Занятие по развитию речи
в старшей группе
Утверждаю Подготовила и
Заведующая провела
Детский Сад №76 воспитатель
Февралева Л.А. Гостева
Ирина Олеговна
Саратов 2016
Продолжительность занятия: 25 мин.
Место проведения: старшая группа детского сада №76.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о Евгении Ивановиче Чарушине – писателе и художнике, рассматривание рисунков Е. Чарушина, чтение его рассказов: «Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.
Наглядные материалы:
Рисунки Е. Чарушина, книги Е. Чарушина, игрушка — воробушек, маленький шарик
Тема «Пересказ художественного произведения Е. Чарушина « Воробей»
Программное содержание:
Учить детей самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.
Развивать умение детей подбирать к существительному несколько прилагательных, умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Воспитывать гуманное отношение к птицам.
Способствовать укреплению здоровья детей: следить за осанкой, развивать кисти рук, снижать утомление и статическое напряжение.
Ход занятия
— Ребята, каких птиц вы видели на улице? ( Голубя, ворону, воробья, сороку, синицу..)
— Угадайте, про кого я загадаю загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки
Он боится кошки. (Воробей)
— А как можно назвать детеныша воробья? ( Воробушек, Воробейчик, воробышко..)
— Наш любимый писатель Е. Чарушин написал интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать что с ним приключилось? Но сначала вспомним с какими произведениями Е. Чарушина мы познакомились: («Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.). Сейчас я вас познакомлю с новым произведением Е. Чарушина
«Воробей».
Чтение воспитателем рассказа.
Физминутка.
Пой-ка, пой-ка подпевай-ка,
Десять птичек — будет стайка,
(Поднимаем кисти рук над головой, делаем вращательные движения кистями рук.)
Эта птица – соловей,
(загибаем мизинец левой руки)
Эта птица – воробей,
(Загибаем безымянный палец)
Эта птица – совушка, сонная головушка,
( Загибаем средний палец)
Эта птица – свиристель,
(Загибаем указательный палец)
Эта птица – коростель,
(Загибаем большой палец)
Эта птица – скворушка, синенькое перышко,
(Загибаем мизинец правой руки)
Эта — зяблик,
(Загибаем безымянный палец левой руки)
Эта – стриж,
(Загибаем средний палец)
Эта – развеселый стриж,
(Загибаем указательный палец)
Ну а это злой орлан
(Загибаем большой палец)
Птицы, птицы – по — домам!
(Хлопаем в ладоши, сжимаем пальцы в кулак)
— Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ)
— Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который учился летать.)
— А как ещё можно назвать этот рассказ? ( «Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)
— Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный..)
— Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)
— В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно звучит – «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.
— Как воробушек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)
— Зачем Никита забрал его домой? (Воробушек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)
— Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал воробья, он его любил.)
— Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей – птица, он должен уметь летать, жить на воле..)
— Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)
— Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? ( Нет, птице лучше жить на воле.)
— Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)
— Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)
— А теперь вспомним чистоговорку про воробья:
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей.
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик – чирик!
— Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: « Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».
— Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа детьми по частями в целом.
— Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.
Рекомендации для родителей для организации совместной деятельности с детьми.
Образовательная деятельность-восприятие художественной литературы
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам совместно с вашим ребенком научиться пересказывать рассказ «Воробей» Е. Чарушина самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию, а также развивать умение ребенка понимать образные выражения.
Вам понадобятся цветные карандаши и бумага.
Шаг 1
Предложите ребенку отгадать загадку о птице:
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки
Он боится кошки. (Воробей)
Задайте ребенку вопросы:
— Кто это?
— Как назвать детенышей воробья?(Птенчик, воробышек, воробьишко)
Шаг 2
Предложите ребенку послушать рассказ «Воробей» Е. Чарушина.
https://skazki.rustih.ru/evgenij-charushin-vorobej/
Побеседуйте с ребенком о прочитанном:
— Что я прочла: рассказ, сказку. стихотворение? (рассказ)
— Как ты узнал(а), что это рассказ? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который учился летать.)
-Как бы ты назвал(а) этот рассказ? ( «Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)
— Расскажи, как выглядел воробей. (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный..)
— Какое сравнение ты услышал(а)? (сравнение воробья с шариком)
-Как Никита учил воробья летать? (Достал воробья из клетки, посадил на пол и показал руками, как надо летать.)
-Как летал воробышек сначала?(слабо, еле-еле)
— А каким потом стал воробей? (уверенным, быстрым)
Шаг 3
Организуйте физминутку. Объясните ребёнку, что вы будете читать стихотворение и показывать движение. Попросите его повторять за вами.
Шаг 4
Предложите ребенку разделить рассказ на 3 части (начало, середина, конец). Деление сказки происходит по смыслу произведения, какие действия совершали герои. По принципу смысловых частей.
Предложите ребенку вспомнить начало сказки. Для этого воспользуйтесь вопросами:
-Как Никита встретил воробья? (Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает).
-Как воробушек попал к Никите?(Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает:
— Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
— Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!
А папа говорит:
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Спросите у ребенка, что было потом?
— Зачем Никита забрал его домой? (Воробушек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)
— Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал воробья, он его любил.)
— Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей – птица, он должен уметь летать, жить на воле..)
Начинается середина сказки.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
— Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
— Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
— Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его ещё кормить.
Предложите ребенку вспомнить конец сказки.
— Как ты думаешь, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)
— Вспомни, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)
— Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)
На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!
Предложите ребенку озаглавить каждую часть.
Первую часть можно назвать: « Встреча Никиты и воробья».
Вторую часть можно назвать: «Как воробей жил у мальчика дома».
Третью часть можно назвать: «Расставание друзей».
Разделите лист бумаги на три части. Совместно с ребенком определите последовательность частей на листе бумаги. (Здесь рекомендую вам использовать иллюстрации, чтобы ребёнок опирался на них при пересказе)
Шаг 7
Повторно прочитайте рассказ, объясняя ребенку, что ему будет необходимо его пересказать. Попросите ребенка пересказать текст по частям, при необходимости, помогая ему.
Шаг 8
Попросите ребенка самому придумать загадки о воробье.
Запишите загадки и поделитесь с нами творческими способностями вашего ребенка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Лучики»
Чтение художественного произведения
Е. Чарушина «Воробей»
конспект занятия в подготовительной
группе.
Воспитатель: Сычева Е.В.
Коломна 2021-2022 уч. год.
Цель:
воспитывать культуру чтения.
Задачи.
Обучающие: закреплять
умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по
содержанию текста, учить выражать свое отношение к
прочитанному, высказывать свое мнение. Оценивать
поступки героев.
Развивающие: развивать
желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла,
о том, как вести себя. Развивать любознательность,
Воспитательные: воспитывать
гуманное отношение к птицам, бережное отношение к природе.
Материал.
Книга Е.Чарушина «Что за зверь?», запись «Голоса птиц».
Ход
занятия.
1.Организационный момент.
В: Каждый день –
всегда везде,
На
занятиях, в игре
Смело,
чётко говорим
И
тихонечко сидим!
Все
на месте?
Всё
в порядке?
Все
ли правильно сидят?
Все
ль внимательно глядят?
Д: Да!
В: Здравствуйте
ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Скажите,
какое сейчас время года? (Осень)
Какие,
птицы остались с нами и не улетели на юг? (Галки, голуби, синицы, вороны, воробьи и т. д.)
В: Отгадайте, про
кого я загадаю загадку.
Я
весь день ловлю жучков,
Уплетаю
червячков.
В
теплый край не улетаю,
Здесь,
под крышей, обитаю.
Чик-чирик!
Не робей.
Я
бывалый…
(Воробей!)
В:
А как можно назвать детеныша воробья? ( Воробушек, Воробейчик, воробышко..)
В:
Наш
любимый писатель Е. Чарушин написал интересное произведение о таком маленьком
воробушке, хотите узнать, что с ним приключилось? (Да)
Сейчас
я вас познакомлю с новым произведением Е. Чарушина «Воробей».
2 .Основная часть.
Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»
Физкультминутка «Воробьи».
Воробьи на веточках
сидят и на улицу глядят
(дети сидят
на корточках, поворачивают голову вправо, влево)
Погулять
они хотят и тихонечко летят.
(встают,
взмахивают руками)
Увидали
крошки, поклевали немножко
(присаживаются
на корточки и стучат пальчиками)
Вдруг
увидали кота, разлетелись кто куда!
(разбегаются
по группе, машут руками)
Полетели,
полетели и на стульчики сели.
(садятся на
свои рабочие места)
В: Скажите, что я вам прочитала; сказку,
стихотворение или рассказ? (Рассказ)
В:
Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который
учился летать.)
В:
А как ещё можно назвать этот рассказ? («Про воробья», «Никита и воробей»,
«Как воробьишка учился летать».)
В:
С чего начинались события в рассказе? (Никита с папой пошли гулять и
увидели маленького воробушка на дороге.)
В:
Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик,
клюв желтый, неуклюжий, беспомощный..)
Воробушек
был маленький. Послушайте, как он громко чирикал (ЗАПИСЬ)
В:
Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках,
хочется помочь, хочется накормить)
В: В рассказе автор сравнивает
воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно звучит «шарик». Автор
сравнивает не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.
Кто
главные герои этого рассказа? (Никита и воробей)
Каким
вы представляете себе Никиту? (Добрый, заботится о птицах).
Что
делал Никита с воробьём? (Кормил, учил летать).
В:
Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)
В:
Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не
отпускать? (Нет, птице лучше жить на воле.)
В:
Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и
тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем
улетел.)
В:
Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом.
Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)
Какая
часть произведения вам показалась главной? (Ответы детей)
Что
заставило вас улыбнуться в этом рассказе? (Ответы)
3. Рефлексия.
В: Вот и подошло к
концу наше занятие.
Зачем
писатель рассказал нам эту историю? (Ответы детей)
В: Чему нас учит
этот рассказ?
(Ответы детей)
В: Как вы думаете, чем мы можем
помочь птицам в это холодное время? (Ответы детей)
В:
Возьмём нашу кормушку и повесим её на участке. На улице уже холодно и зимующим
птичкам будет не только холодно, но и голодно. Мы будем их подкармливать
Сообщение темы и целеполагание
Актуализация знаний.
а) Работа с картинками.
б) Отгадывание загадки.
в) Работа над значением слова.
г) Работа над родственными словами.
Знакомство с автором.
а) Просмотр презентации.
б) Выставка книг.
Первичное восприятие текста.
Проверка восприятия
Физминутка.
Придумывание названия. Работа в парах.
Анализ произведения.
Обобщение учителя.
Физминутка.
Пересказ
Обобщение учителя
Экологическая беседа
Итог урока
Рефлексия
—
Ответьте на вопрос, какое сейчас время года?
— Какое время года наступит после весны?
— А после лета?
— Назовите первый месяц осени.
— 1 сентября вы придёте учиться в 1 класс, занятия
будут проходить в этом кабинете. Вот сегодня,
ребята, вы с ним уже познакомились. Давайте
теперь и мы с вами познакомимся.
— Кто скажет, как меня зовут?
— А теперь представьтесь вы, назовите своё имя и
фамилию.
— Приступим к совместной работе.
Итак, у нас занятие по развитию речи.
— Прочитайте тему урока на слайде (Приложение
1)
— Чему каждый из вас будет учиться, если тема
урока “Пересказ”?
Я предлагаю вам в помощь для ответа эти записи:
пересказывать
развивать свою речь
высказывать своё мнение,
выражать своё отношение к прочитанному.
— Чему ещё каждый из вас будет учиться?
— А теперь ответьте на такой вопрос, каких птиц
вы видели на улице, около своего дома, в поле?
— Молодцы! Вы знаете много птиц.
— Посмотрите на эти картинки и назовите
изображённых на них птиц.
— Отгадайте, про какую из этих птиц я прочитаю
загадку:
Маленький мальчишка в сером армячишке,
Собирает крошки, он боится кошки.
— Какие слова вам помогли отгадать?
— Молодцы! Вы очень внимательные.
-Кто может объяснить, что значит слово армячишка?
Армячишка – это халат из грубой шерстяной
ткани, носили в прошлом русские крестьяне.
— А почему говорится в загадке в сером армячишке?
— Кто знает, как можно назвать детёныша воробья?
— А ещё можно и так назвать, прочитайте (на
слайде № 2) воробушко, воробейчик, воробко,
воробышко.
— Все эти слова называют детёныша воробья, они слова-родственники.
— Ребята, хотите, почитаем про одного такого
маленького воробышка и узнаем, что с ним
приключилось?
— А хотите узнать, кто его написал?
Посмотрите на этот портрет (слайд № 3) Вот автор
произведения про воробья. Прочитайте фамилию.
— Знаком ли вам этот автор?
Давайте посмотрим презентацию и познакомимся с
Чарушиным.
Посмотрите, какие книги Евгения Ивановича есть
в нашей библиотеке. Вы можете сегодня взять их и
дома читать.
А теперь послушайте произведение Евгения
Ивановича. Называется оно “Воробей”. (Учитель
садится на стул перед детьми и читает вслух.)
— Скажите, понравилось ли вам произведение? Если
понравилось, то чем?
— А что вы прослушали? Выберите нужное слово,
подчеркните его на доске.
Стихи
Рассказ
Сказка
— Почему так считаете?
— Кто помнит, как называют автора, который пишет
рассказы?
Давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста.
Вспомните, кто из птиц как кричит.
Журавль — курлы-курлы
Грач — крак-крак
Кукушка — ку-ку,ку-ку
Воробей — чирик-чирик
Петух — ку-ка-ре-ку
Курица — ко-ко-ко
Гуси — га-га-га
— Садитесь. Кто помнит название
рассказа?
Давайте поработаем парами. Придумайте в паре,
т.е. вдвоем, своё название этому рассказу.
— Кто готов поделиться со всем классом?
— Вспомните, каким был воробко в рассказе? Как он
выглядел? Давайте опишем его.
— Какие чувства он вызывает у вас?
— В рассказе автор сравнивает воробышка с
шариком. Послушайте, как мягко и нежно звучит
“шарик”. Не с шаром и кругом Чарушин сравнивает,
а именно с маленьким шариком, а почему, как вы
думаете?
— Как же воробышек попал к Никите?
— Зачем Никита забрал его домой?
— Хорошо ли воробью было в доме у мальчика?
— Чем кормил?
— Для чего Никита стал учить воробья летать?
— Как вы думаете, Никита правильно поступил, что
отпустил воробья?
— Вспомните, как расстались воробей и Никита?
— Что чувствовал Никита при расставании?
— Ребята, сейчас отвечая на вопросы, вы
высказывали своё мнение, выражали своё отношение
к прочитанному, развивая свою речь.
Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Я
буду называть птиц, если птица зимующая – вы
должны присесть, если перелетная – машете
руками.
Сорока (з), ласточка (п), скворец (п), ворона (з),
воробей (з), грач (п), голубь (з), сова (з), жаворонок
(п), аист(п), цапля(п,) клест(з), дятел черный(з),
дятел пестрый(з), журавль(п), пеночка(п), синица(з),
снегирь(з), иволга(п).
Итак, давайте теперь приступим к
выполнению следующей цели нашего урока –
попробуем пересказать это произведение.
Рассказ большой и чтобы было легче его
пересказывать, разделим на части (на слайде №4
написано)
1 часть “Встреча Никиты и воробья”.
2 часть “Как воробей жил у мальчика дома”.
3 часть “Расставание друзей”
— Подумайте, какую бы часть вы хотели
пересказать, какая часть вам больше понравилась,
а все вместе мы перескажем целый рассказ.
Помогать пересказывать вам будут картинки.
Назовите, что нарисовано на этих картинках.
(Комод, карандаш, красный пожарный,
кошка-игрушка, скамейка, стул, стол с кувшином,
кирпич, забор, дерево, дом).
Они расставлены в том порядке, в котором
перечисляются в рассказе.
1 день-комод.
2 день- карандаш, красный пожарный автомобиль,
кошка-игрушка.
3 день- скамейка, стул, стол с кувшином, комод.
4 день- кирпич, забор.
5 день- забор, дерево, дом.
— Кто желает пересказать 1 часть?
-Кто хочет рассказать 2 часть? 3 часть?
— Ребята, а кто хочет попробовать весь рассказ
пересказать?
— Молодцы! Чему мы сейчас учились?
Какую работу выполняли?
— Как вы считаете, какой поступок совершил
Никита плохой или хороший?
— А как бы вы поступили, если вам встретился
такой же беспомощный птенец?
— Какие правила поведения в природе по
отношению к птицам вы знаете?
— Как, чем вы можете помочь птицам зимой, в
холодную погоду?
— Послушайте стихотворение, которое называется
“Покормите птиц!”.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима!
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло!
— Помогайте птицам, подкармливайте их!
— С каким произведением вы познакомились?
— Чему мы учились?
— Чему научил вас этот рассказ?
— Кто автор этого произведения?
— Кто герои этого рассказа?
Открою вам секрет:
“Никита – это сын Евгения Ивановича
Чарушина”.
— Какие впечатления остались у вас от этого
урока? Поделитесь своими мыслями.
Лето.
Осень.
Сентябрь.
Галина Николаевна.
Представление детей.
“Пересказ”
Я буду учиться пересказывать, развивать свою
речь.
Я буду учиться высказывать своё мнение,
выражать своё отношение к прочитанному.
Воробьёв, сорок, ворон, трясогузок, галок, синиц,
снегирей.
Кукушка,снегирь, ворона, сорока, воробей, чиж,
ласточка, трясогузка, синица.
Это воробей.
Маленький, собирает крошки, боится кошки.
Не знаем.
Потому что воробей серого цвета.
Воробышек, воробьёнок.
Читают на слайде.
Да.
Хотим.
Чарушин Евгений Иванович.
Нет.
Слушают чтение учителя.
Мне понравилось произведение тем, как
воробышек учился летать.
Подчеркивают рассказ
В произведении рассказывается о воробышке.
Это писатель.
После называния птицы, дети имитируют её крик.
“Воробей”
“Как воробей научился летать”, “Помощь
воробью”.
Воробко маленький, коротенький хвост, жёлтый
клюв. Он неуклюжий, беспомощный.
Его жалко, хочется подержать в руках, помочь
ему.
Я думаю потому, что воробей нахохлился и
выглядел как шарик.
Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.
Воробышек был один, он не умел летать. Его могла
съесть кошка, он мог погибнуть от голода.
Воробышку было очень хорошо. Мальчик кормил
его, ухаживал.
Мухами, червяками, булкой, хлебом.
Чтобы он мог жить самостоятельно.
Да, воробей должен жить на воле.
Никита выпустил воробышка в саду, и тот
перелетел сначала через забор, затем через
дерево, через дом, а потом совсем улетел.
Жалко расставаться и радостно, что воробко
окреп, научился летать, стал большим.
Приседают или машут руками.
Дети высказывают желание пересказать
понравившуюся им часть.
Пересказывают по частям.
Я учился пересказывать текст.
Хороший, потому что он спас птенца.
Я бы тоже взял его домой.
Нельзя разорять гнезда, брать яйца в руки,
перекладывать птенцов, уносить здоровых птенцов
из гнезда.
Нужно покормить их, так как птицам не страшен
холод, а страшен голод.
Я познакомился с рассказом “Воробей”
Автор – Евгений Иванович Чарушин.
Герои: Никита, его папа, воробышек.
Мне очень понравился урок, сразу захотелось в
школу.
Понравилось смотреть презентацию.
Я теперь не боюсь идти в школу.
Определение целей урока.
Знание природы родного края.
Узнавание по признакам.
Расширение читательского кругозора.
Привитие интереса к чтению.
Определение жанра произведения.
Выражение своего отношения к прочитанному
развитие речи.
Отдых, расслабление.
Подробный пересказ текста с опорой на картинки,
обогащение и активизация словаря.
Развитие умения формулировать свои
эмоционально оценочные суждения
Конспект НОД в подготовительной группе в образовательной области «Познание» Тема: «Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей».
Автор: Рубцова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1034
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект НОД в подготовительной группе в образовательной области «Познание» Тема: «Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей».
Раздел: дошкольное образование
Назад
ГБОУ ШКОЛА № 1034 ДО – 4
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «НЕЗАБУДКИ» В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
ТЕМА: «ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Е. ЧАРУШИНА «ВОРОБЕЙ»
Подготовила и провела
Воспитатель I квалификационной
категории Рубцова С. М.
Москва, 2016г.
Цель: учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к
прочитанному, высказывать свое мнение;
воспитывать интерес к учебной
деятельности: произвольное внимание, умение слушать и отвечать на
вопросы.
Предварительная работа: Чтение рассказа Е.Чарушина «Воробей», игра «Кто,
где живет?», Д/И «У гнезда», пальчиковая игра «Пять воробьев»,
рассматривание иллюстраций к произведениям Е. Чарушина.
Материал: Рассказ Е.Чарушина «Воробей», иллюстрации птиц, шкатулка,
цветы- «слова»,
карандаши, листочки с изображением птиц, грамзапись.
Методы и приёмы: Вводная беседа, выразительное чтение, вопросы, подсказ,
чтение стихотворения, оценка детей, поощрение, использование наглядности.
Ход НОД
В: Доброе утро, ребята.
Д: Доброе утро.
В: Ребята, давайте повернемся к нашим гостям, поздороваемся с ними
улыбнемся, и пожелаем хорошего настроения.
-Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Д: Весной.
В: Правильно, это весна. Какие признаки весны вы знаете? (Ответы детей)
(чтение стихотворения И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает!»).
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ясном золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
В: Ребята, весной прилетают птицы и своим весёлым пением пробуждают
всю природу, послушайте голоса весеннего леса.
Прослушивание грамзаписи «Голоса весеннего леса».
В: Ребята, а вы хотите попасть на лесную полянку в лесу?
Д: Да.
В: Давайте скажем волшебные слова: 1, 2, 3 покрутись, на лесной полянке
очутись.
В: Вот мы с вами и на лесной полянке, присаживайтесь на пенечки. Ребята,
каких птиц вы видели на улице.
Д: Голубь, ворона, воробей, сорока…
В: Угадайте, про кого я загадаю загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки,
Он боится кошки.
Д: Воробей.
В: А как можно назвать детеныша воробья?
Д: Воробышек, воробейчик, воробьишко…
В: Вчера вечером мы читали с вами произведение Евгения Ивановича
Чарушина, про воробья. Присаживайтесь, сейчас я прочитаю его еще раз. И
мы будем учиться его пересказывать. Внимательно слушайте и запоминайте,
как автор рассказывает о воробье, с чем его сравнивает.
Воспитатель читает рассказ Е. И. Чарушина «Воробей». После прочтения
воспитатель задает детям вопросы.
В: Ребята, что мы с вами прочитали: стихотворение, рассказ или сказку.
Д: Рассказ.
В: Почему вы так считаете?
Д: В нем рассказывается о маленьком воробье, который учился летать.
В: А как еще можно назвать этот рассказ?
Д: «Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишко учился летать».
В: Каким был воробей в рассказе, давайте вспомним и положим это цветок в
шкатулку, представьте, что это цветок- это слово, которое характеризует
воробья, кладем цветок в корзину и говорим слово.
Д: Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый,
неуклюжий, беспомощный…
В: В рассказе Чарушин сравнивает воробья с шариком. Давайте произнесем
это слово мягко, ласково: « шарик».
Как же воробьишко попал к Никите?
Д: Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.
В: Зачем Никита забрал его домой?
Д: Воробушек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог
погибнуть от голода.
В: Хорошо ли было воробью в доме мальчика?
Д: Хорошо. Его кормили, Никита играл с ним, учил его летать.
В: Для чего Никита стал учит воробья летать?
Д: Воробей-птица, он должен уметь летать, жить на воле…
В: Как мы уже сказали, воробью хорошо жилось у Никиты в доме,
вспомните, как расстались воробей и Никита?
Д: Никита выпустил воробья в саду, и тот перелетел сначала через забор,
затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.
В: Давайте немножко отдохнем
Физкультминутка
Мы вошли все с вами в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрите вправо, влево.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — это ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
В: А сейчас, давайте, прочитаем рассказ еще раз. (Чтение рассказа.)
Рассказ большой, можно поделить его на три части. Первую часть назовем:
«Встреча Никита и воробья», Вторую часть назовем: «Как воробей жил у
мальчика дома», Третью часть назовем: «Расставание друзей».
В: Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы
перескажем целый рассказ.
Пересказ рассказа детьми по частям и в целом.
В: Молодцы, подробно пересказали рассказ.
В: Ребята, вам понравился рассказ? А кто его написал?
Д/и «У гнезда».
В: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «У
гнезда». Вам нужно правильно закончить предложение, словом гнездо.
Например: Птица прилетела к чему? (к гнезду).
Птица сидит где? (в гнезде).
Птица летит над чем? (над гнездом).
Птица подлетает к чему? (к гнезду).
Птица вылетела из (гнезда).
В: Вам понравилась игра? (да).
-Ребята, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Пять воробьев».
Пять воробьёв на заборе сидело,
Один улетел, а другие запели.
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, их трое осталось.
Сидели втроём и немного скучали,
Один улетел, а двое осталось.
-Все справились с заданием? Молодцы!
Сегодня, вы правильно пересказывали рассказ: подробно и интересно, мы с
вами поиграли.
Молодцы ребята! Наше занятие подошло к концу. Нам пора возвращаться в
детский сад. Давайте скажем наши волшебные слова: 1, 2, 3 повернись и в
садике очутись.
Сегодня, когда пойдем на прогулку, давайте повнимательнее присмотримся к
воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.
В раздел образования