Церковное благочестие предписывает соблюдать определенные правила при написании слов, относящихся к православной церковной лексике. Словари подобных слов и выражений издавна составлялись и использовались в Издательском отделе (ныне Совете) Московского Патриархата и могут быть рекомендованы всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви.
1.
Имена Божии, Божией Матери и относящиеся к ним местоимения и определения всегда пишутся с прописной буквы; слово «имя» – со строчной.
Господь Бог: Истинный Бог, Единый Бог, Господь – Вседержитель, «Творец небу и земли», «Отче наш, Иже еси на небесех…». «Возблагодарим человеколюбивого Бога, Который печется о нашей жизни» (святитель Иоанн Златоуст).
Господь наш Иисус Христос: Сын Божий, «Единородный, Иже от Отца рожденный». «Ибо Он сделал тебя участником Своих благ, не получив ничего Сам от тебя… для того и умыл Он ноги своим ученикам, чтобы показать нам пример смиренномудрия» (святитель Иоанн Златоуст).
Святой Дух: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый…». «Дух Святой усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды… Сам в Себе водружен и вездесущ» (святитель Василий Великий).
Пресвятая Богородица: Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная, «Благодатная Мария», «Благаго Царя Благая Мати», «Невесто Неневестная». «Православная Церковь… не находит слов, чтобы достойно воспеть Богоматерь, и не знает границ для Ее прославления… мы поем: “Человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй”».
Пресвятая Троица: «… благодарю Тя, Святая Троице».
С прописной буквы пишутся также существительные и прилагательные, употребляющиеся в значении существительных, при именовании Господа и Матери Божией, некоторые прилагательные при именовании Господа и Матери Божией:
Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная; «Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица».
2.
Названия чинов ангельских обычно также пишутся с прописной буквы:
Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Серафимы, Херувимы, Престолы.
Ангел Хранитель (без дефиса, оба слова с прописной буквы).
Силы Небесные.
Небесные Силы бесплотные.
Небесное воинство.
3.
Названия, относящиеся ко кресту: с прописной буквы, пишутся слова, обозначающие Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос:
Крест Христов, Честной и Животворящий Крест, Древо Крестное, «Вознесыйся на Крест».
Во всех других значениях «крест» пишется со строчной буквы: взять на себя крест Христов (страдания), осенить себя крестом, напрестольный крест, наперсный крест, крест с украшениями.
4. Названия, относящиеся к Церкви, пишутся с прописной буквы:
Святая Церковь, Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь (без запятых).
Пишется со строчной буквы церковь в значении храма (церковь Никиты мученика) и церковь в значении конкретного собрания верующих:
Приветствуйте… Нимфана
и домашнюю церковь его (Кол. 4, 15); разумеется, со строчной буквы пишется «церковь» еретическая, раскольничья и др., например:
церковь лукавнующих (Пс.25, 5).
5. Названия ликов святых пишутся со строчной буквы: апостолы, мученики, святители, преподобные и т. д. Именование того или иного святого с именем собственным или без имени – со строчной буквы: святитель Спиридон, преподобный Серафим, «апостол посетил Коринф» и т. д.
6. Названия Церквей и религиозных объединений
Православные Церкви: все слова названия, кроме предлогов, пишутся с прописной буквы: Константинопольская Православная Церковь, Православная Церковь в Польше, Православная Церковь в Америке.
Инославные Церкви: все названия, кроме предлогов, пишутся с прописной буквы; Римско–Католическая Церковь, Евангелическо–Лютеранская Церковь, Методистская Церковь, Протестантские Церкви, Ориентальные Православные Церкви (нехалкидонские) (Ошибка! Подробнее см. в комментариях).
С прописных букв пишутся все слова в названиях крупных религиозных объединений:
Всемирная Лютеранская Федерация, Всемирный Баптистский Союз, Протестантская Федерация Франции, Конференция Европейских Церквей.
Со строчных букв пишутся слова, обозначающие в названиях религиозных объединений исповедную принадлежность верующих: Всемирный Союз адвентистов седьмого дня, Российский Союз евангельских христиан–баптистов.
7. Титулы и обращения
Все слова, кроме служебных, в титулах Предстоятелей Церквей (как Православных, так и инославных) пишутся с прописной буквы, причем по отношению к руководителям Православных Церквей употребляются слова Предстоятель, Первосвятитель, Первоиерарх: Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Патриарший Местоблюститель, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейший Патриарх (Папа и Патриарх), Святейший Папа Римский, Святейший Католикос Востока и Митрополит Маланкарский, Архиепископ Кентерберийский, Примас всей Англии и Митрополит, Епископ–Президент Епископальной Церкви в США.
При обращениях к священнослужителям любого чина с прописной буквы пишутся все слова: Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий; Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх; Его Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов); Его Преосвященство (для епископов); Его Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев); Его Преподобие (для иеромонахов и священников). Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон).
Слова «Патриарший Экзарх», обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово «экзарх» в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
С прописной буквы пишутся слова Священный Синод (до 1917 года – Святейший Синод), Священноначалие Русской Православной Церкви.
8. Церковные праздники
а) Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (но: отдание Пятидесятницы, предпразднство Рождества Христова, попразднство Богоявления).
б) Названия великих праздников: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого, Рождество святого Иоанна Предтечи, память святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы.
в) В названиях средних и малых праздников, если речь идет не о памяти святых, первое слово пишется с прописной буквы: Обновление святого храма Воскресения (Воскресение словущее );
7 Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; Перенесение Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный Образ – название, ставшее собственным); Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Преполовение Пятидесятницы.
г) Слова: «обретение», «перенесение», «прославление» в отношении мощей святых пишутся со строчной буквы (исключение – Обретение честной главы Иоанна Предтечи).
д) В названиях праздников, посвященных святым и не содержащих указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.
е) Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (не «иконе» и не «иконы»).
ж) Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки; новолетие.
9. Названия постов, Недель и дней седмичных
Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост.
Слово «Неделя» в значении «воскресенье» пишется с прописной буквы (во множественном числе также, чтобы отличить воскресные дни от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом. Неделя о самаряныне, Неделя ваий.
Слово «седмица» всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц с прописной буквы пишутся слова «Страстная» и «Светлая», а также – седмица Пасхальная, седмица Троицкая.
В названиях дней Страстной седмицы все слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.
В названиях дней Светлой седмицы слово «Светлый» пишется с прописной, день недели – со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т. д.
В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название – с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, Лазарева суббота (но: родительская суббота); особое написание – Суббота Акафиста.
10. Названия храмов и монастырей
Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского, Благовещенский собор (но с прописной буквы пишется Собор в смысле собрания архиереев – Вселенский Собор, Поместный Собор, а также Собор святых, имеющих в календаре общую память – Собор Владимирских святых, Собор Синайских преподобных и т. д.).
Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм.
Имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский).
Некоторые храмы имеют дополнительные названия, отражающие географические, исторические и иные реалии; эти названия пишутся с прописной буквы: Десятинная церковь (для которой св. Владимир дал десятину по всей земле Русской), Кулич и Пасха (храм–ротонда похож на кулич, а пирамидальная звонница – на пасху), Никольский Морской собор, Князь–Владимирский собор (так названный, чтобы отличать его от Владимирских храмов в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы).
Со строчных букв пишутся слова «крестовый храм» – общее название домовых храмов в архиерейских резиденциях. Напротив, прописными буквами в последние годы пишется название главного храма нашей страны: Храм Христа Спасителя.
Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято–Духов (не Духовский) монастырь, Белогорский монастырь. Слово «Лавра» традиционно пишется с прописной буквы: Троице–Сергиева Лавра, Киево–Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра;
8 с прописной буквы пишутся и все слова в названии Святой Горы Афон (Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Со строчной буквы пишется слово «пустынь»: Оптина пустынь, Акатова пустынь и др.
Примечание.
С начала девяностых годов в России стала повсеместно входить в обиход практика присоединения к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» через знак дефиса. В официальных документах, на страницах церковной, а затем и светской печати начали упоминаться Свято-Казанские, Свято-Андреевские, Свято-Успенские, Свято-Архангельские храмы и обители.
Между тем эта практика является нововведением, не укорененным в православной русской традиции. Если обратиться к дореволюционным письменным источникам, в том числе древнейшим памятникам, то ни в одном из них мы не встретим подобного сочетания.
В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева Лавра (наряду с Троице-Сергиевой Лаврой), Хотя, это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина «Святая Троица», Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа.
Наши предки всегда стремились к простоте, которая изначально была присуща христианскому православному сознанию и позволяла акцентировать внимание на главном. Этот же подход оправдан в отношении формулировки названий монашеских обителей. В России было основано много монастырей в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но Оптина пустынь у нас одна, как одна и Троицкая Сергиева Лавра. Желательно различать между собой полные официальные названия монастырей и их краткие формы, например: Московский ставропигиальный Данилов мужской монастырь и Данилов монастырь. Иначе на свет появляются сложные гибриды, наподобие современного именования женской обители в городе Болхове, основанной, по преданию, тем же покаявшимся разбойником Оптой: Болховский Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь. Между тем в описании православных русских монастырей 1910 года она значилась просто как Троицкий Оптин монастырь.
В современной церковной ономастике можно встретить такие названия монастырей, как Свято-Рождественский, Свято-Успенский, Свято-Покровский и даже Свято-Богородицкий. Но ведь именуя Пречистую Деву Марию Богородицей, мы тем самым свидетельствуем о той величайшей духовной и нравственной высоте, на которую Она взошла, удостоившись стать Матерью Сына Божия. В самом этом именовании уже заключено указание на Ее святость. Если глубже вдуматься в значение слова «святость», то станет очевидно, что оно само по себе указывает на особое, неотмирное, благодатное состояние. Например, говоря, «святой Сергий», мы уже подразумеваем, что этот Сергий отличается от других людей с подобным именем тем, что духовно совершенен, что на нем почивает Божия благодать. Только в этом случае во имя его может быть воздвигнут храм, и уже совершенно излишним становится добавлять к названию этого храма слово «Свято-». Подобным образом нельзя не признать изначально святым каждый церковный праздник. Всякое торжество, совершаемое Святой, Соборной и Апостольской Церковью, имеет Божественное происхождение. Может ли, например, не быть святым Воскресение Xpистово или Успение Божией Матери?
В большинстве случаев игнорирование этих очевидных вещей является следствием отсутствия церковной культуры и несет на себе отпечаток неофитства.
11. Названия частей и принадлежностей храма
Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т. д. Со строчной буквы пишутся и названия всех принадлежностей храма – престол (это слово пишется с прописной буквы, если подразумевается Престол Божий в Царствии Небесном), жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т. д., а также священных сосудов, предметов и одежд (дискос, звездица, лжица, епитрахиль); исключением являются слова: Святая Чаша, Святая Плащаница.
12. Литургическая терминология
С прописной буквы пишутся слова Устав (церковный), Литургия (в научной литературе, где это слово является техническим термином, оно часто пишется со строчной буквы), Литургия Преждеосвященных даров (но: Божественная литургия), Тело и Кровь Христовы. Со строчной буквы пишутся названия служб суточного круга (вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы) и названия чтений и песнопений (исключение – Богородичен, Трисвятое).
Когда пение или чтение посвящены святому, то в названии молитвословий имя святого ставится в дательном падеже: тропарь преподобному Сергию; если празднику, то название праздника ставится в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы.
Названия всех семи таинств пишутся с прописной буквы: таинство Евхаристии, таинство Священства, таинство Брака, Святая Евхаристия, Святое Крещение и т. д. В слове «Тайны», обозначающем Тело и Кровь Христовы, буква «й» в родительном падеже обычно заменяется на «и»: причаститься Святых Христовых Таин.
О служении двух и более епископов: «Литургию совершали митрополит… и архиепископ… и епископ…», «сослужить» архиерею может клирик, Предстоятелю Церкви может сослужить и архиерей.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
3
Как пишется «Великий пост»?
Например, Страстная неделя или Пасхальная (Светлая) седмица — с большой буквы. А Великий пост?
Нужны ли заглавные буквы или кавычки?
Почему?
4 ответа:
1
0
С большой буквы в первом слове пишутся названия
- всех церковных праздников : Пасха, Масленица, Троица
- религиозных постов: Великий пост, Страстная неделя, Рамадан
- названий храмов: храм Василия Блаженного, собор Святой Софии, Рождественский собор
- монастырей: Новодевичий монастырь
- названия религиозных книг: Библия, Коран, Евангелие.
1
0
Церковные праздники или посты с первого слова если они начинаются, то будут писаться исключительно с заглавной буквы. То есть «Великий», а вот «пост» слово верно прописывать с маленькой буквы уже. То есть получается, что Великий это как бы название поста, его еще называют Строгий и слово «Строгий» так же будет с большой буквы при написании.
При написании этого словосочетания так же не нужны и кавычки.
Начинается Великий пост всегда в разное время, но вот ориентируемся по Масленице, которая заканчивается Прощенным воскресеньем, после которого сразу следует Великий пост, а следом за ним уже праздник Пасхи.
0
0
Заглавной будет только Великий, поскольку это название поста, если хотите, его имя собственное, как и имена дней, наприер Георгия Победоносца или в народе Егория, Василия Великого и т.д. А вот предшествующая посту масленица церковным праздником не является и пишется с маленькой буквы, хотя Страстная седьмица — с большой. И все праздники пишутся без кавычек, которые могут придать празднику некоторую двусмысленность.
0
0
При написании названий праздников первое слово полагается писать с заглавной буквы, а если в названии имеется имя собственное, то оно тоже пишется с большой буквы. Например: День народного единства, День знаний, День крещения Руси.
Названия, которые связаны с религией, пишутся аналогично. Так, первое слово в названиях религиозных постов и в названия церковных праздников пишутся с большой буквы. А если в названии имеется имя собственное, то его тоже полагается прописывать с заглавной буквы.
Таким образом, в названии Великий пост слово «Великий» пишем с большой буквы, а слово «пост» (нарицательное имя) — с прописной. При написании кавычки не ставятся, поэтому названия постов пишем так: Великий пост, Успенский пост, Петров пост, Рождественский пост.
Читайте также
В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.
Во-первых, перед звонким согласным корня слова (с-гущ-ён-к-а — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание) происходит фонетический процесс озвончения глухого согласного с. Но, обратившись к морфему разбору существительного, выясним, что пишется только приставка с-.
Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?
Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:
густой — сгустить — сгущённый — сгущёнка.
Слово «сгущенка» является производным от глагольной формы — причастия.
Аналогично пишутся отглагольные существительные:
коптить — копчёный — копчёнка,
тушить — тушёный — тушёнка.
Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:
у-ни-вер-си-тет.
Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.
Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»
Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.
Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.
Слово Аллегория оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделим окончание -Я: Аллегория-Аллегорией-Аллегорию.
Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.
Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.
Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.
Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.
Вводные слова не вступают в синтаксическую связь с другими словами в предложении, то есть они несут другую нагрузку. Нужны они для того, чтобы немного конкретизировать, сделать уклон или как-то обособить информацию. Есть вводные слова уверенность/неуверенность (возможно, вероятно), выражение чувств (к счастью, к несчастью, у стыду, к сожалению), указывающие на источник (говорят, слышали, сообщают),призыв (видишь ли, знаешь ли). такие слова вводные с обеих сторон выделяются запятыми, но если начинать предложение с них, то тогда не надо. А для чего использовать? Наверное, для красоты речи, ведь богат и могуч русский язык.
Слово Депеша оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделяется окончание -А: Депеша-Депешей-Депешу.
Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.
Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.
Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.
Всего найдено: 4
Здравствуйте. Если текст начинается с даты, то после числа следующее слово пишется с прописной буквы или со строчной? Например, «17 мая в кафедральном соборном храме Христа Спасителя состоялась торжественная церемония подписания Акта о воссоединении Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом» — 17 Мая или 17 мая? По логике, чтобы выделить новое предложение, необходимо писать строчную букву, считаю, что не достаточно написать с новой строки. Нашли правило (http://therules.ru/capitals/#): § 103. Пишется с прописной буквы первое слово в названиях революционных праздников и знаменательных дат, например: Первое мая, Международный женский день, Новый год, Девятое января. Если начальное порядковое числительное в таком сложном названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово, например: 9 Января, 1 Мая. Примечание. Названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п. пишутся со строчной буквы, например: рождество, троицын день, святки, масленица, великий пост, курбан-байрам, четверг, сентябрь. Многие утверждают, что если первым идёт число, то потом текст надо писать строчными буквами.
Ответ справочной службы русского языка
Если предложение начинается с числа в цифровой форме, то следующее за числом слово пишется строчными: 17 мая в кафедральном соборном храме Христа Спасителя состоялась… Название месяца пишется с прописной буквы лишь в названиях праздников с начальной цифрой (причем и в начале, и в середине предложения): 1 Мая – мой любимый праздник. Поздравляю вас с 1 Мая!
Здравствуйте! Второй раз задаю вопрос. На одном из сайтов нашла информацию, что в 2001 году в правила русского правописания были внесены следующие изменения:
«Писать «брошура» и «парашут» вместо «брошюра» и «парашют». Писать
«разыскной» вместо «розыскной». Прилагательные и причастия, образованные от
глаголов несовершенного вида («жареная», «груженые», «стриженые») во всех
случаях писать с одним «н». Сложные прилагательные, имеющие в первом
компоненте суффиксы -н-, -ск-, -ов-, -ян-, -чат-, -ист- писать через дефис
(«народно-хозяйственный», «первобытно-общинный» и т. п.). При отсутствии
упомянутых суффиксов прилагательные пишутся слитно («нефтегазовый»,
«товаропассажирский»). Соединения с компонентом «пол-» всегда писать через
дефис («пол-дома», «пол-первого»), а слова, начинающиеся с «мини-«, «видео-«
и т. п. — слитно («миниюбка», «видеоприставка»). Официально утвердить
написание с прописной буквы «названий, связанных с религией» (Бог, Пасха
Христова, Великий Пост и т. д.).»
Вопрос — так ли это?
Ответ справочной службы русского языка
Информация о том, что «в 2001 году в правила русского правописания были внесены изменения» не соответствует действительности. В 2000–2001 гг. Орфографической комиссией РАН, действительно, велась работа над внесением изменений и дополнений в правила русского правописания. К сожалению, работа эта не была доведена до конца – главным образом из-за негативной реакции общества на некоторые предлагавшиеся изменения, которая во многом была спровоцирована недобросовестным освещением этой темы в СМИ (журналисты, как водится, заговорили о «реформе языка», не понимая, что язык и правописание – далеко не одно и то же). Аргументы лингвистов тогда остались неуслышанными, многолетняя работа приостановлена, и в результате сейчас официально действующим сводом правил правописания по-прежнему являются «Правила русской орфографии и пунктуации», принятые в 1956 году и существенно отстающие от современной практики письма.
См. также ответ на вопрос № 247113.
РЕБЯТА, ВЫ МЕНЯ, КОНЕЧНО, ИЗВИНИТЕ, НО ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАПУТАЛАСЬ ПРО СТРОЧНЫЕ И ПРОПИСНЫЕ…
В правилах ($106 ) полные названия местных учреждений с прописной, след-но, в Администрации г. Н-ска? Не слишком ли возвышенно? Бред какой-то… А в $103 про святки, рождество и великий пост прочла… Везде же с прописной пишут. Неправильно, значит?
Если ответите, спасибо. Если нет — бедм безграмотно писать администрацию с главой города со строчной, а рождество с прописной…
Ответ справочной службы русского языка
Согласно современным нормам (см. словарь «Как правильно? С большой буквы или с маленькой?» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой) правильно со строчной буквы: администрация Псковской области, администрация Алтайского края. Но: Администрация Президента РФ (с прописной). О названиях, связанных с религией, см. ответ № 238229.
Прочитала на вашем сайте, что рождество, масленица, великий пост и т.д. пишутся с прписной буквы. Значит, «Поздравляю с рождеством», «… масленицей» и т.д.?
И еще: верно ли употребление прописных букв — орден Литературы и Искусства?
Ответ справочной службы русского языка
Прописные буквы — это большие буквы, верно: _с Рождеством, Масленицей; Великий пост_.
Правильно: _орден Искусств и Литературы_.
По православным канонам, определяющим ключевые события церковной жизни все верующие миряне должны соблюдать посты. В течение года их 4, но самым строгим считается именно Великий пост, которого придерживаются в течение 48 дней, предшествующих светлому празднику Воскресения Христа – Пасха. В эти дни запрещено употреблять скоромную пищу: молочные продукты, мясо, яйца птицы.
Не все знают, для чего именно нужен пост, и как правильно его соблюдать. Часто люди совершают ошибки, преследуя благие цели. Например, отказываться от употребления скоромной пищи могут только здоровые люди – для остальных есть попущения, о которых надо уточнить у настоятеля. Послабления также необходимы детям и беременным женщинам. Воздержание не должно вредить здоровью, основная цель – очистка души и тела. В течение Великого поста надо найти время для посещения храма и исповеди – это главное.
В 2023 году по традиции все верующие православной церкви будут соблюдать пост перед светлым праздником – Пасхой. Эта традиция – своеобразная подготовка к празднику Христова Воскресенья. Таким образом, миряне чтят память последних дней его земной жизни. Ввиду этого пост строгий и длительный.
Содержание:
- Когда начинается Великий пост в 2023 году у православных в России, дата начала и конца
- Как правильно поститься или соблюдать Великий пост
- Таблица-календарь, как правильно питаться по дням для мирян
- Как пишется с большой или с маленькой буквы – Великий пост
Великий пост состоит из свода строгих правил и ограничений, он появился сразу после окончания земной жизни Иисуса Христа и стал главной традицией почтения его страданий ради человечества для православных. Сперва миряне постились только на Пасху, ограничения соблюдались в течение 40-дневных и ночных часов, в общей сложности это время составляло около 3 суток.
В III столетии длина поста была увеличена до 40 дней, а причиной тому стал поступок Сына Божьего, который ограничивал себя в еде в течение этого времени. Традиция тогда укоренилась у христиан, но несколько раз претерпевала изменения. Для православных это особое время. Позволяющее прочувствовать малую часть страданий Христа, пожертвовавшего собой ради спасения людей.
Внимание! Интересно, что католики не придерживаться строгих ограничений. Они лояльны к воздержанию в пище и других земных удовольствиях.
Великий пост – самый длинный и строгий для православных в течение года. Длится он ровно 48 дней. В 2023 году дата начала приходиться на понедельник – 27 февраля, а окончания – суббота 15 апреля, поскольку 16 апреля, в воскресенье верующие христиане будут отмечать Пасху.
По традиции в течение 7 недель, вплоть до Христова Воскресенья мирянам предстоит воздерживаться от скоромной пищи: молока, яиц, мяса и рыбы. Но, соблюдать строгие запреты должны не все, а лишь те, кто может это сделать по состоянию здоровья. Попущения делают беременным женщинам, малым детям, путникам, людям с тяжелой работой, больным и страждущим.
Великий пост перед Пасхой состоит из 40 дней – Четыредесятницы и Страстной седмицы – недели перед праздником. Сорокадневный пост устроен в честь воздержания Спасителя, а оставшуюся неделю христиане почитают последние дни его земной жизни, страдания и погребение.
Как правильно поститься или соблюдать Великий пост
Прихожане должны осознавать, что все правила поста, созданные в монастырях – это идеал, которого не сможет придерживаться простой смертный. Лучше обратиться к священнику, рассказать ему о себе и определить совместно возможную строгость поста, получив благословение.
Нельзя соблюдать рекомендации, когда нет здоровья и об этом говорят все служащие – терпение болезни и добрые помыслы способны заменить пост. Но, предварительно надо получить одобрение настоятеля, если он благословит, перед вкушением скоромной пищи надо просить прощенья у Господа и каяться в своей немощи.
Церковный устав предписывает строгие правила:
- в первую и последнюю неделю, а также в первый и последний день поста – особая строгость, вплоть до полного воздержания от еды;
- скоромные (животного происхождения) продукты строго запрещены в течение 48 суток;
- по понедельникам средам и пятницам еда – холодная и без растительного масла;
- по вторникам и четвергам – горячая, но без масла;
- по субботам и воскресеньям допускается растительное масло и красное виноградное вино;
- в Великую субботу миряне пищу не вкушают.
Соблюдают описанные строгие правила монахи, послушники и священнослужители. Обычному человеку сделать это – затруднительно с учетом ежедневной занятости на работе. Достаточно придерживаться постного меню, исключить из рациона пищу животного происхождения и не грешить.
Внимание! Настоятели говорят, что основной смысл поста заключается в духовной жизни. Человек должен чистосердечно покаяться в грехах, находить время для посещения богослужений и исповеди.
Таблица-календарь, как правильно питаться по дням для мирян
Не все люди знают, что можно есть в Великий пост, а что придется исключить из привычного рациона. Особенно важен этот вопрос для людей, недавно обратившихся к религии. Все нюансы уточняют у священнослужителя, а мы предоставим подробный календарь питания на весь период, начиная с 27 февраля по 15 апреля.
Он поможет составить правильное меню на каждый день Великого поста, что облегчит и сбалансирует ваш ежедневный рацион. Главное, помнить — все должно исходить из желания, а не принуждения.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Лучше воздержаться от еды | Допустимо употребление пищи с добавлением масла | Сухоядение | Употребляют растительную пищу без масла | Сухоядение | Допустимо употребление пищи с растительным маслом, немного красного виноградного вина | Употребляют горячую пищу с маслом, допустимо выпить немного вина |
Сухоядение | Пища растительного происхождения без масла (холодная) | Сухоядение | Пища без добавления масла | Пища без масла | Употребляют горячую еду с маслом растительного происхождения, вино | Допустимо попущение. Миряне едят горячую пищу с добавлением растительной выжимки |
Пищу употребляют всухую, можно есть хлеб, зерна, но без обработки | Употребляют горячие блюда, но без добавления растительной выжимки | Едят блюда, заправленные маслом | Пищу варят, но запрещено заправлять маслом | Пищу употребляют всухую | Рацион максимально разнообразный, допустимо есть горячие блюда с растительным маслом | Применимы рекомендации, описанные для субботы |
Скоромная пища без добавления масла, приготовленная без варки | Отварные, ненаправленные выжимкой блюда | Еда с растительным маслом в горячем виде | Отварную пищу подают без добавления масла | Соблюдают сухоядение | Горячую пищу подают на стол с заправкой из растительного масла | Горячая пища с маслом |
Миряне придерживаются сухоядения | Употребляют горячие постные блюда без растительных выжимок | Соблюдают сухоядение, пищу готовят без варки | Допускается термическая обработка еды, но масло не используют | Употребляют растительную пищу всухую | Максимальные послабления в рационе, горячая пища с маслом, допустимо вино в небольшом количестве | Пища горячая с масляной заправкой |
Еду употребляют всухую, без термической обработки | Православные христиане отмечают в этот день великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, потому допускаются послабления. Допустимо употребление постных блюд и рыбы, немного вина | Придерживаются сухоядения | Постные блюда готовят без использования масел | Соблюдают принципы сухоядения | Лазарева суббота – еще один православный праздник, в который допускается отступление. Миряне могут есть постную пищу с маслом, рыбью икру и выпить немного вина | Вербное воскресенье- допускается отклонение
, в меню может быть рыба и красное виноградное вино |
Придерживаются правил сухоядения | Употребляют отварную пищу без масла | Всю еду употребляют всухую, без термической обработки | Горячие блюда без растительных выжимок | Абсолютное воздержание от пищи до вынесения плащаницы | Сухоядение | Пасха |
Внимание! Несмотря на строгие ограничения, питание в пост может быть разнообразным, достаточно изучить распространенные рецепты, неперечащие основным запретам.
Как пишется с большой или с маленькой буквы – Великий пост
История правописания церковных текстов формируется долго. По постановлению Святого Синода в церковной печати прописные буквы ставились лишь в начале книги или в ее новом разделе. Вместо них в словах ставили надстрочный знак, такое правило распространялось на имена собственные и прочие церковные гласности. К такой группе относили наименования постов и праздников, обозначая их со строчной буквы.
Лишь во время советской власти справочники и словари начали рекомендовать писать церковные названия с большой буквы. В этом случае – Великий пост. Это правило применяется до сих пор, независимо от того в каком месте текста расположена фраза. Это верно с точки зрения морфологии, потому что «Великий» — выступает в качестве собственного имени, относящегося ко времени проведения поста.
Суть Великого поста заключается в подготовке души и тела мирян к Светлому празднику. Отказаться от скоромной пищи – это не главное. Есть и другие запреты на этот период. Миряне должны ограничить себя в развлечениях, отказавшись от увеселительных мероприятий и просмотра телепередач, воздерживаться от близости даже с супругом, отказаться от вредных привычек. Чтобы очищение было полным надо каждый день молиться, ходить на службу в церковь и помогать нуждающимся. Из жизни надо убрать гнев и агрессию, принять смирение. Перед тем как соблюдать пост впервые надо обратиться к священнослужителю на беседу.