Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
О ком вспоминает рассказчица?
О женихе
Об отце
О матери
2.
Что произошло девятнадцатого июля?
Германия объявила войну России
Состоялась свадьба главной героини
Умер отец рассказчицы
3.
После какого события состоялась война?
В Сараеве был убит австрийский кронпринц
Германией и СССР был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
Япония наносит удар по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор
4.
Что вспоминал жених рассказчицы во время их прогулки по саду перед его отправкой на фронт?
Стихи Фета
Их совместную поездку в Санкт-Петербург
Стихи Блока
5.
Что было в мешочке, который надела мать рассказчицы на шею её жениху?
Золотой крестик
Золотое колечко
Золотой образок
6.
Где встретила рассказчица того, за кого она вышла замуж?
На Арбате
В Летнем саду
В деревне
7.
Куда рассказчица и её муж отправились с огромной толпой беженцев?
Во Францию
В Турцию
В Германию
8.
Кого пришлось одной воспитывать рассказчице?
Дочку племянника своего мужа
Своего сына
Дочь своей сестры
9.
Где осталась жить рассказчица в конце повествования?
В Париже
В Ницце
В Лондоне
10.
О какой войне идёт речь в рассказе?
О Первой мировой войне
О Второй мировой войне
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Автор фотографии: Mike Goad
Источник фотографии: pixabay.com
Лицензия: Pixabay License
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Оставьте ваш комментарий
План — конспект урока литературы в 9 классе по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»
Тема: Анализ литературного произведения. И. А. Бунин «Холодная осень».
Эпиграфы к уроку:
1.Нет настоящей жизни там, где нет любви.
2. У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…»
Цели:
привитие умений и навыков выразительного и осмысленного чтения литературного произведения, умения анализировать произведение ; указать на связь рассказа с биографией самого писателя;
Оборудование урока:
Книга «И.А.Бунин. Жизнь и творчество»; слайды с портретами, фотографиями И.А.Бунина; текст рассказа .
Словарная работа :
Пасьянс -особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.
Капот -женская домашняя одежда свободного покроя.
Накидка -верхняя одежда без рукавов, род плаща.
Отупение -состояние крайней усталости и безразличия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Актуализация знаний. Фронтальная беседа о тв. И.Бунина.
Д.з Чтение наизусть стих. И.Бунина(по выбору).
2.Привитие умений и навыков. Вступительное слово учителя.
-В сороковые годы И.Бунина начинает интересовать поздний Тютчев, в поэзии которого усиливается мотив воспоминания, мрачные чувства теснят светлые. Поэзия и проза 40-х годов Бунина проникнуты сходными настроениями. В прозе звучит мотив прощания с жизнью. Сердце живет воспоминаниями. Для Бунина эти воспоминания прекрасны. Память дает радость свидания с дорогим, хотя и навсегда ушедшим. Память сохраняет очарование былого:
Как, господи, благодарить
Тебя за все, что в мире этом
Ты дал мне видеть и любить
В морскую ночь, под звездным светом.
Писатель всю жизнь искал ответ на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как связана она с миром.
Перед нами один из поздних рассказов И. Бунина «Холодная осень», который был написан в мае 1944 года. Это рассказ из книги «Темные аллеи». Жена Ивана Александровича Вера Николаевна Муромцева писала: «Эти рассказы появились отчасти потому, что хотелось уйти во время войны в другой мир».
3. Один из учеников кратко излагает содержание рассказа «Холодная осень»
Анализ произведения( рассказ «Холодная осень»)
1. Определите тему рассказа (это рассказ о любви, о жизни и смерти, о сложности человеческих судеб).
2. Определите идею рассказа (Любовь — это светлая горечь о несбывшейся мечте. Это печальное, но светлое чувство не позволяет отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы выжить, вырастить чужого ребенка. Рассказ подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.)
3. Назовите главных героев рассказа ( безымянная красавица, она рассказывает свою историю; остальные герои второстепенные)
4. Определите композицию рассказа (Рассказ построен в форме монолога лирической героини. Рассказ в рассказе. Произведение можно разделить на 2 части. В первой части, которая занимает больше места в рассказе, она рассказывает об одном вечере с женихом в саду. В другой части — о существовании в остальные 30 лет. )
5. Почему рассказ так построен? (Героиня живет одним вечером — свиданием с женихом в осеннем саду. Остальные 30 лет существования без него — ненужный сон.)
-Чтение стихотворения «Холодная осень» А.Фета (читает 1 из учащихся).
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
7. Язык рассказа. В какой части рассказа больше художественно-изобразительных средств и почему?
8. Назвать художественно-изобразительные средства ( эпитеты: холодная осень, чернеющие сосны, северная ночь, фосфорные очи, черное небо, чистые ледяные звезды, черные сучья, минерально блестящие звезды; олицетворения: пожар восстает)
9. А какие передают состояние героев? (незначительные слова, преувеличенно спокойные, тайные мысли и чувства, притворная простота. Героям очень тяжело, тяжко на душе. Хотят это скрыть. Холод на душе.)
10. Где происходят действия? (В саду)
11. Сад- символ чего? ( родного дома, родины)
12. “Мы стояли в отупении, чувствуя удивительную несовместимость между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром».
— Для чего автор использует антитезу? ( показать, насколько сильно герои переживали разлуку)
-Выступления учащихся.
1. В апреле 1922 г. Уже эмигрантом, Бунин написал строки, обращенные будто к прошлому, но проникнутые живой скорбью прощания с Родиной:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом
Своей уж ветхою котомкой!
Бунину в эту пору шел пятьдесят второй год. Трагически совпали факты его биографии: вступление во вторую половину века жизни и отъезд из России. Мучительно переживал Иван Алексеевич совмещение этих поворотов судьбы: «Разве мы можем забыть родину? Может человек забыть родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».
Решение покинуть Россию приходило нелегко. Бунин медлит с отъездом. Только в конце марта 1920 г. , проехав через Турцию, Болгарию, Сербию, прибывает во Францию.
2. В Париже, где поселились Бунины, находилось немало русских писателей, художников, меценатов, приехавших сюда после событий октября 1917г. Бунины были тепло приняты писателями- эмигрантами. Бунин давал вечера, читал лекции. Материально жизнь устраивалась. Но внутреннее бытие по-прежнему было мучительным, если не трагическим. Неоднократно жена писателя Вера Николаевна напишет в дневнике: «Ян чувствует себя слабым, больным, в большой нерешительности. Больше же всего ему хотелось бы уехать в Россию».
Учитель:
-Вернемся к рассказу. Прошло тридцать лет. Что потеряла героиня из того, что имела? (Самых близких, сад ,дом, родину)
— Как она об этом рассказывает? (Равнодушно, эти 30 лет жизни для нее — «ненужный сон»)
-Какова развязка рассказа? (Ученик читает последний абзац рассказа)
— Определение жанра произведения. Новелла:
1) остросюжетное произведение;
2) действие развивается быстро, динамично;
3) стремится к развязке, которая заключает в себя весь смысл рассказанного;
4)автор с помощью развязки выносит приговор изображаемым характерам;
5) сюжет сжат;
6) персонажей мало, эпизодические персонажи вводятся только для того, чтобы дать толчок сюжетному действию и после немедленно исчезнуть;
7) нет побочных сюжетных линий, авторских отступлений;
описательные элементы только в начале, ближе к концу они будут мешать, тормозя развитие действия и отвлекая внимание.
— Какое впечатление произвела на вас новелла? (ощущение осеннего холода; вера в то, что есть на свете настоящая любовь; чувство жалости к героине; появляется мысль о том, что делает История с судьбами отдельных личностей)
Подведение итогов.
Д.з. написать отзыв к рассказу «Холодная осень».
Примерный ответ учащихся:
-Я бы назвала рассказ «Холодная осень» новеллой. Прошло 30 лет, и мы переносимся в другое время. За эти годы героиня потеряла самое дорогое , что имела: самых близких людей, сад, родной дом, родину. Уже в первой части становится ясно, потеряв сад, где они с любимым человеком расстались, героиня останется и без дома, и без Родины(сад- символ родного дома, родины). Действие в рассказе развивается быстро, динамично, в первой части достигая кульминации. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров день за обедом он был объявлен женихом главной героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну. Перед нами развязка повествования, в котором заключен весь смысл рассказанного: «…Да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: был только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни- остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то он ждет меня- с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
Тема урока: И.А.Бунин «Холодная осень». Печальная история любви героев рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и поэтическая атмосфера рассказа. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
1.Образовательная – учить освоению художественного текста, способствовать постижению философского плана рассказа, опираясь на знания ранее изученной лирики и прозы.
2.Развивающая – развитие у учащихся культуры речи, образного мышления, языковой чуткости.
3.Воспитательная – воспитание у учащихся нравственности, патриотизма.
Тип урока: урок — исследование.
Материально-техническое оснащение урока: электронная презентация «И.А.Бунин», тексты стихов, исследовательские работы учащихся.
Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание, религия, эстетика.
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
«Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах»
О.Н.Михайлов.
-
Организационный момент: перекличка, проверка готовности к уроку.
-
Изучение новой темы.
Учитель: Рассказ И.А.Бунина «Холодная осень» входит в цикл «Темные аллеи». Здесь, как и других рассказах реализовано тематическое единство: любовь, жизнь, смерть. В рассказе встречаемся с историей героини, с важным эпизодом из её жизни – последним вечером с женихом. Ярко представлены мотивы любви, смерти, мотив войны. Необычайно важен пейзаж, который определяет не столько характер самой природы, сколько состояние души героев и мироощущение самого автора. В рассказе точно определяется место и время происходящего, что позволяет читателю зримо представить течение времени, судьбу героев. Время событий непосредственно связано с началом первой мировой войны, их скитания по Балканам и Европе. Характерно, что в этом рассказе писателя, как в большинстве других, отчётливо прослеживается мотив обращения к прошлому. («И, вспоминая все то, что я пережила…»). Несомненен тонкий лиризм повествования, что передаётся в том числе и через обращение героев рассказа к стихотворению А.Фета «Какая холодная осень!».
Беседа с учащимися по восприятию и оценке рассказа может выглядеть следующим образом:
— Итак, о чем, по-вашему, рассказ Бунина «Холодная осень?» (о любви, о войне о прошлом героини).
— С какими историческими событиями связан сюжет рассказа?
(Сюжет рассказа связан с первой мировой войной, её началом). Учащимся необходимо дать исторический комментарий: 15 июня 1914 года был убит в Сараево (Босния) австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд (1863-19140). Это убийство стало поводом к развязыванию первой мировой войны.
— Почему Бунин не описывает саму войну, а мы узнаем о ней лишь по деталям? На чем сосредоточено повествование? (писателя волнует не сама война, а трагедия отдельного человека, в рассказе описывается момент расставания двух влюбленных людей. Рассказано о смерти одного из них на войне, о горьких, тяжелых годах одиночества героини).
Учитель. Как писатель композиционно строит свой рассказ, связано ли это с определенной мыслью художника слова?
Ученик. Рассказ состоит из двух отчётливо выделяемых смысловых частей. Первая часть раскрывает эпизод расставания двух влюбленных и помолвленных героев. Во второй части перед нами проходит вся остальная жизнь героини.
Учитель. Вспомним, как заканчивается вторая часть рассказа. Выразительно зачитаем последние строки: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все- таки был. И это все, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон».
Так что же произошло в тот холодный осенний вечер, который так дорог героине? Обратимся к первой части рассказа. О чем здесь идет речь?
Ученик. Показан эпизод расставания двух героев.
Учитель. На чем сосредоточивает свое внимание автор, описывая это расставания?
Ученик. На чувствах героев, на описании природы.
Учитель. Обратим внимание на природные реалии в этой части рассказа. Как описывается холодная осень, на какие природные детали обращает внимание писатель? Но вначале обратимся к самим себе. Как мы можем представить себе холодную осень, какие детали пейзажа можем высветить в своем воображении.
Ученик. Субъектные представления: застывшие лужи, деревья, жухлая трава, холодно, дождливо, серое небо. Эмоциональное состояние героя – мрачное и печальное настроение.
Учитель. А на чем сосредоточен Бунин, на каких природных деталях пейзажа: «в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звёзды», «стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами».
Ученик. Мы видим контрастные цвета: черный и блестящий. Бунин подчеркивает мотив звезды. Звезды яркие, холодные, минерально блестящие.
Учитель. Вам, ребята, было дано задание — подготовить исследование по рассказу Бунина «Холодная осень».
-
Исследовательские работы учащихся.
В процессе исследовательской работы с целью создания собственного восприятия и понимания учащиеся обратились к мотиву звезды. Этот мотив характерен для русской литературы, в том числе и 19 и 20 века. Присутствует он в поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, Е.Баратынского, других поэтов и писателей. Представлен и в творчестве знаменитого татарского поэта Г.Тукая. Так, у Пушкина звезда – это и природное начало.
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
И звезда дружбы:
Я думал, что любовь погасла навсегда,
Что в сердце злых страстей умолкнул глас мятежный,
Что дружбы наконец отрадная звезда
Страдальца довела до пристани надежной.
(«Элегия», 1816 г.)
И звезда свободы (звезда пленительного счастья), а также звезда любви:
О Делия драгая!
Спеши, моя краса;
Звезда любви златая
Взошла на небеса…
(«К Делии» (1813-1817 г.)
У М.Лермонтова образ звезды – символ вселенского бытия:
На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
Средь полей необозримых,
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья-
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!
(поэма «Демон»)
Это понятие божественного порядка, порой безучастного к людям. Так, безучастность звезд по отношению к человеку, превосходство небесных светил над миром людей поэт подчеркивает в стихотворении «Звезда» (1830 г.)
Вверху одна
Горит звезда,
Мой взор она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
Таков же был
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор;
Мук никогда
Он зреть не мог,
Как та звезда,
Он был далек;
Усталых вежд
Я не смыкал.
И без надежд
К нему взирал.
В этом стихотворении поэт реализует ещё один смысл образа звезды помимо уже существующих в его творчестве – звезда как символ любви, что в принципе реализует романтическую традицию. Однако само слово «звезда» появляется в достаточно философском контексте, который создается такими лексемами, как одна, мечты, высота, судьба.
У Баратынского образ звезды также связан с мотивом любви, а также становится приметой божественного начала.
Звёзды
Мою звезду я знаю, знаю,
И мой бокал
Я наливаю, наливаю,
Как наливал.
Гоненьям рока, злобе света
Смеюся я:
Живет не здесь – в звездах Моэта
Душа моя!
Когда ж коснутся уст прелестных
Уста мои,
Не нужно мне ни звезд небесных.
Ни звезд Аи! (1839 г.)
Образ звезды имеет явно и романтический характер. Звезда и как судьба, и как любовное чувство, и как образ любимой — противопоставлена гоненьям рока и злобе света. Чувство любви, в конечном итоге, намного сильнее и сил небесных, и сил земных. Именно так можно прочитать последние строки стихотворения поэта.
А как можно прочитать образ звезды в рассказе Бунина? В рассказе образ звезд также связан с мотивом любви. В финале рассказа Бунина именно любовное чувство оказывается сильнее смерти и жизненных невзгод. В этом символике звезд Бунина схожа с символикой поэтов 19 века. Звезда у писателя, возможно, связана с вселенской вечностью и любовью.
В своих исследовательских работах учащиеся прокомментировали образ сада, выпукло представленного в рассказе, часто встречающегося в произведениях писателя и во многом символичном. Этот образ может быть связан с райским блаженством библейских персонажей, с Эдемом. Образ сада ярко предстанет в одном из поэтичных рассказов писателя раннего периода его творчества (1900-е годы) «Антоновские яблоки».
Как образ холодной осени связан со стихотворением Фета? Почему герои, расставаясь, обращаются к поэтическим строкам вообще?
Учащиеся дали тематическое обоснование для объяснения художественного использования поэтических строк Фета. Девятиклассники рассуждают о том, что чувство любви, которым охвачены герои, не всегда возможны передать обычными словами. Поэтические строки сопутствуют поэтичности чувства. Именно поэтому, считают они, писатель вводит в прозаическое произведение стихотворные строки.
-
Закрепление материала.
Выразительно прочитаем или инсценируем сцену «прощания» в саду, чтобы более полно попытаться понять авторский замысел.
Учитель. Как же сложилась судьба девушки? Какие детали во второй части рассказа помогают понять характер исторический эпохи?
Ученик. Судьба героини трагична. Оставшись без матери и отца, она одна жила в послереволюционной Москве, торговала на углу Арбата и рынка. Вышла замуж за человека редкой, прекрасной души. Однако по пути из Новороссийска в Турцию он умер из-за тифа. Из близких остались племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка. Но и племянник с женой уплыли в Крым и пропали без вести. Героиня скиталась с девочкой по разным странам и городам: Сербия, Болгария, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца. А девочка выросла и стала ей совсем чужой, стала совсем француженкой. Героиня жила и все живет в Ницце, бедствует, живет на то, что Бог пошлёт. Во второй части представлен мотив одиночества, мотив скитаний, странничества.
Учитель. В финале урока обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы с Михайловым, что «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах».
Ученик. Действительно, в рассказе Бунина «Холодная осень» представлена трагедия человека в историческом прошлом. И только любовь противостоит жестокости времени, обстоятельств. Любовь выступает против несовершенства мира.
Учитель. Обратимся к поэтике названия рассказа. Как, по-вашему, можно понять название рассказа?
Ученик. Холодная осень – это символ. Для героини повествования это символ любви. Причем любви вечного характера. Это не былое, не утраченное чувство, а чувство, которое пережило все невзгоды. Героиня горячо верит, совсем как в юности, где-то её жених ждет её – «с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».
Итак. Подчеркивает учитель, на четырёх страницах рассказа уместилась судьба героини и судьбы многих, лишенных родины, разделивших горькую участь человека, вынужденного жить и скитаться по чужбине. Но самое главное и лучшее в жизни этой девушки можно охарактеризовать словами заглавия рассказа – все хорошее осталось там- в том холодном осеннем вечере.
Подытожить восприятие рассказа поможет небольшая таблица реализующихся мотивов и характера сюжета в первой и второй частях рассказа.
1-я часть рассказа |
2-я часть рассказа |
Мотив звезды, образы сада, природы. |
Нет природы, нет неба. |
Поэтичность повествования: поэзия чувств и природного начала. |
Жизненная проза. |
Мотив родного дома (отчетливо выраженный и на лексико-семантическом уровне) |
Нет родного дома, мотив скитаний, чужбина (множество «вещных» деталей. |
Лирический сюжет. |
Эпический сюжет. |
Домашнее задание. Написать сочинение на следующее темы:
-
Почему рассказ И. А.Бунина назван «Холодная осень?»
-
Мотив любви в рассказе И.А.Бунина «Холодная осень».
-
Образ звезды в рассказе И.А.Бунина.
-
Написать сочинение-рекламу «Почему стоит прочитать рассказ И.А.Бунина «Холодная осень?»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
Морозова
Елена Ивановна, МОАУ СОШ № 5
Языковые
средства выразительности в художественном тексте (на примере рассказа И.А.Бунина
«Холодная осень»)
Цели:
Совершенствовать навыки анализа художественного произведения,
обращая внимание на особенности стиля Бунина;
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы,
аргументировать свою точку зрения;
Выяснить,
как речевые средства работают на выражение авторской идеи.
Методы:
аналитическая беседа; анализ.
Эпиграфы:
Чем лучше,
чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее
будут
выражены его мысли. Богатство языка — это богатство мыслей.
М.Исаковский.
Нет слова,
которое было бы так замашисто,
бойко, так
вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко
сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь.
«…неуловимая
художественная точность, изумительная изобразительность,…как же всё-таки
обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок изображения…. предметов,
а в словесности без слова, вещи, как известно, но совсем бесплотной»
И.А. Бунин
1.. На фоне «музыки П. И. Чайковского «Сладкая грёза» (ученица читает
1 -ю часть рассказа.)
Учитель. Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине, как об одном из величайших
стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились те черты
русской литературы, которые сам писатель считал «драгоценнейшими» — неуловимая
художественная точность, изумительная изобразительность,…как же всё-таки
обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения, а в
словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной.
Именно
изобразительность считал Бунин отличительным признаком подлинно —
художественного произведения.
Именно о
выразительности бунинского слова , о языковых средствах пойдёт речь на
сегодняшнем уроке.
4.0братимся
к эпиграфам. Прочитаем эпиграфы.
— Какова основная мысль этих высказываний? Запишите тему урока, выберите эпиграф.
— О чём рассказ?(0 любви.)
—Что вы знаете об истории написания, времени?
(Рассказ был написан в 1944 году. Входит в цикл «Тёмные аллеи».Этот
цикл
является
центральным в творчестве Бунина. Примечательно, что все рассказыэтого цикла о
любви. Все 38 новелл объединены одной темой – темой любви.Любовь делает жизнь
бунинских героев значительной.
— Обратимся к названию рассказа.
(Это неточное воспроизведение строчки фетовского стихотворения без
названия.)
Ученик читает
стихотворение.
Какая
холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за
дремлющих сосен
Как будто пожар
восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ
тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
—Если рассказ о любви, то почему Бунин не назвал его иначе, не
связал
название со
словом «любовь»?
(Название рассказа — метафора одиночества немолодой уже героини
(«осень
жизни»), но в
то же время — это желанная для неё пора, идеальная ситуация:
возвращение в
осень 1914 года, уход в вечность.
-Найдите в
тексте подтверждение
этому... .да, а что же всё-таки было
в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный вечер.
.. .И это всё, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон.)
—Докажите теперь своими словами, что всё остальное ненужный сон.
Грустным
рефреном, повторяющейся фразой, звучат слова жениха героини «Ты поживи, порадуйся…»
И мы видим, что живёт героиня всего один вечер.
—Какова композиция рассказа?
Экспозиция около полутора месяцев: первая
половина июня до19 июля 1913г.Показываются события, прдшествующие завязке.
Основная
часть Вечер в сентябре, утро
отъезда героя(пауза- ме-
сяц). Смерть
героя — его уход из жизни и «прерывание» жизни героини.
Финал
тридцать лет тягостного существования героини.
Возвращение
из фабульного настоящего (1944г.) к «началу» — воспоминание о Ницце 1912г.
Обратимся
к экспозиции.
—Что в начале рассказа показалось вам странным?
(Бунин умышленно не называет имена героев.)
—В первой части рассказа, так же, как и во всём рассказе
автор использует
реалии.
Найдите их.
(Начало войны, .. .жила в Москве, уехала в Екатеринодар, отплыли из
Новороссийска
в Турцию…Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж,
Ницца…)
-Можно
провести параллель между героиней и самим писателем, на
долю
которого выпало немало лишений: скитания, потеря родины, тоска.
—Найдите ещё реалии .(Война с
Германией, убийство Фердинанда…)
Ученик.
В рассказе слово война несёт
тревогу. Хотя мы не видим военных
действий, но
события диктуют нам ещё одну тему — тему мировой войны.
Масштабов
войны нет, но её разрушительная сила ощутима.
Подтвердите
текстом. (.. .приехал всего на сутки —
проститься перед
отъездом на фронт,
настал наш прощальный вечер; Если меня убьют…,
Убили его через месяц…)
Назовите
языковые средства в 1-й части рассказа.
Учащиеся
находят выразительные средства, делают вывод.
(Для языка Бунина характерен устойчивый характер троп. Хрустальный
звон, конфетное лицо, траурный. В рассказе это роковой мешочек, тайные мысли,
прощальный вечер, шоколадный магазин. На основе использования драгоценных
камней и самоцветов, слов серебро, золото — осыпанные блестящими звёздами, как
блестят глаза! Золотой образок, сверкающей изморозью, ручками с серебряными
ноготочками, золотыми шнурочками.)
Для
данного рассказа характерно использование образных средств для обозначения
«вещного мира», мира ощущений, создающих план вечного. (Подтвердите это
текстом.)
(Мы в этот
вечер сидели тихо…, скрывая свои тайные мысли и чувства; Ну что же,
если убьют, я буду ждать тебя там… .. .где-то там он ждёт меня с
той же любовью и молодостью.
-Да,
эти образы взаимодействуют с образами вечного мира, бытия, непостижимого
человеку.
Для
того, чтобы убедиться, что для многих бунинских произведений характерен образ
мира вечного, давайте сравним стихотворение «В окошко из тёмной каюты…» и
рассказ «Холодная осень».
Одно только звёздное Один небосвод Спокойный и благостный, чуждый |
«.. «Потом леющем звёздами.» |
В рассказе
божественное великолепие мира противопоставляется хаосу, беспощадной власти
рока. Используются повторы(Если меня убьют.. .А вдруг правда убьют? Ну
что же, если убьют…
-Какая связь между 1 и 2-й частью рассказа?
(2-я часть начинается словом убили. Т.е. власть рока
беспощадна.)
-Назовите
эпитеты, подтверждающие это. (холодный,
чёрный, равнодушный)
1. Анализируя природу и человека, мы говорим, что пейзаж повторяет
состояние лирического героя. Подтвердите это текстом.
(Удивительно
ранняя и холодная осень. — Тебе не холодно? Холод, холодный вечер
ассоциируется с холодом в душах героев, предчувствием беды. Зимний вечер —
смерть возлюбленного.
-Многообразие
оттенков фиксируется при помощи эпитетов, сочетанием наречий с прилагательными (цветовые
наречия). Найдите их.
Чистые
ледяные звёзды, жаркая лампа, осенняя прелесть, минерально блестящие звёзды,
по-осеннему.
Учитель.Рассказ построен на ассоциативных связях настоящего и
прошлого, следовательно, он имеет пространственно — временную перспективу.
Особенность её в том, что в эмоционально — оценочном плане настоящее и прошлое
окрашены общим тоном взволнованности.(Могла ли я думать в те счастливые дни,
чем некогда она(Ницца) станет для меня!). Героиня погружена в себя — в её
внутреннем мире одинаково уживается прошлое и настоящее, одинаково живо
переживаемое сейчас и тогда. Представление о стиле
Бунина было бы далеко не полным, если бы мы ограничились только характеристикой
образных средств. Ведь Бунин — один из тончайших русских стилистов.
—Итак, сделаем вывод о том, какие выразительные средства языка,
какие приёмы использует И.А.Бунин.
Арсенал изобразительно-выразительных средств языка в
рассказе «Холодная осень» исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и
стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной,
выразительной, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает
свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Звучит музыка. «Сладкая греза».
Домашнее задание. Написать рецензию на рассказ
«Холодная осень».
Примерный план рецензии:
1. Дата выхода произведения в свет (когда оно
было написано или опубликовано).
2. История создания, замысел произведения.
3. Жанровое своеобразие произведения.
4. Сюжет и композиция произведения (о чем это
произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию,
развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть).
5. Тематика (о чем говорится в произведении),
какие темы затронуты в произведении.
6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются
в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.
7. Характеристика основных художественных
образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная
философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции,
какая проблема/проблемы связана с этим героем).
8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать
автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).
9. Место произведения в творчестве писателя
(важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно
основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению
судить о стиле писателя, о его мировоззрении).
10. Место произведения в истории литературы
(является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой
литературы, почему).
11. Ваше впечатление от произведения
(понравилось / не понравилось, почему).
Тест по произведению «Холодная осень» Бунин
Последний раз тест пройден более 24 часов назад.
-
Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Холодная осень»?
-
Антон Чехов
-
Иван Бунин
-
Максим Горький
-
Михаил Булгаков
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 95%
ответили правильно95% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 2 из 10
В каком году было написано произведение Ивана Бунина «Холодная осень»?
-
1932
-
1939
-
1941
-
1944
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 59%
ответили правильно59% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 3 из 10
К какому литературному жанру принадлежит произведение Ивана Бунина «Холодная осень»?
-
Рассказ Повесть
-
Роман
-
Новелла
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 63%
ответили правильно63% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 4 из 10
Как звали рассказчицу – главную героиню рассказа «Холодная осень»?
-
Нина
-
Светлана
-
Наталья
-
Без имени
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 87%
ответили правильно87% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 5 из 10
Что стало причиной расставания героини и ее жениха?
-
Война
-
Болезнь
-
Любовь к другому мужчине
-
Арест жениха
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 96%
ответили правильно96% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 6 из 10
Что лежало в маленьком шелковом мешочке, который мать рассказчицы надела на шею ее жениху?
-
Локон волос невесты
-
Образок
-
Большой бриллиант
-
Листок с молитвой
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 69%
ответили правильно69% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 7 из 10
Спустя какое время после начала войны погиб жених рассказчицы?
-
Одна неделя
-
Один месяц
-
Полгода
-
Год
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 84%
ответили правильно84% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 8 из 10
Кем был муж рассказчицы?
-
Военный
-
Архитектор
-
Чиновник
-
Музыкант
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 80%
ответили правильно80% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 9 из 10
Что стало причиной смерти супруга главной героини?
-
Тиф
-
Шальная пуля
-
Пневмония
-
Покончил жизнь самоубийством
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 82%
ответили правильно82% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 10 из 10
С кем героиня скиталась в эмиграции?
-
С мужем
-
С племянником мужа
-
С дочкой племянника мужа
-
Ни с кем
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 68%
ответили правильно68% ответили правильно
на этот вопрос -
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Светлана Ильина
10/10
-
Семён Соломенный
10/10
-
Вера Альбанова
10/10
Рейтинг теста
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1938.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
» Тесты онлайн » «Холодная осень» тест с ответами (11 класс) на знание рассказа Бунина
- Просмотров: 864
На этой странице Вы можете пройти «Холодная осень» тест с ответами (11 класс) на знание рассказа Бунина!.
онлайн со своего телефона на Android, iphone или пк в любое время.
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Холодная осень»?
- Антон Чехов
- Иван Бунин
- Максим Горький
- Михаил Булгаков
- Вопрос 2 из 10
В каком году было написано произведение Ивана Бунина «Холодная осень»?
- 1932
- 1939
- 1941
- 1944
- Вопрос 3 из 10
К какому литературному жанру принадлежит произведение Ивана Бунина «Холодная осень»?
- Рассказ Повесть
- Роман
- Новелла
- Вопрос 4 из 10
Как звали рассказчицу – главную героиню рассказа «Холодная осень»?
- Нина
- Светлана
- Наталья
- Без имени
- Вопрос 5 из 10
Что стало причиной расставания героини и ее жениха?
- Война
- Болезнь
- Любовь к другому мужчине
- Арест жениха
- Вопрос 6 из 10
Что лежало в маленьком шелковом мешочке, который мать рассказчицы надела на шею ее жениху?
- Локон волос невесты
- Образок
- Большой бриллиант
- Листок с молитвой
- Вопрос 7 из 10
Спустя какое время после начала войны погиб жених рассказчицы?
- Одна неделя
- Один месяц
- Полгода
- Год
- Вопрос 8 из 10
Кем был муж рассказчицы?
- Военный
- Архитектор
- Чиновник
- Музыкант
- Вопрос 9 из 10
Что стало причиной смерти супруга главной героини?
- Тиф
- Шальная пуля
- Пневмония
- Покончил жизнь самоубийством
- Вопрос 10 из 10
С кем героиня скиталась в эмиграции?
- С мужем
- С племянником мужа
- С дочкой племянника мужа
- Ни с кем
GDZTest.com
Программы для разных классов
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
© GDZTest.com 2022. Учебники, ГДЗ, решебники, тесты, рефераты
Автор: Глотова Ольга Арнольдовна
Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» (11 класс)
Цели:
Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Выяснить, как использование категории времени способствует выражению авторской идеи.
Методы: аналитическая беседа; анализ.
Ход урока
— Каковы особенности рассказа как вида эпического рода литературы?
Рассказ – эпическое произведение малой формы. В рассказе дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Это может быть эпизод, поворотный, важный в изображенном отрезке времени, это может быть эпизод, значимый для жизни только героя. Для рассказа характерно небольшое количество действующих лиц, кратковременность изображаемых событий, небольшой объем.
Однако отбор фактов в рассказе может быть настолько общественно значимым, что рассказ поднимается до широких обобщений, охватывающих весь строй общественной, нравственной, политической жизни того времени, которое изображено в рассказе.
— Скажите, знакомы ли вам произведения малых эпических жанров, имеющие признаки эпопеи? (Это рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»).
Сегодня мы постараемся понять, о чем рассказал и что сказал писатель в своей «Холодной осени».
Во время Великой Отечественной войны, находясь в это время в эмиграции и живя на вилле «Жаннет» в Грассе, И.А. Бунин создал лучшее из всего написанного им – цикл рассказов «Темные аллеи». В нем писатель совершил беспрецедентную попытку: он тридцать восемь раз писал «об одном и том же» – о любви. Однако результат этого удивительного постоянства поразителен: всякий раз Бунин повествует о любви по-новому, а острота сообщаемых «подробностей чувства» при этом не притупляется, а даже усиливается.
Один из лучших рассказов цикла – это «Холодная осень». Писатель писал о нем: «Очень самого трогает “Холодная осень”». Он был создан 3 мая 1944 года. Этот рассказ заметно выделяется среди других.
— Что его отличает? (Обычно Бунин ведёт повествование от третьего лица, в которое вклинивается исповедь героя, его воспоминание о каком-то ярком моменте жизни, о своей любви. А в описании чувства Бунин следует по определенной схеме: встреча – внезапное сближение – ослепительная вспышка чувств – неотвратимое расставание. И чаще всего писатель рассказывает о несколько запретной любви. Здесь же Бунин отказывается и от безличного повествования и от привычной схемы. Рассказ ведётся от лица героини, что делает произведение субъективно точным по выражению чувств, испытываемых героями.)
— О чем этот рассказ? (В рассказе «Холодная осень» И.А. Бунин рассказал историю женщины, оставшейся совершенно одинокой, потому что в ее судьбу вмешались исторические события, лишившие ее всех близких и родных ей людей. На первой мировой войне погибает ее жених, в военные годы умирают и ее родители, революция отнимает дом, гражданская война – мужа и людей, заменивших ей близких, — племянника мужа и его молоденькую жену. Подводя итог своей жизни, героиня приходит к выводу, что единственное, что было в ее жизни – это тот холодный вечер, когда еще был жив жених и были надежды на его возвращение, на будущее семейное счастье. В утешение ей остается вера в то, что где-то там, за той непостижимой чертой смерти, жених ждет ее с той же любовью и молодостью, как в тот далекий осенний вечер.)
Сюжет произведения довольно простой. Все события излагаются последовательно, одно за другим. Но сюжет – это то, что лежит на поверхности. Давайте с вами через универсальные категории — пространство и время, которые в тексте приобретают значение символическое – попробуем выяснить, как “сконструировано” данное произведение и как это способствует выражению авторской идеи.
— Какие хронотопы мы можем выделить в рассказе и как они связаны друг с другом?
Художественное пространство
Пространство рассказа совмещает в себе два плана:
Локальный фон |
Историко-географический фон |
Герои и их близкое окружение |
Фердинанд, Врангель, Сараево, первая мировая война, города и страны Европы, Екатеринодар, Новочеркасск и др. |
Дом |
Путь |
Таким образом, Бунин переводит пространство земное в пространство космическое, время линейное во время вечное. |
|
Благодаря этому пространство рассказа расширяется до мировых пределов. При этом историко-географический фон является не только фоном, это не просто декорация. Все названные историко-культурные и географические реалии имеют непосредственное отношение к героям рассказа и к тому, что творится в их жизни. Любовная драма происходит на фоне первой мировой войны, вернее ее начала. Более того, она является причиной творящейся трагедии: «На Петров день к нам съехалось много народу, – были именины отца, и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…»
Художественное время
Внутреннее время рассказа можно разделить на три группы:
«Прошлое первое» — холодная осень. Заканчивается сообщением о смерти героя. |
«Прошлое второе» (тридцать лет дальнейшей жизни). Умещается всего в одном абзаце. |
Настоящее (проживание в Ницце, время рассказывания). |
«Первое прошлое» заканчивается сообщением о смерти героя. Здесь время словно обрывается и мы переносимся в настоящее: «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет».
«Первое прошлое» Здесь время словно обрывается и мы переносимся в настоящее: «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет».
В этом месте рассказ делится на две части, резко противопоставленные друг другу: холодный осенний вечер и «жизнь без него», казавшаяся такой невозможной. Потом хронология времени восстанавливается. А слова героя «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» в конце рассказа как бы возвращают нас к той холодной осени, о которой говорится в начале.
Ещё одна особенность времени в «Холодной осени» состоит в том, что не все события, составляющие сюжетную основу произведения, освещены одинаково подробно. Бóльшую половину рассказа занимают перипетии одного вечера, тогда как события тридцати лет жизни перечисляются в одном абзаце. Когда героиня говорит об осеннем вечере, время словно замедляется. Читатель вместе с героями погружается в состояние полудрёмы, слышится каждый вздох, каждый шорох.
Герои рассказа
Персонажей, как в любом рассказе, здесь немного: герой, героиня, ее отец и мать, ее муж и его племянник с женой и дочкой. Типичным для рассказов Бунина является то, что у героев нет имен. Под местоимениями ОН и ОНА подразумеваются судьбы многих. В рассказе нет портретных характеристик (кому бы как не героине описать своего возлюбленного, но этого нет). Они – не конкретные люди, они – одни из тех, кто пострадал сначала от первой мировой войны, а потом от гражданской.
В конце своей жизни героиня спрашивает себя – «Что же все-таки было в моей жизни?» — и отвечает себе: «Только тот холодный осенний вечер». А что было в тот холодный вечер? – Отец, мать, жених, дом, сад, родина, ожидание счастья, прошлое, настоящее и будущее – было все, был настоящий рай. Что есть у героини в настоящем – воспоминания о прошлом и надежда, возникшая благодаря вере, что «где-то там он ждет ее с той же любовью и молодостью».
Но сказал И. А. Бунин в своем рассказе гораздо больше, чем о личной трагедии отдельно взятого человека. Он сказал о гибели русского рода – обратите внимание, в рассказе нет собственных имен, однако есть широкое обозначение родственных связей. В произведении действуют отец, мать, дочь, жених, невеста, муж, жена, племянник, его жена, дочка племянника, вспоминаются бабушки и дедушки – круг обозначенных родственных связей не только широк – он уходит вглубь, к корням, к «временам наших дедушек и бабушек». Не случайно главный герой рассказа, обозначаемый в тексте как «он», однажды назван «сыном»: «Мать встала и перекрестила своего будущего сына», а утром надела ему на шею тот «роковой мешочек», что «носили на войне ее отец и дед». Вот она, связь и непрерывность поколений: вернувшийся с войны дед (в этой фразе даже последовательность упоминания сначала деда, потом отца не случайна), отец и, далее, сын, но сыну не суждено вернуться с войны. «Убили его – какое странное слово! – через месяц»… И.А. Бунин не случайно подчеркивает это слово восклицанием героини – оно не просто обозначает событие, оно совпадает с кульминацией рассказа. И вместе с «будущим сыном» убито само будущее рода – не одного, многих родов, — отсутствие имен собственных указывает на это. Убито и прошлое – оно ведь осталось только в памяти героини, до тех пор, пока она сама жива.
Надежды на то, что девочка, которую воспитала героиня, начнет новый род, нет – она выросла не просто чужой, она «стала совсем француженкой». В отличие от героини рассказа, у девочки не было того, что определяет духовную сущность человека – Родины («где только не скиталась я с ней»), дома, семьи, в которой есть отец и мать, и жизнь ее уже не похожа на настоящую – в ней все мишурное, игрушечное – шоколадный магазин, золоченые шнурочки, серебряные ноготки.
Рассказ называется «Холодная осень», и это название соотносится с такими деталями рассказа, как цитата из стихотворения А.Фета, с той его строчкой, в которой говорится про пожар – «Смотри, меж чернеющих сосен как будто пожар восстает» – и событием, которым все наполнено в рассказе, – войной. Восстает пожар войны, и И.А. Бунин воспринял это событие, Первую мировую войну, как «холодную осень» человечества.
Недаром рассказ о Первой мировой войне написан в конце Второй мировой.
И.А. Бунин по-особенному, очень трагично воспринял начало первой мировой войны, считая ее началом конца человеческой истории. Художественно эти мысли воплощены в рассказе «Холодная осень».
Новаторство И. А. Бунина заключается в том, что он необыкновенно расширил возможности рассказа. В центре рассказа как малого эпического жанра лежит событие, важное для центрального героя, событие, что-то меняющее в его отношении к миру, в нем самом, открывающее ему какую-то тайну человеческой жизни. В центре рассказа И.А. Бунина — событие, изменившее судьбу человечества. В сжатом, предельно ограниченном пространстве рассказа (в нем менее четырех страниц текста) И.А. Бунин сумел сказать то, о чем можно сказать на страницах романа-эпопеи, и в этом проявилось его великое художественное мастерство.
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Как я понимаю слова героини в конце рассказа: «И это всё, что было в моей жизни — остальное ненужный сон»?
Тип урока: изучение нового материала.
Урок 1.
Урок 2.
Тип урока : закрепление изученного материала.
Оборудование: ИКТ технологии, тексты, карточки.
Цели:
-
Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;
-
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
-
Выяснить, как речевые средства работают на выражение авторской идеи.
-
Понимать, что такое лирические отступление; и развивать интерес к литературе.
Ход урока :
1.Орг.момент.
2.Проверка Д.з
-
Выступление подготовленного ученика. Биография Бунина Ивана Алексеевича. Инд.задание.
(приложение 1)
-
Беседа по биографии Ивана Алексеевича (ИКТ технологии или портрет)
http://parnasse.ru/klassika/bunin-ivan-alekseevich/ivan-bunin-biografija-tvorchestvo-foto-lichnaja-zhizn-knigi.html
3.Работа с эпиграфом:
«Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах»
О.Н.Михайлов.
-
Запись.
4 Постановка цели:
-
Знакомство с рассказом (прочитать).
-
Словарная работа
-
Анализ, исследование текста.
4.Работа по теме урока:
-
Чтение по цепочке;
-
Инд.задание анализ эпизода. (работа по карточкам)
-
Инд.задание рисунок к тексту (обычно те, кто любят рисовать).
-
Словарная работа:
Пасьянс — особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.
Капот — женская домашняя одежда свободного покроя.
Накидка — верхняя одежда без рукавов, род плаща.
Отупение — состояние крайней усталости и безразличия.
-
Запись слов.
-
Беседа: предварительное составление отзыва.
-
Анализ произведения представим в виде отзыва.
План:
1.Сюжет ( если обучающиеся работающие по карточке выполнили задание, то их ответ поможет отразить последовательность событий)
2.Идея. (то, зачем пишет рассказ автор)
3. Назовите темы текста.
4.Почему рассказ называется «Холодная осень»?
5.Заключение. Ваше мнение о данном рассказе.
5.Физ.минутка
6.Обобщение.
-
Беседа
7.Контоль
-
Опрос работ, возможна взаимопроверка.
8.Рефлексия
-
Какое название рассказу дали бы ВЫ?
-
Рассуждение, аргументы учеников.
-
Просмотр рисунков. Критика класса. (Конечно положительная)
9.Д.з Тем кто не успел завершить отзыв, дописать. Прочитать текст еще раз.
10.Итог урока:
-
Все ли было понятно на уроке?
-
Что показалось сложным?
-
Согласны ли Вы с эпиграфом урока?
11.Оценки.
2.урок.
Ход урока:
1.Орг.момент.
2.Проверка д.з
-
Чтение отзыва.
-
Оценивание классом (2-3 работы)
3.Актуализация опорных знаний.
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает…
Стихи Афанасий Афанасиевича Фета
-
Обсуждение Эпиграфа.
4.Постановка проблемного вопроса (вхождение в урок)
Давайте представим, такую ситуацию, Вы только узнали или услышали о рассказе «Последняя осень» и оказались на концерте и слышите вот, эту музыку….
-
Прослушивание классом музыки Петра Ильича Чайковского «Сладкая грёза» или «Печальная». (Выбирает учитель, в моем случае «Печальная»)
-
Каковы Выши ощущения? Мелькает ли перед Вами, та бедная женщина, жизнь которой можно назвать «Холодная осень»…
-
Какова война-разлучница?
-
Какова роль стихотворения А.А.Фета ?
5,Целеполагание:
-
Ответы на вышеуказанные вопросы
-
Продолжить начатую нами работу по исследованию рассказа Ивана Бунина «Холодная осень.
-
Провести языковой анализ текста.
-
Раскрыть все темы, затронутые писателем.
6.Работа по теме урока:
-
Инд.группа работают по карточке №2
-
Остальные, — языковеды находят в тесте средства художественной выразительности: поясняют, аргументируют.
Класс делится на группы, берем по7-8 предложений, выписываем и поясняем.
В карточке яз. средства выделены.
-
Выделяем темы: Война, Любовь печальная, Жизнь и Природа……
-
Беседа по темам, аргументируем примерами из жизни т.е война… Можно рассказать «Роль войны в моей семье» (должен знать каждый).Любовь – как я люблю маму и т.д Природа, сама как жизнь…
7.Рефлексия
-
Кластер «Холодная осень»
8.Физ.минутка
9.Д.з чтение:
-
читать рассказ «Русский характер» Алексея Ивановича Толстого
-
сообщение Алексей Иванович Толстой
9.Итог урока.
-
Какую картину рисует нам рассказ?
-
Как Вы думаете, почему автор подробно не рассказал о войне?
-
Почему героиня живет одним днем, тем, в котором она была с ним?
-
Можно ли назвать его новеллой?
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Детство и образование писателя
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец, о чём нельзя не упомянуть в биографии Бунина. Детство его прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
Литературная деятельность
Важно отметить, что первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898 г.), «Листопад» (1901 г.).
Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.). Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).
Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покинул Россию. И это одна из самых трагичных страниц в биографии поэта.
НАПИСАЛ такие произведения как:
«Антоновские яблоки»
«Деревня»
«Суходол»
«Легкое дыхание»
«Сны Чанга»
«Лапти»
«Цифры»
Источник:
http://parnasse.ru/klassika/bunin-ivan-alekseevich/ivan-bunin-biografija-tvorchestvo-foto-lichnaja-zhizn-knigi.html
Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/b/bunin-ivan-alekseevich-bunin-ivan-alekseyevich
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Карточка 1. Урок 1.
Вопросы: Это начало рассказа «Холодная осень» Каковы Ваши ощущения? Перечислите проблемы Произведения? Последовательность событий?
В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:— Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война! На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:— Удивительно ранняя и холодная осень! Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было трогательно и жутко. Отец спросил:— Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?— Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому. Отец легонько вздохнул:— Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра…Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:— Хочешь, пройдемся немного?На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:— Хорошо…Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
Карточка 2. Урок2.
Так завершается «Осень» героини, каково Ваше мнение о данном тексте? Напишите небольшой отзыв, перечислите темы, затронутые автором.
Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца… Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет… Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году — и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.3 мая 1944
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Полный текст.
Иван Бунин
ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ
В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:— Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:— Удивительно ранняя и холодная осень! Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было трогательно и жутко. Отец спросил:— Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?— Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому.Отец легонько вздохнул:— Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра…Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:— Хочешь, пройдемся немного?На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:— Хорошо…Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
— Капота нет, — сказала я. — А как дальше?— Не помню. Кажется, так:
Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает…
— Какой пожар?— Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот…» Времена наших дедушек и бабушек… Ах, боже мой, боже мой!— Что ты?— Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:— Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.— Как блестят глаза, — сказал он. — Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок — ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:— Не говори так! Я не переживу твоей смерти!Он, помолчав, медленно выговорил:— Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.Я горько заплакала…Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, — в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, — и мы перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос…Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: «Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?» Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, — то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, — я бабой, в лаптях, он в истертом казачьем зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, — и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца… Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет… Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году — и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.3 мая 1944