Викторина по русским народным сказкам «Знатоки сказок» 5 класс
Цель: воспитывать любовь к творчеству своего народа – любовь к сказке.
Задачи:
1. Прививать любовь к прочитанному, понимание того, что сказки необходимо помнить и пользоваться их лексикой и мудростью..
2 .Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.
3. Развивать речь, мышление учащихся.
Цели:
— обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
— воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
— активизировать детское чтение;
— организовать досуг учащихся.
Ход мероприятия:
- Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит медаль «Знаток сказок».
Задания викторины:
I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).
1. Жилище Бабы Яги? (избушка на курьих ножках)
2.Второе название скатерти (Самобранка)
3.Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
4.Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа)
5. Общежитие для зверей (Теремок)
6. Герой – хлебобулочное изделие(Колобок)
7. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля)
8. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
9. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
10. Второе название скатерти (самобранка)
11. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
12. Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
13. Сколько обычно голов у Горыныча? (три)
14. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
15. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
16. Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).
17. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
18. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).
19. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
20. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
2 конкурс (Чей это портрет?)
— Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
— Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
— Побежала она за подружками,
Вскочила в огонь
И потянулась вверх легким паром,
Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).
— Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)
— Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).
3 конкурс «Кто прислал телеграмму»
— Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)
— Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)
— Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
— Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)
— Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
4 конкурс. Определи название.
- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
- На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
- Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
- Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
5 конкурс. «Волшебные предметы»
-Мы знаем, что в некоторых сказках никак не обойтись без волшебных предметов
Вы получите изображения этих предметов.
- Назовите предмет и его назначение (для чего нужен)
Ковер-самолёт, скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебное зеркало
- Какие современные предметы могут заменить сказочные?
Магнитофон – гусли-самогуды, электрическая лампочка – жар-птица, ракета – ступа, смартфон – зеркало и блюдечко с яблочком, компас- навигатор – волшебный клубочек
6 конкурс. “Телеграмма”
– Ребята к нам на викторину пришли телеграммы , от кого они пришли, догадайтесь :
“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
“ “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
Папа моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке. ( Иван-царевич)
«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано».(Корова — Хаврошечка).
«Тепло ли тебе, девица,тепло ли тебе красная».(Морозко)
«Не пей,братец,козлёночком станешь».(Алёнушка)
«Сивка-бурка,вещий каурка,стань передо мной,как лист перед травой».(Иван-дурак)
«Несёт меня лиса за тёмные леса,за быстрые реки,за высокие горы».(Петушок)
«Вижу-вижу! Не садись на пенёк,не ешь пирожок. Неси бабушке,неси дедушке».(Маша)
7 конкурс. «Исправь ошибку».
Учитель. Я вам прочитаю строки из сказки, а вы слушайте внимательно и исправьте ошибку, если она есть.
-Позвала внучка кошку.
-Сел Колобок лисе на нос, спел песенку и покатился дальше
-Не пей братец Иванушка из самовара, козлёночком станешь, братец и пошёл мимо
-Залез медведь в теремок и стали они жить поживать. В тесноте не в обиде.
— Растаяла у лисы избушка, пустил зайка лису и стали они жить-поживать дружно.
-Зашла девочка в домик и увидела четыре стула, четыре тарелки, четыре ложки.
8 конкурс. Изобрази сказочного героя.
Учитель. А теперь самый сложный конкурс. Любой желающий должен изобразить пантомимой сказочного героя. Остальные должны угадать.
Царевна-лягушка, кот в сапогах, мышку из «Курочка Ряба» , колобок, Буратино ,Красная Шапочка, Старик Хоттабыч.
2.Рефлексия.
3. Подведение итогов. Награждение.
Викторина по сказкам «Знатоки сказок»
Цели:
— обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
— воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
— активизировать детское чтение;
— организовать досуг учащихся.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит грамоту «Знаток сказок».
Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!
Задания викторины:
I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).
*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
*Жилище Бабы Яги? (избушка)
*Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
*Второе название скатерти (самобранка)
*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)
*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)
*Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
*Сколько голов у Горыныча? (три)
*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).
*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»).
— От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).
— Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).
— Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).
— Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
— В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
2 конкурс (Чей это портрет?)
— « Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
— Родилась в цветке прелестном
Труден к счастью её путь
Каждый видно догадался
Как её зовут (Дюймовочка)
— Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
— Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
— Побежала она за подружками,
Вскочила в огонь
И потянулась вверх легким паром,
Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).
— Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)
— Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).
— Жила – была девочка
Имя забыла она свое давно
Так как однажды ей бабушка подарила шапочку
И все стали её звать … (Красная шапочка).
— Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.
( Золушка).
3 конкурс « Кто прислал телеграмму»
*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка»)
*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)
*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)
*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)
*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)
*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)
*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)
Весёлая минутка. Игра «Птицы»
Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи.
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Весёлая минутка. Игра «Эхо»
Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладоши не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда! Будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам – привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это, что у нас? Нас! Нас!
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.
4 конкурс
Чтобы навести окончательный порядок в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.
1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы).
2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).
3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).
4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).
5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).
6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом).
7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).
8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»).
9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).
10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).
11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).
12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).
13.На чем ездил Емеля? (на печи).
14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).
15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).
5 конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
6 конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Красная шапочка – «Красная Шапочка»
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
I вариант.
1.В сказках ____ всегда побеждает зло.
а) Сноровка.
б) Добро.+
в) Смелость.
2. Золотое яичко разбил (а):
а) дед;
б) мышка;+
в) баба.
3. Выберите, кто из героев сказки тянул репку после Жучки?
а) кошка;+
б) внучка;
в) мышка.
4. Вспомните, кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
а) одноглазка;
б) двуглазка;
в) триглазка+
5.Струнный музыкальный инструмент, под который древнерусские певцы-сказители исполняли песни и былины:
а) Гусли.+
б) Гармошка
в) Арфа
6.Так герои русских сказок ласково называют своих отцов:
а) Батюшка.+
б) Папа
в) Папочка
7.Число, являющееся популярным в русских народных сказках:
а) Три.+
б) Семерка
в) Двойка
8.Сивка-Бурка это:
а) Конь.+
б) Корова
в) Бык
9.Выберите название сказки, в которой от брошенной шапки избушка зашаталась:
а) В сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».+
б) В сказке «Никита Кожемяка»
в) В сказке «Иван-царевич и серый волк»
10. Кто обижает добрую девочку-сироту в сказке «Морозко»?
а) злая мачеха +
б) Баба-Яга
в) Змей Горыныч
11. На каких ножках стоит дом Бабы-Яги?
а) на деревянных
б) на курьих +
в) на железных
12. Выберите, какие предметы уходили вместе с водой в сказке «По щучьему веленью»?
а) вёдра +
б) кастрюли
в) чайники
13.Имя царя, у которого Иван-царевич украл Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»?
а) Николай
б) Салтан
в) Афрон.+
14.Определите предмет, с помощью которого можно убить самого страшного героя русских сказок?
а) Меч
б) Камень
в) Игла.+
15.В сказке «Никита Кожемяка» так названо жилище змея-людоеда:
а) Пещера
б) Берлога.+
в) Обитель зла
16.Самым любимым местом Иванушки-дурачка для сна и отдыха является:
а) Кровать
б) Печь.+
в) Пол
17. Вспомните, избушку какого героя заняла коза-дереза?
а) Зайчика.+
б) Медведя
в) Лисы
18. Корешки или вершки получил медведь от мужика, когда выкопал репу?
а) Вершки.+
б) Корешки
в) И корешки, и вершки
19. Иванушка стал козленочком, когда выпил воду из козьего копытца. А как он снова стал мальчиком?
а) Три раза перекувыркнулся через голову.+
б) Выпил волшебной воды
в) Искупался в чистой реке
20. Птицы, которые унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась, были:
а) сороки-вороны
б) гуси-лебеди +
в) утки-крякушки
II вариант.
1. Вспомните, что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а) горошек;+
б) зернышко;
в) молочко.
2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» это называется «живой» и «мертвой»:
а) Земля
б) Трава
в) Вода.+
3. Данный продукт лиса размазала по тарелке и подала журавлю в сказке «Лиса и журавль»:
а) Суп
б) Кашу.+
в) Оладушек
4.Выберите, на чем ехал купец в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»?
а) Сани.+
б) Колесница
в) Телега
5. Кто сломал теремок в сказке «Теремок»?
а) медведь +
б) волк
в) чудо-юдо
6.Определите, кто принес Снегурочку из леса домой:
а) волк;
б) медведь;
в) лиса.+
7.Имя царевны, которая стала женой Иванушки-дурачка в сказке «Сивка-бурка»?
а) Василиса
б) Елена.+
в) Алена
8.Без чего солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»?
а) Без топора
б) Без крупы.+
в) Без воды
9.Как журавль подал на стол окрошку в сказке «Лиса и журавль»?
а) В кувшине.+
б) В тарелке
в) В блюдце
10. Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?
а) Аленушка
б) Василиса Премудрая+
в) Василиса Прекрасная
11. Что такое русская народная сказка?
а) занимательный рассказ с фантастическим содержанием;
б) жанр устного народного творчества;+
в) краткий нравоучительный рассказ.
12. Вспомните, на какие виды делятся русские народные сказки:
а) приключенческие;
б) волшебные;+
в) социально-бытовые;+
г) исторические;
д) сказки о животных.+
13. «В некотором царстве – в некотором государстве…» — это пример:
а) присказки;
б) зачина;+
в) концовки;
14. «Добрый молодец», «столбовая дорожка», «красная девица» – это пример:
а) сравнение;
б) постоянный эпитет;+
в) гипербола;
15. Отметьте число, которое сказках выполняет роль магического:
а) три; +
б) два;
в) четыре.
16. Соотнесите примеры и названия средств выразительности.
А. Три боя на Калиновом мосту;
Б. » В чистом поле», » ясный сокол»;
В. » И стали они жить-поживать да добра наживать».
1. Постоянный эпитет.
2. Сказочная концовка.
3. Троекратный повтор.
Ответ:А3 Б1 В2.
17. Выберите того, кому принадлежат слова «Что за прелесть эти сказки…»:
а) Собирателю сказок А. Н. Афанасьеву;
б) Поэту А. С. Пушкину;+
в) Исследователю сказок В. Я. Проппу.
18. Соотнесите:
А. Снегурочка;
Б. Царевна-лягушка;
В. Баба-Яга;
Г. Берендей.
1. Кострома.
2. Переславль — Залесский.
3. Ростов Великий.
4. Кукобой.
Ответ: А1 Б3 В4 Г2.
19. Укажите город, в котором проходит фестиваль «Всемирные сказочные игры»:
а) Москва;
б) Киров (Вятка);+
в) Владимир.
20. Отметьте художников, которые создавали картины по русским народным сказкам:
а) И.Я. Билибин;+
б) И.И. Шишкин;
в) В.М. Васнецов;+
г) М.Я. Врубель.+
Русские народные сказки дети, скорее всего, будут слушать и читать всегда. Что-то есть в них такое, что ребята сразу их воспринимают и считают «своими». Безусловная ценность сказок признана давно. Хотя ещё в прошлом столетии некоторыми преподавателями и литературными деятелями отрицалось их положительное влияние.
Викторина на тему «Русские народные сказки» содержит 15 вопросов. На вопросы даны ответы.
Вступительное слово
А сегодня, дети, мы поговорим о русских народных сказках. Все вы знаете Машеньку и медведей, Емелю и курочку Рябу, Царевну-Лягушку и Крошечку-Хаврошечку. Часто сказочные персонажи делают добрые дела, но есть среди них и такие, которые поступают неправильно. Сегодня я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них. Кто знает ответы на все вопросы, тот самый главный Знаток русских народных сказок.
1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
1) сороки-вороны
2) гуси-лебеди +
3) утки-крякушки
2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
1) в барашка
2) в козлёночка +
3) в ягнёночка
3. Отгадайте загадки
«Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Значит это — …(колобок)»
«Не кувшинчик несла с квасом,
А горшочек с вкусным маслом,
В красной шапочке она,
По тропинке шла одна».
Ответ: Красная Шапочка
4. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
1) от злой мачехи +
2) от бабы Яги
3) от Змея Горыныча
5. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
1) петух +
2) гусь
3) индюк
6. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
1) на деревянных
2) на курьих +
3) на железных
7. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
1) «Волк и семеро козлят» +
2) «Волк и три поросёнка
3) «Ненасытный Волк»
8. У петушка красивый гребешок. Какой он?
1) бронзовый
2) серебряный
3) золотой + («Петушок, золотой гребешок)
9. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
1) редиску
2) редьку
3) репку +
10. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
1) вёдра +
2) кастрюли
3) чайники
11. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
1) медведь +
2) волк
3) чудо-юдо
12. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
Ответ: лиса
13. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?
Ответ: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»
14. Из какой сказки царевна?
«Как приехала на пир,
Удивила целый мир.
А Иван был очень строг.
Лягушачью кожу сжёг».
Ответ: «Царевна-лягушка»
15. Отгадайте загадку
«У старухи он родился,
На лопату не садился,
Сам он просто крошечка,
А зовут… (Терёшечка)»
Составитель викторины: Ирис Ревю
Цель игры-викторины: формирование у детей познавательного интереса к литературе, расширение их читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, анализировать, обобщать.
Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, ватманы с иллюстрациями сказок, жетоны, диплом для победителя «Знаток сказок», разноцветные магнитики.
Оформление кабинета: плакаты с иллюстрациями сказок.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Игра-викторина:
- Конкурс «Разминка»
- Конкурс «Угадай-ка»
- Игра «Чудесный ларчик»
- Конкурс «Самый внимательный читатель»
- Подведение итогов. Награждение победителя.
- Рефлексия.
- Заключительное слово учителя.
- Список литературы
Ход игры-викторины
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Прежде чем начать наше мероприятие, мы хотим предложить вам послушать стихотворение, которое сочинил Карасев Илья. После того как вы его прослушаете, скажите, о чем оно?
Сказки с нами повсюду,
Сказки с нами всегда.
Их никогда не забудем
Я и мои друзья.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветит ясный
В очах Василисы Прекрасной.
Пусть сказка вымысел и ложь,
Но в ней мораль таится,
Что старшим нужно помогать,
Работать не лениться.
Пусть в сказке зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.
(Ответ: стихотворение о сказках)
Учитель: Правильно. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине, получит диплом «Знаток сказок».
Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка? Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам.
Итак, вы готовы? Тогда начнём. Прослушайте внимательно правила игры: из каждого класса предварительно выбирают по 2 человека для участия (всего получается 4 игрока), ведущий задает вопросы, кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. Если ответ не верный, на вопрос может ответить другой игрок. В конце игры подведем итоги: у кого больше жетонов, тот и победил. Главное условие – не перебивать друг друга и не выкрикивать ответ.
III. Игра-викторина (задания)
Приложения
Конкурс «Разминка» (Приложение 1)
- У какой сказочной героини в помощницах была корова? (Крошечка-Хаврошечка)
- Как звали пса в «Сказке о мертвой царевне…» (Соколко)
- Как звали главную героиню в сказке «Морозко»? (Настенька)
- Кто помог девочке и ее брату спрятаться от лебедей в сказке «Гуси-лебеди»? (Печь, яблоня)
- Назовите имя главного героя, который ездил на печи? (Емеля)
- Сказочная героиня, которая превращалась в мышку? (Варвара-краса)
Конкурс «Угадай-ка» (Приложение 2)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Страшила, Железный Дровосек? («Волшебник Изумрудного города» Александр Волков)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин? (Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино»)
- Главная героиня этой сказки – девочка-падчерица, май, июнь, январь? (Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: три брата и «лошадка»? ( «Конек-Горбунок» Петр Ершов)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Кукла и Тибул? («Три толстяка» Юрий Олеша)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Пилюлькин, Гунька, Шпуньтик («Приключения Незнайки» Николай Носов)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Данила, Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» Павел Божов)
Игра «Чудесный ларчик» (Приложение 3)
В чудесном ларце находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а вы будете отгадывать, из какой сказки данный предмет.
- Сапожки – «Кот в сапогах»
- Монетка – «Муха-цокотуха»
- Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- Цветок – «Аленький цветочек»
- Петушок – «Сказка о золотом петушке»
- Перо – «Финист – ясный сокол»
- Кольцо – «Волшебное кольцо»
Конкурс «Самый внимательный читатель» (Приложение 4)
- Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года)
- Какую песню пела белочка князя Гвидона? («Во саду ли, в огороде Девица гуляла…»)
- Что кричал петушок, сидя на спице? («И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил ему свой лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)
- С какими словами обращался старик к рыбке?(«Смилуйся, государыня рыбка!»
- Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («И я там был, мед, пиво пил, И усы лишь обмочил».)
- Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер)
- Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («В сказке ложь, да в ней намек!Добрым молодцам урок»)
- Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (Три)
IV. Подведение итогов
Подсчет жетонов, награждение победителя викторины.
V. Рефлексия
Ребята, а вам понравилась наша викторина? Пожалуйста, заполните доску магнитиками: красный магнит – понравилось; зеленый – понравилось, но жаль, что я не выиграл (-а); желтый– затрудняюсь ответить; белый – не понравилось.
VI. Заключительное слово учителя
– Ребята, я думаю, что всем было очень приятно поиграть, вспомнить любимых героев! Помните, что сказки – это книги, которые могут вас многому научить! Читайте сказки! До новых встреч!
Список литературы:
- А.С. Пушкин. Избранные произведения в двух томах. Стихотворения. Сказки. Поэмы. – М.: Художественная литература, 1965.
- Русские детские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. – М.: Детская литература, 1987.
- Сказки с картинками MiniSkazka.ru
- Сказки с картинками ollforkids.ru/skazki-1/4197-ssylki.html