Верблюд и мальчик рассказ

Байыр – так зовут верблюда. Байыр – это значит холм – такой он сильный и большой.
Когда Байыр состарился, ему перестали давать работу, думали, что так лучше, а Байыру было плохо, он тосковал.
Но однажды к Байыру подошёл сын дяди Кулы, Мурад. Он дал ему кусок лепёшки.
– Меня зовут Мурад, – сказал мальчик верблюду, – а тебя Байыр. Давай дружить.
Мурад приходил к верблюду каждый день, угощал его, гладил ему шею. А верблюд, чтобы сделать приятное другу, ложился на землю. Так он приглашал Мурада покататься.
В конце мая, когда трава в пустыне выгорела, Мурад брал с собой Байыра собирать дрова. Пушистые вязанки тонкого степного дерева были не тяжёлые, но старый верблюд носил их на себе, гордясь, откинув голову и выставив грудь. Ведь он снова работал, он снова помогал людям.

Пошли они как-то к дальнему саксаульнику. Здесь было много сухих веток. Мурад радовался, он работал до тех пор, пока солнце не поднялось в зенит.
Стало жарко, как в печи. Мураду захотелось пить, и тут он обнаружил, что забыл флягу с водой. До дома далеко, и Мурад решил завернуть по дороге к большому такыру. Такыр – твёрдая, ровная земля, где по весне собираются вешние воды. Мурад знал, что на такыре есть ямы, где вода сохранилась.
Такыр был виден издали. Он сверкал на солнце, как зеркало. Это выступила соль.
Байыр сначала шёл по такыру, а потом заупрямился.
– Смотри, – предупреждал его Мурад, – до дома далеко, без воды худо будет.
Он хотел сам пойти к яме с водой, но Байыр взял его губами за рубашку и потянул к себе.
– Какой ты чудной сегодня! – удивился Мурад. – Это – от жары, пошли напьёмся.
Байыр не послушал друга. Земля пружинила, как засохшее сверху тесто, но мальчик не обратил на это внимания. До ямы с водой оставалось не более десяти шагов, как вдруг Мурад провалился по колено. Дёрнулся – и не вытащил ног. И тут почувствовал, что погружается глубже и глубже. Лёг животом на землю, но коварная земля прогнулась, из трещин стала просачиваться вода. 
– Байыр! – закричал Мурад в отчаянии. 
Верблюд сделал несколько шагов по не ровной земле такыра, потом лёг на брюхо и пополз.
Земля проседала под Байыром, но он подобрался к Мураду ближе, ухватил его зубами за рубашку и потянул, пятясь от страшного места, и Трясина захлюпала, но Мурад уже был на свободе, Он подполз к Байыру, обнял и потёрся головой о его смешную верблюжью голову. – Прости меня, Байыр, – сказал мальчик своему мудрому другу. – Бежим отсюда скорей.
Верблюд смотрел на Мурада печальными добрыми глазами и не двигался. И Мурад увидел, как прогнулась вокруг Байыра земля. Трясина отпустила мальчика, но собиралась проглотить верблюда.
– Байыр! Миленький, потерпи! – Мурад сорвал с его спины вязанку саксаула, подоткнул ветки верблюду под живот и, не оглядываясь, не теряя ни минуту, побежал к дому.
Он не помнил, сколько раз падал, он не лежал, набираясь сил, а полз, потому что трясина ждать не будет.
У него хватило сил оторвать дверь кибитки и прошептать:
– Спасите Байыра, он спас меня.

Утром, пробудившись, Мурад увидел, что в кибитке никого нет.
– Байыр! – вспомнил мальчик и вскочил. Ноги слушались плохо, голова кружилась, но Мурад добрался до двери и вышел на улицу.
Байыр стоял у кибитки, и перед ним лежала охапка травы. Байыр перестал жевать и повернул к мальчику голову. И Мурад засмеялся: сено во рту Байыра торчало во все стороны, как усы.

Есенгалиева Гульнара Бакиджановна, учитель начальных классов, высшая категория, стаж 30 лет. Саумалкольская средняя школа № 1 СКО Айыртауский район, с. Саумалколь

Есенгалиева Гульнара Бакиджановна

(Бинарный урок)

Цель: Расширение понятий и представлений и способы переноса знаний литературного произведения и музыки.

Задачи:

1. Расширять кругозор у учащиеся: чувства о дружбе и взаимопомощи двух друзей — верблюда и мальчика. Понятие органная музыка, токката — термин в музыке.
2. Развивать творческую активность, умение рассуждать и давать характеристику вокально-хоровые навыки и музыкальную память.
3. Воспитание доброты и заботы о домашних животных, выявление данного чувства через беседу, сочинение о любимых домашних животных. Любовь к музыке, музыкально-эстетический вкус.

Оборудование: учебник литературное чтение, карточки для чтения, гитара, компьютер, портрет И. С. Баха, презентация, карточки-приложение, стикеры, смайлики, полоски для разминки.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный момент:

— Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
— Кто с учёбой дружен,
Нам сегодня нужен?
— С чтением кто дружен,
Нам сегодня нужен?
— Таким ребятам хвала и честь,
— Такие ребята в классе есть?
(учитель музыки — мажорное трезв)
— Сәлемет-сіз-бе!
— Здрав-ствуй-те!

2. Проверка дом задания

Сегодня на уроке мы продолжаем работу по рассказу об удивительном животном, об интересных событиях, которые происходили с ними.

Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
И в рассказах интересных.
Мы всем классом шлем привет!

Постановка учебной задачи урока.

Умеют ли животные дружить с нами и могут ли оказать нам помощь в трудную минуту? Об этом рассказал нам К. Тангрыкулиев в рассказе «Верблюд и мальчик».

а) Жужжащее чтение (тексты для чтения)
б) Чтение мини-сочинений. Какие случаи из жизни были у вас узнаем из ваших мини—сочинений.
в) Какие чувства пережил мальчик, когда верблюд попал в трясину?

Презентация слайд №

тоска          переживание           волнение          радость            дружба
страх         доброта                   гордости           любовь             помощь

Учитель музыки: В музыке чувства выражены особенно ярко. И помогают нам в этом — музыкальные инструменты. Сегодня мы знакомимся с самым большим из всех музыкальных инструментов — орган. Играют на нём, как на фортепиано, нажимая клавиши одновременно и руками и ногами. Это очень сложный инструмент — состоит из целой системы духовых труб разного размера и звучания, воздушных насосов и клавиатур. Для органа создают специальные залы, которые так и называются — органные залы. Много прекрасной музыки написано для органа разными композиторами, в том числе и немецким композитором Иоганном Себастьяном Бахом. Музыка для органа так и называется — органная, а музыканта называют — органистом. Сегодня мы услышим самое известное во всём мире произведение Баха — «Органная токката и фуга ре минор» («токката» — в переводе с итальянского — трогать. касаться) сейчас когда вы будете слушать постарайтесь задуматься? Чего касается эта музыка, что она затрагивает в нас?

Слушание: Видео «Токката и фуга ре минор» И. С Бах

Так какая эта музыка по характеру звучания? (работа с приложением, каждый ребёнок говорит одно слово)

— Чего касается эта музыка, что она затрагивает в нас? (душу)

3.Работа над содержанием произведения

а) Работа по вопросам.
— Почему верблюду перестали давать работу?
— От чего он затосковал?
— Каким вы представляете Мурада? Выберите отрывки, которые помогут вам рассказать о нём.
— Почему верблюд повёл себя странно?

б) Составление синквейна по группам.
1 группа — «Верблюд»
2 группа — «Мальчик»

Физминутка «Ансамбль»

Загадка о весне.

Разминка артикуляционная «на траве дрова, на дворе трава», дыхательная со стебельком — запах цветка, буквенная распевка «а о у э ы ».

Разучивание песни «Музыка весны» Л. Плотниковой

4. Заключительный этап

Любовь человека к животным всегда взаимна — наши друзья-животные всегда помогут, если чувствуют любовь и доброе отношение к себе.

а) Рассказ К. Тангрыкулиев «Верблюд и мальчик» посвящен дружбе мальчика с верблюдом, который спас ему жизнь. Рассказ воспитывает в детях чувство любви к животным, понимание, что наши «братья меньшие» могут быть верными и преданными друзьями.
б) иллюстрации к рассказу особенно понравившиеся моменты вы изобразили в ваших рисунках (показ рисунков и озвучивание строками из рассказа под сопровождение музыки)

5. Итог урока
Самые главные человеческие чувства — милосердие, сострадание и любовь — находят своё отражение в произведениях литературы и музыки. И главными помошниками в выражении этих чувств сегодня были — произведение «Верблюд и мальчик», «Токката и фуга ре минор» Иоганна Баха и удивительный музыкальный инструмент — орган.

6. Рефлексия. А сейчас постарайтесь выразить своё отношение к сегодняшнему уроку — дорисовав на смайлике необходимую эмоцию (если понравился урок — улыбку, если не затронул — равнодушие, если не понравился — грусть)

7. Домашнее задание. Чтение и перессказ рассказа «Верблюд и мальчик» К. Тангрыкулиев. Музыка: учить слова песни и музыкальные термины.

Литературное чтение

класс 2 «Г»

Абдуллаева Аида Ташмахаметовна

учитель начальных классов

КГУ «Чунджинская средняя школа № 1»

с. Чунджи Уйгурского района

Алматинской области

Тема: К. Тангрыкулиев «Верблюд и мальчик»

Цели: познакомить с произведением К. Тангрыкулиева «Верблюд и мальчик»;

формировать интерес к чтению;

умение анализировать, делать вывод;

развивать умение рассуждать, высказывать своё мнение, работать с текстом,

творческое воображение;

воспитывать чувство доброты, взаимовыручки, внимания, заботы к

окружающим, умение дорожить дружбой.

Оборудование: слайды, толковый словарь Ожегова, стикеры.

Тип урока: комбинированный.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Методы: словесно- наглядный, частично- поисковый, исследовательский, объяснительно- побуждающий.

Приёмы: прогнозирование, составление кластера, «Толстые и тонкие вопросы», синквейн, чтение с остановками.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Ход урока:

  1. Огрмомент.

  2. Психологический настрой.

— Я очень люблю уроки литературного чтения, а вы любите их?

— За что вы любите уроки литературного чтения?

— Ребята, а что вы хотите получить от сегодняшнего урока? Начинайте свой ответ с этих слов:

«Сегодня на уроке мне хотелось бы…»

А чтобы у нас все получилось на уроке, что нам необходимо:

Мы с вами нацелим себя на серьёзную работу. Пусть у нас все получится.

  1. Проверка домашнего задания.

— Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

— Какое было домашнее задание? ( Прочитать текст и написать синквейн на тему «Добро».

— О чем рассказ «Рогатый ягнёнок»?

— Какова главная мысль рассказа?

— прочитайте свои синквейны на тему: «Добро»

4. Актуализация знаний.

1) — Как называется раздел, по которому мы работаем? ( Золотая душа)

— Как вы понимаете это выражение? ( Человек, который совершает добрые дела, хорошие поступки, у которого золотое сердце)

2) — Ребята, сегодня на уроке познакомимся с рассказом «Верблюд и мальчик». Автор этого произведения Тангрыкулиев – туркменский писатель. (слайд 1)

— Можете ли вы предположить по названию, о чем пойдет речь? Где могут происходить действия?

— А что вы знаете о верблюде? Какой он? (запись слов на ватмане)

3) Теперь, чтобы проверить наши предположения надо прочитать рассказ. Откройте учебники на странице 140.

5. Словарная работа.

В тексте могут встретиться такие слова, значение которых надо объяснить.

А) Что такое вязанки? (слайд 2)

Вязанки- это связка дров. Ребята, обратите внимание, где дано значение этого слова у вас в учебнике? (в сносках)

Б) Кто знает, что такое саксаул? Посмотрите в сносках. Стр 141 (слайд 3)

Саксаул- вид дерева, которое растет в полупустыне. (слайд 4)

В) Такыр- твердая, ровная земля, где по весне собираются вешние воды. (слайд 5)

Г) Коварный – таящий угрозу, внешне дружелюбный или безопасный

Д) Что такое трясина? (слайд6)

Трясина – зыбкое болотистое место.

Кибитка- дорожная повозка (слайд 7)

А теперь мы готовы прочитать рассказ

6. Изучение новой темы.

1. 1 часть (читаем учитель)

А) чтение 1 абзаца.

— Что обозначает Байыр?

Б) Чтение 2 абзаца

— Почему верблюду перестали давать? От чего он затосковал? Как это характеризует Байыра? (любит работать) на ватмане

В) Чтение 3 абзаца до слов « полататься».

— Что вы узнали о мальчике из этого отрывка? Какой мальчик?

(добрый)

Прикрепить

А какой верблюд?

(добрый)

Записать

Г) Чтение до слов «помогал людям»

— Когда верблюд снова почувствовал, что нужен людям? Кто ему помог?

Д) Озаглавьте 1 часть

2 часть (читают дети)

А) Чтение до слов « в зенит»

— О каком качестве мальчика вы узнали из этого отрывка?

( трудолюбивый — прикрепить)

Б) Чтение до слов «потянул к себе»

— Почему Байыр не пускал мальчика вперёд? О чём это говорит? ( Инстинкт самосохранения подсказывал Байыру, что дальше идти нельзя)

В) чтение до слов « не обратил на это внимания».

— Что может произойти с мальчиком?

Г) Чтение до слов « от странного места»

— Что проявил верблюд? ( ум, смелость)

( умный, смелый – дописать)

Д) Чтение до слов «не двигался»

— Почему верблюд не двигался, что ему грозило?

Е) Чтение до слов «побежал к дому»

— Какие чувства пережил мальчик, когда верблюд попал в трясину?

— Почему мальчик подложил ветки верблюду под живот?

Посмотрите на иллюстрацию.

( Чтобы ветки помогли верблюду продержаться дольше, не утонуть)

Как это характеризует Мурада? ( слабый, смелый — прикрепить)

Ж) озаглавить 3 часть

Релаксация для глаз.

Чтение 3 части самостоятельно про себя.

— Что двигало мальчиком, когда он добирался до дома? ( любовь к верблюду, сила воли, решительность) – прикрепить

— Найдите и прочитайте отрывок, где говорится о том, с какими трудностями мальчик добирался.

— Чем закончилась эта история?

7. Закрепление.

А) Как вели себя герои рассказа в трудный час? ( герои рассказа в трудный момент не растерялись и помогли друг другу, не смотря ни на что)

Б) Ребята, давайте прочитаем наши кластеры о мальчике, о верблюде.

Можно ли сказать, что у Мурада золотая душа?

В) – Чему учит этот рассказ) ( Не бросать друзей в беде)

4. Ребята, какая из этих пословиц отражает тему и главную мысль рассказа? (слайд 8)

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Дружба крепче не лестью, а правдой и честью.

  • Друг познается в беде.

  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.

5.- Какие рассказы о дружбе людей с животными вы знаете? ( «Тема и Жучка» Гарин- Михайловский, «Почему» Осеева Валентина)

8. Работа в группах. (слайд 9)

— Ребята, скажите, какие символы изображены на экране?

Ваша задача, придумать свой символ и рассказать о нём.

Работаем в группах.

Защита постеров.

— Какие пословицы о дружбе вы знаете?

9. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение. ( слайд 10)

  1. На уроке я сегодня узнал…

  2. Мне захотелось…

  3. Мне понравилось на уроке…

Дерево дружбы.

Ребята, давайте это дерево преобразим в Дерево Дружбы. А для этого на стикерах напишите, что означает для вас слова «дружба», или «дружить», а затем прикрепить к дереву.

Вот и «расцвело» наше дерево, ребята, наше Дерево Дружбы. (Прочитать 3-4 стикера)

  • Будьте добрыми, отзывчивыми.

  • Дорожите дружбой.

  • Ведь приносят счастье добрые дела.

10. Итог урока.

— На этом наш урок закончен.

11. Оценивание.

12. Домашнее задание.

Стр 140-143 читать выразительно и найти в словаре значение слова «рыцарь» для следующего урока.

 

<span>Байыр – так зовут верблюда. Байыр – это значит холм – такой он сильный и большой.
Когда Байыр состарился, ему перестали давать работу, думали, что так лучше, а Байыру было плохо, он тосковал.
Но однажды к Байыру подошёл сын дяди Кулы, Мурад. Он дал ему кусок лепёшки. 
– Меня зовут Мурад, – сказал мальчик верблюду, – а тебя Байыр. Давай дружить.
Мурад приходил к верблюду каждый день, угощал его, гладил ему шею. А верблюд, чтобы сделать приятное другу, ложился на землю. Так он приглашал Мурада покататься.
В конце мая, когда трава в пустыне выгорела, Мурад брал с собой Байыра собирать дрова. Пушистые вязанки тонкого степного дерева были не тяжёлые, но старый верблюд носил их на себе, гордясь, откинув голову и выставив грудь. Ведь он снова работал, он снова помогал людям.

Пошли они как-то к дальнему саксаульнику. Здесь было много сухих веток. Мурад радовался, он работал до тех пор, пока солнце не поднялось в зенит.
Стало жарко, как в печи. Мураду захотелось пить, и тут он обнаружил, что забыл флягу с водой. До дома далеко, и Мурад решил завернуть по дороге к большому такыру. Такыр – твёрдая, ровная земля, где по весне собираются вешние воды. Мурад знал, что на такыре есть ямы, где вода сохранилась.
Такыр был виден издали. Он сверкал на солнце, как зеркало. Это выступила соль.
Байыр сначала шёл по такыру, а потом заупрямился.
– Смотри, – предупреждал его Мурад, – до дома далеко, без воды худо будет.
Он хотел сам пойти к яме с водой, но Байыр взял его губами за рубашку и потянул к себе.
– Какой ты чудной сегодня! – удивился Мурад. – Это – от жары, пошли напьёмся.
Байыр не послушал друга. Земля пружинила, как засохшее сверху тесто, но мальчик не обратил на это внимания. До ямы с водой оставалось не более десяти шагов, как вдруг Мурад провалился по колено. Дёрнулся – и не вытащил ног. И тут почувствовал, что погружается глубже и глубже. Лёг животом на землю, но коварная земля прогнулась, из трещин стала просачиваться вода. 
– Байыр! – закричал Мурад в отчаянии. 
Верблюд сделал несколько шагов по не ровной земле такыра, потом лёг на брюхо и пополз.
Земля проседала под Байыром, но он подобрался к Мураду ближе, ухватил его зубами за рубашку и потянул, пятясь от страшного места, и Трясина захлюпала, но Мурад уже был на свободе, Он подполз к Байыру, обнял и потёрся головой о его смешную верблюжью голову. – Прости меня, Байыр, – сказал мальчик своему мудрому другу. – Бежим отсюда скорей.
Верблюд смотрел на Мурада печальными добрыми глазами и не двигался. И Мурад увидел, как прогнулась вокруг Байыра земля. Трясина отпустила мальчика, но собиралась проглотить верблюда.
– Байыр! Миленький, потерпи! – Мурад сорвал с его спины вязанку саксаула, подоткнул ветки верблюду под живот и, не оглядываясь, не теряя ни минуту, побежал к дому.
Он не помнил, сколько раз падал, он не лежал, набираясь сил, а полз, потому что трясина ждать не будет.
У него хватило сил оторвать дверь кибитки и прошептать:
– Спасите Байыра, он спас меня.</span>
<span>Утром, пробудившись, Мурад увидел, что в кибитке никого нет.
– Байыр! – вспомнил мальчик и вскочил. Ноги слушались плохо, голова кружилась, но Мурад добрался до двери и вышел на улицу.
Байыр стоял у кибитки, и перед ним лежала охапка травы. Байыр перестал жевать и повернул к мальчику голову. И Мурад засмеялся: сено во рту Байыра торчало во все стороны, как усы.</span>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Веранда освещена как пишется
  • Веранда как пишется слово веранда или
  • Веранда или виранда как правильно пишется
  • Вера шеина гранатовый браслет сочинение
  • Вера чаплина рассказы о животных читать для 2 класса

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии