Вопросы к рассказу ночь исцеления

Биография

Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист. Почётный гражданин города Калач-на-Дону (1995).

Родился в 1938 году в городе Игарка Красноярского края. Окончив среднюю школу, работал электриком на заводах Волгограда.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть/рассказ «Пастушья звезда».

Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края».

Вопрос о самоопределении человека в жизни – центральный в творчестве Б.Екимова. По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным нервом многих своих рассказов.

Вступительное слово

Одно из главных чувств каждого мирного жителя во время войны – беспокойство, тревога. Что же тревожило мирных жителей той поры?

Конечно, это тревога не за себя, а за тех, кто на фронте, беспокойство за жизнь родных и близких.

Но это и сильнейшие переживания женщин, всеми силами пытающихся сохранить свои семьи. В условиях жесточайшего дефицита еды было очень сложно спасти своих детей от голодной смерти.

Именно это беспокойство продолжает терзать героиню рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления» даже спустя 41 год после окончания войны, так как рассказ написан Борисом Екимовым в 1986 году.

За эти года уже выросло 2 поколения людей, живущих в мирное время. Но некоторых до сих пор продолжает настигать призрак ужаса войны.

ВОПРОСЫ:

В какое время (мирное или военное) происходит действие рассказа?

Действие рассказа разворачивается в мирное время. Впервые война упоминается во время описания жизни бабушки: жизнь бабы Дуни была несладкая: война, голод и страх.

Почему баба Дуня стала ездить к детям всё реже, а внук к бабушке – чаще?

С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче.

Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские.

Как сама бабушка относилась к своим снам?

Бабушке было стыдно и совестно за свое поведение во время сна, это подтверждается текстом: «совестясь», «Прости Христа ради», «чувствовала себя такой виноватой», «За обедом баба Дуня горевала».

Что поразило внука, когда он во второй раз разбудил кричащую во сне бабушку?

Гришу поразили настоящие слезы бабушки:

Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы.
– Бабаня… – охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.
– Плачу, дура старая. Во сне, во сне…
– Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.

Что посоветовала сделать Грише мать, чтобы бабушка не кричала? Почему он не выполнил совета матери? Какие мысли о бабушке были у Гриши в течение дня?

Мать посоветовала Грише прикрикнуть на бабушку, но Гриша не мог позволить себе такого обращения с бабушкой. Да, мамин эгоистичный способ проще и эффективнее, однако мальчик действительно любил бабушку и хотел по-настоящему помочь ей, исцелить ее от этого недуга, а не просто облегчить себе сон.

Как чувствовал себя Гриша после своего поступка? Почему плакал мальчик, успокоив бабушку? Какие чувства движут Гришей?

Сначала Гриша относится к бабушкиному прошлому отстраненно, а затем это прошлое становится и Гришиной болью тоже:

«Слезы катились и катились.Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни,такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».

Чувства Гриши:                желание помочь

                                               любовь к бабушке

                                               жалость

                                               сочувствие

                                               сострадание

                                               ответственность за другого человека

Согласны ли вы с мальчиком, который решил, что «ничего нельзя рассказывать бабушке о том, что было ночью». Почему?

О действительно хороших делах не говорят вслух. Их просто делают:

«Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление».  

Как вы понимаете смысл заглавия? О чьём исцелении рассказывает автор? Кто, по-Вашему, после «ночи исцеления» станет счастливее: бабушка или внук?

В эту ночь Гриша понял, как действительно нужно лечить бабушку, понял, что только добротой и лаской можно успокоить ее, исцелить её душу. Сама бабушка еще не исцелилась, но исцелился сам Гриша. Ночь исцеления оказала влияние не столько на бабу Дуню, сколько на самого Гришу. Он меняется, становится чутким к чужому горю, милосердным к чужой душевной боли. Он исцелился от черствости и равнодушия- куда более частотных недугов человечества. Борис Екимов будто дает Грише прожить две жизни: днем – беззаботное время подростка на каникулах: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша словно переносится в прошлое, в военное время, и принимает участие в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь становится для него куда более важной, нежели дневная.

Согласны ли Вы, что неравнодушие к ближнему является высшим проявлением человечности? Напишите сочинение-рассуждение.

Список литературы:

Екимов Б. Ночь исцеления [Электронный ресурс]. URL: http://hallenna.narod.ru/ekimov_noch-iscelenja.html (дата обращения 29.12.2019).

Изображение:

1) Журнальный мир. Екимов Борис [Электронный ресурс]. URL: http://журнальныймир.рф/avtor/ekimov-boris (дата обращения: 29.12.19).

Слайд 1

Екимов Борис Петрович , русский публицист и прозаик

Слайд 2

Родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка , который находится в Красноярском крае, в семье служащих. Ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках, в сельской школе учителем труда. Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

Слайд 3

За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Самые известные его рассказы «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

Слайд 4

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына . По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами. В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации».

Слайд 5

Творческое кредо писателя «Мне не нужно по-новому, мне нужно по-доброму!»

Слайд 6

Любимые герои Екимова – старики и дети . Как вы думаете, почему? Они обладатели «живой души»

Слайд 7

Рассказ «Ночь исцеления»

Слайд 8

1 этап. За каждый правильный ответ – 2 балла команде

Слайд 9

0. В каком году был написан рассказ «Ночь исцеления»? Ответ: 1986

Слайд 10

1. Какие развлечения были у Гриши у бабушки в деревне? Ответ: катался на лыжах, коньках, собирал грибы, дружил с деревенскими ребятишками

Слайд 11

2. Когда приезжал внук к бабушке? Ответ: на зимние каникулы, на Октябрьские и Майские праздники

Слайд 12

3. На какой речке рыбачил Гриша? Ответ: на Дону.

Слайд 13

4. По каким двум причинам бабушка перестала ездить ночевать к своим детям? Ответ: 1) боялась оставить дом, хозяйство; 2) не давала спать остальным в доме из-за разговоров и криков во сне.

Слайд 14

5. Баба Дуня просыпалась первой ночью два раза. О чем она просила во сне? Ответ: 1) найти потерянные карточки на хлеб; 2) вернуть мешки с желудями.

Слайд 15

6. Что посоветовала мама Гриши для исцеления бабушки от кошмаров? Ответ: крикнуть «Молчать!» бабушке.

Слайд 16

2 этап. За каждый правильный ответ – 5 баллов команде

Слайд 17

1. Прочитайте отрывок «Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем». Дайте определение слову «мормышки».

Слайд 18

Мормышка — искусственная приманка для ловли рыбы, разновидность блесны

Слайд 19

2. Прочитайте отрывок «– Бабаня , я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жарёха . Фирма веников не вяжет. Учти. – С вениками правда плохо,– согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре». Что значит фразеологизм «фирма веников не вяжет»?

Слайд 20

Фирма веников не вяжет в «Толковом словаре русского сленга» В. С. Елистратова дается в значении » мы плохих вещей не делаем «

Слайд 21

3. Прочитайте отрывок «За обедом баба Дуня горевала: – Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость. – Бабаня , в голову не бери,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы…». Что значит слово «булгачила»?

Слайд 22

Булгачить просторечное выражение, значит « волновать, тревожить, лишать покоя »

Слайд 23

4. Прочитайте отрывок Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры – кучугуры , поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона». Что значит слово «краснотал»?

Слайд 24

Краснотал кустарник или дерево, род ивы

Слайд 25

3 этап. За каждый правильный ответ – 10 баллов команде

Слайд 26

Объясните, почему герой так поступил – Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали. Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка. – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково….

Слайд 27

Объясните финал рассказа Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

Слайд 28

Как вы думаете, почему мальчик решил помочь бабушке именно таким способом? Почему именно сочувствие помогло мальчику успокоить бабушку? Только сочувствие и милосердие могут помочь больной душе обрести покой, только доброе отношение и искреннее желание помочь могут сотворить чудо. Мальчик смог дать бабушке то, в чем она так нуждалась – поддержку близких. Именно эта поддержка и участие были важны, не случайно автор часто употребляет слово «одиночество», характеризуя свою героиню. Нередко доброе слово и участие оказывают исцеляющее действие.

Слайд 29

Считаете ли решение Гриши спасти бабушку правильным? Предложите свой вариант решения проблемы.

Слайд 30

Подведение итогов

Екимов Борис Петрович , русский публицист и прозаик

Екимов Борис Петрович , русский публицист и прозаик

Родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих. Ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках, в сельской школе учителем труда. Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

  • Родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих.
  • Ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках, в сельской школе учителем труда.
  • Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России.
  • В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Самые известные его рассказы «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

  • За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений.
  • Самые известные его рассказы «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына . По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами. В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации».

  • Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына . По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами. В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации».

Творческое кредо писателя «Мне не нужно по-новому, мне нужно по-доброму!»

Творческое кредо писателя

«Мне не нужно по-новому, мне нужно по-доброму!»

Любимые герои Екимова – старики и дети . Как вы думаете, почему? Они обладатели «живой души»

Любимые герои Екимова – старики и дети . Как вы думаете, почему?

Они обладатели «живой души»

Рассказ «Ночь исцеления»

Рассказ «Ночь исцеления»

1 этап. За каждый правильный ответ – 2 балла команде

1 этап. За каждый правильный ответ – 2 балла команде

1. Какие развлечения были у Гриши у бабушки в деревне? Ответ: катался на лыжах, коньках, собирал грибы, дружил с деревенскими ребятишками

1. Какие развлечения были у Гриши у бабушки в деревне?

Ответ: катался на лыжах, коньках, собирал грибы, дружил с деревенскими ребятишками

2. Когда приезжал внук к бабушке? Ответ: на зимние каникулы, на Октябрьские и Майские праздники

2. Когда приезжал внук к бабушке?

Ответ: на зимние каникулы, на Октябрьские и Майские праздники

3. На какой речке рыбачил Гриша? Ответ: на Дону.

3. На какой речке рыбачил Гриша?

Ответ: на Дону.

4. По каким двум причинам бабушка перестала ездить ночевать к своим детям? Ответ: 1) боялась оставить дом, хозяйство; 2) не давала спать остальным в доме из-за разговоров и криков во сне.

4. По каким двум причинам бабушка перестала ездить ночевать к своим детям?

Ответ: 1) боялась оставить дом, хозяйство; 2) не давала спать остальным в доме из-за разговоров и криков во сне.

5. Баба Дуня просыпалась первой ночью два раза. О чем она просила во сне? Ответ: 1) найти потерянные карточки на хлеб; 2) вернуть мешки с желудями.

5. Баба Дуня просыпалась первой ночью два раза. О чем она просила во сне?

Ответ: 1) найти потерянные карточки на хлеб; 2) вернуть мешки с желудями.

6. Что посоветовала мама Гриши для исцеления бабушки от кошмаров? Ответ: крикнуть «Молчать!» бабушке.

6. Что посоветовала мама Гриши для исцеления бабушки от кошмаров?

Ответ: крикнуть «Молчать!» бабушке.

2 этап. За каждый правильный ответ – 5 баллов команде

2 этап. За каждый правильный ответ – 5 баллов команде

1. Прочитайте отрывок «Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем». Дайте определение слову «мормышки».

1. Прочитайте отрывок

  • «Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем».
  • Дайте определение слову «мормышки».

 Мормышка - искусственная приманка для ловли рыбы, разновидность блесны

  • Мормышка — искусственная приманка для ловли рыбы, разновидность блесны

2. Прочитайте отрывок «– Бабаня, я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жарёха. Фирма веников не вяжет. Учти.  – С вениками правда плохо,– согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре». Что значит фразеологизм «фирма веников не вяжет»?

2. Прочитайте отрывок

  • «– Бабаня, я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жарёха. Фирма веников не вяжет. Учти. – С вениками правда плохо,– согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре».
  • Что значит фразеологизм «фирма веников не вяжет»?

Фирма веников не вяжет в

Фирма веников не вяжет

в «Толковом словаре русского сленга» В. С. Елистратова дается в значении » мы плохих вещей не делаем »

3. Прочитайте отрывок «За обедом баба Дуня горевала:  – Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость.  – Бабаня, в голову не бери,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы…». Что значит слово «булгачила»?

3. Прочитайте отрывок

  • «За обедом баба Дуня горевала: – Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость. – Бабаня, в голову не бери,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы…».
  • Что значит слово «булгачила»?

Булгачить просторечное выражение, значит « волновать, тревожить, лишать покоя »

Булгачить

просторечное выражение, значит « волновать, тревожить, лишать покоя »

4. Прочитайте отрывок Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры – кучугуры, поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона». Что значит слово «краснотал»?

4. Прочитайте отрывок

  • Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры – кучугуры, поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона».
  • Что значит слово «краснотал»?

Краснотал кустарник или дерево, род ивы

Краснотал

кустарник или дерево, род ивы

3 этап. За каждый правильный ответ – 10 баллов команде

3 этап. За каждый правильный ответ – 10 баллов команде

Объясните, почему герой так поступил – Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.  Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.  – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.  Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково….

Объясните, почему герой так поступил

  • – Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали. Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка. – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково….

Объясните финал рассказа   Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

Объясните финал рассказа

  •   Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

Рассказ Бориса Екимова “Ночь
исцеления”.

Цели урока: Узнать страницу
истории России в годы ВОВ. Усовершенствовать
навыки сопоставительного анализа. Научиться
обобщать, делать выводы. Получить образец
чуткости, отзывчивости по отношению к близким
людям.

Тип урока: урок-размышление.

Оборудование урока:

Таблица “Элементы
сюжета”.
Картина “Вид Дона”.
5 портретов матерей военных лет.
Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь
исцеления”.



Опережающее домашнее задание:

Общее: Прочитать
рассказ. Подготовиться к пересказу основных
эпизодов. Провести сопоставительный анализ
образов героев по 6 вопросам и сделать
соответствующие выводы. Выписать в тетради
описание внешности главных героев.

Индивидуальное: Ученик готовит
сообщение об авторе.


План урока:

I. Слово учителя.
II. Сообщение об авторе.
III. Беседа по выявлению усвоения
содержания.
IV. Пересказы основных эпизодов.
V. Описание внешности главных
героев.
VI. Сопоставительный анализ.
VII. Творческая работа по тексту –
раскрытие душевного богатства Гриши.
VIII.Обобщающая беседа –
размышление.
IX. Заключение по уроку.
X. Домашнее задание.

Урок начинается с объявления учителем
темы, целей урока. Учитель настраивает учащихся
на размышление, анализирование; призывает
проникнуть в самое сердце героев, заглянуть в
человеческие души. Далее замечает, что среди
известных писателей есть имена совершенно
малоизвестные – таковым и является автор
рассказа “Ночь исцеления” Борис Екимов. Учитель
просит послушать сообщение ученика об авторе:

“Борис Петрович Екимов родился в 1938
году в городе Игарке Красноярского края. Окончив
среднюю школу, работал электриком на заводах
Волгограда. Является автором 4-х сборников
рассказов. Состоял членом Союза писателей
Советского Союза. До 1987 года проживал в городе
Калач-на-Дону Волгоградской области. К большому
сожалению, о его дальнейшей судьбе нам ничего не
известно”.

После этого учитель проводит краткую
беседу, чтобы выяснить, как учащиеся восприняли
содержание рассказа. Ученики перечисляют имена
героев, обозначают место и время действия.
Вносится предположение, что действие происходит
в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время
войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя
детьми и сейчас имеет внука-подростка. Но
параллельно с этим временем ребята переносятся в
прошлое, в тяжелые годы Великой Отечественной
войны.

Рисунок 1

Учитель поясняет, что автор использует
прием сна, с помощью которого хочет показать, что
память о войне неразрывно связана с сознанием
людей, переживших Великую Отечественную. Война
даже во сне не оставляет в покое стариков,
заставляет не забывать те страшные годы.

Затем вывешивается таблица “Элементы
сюжета”, придерживаясь которой учащиеся
пересказывают основные эпизоды. Основными
этапами сюжета ребята назвали:

Завязка – тревожные сны бабы Дуни.

Развитие действия – приезд внука, его
разнообразные занятия; радость бабушки;
переживания по поводу тревожного сна.

Кульминация – нахождение единственно
верного способа исцеления бабушки.

Развязка – надежда на полное
исцеление бабушки.

Далее описывается внешность главных
героев. Учащиеся вычитывают из тетради:

“Баба Дуня была совсем старой:
согбенное оплывающее тело; седая голова
тряслась, и в глазах уже виделось что-то
нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом
оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки
затевала, доставала варенья да компоты. Даже про
хвори забыла”.

Вывешиваются портреты старых русских
женщин. Учащимся задается вопрос: “Как вы
думаете, какой из этих портретов подходит для
нашей бабы Дуни? Почему?”

После мотивированного выбора одного
из портретов описывается внешность Гриши:

Рисунок 2

“Внук все малым был да малым, а в
последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с
трудом признавала в этом длинноногом
большеруком подростке с черным пушком на губе
косолапого Гришатку”.

“Гриша сидел на полу, среди блесен и
лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от
кровати до дивана”.

“А когда надел лыжный костюм, то стал
еще выше. И красив он был, такое милое лицо,
мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

На вопрос: “Сколько лет можно дать
Грише?”, ребята отвечают: “Лет 15-16. Он уже почти
взрослый, ребячество осталось позади. Остались
позади и детские забавы, игры, нет пустого
времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о
многом размышляет. Занятия серьезные, полезные –
укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на
данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей
на уху и жареху. А раз он твердо стоит на
сказанном, то и начатое дело доведет до конца.

Учитель: Дома вы должны были вдумчиво,
с исследовательским подходом проследить за
характерами героев, сравнить их по 6 вопросам.
Таким образом, переходим к сопоставительному
анализу, попутно делая краткие соответствующие
выводы.

Далее проводится развернутый анализ, и
всю эту работу в законченном виде можно увидеть в
предлагаемой ниже таблице:

Дети

Внук

1.
Поддерживаю ли они бабу Дуню?

  • “свили гнезда в городе”;
  • “наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;
  • “И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в
    отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных
мест, но и от матери.

“… в
годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах,
на октябрьские праздники да майские. Он зимой и
летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на
коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами –
словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к
родному человеку.

2. Как
это отражается на жизни бабы Дуни?

“ И
снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство
одна, ей физически трудно. Но главное – она
одинока. И это одиночество тяжело давит на нее.
Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от
тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей. Она их
вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них,
боролась за них, спасла их в трудные военные и
послевоенные годы.

“Внук
приехал… А баба Дуня, разом оживев, резво
суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала,
доставала варенья да компоты… Лежала на диване
рубашка внука, книжки его – на столе, сумка
брошена у порога – все не на месте, вразлад. И
живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом
она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и
заботах.

С приездом внука она преображалась,
молодела душой. Было с кем поговорить, для кого
готовить, о ком заботиться.

3. Как
они переносят тревожный сон бабы Дуни?

“Конечно,
все понимали, что виновата старость и несладкая
жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но
от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и
взрослые, считай, ночь напролет не спали.
Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

На
предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не
слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка
переживает, что будила его ночью два раза, Гриша
говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои
годы…”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от
тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о
бабушке.

4. В чем
проявляется их забота?

“Водили
ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не
помогало”.

Не вникают в ее состояние.
Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

“Сейчас,
со стороны, она казалась такой слабой и одинокой.
А тут еще ночи в слезах…” Допытывается: “Ты
вправду плачешь?”. “… это только снится, или это
было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей
помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее
сердцем.

5. Как
успокаивали бабу Дуню?

“Она
лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни:
«“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка
бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня,
видимо, целиком доверившийся своей жене.

Они действовали в духе того
жестокого военного времени. Своим криком –
приказом они лишь усиливали ее страх, горечь,
душевную боль.

“…опустился
на колени перед кроватью и стал убеждать мягко,
ласково…”. “Гриша словно увидел темную улицу и
женщину во тьме…”. “… настойчиво повторял”
слова.

Гриша не кричит, а действует
гипнотически, с помощью внушения. Он как бы
переносится в тревожный мир бабушки, вживается в
образ. Он действительно любит и хочет освободить
родного человека от тягостного душевного
состояния.

6. Как
относятся к прошлому?

“Про
старые годы вспоминал отец. Но для него они
прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не
прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той
жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала
детей, сколько могла. Даже на сборы желудей
ходила одна.

“Слезы
катились и катились… Сердце болело и ныло, жалея
бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился
в странном забытьи, словно в годах далеких, иных,
и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни
такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог
не плакать…»

Внук наделен острым чувством любви и
жалости, способностью сострадать горю близкого и
любимого человека.

В результате проведенного
сопоставительного анализа учащиеся приходят к
выводу, что Гриша, в отличие от родителей,
понимает бабушку всем сердцем. У мальчика
отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько
раз употребляет в тексте слово “сердце” по
отношению к Грише. И по заданию учителя дети
находят эти предложения:

“Гриша мельком, но явственно вспомнил
лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло
по сердцу…”

“Когда Гриша шел домой после
разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и
думать про нее было больно”.

“Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то
теплело и таяло, что-то жгло и жгло…”

“Сердце мальчика облилось жалостью
и болью”.

“Слезы шли от сердца, потому что сердце
болело и ныло, жалея
бабу Дуню и кого-то еще…”

Учитель: Как вы понимаете: “… жалея
бабу Дуню и кого-то еще…”?

(Гриша своим отзывчивым сердцем любит
и жалеет не только родную бабушку. Его жалость
распространяется и на других матерей, по чьим
судьбам пронеслась война.)

Учитель: Значит, Гриша всем своим
большим сердцем и душой понимает и остро
чувствует всю ту боль, которую претерпели многие
матери военного времени.

По завершении проделанной работы
проводится обобщающая беседа.

Учитель: Чем объяснить, что Гриша нашел
единственно верный способ исцеления бабушки?

(Тем, что он намного близок к бабушке,
чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и
хорошо понимает ее состояние, вживается в ее
душу).

Учитель: Как он себя ведет? Какова его
роль, интонация?

(Гриша ведет себя как человек, который
действительно любит и хочет помочь родному
человеку. Гриша не кричит, а действует
гипнотически, с помощью внушения, говорит, как
приказывает, но в то же время спокойно, мягко и
убедительно).

Учитель: Почему Гриша решил, что надо
“делать и молчать”?

(Если он расскажет,
бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление
никогда не наступит. Поэтому он решает молчать.
“Это должно остаться и умереть в нем”).

Учитель: О чем говорит вам название
рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?

(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает
от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он
будет действовать, избавлять бабушку от мук еще
не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она,
последняя ночь, когда баба Дуня полностью
успокоится, исцелится.)

Учитель: Исцеление – это полное
выздоровление не только от физической боли,
страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша
выступает в роли целителя, того, кто вылечивает
силой внушения. И главное, он верит в свои силы,
надеется на лучший исход. А кто верит, у того
многое получается.

Учитель: Итак, какой вывод можно
сделать в конце нашего анализа? Мы поняли, что
близкий родной человек – мать – не должна
оставаться одна при живых детях и внуках. Она
отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед
заботиться о матери в знак благодарности за ее
заботу о них. Обязательно рядом должен быть
человек – опора, поддержка в трудную минуту.

Огромную роль играет власть войны.
Тяжелое время, горе, пережитое во время войны не
отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти,
в душе.

Боль бабы Дуни не физическая, а
душевная (ей врачи и лекарства не помогли).
Душевную рану можно излечить только любовью,
лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли
Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он
в себе лучшие душевные качества?

(Да, мы уверены, что Гриша останется
таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет
тепло своего сердца через всю жизнь и будет
дарить любовь всем окружающим его людям.)

Учитель: Пусть Гриша послужит вам
примером чуткости, отзывчивости, доброты.
Учитесь у него. Побольше читайте о своих
сверстниках, размышляйте об их поступках, о
жизни…

Домашнее задание: написать
отзыв-рецензию о прочитанном произведении и
проиллюстрировать понравившийся эпизод.

Урок показал, что такое произведение с
глубоким содержанием не прошло мимо детских душ,
оно действительно оставило след в их сердце.
Ученики поняли, что с детством кончаются уличные
игры, пустое времяпровождение, что с юностью
наступает пора размышлений о будущем, заботы о
родных. Поняли, что такое родные просторы, родной
человек, безграничная любовь к нему и желание
помочь, прийти на помощь в трудную минуту.

img1.jpg (23995 bytes)img2.jpg (13607 bytes)
img4.jpg (22863 bytes)img5.jpg (20728 bytes)

Тест по произведению «Ночь исцеления» Екимов

Тест по произведению «Ночь исцеления» Екимов

Последний раз тест пройден 1 час назад.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Ночь исцеления»?

    • Борис Екимов

    • Евгений Носов

    • Виктор Астафьев

    • Юрий Бондарев

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 92%
    ответили правильно

    92% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Автором произведения «Ночь исцеления» является советский писатель Борис Петрович Екимов.

  2. Вопрос 2 из 10

    В каком году было написано произведение «Ночь исцеления»?

    • 1973 г.

    • 1978 г.

    • 1981 г.

    • 1986 г.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 66%
    ответили правильно

    66% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение Екимова «Ночь исцеления» было написано в 1986 году.

  3. Вопрос 3 из 10

    К какому литературному жанру принадлежит произведение Б. Екимова «Ночь исцеления»?

    • Роман

    • Повесть

    • Рассказ

    • Поэма

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 83%
    ответили правильно

    83% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение Б. Екимова «Ночь исцеления» написано в жанре рассказа. На это указывает небольшой объем произведения, ограниченное число персонажей, одна сюжетная линия, события которой разворачиваются вокруг главного героя.

  4. Вопрос 4 из 10

    Как звали бабушку – главную героиню рассказа «Ночь исцеления»?

    • Нина

    • Дуня

    • Тоня

    • Марфа

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 95%
    ответили правильно

    95% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…».

  5. Вопрос 5 из 10

    Кто часто приезжал в гости к бабе Дуне?

    • Родная сестра

    • Старший сын

    • Внук

    • Никто не приезжал

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 86%
    ответили правильно

    86% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские…».

  6. Вопрос 6 из 10

    Почему баба Дуня редко приезжала погостить к детям?

    • Стеснялась

    • Тревожно спала по ночам

    • Ее никто не любил

    • Плохо переносила дорогу

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 96%
    ответили правильно

    96% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало».

  7. Вопрос 7 из 10

    Чем занимался Гриша, когда приезжал к бабушке в деревню?

    • Ловил рыбу

    • Собирал грибы

    • Катался на лыжах

    • Все ответы верны

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 81%
    ответили правильно

    81% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами,– словом, не скучал…».

  8. Вопрос 8 из 10

    Что боялась во сне потерять баба Дуня?

    • Кошелек

    • Хлебные карточки

    • Золотые серьги

    • Курицу-несушку

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 89%
    ответили правильно

    89% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «… – Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.
    Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.
    – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня…»
    .

  9. Вопрос 9 из 10

    Во что были завернуты хлебные карточки, которые так боялась потерять баба Дуня?

    • Синий платок

    • Детская варежка

    • Носовой платок

    • Красный шарфик

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 86%
    ответили правильно

    86% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…– Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…».

  10. Вопрос 10 из 10

    Как реагировал Гриша на бабушкины ночные крики?

    • Будил ее

    • Кричал на нее

    • Не давал бабушке спать

    • Успокаивал ее во сне

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 89%
    ответили правильно

    89% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково…»
    «…Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление…»
    .

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Егор Князев

    10/10

  • Марсэлина Курбаназарова

    10/10

  • Гулюзабону Полвонова

    9/10

  • Наталья Котельникова

    10/10

  • Алибеков Умахан

    8/10

Рейтинг теста

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2042.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Урок литературы по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления».

Ю.Н.Радькова,

Учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; умение характеризовать героев произведения, сопоставляя и противопоставляя их; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подгтовка к восприятию.

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трёхтонка.

Леденистый брезент прикрывал её кузов —

Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примёрзший к баранке,

Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,

Вёз он сало и масло, вёз консервы и водку,

И махорку он вёз, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрёл грузовик на чужую планету.

Вдруг навстречу лучам — синим трепетным фарам,

Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром,

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел как мука, — плавно, медленно, сыто…

— Стоп! — сказал лейтенант. — Погодите, водитель,

Я, — сказал лейтенант, -здешний всё-таки житель.

И шофёр осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И вбежал лейтенант по знакомым ступеням,

И вошёл. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные рёбрышки… бледные губки…

Старичок семилетний в потрёпанной шубке.

Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!..

И достал лейтенант свой паёк из кармана.

Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: — Пожуй-ка,-

И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

Там поверх одеяла — распухшие руки,

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца, настоящий мужчина.

И когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку,

— Приезжай! -закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука, — плавно, медленно, сыто…

Грузовик отмахал уже многие вёрсты.

Освещали ракеты неба древнего купол.

Тот же самый кусок — ненадкушенный, чёрствый,

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому, что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому, что была настоящей женою,

Потому, что ждала, потому, что любила.

Грузовик по мостам проносился горбатым,

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому, что солдатом он был настоящим.

— Эти пронзительные строки («Баллада о чёрством куске») написал в 1942 году поэт Владимир Лифшиц, воевавший на Ленинградском фронте. Это стихотворение не о чёрством куске хлеба – оно о любви, заботе, сострадании – о том, что принято называть человечностью.

О человечности размышляет в своём рассказе «Ночь исцеления» и современный писатель Борис Екимов.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

— Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?

Тревогу. Жалость к бабе Дуне. Удивление поведением Гриши. Облегчение. Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.

— Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова? Что волнует писателя?

Гуманное отношение к страдающему человеку, память о войне, взаимоотношение поколений, выбор поведения человека в той или иной ситуации (проблема нравственного выбора).

— Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

Главный герой произведения – Гриша. Он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее. Бабушка – несомненно, достойный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая так ей необходима.

— Обратимся к тексту. Что чувствовала баба Дуня в дни приезда внука?

«Разом оживев, резво суетилась в доме», «Даже про хвори забыла».

— С приездом внука баба Дуня преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться. Можно ли предположить, что до приезда внука она испытывала одиночество? Почему?

— Обратите внимание на однокоренные слова «одна» — «одинокая» — «одиночество», которые использует Б.Екимов. Каково лексическое значение этих слов?

— Одна – без других, в отдельности. Одинокая – не имеющая семьи, близких. Одиночество – состояние одинокого человека. И состояние не только физическое, но и душевное. Его можно испытывать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу. Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья, в городе живут её дети. Поддерживают ли они бабу Дуню?

Дети отдалились от матери: «наезжали редко – хорошо, коли раз в год»; «И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету».

— Почему же сама баба Дуня нечасто гостит у них?

С некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать, плакать. И когда она приезжала, взрослые ночь напролёт не спали.

— Как относились близкие к болезни бабы Дуни?

«…Все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила. С войной и голодом». Но одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтоб помочь ей. «Водили её к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало».

— Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. А как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в рассказе слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам.

«Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»

— Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет её так мучаться?

Во время войны баба Дуня потеряла карточки. А дома трое маленьких детей: «Петяня, Шурик, Таечка… приду они исть просят…Чтобы накормить детей, баба Дуня идёт за Дон за желудями. Набрала в два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено.

— Что такое «карточки», что они значили во время войны?

Карточки – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

— Попробуем проследить, как Гриша, который о войне только понаслышке знает, приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. Почему автор описывает, как после первой беспокойной ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют?

Прошлое бабушки вначале воспринимается Гришей отстранённо, то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли мальчика. Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «- А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было». В финале рассказа Гриша стал понимать бабушку, стал сочувствовать ей. Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Гриша разговаривал с бабушкой мягко, спокойно, ласково, с любовью. Он готов помогать бабушке не одну ночь, сколько понадобится, лишь бы баба Дуня исцелилась.

— Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Первый способ предлагает Грише мать. Обратимся к тексту. «- Спать тебе баба Дуня даёт? – И посоветовала: — Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестаёт. Мы пробовали». Воспользовался ли мальчик советом матери? Почему?

Гриша нашёл свой способ: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите».

— Чем отличается первый способ от второго?

Мамин способ быстрый, легкий, простой, но жестоки и грубый. Он подавлял психику бабушки, не исцелял ее, а помогал окружающим заснуть. Это эгоистичное поведение.

Гришин способ долгий, трудный, но более гуманный; мальчик действует гипнотически, с помощью внушения, успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. Мальчик думает не о себе, а о бабушке, т. е. исцеляет ее, именно ей помогает.

— Мы видим, что Гриша наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека. В отличие от родителей, мальчик понимает бабушку всем сердцем, у него отзывчивая, чуткая душа, не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. Подтвердите это примерами из текста.

«Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу…», «Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло…», «Сердце мальчика облилось жалостью и болью», «Слезы шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…».

— Используя часто слово «сердце» автор подчёркивает, что в душе героя происходят перемены, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем зародилось милосердие и сострадание. Как вы понимаете фразу: «… жалея бабу Дуню и кого-то еще…»?

Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.

— Почему Гриша решил, что надо «делать и молчать»? Почему он не рассказывает бабушке о случившемся?

Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. «Это должно остаться и умереть в нем».

— «Нужно делать и молчать, и придёт исцеление», — понимает Гриша. «Ночь исцеления» — так называется рассказ. Как вы понимаете смысл заглавия? О чьём исцелении рассказывает автор?

В эту ночь Гриша «нашёл ключик» к недугам бабушки, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить ее, исцелить её душу. Исцелилась не баба Дуня – так быстро залечить раны, много лет жившие в её сердце, невозможно. Исцелился сам Гриша, исцелился от черствости и равнодушия, он стал чувствовать чужую боль, научился сострадать, не случайно писатель рисует как бы две жизни, которые проживает юноша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью он как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь становится для него важнее.

4.Рефлексия.

— О чём заставляет задуматься своих читателей автор рассказа?

— Рассказ Б.Екимова заставляет нас задуматься о том, что «самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости» (В.Сухомлинский), что только это делает человека по-настоящему человеком.

Литература: Б.Екимов «Ночь исцеления»

 В.Лифшиц «Баллада о чёрством куске»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы к рассказу носова телефон
  • Вопросы к рассказу носова на горке
  • Вопросы к рассказу неразменный рубль с ответом
  • Вопросы к рассказу неизвестный цветок платонов с ответами
  • Вопросы к рассказу на льдине житков

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии