Тест
по рассказу Е.И. Носова «Трудный хлеб»
1. Кто написал
рассказ «Трудный хлеб»?
А) Е.И. Носов
Б) М.А. Шолохов
В) Ю.И. Коваль
2. Осень в лесу
развешивает…
А) дождинки
Б) хрустальные
сети паутины
В) кормушки
3. Вслед за какой
птицей улетели ласточки?
А) вслед за
зябликом
Б) вслед за
жавороноком
В) вслед за
иволгой
4.
А вчера на глухой лесной плёс за деревней… опустилась пара крохалей…Как
называлась эта деревня?
А) Тугилово
Б) Сычи
В) Гуторово
5. Какой породы
была вислоухая собака с белой пролысиной на лбу?
А) дворняжка
Б) спаниель
В) пудель
6. Какая кличка у
собаки?
А) Чанг
Б) Тузик
В) Матрос
7. Что сделал пёс,
когда догнал птицу?
А) упустил её
Б) схватил её за
крыло
В) съел
8. Как назвал
Чанга автор рассказа, когда собака выбралась на берег рядом с его удочками?
А) невежливый
Б) невежда
В) невежа
9. Что сказал
охотник (хозяин собаки) о добыче Чанга?
А) никогда не
видел крохаля
Б) …очень люблю
крохаля
В) …не особенно
уважаю крохаля
10. Как относился
охотник к Чангу?
А) грубо
Б) ласково
В) безразлично
11.
Смысл выражения «несолоно хлебавши», встретившегося в рассказе Е.И. Носова
«Трудный хлеб»?
А) обмануться в
своих ожиданиях
Б) уйти с пустыми
руками
В) обмануть
кого-либо
12. Почему Чанг
сбился со следа?
А) был неопытный
Б) был слепой
В) был бестолковый
13. Что достал
охотник из ягдташа, охотничьей сумки?
А) кусок сала
Б) кусок колбасы
В) ломоть хлеба
14.
Как отнёсся автор рассказа к Чангу?
А)
с интересом
Б)
с уважением
В)
с безразличием
15.
Какую рыбу поймал автор рассказа?
А)
окуня
Б) плотвицу
В) щуку
16.
Как отнёсся хозяин Чанга к вопросу, который задал автор: «А не лучше ли вам
завести другую собаку?»
А) нахмурился
Б) улыбнулся
В) отвернулся
17.
Что делал автор рассказа после того, как охотник прекратил разговор и ушёл?
А)
ему был всё равно
Б) долго смотрел
ему вслед
В) отвернулся и
занимался своими делами
18.
В прямом или переносном значении употреблено прилагательное трудный в
рассказе?
А) в переносном
Б) в прямом
В) вовсе не
употребляется
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе
на тему «Е. Носов «Трудный хлеб»
Цель:
познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
Задачи:
• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;
• корригировать внимание, логическое мышление, речь обучающихся;
• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.
— Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.
— Почему я начала урок с этой фамилии?
— Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.
2. Опрос дом. задания — из автобиографии писателя.
— Откуда родом Е. Носов?
— В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?
— В каких войсках воевал Е.Носов?
— Что случилось с Е. Носовым в конце войны?
— О ком и в связи с чем так писал Е.Носов: «Я был старше их на целую войну…»
Вывод: Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.
— Сегодня нам предстоит познакомиться с его рассказом.
3.Подготовка к восприятию текста.
— Найдите способ прочитать название рассказа.
— Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».
— Что мы называем хлебом, какой он бывает?
— Что обозначает слово «трудный»? (Требующий большого труда, напряжения.)
— может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?
— Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?
— Что вы любите в животных?
— Чувствуют ли животные любовь? Как?
— Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью…
— Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.
4. Словарная работа
А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.
Б) Работа по карточке 1.
Карточка 1.
I вариант
Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________
II вариант
Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.
(Коллективная проверка)
— Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?
В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.
— Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?
-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.
— Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.
4. Физминутка для глаз
5. Чтение текста сильными обучающимися
6.Работа по тексту.
А) Анализ рассказа.
— О ком этот рассказ?
-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
— Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?
— Как охотник ведет себя с Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)
— Продолжите фразу:
Охотник относился к Чангу … (как?) (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
— В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?
— В чем был «неосторожен» рассказчик? — Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)
— Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)
— Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
— Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
— Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)
— Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)
— В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)
— Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)
— В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
— Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).
— Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).
— За что можно уважать хозяина Чанга?
Б) Закрепление
-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?
Карточка 2.
Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник Чанг
Чёрный шелковистый жилет крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка охотник
(Коллективная проверка)
8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
I вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А) дождинки
Б) кормушки
В) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
А) крохали
Б) гуси
В) рябчики
3. Как звали спаниеля?
А) Ганг
Б) Чанг
В) Манч
4. У Чанга были…:
А) короткие гладкие уши
Б) длинная рыжая шерсть
В) длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А) убитую птицу
Б) ломоть хлеба
В) ружьё
6. При виде летящего хлеба Чанг…:
А) спокойно стоял, глядя на хозяина
Б) побежал к хозяину
В) кинулся ловить хлеб
7. Автор поймал в реке…:
А) мелкую плотву
Б) крупного карася
В) крупную плотвицу
II вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А) дождинки
Б) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
А) крохали
Б) гуси
3. Как звали спаниеля?
А) Ганг
Б) Чанг
4. У Чанга были…:
А) длинные лохматые уши
Б) рыжая шерсть
5. Охотник достал из ягдташа…:
А) убитую птицу
Б) ломоть хлеба
6. При виде летящего хлеба Чанг…:
А) спокойно стоял, глядя на хозяина
Б) побежал к хозяину
7. Автор поймал в реке…:
А) крупную плотвицу
Б) крупного карася
(Самопроверка по слайду)
9.Итог урока. Рефлексия.
— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
— Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
(ответы)
-Чему научил вас сегодняшний урок?
Обобщение учителя:
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
10. Домашнее задание.
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Был в сети 10.10.2022 16:56
Рыжков Антон Сергеевич
Учитель русского языка и литературы
658
56 337
Местоположение
Россия, ЛО, Всеволожский район, д. Юкки.
Тест по произведению Е.И. Носова «Трудный хлеб»
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест позволит закрепить знания по содержанию произведения
Список вопросов теста
Вопрос 1
О каком времени года идёт речь в рассказе?
Варианты ответов
- О ранней зиме
- О ранней весне
- О раннем лете
- О ранней осени
Вопрос 2
За какой деревней находился плёс?
Варианты ответов
- За деревней Гуторово
- За деревней Иваново
- За деревней Захарово
- За деревней Каменка
Вопрос 3
Чем занят автор рассказа?
Варианты ответов
- Собирает грибы в лесу
- Ловит рыбу на реке
- Гуляет по городу
- Едет на автомобиле
Вопрос 4
Какая кличка у собаки охотника?
Варианты ответов
- Шарик
- Рэкс
- Бим
- Чанг
Вопрос 5
В чём особенность собаки?
Варианты ответов
- Она чень быстро бегает
- Она глухая
- Она слепая
- У неё нет хвоста
Вопрос 6
Сколько лет собаке?
Варианты ответов
- 3 года
- 4 года
- 5 лет
- 6 лет
Вопрос 7
Как хозяин относится к псу?
Варианты ответов
- Хозяин равнодушен к псу
- Хозяин любит пса и не хочет менять его на другого
- Хозяин не любит пса и хочет завести другую собаку
Вопрос 8
Какую птицу подстрелил охотник?
Варианты ответов
- Лебедя
- Зимородка
- Гуся
- Крохаля
Вопрос 9
Как выглядел охотник?
Варианты ответов
- Стройный молодой мужчина с чёрными усами
- Высокий мужчина средних лет с седой бородой
- Грузный мужчина с седыми усами
Вопрос 10
Чему нас учит рассказ Евгения Ивановича Носова?
Варианты ответов
- Учит тому, что бедный человек тоже имеет своё достоинство.
- Учит находить необычные решения, мыслить нестандартно, творчески.
- Учит тому, что хлеб зарабатывается трудом; нет ничего лучше настоящей дружбы.
- Краткие содержания
- Носов Евгений
- Трудный хлеб
Повествование рассказа Евгения Ивановича Носова «Трудный хлеб» ведется от лица рассказчика-рыбака, которому в один из осенних дней пришлось наблюдать на плесе двух крохалей. Птицы, пролетая мимо этого места, опустились на воду, не торопясь улетать в теплые края.
Неожиданный выстрел из ружья вспугнул одну из них. Вторая подстреленная утка не спеша поплыла дальше, но вскоре была схвачена спаниелем, который лишь на мгновение приостановившись, почуял запах и ловко помчался вдогонку за ней по воде. Показавшийся из-за кустов хозяин подсказал сбившейся с пути собаке, которую назвал Чангом, правильное направление. Чанг изловчился, схватил птицу и принес ее на берег к людям, получив за этот поступок одобрение и похвалу.
Познакомившись поближе с охотником, рассказчик услышал от него слова гордости и восхищения своим четвероногим другом. Преданность и исполнительность собаки на протяжении пяти лет сделала их неразлучными друзьями. Однако к огромному удивлению рыбака Чанг оказался с рождения слепым. Незрячая собака была гордостью хозяина, неся верно ему службу.
Несмотря на свое болезненное состояние, она зарабатывала кусок хлеба, прилагая немалые усилия, но оставаясь для него близким существом. Привязанность сделала их повседневную жизнь немыслимой друг без друга. А бережливое и уважительное отношение охотника к животному показало, что запасы человеческой души могут быть неисчерпаемыми: в них есть место и доброте, и нежности.
Рассказ учит тому, что такие качества как преданность, верность, ласка характеризуют не только дружбу людей, но и отношения между человеком и собакой. Не трудно добиться благодарности прирученного четвероногого друга, взаимности, заботясь о нем, не отказываясь от него в трудную минуту.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе
на тему «Е. Носов «Трудный хлеб»
Цель:
познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
Задачи:
• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;• корригировать внимание, логическое мышление, речь обучающихся;• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.
— Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.
— Почему я начала урок с этой фамилии?- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.
2. Опрос дом. задания — из автобиографии писателя.
— Откуда родом Е. Носов? — В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?- В каких войсках воевал Е.Носов? — Что случилось с Е. Носовым в конце войны?- О ком и в связи с чем так писал Е.Носов: «Я был старше их на целую войну…»Вывод: Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.- Сегодня нам предстоит познакомиться с его рассказом.
3.Подготовка к восприятию текста.
— Найдите способ прочитать название рассказа.
— Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».- Что мы называем хлебом, какой он бывает?- Что обозначает слово «трудный»? (Требующий большого труда, напряжения.)- может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?- Что вы любите в животных?- Чувствуют ли животные любовь? Как?- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… — Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.
4. Словарная работа
А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.
Б) Работа по карточке 1. Карточка 1.I вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Глухой лесной ___________ Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Охотник достал ломоть хлеба из ______________II вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.(Коллективная проверка)- Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?
В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.
— Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?
-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.
— Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.
4. Физминутка для глаз
5. Чтение текста сильными обучающимися
6.Работа по тексту.
А) Анализ рассказа.- О ком этот рассказ?-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником? — Как охотник ведет себя с Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)- Продолжите фразу:Охотник относился к Чангу … (как?) (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?- В чем был «неосторожен» рассказчик? — Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой. — Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебекажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).- За что можно уважать хозяина Чанга?Б) Закрепление -Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?Карточка 2. Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.Короткий стёганый ватник ЧангЧёрный шелковистый жилет крохальЧёрный сюртук, белая рубашка охотник(Коллективная проверка)
8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
I вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) кормушкиВ) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гусиВ) рябчики 3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) ЧангВ) Манч 4. У Чанга были…:А) короткие гладкие ушиБ) длинная рыжая шерстьВ) длинные лохматые уши5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлебаВ) ружьё 6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяинуВ) кинулся ловить хлеб7. Автор поймал в реке…:А) мелкую плотвуБ) крупного карасяВ) крупную плотвицу II вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гуси3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) Чанг4. У Чанга были…:А) длинные лохматые ушиБ) рыжая шерсть5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлеба6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяину7. Автор поймал в реке…:А) крупную плотвицу Б) крупного карася(Самопроверка по слайду)
9.Итог урока. Рефлексия.
— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?(ответы)-Чему научил вас сегодняшний урок?Обобщение учителя:Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
10. Домашнее задание.
Популярные сегодня пересказы
- Дачники — краткое содержание пьесы Горького
Произведение Дачники является ярким отражением русской интеллигенции. На одну чашу весов он ставит описание богатой и размеренной жизни дворянства, а на противоположную – тяжёлую жизнь бедного люда. - Сказка о Шише — краткое содержание сказки Шергина
Главным героем сказки является Шиш Московский, непутевый и невезучий парень, который вечно оказывается в каких-то неурядицах и себе вредит и другим. История начинается с того как он берет лошадь у своего соседа купца - Крестьянские дети — краткое содержание поэмы Некрасова
В поэме «Крестьянские дети» Николай Некрасов описывает свои наблюдения за деревенскими ребятишками. Однажды, устав после охоты, поэт крепко заснул в сарае. Проснувшись - Малиновая вода — краткое содержание рассказа Тургенева
Произведение является одной из составных частей прозаического сборника «Записки охотника». Повествование ведется от лица рассказчика, являющегося барином, любителем охоты, который как-то в жаркий летний день
Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.
Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.
А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей — пролетные гости с далекого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали не улетели. Погода не торопила их на юг.
Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком. Не то что наша дикая утка. Редко по какой из них не палили из ружья.
И вдруг совсем рядом из кустов: «Трах-бабах!..» Поперек реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.
Крохаль, что плыл первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему-то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.
В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.
Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.
— Чанг, назад! — послышался спокойный, даже ласковый голос.
Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и, все так же высоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного снесло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.
— Вот невежа! Перестань!
Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, он одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.
— Обрызгал? — сказал он, подбирая птицу.
— Ничего! — вытирая платком лицо, ответил я.— Хорошая добыча! Редкая.
— А я, знаете, не особенно уважаю крохаля,— возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.
Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он — в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.
— Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает,— пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.— Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.
Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.
— Новичок, наверно? — кивнул я на собаку.— Обучается?
— Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака.— Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля.— Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь — как ее достанешь? Облизнешься и пойдешь несолоно хлебавши. Или взять подранка. В такую глушь забьется, что днем с огнем не найдешь. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. У вас, кажется, клюет. Вон на той, где пробковый поплавок.
Я подсек. Леса натянулась. В глубине тускло блеснул бок рыбы. Потом леса вдруг провисла, и я вытащил пустой крючок.
— Сошла,— сочувственно прищелкнул языком охотник.— Жалко. У вас, значит, тоже охота… А я больше с ружьем. Люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.
— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.
— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.
— Ну что вы! — удивился я.— Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?
— Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.
— Слепой!..— Я даже весь повернулся от изумления.— Совершенно слепой? Да не может быть!..
Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга. Он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.
— Не верите? — усмехнулся хозяин.— Давайте продемонстрирую.— Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом и уставился на хлеб.
— Чанг, лови! — крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.
Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала шагах в пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.
— Видели? — спросил охотник, бросая собаке весь ломоть.— Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.
Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.
— Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?
— Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.
— Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.
Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.
— Ну как же он ослеп?
— Сам не знаю,— покачал головой хозяин — Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко — свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное — глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.
У меня опять клюнуло. На этот раз я благополучно вытащил крупную плотвицу. Снимая ее с крючка, я неосторожно спросил:
— А не лучше ли вам завести другую собаку?
— А эту куда? — нахмурился охотник.— Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!
Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.
Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.
Обновлено: 10.01.2023
Цель : учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным.
Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи.
1. Организационный момент
2. Поэтическая стран ичка. Чтение учащимися стихотворений о животных (Стихи С.Есенина, С.Михалкова, А. Барто и др.), бережном отношении к ним.
Слово учителя: — Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.
Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям.
— Что вы узнали о писателе?
— Эпиграфом урока послужит пословица:
Не богатство – друг, а друг – богатство . (пословица)
Основной вопрос урока:
(Записано на доске)
— Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:
«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.
— Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.
4. Дискуссия
— Как вы относитесь к поступку охотника?
(Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).
1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам.
2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:
— Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.
— И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках.
— Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку…
3) Исследование текста:
— Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа.
— Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?
6. Физминутка. Упражнения для глаз.
— Беседа о роли зрения в нашей жизни и о том, что зрение нужно беречь.
— Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину?
/Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./
Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?
а) Собака тосковала бы дома без хозяина.
б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно.
в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!
г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?
5) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа)
Выдержки из работ:
— Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной…
— Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т.к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзья…
— Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь.
— Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга?
— Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?
/Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./
8. Итог урока .
Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом.
9. Заключительное слово учителя .
— Мы живем в мире, в котором развиты наука, техника. У многих из вас есть компьютеры. Но мы должны знать и помнить, что главное — это земля, люди.
Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.
В любой ситуации оставайтесь людьми.
Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям:
— Интересно ли вам было на уроке?
— Хотелось ли вам работать на уроке?
— Как вы оцениваете отношение учителя к вам?
10. Домашнее задание : Напишите письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова
Программа “Вокруг тебя – Мир”, разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определенного возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном
Цели урока. Знакомство с жизнью писателя Евгения Ивановича Носова и его рассказом; анализ метафоры, заключенной в названии, обсуждение проблем, связанных с отношением к труду животных и людей; закрепление понятий “пейзаж”, “описание животного”, “диалог”, “олицетворение”; развитие мышления, речи, эмоций, навыков выразительного чтения, пересказа, умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать записи в тетради; воспитание гуманизма, умения понять животных и человека, трудолюбия, интереса
Стадия вызова. Отгадываем шарады.
Это слово не для смеха.
Первый слог – движенье танца.
Слог второй есть у гороха
Иль гусаров красит лица.
Третий слог – местоименье,
В среднем роде указанье.
Слог последний –
Слог обширный:
Начинаем мы с предлога,
Очень нужного для входа;
Дальше суффикс очень русский,
Он и в слове есть “французский”.
Окончанье не проблема –
В признаках мужского рода.
В целом вышло – Па-ус-то-в-ск-ий.
В классе все умны и ловки.
Если хочешь возражать,
Будешь тот союз искать.
А потом предлог-приставку,
К единению подсказку:
Он в Со Дружестве Со Всеми,
Нынче и в спортивной теме.
А конец – опять предлог,
Знанья в вас вложить готов.
Но-со-в – автор знаменит,
С ним знакомство предстоит.
Введение кластера (опорной записи на доске и в тетрадях)
– Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке о писателе Носове мы вспоминаем о другом писателе – о Паустовском?
(У них есть произведения, похожие по названию.)
Запишем их на доске и поразмышляем о сходстве и различии.
(Учащиеся сразу вспоминают многозначность метафоры “теплый хлеб” из недавно изученной сказки Паустовского: это и теплая мука, в которую люди радостно погружали руки, и свежеиспеченный хлеб, и общее дело, объединившее людей в трудную минуту.)
А теперь давайте попробуем взять интервью у человека, не читавшего рассказ Евгения Носова. Спросим у него, о чем, по его мнению, может быть произведение с таким названием. Если в классе нет таких, может быть, кто-то попробует вообразить себя в подобной ситуации: как бы он рассуждал? (Задача данного приема – пока отвлечь ребят от разговора о судьбе собаки, чтобы вспомнить такое значение слова “хлеб”, как “средство к существованию, заработок”.
(Учащиеся называют трудные, с их точки зрения, Профессии и виды деятельности, кстати, в том числе и труд учителя. В результате беседы в тетради появляются новые опорные записи.)
А теперь найдите в тексте рассказа слова, которые перекликаются с нашими размышлениями о смысле названия. (“Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный” – так говорит о главном герое рассказа собаке Чанге его хозяин.)
– А как вы считаете, насколько это важно, какой хлеб есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий особых усилий?
(Ребята рассуждают, что в жизни кому как повезет с работой, но “трудный хлеб” обычно вызывает больше уважения, а иногда и удивления.)
– Но ведь в рассказе Носова речь идет о собаке. Какие профессии собак вам известны?
– Какая профессия у Чанга?
(Это охотничья собака.)
– Какие к ней предъявляются профессиональные требования?
(Ловкость, быстрота реакции, зоркость, чутье, абсолютный слух, жестокость, сообразительность.)
– Всем ли этим требованиям соответствует Чанг?
(Нет, это слепая собака.)
– Кем обычно в человеческом обществе являются слепые?
(Это инвалиды, обреченные на жалость, помощь других людей или беспомощное сидение дома, на пенсии, ведь работать они не могут.)
– А как поступают, если собака не соответствует профессиональным требованиям?
(В “Методических рекомендациях” к учебному пособию “Вокруг тебя – Мир” помещен очень яркий публицистический материал, который зачитывает подготовившийся заранее мальчик.)
В одной из газет было напечатано следующее.
В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны
Вот этот пушистый коврик… Мы его очень любим. Правда, красивый.
Это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделек. Представляете, на лося не пошла, пожалела.
Пришлось мужу ее пристрелить.
А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен. (Вокруг тебя – Мир. Методические рекомендации.
Завязывается микродискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному, подводя ее итоги, учитель зачитывает продолжение статьи.
Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имен меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно.
Простить. Вряд ли. Ну, непрофессиональный пес, ну не нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу?
Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…
А теперь сравним позицию этого охотника с позицией хозяина Чанга. Прочитаем по ролям диалог, начиная со слов: “Новичок, наверно?” до слов: “А эту куда? – нахмурился охотник. – Пристрелить? Сдать на воротник?
Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму”.
В процессе обсуждения проблемы обращаемся к очень содержательным и предполагающим возможность выбора заданиям учебного пособия (Вокруг тебя – Мир. Книга для ученика. 5-й класс / Авт.-сост.
А. Делетроз, В. Ю. Выборнова, М. Р. Савова, А. М. Розов, В. В. Шишкина. М.: МАИК “Наука”, 1996. С. 92, задания 1, 2), а также оформляем новый кластер, представляющий собой схему рассуждения по АТРИЗ.
– какую-то пользу принесет;
– не так скучно охотнику в лесу;
– собака не будет скучать дома;
– собака будет чувствовать себя нужной людям, не инвалидом.
Если брать слепую собаку на охоту:
– собака может ошибаться;
– нечетко выполнять команды;
– добыча будет меньше, чем у нормальной собаки, а кормить надо столько же.
– Какие “плюсы” и “минусы” вы считаете самыми важными? Подчеркните их.
– Можно ли, по-вашему, считать такое бережное и уважительное отношение к собаке реальной помощью в трудной жизненной ситуации?
(Да, собаке хозяин оказывает доверие, любит ее, она не ощущает своего несовершенства.)
– А ведь это очень важно и для животных, и для людей – умение оказывать помощь обиженному судьбой существу, не унижая его, не усугубляя горя и неприятных ощущений.
Тем более что именно они больше всего нуждаются в нашей заботе и понимании. Приходилось ли кому-то из вас, ребята, оказывать такую помощь? Как вы это делали?
Как чувствовали себя при этом?
А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, как я прочитаю детали описания. Попробуйте показать жестами, молча, кто так описан в тексте. Отвечать вслух будет только тот, кого я назову, и при этом с закрытыми глазами.
Итак, “белая подкладка”, “черный сюртук”, “белая рубашка”, “зелено-черная голова”, “острый копьеобразный клюв”. Да, это, действительно, птица крохаль, которую добыли Чанг и его хозяин. Какой художественный прием преимущественно использован здесь автором?
Как вы думаете, почему?
(Олицетворение, потому что автор сначала жалеет зря погубленную птицу: мясо у нее все равно невкусное.)
А теперь откройте глаза и быстро найдите в тексте описание Чанга. (“Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу”, “плыла легко и быстро”, “встряхнул длинными лохматыми ушами”, “Он лежал, положив морду на мохнатые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки”, “насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом”).
Можно ли по этим деталям судить об отношении автора к собаке?
(Да, он удивлен и восхищен ею, ее “трудным хлебом”).
– Вернемся к началу, зачитаем первый абзац. Что он из себя представляет?
Ребята, а как вы думаете, трудным или легким был хлеб у маленького светофора Светика из рассказа Татьяны Александровой “Светофорчик”? Давайте послушаем его самого. Можно задать вопросы.
(Заранее подготовившийся ученик делает пересказ текста от имени Светика. (Вокруг тебя – Мир. Книга для ученика… С. 24-25.). В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что эта работа тоже непростая, ведь прохожие и машины очень часто спешат и нарушают правила дорожного движения.)
– Только ли о правилах дорожного движения этот рассказ? А о чем тогда?
(Работая над 2-м и 3-м вопросами учебного пособия “Вокруг тебя – Мир” и выдвигая собственные версии, ребята приходят к выводу, что сказка не столько о правилах движения и не только о приключениях светофорчика, а о том, можно ли сразу сделать всех счастливыми. “Я хотел быть добрым сразу ко всем, – думает Светик, – и чуть было не погубил всех”.)
– Давайте прочитаем по ролям заключительный диалог Светика с листьями, снежинками, птицами и проследим, как постепенно сказочный герой сам приходит к жизненной мудрости. Какой? (“Так приятно всегда говорить “да”, и все-таки иногда “нет” лучше, чем “да”, – делился Светик открытием со своими собеседниками”. Чтобы не было беды и несчастных, бывает, нужно отказывать себе в чем-то.)
На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием “Вокруг тебя – Мир”, на выбор: написать письмо – отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока или написать письмо Светику о том, чему научила история, которая произошла с ним.
Смысл книги
Произведение начинается с красивого описания осенней природы. Одинокий рыбак на берегу реки сидит в ожидании улова. В воде плавают крохали. Вдруг он слышит выстрел, который сопутствует смерти одной из птиц.
За птицей поплыла охотничья собака, но ее поведение выглядело странным. Крохаля относило течением, а собака этого как будто не замечала, но окрик хозяина заставил собаку развернуться в направлении уплывающей добычи. Крохаль был успешно выловлен, промокшая собака выбралась на берег и стала отряхиваться. Ее хозяин забеспокоился и решил поинтересоваться, не сильно ли Чанг забрызгал рыбака. Так между ними завязался разговор.
Мужчина поинтересовался у охотника, почему собака сразу не увидела крохаля. Выдвинул предположение о неопытности новичка. Последовал ответ, что Чанг уже 5 лет служит верой и правдой, и является незаменимым помощником в охоте. Рыбака такой ответ удивил, но объяснение поразило еще больше. Оказывается, собака была абсолютно слепая, поэтому, потеряв след птицы, он не сразу учуял ее.
Рыбак не поверил рассказам охотника: разве может собака с такими умными светлыми глазами быть слепой? Охотник решил доказать свою правоту, бросив Чангу ломтик хлеба. В отличие от остальных собак, молниеносно бросающихся за лакомством, это животное дождалось падения хлеба на землю, после чего бросилось за угощением. Выяснилось, что Чанг был слепым с рождения, но хозяин долго об этом не знал, пока однажды случайно не выяснил. На предложение рыбака заменить собаку охотник наотрез отказался, сказав, что Чанг свой трудный хлеб лучше других отрабатывает. После этого, охотник со своей собакой удалились в чащу леса.
Смысл рассказа в том, чтобы донести до читателей ценность настоящей дружбы. Несмотря на физиологические лишения пса, хозяин не отказался от него. Он заботился о нем, проявлял внимание и заботу. Это видно по реакции пса на хозяина: он вилял хвостом, когда его хвалили, не видя старика, а почувствовав исходящее тепло от звука его голоса. В современном мире, к сожалению, люди выбрасывают питомцев на улицу, не всегда за увечья, порой просто от скуки. Этот рассказ доказывает силу дружбы между человеком и его четвероногим другом, верность которого ничем не разрушить.
Произведение поднимает такой серьезный вопрос, как способ заработка на хлеб. Каждый живой организм должен приносить свой вклад в пользу общества или конкретного человека, как в случае с Чангом и его хозяином. Слепая собака смогла приспособиться к условиям своего существования и стала полезной хозяину. Ее способность чуять запахи, даже находясь в воде, не раз помогало охотнику получить добычу. В рассказе хорошо описана реакция на предложение рыбака поменять собаку на здоровую. Охотник не променяет верного помощника и друга даже на несколько других псов. Чанг зарабатывает свой трудный хлеб, как может. Оттого он трудный, что достается ему нелегко из-за отсутствия зрения. Но своим упорством и хорошим обонянием он способен дать фору здоровым охотничьим псам.
Чему учит рассказ «Трудный хлеб»
Рассказ учит любить природу, животных и птиц. Учит верности, дружбе, ответственности перед своими питомцами. Учит заботиться о больных. Учит тому, что каждый сам должен добывать свой хлеб.
Отзыв на рассказ «Трудный хлеб»
Мне понравился этот рассказ-наблюдение. Собаку Чанга конечно жалко, но сам пес не чувствует себя несчастным. Он занимается любимым делом, делает это хорошо, и он счастлив. Тем более, что у него есть верный друг.
Пословицы к рассказу «Трудный хлеб»
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Собака — друг человека.
Без труда не вытащишь и птичку из пруда.
Труд все побеждает.
По заслугам и почет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Трудный хлеб»
Настала осень, улетели иволги и ласточки, а на озеро сели утки-крохали, гости с севера. Они не боялись человека и автор любовался красивыми белыми птицами.
Вдруг раздался выстрел, один крохаль улетел, а второй поник головой в воду. Из кустов показалась голова спаниеля. Пес бросился в воду и быстро поплыл. Убитую птицу сносило течением, но пес не замечал этого, пока с берега не раздался ласковый окрик.
Тогда пес повел носом и припустил за уплывающей птицей. Ухватив крохаля, пес вытащил его на берег, возле удочек автора. Вскоре появился и хозяин собаки. Он сказал, что добыча редкая, но крохалей он не уважает, их мясо отдает рыбой.
А автор предположил, что собака новичок и еще только обучается охоте на птицу. Но хозяин пса рассмеялся и сказал, что Чанг уже пятый год охотится, и без него он потерял бы половину добычи.
Автор спросил, почему тогда Чанг сразу не взял крохаля, и охотник сказал, что Чанг слеп. Автор посмотрел на собаку и не заметил в глазах Чанга ничего особенного. Его хозяин, видя недоверие автора, кинул Чангу кусок хлеба. Собака терпеливо дождалась, пока корочка упадет и только тогда ее подобрала.
Охотник сказал, что Чанг родился слепым, и он сам долго об этом не подозревал, ведь вела себя собака совершенно обычно, не спотыкалась, и бегала. Но потом сам убедился в слепоте своего друга.
Автор спросил, почему охотник не возьмет себе другую собаку, а тот сказал, что не отдаст своего пса, ведь он честно зарабатывает свой трудный хлеб.
Автор поймал плотвичку, а охотник с собакой удалились. Но теперь уже автор не жалел убитую птицу.
Неожиданный выстрел из ружья вспугнул одну из них. Вторая подстреленная утка не спеша поплыла дальше, но вскоре была схвачена спаниелем, который лишь на мгновение приостановившись, почуял запах и ловко помчался вдогонку за ней по воде. Показавшийся из-за кустов хозяин подсказал сбившейся с пути собаке, которую назвал Чангом, правильное направление. Чанг изловчился, схватил птицу и принес ее на берег к людям, получив за этот поступок одобрение и похвалу.
Познакомившись поближе с охотником, рассказчик услышал от него слова гордости и восхищения своим четвероногим другом. Преданность и исполнительность собаки на протяжении пяти лет сделала их неразлучными друзьями. Однако к огромному удивлению рыбака Чанг оказался с рождения слепым. Незрячая собака была гордостью хозяина, неся верно ему службу.
Несмотря на свое болезненное состояние, она зарабатывала кусок хлеба, прилагая немалые усилия, но оставаясь для него близким существом. Привязанность сделала их повседневную жизнь немыслимой друг без друга. А бережливое и уважительное отношение охотника к животному показало, что запасы человеческой души могут быть неисчерпаемыми: в них есть место и доброте, и нежности.
Рассказ учит тому, что такие качества как преданность, верность, ласка характеризуют не только дружбу людей, но и отношения между человеком и собакой. Не трудно добиться благодарности прирученного четвероногого друга, взаимности, заботясь о нем, не отказываясь от него в трудную минуту.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе
• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;• корригировать внимание, логическое мышление, речь обучающихся;• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.
— Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.
— Почему я начала урок с этой фамилии?- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.
2. Опрос дом. задания — из автобиографии писателя.
3.Подготовка к восприятию текста.
— Найдите способ прочитать название рассказа.
4. Словарная работа
А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.
Б) Работа по карточке 1. Карточка 1.I вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Глухой лесной ___________ Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Охотник достал ломоть хлеба из ______________II вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.(Коллективная проверка)- Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?
В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.
— Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?
-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.
— Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.
4. Физминутка для глаз
5. Чтение текста сильными обучающимися
6.Работа по тексту.
I вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) кормушкиВ) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гусиВ) рябчики 3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) ЧангВ) Манч 4. У Чанга были…:А) короткие гладкие ушиБ) длинная рыжая шерстьВ) длинные лохматые уши5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлебаВ) ружьё 6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяинуВ) кинулся ловить хлеб7. Автор поймал в реке…:А) мелкую плотвуБ) крупного карасяВ) крупную плотвицу II вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гуси3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) Чанг4. У Чанга были…:А) длинные лохматые ушиБ) рыжая шерсть5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлеба6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяину7. Автор поймал в реке…:А) крупную плотвицу Б) крупного карася(Самопроверка по слайду)
9.Итог урока. Рефлексия.
— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?(ответы)-Чему научил вас сегодняшний урок?Обобщение учителя:Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
10. Домашнее задание.
Популярные сегодня пересказы
Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.
Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.
А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей — пролетные гости с далекого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали не улетели. Погода не торопила их на юг.
Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком. Не то что наша дикая утка. Редко по какой из них не палили из ружья.
Крохаль, что плыл первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему-то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.
В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.
Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.
— Чанг, назад! — послышался спокойный, даже ласковый голос.
Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и, все так же высоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного снесло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.
— Вот невежа! Перестань!
Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, он одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.
— Обрызгал? — сказал он, подбирая птицу.
— Ничего! — вытирая платком лицо, ответил я.— Хорошая добыча! Редкая.
— А я, знаете, не особенно уважаю крохаля,— возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.
Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он — в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.
— Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает,— пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.— Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.
Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.
— Новичок, наверно? — кивнул я на собаку.— Обучается?
— Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака.— Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля.— Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь — как ее достанешь? Облизнешься и пойдешь несолоно хлебавши. Или взять подранка. В такую глушь забьется, что днем с огнем не найдешь. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. У вас, кажется, клюет. Вон на той, где пробковый поплавок.
Я подсек. Леса натянулась. В глубине тускло блеснул бок рыбы. Потом леса вдруг провисла, и я вытащил пустой крючок.
— Сошла,— сочувственно прищелкнул языком охотник.— Жалко. У вас, значит, тоже охота… А я больше с ружьем. Люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.
— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.
— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.
— Ну что вы! — удивился я.— Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?
— Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.
— Слепой. — Я даже весь повернулся от изумления.— Совершенно слепой? Да не может быть.
Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга. Он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.
— Не верите? — усмехнулся хозяин.— Давайте продемонстрирую.— Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом и уставился на хлеб.
— Чанг, лови! — крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.
Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала шагах в пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.
— Видели? — спросил охотник, бросая собаке весь ломоть.— Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.
Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.
— Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?
— Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.
— Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.
Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.
— Ну как же он ослеп?
— Сам не знаю,— покачал головой хозяин — Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко — свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное — глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.
У меня опять клюнуло. На этот раз я благополучно вытащил крупную плотвицу. Снимая ее с крючка, я неосторожно спросил:
— А не лучше ли вам завести другую собаку?
— А эту куда? — нахмурился охотник.— Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!
Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.
Читайте также:
- Сочинение по английскому языку на тему учителя никогда не перестанут учить детей
- Do you want to be famous сочинение
- Сочинение про учителя на татарском языке
- Сочинение плюсы и минусы телевидения
- Самая позитивная профессия на ваш взгляд сочинение
Тема: Жалость или помощь? (По рассказу
Е.И.Носова «Трудный хлеб»)
Цели:
- познакомить с краткими сведениями из биографии
Е.И.Носова; - развивать внимание, логическое мышление, речь
школьников; - формировать интерес к творческой работе;
- формировать коммуникативные качества личности
и умение работать в коллективе; - формировать умение сопоставлять близкие по
теме произведения в соответствии с поставленной
проблемой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя о писателе
Е.И.Носове (работа со стендом «Писатели
курского края»)
Мы не раз говорили с вами о
том, что писатели, поэты часто обращают наше
внимание на то, чему мы просто не придаём
значение в повседневной жизни. Им, как никому
другому, дан особый дар – умение всматриваться,
вслушиваться в тайные причины поступков.
Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом
одного такого писателя. Это Е.И. Носов. (Рассказ о
писателе)
Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».
III. Индуктор (наведение).
Прежде чем начнём читать, я хочу познакомить
вас с отрывком из одной газетной статьи.
1. Чтение статьи.
«В собачьей практике тоже бывает полное
служебное несоответствие. Случается это реже,
чем у людей, собаки более ответственны…
Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в
охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и
гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились
гости, метала из печи на стол разные охотничьи
яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт
и житьё.
– Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим.
Правда, красивый?.. Это у нас была собака-лайка
Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней.
Ласковая была до невозможности, право, как
пуделёк. Представляете, на лося не пошла,
пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.
– А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу
содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня
работа, мне помощник нужен.»
«Известия», 08. 09. 1995.
2. Обсуждение.
– Мне хотелось бы узнать ваше отношение к
поступку охотника.
IV. Самоконструкция
Чтение рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
Перед чтением задать вопрос:
– Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом
из газеты, который обсуждали в начале урока?
V. Социолизация
1. Обсуждение вопроса на сравнение двух текстов.
2. Беседа по рассказу Е. Носова.
- Оба охотника вынуждены были решить для себя
проблему: что делать с собакой, от которой на
охоте мало проку. Как хозяин Чанга обращался с
ним во время охоты? - Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что она
теперь – неполноценный помощник для своего
хозяина? - Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у
иного хозяина? - Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а
не оставлял дома?
На одном из уроков возникли предположения:
– Должна быть от собаки хоть какая-то польза!
– Собака тосковала бы дома без хозяина.
– Хозяину с собакой в лесу не так скучно.
– Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал
себя настоящей охотничьей собакой.
3. Работа в группах.
1 группа. Кому из отвечавших тебе хотелось
возразить? Приведи доводы в защиту твоей позиции.
2 группа. С кем ты мог бы согласиться? Приведи
доводы в защиту твоей позиции.
- Как вы думаете, почему рассказчик «уже не жалел
убитую птицу» после того, как узнал историю
Чангу? - Как вы понимаете смысл названия рассказа
«Трудный хлеб»? - Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно
заработанный, или лёгкий, не требующий от вас
никакой отдачи? - Какой из афоризмов более всего соответствует
главной мысли рассказа?- Лучший способ сохранить своих друзей – не
предавать их. (У. Мизнер) - Не богатство – друг, а друг – богатство. (И.
Стобей)
- Лучший способ сохранить своих друзей – не
4. Работа в парах.
Вывод. Помощь бывает разной. Одно дело
помочь в чём-то повседневном, привычном. Другое –
оказать помощь тому, кто остро в ней
нуждается. И в такой ситуации важно подумать, не
унижает ли его такая помощь.
VI Рефлексия
Работа в группах.
На что похоже слово жалость? (1 группа)
На что похоже слово дружба? (2 группа)
VII. Домашнее задание
Написать письмо-отклик на газетную статью,
которую обсуждали в начале урока.
Прежде чем писать, решите для себя:
Кому оно будет адресовано?
– Хозяину убитой собаки.
– Коллективу редакции газеты.
– Автору статьи.
– Детям охотника.
Чего ты хочешь добиться своим письмом?
Какие мысли, возникшие по ходу чтения и
обсуждения рассказа Е. Носова, можно было бы
использовать при написании такого письма?
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Трудный хлеб» Носова
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 Вопросы к рассказу «Трудный хлеб»
Рассказчик в осенний день рыбачит на реке за деревней Гуторово. Он любуется парой крохалей (уток). На юг не спешат, человека не боятся. Внезапным выстрелом охотника одна из птиц убита. Из кустов за ней выскакивает спаниель. Но из воды ее не берет, будто теряет след. Зато выхватывает ее ниже по течению. И обдает водой рыбака. Его хозяин, грузный человек средних лет, извиняется за пса. Рыбак считает собаку за новичка в охоте.
Но пес с умными глазами уже 5 лет с хозяином. Просто он слеп. Хозяин и сам не знал. Бросил как-то хлеб – и увидел, что пес нашел его по звуку падения. А так ему цены нет – любую добычу берет. Рыбак удивляется: не лучше ли завести другую собаку? Но ответ хозяина Чанга тверд: «Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный». Они друзья. Рыбак смотрит им вслед с уважением.
Читательский дневник по рассказу «Трудный хлеб» Носова
Сюжет
Во время осенней рыбалки при рассказчике охотник убивает на реке утку-крохаля. Его собака-спаниель Чанг не сразу, но достает птицу. Выясняется, что Чанг слеп. Но свой хлеб отрабатывает честно. Уже 5 лет он служит хозяину. «Золотая собака». И замены ему нет. Они уходят. Рассказчик с уважением думает об их дружбе.
Отзыв
Главная мысль рассказа: в настоящей дружбе нет предательства. Слепой Чанг – верный помощник хозяина. Он не выпрашивает подачки, а зарабатывает свой хлеб. Чангу сложнее, чем зрячим собакам. Но он научился всему. Рассказ учит любить и знать природу, ценить доверие животных, учит состраданию, уважению, не судить по внешности, ставить себя на место другого, давать шанс, дорожить дружбой, честно трудиться, приносить пользу, быть верным, благодарным.
Вопросы к рассказу «Трудный хлеб»
- В какое время года происходят события рассказа? (осенью).
- Чем занят рассказчик на реке? (рыбачит).
- Какими птицами любуется рассказчик? (крохалями).
- Какой породы собака бросилась за подбитой птицей? (спаниель).
- Что узнает рассказчик о Чанге? (что собака слепая).
- Кто Чанг для хозяина? (золотая собака, друг).
- Какую рыбу выловил рассказчик? (плотвицу).
- Что рассказчик предложил охотнику? (приобрести зрячую собаку).
- Сколько лет хозяин и Чанг неразлучны? (5 лет).
- Каков хлеб Чанга-охотника? (трудный и честный хлеб).