Вернейший способ узнать человека его умственное развитие его моральный облик его характер сочинение

ОГЭ. Задание 15.1. Сочинение – рассуждение по раскрытию смысла высказывания. Рекомендации

Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.

Как написать сочинение — рассуждение по предложенной цитате

(рекомендации)

Рекомендации сопровождаются примерами сочинения по цитате Лихачёва Д.С.

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

  1. Внимательно вдумайтесь в смысл предложенной фразы. Нужно понять каждое слово в ней, не упустить основную мысль. Помните, что за правильное объяснение смысла фразы вы получаете на экзамене 2 балла.
  2. Во вступлении объясните, как вы поняли смысл высказывания. Выскажите свою точку зрения, отметьте, что приведёте примеры для её доказательства из текста.

Пример

В высказывании Лихачёва Д.С. подчёркнута мысль о том, что легко узнать о человеке, о его умственном развитии, характере, моральных качествах по его речи, по тому, как он говорит. Я полностью согласна с автором, тоже считаю, что по речи человека, по его умению общаться, высказывать свои мысли, доказывать точку зрения легко понять, каков человек. Докажу это, приводя примеры из предложенного текста (далее называется автор текста).

  1. Следующий этап — написание основной части сочинения. Она состоит из двух абзацев. В каждом нужно привести по одному аргументу. Имейте в виду, что аргументы должны пояснять разные стороны проблемы.

Пример (по тексту из демоверсии 2016 года)

1 пример. В нём даём характеристику Анны Фёдоровны по её речи.

В отрывке из произведения Б.Л.Васильева несколько героев — пожилая женщина Анна Фёдоровна, потерявшая на войне сына, её внучка Татьяна и ученики школы, пришедшие к ней за материалами для создающегося в школе музея. Всего несколько фраз произнесли герои, а как по ним легко понять, что это за люди. Анна Фёдоровна – добрая, отзывчивая и гостеприимная женщина, приглашает детей в дом, выслушивает их, хочет им помочь (предложения № 3, 9).Её речь приветливая, спокойная. Несмотря на горе, она сохранила чистоту души и даже с юмором говорит с детьми (№21).Легко общаться с ней, женщина располагает к себе детей.

2 пример. По речи характеризуются дети.

Совершенно иначе говорят с ней ребята, особенно мальчик. Его речь даже несколько высокомерная. Тон мальчика Анне Фёдоровне не понравился (№ 14).Желание получить оригиналы писем любой ценой приводят к тому, что дети несколько грубы с женщиной, не могут понять, как ей дороги письма, и речь их – официальная (№ 19). В ней – безразличие к судьбе героини. И читатель не удивился, когда понял, что дети просто украли эти письма. Речь – отражение сухости, чёрствости и эгоизма детей.

Комментарий.

Как видно из примеров, они посвящены не одной героине, а нескольким. По речи героев можно понять о доброте и порядочности Анны Фёдоровны и о безразличии и душевной чёрствости детей.

  1. Заключение

В последней части сочинения делается вывод по поднятой проблеме, по основной мысли предложенной цитаты. Необходимо ещё раз высказать свою точку зрения, предположения по поводу того, как можно решить проблему .

Пример

Таким образом, прав был Лихачёв Д.С., высказывая мысль о том, что речь человека во многом характеризует его как личность. Поэтому необходимо развивать свою речь, учиться, пополнять свой словарный запас, много читать, чтобы говорить красиво и убедительно. А ещё нужно помнить, что надо следить за тем, что и как мы говорим, чтобы не обидеть собеседника. Пусть язык, наша речь будут друзьями, а не врагами.

Комментарий

  • Не забывайте о критериях оценки сочинения. Целых 2 балла вы можете получить за последовательность изложения, связность . И хотя план писать не требуется, вы должны для себя его составить или хотя бы мысленно представлять, о чём и как будете писать. Нельзя перескакивать от одной мысли к другой. Сочинение — это связный текст, а не разрозненные предложения, пусть и написанные на одну тему.
  • Продумайте композицию сочинения. За композиционную стройность тоже можно получить 2 балла. Чётко делите текст за абзацы, не пишите единым большим абзацем. Не забывайте, что каждая часть сочинения (вступление, основная часть, заключение) имеет свои особенности и задачи.
  • И, конечно, хорошо проверяйте своё сочинение. Оно должно быть написано грамотно.

Критерии оценивания задания 15-1.

Наличие обоснованного ответа — 2б.

Наличие примеров-аргументов – 3 б.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – 2 б.

Композиционная стройность работы – 2 б.

Максимальное количество баллов за сочинение 15.1.

по критериям К1–К4 – 9 б.

Критерии оценивания грамотности и фактической точности

Имейте в виду, что баллы ставятся общие — за изложение и сочинение.

Соблюдение норм орфографии — 2 б.

Соблюдение норм пунктуации – 2 б.

Соблюдение грамматических норм – 2 б.

Соблюдение речевых норм – 2 б.

Фактическая точность – 2 б.

Максимальное количество баллов – 10

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Сочинение-рассуждение 15.1 по высказыванию Д.С.Лихачева «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского филолога Д.С.Лихачева: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Я разделяю точку зрения русского филолога Д.С.Лихачева, утверждавшего, что «вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Не случайно русская пословица гласит:»Язык голову кормит, он же и до побоев доводит!» То есть по словам человека мы можем сделать вывод о характере, культуре поведения собеседника. Приведу примеры из текста Л.Воронковой.

Во-первых, по репликам героев (предложения 14 – 16) можно сделать вывод о настойчивости ребят в достижении своих целей, пусть и сомнительных. Они во что бы то ни стало хотели, чтобы Романок прыгнул в воду. Здесь даже звучит обидное слово «дурак».

Во-вторых, предложения 32 говорят о буйной фантазии Таиски. Риторические вопросы в ее речи могут указывать на то, что только сейчас она поняла, какая опасность их подстерегала!

Таким образом, Д. С. Лихачев был прав. Действительно, прислушавшись к речи человека, можно сделать вывод о его моральном облике и характере.

Источник

Готовимся к ОГЭ

Для учеников 9-ых классов Второй Санкт-Петербургской Гимназии

Страницы

суббота, 23 марта 2013 г.

«Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачёв)

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

(6) В это время из-под скамейки вылезла собака. (7) Она оказалась еще меньше, чем показалась Марине вначале. (8) Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (9) Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10) Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса
слишком хорошо пахла, чтобы от нее отказаться.
(11) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:
– (12) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13) Он умер три месяца тому назад. (14) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (15) Он ее любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (16) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого.
(17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести еще одну ночь, которая могла стать для нее последней. (18) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своем пропитании, не умела находить лазейки в теплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у нее не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей снились собаки. (21) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (22) Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слезы. (23) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слезы. (24) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?
(25) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26) Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27) В магазине Марина приобрела собачий шампунь, расческу, витамины, лекарства и другую мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (28) «Теперь будет», – подумала она про себя.
– (29) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (30) Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (31) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (32) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33) Вот колбаса, вот булочка. (34) Ешь. (35) Ты любишь сдобные булочки? (36) Я люблю. (37) А к вечеру я сварю тебе кашки. (38) Специальный корм для собак мне не понравился. (39) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю. (40) Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.
– (41) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.
(42) Этой ночью Марина спала чутко. (43) Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и все оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45) Жуля спала, удобно распо-
ложившись на подстилке в просторной плетеной корзине. (46) Что ей снилось? (47) Может быть, Матвеевич? (48) А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

Не секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о характере человека. Когда человек приводит бездомную собаку к себе домой и говорит, «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся», по таким словам можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент одинокая женщина обрела себе друга, о котором будет заботиться, кормить, ухаживать, разделять с питомцем все радости и невзгоды.
По словам пожилой женщины, обращенным к молодой незнакомке «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице», можно судить о том, что бабульке было жаль оставшуюся без хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понимала, что привыкшая к домашней жизни собачка не сможет выжить на улице, и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному существу обрести нового хозяина.

Учащийся прокомментировал слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Но приведен только один аргумент. Во втором абзаце сочинения комментарий фразы из текста: «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице» не соответствует процитированному фрагменту.

Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит», – утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительно, в речи
отражается душа человека, все его мысли и чувства.
Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности друг к другу человека и собаки. Эта женщина смогла подобрать именно те слова, идущие из глубины ее доброго сердца, которые растревожили привычный мир Марины и заставили ее совершить человечный поступок.
Бабушка не может остаться равнодушной и к судьбе собачонки, оставшейся без хозяина. И в коротком рассказе о взаимоотношениях хозяина и собачки она сумела выделить главную особенность отношения Ивана Матвеевича к своей питомице – восприятие спасенного щенка как существа, нуждающегося в заботе и ласке не меньше, чем человек: «как младенца, из бутылочки выкормил». И сама бабушка говорит о собачке как о существе, нуждающемся в заботе: чаще называет ее не привычной для маленьких собачонок кличкой: «Жулька», а ласково и уважительно: «Жуля».
Автор дает возможность высказаться персонажу всего в двух репликах, но и этого достаточно, чтобы в глазах читателя «бабулька» стала сердечной пожилой женщиной, которая высоко ценит способность любить и быть преданным, внимательно и уважительно относится и к людям, и к животным.
И о другом персонаже, проявившем участие к судьбе собачки, мы получаем представление и по поступкам, и по речи. Марина разговаривает с собачкой, как с человеком, обращается к ней, как к много пережившему собеседнику, задает ей вопросы, рассказывает о себе.
Да, очень важно уметь прислушиваться и к тому, что говорит собеседник, и к тому, как он говорит, ведь речь человека – это зеркало, в котором отражается его внутренний мир.

Как говорит человек? Что понимать под вопросом «как»? Что можно сказать о человеке по его речи?
В тексте говорят двое: бабулька, каких можно встретить в наших дворах и молодая женщина. Речь старушки простая, но наполнена жалостью: «Плохо стало без Ивана Матвеича … Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого». Речь женщины короткая: «Вот колбаса, вот булочка. Ешь. Ты любишь сдобные булочки?» Они по-разному говорят, по-разному думают, но очень схожи в сострадании к обездоленной собачке.
Тут слышится голос еще одного человека. Это автор этого рассказа. С какой болью он описывает собачку: «Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами». И с какой радостной надеждой описывает ее, уже обретшую свой дом: «Что ей снилось? … просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога».
Итак, мы услышали трех людей: простую старушку, образованную женщину и писателя. Что в их речи раскрыло для нас их моральный облик, их характер? Все. Как говорят эти люди, как они относятся друг к другу и собачке. Все передала их речь – жалость и любовь ко всем несчастным животным, лишенным крова и поддержки со стороны человека. И мы друзья, мы соратники этим людям, в их чувствах и добрых делах.

Источник

Подробности

Автор: Рушания Гарафиева

Опубликовано 30 Ноябрь -0001

Просмотров: 14118

Рейтинг:   / 12

Тема. Подготовка к сочинению в системе ГИА (сочинение – рассуждение по высказыванию Д.С.Лихачёва «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
(Урок-практикум по русскому языку в 9 классе)
Обучающая цель: научить учащихся толковать данное высказывание и аргументировать свой ответ примерами из текста.
Развивающая цель: совершенствовать навыки написания сочинения в системе ГИА.
Воспитывающая цель: воспитывать у учащихся такие качества как доброта, взаимопонимание, культуру общения.
Оборудование. Компьютерная презентация.
Материал. «Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», под редакцией И.П. Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва, 2012 год.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке русского языка. Когда готовилась к уроку, я нашла очень интересное высказывание древнего философа Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
1 ученик (ожидаемый ответ). Речь показывает уровень культуры человека.
2 ученик (ожидаемый ответ). Язык – показатель человеческих качеств как ум, воспитанность, способность.
Учитель. Давайте проведём небольшой эксперимент. Представьте себе, что вы – работодатели. К вам на собеседование пришли 2 молодых человека (слайд). Один из них, как вы уже догадались, неформал, второй – представительный юноша. Прочитайте их резюме и ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Кому бы из них вы отдали своё предпочтение и почему?»
Представительный юноша:
Здравствуйте, дорогие работодатели! Меня зовут Александр. Ну, я хочу рассказать вам о себе. Закончил среднюю школу, потом закончил институт. Ну, че ещё? Хобби — компьютер. Ну, люблю компьютерные игры: «стрелялки», «бродилки». Не подумайте, что я только забавляюсь, я ещё и развиваюсь: ну, захожу на всякие там умные сайты, читаю. Ну, ещё хобби – телевизор. Смотрю триллеры, ужастики, иногда ещё – новости и мелодрамы. В свободное от компьютера и телевизора время хожу в бассейн на плаванье и вкаток на коньки. Одним словом, занимаюсь не только развитием интеллекта, ну и физической формы, не зря ведь в русской народной пословице говорится, что в здоровом теле – здоровый дух. Ну, подводя итог всему вышесказанному, считаю, что я для вашего предприятия буду ценным сотрудником.
Неформал:
Добрый день. Меня зовут Макс. Я, как вы уже успели догадаться, представитель российской молодёжной субкультуры, другими словами, неформал. Мы, неформалы, у людей старшего поколения вызываем бурю эмоций: от искреннего непонимания до рьяного негодования. А ведь противопоставление молодых (ищущих себя) и взрослых (определившихся) традиционно, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман Тургенева «Отцы и дети».Мне хочется того же, что и любому из вас: завести друга, компанию, которая обеспечит интересное общение, найти девушку и, наконец, самоутвердиться. А неформальное объединение – всего лишь способ достижения этих целей. Так что для нас, молодых, неформальное течение не забава, а необходимость.
Увы, не все неформальные течения безобидны и дружелюбны. Банды антисоциальны: они воруют, убивают, мародерствуют. Панки же, девиз которых «Живём здесь, сейчас и сегодня», проповедуют теорию высокого уровня жизни, умеют зарабатывать деньги. Рокоббили (поклонники рок-н-ролла) стоят в стороне от социальных проблем и не представляют угрозы для общества. А деятельность зеленых, защитников исторических ценностей, вообще заслуживает аплодисментов. Благодаря стараниям зеленых, был отклонен строительство АЭС в Краснодарском крае.
Надеюсь, я убедил вас в том, что нельзя негативно относиться ко всем представителям неформальной культуры.
Учитель. Кого бы из них вы взяли на работу и почему?
1 ученик (ожидаемый ответ). Речь неформала грамотная, выразительная, эмоциональная, поэтому я взял бы на работу его, хотя внешний вид мне не очень нравится.

2 ученик (ожидаемый ответ). Внешний вид второго юноши приятный, но, к сожалению, язык его бедный. Много просторечных слов, что не характерно для делового стиля.
Учитель. Я думаю, что на изменение имиджа необходимо короткое время, чего нельзя сказать о языке человека. Прекрасно, когда гармонируют внешний вид и уровень интеллекта. Грамотный человек имеет большие карьерные перспективы.

II. Объяснение новой темы.
Учитель. Предлагаю вам несколько высказываний из числа 36 вариантов, внесенных в типовые экзаменационные варианты за 2013 год. Выберите из них созвучное словам Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел».
а) «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин (вариант 3).
б) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров (вариант 10).
в) «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц (вариант 21).
г) «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (вариант 22).
Ученик (ожидаемый ответ). Словам Сократа созвучно высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Учитель. Сегодня мы напишем сочинение-рассуждение по высказыванию Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (22 вариант). Анализ ваших предыдущих сочиненийпоказал, что вы безошибочно пишете вступление сочинения-рассуждения, т.е. тезис. Имеются ошибки в толковании высказывания и в аргументировании своего ответа. Следовательно, цель сегодняшнего урока – научиться толковать данное высказывание, аргументировать свой ответ примерами из текста.
Вы уже знаете, что любое рассуждение состоит из 3 частей: тезис (вступление), доказательства (основная часть), вывод (заключение). На слайде вы видите примерную модель сочинения – рассуждения:

ВСТУПЛЕНИЕ
Тезис (высказывание Д.С.Лихачёва)

ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ

Толкование высказывания, аргументирование 2 примерами из текста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод о правильности понимания высказывания
Учитель. Кто расскажет первую часть сочинения?
Ученик (ожидаемый ответ). Российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждает: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Как можно понять это высказывание?
Учитель. Попробуйте комментировать высказывание Д.С. Лихачёва.
Ученик. Язык – показатель человеческих качеств как ум, воспитанность, способность. Разговаривая с ним, мы узнаём человека поближе.
III.Формирование знаний, умений и навыков у учащихся.
Учитель. Давайте прочитаем текст. Читая текст, подумайте об аргументах (чтение текста).
Текст
(1)Однажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст – в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
(3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.
(6)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, был я молод и находился в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо – японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.
-(11)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, — решил я.
(12)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.
-(13)Ага! – заорал он. – (14)Иностранец! (15)Тебе нужно поучиться японским манерам! (16)Сейчас я проучу тебя!
(17)Он приготовился наброситься на меня.
(18)За какую –то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крикнул: «Эй!» (19)Мы уставились на маленького пожилого японца. (20)Ему явно было за семьдесят; этот небольшого роста джентельмен сидел в своём безукоризненно чистом кимоно. (21)Он не обратил никакого внимания на меня, но его лицо лучилось навстречу работяге, словно у него был какой – то очень важный секрет, которым он собирался, видимо, с ним поделиться.
-(22)Иди-ка сюда, — обратился старик к забияке и помахал ему рукой. –(23)Иди сюда и поговори со мной.
(24)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
-(25)С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
(26)Старик продолжал лучезарно улыбаться.
-(27)Ты едешь домой? – спросил он, и его глаза засветились любопытством.
-(28)Тебя это не касается! – прорычал тот в ответ.
-(29)О, это прекрасно, — ответил старик. –(30)Каждый вечер мы с женой идём в сад и садимся на деревянную скамейку. (31)Мы наблюдаем за закатом и смотрим, как поживает наша хурма. (32)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. (33)Однако наше дерево перенесло всё даже лучше, чем я ожидал.(34)Очень приятно наблюдать за ним, и мы с удовольствием проводим вечера на улице, даже если идёт дождь!
(35)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
(36)Когда мужчина вслушивался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались.
-(37)Да, — сказал он. –(38)Я тоже люблю хурму… -(39)Его голос стих.
-(40)Понимаю, -сказал старик, -и я уверен, что у тебя прекрасная жена.
-(41)Нет, — ответил трудяга. –(42)Моя жена умерла. –(43)Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. –(44)У меня нет жены, у меня нет дома, у меня нет работы. (45)Мне так горько и стыдно за себя, -(46)по его щекам катились слёзы, спазм отчаяния пробежал по телу.
-(47)Да, — говорил старик, — ты действительно оказался в тяжёлом положении. -(48)Присядь сюда и расскажи мне всё.
(49)Поезд подошёл к моей станции, и я вышел из вагона. (50)То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами.
(По Терри Добсону.)
Кимоно – традиционная мужская и женская одежда японцев.
Терри Добсон (1937-1992) – американский специалист-практик айкидо, написал несколько книг, посвящённых этому искусству.
Учитель. О чём говорится в тексте?
Ученик (ожидаемый ответ). В тексте говорится о том, как пожилой японец успокоил сердитого мужчину добрыми словами.
Учитель. Попробуйте ответить на вопрос: «Какой вариант ответа является продолжением утверждения: «Старику японцу удалось успокоить грубияна, потому что…»?
1) он заговорил с ним
2) он поделился с этим человеком каким-то секретом
3) оказалось, что оба они любят хурму
4) он проявил чуткость и сострадание к этому человеку
Ученик (ожидаемый ответ). Правильный ответ – «он проявил чуткость и
сострадание к этому человеку».
Учитель. А как старику удалось успокоить мужчину?
Ученик (ожидаемый ответ). Он сумел найти нужные слова.
Учитель. Как вы думаете, какие именно слова «смягчили» мужчину?
Ученик (ожидаемый ответ). Слова «поговори со мной», «понимаю», «расскажи мне» «смягчили» мужчину.
Учитель. Делаем вывод: как, с помощью каких слов старику удалось успокоить мужчину?
Ученик (ожидаемый ответ). Старик проявил чуткость к этому человеку. Он подбирал самые нужные слова: «поговори со мной», «понимаю», «расскажи мне».
Учитель. Действительно ли мужчина плохой и страшный человек?
Ученик (ожидаемый ответ). Сначала мужчина показался страшным человеком. Потом мы узнали, что у него большое горе. Он даже заплакал.
Оказывается, только внешне мужчина показался страшным. На самом деле, он – мягкий человек. Какие слова мужчины говорят о том, что он неплохой человек?
Ученик (ожидаемый ответ). Мужчина говорит: «Мне так горько и стыдно за себя» (предложение 45).
Учитель. Делаем вывод: каким показался сначала мужчина и какие слова показали, что он неплохой человек?
Ученик (ожидаемый ответ). Сначала мужчина показался страшным человеком. Но его слова «Мне так горько и стыдно за себя» (предложение 45) показывают, что перед нами неплохой человек.
Учитель. Приведите первый пример из текста.
Ученик (ожидаемый ответ). В качестве первого примера возьмём старика японца. Старик проявил чуткость к незнакомому несчастному человеку. Он подбирал самые нужные слова: «поговори со мной», «понимаю», «расскажи мне» (предложения 23, 40, 48). Слова старика показывают, что он добрый, чуткий человек.
Учитель. Приведите второй пример из текста.
Ученик (ожидаемый ответ). В качестве второго примера возьмём мужчину. Сначала мужчина показался страшным человеком. Но его слова «Мне так горько и стыдно за себя» (предложение 45) показывают, что перед нами неплохой человек.
Учитель. А теперь напишите сочинение-рассуждение, используя приобретённые знания на уроке. (самостоятельная работа учащихся.)
Ожидаемый ответ учащихся.
Российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждает: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Как можно понять это высказывание?
Язык – показатель человеческих качеств как ум, воспитанность, способность. Разговаривая с человеком, мы лучше узнаём его.
В качестве первого примера возьмём старика японца. Он проявил чуткость к несчастному человеку. Старик подбирал самые нужные слова: «поговори со мной», «понимаю», «расскажи мне». Слова старика показывают, что он добрый, чуткий человек.
В качестве второго примера возьмём мужчину. Сначала мужчина показался страшным человеком. Но его слова «Мне так горько и стыдно за себя» (предложение 45) показывают, что перед нами неплохой человек.
Таким образом, могу сделать вывод, что Д.С. Лихачёв был прав.
IV.Заключительная часть урока.
Учитель. Дома напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Георга фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

У вас нет прав для создания комментариев.

«Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». (Д.С.Лихачёв)

Статья содержит исходный текст, план и образец сочинения.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик под мышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала ещё, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести её полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

(5) В это время из-под скамейки вылезла собака. (6) Она оказалась ещё меньше, чем показалась Марине вначале. (7) Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (8) Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (9) Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса слишком хорошо пахла, чтобы от неё отказаться.

(10) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:

– (11) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (12) Он умер три месяца тому назад. (13) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (14) Он её любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (15) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме неё никого не было, и у Жули кроме него – никого.

(16) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести ещё одну ночь, которая могла стать для неё последней. (17) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своём пропитании, не умела находить лазейки в тёплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у неё не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(18) Марина спала эту ночь плохо. (19) Ей снились собаки. (20) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (21) Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слёзы. (22) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слезы… (23) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?

(24) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (25) Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (26) В магазине Марина приобрела собачий шампунь, расчёску, витамины, лекарства и другую мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (27) «Теперь будет», – подумала она про себя.

– (28) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (29) Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (30) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (31) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (32) Вот колбаса, вот булочка. (33) Ешь. (34) Ты любишь сдобные булочки? (35) Я люблю. (36) А к вечеру я сварю тебе кашки. (37) Специальный корм для собак мне не понравился. (38) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю. 

(39) Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.

– (40) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.

(41) Этой ночью Марина спала чутко. (42) Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (43) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и всё оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность.(44) Жуля спала, удобно расположившись на подстилке в просторной плетёной корзине. (45) Что ей снилось? (46) Может быть, Матвеевич? (47) А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

(По С.Сергеевой)

Светлана Сергеева, экономист, член ОЗЖ «Преданность», председатель ревизионной комиссии благотворительного фонда «Помощь бездомным животным».

Образец сочинения

     «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», – считает российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв. 

     Действительно, язык является орудием выражения мыслей и чувств. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать о внутреннем мире человека. Чтобы доказать это, прислушаемся к речи героев текста С.Сергеевой.

    Одна из героинь, молодая женщина Марина, обращаясь к несчастной собаке, у которой умер хозяин, использует глаголы «не бойся», «заходи», «подружимся» (предложение 28), что показывает её доброжелательное отношение к животному и желание помочь. 

       В речи другой героини рассказа — бабульки — обращает на себя внимание имя собственное «Жуля», которое она употребляет, говоря о собачке. Это слово раскрывает моральный облик пожилой женщины, её способность сострадать обездоленному животному.

     Таким образом, если мы будем обращать внимание на речь человека, то сможем заглянуть в  его душу, что и утверждал Д. С. Лихачев.

План сочинения

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Из исходного текста приводим пример №1.

4. Из исходного текста приводим пример №2.

5. Делаем вывод.

  • Главная
  • Даты
  • Культура
  • Эпоха Рюриковичей в живописи ( 9-16 вв.)
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.

Как написать сочинение — рассуждение по предложенной цитате

(рекомендации)

Рекомендации сопровождаются примерами сочинения по цитате Лихачёва Д.С.

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

  1. Внимательно вдумайтесь в смысл предложенной фразы. Нужно понять каждое слово в ней, не упустить основную мысль. Помните, что за правильное объяснение смысла фразы вы получаете на экзамене 2 балла.
  2. Во вступлении объясните, как вы поняли смысл высказывания. Выскажите свою точку зрения, отметьте, что приведёте примеры для её доказательства  из текста.

Пример

В высказывании Лихачёва Д.С. подчёркнута мысль о том, что легко узнать о человеке, о его умственном развитии, характере, моральных качествах по его речи, по тому, как он говорит. Я полностью согласна с автором, тоже считаю, что по речи человека,  по его умению общаться, высказывать свои мысли, доказывать точку зрения легко понять, каков человек. Докажу это, приводя примеры из предложенного текста  (далее называется автор текста).

  1. Следующий этап — написание основной части сочинения. Она состоит из двух абзацев. В каждом нужно привести по одному аргументу. Имейте в виду, что аргументы должны пояснять разные стороны проблемы.

Пример (по тексту из демоверсии 2016 года)

1 пример. В нём даём характеристику Анны Фёдоровны по её речи.

В отрывке из произведения Б.Л.Васильева несколько героев — пожилая женщина Анна Фёдоровна, потерявшая на войне сына, её внучка Татьяна и ученики школы, пришедшие к ней за материалами для создающегося в школе музея. Всего несколько фраз произнесли герои, а как по ним легко понять, что это за люди. Анна Фёдоровна – добрая, отзывчивая и гостеприимная женщина, приглашает детей в дом, выслушивает их, хочет им помочь (предложения № 3, 9).Её речь приветливая, спокойная. Несмотря на горе, она сохранила чистоту души и даже с юмором говорит с детьми (№21).Легко общаться  с ней, женщина располагает к себе детей.

2 пример. По речи характеризуются дети.

Совершенно иначе говорят с ней ребята,  особенно мальчик. Его речь даже несколько высокомерная. Тон мальчика Анне Фёдоровне  не понравился  (№ 14).Желание получить оригиналы писем любой ценой приводят к тому, что дети несколько грубы с женщиной, не могут понять, как ей дороги письма, и речь их – официальная (№ 19). В ней – безразличие  к судьбе героини. И читатель не удивился, когда понял, что дети просто украли эти письма. Речь – отражение сухости, чёрствости и эгоизма детей.

Комментарий.

Как видно из примеров, они посвящены не одной героине, а нескольким.  По речи героев можно понять  о доброте и порядочности Анны Фёдоровны и о безразличии и душевной чёрствости детей.

  1. Заключение

В последней части сочинения делается вывод по поднятой проблеме, по основной мысли предложенной цитаты. Необходимо ещё раз высказать свою точку зрения,  предположения по поводу того, как можно решить проблему .

Пример

Таким образом, прав был Лихачёв Д.С., высказывая мысль о том, что речь человека во многом характеризует его как личность. Поэтому необходимо развивать свою речь, учиться, пополнять свой словарный запас, много читать, чтобы говорить красиво и убедительно. А ещё нужно помнить, что надо следить за тем, что и как мы говорим, чтобы не обидеть собеседника. Пусть язык, наша  речь будут друзьями, а не врагами.

Комментарий

  • Не забывайте о критериях оценки сочинения. Целых 2 балла вы можете получить за последовательность изложения, связность . И хотя план писать не требуется, вы должны для себя его составить или хотя бы мысленно представлять, о чём и как будете писать. Нельзя перескакивать от одной мысли к другой. Сочинение — это связный текст, а не разрозненные предложения, пусть и написанные на одну тему.
  • Продумайте композицию сочинения. За композиционную стройность тоже можно получить 2 балла. Чётко делите текст за абзацы, не пишите единым большим абзацем. Не забывайте, что каждая часть сочинения (вступление, основная часть, заключение) имеет свои особенности и задачи.
  • И, конечно, хорошо проверяйте своё сочинение. Оно должно быть написано грамотно.

Критерии оценивания задания 15-1.

Наличие обоснованного ответа — 2б.

Наличие примеров-аргументов – 3 б.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – 2 б.

Композиционная стройность работы – 2 б.

Максимальное количество баллов за сочинение 15.1.

по критериям К1–К4 – 9 б.

Критерии оценивания грамотности и фактической точности

Имейте в виду, что баллы ставятся общие — за изложение и сочинение.

Соблюдение норм орфографии — 2 б.

Соблюдение норм пунктуации – 2 б.

Соблюдение грамматических норм – 2 б.

Соблюдение речевых норм – 2 б.

Фактическая точность – 2 б.

Максимальное количество баллов – 10

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Верная примета нанайская сказка
  • Вермишелевый как пишется правильно
  • Вермишелевый как пишется и почему
  • Веришь нет как пишется
  • Веришь как пишется правильно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии