Тест по произведению «Радуга для друга» Самарский
Последний раз тест пройден более 24 часов назад.
-
Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Радуга для друга»?
-
Михаил Самарский
-
Дарья Донцова
-
Ася Казанцева
-
Ольга Лукас
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 100%
ответили правильно100% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 2 из 10
В каком году было написано произведение Самарского «Радуга для друга»?
-
1982
-
1993
-
2001
-
2009
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 74%
ответили правильно74% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 3 из 10
К какому литературному жанру принадлежит произведение «Радуга для друга»?
-
Рассказ
-
Повесть
-
Фельетон
-
Новелла
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы ответили лучше
55% участников45% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 4 из 10
Какая кличка была у пса в рассказе Самарского «Радуга для друга»?
-
Аякс
-
Трисон
-
Гектор
-
Демос
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 99%
ответили правильно99% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 5 из 10
Для каких людей был специально обучен Трисон?
-
Слепых
-
Глухих
-
Больных аутизмом
-
Страдающих припадками эпилепсии
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 97%
ответили правильно97% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 6 из 10
Что послужило причиной слепоты у Саши?
-
Врожденный дефект
-
Автомобильная авария
-
Осложнение после болезни
-
Психологическая травма
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 95%
ответили правильно95% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 7 из 10
Кто был прежним хозяином Трисона?
-
Пенсионер
-
Маленькая девочка
-
Вдова
-
Солдат
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 96%
ответили правильно96% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 8 из 10
Что больше всего мечтал вновь увидеть Саша?
-
Трисона
-
Маму
-
Радугу
-
Лошадей
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 96%
ответили правильно96% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 9 из 10
Как звали девочку, которую спас Трисон?
-
Соня
-
Рада
-
Дина
-
Тоня
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 85%
ответили правильно85% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 10 из 10
Как отблагодарил Сашу отец Рады за спасение дочери?
-
Купил ноутбук
-
Купил машину
-
Оплатил операцию
-
Никак не отблагодарил
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы ответили лучше
58% участников42% ответили правильно
на этот вопрос -
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Светлана Гущина
10/10
-
Милана Гостева
10/10
-
Библиотека Кисловская-Сельская-Модельная
10/10
-
Диана Румянцева
9/10
-
Егор Боринов
10/10
-
Эмир Субхонбердиев
10/10
-
Арина Моисеева
10/10
-
Филипп Румянцев
8/10
-
Наталья Главицкая
10/10
-
Ильнур Сабитов
9/10
Рейтинг теста
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 739.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
Сценарий мероприятия «Радуга для друга»
Цель: формировать интерес и уважение к книге и чтению. Знакомство с современными авторами
Задачи:
— развивать речь школьников, умение высказывать свои мысли;
— обогащать словарный запас;
— развивать творческие способности учащихся;
— воспитывать любовь к книге и желание читать.
Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук, слайдовая поддержка.
Ход мероприятия:
«Книга – учитель
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук».
Добрый день дорогие ребята, меня зовут Татьяна Николаевна, я очень рада встречи с вами.
Сегодняшнее наше мероприятие называется «Радуга для друга». (СЛ 1)
Я попрошу вас посмотреть на картинку и предположить, о чем мы будем сегодня говорить? (СЛ 2)
(Предположения детей,,,)
Кому-то знакома эта книга?
Сегодня мы познакомимся с этой книгой поближе и узнаем кто автор и чем эта книга может быть нам интересна.
Автор книги «Радуга для друга» — Михаил Самарский. Сейчас ему 22 года (СЛ 3),
(СЛ 4) Михаил – не только студент МГУ им.Ломоносова, но и общественный деятель. В двенадцать написал и в тринадцать лет опубликовал первую книгу, повесть «На качелях между холмами»,
Свою благотворительную деятельность Михаил Самарский начал в 2010 году, (в 13 лет) основав программу «Живые сердца», в рамках которой с помощью своих друзей и знакомых он помогал слепым детям: выпускал аудиокниги, опубликовывал книги шрифтом Брайля, закупал различные приборы для незрячих и слабовидящих детей. С 2012 года на основе программы Михаила Самарского был создан благотворительный фонд «Живые сердца». Учредителем и Президентом фонда является Анна Михайловна Самарская — мама Михаила.
(СЛ 5) Итак ребята, чтобы лучше понять историю, описанную в книге, нам нужно провести маленькие эксперименты.
Для начала я попрошу вас закрыть глаза, представьте себе : Лето, солнце, зеленеет трава, летают разноцветные бабочки, щебечут птички Вы идете в сад и перед вами яблоня , а на ней висит красное спелое яблоко, лучи солнца играют на его поверхности.
Вы протягиваете руку и срываете яблоко с ветки, обтираете его об рукав и откусываете сочный кусочек.
Представили? Легко все было? Это потому, что вы видели яблоко и как оно растет, и цвет и даже вкус можете почувствовать. Это называется — память.
А теперь снова закроем глаза и представьте себе: Ядерный калллайдер фентибоберного цвета!!!
Получилось? Ну если что-то и получилось, то скорее всего не то, что я вам говорила представить, скорее всего у вас получилось разное, и это называется – фантазия.
А теперь мне нужен доброволец.
(эксперимент: завязать ребенку глаза, попросить на ощупь узнать предметы)
Трудно было узнать предметы? с чем вышло затруднение?
Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Да, ребята вы совершенно правы, легче всего вашему однокласснику было узнать те предметы, с которыми ему приходилось встречаться в жизни.
Как вы думаете для чего мы с вами проводили эксперименты с закрытыми глазами?.
А все потому, что герой книги, мальчик, потерявший зрение. (СЛ 6)
Историю, которую я хочу вам рассказать, мы, читатели, узнаём от собаки-поводыря, лабрадора по имени Трисон.
Своих подопечных Трисон не только оберегает от опасностей, но и пытается поддержать их в тяжёлые минуты.
СЛ 7 —
СЛ8 —
СЛ 9 –
Сейчас мне нужен один участник, (вызывается желающий) Пожалйста выбери себе друга, которому ты доверяешь.
Ваша задача : 1. Пройти между кеглями, просто с тросточкой.
2. Пройти между кеглями с поводырем.
Ответь на мой вопрос, как легче пройти: одному или с другом? Почему?
СЛ 10- Как вы думаете, что чувствовол мальчик, в тот момент?
Если бы вы оказались в такой ситуации, как бы вы себя повели?
СЛ 11 – Приключения Трисона, и его стремление вернуться к своему подопечному, ставит читателя в замешательство: Как может животное испытывать такую ответственность и привязанности к временному человеку? Зачем ей это и разве не все равно с кем жить с кем работать?
СЛ 12-
Сл-13 – Приходилось ли вам, когда ни будь расставаться с дорогим для вас человеком, другом или предметом? Как вы себя при этом чувствовали?
СЛ-14 – Захотелось ли тебе почитать эту книгу? Порекомендуете ли вы ее друзьям?
СЛ-15 — Другие книги М Самарского,
Рефлексия:
Классный час «Радуга для друга»
по повести Михаила Самарского
Цели:
— познакомиться с творчеством молодого писателя, с его произведениями;
— на основании повести воспитывать у ребят уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к животным;
— продолжить развитие умений и навыков анализа текста художественного произведения.
Задачи:
Образовательная: чтение и комментирование фрагментов повести, показать ребятам, что нравственные проблемы – ведущие в творчестве молодого писателя Михаила Самарского
Развивающая: развивать мышление, аналитические способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать внимание, бережное отношение к природному миру, чуткость к самым близким людям; умение посмотреть на себя со стороны.
Ход урока
Татьяна Николаевна: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и продуктивной работы.
Мы с вами сегодня поговорим о Михаиле Самарском удивительном авторе. Михаил Самарский – обычный подросток… ну почти обычный. Если не считать того, что он пишет книги, которыми зачитываются не только его сверстники, но и взрослые.
(слайд 1) фото
Первую свою книгу, повесть «На качелях между холмами» Михаил написал в двенадцать лет. Вторая повесть писателя «Радуга для друга» написана им в тринадцать лет!
(слайд 2) фото книг
Выход этой книги не остался незамеченным СМИ. Повесть Михаила Самарского произвела фурор. На сегодняшний момент книга переиздавалась уже более 10 раз. В том числе в США и во Вьетнаме. Готовятся переводы на болгарский и шведский языки.
За книгу Михаил Самарский был удостоен престижных наград:
• Диплом Лауреата Ломоносовского конкурса «Таланты и дарования — 2009»;
• Золотой Диплом имени Иосифа Александровича Бродского;
• Главный приз многожанрового литературного конкурса «Слон» в 2009 году.
Что вы еще можете добавить об авторе?
(слайды 3, 4) его другие фото
Валентин:
Свою благотворительную деятельность Михаил Самарский начал в 2010 году, основав неформальную программу «Живые сердца», в рамках которой с помощью своих друзей и знакомых он помогал слепым детям: выпускал аудиокниги, опубликовывал книги шрифтом Брайля и т. д., закупал различные приборы для незрячих и слабовидящих детей. Помощь в работе программы оказывали российские предприниматели, политики, спортсмены, актёры.
Инна Викторовна: Удивительный, интересный молодой писатель. И герой его книги необычен. Чем произведение непохоже на другие?
(слайд 5)
Повествование ведется от лица собаки. Тринадцатилетний мальчик смог показать мир глазами лучшего друга человека лабрадора.
БУКТРЕЙЛЕР
Инна Викторовна: Чем удивителен герой повести?
(слайд 6)
Настя:
-
Во-первых, имя (стр. 16 зачитать)
«Так вот, я – Трисон. Вы хоть знаете, что это за имя? О-о! Это вам не Тузик какой-нибудь пятнистый и не Рекс косолапый. Иван Савельевич мне подробно рассказывал о моем имени. Мало того что я и сам породистый пес, так вдобавок ко всему и имя у меня не простое. Так звали когда-то тибетского царя. Трисон Дэцэн, который много-много лет назад пришел к выводу, что просветление может быть достигнуто только в результате морального и духовного совершенствования под руководством мастера. Без всякого бахвальства заявляю: мастер у меня в школе был безупречным. Вы поняли, к чему я клоню? Нешуточное дело – просветлённый лабрадор!»
Сергей:
-
Во-вторых, родословная (с.18)
«Моими предками являются собаки викингов и басков, которые обитали на острове Ньюфаундленд. До XVIII века европейцы в глаза не видели никаких лабрадоров. Мы, между прочим, по мнению мореплавателей, всегда считались и считаемся до сих пор залогом счастливого плавания. И если вы думаете, что это заурядное суеверие, то глубоко заблуждаетесь. Мои предки всегда помогали людям. Если корабль терпел крушение, лабрадоры вытягивали на берег канат, по которому перебирались все люди. А нерасторопных моряков мои предки просто перевозили на себе на сушу».
Святослав:
-
В-третьих, название породы (с. 20)
«Если вам интересно, поясню вкратце, откуда появилось название нашей породы. Иван Савельевич рассказывал, что на сегодняшний день существует три версии. Первая: название произошло от острова Лабрадор, который находился недалеко от нашей прародины. Вторая (мне эта больше всех нравится): от португальского слова «Labrador», что переводится как «труженик». Третья версия какая-то несуразная, но раз уж решил рассказать, то озвучу и ее: есть такой минерал черного цвета с синеватым отливом, так и называется «лабрадор». Почему мне не нравится эта версия? Потому что только мои предки имели черный окрас. А сейчас среди моих собратьев есть и палевые, как я, и даже шоколадные лабрадоры. Нет, никаких минералов, островов. Конечно, наша порода произошла от португальского слова. Труженик – он и в Африке труженик, как говорит мой Сашка».
Татьяна Николаевна:
-
В-четвертых, «работа» — поводырь
Что означает слово поводырь?
(слайд 7)
Валентин:
Поводырь — человек, животное или специальное устройство, функцией которого является оказание помощи слепому во время передвижения. Устаревшие значения слова — провожатый, проводник, ведущий.
Собаки поводыри специально обучены для помощи слепым людям в передвижении на улице. Они не только являются незаменимыми спутниками, помогающими избегать препятствия на дороге, но и жизненные поводыри, открывающие новые возможности, пробуждающие интерес к окружающему миру.
Настя:
(слайд (с. 10 зачитать)
«Серьезно говорю: я не просто иду со слепым человеком, я тружусь. И поверьте, работа у меня не такая уж и легкая. Моя задача довести подопечного туда, куда он запланировал, и чтобы он во время пути не разбил себе голову, не споткнулся, не упал, в конце концов, не промочил в луже ноги. Я обязан предупредить обо всех преградах, должен всегда успеть остановиться перед любым препятствием и дать возможность человеку проверить тростью, что перед ним. Если преграда перекрывает часть дороги, я отклоняюсь вправо или влево и обвожу подопечного, при этом еще наблюдаю, чтобы он не прошел под низко склонившимися ветками или еще какой другой штуковиной на уровне его роста. В мою задачу также входит, чтобы подопечный не столкнулся с другими людьми. Если мы передвигаемся на автобусе или трамвае, я указываю вход, а потом – выход. В общем, забот хватает».
(слайд 9)
« Вы думаете, мне легко ходить с этой шлейкой? Вечером, когда я от нее избавляюсь, так хочется на спинке поваляться, лапы задрать к потолку, вытянуться во весь рост, потом попрыгать, мячик погонять».
Татьяна Николаевна: Что умеет собака поводырь?
Сергей:
Обученная собака поводырь справляется со следующими основными задачами:
-
быть сосредоточенной и подавлять инстинкты;
-
преодолевать препятствия на дороге (лужи, камни, бордюры, ступени) и давать знаки о них хозяину;
-
сопровождать незрячего по улицам и перекресткам;
-
направлять человека в движении на подъемах, лестницах, поворотах, через неширокие проходы;
-
освоить привычные маршруты, в среднем до 35-40, из места проживания и обратно.
Настоящий поводырь не боится людей и транспорта, внимателен к действиям и самочувствию хозяина при условии его грамотного поведения.
Валентин:
На протяжении всей повести Трисон вспоминает разные истории, которые происходили с ним и его подопечными. Разные люди встречаются на его пути: и хорошие, и плохие, те, кого собака считает «своими» и «чужими».
(слайд 10)
Повесть Михаила Самарского написана как откровение собаки — лабрадора, ведущего захватывающую беседу с читателем. Глазами собаки мы видим человеческие поступки, и за некоторые из них нам, читателям, становится стыдно.
Святослав:
-
однажды Трисон чуть не погиб на рельсах: «Подходит электричка, толпа как ринется к дверям, я думал, они нас раздавят. … меня столкнули с платформы, и я оказался между вагоном и перроном».
-
у Ивана Савельевича в трамвае какой-то проходимец вытащил из кармана бумажник,
в лифте украли телефон: «Эх, Трисон-Трисон, ты видишь, как … позорят нашу человеческую породу? Ну, скажи ты мне, пёсик мой родной, как же после этого верить людям? — Только ты смотри, собака, не подумай, что я за телефоном плачу. Нет, Трисон, пропади он пропадом этот телефон, я плачу оттого, что приходится жить среди вот таких двуногих животных… Разве они люди?»
Очень часто нечестные люди обманывают слепых людей и т.д.
Инна Викторовна: Вы видите, ребята, все-таки хороших, добрых людей, встречающихся в жизни Трисона и его подопечных, больше. И автор убеждает нас в этом. У добра есть имя. И обратите внимание, какие это имена: Светлана, Надежда, Любовь. У жестоких людей имени нет.
Обратимся к повести Михаила Самарского. О чем она?
Варианты ответов:
-
о дружбе человека с собакой, о вере в жизнь;
-
о верности, умении поддержать в трудную минуту;
-
о готовности прийти на помощь;
-
о мужестве и отчаянье;
-
об отзывчивости и чёрствости;
-
о милосердии и равнодушии;
-
о горе и радости;
-
об умении быть благодарным;
-
об одиночестве среди людей и о чудесах, которые может совершить любящее сердце. Настоящему другу можно подарить и радугу, и даже зрение!
(слайд 11)
Татьяна Николаевна:
Михаил Самарский предлагает читателю задуматься над следующими проблемами: как живется в нашем мире животным, которых мы приручили; почему мы так жестоки, что значит любить и помогать ближнему. В повести «Радуга для друга» затронута одна из важнейших проблем современности — это отношение в нашем обществе к инвалидам, которые по тем или иным причинам стали в нашем понимании «неполноценными»
Инна Викторовна: У повести необыкновенное название – «Радуга для друга».
Как вы думаете, ребята, почему автор так назвал свою книгу?
(слайд 12)
Настя:
Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга.
Радуга – одно из красивейших явлений природы. Человек с незапамятных времён задумывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которого на землю спускались боги или ангелы, то с дорогой между небом и землёй, то с вратами в другой потусторонний мир.
Татьяна Николаевна:
Можно ли сказать, что название повести Михаила Самарского «Радуга для друга» символично?
Ответы учащихся:
Валентин:
Слово «радуга» в той или иной форме неоднократно появляется на страницах повести:
-
в автокатастрофе «в тот роковой день в машине вместе с отцом ехал и Шурик. Ему тогда было 11 лет. Врачи вынесли приговор: радужка и хрусталик безвозвратно потеряны».
Настя:
-
Пес о себе: «В лучах еще не закатившегося солнца моя шерсть переливалась всеми цветами радуги, но преобладало все-таки золотое сияние моей добротной шерсти».
Сергей:
-
Мечта слепого мальчика Саньки – увидеть радугу. Он просит своего друга-собаку Трисона пролаять три раза, если на небе появиться радуга. (с.126 — зачитать)
Святослав:
Мы видим, с каким необычным интересом он реагирует на рассказ школьной подруги Ирины о знакомой её мамы, не видевшей более 20 лет, сделавшей недавно удачную операцию и наконец прозревшей!
По ходу повести мы видим, как Трисон трепетно относится к своему подопечному подростку и как для поддержания морального духа своего приятеля
вынужден пойти на компромисс со своей собачьей совестью
— трижды пролаять, что на понятном только им языке означает
появление в небе радуги
.
Инна Викторовна: Какое символическое значение имеет слово «радуга»?
Радуга – символ многоцветия и радости жизни.
Радуга связана со светом, солнцем, теплом, добром, дружбой.
Радужка глаза повредилась – свет померк, краски исчезли. Радугу, наполненную красками жизнь дарит Трисон своему другу, спасая девочку по имени Рада.
(слайд 13)
Татьяна Николаевна проводит игру
Татьяна Николаевна: (вывод)
Эта книга – не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это повесть о каждом из нас. Это напоминание, что мы должны ценить тех, кто вместе с нами проходит через все жизненные испытания, кто никогда нас не бросит. Ценить настоящих друзей и просто всех, чье сердце наполнено добротой.
(слайд 14)
Я хочу посоветовать вам, ребята, читать и другие книги Михаила Самарского: «Фукусима, или история собачьей дружбы», «Формула добра», «Двенадцать прикосновений к горизонту» и др.
(Убрать экран)
Лабрадор Трисон дарит своему другу Саше радугу, яркую жизнь, веру в добро.
А что вы могли бы пожелать своему другу? У вас на столах лежат цветные стикеры. Напишите на них свои самые заветные пожелания близким людям, своему другу. Составим из них свою радугу добра!
(Ученикам дается несколько минут, чтобы записать пожелание, а потом прочитать и прикрепить на доску в виде цветной радуги)
Итог урока:
Заканчивая урок, хочется пожелать вам: берегите себя, своих близких и родных, уважительно относитесь ко всем и ко всему, что вас окружает.