благ даёт нам природа (например,
лес рассматривается как источник пищи,
древесины, как место для охоты), а затем
делается вывод о том, что именно поэтому
природу надо беречь. Такая потребительская
точка зрения прочно укоренилась в нашем
сознании. Особенно она характерна для
произведений, написанных в 1930 — 1970-e гг.,
когда в литературе воспевались покорение
и завоевание природы. В тот период
господствовала установка «человек —
хозяин природы», и вполне естественно,
что авторы ряда сказок воплощали
такой стереотип в своих произведениях.
В
сказках, как правило, очень точно
подмечены особенности многих животных,
растений, природных явлений, ландшафтов,
описываются национальные и культурные
традиции и праздники, отражаются
взаимоотношение людей со средой обитания.
В течение долгого времени человек
воспринимал природу как нечто враждебное,
таящее опасность, непознанное. В сказках
народов мира леса, болота обычно населены
злыми духами и прочими «отрицательными
персонажами». Можно выделить группу
животных, которых люди считали своими
врагами. Это, как правило, хищные звери.
У
многих детей и взрослых существует
стереотип: хищные животные плохие, злые,
им не место рядом с человеком, волк и
крокодил не нуждаются в нашей защите и
помощи. В формирование такого отношения
вносят вклад и сказки. Дети очень хорошо
усваивают характеристики животных —
героев сказок: волк — злой, лиса —
хитрая, заяц — трусливый и т.д. Очень
часто эти представления у них остаются
на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что
в таких характеристиках нашли отражение
взаимоотношения людей с животными и
наблюдения за ними во время охоты или
защиты от них домашних животных. Конечно,
у человека более тёплое отношение к
корове, дающей молоко, чем к волку,
который может напасть на эту корову.
Во
многих сказках нашло отражение деление
животных на красивых и безобразных.
Последние, естественно, не вызывают
сочувствия. Например, отрицательная
характеристика крота и жабы в сказке
Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Такое
отношение автора к персонажам передаётся
и детям. С другой стороны,
Э.
Успенский, сделав обаятельным и
симпатичным крокодила Гену, вызвал тем
самым у детей доброе отношение к этому
животному, которое, как правило, в сказках
многих народов выполняет ту же роль,
что волк в русских сказках.
Во
многих народных сказках природа
воспринимается именно с точки зрении
её житейской пользы для человека. Особое
внимание уделяется животным — помощникам
человека. Впрочем, помогать людям они
начинают только в определённых условиях
(в которые их поставил человек!) –
например, чтобы сохранить свою жизнь
или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я
тебе ещё пригожусь»
А
отношение Емели к Щуке или Старика к
Золотой Рыбке – это уже настоящий шантаж
со стороны человека! В то же время
большинство травоядных животных,
особенно если они симпатичные,
пушистые и вызывают сочувствие,
наделяются положительными чертами.
[3]
Таким
образом, в настоящее время нет единого
подхода к классификации сказок, так как
их исследователи берут за основу разные
критерии. Для нас представляют особый
интерес экологические сказки, которые
способствуют воспитанию бережного и
ответственного отношения к природе и
оказывают положительное влияние на
учебный процесс в начальной школе.
Список
цитированных
источников:
1.
Овчинникова, Л.В. Русская литературная
сказка XX
века / Л.В Овчиникова. – М.: изд. «Флинта»:
«Наука», 2003. — С. 312.
2.
Пропп, В.Я Морфология волшебной сказки.
Исторические корни волшебной сказки /
В.Я. Пропп. — М.: изд. «Лабиринт», 1998. –
С.221.
3.
Минаева, В.М. Сказки в экологическом
воспитании младших школьников //
В.М.
Минаева, С.В. Чубаро. — Витебск.: изд. УО
«ВГУ им. П.М. Машерова», 1999. — С. 5 — 7.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #