Вопросы к рассказу чистый понедельник бунина

  • Главная
  • Игры
  • Викторины
  • Учебные викторины
  • Викторины для школы
  • Викторины для школы по предметам
  • Викторины по литературе для школьников
  • Викторины по литературе для школьников по темам
  • Литературные викторины для школьников по классам
  • Литературные викторины для 11 класса

Викторина по рассказу Бунина «Чистый понедельник»

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

В каком году происходит действие рассказа?

В 1912 году

В 1918 году

В 1941 году

2. 

Кто живет в квартире напротив храма Христа спасителя, которую часто посещает рассказчик?

Его старая мать

Его старый учитель

Женщина, которую он любит

3. 

Как любимая женщина принимает подарки рассказчика?

Небрежно и рассеянно

С большой благодарностью и радостью

Она не принимает от него никаких подарков

4. 

Что является настоящей «слабостью» этой женщины?

«Редкие книги и предметы старины»

«Хорошая одежда, бархат, шелк, дорогой мех»

«Общение тет-а-тет»

5. 

На кого похож рассказчик?

На итальянца

На француза

На турка

6. 

Что соответствует описанию характера возлюбленной рассказчика?

Она склонна к болтливости и простосердечной весёлости

Она очень умна, говорит много, но всегда особенно важная

Она всегда сдержана и молчалива

7. 

Где познакомились рассказчик и его возлюбленная?

На лекции Андрея Белого

В Летнем саду

В Большом театре

8. 

Что хочет сделать девушка, о чем она сообщает рассказчику, когда они едят блины в трактире Охотного ряда?

Она хочет уйти в монастырь

Она хочет уехать за границу

Она хочет выйти за него замуж

9. 

Какой танец танцует девушка на театральном капустнике с одним из актёров?

10. 

Чем заканчивается история?

Девушка уходит в монастырь, а молодой человек тяжело это переживает

Рассказчик женится на своей возлюбленной

Девушка умирает от преждевременных родов

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Перейти к содержанию

Сайт для развития и хорошего настроения

Сайт для развития и хорошего настроения

Тест по рассказу «Чистый понедельник» (Иван Бунин)

Тест по рассказу «Чистый понедельник»

Данный тест поможет вам понять, насколько хорошо был прочитан рассказ. А после теста вы узнаете правильные ответы на вопросы.

Тест по рассказу «Чистый понедельник» содержит 20 вопросов, в каждом из которых по 3 варианта ответов. Желаем удачи!

1. Ежевечерний маршрут главного героя?

От Красных ворот к Храму Христа Спасителя

От Храма Христа Спасителя к Красным воротам

От Красных ворот к храму Василия Блаженного

2. Где училась его возлюбленная?

В институте благородных девиц

На философском факультете

На исторических курсах

3. Кем был отец возлюбленной героя?

Вдовым купцом

Богатым ремесленником

Обедневшим аристократом

4. Что за портрет висел над диваном девушки?

Босого Толстого

Обнажённой Жозефины

Самой девушки в пеньюаре

5. Начало какого произведения разучивала героиня?

«К Элизе»

«Лунной сонаты»

«Полонеза Огинского»

6. Где познакомились герои?

На лекции Андрея Белого

На семинаре Саши Чёрного

На выступлении Саши Белого

7. С кем сравнил главного героя известный актёр?

С греком

С персом

С сицилийцем

8. Чью могилу посетили молодые люди?

Александра Пушкина

Льва Толстого

Антона Чехова

9. Какой праздник предшествовал Чистому понедельнику?

Прощёное воскресенье

Поминальная суббота

Страстная пятница

10. Дом какого писателя поехали искать герои?

Дениса Фонвизина

Александра Грибоедова

Леонида Андреева

11. Где бывала возлюбленная героя в те дни, когда та не ездила с ним гулять?

На исповеди

В больницах для бедных

В соборах и монастырях

12. Какое намерение девушки испугало главного героя?

Выйти замуж за другого

Обещание уйти в монастырь

Уехать в другую страну

13. Какие произведения героиня заучивала наизусть?

Легенды и мифы

Народные былины

Летописные сказания

14. Какое мероприятие решила посетить возлюбленная главного героя?

Капустник Художественного театра

Репетицию Оперного театра

Цирковое выступление

15. Кем назвал девушку Качалов?

Шамаханской царицей

Восточной красавицей

Индийской принцессой

16. На какой танец пригласил героиню Сулержицкий?

На вальс

На польку

На фламенко

17. С чем девушка сравнила полный месяц?

С ликом ангела

С масленичным блином

Со светящимся черепом

18. Куда собралась уехать героиня?

В Петербург

В Тверь

В Пензу

19. Что было написано в письме, полученном героем от любимой?

То, что она пошла на послушание

Она приняла постриг

Она выходит замуж

20. Где герой встретил возлюбленную спустя два года?

В Архангельском соборе

В Марфо-Мариинской обители

В Храме Христа Спасителя

ПРОВЕРИТЬ
СМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ

Возможно, вам будет интересно

Русские пословицы и их значения
Русские фразеологизмы и их значения

Цели урока: активизировать
самостоятельность исследовательской
деятельности студентов; показать: а) особенность
понимания Буниным любви; б) противоречивость
характера героини; в) «филологию Бунина»;
развивать навыки творческого чтения,
углубляющего понимание и переживание событий
рассказа; прививать любовь к художественному
слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы
находим в тексте для изображения Москвы? Для чего
Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты,
манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в
тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ
о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье
и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность
написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г.,
но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в
годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более
чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь
желанием реставрировать будущее, обращаясь к
прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник
«Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37
рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть,
тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и
Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза»,
«Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…»
(«Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр
бунинской прозы. Объединение в рассказе двух
основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и
смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви
героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн
возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А.
Бунина. Загадочный, противоречивый характер
героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению
Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то
«Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению
писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к
теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа
необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости,
литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день
    великого поста, наступающего после разгульной
    Масленицы.
  • Масленица — Масленая неделя, неделя,
    предшествующая Великому посту. Символика обряда
    связана с древнеславянскими традициями проводов
    зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования
    Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в
    течение, которого верующие, христиане,
    воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют
    в увеселениях, не вступают в брак. Пост
    установлен в воспоминание 40-дневного поста
    Христа в пустыне. Великая четыредесятница
    начинается с понедельника, в просторечии
    называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции —
своеобразная граница, рубеж между жизнью —
суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от
скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от
светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей
литературно-художественной жизни России начала
века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в
рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»?
(Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня
отвечает: «До того высокопарно, что совестно
читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил
только о постороннем, — о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе
Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский
символист Артур Шницлер. Австрийский
драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер
Казимеж. Польский лирик, автор утончённых
эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский
прозаик — это модные авторы европейского
декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием
имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не
использует внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и
героя, он использует литературные имена (скажи
мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского
декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова,
который не интересен ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого
Толстого», а как-то она ни с того ни с сего
вспоминает Платона Каратаева… В
аристократически утончённой и загадочной, в ней
неожиданно проступают черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из
последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н.
Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же
отличен от внутреннего мира рассказчика,
насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру
разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен
Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной
эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в
тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение
Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи
соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё
же, что касается древности, церквей, кладбищ, —
внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых
местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель,
Иверская часовня, Храм Христа Спасителя)
свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
«Православие теперь, когда оно так
преследовалось на родине, осознавалось Буниным
как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев «И.
Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации
«земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать
обобщенный смысл. Номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик
и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?
  

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан
обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр,
либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они
погружены в реальную полубогемную жизнь. Но
постепенно рядом с этой привычной и сладкой
жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив
почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте
героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут
главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он
— счастливый, влюбленный.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —
 влюбленность, которая дает ему
исключительную остроту чувственного восприятия,
через призму которого представлен портрет
героини, ее внешность. Обратимся к портретной
характеристике героини. Найдите повторяющиеся
детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини
подчеркивается восточная красота «смуглое
янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови,
черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный»,
«янтарный». В самом портрете некая
таинственность, противоречивость, восточная
красота.  Почему восточная красота?
(Подчеркнуть ее необычность, непохожесть,
отличие от других нездешней прелестью) («А у неё
красота была, какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными
родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова
«загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный
прием: спустя годы в сознании героя облик любимой
женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями
искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.
С одной стороны,  «похоже было на то, что ей
ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни
театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы
были у нее любимые и нелюбимые: книги читала
всякие, любила поесть и тут же говорила о том,
зачем вообще люди едят». Казалось, что ей
нравится роскошная жизнь: походы в рестораны,
театры, концерты. Она любила хорошую одежду,
бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то
училась на курсах, интересовалась историей,
посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д.
Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной,
то он путается, то «здесь и сейчас», то «по
памяти». Смена этих ракурсов происходит столь
незаметно, что можно говорить о наложении
перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью
филологического анализа, тем более что, по
меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к
бунинской философии лежит через бунинскую
филологию».

Какие художественные средства использует
Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры,
оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От
греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая
фигура, парадоксально звучащая антитеза,
представленная в виде контрастных слов: «толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы
увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище). С помощью
этого приёма автор показывает противоречивость
героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся
эпитеты, характеризующие «тайну красоты»
героини. (Загадочная, непонятная, восточная
красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина:
синестетическое описание: глаза её были ласковы
и тихи.

В литературоведении используется сравнение
бунинской манеры компоновать детали внешнего
мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность
единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк
различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной
спальне. А в финале рядом окажется три раза
повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или
сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в
темноту… Что она могла в темноте видеть,
как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это
вспышка света. Так и в этом рассказе. Как
Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и
героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и
исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую
филологию», мы пришли к пониманию «бунинской
философии» любви как о «неком высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю
жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «неком высшем напряжённом
моменте бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана
любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого
мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о
ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к
России. Соединяя воедино музыкальное,
живописное, поэтическое, древнее и новое, автор
пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» —
портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая
поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу
объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно
свидетельство непревзойдённого мастерства
писателя — «лучшего стилиста современности»
(М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского
восприятия одного из рассказов Бунина
(«Холодная осень», «Солнечный удар»,
«Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе.
И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в
системе творчества Бунина эмигрантского
периода. Л., 1985. С. 340.

3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 — 11
классы.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица
России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

5. Медведева В. «Всякая любовь — великое
счастье». Разговор с 11-классни-ками о книге
Бунина «Темные аллеи». Литература в школе. М., 1997.
№ 3. С. 13.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.
Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»).
Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

 

МОУ

ЛИЦЕЙ № 5

им. Ю. А. Гагарина

Центрального района

г. Волгограда

Урок-практикум

в 11 классе

Учитель литературы

Тропкина Лариса

Александровна

2012

«Благодарю Бога, что он позволил написать мне «Чистый понедельник»

(Иван Бунин)

Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.                                        Вл. Ходасевич

Урок – практикум

Предварительное задание.

Задание для всего класса.

1. О чём рассказ? Определите тему произведения. Проведите социологический опрос: «О чём рассказ «Чистый понедельник» (опростите не менее 5 человек).

2. Каковы временные рамки повествования (доказательства в тексте)? Есть ли указания на дату повествования?

3. Выписать предложения, где встречаются слова «темнота», «свет» и синонимичные им.

4. Выписать встречающиеся литературные имена, какова их роль в тексте?

5. Выписать эпитеты, метафоры. Какова их роль?

6. Найти в тексте портреты героев.

7. Дайте сравнительную характеристику героям.

8. Какие религиозные праздники описаны в рассказе?

9. Составьте меню героев (пристрастия в еде героев)

10 Мальчикам: составить программу экскурсии с Москвой от имени героя.

11. Девочкам: составить программу экскурсии с Москвой от имени героини.

12. Символично ли название рассказа?

Индивидуальное задание.

Подготовить рассказ о Прощёном воскресенье, Чистом понедельнике.

Психологический тест, проведенный на предыдущем уроке.

Ученикам предлагается представить себе, что они покупают дом или квартиру. А затем учитель просит выбрать место, где будет дом или квартира. И вид из трёх окон. Что бы хотелось видеть в окна?

Тест обрабатывает психолог. На уроке результаты теста используются на этапе рассмотрения вопроса «Почему героиня выбрала квартиру напротив Храм Христа Спасителя и Вид на Москву

Оборудование урока.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Текст рассказа

Цели

Задачи

1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя

1. Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни).

2. Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

3. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов.  

2. Активизация исследовательской деятельности обучающихся,  развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.

1.Закрепить  навыки анализа текста:

— определение темы;

— формулирование главной мысли;

— определение художественных средств и  их роли в тексте;

— сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.)

— обобщение, формулирование выводов;

— выявление причинно-следственных связей.

2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста.

3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии.

3. Создание условий для формирования чувства гордости и ответственности за Родину, культуры взаимоотношений между людьми, культуры речи.

1. Сопоставить свои чувства к России с чувствами Бунина.

2. Сформулировать правила общения между мужчиной и женщиной.

3. Сделать выводы о языке художественной литературы как источнике эстетического наслаждения и способа совершенствовать свою речь.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.
  2. Беседа об этапах творчества И. Бунина, определение места рассказа в творчестве писателя (закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках) 
  3. Определение целей и задач урока, постановка проблемы. 
  4. Анализ рассказа «Чистый понедельник»
  5. Подведение итогов урока: выводы, рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

II. Беседа о послеоктябрьском творчестве  И.А. Бунина. Определение места рассказа в творчестве писателя. 

  1. Как принял И. А. Бунин революцию?
  2. Отношение к России И.А. Бунина.
  3. Темы и мотивы «окаянного» периода
  4. «Нобелевский» период творчества.

Материал для беседы.

Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то будет мило»).

Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бунина «Окаянные дни». Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить одно другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда – оскорблённая интонация. Отсюда – аристократически – презрительный взгляд на бунтующее «быдло»… (к этому произведению мы обратимся в связи с изучением «Несвоевременных мыслей» М. Горького).

В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший название книге, — о бессмысленности «материального» человеческого существования, о жизни человека как неуклонного пути в смерть. Новым же символом красоты становится для него пустынная колючка – роза Иерихона (одноимённый рассказ 1920-х г.г), ибо «он, этот волчец», чудесен: «унесенный странником за тысячи вёрст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мёртвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире места смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то!»

Но слишком настойчиво звучит это восклицание: «нет в мире смерти», чтобы не почувствовать в нём глубочайшего сомнения, от которого писатель словно пытается заговорить себя, как от наваждения. На самом деле тема смертности красоты приобретает для него всё большее значение (роман «Жизнь Арсеньева»)

О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти год так внимательно читает французского писателя – экзистенциалиста Франсуа Мориака; следы этого чтения заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть.

Кроме «окаянного периода» был и «нобелевский».

9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюционной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

«Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать  главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово.  А затем как бы зайти на прощание в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет.

Свет и был погашен…»

А.Н. Архангельский.

В эмигрантском периоде бунинского творчества  действительно уже нет света. Так, например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл: «Тёмные аллеи» – без света!

Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания.

Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя, рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи».

III. Анализ рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).

1. Слово учителя. Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина, то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.

2. Обращение к теме урока.

3. Формулирование целей урока (реализация домашнего задания (п.1).

— О чём рассказ? Что отвечали ваши респонденты?

Ответы учеников (зачитывают ответы респондентов):

«Рассказ о двух людях, которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили тему рассказа – любовь.

— Сформулируйте тему рассказа. Только ли о любви?

Ответ учеников: о любви и о России.

— Как раскрываются эти темы? При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Ответ учеников: выявление особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей.

— Можно цель сформулировать словами Вл. Ходасевича (обращение к эпиграфу).

4. Постановка проблемы урока.

«Мы были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами…» Почему же тогда герои не могли быть вместе? В чём их трагедия?

5. Сопоставительная характеристика героев

Работа с текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры

Предмет сопоставления

Герой

Героиня

Портрет

Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой,
был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…»Черт вас знает, кто вы,
сицилианец какой-то«… и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке.

А у нее красота была
какая-то индийская, персидская
: смугло-янтарное лицо, великолепные и
несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как
черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный
бархатисто-пунцовыми губами рот …

«Корни»

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Литературные имена

Я привозил ей коробки
шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского

— Вы дочитали

«Огненного ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

… на диване, над которым

зачем-то висел портрет босого

Толстого

—  Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.  

Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она задержалась у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные предпочтения

А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?

Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер  выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой». 

— Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», —
только одно начало

Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

Комментарии.

А. Белый.  Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов.  «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В.Я, Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, – о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…

Модные авторы европейского декаданса

Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.

Артур Шницлер.  Австрийский драматург и прозаик, импрессионист. Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик

  1. Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса (см. выше), «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а  как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В  аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают  черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от  внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же  отличен Чистый понедельник от Масленицы.

— Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»

В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).

— Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? 

— Отправимся вслед за героями в Москву.

Экскурсия по Москве от имени героев.

Экскурсия от имени героя «Современная Москва». (Приложение 1)

Каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»…

Экскурсия от имени героини «Древняя святая Москва» (Приложение2)

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.

— Почему так важны были для героини вид  из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя

Обращаемся к психологическому тесту, проведённому накануне.

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини. свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев  «И. Бунин»).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно- артистической жизни начала века.

— О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы  и встречи весны. (Можно посмотреть фрагмент празднования Масленицы в/ф «Сибирский цирюльник»).

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

  1. Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

  1. Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
  2. Как описывает автор свою героиню? (Портрет, позы, жесты, манера держаться). Найти в тексте. Как подчёркивается мотив «восточной» красоты? («А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

И прелести её секрет

Разгадке жизни равносилен…

Б. Пастернак.

  1. Как характеризует  рассказчик свою возлюбленную?

В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики  героини используются слова «загадочность», «странность».

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.

—  В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию»

  1. Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.)
  2. Давайте вспомним, что такое оксюморон? От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)». 
  3. Найдите  оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.
  4. Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…).
  5. Вот ещё один приём, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

  1.  Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет.  В начале рассказа – полутьма и поцелуи.

            Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр  устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

  1. Выводы.

 «Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

                 В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной радостью сияя,

И дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая земная,

Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, — автор пишет своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилиста современности» (Горький).

Домашнее задание: самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Loading…

Автор — составитель: Иванова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 15 г. Химки

Презентация к уроку 

Цели урока:

  1. научить анализировать поступки героев, исследовать характеры;
  2. показать особенность понимания Буниным любви;
  3. развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа;
  4. прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

 Оформление и сопровождение:

компьютерная презентация, музыкальный проигрыватель, «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

Предварительное задание ученикам:

  1. индивидуальное задание — сообщение о «Чистом понедельнике», Масленице и Великом посте;
  2. индивидуальное задание — характеристика главного героя-повествователя (готовит ученик),
  3. индивидуальное задание — характеристика героини (готовит ученица).
  4. всем обучающимися даны вопросы для размышления:

— Каков смысл заглавия рассказа?

— Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

— Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?

— Как вы понимаете финал рассказа?

Технологии: информационно-образовательные (презентация), развития критического мышления (проблемные вопросы), проектной деятельности (индивидуальные задания), дебаты (обсуждение спорных вопросов), игровые (экскурсия).

Ход урока:

(Звучит «Лунная соната» Л. В. Бетховена) (Презентация слайд №1)

  1. Слово учителя.

   (Презентация слайд № 2)

 И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные аллеи». Каждый рассказ этого цикла посвящен теме любви. Это чувство для Бунина непостижимое, неистовое, пронзительное, счастливое и горестное в один и тот же миг. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

(Презентация слайд №3)

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), а «Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.

(Презентация слайд № 4)

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века, в 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому.

Бунину шел 74 год, в мире бушевала Вторая мировая война, Россия попала под страшный удар вражеской армии, решалась судьба нашей Родины. Писатель очень переживал за Россию, всей душой был со своей страной. Состояние нестабильности, тревожности не могло не отразиться на творчестве Бунина. Именно в это время особенно остро встает перед писателем вопрос об истоках и сути русского национального характера, о загадке русской души, о тайнах национальной психологии.

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

  1. Индивидуальное сообщение ученика о церковных праздниках: Масленице, Прощёном воскресенье, Чистом понедельнике.

(Презентация слайд № 5)

(Чистый понедельник —  первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица — Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Последний день масленичной недели — Прощёное воскресенье.

(Презентация слайд № 6)

Великий пост — 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По возможности, верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси и ряде других православных народов существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. В крайнем случае, можно поесть, но не более одного раза (желательно вечером, после захода солнца), не вкушая при этом масла и варёной пищи. Например, можно немного утолить голод небольшим количеством чёрного хлеба с солью и водой или несладким чаем.

(Презентация слайд № 7)

Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресенье, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.)

  1. Анализ текста. Беседа по вопросам.
  2. Символично ли название рассказа?

(Чистый понедельник — в православной традиции — своеобразная граница, рубеж между жизнью — суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от светской, греховной жизни — в вечную, духовную. )

  1. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)? Для чего автор вводит их в повествование?

(Презентация слайд № 8)

(A. Белый, B. Брюсов, Л. Андреев, Гуго фон Гофмансталь, Артур Шницлер, Тетмайер Казимеж, Ст. Пшибышевский – модных авторов того времени, символистов, поэтов декаданса и т.п.

В повествовании они появляются для того, чтобы показать круг интересов героев.

(Презентация слайд № 9)

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.)

  1. Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?   

(Презентация слайды № 10, 11)

(Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.)

  1. Индивидуальное сообщение ученика о герое.

(Презентация слайд № 12)

(Он молодой человек. Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.

Он — счастливый, влюбленный. )

  1. Индивидуальное сообщение ученицы о героине.

     (Презентация слайды № 13, 14,15. Звучит «Лунная соната»)

(Она — странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь». 

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.  Почему восточная красота? Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью: «А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.)

  1. Беседа с классом.

 (Презентация слайд № 16)

  1. Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? Какие образы создаются с помощью этих средств?

  (Эпитеты, метафоры, оксюморон, контраст)

  1. Попробуйте охарактеризовать взаимоотношения героев. Можно ли назвать это любовью? Почему?
  2. Проанализируйте путь героев вечером Прощёного воскресенья и в Чистый понедельник.

(Презентация слайды № 17,18,19,20,21,22)

В Прощёное воскресенье: Новодевичий монастырь – могилы Эртеля, Чехова – Ордынка, дом Грибоедова – Трактир Егорова в Охотном ряду (икона Богородицы Троеручицы)

(Презентация слайд № 23)

В Чистый понедельник: «капустник» Художественного театра.

  1. Объясните странный выбор маршрута героиней.

(Героиня полностью раскрывается, когда вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. В ее душе совпали тяга к божественному и ко всему богатству космоса, колебания и тоска по идеалу. Ей представляется, что только в монастырях и духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины», духовность. Но нельзя сказать, что героиня не пытается найти смысл в окружающем ее мире- не случайно ведь так широк круг ее увлечений. Да, она полностью отдается чувству любви, и в своих чувствах она не сомневается, но она абсолютно уверена в том, земное счастье не то, что нужно ей.

Чистый понедельник — это самый первый день Великого поста. Более того, это наиболее строгий, наиболее «чистый» день поста, когда верующие стремятся держать себя и в телесной, и в духовной чистоте, отказываясь не только от пищи, но и от других жизненных удовольствий. И вот именно в этот день героиня бунинского рассказа, словно бы с каким-то дерзким вызовом, с каким-то даже цинизмом, делает всё наоборот: с удовольствием пьёт шампанское на «капустнике», разухабисто танцует «полечку Транблан», а потом впервые отдаётся своему поклоннику…)

  1. Объясните смысл финала рассказа. Обратите внимание на путь героя: Кремль, Архангельский собор – Ордынка, Грибоедовский переулок – Марфо-Мариинская обитель.

(Презентация слайды № 24,25,26)

(Последний эпизод рассказа можно назвать своеобразным эпилогом. Он повествует о событиях, произошедших спустя два года после расставания героев.
    Шел 1914 год. Был почти канун Нового года. Рассказчик только пришел в себя после потери своей возлюбленной. Все это время он «пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…».
    В такой же теплый солнечный вечер, какой был два года назад, герой вышел из дому и поехал в Кремль. Там, в Архангельском соборе, он долго стоял, прислушиваясь в святой тишине, замирая и благоговея перед святостью этого места, очищаясь, находя умиротворение и покой.
    Затем, выйдя из собора, герой велел извозчику ехать на Ордынку. Это место было прочно связано с той роковой женщиной, любовь к которой оставила такой след в его душе. Там, вспоминая все моменты прошедшей любви, герой плакал, плакал и очищался, избавляясь от боли и тоски.

    (Презентация слайды № 27, 28)
    На Ордынке извозчик остановился у Марфо-Мариинской обители, где в это время пребывали великий князь и княгиня. Герой, дав дворнику рубль, прошел внутрь. За великой четой шли монахини. Одна из них взглянула на рассказчика своими темными глазами, как будто почувствовала что-то. Хотя писатель и не говорит открыто, что это была именно та женщина, мы понимаем, что это именно возлюбленная героя.
    Рассказчик задает себе и нам риторический вопрос: «Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?» Мы видим, что мистическая связь, установившееся между этими двумя людьми, не разрушилась до сих пор. Они чувствуют друг друга, потому что их чувство было истинным. Оно было таким, каким видит Бунин настоящую любовь, — роковым, инстинктивным, сильным, созидающим и разрушающим одновременно.
    После этой финальной встречи в любовной истории героев была поставлена точка: «Я повернулся и тихо вышел из ворот». Все было кончено. Рассказчик убедился, что любовь больше невозможна – его возлюбленная отдана другому, высшему существу, она – вне досягаемости. История любви и страсти была закончена. Как, впрочем, и все истории любви у Бунина.)

  1. Можно ли себе представить героиню в ситуации мирского счастья?

(Скорее всего, это невозможно. В ее душе живет вечная потребность в душевной чистоте, жажда веры. И решение изменить жизнь приходит к ней именно в чистый понедельник, в первый день Великого поста.

Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже её земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь «она может видеть в темноте», и «вышел из ворот» чужого монастыря.

Возможно, в этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой чистый понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.)

  1. Вывод.

(Звучит «Лунная соната» Бетховена)

 «Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

   Героиня рассказа изображена на духовном распутье. Ho в итоге она все же принимает решение, то единственное, верное решение, которое, по Бунину, было предопределено и России — всей ее судьбой, всей ее историей. Путь покаяния, смирения и прощения. Еще и потому она отказалась от будущего, которое могло бы сложиться счастливо, потому решилась уйти от всего мирского, что невыносимо для нее исчезновение красоты, которое она ощущает повсюду.

     В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного.

   Следуя мысли писателя, природа любовного чувства такова, что оно несет и разрушение, и созидание. Любовь – это краткая вспышка, сильнейшая, сжигающая, много дающая, но и много забирающая.
    Любовь не может длиться долго. Она исчезает, оставляя боль утраты, но и память, чувство, что прожил жизнь не зря. Любовь – это смысл жизни. По Бунину, только это чувство делает человеческую жизнь наполненной.
   Это произведение и о любви, и о красоте, и о долге человека, и о России, и о ее судьбе. Наверное, поэтому он был самым любимым рассказом Бунина, лучшим, по его словам, из того, что им было написано, за создание которого он благодарил Бога…

ФИО автора ___Наталья Николаевна Покровкова

Вид мероприятия: Викторина

Ступень образования: Среднее

Класс (возраст) ___11 класс___

Направление (предмет / область) _____литература

Уровень сложности:

Задания повышенной сложности

Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник» (вариант для учителя)

  1. В каком году был написан рассказ?

а) в 1934 году

б) в 1940 году

в) в 1944 году

г) в 1954 году

  1. Где и когда происходит действие рассказа?

а) в Москве весной

б) в Москве зимой

в) в Петербурге весной

г) в Петербурге осенью

  1. Какова тема рассказа?

а) взаимная любовь

б) безответная любовь

в) любовь и Россия

г) уходящее прошлое

  1. Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?

а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя

б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя

в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране

г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя

  1. Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом рассказе?

а) гиперболы, иронию, иносказание

б) эпитеты, метафоры, оксюмороны

в) сравнение, аллегорию, сарказм

г) градацию, метонимию, синекдоху

  1. С чем соединяется запах комнаты в рассказе?

а) с запахом цветов

б) с запахом молодости

в) с запахом мороза

г) с запахом свежести

  1. Когда происходит кульминационная сцена?

а) в вегетарианской столовой на Арбате

б) в ресторане за городом

в) у ворот Марфо-Мариинской обители

г) в освещённой спальне

  1. К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?

а) символизм

б) романтизм

в) реализм

г) неореализм

  1. Чем заканчивается рассказ?

а) смертью героини

б) свадьбой героев

в) героиня уходит в монастырь

г) герой уезжает за границу

  1. Какова идея рассказа?

а) в жизни нужно всё попробовать

б) в жизни всегда есть место для любви

в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости

г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни

Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник»

  1. В каком году был написан рассказ?

а) в 1934 году

б) в 1940 году

в) в 1944 году

г) в 1954 году

  1. Где и когда происходит действие рассказа?

а) в Москве весной

б) в Москве зимой

в) в Петербурге весной

г) в Петербурге осенью

  1. Какова тема рассказа?

а) взаимная любовь

б) безответная любовь

в) любовь и Россия

г) уходящее прошлое

  1. Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?

а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя

б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя

в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране

г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя

  1. Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом рассказе?

а) гиперболы, иронию, иносказание

б) эпитеты, метафоры, оксюмороны

в) сравнение, аллегорию, сарказм

г) градацию, метонимию, синекдоху

  1. С чем соединяется запах комнаты в рассказе?

а) с запахом цветов

б) с запахом молодости

в) с запахом мороза

г) с запахом свежести

  1. Когда происходит кульминационная сцена?

а) в вегетарианской столовой на Арбате

б) в ресторане за городом

в) у ворот Марфо-Мариинской обители

г) в освещённой спальне

  1. К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?

а) символизм

б) романтизм

в) реализм

г) неореализм

  1. Чем заканчивается рассказ?

а) смертью героини

б) свадьбой героев

в) героиня уходит в монастырь

г) герой уезжает за границу

  1. Какова идея рассказа?

а) в жизни нужно всё попробовать

б) в жизни всегда есть место для любви

в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости

г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни

ФИО автора ___Наталья Николаевна Покровкова

Вид мероприятия: Викторина

Ступень образования: Среднее

Класс (возраст) ___11 класс___

Направление (предмет / область) _____литература

Уровень сложности:

Задания повышенной сложности

Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник» (вариант для учителя)

1. В каком году был написан рассказ?

а) в 1934 году

б) в 1940 году

в) в 1944 году

г) в 1954 году

2. Где и когда происходит действие рассказа?

а) в Москве весной

б) в Москве зимой

в) в Петербурге весной

г) в Петербурге осенью

3. Какова тема рассказа?

а) взаимная любовь

б) безответная любовь

в) любовь и Россия

г) уходящее прошлое

4. Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?

а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя

б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя

в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране

г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя

5. Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом

рассказе?

а) гиперболы, иронию, иносказание

б) эпитеты, метафоры, оксюмороны

в) сравнение, аллегорию, сарказм

г) градацию, метонимию, синекдоху

6. С чем соединяется запах комнаты в рассказе?

а) с запахом цветов

б) с запахом молодости

в) с запахом мороза

г) с запахом свежести

7. Когда происходит кульминационная сцена?

а) в вегетарианской столовой на Арбате

б) в ресторане за городом

в) у ворот МарфоМариинской обители

г) в освещённой спальне

8. К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?

а) символизм

б) романтизм

в) реализм

г) неореализм

9. Чем заканчивается рассказ?

а) смертью героини

б) свадьбой героев

в) героиня уходит в монастырь

г) герой уезжает за границу

10. Какова идея рассказа?

а) в жизни нужно всё попробовать

б) в жизни всегда есть место для любви

в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости

г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков

пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни

Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник»

1. В каком году был написан рассказ?

а) в 1934 году

б) в 1940 году

в) в 1944 году

г) в 1954 году

2. Где и когда происходит действие рассказа?

а) в Москве весной

б) в Москве зимой

в) в Петербурге весной

г) в Петербурге осенью

3. Какова тема рассказа?

а) взаимная любовь

б) безответная любовь

в) любовь и Россия

г) уходящее прошлое

4. Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?

а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя

б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя

в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране

г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя

5. Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом

рассказе?

а) гиперболы, иронию, иносказание

б) эпитеты, метафоры, оксюмороны

в) сравнение, аллегорию, сарказм

г) градацию, метонимию, синекдоху

6. С чем соединяется запах комнаты в рассказе?

а) с запахом цветов

б) с запахом молодости

в) с запахом мороза

г) с запахом свежести

7. Когда происходит кульминационная сцена?

а) в вегетарианской столовой на Арбате

б) в ресторане за городом

в) у ворот МарфоМариинской обители

г) в освещённой спальне

8. К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?

а) символизм

б) романтизм

в) реализм

г) неореализм

9. Чем заканчивается рассказ?

а) смертью героини

б) свадьбой героев

в) героиня уходит в монастырь

г) герой уезжает за границу

10. Какова идея рассказа?

а) в жизни нужно всё попробовать

б) в жизни всегда есть место для любви

в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости

г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой

светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы к рассказу черная курица 5 класс
  • Вопросы к рассказу челкаш горького
  • Вопросы к рассказу чарушина воробей
  • Вопросы к рассказу цветок на земле вопросы
  • Вопросы к рассказу цветик семицветик

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии