Вопросы к рассказу белова скворцы

1. Кто является главным героем данного произведения?
а) отец Павлуни;
б) весна;
в) Павлуня;+
г) скворцы.

2. Из-за чего Павлуня не встаёт с постели?
а) потому что сильно болен;+
б) потому что ленив;
в) потому что из постели лучше смотреть в окно;
г) потому что он не может ходить.

3. Кто по профессии был отец Павлуни?
а) шахтёром;
б) трактористом;+
в) пастухом;
г) водителем.

4. Как стоит понимать слова отца о том, что « в любой жидкости примеси есть»:
а) так он объяснял сыну работу фильтра;
б) так он расширял кругозор сына;
в) это аналогия с жизнью;+
г) отец говорил о химическом составе жидкости

5. Время года, в которое происходит действие рассказа:
а) весной; +
в) осенью;
б) летом;
г) зимой

6. Что делали папа с Павлуней:
а) воздушного змея;
в) скамью;
б) кухонную мебель;
г) скворечник+

7. Когда Павлуня заснул счастливым?
а) увидел скворцов;
в) его кровать придвинули ближе к окну;
б) отец построил скворечник; +
г) почувствовал, что начал выздоравливать.

8. Что было придумано отцом, чтобы скворцам было удобнее сидеть на небольшой дощечке:
а) приколотил черёмуховую ветку; +
в) прибил ещё одну дощечку;
б) приколотил берёзовую ветку;
г) построил ещё один скворечник?

9.Чем пахло от скворечника?
а) медом
б) зерном
в) опилками
г) смолой+

10.Кем работала мама Павлуни?
а) поваром
б) колхозницей+
в) учительницей
г) медсестрой

11.Как звали фельдшера?
а) Иван Иванович
б) Алексей Владимирович
в) Иван Яковлевич+
г) Яков Иванович

12. Какова будет судьба у семьи скворцов:
а) у них выведутся скворцы;
в) гнездо будет разрушено, а яички разбиты;+
б) всех скворцов съест кот;
г) скворцы больше сюда не прилетят?

13. Что сделал Павлуня, когда увидел покачнувшийся скворечник:
а) бросился спасать птиц; +
в) остался лежать в кровати и наблюдать;
б) стал звать на помощь родителей и соседку;
г) потерял сознание?

14. Как характеризует поступок Павлуню?
а) жестокого мальчика;
в) злого и равнодушного мальчика;
б) сострадательного и доброго мальчика;+
г) любознательного ребёнка.

15. Чем закончился подвиг Павлуни:
а) похвалой родителей;
б) полным выздоровлением;
в) скорым возвращением скворцов;
г) новой вспышкой болезни+

Проверочная работа по рассказу В.И. Белова «Скворцы»

Выберите изображение птицы, о которой идёт речь в рассказе.

Каждая картинка соответствует какому-либо событию в рассказе. Пронумеруй их в том порядке, в котором происходили события.

О чём ( о ком) идёт речь? 1) « Она … была похожа на штык». 2) « Небо вверху такое синее, как…, которую только- только выдали и на которой не поставлено ещё ни одной буковки». 3) « Всяко, брат Павлуня, бывает, — повторил отец, в любой жидкости … есть». 4) «Силетки – это такие маленькие ….Они всегда стоят на мелких местах и, видно, греются на солнышке». 5) « …были чёрные с чернильным отливом, востроносые и весёлые».

Соотнесите слово с его значением.

1) Свисающий край крыши; брус, поддерживающий нижний край крыши.

А: Фуфайка

2) Стёганая ватная куртка, ватник.

Б: Отава

3) Наклонная поверхность чего- либо, пологий спуск

В: Гигель

4) Трава, выросшая в тот же год на месте скошенной

Г: Застреха

5) Высокое травянистое растение семейства зонтичных с полым трубчатым стеблем

Д: Скат

Распредели элементы. Определи, какие события происходили в произведении, а какие — нет. 1) В воскресенье мать вымыла пол и застелила его половиками. 2) Прошлой весной отец скидывал снег с крыши. 3) Мать всё равно не пустит на улицу. 4) Фельдшер Иван Яковлевич говорит, что надо греть ноги. 5) Переставила кровать вместе с Павлуней на новое место, подальше от окна.6) Иван Яковлевич велел вставать с постели, тренировать ноги. 7) Не дожидаясь ужина, отец взялся опять за дело. 8) Павлуня химическим карандашом нарисовал на одной доске кружок и начал его выдалбливать 9) Скворешник вышел хороший. От него пахло смолой и черёмуховой веткой. 10) Отец целую неделю ремонтировал свой трактор С-80. Правда Неправда

Выбери верные ответы. 1) 1. Кто является главным героем данного произведения?

а) отец Павлуни б) мать Павлуни в) Павлуня г) скворцы.

2. Из-за чего Павлуня не встаёт с постели?

а) потому что сильно болен б) потому что ленив; в) потому что из постели лучше смотреть в окно;

г) потому что он не может ходить.

3. Кто по профессии был отец Павлуни?

а) шахтёром б) трактористом в) пастухом г) водителем.

4. Как стоит понимать слова отца о том, что « в любой жидкости примеси есть»:

а) так он объяснял сыну работу фильтра б) так он расширял кругозор сына

в) это аналогия с жизнью г) отец говорил о химическом составе жидкости

5. Время года, в которое происходит действие рассказа:

а) весной б) осенью в) летом г) зимой

6. Что делали папа с Павлуней:

а) воздушного змея б) скамью в) кухонную мебель г) скворечник

7. Когда Павлуня заснул счастливым?

а) увидел скворцов б) его кровать придвинули ближе к окну в) отец построил скворечник

г) почувствовал, что начал выздоравливать.

8. Что было придумано отцом, чтобы скворцам было удобнее сидеть на небольшой дощечке:

а) приколотил черёмуховую ветку б) прибил ещё одну дощечку

в) приколотил берёзовую ветку г) построил ещё один скворечник?

9.Кем работала мама Павлуни?

а) поваром б) колхозницей в) учительницей г) медсестрой

10. Чем закончился подвиг Павлуни:

а) похвалой родителей б) полным выздоровлением в) скорым возвращением скворцов

г) новой вспышкой болезни

Соотнесите факты из жизни скворцов с фактами из жизни Павлуни. Дополните недостающие пункты.

1.Скворцы прилетели с юга, устали.

А:

2. Прилетели и начали полную жизнь.

Б: Хотя и в постели, Павлуня тоже начал активное наблюдение.

3. Скворец за полной работой, скворчиха тоже.

В:

4.

Г: У мальчика поднялось настроение. Павлуня тоже любит жизнь.

Накануне прилета скворцов мальчик видит сон. Вставьте в отрывок из текста пропущенные слова. «Он заснул вечером, и ему приснилось … . Он будто бы ел сладкие … и сам, на своих ногах, бегал на … ловить силетков. Силетки – это такие маленькие …. Они всегда стоят на мелких местах и, видно, греются на … Павлуня сорвал длинную травинку- полину, сделал из неё силышко и начал силить силетка. Потом вдруг полина стала обычной ивовой …, а вместо силетка на воде заплавала … и закрякала: кря-кря, кря-кря. От этого Павлуня и пробудился». Слова для вставки: утка, гигли, веткой, реку, щучки, солнышке, лето.

Выберите пословицы, которые подходят к содержанию рассказа «Скворцы». 1) Друг познается в беде.

2) Доброе сердце о чужой беде болит.

3) Кто добро творит, тому бог отплатит.

4) Называться человеком легко, быть им трудно.

5) Худо тому, кто добра не вторит никому.

6) Без причины нет кручины.

10. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов. 1) Чему учит рассказ В.И. Белова «Скворцы»? 2) Почему рассказ о мальчике Павлуне назван «Скворцы»? 3) О чем говорит последнее слово рассказа “завтра”? Поясните своё мнение. 4) Что вы узнали о жизни людей в деревне в прошлом веке ( XXв) ?

Ответы:

1 – Б.

2 – Б, В, А, Г, Д.

3 – 1) сосулька 2) тетрадка 3) примеси 4) щучки 5) скворцы

4 – 1Г, 2А, 3Д, 4Б, 5В

5 – Правда – 2,3,4, 7, 9, 10. Неправда – 1, 5, 6, 8.

6 – 1в 2а 3б 4в 5а 6г 7в 8а 9б 10г

7 —

1. Скворцы прилетели с юга, устали.

А: Мальчик тоже устал, пролежал всю зиму.

2. Прилетели и начали полную жизнь.

Б: Хотя и в постели, Павлуня тоже начал активное наблюдение.

3. Скворец за полной работой, скворчиха тоже.

В: Родители Павлуни также постоянно за работой

4. Скворцы поют, наслаждаются жизнью.

Г: У мальчика поднялось настроение. Павлуня тоже любит жизнь.

8. лето, гигли, реку, щучки, солнышке, веткой, утка.

Обучающий
тест по рассказу В. Белова «Скворцы»

Характеристика тестирования:

-продолжить освоение способа понимания
идейного содержания литературного произведения малой формы;

-развить познавательный интерес к
художественной литературе;

— развивать  умение анализировать
прочитанное, обобщать, делать выводы;

-способствовать
воспитанию доброты и милосердия к «братьям нашим меньшим»;  способствовать
формированию художественного вкуса (приобщать учащихся к лучшим  произведениям
литературы).

-прививать навыки
коммуникативного общения (развернутые ответы на вопросы, высказывание своей
точки зрения и др.)

Цель тестирования: проверить знания по
рассказу В. Белова «Скворцы», обобщить усвоенные знания  и умения, формировать
у учащихся умения и навыки самоконтроля.

Рекомендации
учителю

Работа с задачей может быть проведена на
уроках литературы при знакомстве с современной русской прозой, с творчеством В.
Белова.

Задания:

1.      Прочитав
рассказ, что вы узнали о главном герое-мальчике Павлуше?

2.      Мир
мальчика ограничен стенами комнаты… Мать переставляет кровать больного сына к
окну. Что видит мальчик за окном? (Прочитайте описание весны). Напишите, что вы
представляете, услышав слово «весна».

3.       Как вы думаете, почему Павлуня с тетрадочкой сравнивает
небо?

4.      Прочитайте, какой сон видит мальчик накануне прилета скворцов. Как
в этом эпизоде передает автор Павлуни ко всему живому?

5.     
Какое состояние переживает
Павлуня в эпизоде «Прилет скворцов». Как вы понимаете значение слова «обомлел»?

6.      Как поступил Павлуня, увидев покачнувшийся скворечник:
а) бросился спасать птиц;

б) стал звать
на помощь родителей и соседку;

 в) остался
лежать в кровати и наблюдать;

г) потерял
сознание?

7.      Поступок Павлуни характеризует его как:
а) жестокого мальчика; б) сострадательного и доброго мальчика;

в) злого и
равнодушного мальчика;
г) любознательного ребёнка.


8.
Чтобы передать состояние и действия встревоженного чужой бедой мальчика, очень
важны глаголы похолодел, закричал, заметался…, таких глаголов много, выпишите
эти глаголы.

9.      Как
вы расцениваете поступок Павлуни?

10.  Как
автор относится к мальчику? 

11.  Почему же рассказ называется “Скворцы”?

12.  Даны
 факты из жизни скворцов, а вы из текста найдите факты из жизни Павлуни.
Скворцы прилетели с юга, устали. (Мальчик тоже устал, пролежал всю зиму).
Прилетели и начали полную жизнь. (Хотя и в постели, Павлуня тоже начал активное
наблюдение.) 
Скворец за полной работой, скворчиха тоже. (Родители)
Скворцы поют. (У мальчика поднялось настроение. Павлуня тоже любит жизнь).

13.  В
парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,

У
хорошенькой ласточки переломлена  лапочка,


возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…

И
отец призадумался, потрясённый минутою,

И
простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой,
маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

И. Северянин.  «В парке
плакала девочка»

Павлуня из рассказа В. Белова похож на
героиню стихотворения И. Северянина? Перечислите схожие черты.

14. На Руси была примета, связанная с приходом весны.
15 февраля, в Сретенье Господне, выпускали птиц на волю с пожеланиями и
надеждами.  У Пушкина можно встретить строчки:

И на чужбине соблюдаю

Святой обычай старины

На волю птичек выпускаю

При светлом празднике весны.

Напишите  пожелания для своих одноклассников и для героя
рассказа-Павлуне.

15.   ПО ТЕЧЕНИЮ ТОЛЬКО ДОХЛАЯ РЫБА ПЛЫВЕТ.

      БЕЗ ПРИЧИНЫ НЕТ КРУЧИНЫ.

     Объясни смысл пословицы, используя материал рассказа
В.Белова.

16.  Напишите ответ на вопрос: “Каким я представляю Павлуню через год?”

17.  Напишите отзыв о рассказе В. Белова «Скворцы»

Исполнитель
Янжимаева Т. В.

Тест по рассказу В.Белова «Скворцы» (с ключом)

Шкарпеткина Елена Яковлевна

СОШ № 3 г.Белоярский, ХМАО-Югра

учитель русского языка и литературы

В. Белов «Скворцы». 5 класс.

1. Главным героем произведения является:

а) отец Павлуни;

б) весна;

в) Павлуня;

г) скворцы.

2. Павлуня не встаёт с постели, потому что:

а) сильно болен;

б) ленив;

в) из постели лучше смотреть в окно;

г) он не может ходить.

3. Отец Павлуни был:

а) шахтёром;

б) трактористом;

в) пастухом;

г) водителем.

4. Как понимать слова отца о том, что « в любой жидкости примеси есть»:

а) так он объяснял сыну работу фильтра;

б) так он расширял кругозор сына;

в) это аналогия с жизнью;

г) отец говорил о химическом составе жидкости?

5. В какое время года происходит действие рассказа:

а) весной; в) осенью;

б) летом; г) зимой?

6. Что мастерили папа с Павлуней:

а) воздушного змея; в) скамью;

б) кухонную мебель; г) скворечник?

7. Павлуня заснул счастливым, когда:

а) увидел скворцов; в) его кровать придвинули ближе к окну;

б) отец построил скворечник; г) почувствовал, что начал выздоравливать.

8. Что придумал отец, чтобы скворцам было удобнее сидеть на небольшой дощечке:

а) приколотил черёмуховую ветку; в) прибил ещё одну дощечку;

б) приколотил берёзовую ветку; г) построил ещё один скворечник?

9. Как сложится судьба у семьи скворцов:

а) у них выведутся скворцы; в) гнездо будет разрушено, а яички разбиты;

б) всех скворцов съест кот; г) скворцы больше сюда не прилетят?

10. Как поступил Павлуня, увидев покачнувшийся скворечник:

а) бросился спасать птиц; в) остался лежать в кровати и наблюдать;

б) стал звать на помощь родителей и соседку; г) потерял сознание?

11. Поступок Павлуни характеризует его как:

а) жестокого мальчика; в) злого и равнодушного мальчика;

б) сострадательного и доброго мальчика; г) любознательного ребёнка.

12. Чем закончился подвиг Павлуни:

а) похвалой родителей;

б) полным выздоровлением;

в) скорым возвращением скворцов;

г) новой вспышкой болезни?

Ответы.

задание

1.

в

2.

а

3.

б

4.

в

5.

а

6.

г

7.

б

8.

а

9.

в

10.

а

11.

б

12.

г

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/133613-test-po-rasskazu-vbelova-skvorcy-5-klass

В. Белов. «Скворцы»

Avatar

Шубич Валентина Николаевна

21.01.2018.
Тест. Литература, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Подумайте, почему произведение называется «Скворцы»?

Список вопросов теста

Вопрос 1

Это рассказ о

Варианты ответов
  • городских детях, повесивших в парке скворечник
  • семье скворцов, вернувшихся с юга
  • о мальчике из семьи колхозников

Вопрос 2

Жанр произведения

Варианты ответов
  • рассказ
  • сказка
  • повесть

Вопрос 3

Имя главного героя

Варианты ответов
  • Петруша
  • Павлуня
  • Колюня

Вопрос 4

Почему герой не выходит на улицу?

Варианты ответов
  • зима, холодно
  • весна, слякоть, а у него нет сапог
  • больны ножки

Вопрос 5

Почему родители не везут мальчика в больницу?

Варианты ответов
  • у них нет денег на дорогу
  • они не любят своего ребёнка
  • из-за бездорожья

Вопрос 6

Что придумал отец сделать для мальчика?

Варианты ответов
  • сводить на горку
  • смастерить скворечник
  • поймать птичек и посадить в клетку на подоконнике

Вопрос 7

Куда переставили кровать мальчика?

Варианты ответов
  • за печку, где теплее
  • к окошку
  • ближе к столу, чтобы доставал еду

Вопрос 8

Почему отец сказал слова:»В любой жидкости примеси есть»?

Варианты ответов
  • потому что он тракторист и много возится с соляркой, мазутом
  • это как в жизни: есть и боль, и радость
  • так он уговаривал мальчика выпить горькое лекарство, а потом запить сладким компотом

Вопрос 9

Зачем нужен был скворечник на шесте у дома?

Варианты ответов
  • для городского ребёнка это возможность наблюдать за природой
  • для прикованного к постели мальчика вид из окна — это целый мир
  • просто мужчина не подумал, что прикрепить к стволу дерева домик для птиц — надёжнее

Вопрос 10

Почему мальчик нарушил веление Ивана Яковлевича не вставать с постели?

Варианты ответов
  • соскучился по друзьям
  • чтобы спасти скворцов
  • выздоровел

Вопрос 11

Какие душевные качества проявились у мальчика?

Варианты ответов
  • доброта, сострадание
  • слабость, уныние
  • отчаяние, безразличие

Вопрос 12

К какому литературному роду относится произведение?

Варианты ответов
  • эпическое
  • лирическое
  • драматическое

Онлайн тест по литературе на тему “Скворцы” В. Белов состоит из 12 заданий с ответами.

ЗАДАНИЕ

Кто является главным героем данного произведения?

скворцы

Павлуня

весна

отец Павлуни

ЗАДАНИЕ

Кто по профессии был отец Павлуни?

водителем

пастухом

трактористом

шахтёром

ЗАДАНИЕ

Время года, в которое происходит действие рассказа:

зимой

летом

осенью

весной

ЗАДАНИЕ

Из-за чего Павлуня не встаёт с постели?

потому что он не может ходить

потому что из постели лучше смотреть в окно

потому что ленив

потому что сильно болен

ЗАДАНИЕ

Что делали папа с Павлуней:

скворечник

кухонную мебель

скамью

воздушного змея

ЗАДАНИЕ

Что было придумано отцом, чтобы скворцам было удобнее сидеть на небольшой дощечке:

построил ещё один скворечник

приколотил берёзовую ветку

прибил ещё одну дощечку

приколотил черёмуховую ветку

ЗАДАНИЕ

Кем работала мама Павлуни?

медсестрой

учительницей

колхозницей

поваром

ЗАДАНИЕ

Чем пахло от скворечника?

смолой

опилками

зерном

медом

ЗАДАНИЕ

Какова будет судьба у семьи скворцов:

скворцы больше сюда не прилетят

всех скворцов съест кот

гнездо будет разрушено, а яички разбиты

у них выведутся скворцы

ЗАДАНИЕ

Что сделал Павлуня, когда увидел покачнувшийся скворечник:

потерял сознание

стал звать на помощь родителей и соседку

остался лежать в кровати и наблюдать

бросился спасать птиц

ЗАДАНИЕ

Как звали фельдшера?

Яков Иванович

Иван Яковлевич

Алексей Владимирович

Иван Иванович

ЗАДАНИЕ

Чем закончился подвиг Павлуни:

полным выздоровлением

похвалой родителей

новой вспышкой болезни

скорым возвращением скворцов

Тест по рассказу “Скворцы” В. Белов

 138 человек(а) прошли этот тест

Цели урока:

  1. Знакомство с рассказом писателя, с его художественным своеобразием.
  2. Научить первым умениям и навыкам анализа, интерпретации эпического
    произведения
  3. Помочь школьникам познать собственный внутренний мир, определить путь к
    нравственному взрослению, осмыслению самого себя как личности, как
    нравственно воспитанного человека
  4. Воспитание уважения к родителям, любви к природе, развитие
    наблюдательности у детей

Оборудование: портреты В.И. Белова, стенд с фотографиями детей на
природе, выставка книг писателя, выставки репродукции картин на тему “Моя
весна”, “Мир природы и я”/

Эпиграф к уроку:

 “Главное не то, где живет человек, кем работает, какое у него
образование, а то, какая у него душа, умеет ли он любить, нежен ли он, как
ведёт себя в трудную минуту, способен ли на поступок”
В. И. Белов



Ход урока

I. Актуализация знаний. Закрепление знаний об авторе, о
понятии “рассказ”.

Учитель:

– Дорогие ребята, посмотрите в окно. Какая прекрасная картина! Во дворе
весна. Сегодня мы с вами познакомимся с интересным рассказом известного русского
писателя Василия Ивановича Белова “Скворцы”, в котором события происходят именно
весной. Давайте сначала вспомним, что такое рассказ?
– Это небольшое произведение с небольшим количеством героев.

Учитель. Да, ребята. Рассказ – это небольшое по объёму произведение,
содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну
сюжетную линию.

Учитель: Поговорим сначала об авторе рассказа.

– Васи́лий Ива́нович Бело́в – русский писатель. Родился
23 октября
1932 года в деревне
Тимониха Вологодской области. Выходец из
крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на
войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей. С
1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь
с “малой родиной” – Тимо́нихой, в которой черпает материал для своего
творчества. В его рассказах сквозит неподдельная любовь ко всему живому, интерес
к повседневному бытию человека и окружающему его миру. Василий Иванович Белов –
один из родоначальников и лидеров “деревенской
прозы”

 II. Изучение новой темы.

Учитель. Рассказ “Скворцы” об одном случае из деревенской жизни
шестидесятых годов. Но это совсем необычный рассказ. Мы с вами убедимся в этом.

Активизация субъектного опыта.

а) Учитель. Послушайте основной вопрос нашего урока.

“Кто нуждается во мне? Кому я нужен?”

б) Беседа по стенду с фотографиями учеников.

– Что общего во всех этих фотографиях?
– Люди фотографировались среди природы.
– Почему мы любим фотографироваться на природе?
– Природа она как бы живая. Зеленый, желтые цвета поднимают настроение. Душа
радуется, увидев себя среди природы.

в) Вызов к действию.

Учитель. Давайте возьмём альбомные листы и нарисуем там кружочек, а в
середину кружочка напишем слово “Я”, чтобы он был похож на маленький носик; и
это будет сердцевиной цветка. Ведь недаром наши мамы нам говорят “Цветочек мой!”

Значит, я нужен природе, я – дитя природы. Нарисуем лепесток и впишем в
него “Природа”.

г) Анализ сюжета.

  1. Какое событие, по-вашему, самое главное в рассказе?
  2. Кто является главным героем рассказа?
  3. Что случилось с Павлуней?
  4. Когда это случилось? В какое время года? Сейчас какое время года?

Составление ассоциаграммы “Весна”.

Учитель. Ребята, напишите в тетрадях в середину листа слово “Весна” и
укажите, что вы представляете, услышав это слово.

Весна – яркое солнце сосульки, капли, вода, голубое небо, проталины,
тепло, оттаявший снег, пробуждение, хорошее настроение

Весна. Она отличается от других времен года тем, что весной природа
просыпается, оживает, благоухает, как бы земля рождается заново.

Учитель. Ребята, давайте составим таблицу по личным наблюдениям. Как наш
герой связан с весной? Что вы чувствуете?

Что видим ранней весной? Как герой чувствует?

Реакция Павлуни

Что я чувствую?

Хочется….

Синее небо Увидел сразу  Полететь..
Яркое солнце Ближе к окну  На улицу
Высокое небо Как обложка тетради, хочет в школу  
Сосульки Прозрачные, сразу стало весело  Играть с сосульками
Скворцы Раскрыв рот, наблюдает  Слушать их пение

е) Сравнение. Описание весны писателем.

Учитель:

– А сейчас откроем учебники и сравним, как В.Белов описывает раннюю весну?
– Как меняются краски?

Ответ. Картина та же, но меняется цвет. Синее небо как обложка
тетрадочки, не подписанное.

– Как вы думаете, почему Павлуня с тетрадочкой сравнивает небо?

Ответ. Павлуня хочет в школу, потому что друзья его учатся в школе.
Они часто навещают его.

– Подумайте, еще кому Павлуня нужен?

Он нужен своей школе, друзьям. Павлуня – наш сверстник. Поэтому считаем его
нашим другом и то, что происходит с Павлуней впишем в лепестки слова “школа”,
“друзья”

ж) Беседа. Давайте остановимся на отношение родителей к Павлуне.

Учитель. Как они разговаривают между собой?

Ответ. Мать – “голубчик”, “гляди – ко”, “прилетел – то”.

Отец – “брат”, “брат Павлуня”, “Ты, Павлуня, как думаешь”

Павлуня – “папка”, “молодец”.

Ответ. Они разговаривают между собой так откровенно, дружелюбно.
Чувствуется благоприятная обстановка, тепло на душе в этом доме, умеют выходить
из трудного положения, не создавая паники.

Учитель. А как вы разговариваете в семье, не допускаете ли грубости?

Заметили ли вы какой – либо грубости в отношениях между членами семьи в
рассказе?

Ответ. Нет никакой грубости в их отношениях, они так откровенны, любят
друг друга.

Учитель. На кого они похожи из мира природы?

Ответ. На скворцов. Они точно такие же, как семья скворцов.

Учитель. Как вы думаете, в чем причина такой обстановки в этом доме?

Ответ. Родители Павлуни так воспитывались, сами тоже так хотят
воспитывать и Павлуню, они его очень любят, они приобщили его к миру природы,
потому что это их сын, он им очень нужен.

Значит, я нужен своим родителям. Л.Н. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома” Нарисуем лепесток и впишем в нем слово “Родители”

Учитель. Какова сюжетная линия рассказа?

Ответ.

  1. Павлуня лежит дома, болеет.
  2. Они с отцом сделали скворечник.
  3. Скворечник упал на землю.
  4. Павлуня хочет спасти скворечник и оказывается на огороде.
  5. Отец вновь поставил скворечник.

З) Учитель. Павлуня – главный герой рассказа. Ответим на вопрос “Какой
же он, главный герой?”

– Наблюдательный. Наблюдает за самоваром, из окна увидел синее небо,
сосульку, снег в огороде, проталины. Любую вещь, любое событие он изучает
детально, делает свои выводы. Ничто не ускользает от его зоркого глаза.
– Умный, догадливый. Увидел, как дрожит от ветра торчащий из снега
стебель прошлогоднего репейника, и догадался, что на улице ещё холодно.
– Любит вспомнить интересные случаи. Случай с глыбой на крыше.
– Он – мечтатель. Мечтает, что скворцы снова прилетят.
– Он способен на все, чтобы спасти скворчиные яйца, скворцов, пытается
восстановить гармонию, спасти жизнь, способен на активное добро.

Учитель. Это обычный мальчик?

– Нет.

Учитель. Почему же? Кто же его таким сделал?

– Родители, их любовь к сыну, приобщение к миру природы.

Учитель. Только родители сделали его таким?

– Не только родители. Он и сам старается, изучает. Использует возможности.

Вывод. Значит, я нужен самому себе. Нарисуем лепесток и впишем в него
слово “Сам Я”

Учитель. У нас получился прекрасный цветок, в середине которой слово Я с
большой буквы. И мы можем сказать: “Если я живу, значит, Я кому-то
нужен”. А кому, мы сегодня старались ответить.


III. Закрепление изученного материала. “Мир природы
и Я”. Смысл названия рассказа.

Учитель.

– Почему же рассказ называется “Скворцы”?

Ответ. Это символ, в котором раскрывается личность героя. Весь рассказ
пронизан любовью ко всему живому , а именно к главному герою – Павлуне, а вместе
с ним и скворцам. Автор любит всех своих героев, ведёт параллельное
повествование.

 – А вы наблюдали за скворцами? Когда прилетел первый скворец? Кто первым
увидел?

Я назову факт из жизни скворцов, а вы из жизни Павлуни.

  1. Скворцы прилетели с юга, устали. (Мальчик тоже устал, пролежал всю
    зиму.)
  2. Прилетели и начали полную жизнь. (Хотя и в постели, Павлуня тоже
    начал активное наблюдение.)
  3. Скворец за полной работой, скворчиха тоже. (Родители.)
  4. Скворцы поют. (У мальчика поднялось настроение. Павлуня тоже любит
    жизнь.)

Учитель. Исходя из этого, сделаем итоги нашего урока. Только в гармонии с
природой счастлив человек. Мы верим, что Павлуня выздоровеет, и в этом ему
поможет любовь к жизни, к природе.

Хочу закончить урок со словами Е. Дорош: “Книги В. И. Белова наполнены
любовью к природе, к людям обыкновенным, но способным украсить этот мир”.
Предлагаю прочитать его рассказы “Даня”, “Вовка – сатюк”, “Тёзки”, “Весенняя
ночь”, которые пронизаны большой теплотой, после чтения которых душе становится
легко и радостно, и хочется жить и жить.

IV. Домашнее задание.

  1. Пополните лепестки цветка, которые остались пустыми.
  2. Напишите ответ на вопрос: “Каким я представляю Павлуню через год?”

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы к рассказу бедные люди толстой
  • Вопросы к рассказу бедная лиза и ответы
  • Вопросы к рассказу бабка
  • Вопросы к рассказу аси петровой мама и манекен
  • Вопросы к рассказу автомобиль носова

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии