Вопросы к итоговому сочинению 2022

Темы итогового сочинения 2021-2022

30.08.2021

Список примерных тем, которые составлены на основе официальных направлений по итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

  • Всё про итоговое в 2022

Обновление от 02.12.2021. Список тем будет обновляться. 

Реальные темы от 1 декабря 2021

Направление ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

  • 101. Как путешествия могут изменить человека?
  • 102. В чём ценность путевых впечатлений?
  • 104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
  • 105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
  • 106. Книга как путешествие в прошлое.
  • 108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
  • 109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
  • 110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
  • 111. Чем путешествие может обогатить человека?
  • 112. О чём может рассказать дорожный дневник?
  • 113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

Направление ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

  • 201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
  • 202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
  • 203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
  • 204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
  • 205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
  • 206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
  • 207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
  • 208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
  • 210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
  • 212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
  • 213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Направление ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

  • 301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
  • 302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
  • 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
  • 305. Можно ли заставить человека раскаяться?
  • 306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
  • 307. Что такое преступление против самого себя?
  • 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
  • 309. Когда слово становится преступлением?
  • 310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
  • 311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
  • 312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

Направление КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

  • 402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
  • 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
  • 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
  • 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
  • 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  • 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
  • 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  • 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
  • 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
  • 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

  • 501. Что значит быть гражданином?
  • 502. Что такое гражданский долг?
  • 503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
  • 504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
  • 505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
  • 507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
  • 508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
  • 509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
  • 510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • 511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
  • 513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Дополнительные темы (произвольные)

Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?

Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  •  Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Вкратце видеообзор про все направления

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Составили подробный гайд по Итоговому сочинению 2022–2023: алгоритм работы, анализ тем, структура. Также наша преподавательница русского Агния Розенталь поделилась советами, которые дадут дополнительные баллы при поступлении.

Итоговое сочинение — сочинение-рассуждение, которое является допуском к ЕГЭ. Оно оценивается в формате «зачёт/незачёт». 

💡  Итоговое сочинение при поступлении может дать до 10 дополнительных баллов. Это решение принимает вуз. Уточняйте условия на сайте конкретного учебного заведения.

Требования к Итоговому сочинению

Темы Итогового сочинения 2022/23

С 2022/23 учебного года поменялся подход к формированию комплектов тем Итогового сочинения. Теперь будет не пять направлений, а три раздела с подтемами. 

👉 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

  • Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • Познание человеком самого себя.
  • Свобода человека и ее ограничения.

👉 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

  • Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • Человек и общество.
  • Родина, государство, гражданская позиция человека.

👉 «Природа и культура в жизни человека»

  • Природа и человек.
  • Наука и человек.
  • Искусство и человек.

Пояснения к темам по каждому разделу смотрите на сайте ФИПИ


Орфография, пунктуация, орфоэпия — эти разделы необходимо успеть выучить к ЕГЭ по русскому языку. А ещё не забыть про паронимы, различные виды ошибок и сочинение. Не паникуем — время есть, весь кодификатор реально охватить за несколько месяцев подготовки. Как это сделать, рассказали в
этой статье.

Алгоритм работы над Итоговым сочинением

Агния Розенталь поделилась пошаговым планом работы над Итоговым сочинением. Рекомендуем придерживаться этого алгоритма, чтобы соблюсти композицию текста и учесть все критерии оценивания.

 Читаю шесть предложенных тем и думаю, какую главную мысль буду доказывать в своём сочинении. После этого выбираю тему, для которой у меня больше доказательств и прочитанного литературного материала.

 Ищу в формулировке темы ключевые слова, которые помогают сузить тему до нужного ракурса.

 Записываю на черновике проблему (главный вопрос), которую обозначу во вступлении к сочинению, и главную мысль, с которой начну основную часть.

 Формулирую на черновике три-четыре тезиса для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.

 Записываю на черновике примерный план сочинения, выстраивая тезисы, аргументы и примеры в логической последовательности. После этого пишу на черновике основную часть работы. Перед написанием заключения перечитываю вступление, затем записываю выводы, отвечая на вопрос темы.

 Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей. Редактирую текст так, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами и примерами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными.

 Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки. Переписываю работу начисто. 

 Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки через анализ синтаксической структуры предложений.

 Слежу на экзамене за временем и помню, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.

 Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и всё у меня получится.


Думаете, что низкие баллы за ЕГЭ по русскому языку не позволят вам воплотить поставленные цели? Всегда есть вариант пересдать экзамены, перепоступить или взять свободный год. Наша стобалльница Яся Шкирандо как раз воспользовалась одним из этих способов. Читайте её
интервью на Без Сменки.

Советы по Итоговому сочинению от Агнии Розенталь 

Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам, а время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10–15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями.

Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами — это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», — тоже неудачная идея. Писать на уровне пятиклассника тоже неудачная идея.

Находите новые решения. Избегайте тавтологии и других речевых ошибок.

Помните, что пересказ — это не анализ произведения.

Не осуждайте героев и избегайте слишком радикальных суждений.

Если вы планируете получить дополнительные баллы за сочинение при поступлении, обязательно посмотрите необходимые требования на сайте учебного заведения.


Чтобы написать Итоговое сочинение на высокий балл, приходите на 
спецкурс к Агнии Розенталь и Василисе Бродской. На нём вы:

  • узнаете алгоритм написания сочинения и лайфхаки для получения 5/5;
  • разберёте все разделы и подтемы;
  • получите методичку с клише, планом написания сочинения и произведениями;
  • напишете шесть сочинений и получите подробный разбор ошибок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

В 2022 году правила публикации тем итогового сочинения поменялись, а значит, изменилась и подготовка к испытанию. Рассказываем о главных нововведениях и о том, на что стоит обратить особое внимание.

В этой статье:


Итоговое сочинение в 2022/23 учебном году: изменения, подготовка, темы

Итоговое сочинение — отдельная работа, которая проверяет общие речевые компетенции школьника и его умение рассуждать по конкретной теме, аргументировать свою позицию. Чтобы написать хорошее сочинение, ученику необходимо не только аргументировано выразить свою позицию, но и подкрепить её примерами из литературного материала.

При этом итоговое сочинение не похоже на задания, которые встречаются в ЕГЭ по литературе. Они требуют глубокого погружения в само произведение, навык анализа литературного текста, образов и концептов. В отличие от экзамена по литературе, итоговое сочинение таких специальных навыков не требует: достаточно уметь проводить простые аналогии и комментировать сравнения.

В 2022 году у репетиторов и выпускников был повод немного испугаться: ФИПИ объявил, что открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год публиковаться больше не будут. Теперь темы экзамена будут брать из закрытого банка.

Дело в том, что многие направления и темы прошлых лет повторяются, а потому школьники могут использовать для подготовки старые наработки. Встречавшиеся ранее формулировки тематических направлений — сейчас их больше 1,5 тысячи — поместили в закрытый банк.

Несмотря на изменения в публикации тем, требования и критерии оценивания итогового сочинения не изменились.

Темы 2022 года

Во время подготовки стоит ориентироваться на названия разделов и подразделов закрытого банка, изучать комментарии к ним. Структура банка есть на сайте ФИПИ, количество разделов — всегда три:

  1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Темы связаны с вопросами нравственного выбора и моральными идеалами. Темы из этого раздела призваны стимулировать философское рассуждение о вопросах различения вечного и мгновенного, добра и зла, свободы и ответственности. Кроме того, темы могут быть связаны со смыслом жизни, внутренними противоречиями и вечными понятиями вроде любви, верности, дружбы.

Подразделы: 

— Внутренний мир человека и его личностные качества.

— Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

— Познание человеком самого себя.

— Свобода человека и её ограничения.

  1. «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

В этом разделе учеников просят рассмотреть человека как часть социума — ребёнка, родителя, члена поколения или представителя народа и эпохи. Предполагается, что темы этого раздела будут нацелены на размышления о ценностях семьи и общества, традициях и обычаях, отношениях между обществом и человеком.

Подразделы:

— Семья, род; семейные ценности и традиции.

— Человек и общество.

— Родина, государство, гражданская позиция человека.

  1. «Природа и культура в жизни человека»

Здесь темы более абстрактные. Они подразумевают размышления о философских, социальных, этических, эстетических, экологических проблемах. Главный вопрос раздела: «Как это влияет на человека?».

Подразделы:

— Природа и человек.

— Наука и человек.

— Искусство и человек.

На самом экзаменам школьники будут выбирать не из пяти, а из шести тем — в каждом комплекте им предложат по две темы из каждого раздела.

Как выбрать тему на экзамене

На экзамене стоит потратить несколько минут на обдумывание темы сочинения, и сделать это стоит в начале работы. Понятно, что некоторые темы получится отсеять сразу, например, если они покажутся совсем непонятными или слишком трудными.

Более привлекательные темы заслуживают отдельного осмысления. Ученику стоит спросить себя: какая тема вызывает у него больше ассоциаций, мыслей о конкретных текстах и примерах. Это поможет выбрать наиболее привлекательную тему.

Затем стоит проанализировать саму формулировку темы:

  • Она может быть заявлена в виде прямого вопроса, например: «В чём проявляется любовь к Отечеству?». Это более понятный вариант формулировки темы, который подразумевает конкретный и последовательный ответ. Так, в случае приведённого примера выпускник может сначала объяснить своё понимание «любви к Отечеству», обозначить принципы этой любви, а затем, привести аргументы в поддержку своей позиции.
  • Возможна формулировка в виде проблемного вопроса, который подразумевает несколько возможных вариантов ответа.
  • Ещё один вариант формулировки — в утвердительной форме. Как правило, такие формулировки сразу подразумевают некий тезис, который необходимо раскрыть, подтвердить или опровергнуть. 

Как оценивают итоговое сочинение

В 2022 году итоговое сочинение состоится 7 декабря. Выпускникам предстоит написать развёрнутое и аргументированное сочинение по одной из предложенных тем за 3 часа 55 минут.

Объём сочинения не должен быть меньше 250 слов, иначе работу вообще не станут рассматривать. Рекомендуемый объём — не менее 350 слов, а вот максимальная граница не устанавливается. Впрочем, и чересчур усердствовать не стоит — учтите, что работу нужно будет проверить на орфографические, пунктуационные и, наконец, смысловые ошибки.

Текст должен быть уникальным — не содержать отрывки из других работ. От сочинений по русскому и литературе работа будет отличаться, поэтому не нужно писать по заученным благодаря другим экзаменам шаблонам.

Оценивают текст по пяти критериям, которые предполагают отметку «зачёт» или «незачёт». Работу оценивают по следующим критериям:

  1. Соответствие теме

Хотя итоговое сочинение — работа довольно свободная, далеко уходить от темы не нужно. Важно также соотносить доказательства и выводы с тезисами, не путать понятия и концепции.

  1. Ссылка на литературное произведение

Чтобы получить зачёт, необходимо привести в качестве примера хотя бы один литературный пример из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Балл не снимут, даже если школьник сошлётся на историю Гарри Поттера. Главное, чтобы в аргументе был смысл.

  1. Композиция и логика рассуждения

Получить балл за это сочинение просто — достаточно придерживаться классической структуры сочинения. Так, у него должно быть:

— вступление с заявленным тезисом, 

— блок с объяснением собственного мнения автора, 

— два аргумента (доказательство или контраргумент и микровывод),

— заключение всего текста. 

Если в сочинении есть ясное повествование, логика развития мысли и абзацы, автор текста получит зачёт.

  1. Качество письменной речи

Если язык автора слишком непонятный, а речевые ошибки мешают понимать написанное, поставят незачёт. Во всех остальных случаях — зачёт.

  1. Грамотность

Незачёт по этому критерию поставят в том случае, если на 100 слов будет больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. При этом важно помнить: экзаменуемые могут пользоваться орфографическим словарём. 

Подготовка к итоговому сочинению

Изучите методические рекомендации и правила заполнения бланков. Чтобы не допустить досадных ошибок, связанных с самыми простыми аспектами работы, заранее изучите документы, опубликованные ФИПИ.

Разберите основные произведения школьной программы. Составьте схемы и майндмэпы, которые помогут вспомнить ключевые эпизоды и имена главных героев произведений, попробуйте выделить основные конфликты.

Вспомните стихотворения и поэмы, которые тоже могут стать источниками аргументации для сочинения.

Потренируйтесь выстраивать аргументы для подкрепления своей позиции. Необязательно делать это письменно — потренироваться можно и в устном формате.

Попробуйте написать полноценное сочинение, не забывая о необходимом объёме, структуре и ошибках. В тексте можно обойтись без прямых цитат — достаточно передать суть сюжета и образ мыслей героев.

На что влияет оценка

Сочинение, по которому получен незачёт, придётся пересдавать, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Если всё в порядке, не спешите забывать о работе — она может пригодиться при поступлении. 

Некоторые вузы начисляют дополнительные баллы за текст — до 10 дополнительных баллов. Как правило, текст проверяется университетскими экспертами, которые решают, сколько баллов начислят абитуриенту. 

Поделиться


Комментарии

18 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Вебинар с ответами на самые важные вопросы:

Что такое итоговое сочинение?
Как его писать?
Какой должна быть структура сочинения?
Как подготовиться?

Примеры тем. Примеры сочинения. Список литературы для чтения.

→ Презентация: is22-23.pdf
→ Об изменениях в итоговом сочинении: 4ege.ru/sochinenie/65672…
→ Все темы с 2014 года: 4ege.ru/sochinenie/57444…

Списки литературы к разделам закрытого банка ФИПИ

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба)
М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность)
Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа)
А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло)
В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ)
А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (дружба)
О. Генри «Дары волхвов» (любовь)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь)
В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло)

Фэнтези:
Дж. Толкин «Властелин колец»
Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа)
А. Сапковский «Ведьмак»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности)
М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом)
А.П. Платонов «Юшка» (+1 раздел) (неприятие личности обществом)
Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (+1 раздел) (сохранение памяти)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция)
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция)
Не совсем универсальное, но тоже полезное:
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (+1 раздел) (гражданская позиция)

Природа и культура в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии)
Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление)

Большое, но полезное:
В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство)
Небольшие произведения:
Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа)

Антиутопии:
О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии)
М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука)
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука)

Современные произведения:
С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии)
Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии)
(ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания)
А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии)
(потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления)

Источник: vk.com/sotochka_ege

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Реальные темы итогового сочинения по направлениям в 11 классах для регионов. 7 декабря 2022 года.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208. Понимать человека или управлять им?
309. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

МОСКВА, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ и др.

102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210. Что такое взаимопонимание?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409. В чём ценность исторического опыта?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605. Что делает человека подлинно счастливым?

МСК+1

109. Можно ли прожить без мечты?
202. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308. Какова судьба гордого человека в обществе?
403. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503. Почему время называют лучшим лекарем?
604. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

МСК+2

107. Нужно ли стремиться понять себя?
201. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406. Память о каких людях не меркнет с годами?
506. Почему нельзя «убивать время»?
606. Какое произведение искусства можно назвать великим?

МСК+3

111. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206. Зачем человек бросает вызов судьбе?
313. Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610. Почему литературу часто называют «человековедением»?

МСК+4

108.Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209.Что значит жить для людей?
305.Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412.Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507.Зачем человеку заглядывать в будущее?
602.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

МСК+5

113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?

МСК+6

105. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204. Как бороться со злом?
304. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401. Что значит любить Родину?
510. Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?

МСК+7

104. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

МСК+8

110. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502. Может ли природа помочь человеку понять себя?
613. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

МСК+9

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ, ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

112. Что может привести человека в отчаяние?
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407. Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Примечание: В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru

Связанные страницы:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы к золушка сказке
  • Вопросы к викторине по сказкам братьев гримм
  • Вопросы к викторине к сказке снежная королева
  • Вопросы к беседе по сказке теремок
  • Вопросы и ответы по рассказу тимур и его команда

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии