Цели урока: познакомиться с жизнью и
творчеством писателя; рассмотреть тему и главную
мысль рассказа, изучить эпизод из истории страны
и жизни целого народа; проанализировать главных
героев произведения и понять, кто же такой
русский человек; развить речь учащихся;
воспитать чувство патриотизма и гуманизма.
Оборудование: доска с записями,
презентации, иллюстрации, тетради, текст
произведения.
Эпиграф:
Бедствия всего более открывают силы в
характере русского народа. (Н.М. Карамзин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы собрались на необычный урок, это
урок-память, урок-посвящение тем, кто более шести
десятилетий назад боролся с фашизмом за свободу
и независимость нашей страны. И победил, победил,
несмотря на тяжелейшие 4 года жестокости и
ненависти, крови и бедствий, но также любви и
милосердия. Что же помогло нам, русским, победить
фашистскую орду, выжить в тылу и остаться самой
сильной и мужественной страной. А это то, что есть
в русском человеке, это наш характер,
удивительный и непредсказуемый, когда надо —
жесткий, когда надо — милосердный. Но всегда
стойкий и мужественный.
И вот сегодня пойдёт речь о нашем русском
характере, ведь рассказ А.Н. Толстого так и
называется «Русский характер».
(Презентация о жизни и творчестве А.Н. Толстого)
2. Комментарий учителя.
Итак, мы знаем, что автором рассказа является
А.Н. Толстой, но ведь есть еще один автор,
рассказчик истории о Егоре Дрёмове. Кто же он?
(Рассказ об Иване Судареве) Готовит учащийся по
материалам произведения.
3. Вопросы по тексту.
— Когда был написан рассказ, где впервые
напечатан?
— Кто же является главным героем произведения?
— Что случилось с Егором Дрёмовым? Почему он
оказался уродом? В какой битве он получил увечья?
(Ответы с применением текста)
(Презентация о Курской битве)
— За эту битву Егор получил звание Героя
Советского Союза. За что давали это звание?
(Сообщение учащегося о звании Герой Советского
Союза)
4. Комментарий учителя.
Курская битва явилась для Егора границей между
той жизнью, где он -молодой, отважный, красивый
внешне, и другой, где он — молодой, отважный, но
уродливый внешне. Давайте прочтем, как он ощущает
себя при этом?
5. Работа с текстом
— Вот состояние Егора. Мы видим, и медсестра, и
генерал отводят глаза от лица героя. А что же
близкие? Кто ждёт его дома?
(Сообщение о семье героя)
— Поехал ли Егор домой? Как его встретили?
(Работа по тексту) -Почему Егор не признался
родителям и невесте, что это он?
Комментарий учителя.
Трагически окончилась встреча Егора в родном
доме. А что же дальше? Так и не смог наш герой
огорчить близких, или всё-таки смог пересилить
себя?
(Чтение письма от матери)
— А что же после письма? (Встреча с матерью и
Катей, см. текст.) -Какими предстают здесь герои?
Что помогло им встретиться вновь?
(Ответы учащихся)
6. Обобщение материала.
— Сегодня на уроке мы много раз употребляли
слово «характер». А что же оно обозначает? (см.
слайд)
— А что же такое русский характер?
— А как об этом говорит сам Толстой? (см. слайд и
текст)
— Давайте вернёмся в начало урока и посмотрим на
эпиграф, слова историка и писателя 18 века о
русском народе. Как вы понимаете их? (Обращение к
эпиграфу)
— А кто же это простой русский народ?
Вот они на ваших иллюстрациях к данному
рассказу. (Обращение к иллюстрациям)
Комментарий учителя.
Сегодня мы познакомились с рассказом «Русский
характер», с главным героем Егором Дрёмовым. Но
ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших
в танках, летчиков, горевших и погибавших в
самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов,
героев, которые отдали свою жизнь за наше
счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем
героя Великой войны. Минута памяти.
(Слайд Вечного огня. Песня из
кинофильма «Офицеры»)
7. Домашнее задание.
Выбрать и посмотреть любой фильм о Великой
Отечественной войне, определить главную мысль
фильма, охарактеризовать героев.
(Прилагаются презентации,
сообщения учащихся)
Семья Егора Дрёмова. Катя Малышева.
Семья Егора Дрёмова жила в приволжском селе
Саратовской области. Сам Егор так говорил о своём
отце: «Отец мой — человек степенный, первое — он
себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь
на свете и за границей побываешь, но русским
званием — гордись…». О матери мы можем сказать,
что она была простой крестьянской женщиной,
которая всю свою любовь и страдание, своё горе
излила в письме к Егору.Мы видим, что мать не обманешь, и Марья
Поликарповна материнским сердцем почувствовала,
что это её сын. Это настоящая русская женщина,
вынесшая на своих плечах все тяготы и невзгоды
войны. И, конечно же, Катя Малышева — единое целое
с семьёй Егора. Девушка, которая любит не за
красивую внешность, не за богатство, а за
душевную красоту. Она верна своему жениху, каким
бы он ни был — красивым или уродливым. И у этих
людей, живших в тылу и приближавших победу, свой
стойкий мужественный характер, настоящий
русский. В них тоже ядро, о котором говорил Иван
Сударев.
Рассказчик Иван Сударев в произведении А.Н.
Толстого «Русский характер»
Иван Сударев, автор истории о Егоре Дрёмове,
друг Егора, такой же боец, человек, на которого
можно положиться. Он и является соучастником
этой истории. Многие события Иван Сударев
комментирует, даёт оценку, в рассказе он
повествует не только о Егоре Дрёмове, но и о самом
себе. Например, он рассуждает о жизни людей на
фронте и говорит о том, что «…вертясь постоянно
около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха
с них слезает, как нездоровая кожа после
солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро.
Разумеется — у одного оно покрепче, у другого
послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся,
каждому хочется быть хорошим и верным
товарищем».Из этого сразу видно, что и Иван Сударев — человек
с ядром. Да и мнение Сударева об истории с Егором
дома, (когда Егор рассказывает ему все, говорит о
многом: «Дурень ты, дурень, пиши скорее матери,
проси у неё прощенья, не своди её с ума… Очень ей
нужен твой образ! Таким-то она тебя еще больше
станет любить».)А вот размышление о русском характере, которым
заканчивается рассказ, показывает нам, что
настоящим русским характером обладает и автор
Толстой, и рассказчик Иван Сударев. Такие
произведения в русской литературе носят
название рассказ в рассказе.
Тест по произведению «Русский характер» Толстой
Последний раз тест пройден 20 часов назад.
-
Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Русский характер»?
-
Агния Барто
-
Алексей Толстой
-
Вениамин Каверин
-
Виталий Бианки
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 94%
ответили правильно94% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 2 из 10
В каком году было написано произведение Алексея Толстого «Русский характер»?
-
1942
-
1944
-
1947
-
1951
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 61%
ответили правильно61% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 3 из 10
К какому литературному жанру принадлежит произведение Алексея Толстого «Русский характер»?
-
Роман
-
Новелла
-
Рассказ
-
Повесть
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 60%
ответили правильно60% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 4 из 10
Сколько детей было у четы Дремовых?
-
Один
-
Двое
-
Четверо
-
Не было детей
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 75%
ответили правильно75% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 5 из 10
В каком воинском звании служил Егор Дремов?
-
Лейтенант
-
Капитан
-
Майор
-
Подполковник
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 75%
ответили правильно75% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 6 из 10
Как Дремов получил ранение?
-
Обгорел в танке
-
Попал под обстрел
-
Был ранен при схватке с немцем
-
Подорвался на мине
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 82%
ответили правильно82% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 7 из 10
Какая часть тела Егора Дремова пострадала больше всего?
-
Ноги
-
Руки
-
Туловище
-
Голова
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 84%
ответили правильно84% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 8 из 10
Сколько времени Егор провел в больнице?
-
Месяц
-
Полгода
-
8 месяцев
-
Год
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 66%
ответили правильно66% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 9 из 10
Как звали невесту героя, которую он очень любил?
-
Тоня
-
Катя
-
Лена
-
Наташа
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 82%
ответили правильно82% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 10 из 10
Кто первым в изуродованном бойце признал Егора Дремова?
-
Мать
-
Отец
-
Катя
-
Соседка
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 79%
ответили правильно79% ответили правильно
на этот вопрос -
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Alex Yesterday
8/10
-
Дмитрий Борисов
8/10
-
Анастасия Романцова
9/10
-
Евгения Меньшикова
9/10
-
Даниил Головченко
8/10
-
Елена Аникова
10/10
-
Алишер Азизов
10/10
-
Некит Малунов
9/10
-
Павел Старицкий
10/10
-
Евгений Фомиченко
9/10
Рейтинг теста
3.8
Средняя оценка: 3.8
Всего получено оценок: 2951.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
Урок литературы по рассказу А.Толстого «Русский характер».
Несчастье бывает пробным камнем характеров.
О. Бальзак
Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат.
Р. Эмерсон
Ход урока.
1.Слово учителя.
Рассказ Алексея Толстого «Русский характер» входит в сборник «Рассказы Ивана Сударева»:
«Русский характер! – для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь, — мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере.
Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».
Так начинается рассказ.
2.Вопрос к классу:
-Как вы понимаете слово «характер»?( ответы учащихся)
Слово учителя:
—Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
Вопрос к классу:
-Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе?
Слово учителя:
— Об этом наш разговор на уроке.
3.Слово учителя:
-Но прежде давайте обратимся к нашей истории, ее славным страницам.
Историческая справка.( сообщение ученика)
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «Фердинанд», самолеты-истребители «Фокке-Вульф-190-А» и штурмовики «Хейнкель-129». Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию «Цитадель» крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления. 12 июля начался второй этап Курской битвы — контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов — участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда»
4.Учитель:
-Обратимся к поэзии.(стихотворение читает наизусть подготовленный ученик)
И от пуль невредим, и жарой не палим,
Прохожу я по кромке огня.
Видно, мать непомерным страданьем своим
Откупила у смерти меня.
Испытало нас время свинцом и огнем.
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернемся. И радость вернем.
И сумеем за все наверстать.
(Алексей Сурков. 1942 год. )
Вопрос к классу:
-Чему посвящено это стихотворение?(ответы учащихся)
— Конечно, простым русским солдатам, благодаря которым мир был очищен от фашистской чумы. Конечно, русскому характеру, характеру сильному, мужественному, способному на подвиг.
5.Слово учителя:
-Тема сегодняшнего урока поможет нам почувствовать себя русскими, осознать частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Великой Отечественной войны. Каким же нужно было обладать характером, как любить свою землю, народ, чтобы выстоять и победить. Об этом размышлял А.Н. Толстой в годы войны в рассказах-очерках «Русские воины», «Что мы защищаем?», «Москве угрожает враг», «Разгневанная Россия», «Родина», «Русский характер».В своих произведениях А.Н. Толстой прослеживает истоки русского национального характера, внушая веру в непобедимость народа. Знание русского характера давало право А.Н. Толстому так уверенно говорить о неизбежности победы над фашистами. О характере русского человека Толстой правдиво поведал в рассказе «Русский характер». Жизненность и достоверность этого рассказа были настолько велики, что многие читатели писали письма с просьбой сообщить о героях рассказа.
-Некоторые из писем мы зачитаем, и вы, кадеты, поможете автору ответить на вопросы в этих письмах.(учащиеся отвечают на вопросы)
Письмо№1.
Читаю эпизод из рассказа, и из глаз капают слёзы. Представьте себе, каково это — увидеть своё изуродованное лицо.
—Как отнёсся Егор Дрёмов к своему изменившемуся лицу?
Письмо №2
Пишет вам житель г.Курска. Болъше всего меня поразил в рассказе поступок Егора Дрёмова.
—Как можно подумать, что родной сын будет обузой для матери? Почему он назвался чужим именем?
Письмо №3
Как Егор смог вытерпеть и не обнять родную мать .Ведь это же женщина, которая дала ему жизнь .
—Какие чувства охватили Егора Дрёмова в родительском доме?
Письмо №4
Я была поражена силой любви Кати Малышевой. Ведь не каждая девушка будет гордиться любовью изуродованного солдата.
— Какими же чертами характера обладает Катя Малышева?
Письмо№5
Мама Какое родное слово Мать всегда чувствует своего сына, дочь..Вместе с ними переживает их горести, ощущает боль своего ребёнка.
—О чём писала мать Егору ?(прочитайте письмо в тексте.)
Письмо №6
-Здравствуйте! Пишет вам житель г.Белгорода. Прочитав рассказ «Русский характер», я понял почему мы выстояли в этой войне. Думаю, потому что русский характер непобедим.
—Почему же он непобедим?(ответ ученика)
6.Вопрос учителя:
-Что вы можете рассказать о легендарных русских танках Т-34?(ответ ученика)
-Т- 34. Эта машина создана конструкторами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Ильича Кошкина в конце 30-х годов. Лучшего танка за все время войны не было ни у одной страны.
Вопрос учителя:
— Какую роль играет танк Т-34 в рассказе? (На этом танке воевал Егор Дрёмов до ранения).(ответ ученика)
7.Слово учителя: обратимся к рассказу, для того, чтобы проанализировать образы и события.
Ответы учащихся на вопросы:
1. Как писатель рисует портрет Егора Дремова до и после ранения?(зачитать)
2. Как воевал Егор Дремов?
3.Как характеризует Егора его улыбка?
4.Описывает ли автор изуродованное лицо героя?
5.Какое впечатление производит обезображенное лицо Егора на
окружающих?
6.Какие качества Егора раскрываются в его отношении к своему несчастью?
7 Что испытывает Егор, подходя к родному дому? Какую роль играет пейзаж в описании душевных переживаний героя?
8. Что примечательного заметили вы в поведении матери еще во время пребывания Егора дома?.
9. Когда появилось у Егора твердое решение уйти? Почему?
10. Сломила ли беда Егора?
11. В чем видит А.Н. Толстой настоящий русский характер?
Слово учителя:
— ответить на этот вопрос нам помогут карточки( цитаты о характере- приложение)
Учащиеся выбирают и зачитывают лучшие ,на их взгляд, цитаты, объясняют их.
Слово учителя:
-Перечислите качества русского солдата: (записываю со слов учеников)
-Патриотизм, решительность, мужество, любовь к родной земле, воинское братство, уважение, достоинство, гордость, душевная красота.
-Исходя из выбранных качеств русского солдата, в чём мы видим настоящий русский характер?
-Почему русский писатель Н.Карамзин писал: «Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа».
7.Вывод.
Слово учителя: Сделаем вывод.
1. Почему рассказ называется «Русский характер»?
2.В каких словах рассказа заключается его главная мысль?
3.В чьих поступках проявился русский характер?
4.Чем красивы поступки этих людей?
РЕФЛЕКСИЯ:
-Что узнали на уроке?
-Чему научились?
-Какие жизненные уроки извлекли?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
-Герой рассказа А.Н. Толстого проявил русский характер в годы войны.
—По вашему мнению, можно ли проявить русский характер в мирное время?
—А вы, кадеты, в чем вы можете проявить свой характер?
В конце урока предлагаю послушать песню из к/ф «Офицеры»( «От героев былых времен…»)
Приложение. Цитаты о характере.
Высшей целью человеческих стремлений является высоконравственный характер. Тельман Э.
Человек с характером — это значит: он что-то пережил и закален переживаниями, в нем есть нечто сильное, на что можно положиться. Тельман Э.
Характер определяется не одной особенностью и не многими особенностями, но их степенью и их взаимоотношением. Жан Поль
Характер состоит в энергичном стремлении к достижению целей, которые каждый себе указывает. Гёте И.
Характер состоит в том, чтобы как в большом, так и в малом последовательно проводить то, на что чувствуешь себя способным. Гёте И.
Жизнь человека — вот его характер. Гёте И.
Характер состоит в способности действовать согласно принципам. Кант И.
Характер — величайший умножитель человеческих способностей. Фишер К.
Серьезность — основа характера. Бальзак О.
Характер для человека — это то же, что запах для цветка. Шваб Ч.
Люди с характером — это совесть того общества, к которому они принадлежат. Эмерсон Р.
Характер каждого человека оказывает влияние на счастье прочих людей, смотря по тому, имеет ли он свойство приносить им вред или пользу. Смит А.
Тема
урока: В чем сила и несгибаемость
русского характера?(по рассказу А.Н.Толстого «Русский характер»)
Тип
урока: общеметодологической направленности.
Форма
урока: интегрированный
Цель урока:
·
познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого «Русский характер»;
·
раскрыть смысл заглавия произведения.
Задачи урока:
·
раскрыть нравственные стороны поступков людей в годы войны;
·
воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам
Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм;
·
привлекать учащихся к чтению художественной литературы;
·
формировать способность выделять главную мысль в художественном
произведении;
·
развивать все виды речевой деятельности;
·
формировать навыки речевого общения.
Универсальные
учебные действия
Коммуникативные
УУД: аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку
зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать
речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с
учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и
малых группах.
Регулятивные
УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже
усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные
УУД: самоопределение, смыслообразование и нравственно- этическая
ориентация.
Познавательные
УУД: осуществление поиска информации, необходимой для решения
учебной задачи, понимание информации, представленной в различных формах.
Планируемые
результаты:
Личностные
а)
уважительное отношение к родному языку;
б)
стремление к речевому самосовершенствованию;
в)
пополнение словарного запаса;
г)
способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные
·
умение воспроизводить прочитанный текст;
·
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной
форме;
·
взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного
выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные
·
развитие творческой самостоятельности;
·
выработка умений владеть разными видами речевой деятельности;
·
развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в
устной форме;
·
выработка способности участвовать в речевом общении с
соблюдением норм речевого этикета.
Основные
понятия: тема, идея, композиция, кольцевая композиция, характер, герой.
Оборудование: высказывания
известных людей о русском характере на доске, проектор, мультимедийная доска,
тексты рассказов, выставка книг о войне.
Ход урока
«Да, вот они, русские характеры!
Кажется, прост человек, а придет
суровая беда, в большом или малом,
и поднимется в нем великая
сила – человеческая красота».
А.Н. Толстой
Этап 1. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
—
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок,
урок-размышление. Мы познакомимся с новым произведением, которое не оставит вас
равнодушными и заставит глубоко задуматься над простым с первого взгляда
вопросом.
Этап 2. Формулирование темы урока
Слово
учителя
Мы
встаём, как рассветы
Встают над полями.
За друзей умираем
И прощаем врагов.
Наша правда сильней.
И, страну выбирая,
Снова выберем эту —
Меж берёз и снегов .
Нашу душу нельзя
Ни понять, ни измерить.
Если парус порвёт
Самый яростный шторм,
Это русский характер
Помогает нам верить,
Это русский характер
С двуглавым орлом!
С нас погоны срывали,
Нас жгли и косили,
Но мы снова вставали
За погостом погост.
Нас нельзя победить,
С нами Бог и Россия!
Нас учили не ползать,
А стоять во весь рост.
Мы шагаем в огонь,
Чтоб сгореть, но вернуться.
Перед нашей атакой
Неприступных нет стен.
Это русский характер
Не даёт нам согнуться,
Это русский характер
Поднимает с колен.
Нам не надо наград,
Ни крестов и ни славы.
Мы уйдём, как солдаты
Уходят порой.
Пусть сквозь нас прорастут
Незабудки и травы,
И мы станем для всех
светлой Русской землёй…
И мы станем для всех
Просто Русской землёй… (Юрий Шевчук)
2. Формулирование темы урока
Слово учителя.
На доске расположены высказывания известных философов и
критиков, писателей и поэтов. Давайте прочтем их.
Чтение высказываний (читают дети)
1. «Сильный характер, как и сильный поток, встречая
препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув
препятствие, прокладывает для себя глубокое русло».
(К. Ушинский)
2. «Наши характеры образуют наши нравы».
(К. Гален)
3. «В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни,
в тяжёлые годины легко отрешатся от всего привычного, чем жил изо дня в день.
Был человек — так себе, потребовалось от него быть героем — герой»
(А. Толстой)
— Что объединяет все эти высказывания?
Ученики (Все эти высказывания русских философов, критиков,
писателей, поэтов о характере и его чертах. Высказывания содержат
положительные характеристики. Следовательно, это высказывание о характере
русских людей).
— Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском
характере, его силе и несгибаемости. Познакомимся с рассказом Алексея Николаевича
Толстого «Русский характер», который был написан в 1944году.
Тема нашего урока: «В
чем сила и несгибаемость РУССКОГО ХАРАКТЕРА?» (по рассказу А. Н.
Толстого «Русский характер»).
О
силе и несгибаемости русского характера рассказывали в своих произведениях
многие писатели и поэты. Это произведения Б. Васильева «А зори здесь
тихие», Ю. Бондарева «Горячий снег», Б. Полевого «Повесть о настоящем
человеке», стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н.
Толстого «Родина», «Русский характер». (Обращаемся к книжной выставке)
Мне
кажется, что тема сегодняшнего урока поможет нам осознать себя частицей
нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный
в годы войны. Художественные произведения о войне – наш нравственный
ориентир сегодня, завтра и всегда.
Этап 3. Актуализация знаний.
Слово
о писателе. Показательный ответ. (Заранее подготовленный ученик)
Алексей
Николаевич Толстой – русский писатель. Он оставил глубокий след в
литературе как прозаик, драматург, публицист, автор
социально-психологических, исторических и научно-фантастических
романов, повестей и рассказов, публицистических произведений, лауреат
трёх Сталинских премий первой степени. Литературная деятельность
А.Н.Толстого началась до Октябрьской революции в сложной исторической
обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. По
определению Горького, художник «большого, ценного таланта». Тема Родины
оставалась вечной темой его творчества. Во время Великой Отечественной войны
писатель воспевал свой народ, любовь к своей родине. А. Толстой написал и много
публицистических статей, создал ряд рассказов на актуальные темы, в том
числе «Русский характер».
Творчество
Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием. Он
автор любимой нами сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино»,
фантастической повести «Гиперболоид инженера Гарина», трилогии «Хождение по
мукам» и другие.
«Русский
характер» — последнее значительное произведение А.Н.Толстого —
входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева». Оно написано 7 мая 1944
года. Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой
(изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма
советских людей), одним рассказчиком. В каждом рассказе свои главные герои.
В
каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется
особенно ярко в критические моменты истории.
4. Знакомство с рассказом (чтение начала рассказа)
5. Словарная работа.
-Россия –великая страна, не поддающаяся ни под какие мерки,
шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер
сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском характере, удивительном
и непредсказуемом, когда надо – жестоком, когда надо – милосердном, но всегда
стойком и мужественном, сильном и несгибаемом, о загадочной русской душе.
— А как вы понимаете слово «характер»?
Обучающиеся дают свои ответы.
— Давайте посмотрим, верны ли ваши ответы. Посмотрите на
доску.
Характер-а, м.
1. Совокупность психических, духовных свойств человека,
обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х.
Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьем-н.
(свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без
характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным
характером). Литературные характеры (персонажи с их характерными чертами).
— А как вы считаете «русский характер» — это какой
характер?
Ответы: мужественный, стойкий, ответственный, героический,
сильный, могучий, упрямый
7. Беседа по содержанию текста:
— Понравился ли вам рассказ? Какие чувства он у вас вызвал?
(Понравился. Рассказ грустный. Вызывает чувство горечи и
гордости за Егора Дремова, за всех его родных людей)
— Кто рассказывает историю молодого бойца?
(Рассказчиком является Иван Сударев- однополчанин Егора
Дремова).
— Кто главный герой произведения? Что о нём говорится в
рассказе?
(Главный герой рассказа – Егор Дрёмов)
-Что о Егоре мы узнаем из рассказа? Что пишет о нем Алексей
Николаевич в начале произведения? Найдите и зачитайте эти слова.
(А.Н.Толстой пишет о нём так: «Человек он простой, тихий,
обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области… до войны
был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и
отца своего, Егора Егоровича»).
— Как же воевал Егор?
(Доблестно, «он носит золотую звёздочку и половина груди в
орденах»).
— Каким писатель рисует Егора Дрёмова? (найдите и прочтите элементы портрета)
(«Среди других заметен сильным и соразмеренным сложением и
красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, — бог войны!
Спрыгивает с брони на землю, стаскивает щлем с влажных кудрей, вытирает ветошью
чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни»).
— Какое несчастье произошло с бойцом?
(Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью
и дрогнули, его танк – на бугре. На пшеничном поле – был подбит снарядом, двое
из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев
вытаскивает лейтенанта из горящего танка. Но комбинезон на Дремове уже горел.
Чувилев кидал пригоршнями землю на лицо, голову, одежду лейтенанта. Надо было
сбить огонь. Его надо было спасать. У Егора стучало еще сердце.)
— Долгим и тяжелым было выздоровление Дремова. Почему же
читатель не испытывает радости, читая следующие строки рассказа?
(«Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну
за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши.
Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не
своё лицо. Больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал
своё лицо, будто привыкал к нему»).
— Как характеризует героя улыбка, которая появилась на лице
Егора во время разговора с генералом?
(Улыбка Егора жизнеутверждающая. Герой прошёл через суровые
опасности, которые не сломили его, а закалили в нём патриотические чувства, он
обладает огромной внутренней силой, верой в победу над врагом).
— Как человек меняется на войне?
(«На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются
лучше, всякая чепуха с них слезает, как здоровая кожа после солнечного ожога, и
остаётся в человеке – ядро».
— С Егором Дрёмовым случилось несчастье: герой обгорел,
лицо было сильно изуродовано. Какое впечатление на окружающих производит
обезображенное лицо Егора?
(- Из рассказа читаем такие строки: «Медсестра, подавшая
ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала»; «…генерал во время разговора
старался не глядеть на него»; невеста «подошла близко к нему. Взглянула, и
будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась»).
— Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?
(Он произносит замечательную фразу: «бывает хуже, но с этим
жить можно». Эти слова героя говоря о его сильной воле, об умении смотреть
правде в глаза, о том, что его характер несломлен этим несчастьем. Егор
считает, что уродство ему не помешает воевать дальше).
— Какие черты характера раскрываются в герое в момент его
приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь к родительскому дому?
(Он боится встречи с родными. Егору тяжело, потому что он
не знает, как родные отнесутся к его уродству. Очень боится волнения, испуга
старенькой матери. А вдруг сердце не выдержит? Ясно видно, что герой
колеблется, боится причинить душевную боль родителям. Сейчас он не знает, как
они примут его и как переживут его уродство).
— Найдите и прочитайте эпизод встречи Егора с
матерью. Что необычного заметили вы в её поведении, когда сын был ещё дома?
(Внимательной, заботливой, доброй была она к Егору:
накормила, пристально следя за его рукой, выстирала портянки, вымыла сапоги,
напекла пшённых блинов).
— О чем постоянно думает Егор, находясь дома?
(«Неужели никто не узнаёт его? Нужен ли он кому-нибудь с
таким лицом?» Егора нужно понять, ведь до войны он был, наверное, симпатичным
молодым человеком, а после ранения его лицо изуродовано. Это его угнетает. Ему
хотелось, конечно же, чтобы мать и отец узнали его, обняли, расцеловали. Ему
больно оттого, что этого не случилось. Он был готов крикнуть им: «…признаете же
вы меня, урода!»)
— Почему Егор принимает решение уйти?
(Когда невеста Катя, увидев его, тоже не узнала, а ещё
испугалась, отпрянула от него. Это его очень сильно огорчило, поэтому он решил
уйти. Да и родители не почувствовали в этом уроде своего сына).
Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать себя
инвалидом, прятаться за спины своих товарищей, поэтому он вернулся на фронт,
чтобы вновь воевать.
– Какие черты характера свойственны герою?
(Герой – человек мужественный, скромный, он наделён
настоящей человеческой красотой. Внутренняя красота ценится выше всего.
— Он искренне любит своих родителей, невесту настолько, что
не хочет причинять им душевную боль)
— Какое решение принимает невеста Егора, узнав, что именно
он навестил родителей во время отпуска? Прочтите отрывок рассказа,
подтверждающий ваш ответ.
(Катя любила и любит Егора по-прежнему и готова ждать до
конца войны, и его обезображенное войной лицо не пугает ее, не может заставить
ее забыть своего Егора).
Красивая Катя ему отвечает: «Егор, я с вами собиралась жить
навек. Я вас буду любить верно… очень буду любить… Не отсылайте меня…»
— Перечитайте начало и конец рассказа, обратите внимание на
кольцевую композицию рассказа. В чем видит Алексей Толстой сущность русского
характера?
(Сила и глубина русского характера заключается в любви к
Родине, к родным людям, за них не страшно и жизнь отдать. Некогда лейтенанту
думать о себе и о своем горе, надо Отчизну защищать от гнусного врага, чтобы
матери с отцом и любимой Кате, и всему русскому народу дать возможность мирно
жить. «Пришла суровая беда… И поднимается в нем великая сила — человеческая
красота»
Характер красив, если человек умеет искренне любить,
понимать того, кто любит его, не обижать его, не причинять никакой боли).
— Отец о своем сыне говорит «если это был бы он, таким
лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно…» Объясните слова
отца.
(Отец сказал:«Таким лицом…гордиться нужно…» Это объяснить
просто: человека искалечила войной, он защищал Родину, а не прятался за спинами
тех, кто ушёл на фронт).
— Так в чем же, по-вашему, сила и несгибаемость русского характера?
Сила и несгибаемость русского характера заключается в
безграничной любви к Родине и родным людям, в поступках человека, а в данном
рассказе в героических поступках лейтенанта Егора Дремова, который несмотря на
нечеловеческие страдания, физические и душевные, нашел в себе силы вернуть
любовь родных людей и продолжить боевые действия за освобождение своей страны
от немецких захватчиков.
Сила русского характера его родителей в том, что,
безгранично любя своего сына, сумели разглядеть под изуродованной маской своего
родного Егорушку, приехали к нему в часть и силой своей родительской любви
вернули ему силы и желание жить и бороться.
Сила и несгибаемость характера невесты Кати также
заключается в любви к Егору и желании быть всегда рядом с ним, каким бы он ни
был.
Сила характера водителя танка Чувилева заключается в том,
что, не думая о себе, он кинулся к горящей машине и спас жизнь своему
командиру.
Их сила в умении всегда оставаться людьми, любить,
сочувствовать, защищать, выручать, оберегать, никогда не сдаваться, не
сгибаться под ударами судьбы.
Вдумайтесь в слова автора: «Да, вот они, русские характеры!
Кажется, прост человек, а придёт беда, в большом или в малом, и поднимется в
нём великая сила – человеческая красота».
8. Рефлексия.
Сегодня
мы познакомились с рассказом «Русский характер», с главным героем
Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках,
летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков,
связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы
отдаём дань памяти всем героя Великой войны. И также хочется отметить, что 2021
год в Чувашии объявлен годом строителей трудового подвига Казанско- Сурского
оборонительного рубежа.
Послушаем
воспоминания строителей этого рубежа.
Звучит музыка из песни «От героев
былых времен…»
Матрёна Акимовна Бурундукова (1921 года рождения) из Батыревского
района вспоминает, что получила повестку о мобилизации на строительство
Сурского рубежа в начале ноября 1941 года. Повестки тогда раздавали всем
молодым девушкам и бездетным женщинам.
«Наша
работа заключалась в том, чтобы пологий берег Суры сделать неприступной стеной.
Чтобы танки не смогли через него пройти», — приводятся слова бойца Сурского
рубежа.
Матрёна
Акимовна вспоминает, как они каждый день «изнурительно выкапывали
мёрзлую землю железным ломом и лопатой», а для того чтобы она оттаяла,
разжигали костры:
«Не
было тёплой одежды. Особенно не хватало обуви. Лапти изнашивались за считанные
дни, а найти другие было очень проблематично. Проблемы были и с организацией
питания. Вечером нам давали небольшой кусочек хлеба, размером с ладонь. Мы
съедали его по дороге до своих землянок. Затем опять сидели голодными».
О жизни прабабушки Евдокии Павловны Вахатовой (Бочкаревой) из
Порецкого района (1917—2001) рассказала правнучка. На строительство
оборонительных рубежей её направил колхоз, от деревни до места линии обороны
было 40 км, поэтому вставали в 3—4 утра, чтобы успеть к началу рабочего дня.
«Земля
была тяжёлая, промерзала на 1,5—2 метра, для этого жгли костры, чтобы «оттаять
землю, потом долбили её ломами и лопатами», — приводит правнучка воспоминания Евдокии
Павловны.
Также
она рассказывала, что рукавиц на всех не хватало:
«Руки
примерзали к металлу, постоянно кровоточили. Обувка и одежда быстро
изнашивались, поэтому тут же сами плели лапти. Дисциплина была военная,
говорила прабабушка: «Тяжело было и страшно, что скоро могут фашисты прийти,
поэтому работали, пока могли на ногах стоять. Было как на фронте, только пули
над нами не летали».
—
Ребята, наших прабабушек и прадедушек можно сказать, что они люди с
русским характером? Почему?
9. Домашнее задание. Напишите
сочинение про героизм ваших родственников во время ВОВ.
Скачано с www.znanio.ru
Автор: Желонкина Галина Михайловна
Организация: МОБУ «Медведевская СОШ №2»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, пгт. Медведево
Методическая разработка индивидуального занятия по чтению разработана для обучающегося 8 класса по Адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях массовой школы.
Урок посвящен 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 годов).
Цель: систематизация знаний по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер».
Были применены педагогические технологии, наиболее приемлемые в индивидуальном обучении восьмиклассника с ОВЗ, способствующие развитию коммуникативных умений и навыков, повышению познавательной активности, снятию нервного напряжения, коррекции психических процессов, смене видов деятельности. Особое внимание уделено воспитанию патриотизма, нравственных и этических качеств, необходимых обучающемуся с ОВЗ для дальнейшей адаптации и социализации в обществе.
При работе над содержанием рассказа А. Н. Толстого «Русский характер» на уроке использовались интерактивная презентация, доступные виды заданий проблемного и творческого характера, краеведческий материал о героях – земляках, уроженцах Медведевского района.
Данный методический материал адресован и будет полезен учителям русского языка и литературы коррекционных и массовых школ, молодым специалистам, студентам педвузов, дефектологам, воспитателям в проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Адаптированный конспект урока чтения в 8 классе по рассказу А.Н. Толстого
«Русский характер» для обучающегося с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями) на дому.
Тема: «Ради жизни на Земле…»
Цель: Систематизация знаний обучающегося по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер».
Методическая цель: Применение приемлемых педагогических технологий и методов интерактивного обучения на уроке чтения в процессе индивидуального обучения восьмиклассника с ОВЗ.
Задачи: Образовательные: совершенствовать навыки осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по тексту прочитанного произведения;
Развивающие: развивать устную и письменную речь, творческие способности, активизировать и расширять словарный запас;
Коррекционные: корректировать высшие психические функции (логическое мышление, память, внимание, воображение, речь, кругозор, зрительное восприятие);
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к произведениям Великой Отечественной войны, уважения к ветеранам, инвалидам, труженикам тыла, родителям, воспитывать нравственные и этические качества, необходимые для дальнейшей адаптации и социализации в обществе.
Планируемые результаты:
Познавательные: Обучающийся расширит свои знания о Великой Отечественной войне, закрепит умение осмысленно читать, искать и выделять необходимую информацию из текста, синтезировать полученные знания для составления ответа.
Регулятивные: научится выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, оценивать и формировать усвоенные знания, работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь устанавливать рабочее отношение (ученик – учитель) и эффективно сотрудничать, формировать собственное мнение и свою позицию на события и поступки героев, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма работы: индивидуальная.
Межпредметные связи: русский язык, история, география, ИЗО, музыка, физкультура, основы социальной жизни.
Педагогические технологии: технология коррекционно-развивающего обучения, личностно — ориентированного обучения, ИКТ, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология интерактивного обучения.
Оборудование: учебник «Книга для чтения. 8 класс» под редакцией З.Ф. Малышевой, М. Посвящение, 2009, портрет А.Н. Толстого, презентация к уроку «Помним! Славим! Гордимся!», компьютер, экран, проектор, репродукция картины В. Чебанова «Бой под Похоровкой», книжная выставка «Люди, шагнувшие в бессмертие» (о героях-земляках), Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, М.: Азбуковник, 1992, дидактические материалы, указка, микрофон.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающегося к уроку. Психологический настрой на урок, организация внимания. (Слайд 1).
1.1. Демонстрация видеоролика о войне с прослушиванием песни «Священная война». (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). (Слайд 2).
1.2. Вступительное слово учителя.
Добрый день, Х!
Наш урок чтения проводится в Год памяти и славы, накануне юбилея: 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 75 лет отделяют нас от ужасов и выстрелов того грозного времени. Все 1418 дней и ночей – это пора стойкости и героизма советского народа на фронте и в тылу, его преданность и верность патриотическому долгу.
Кровопролитная война безжалостно вошла в каждый дом, каждую семью. Искалечила и сломала миллионы человеческих жизней, принесла голод, нужду, слезы жителям многонационального Советского Союза.
Вопрос Х: Х! Почему мы должны хранить память о далеких событиях войны, знать героев и гордиться их подвигом?
Ученик даёт ответ-предположение.
Учитель: «Вот сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос».
-
Актуализация опорных знаний.
- 2.1.Слово учителя.
Ты дочитал рассказ А.Н. Толстого «Русский характер», который вошел в сборник «Рассказы Ивана Сударева». Он был написан за год до окончания войны, 7 мая 1944 года. В основу были положены реальные события. Находясь на фронте в качестве военного корреспондента, А. Н. Толстой услышал необычную историю, произошедшую с одним нашим танкистом, который обгорел в своем танке (Слайд 3).
Автор показал нам не столько его военный подвиг, сколько семейные обстоятельства героя — взаимоотношения с родителями и невестой.
2.2 Проверка домашнего задания.
Обратимся к страницам рассказа «Русский характер» (Слайд 4).
Какое впечатление, Х, оказало на тебя чтение изучаемого рассказа? (Ответ ученика).
Дома ты должен был найти следующие эпизоды. Сейчас прочитай выразительно вслух:
а) фрагмент, отражающий главную мысль рассказа,
б) самый счастливый, на твой взгляд, эпизод в жизни героев.
Обоснуй свой выбор.
Укажи отрывки, которые нужно читать с различной интонацией:
а) с радостью,
б) с печалью.
Попробуй передать содержание 1-2 сцен с помощью жестов, мимики, позы. (Ученик выполняет задание).
- Формирование новых знаний.
Запись в тетрадь даты, темы урока, эпиграфа.
3.1. Работа с эпиграфом. (Слайд 5).
Тему нашего разговора на уроке определил эпиграф – русская пословица. Прочитай её: «Русский солдат не знает преград». Какая связь, по-твоему, между этим изречением и текстом рассказа? Для подтверждения своей точки зрения приведи примеры из рассказа. (Например, 1) Отвага и храбрость наших бойцов во время танкового сражения, 2) После тяжёлого ранения, восьми перенесённых пластических операций Егор Дрёмов выжил и снова вернулся на фронт защищать Родину).
В качестве вывода учитель приводит слова русского писателя Н.М. Карамзина: «Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа». (Слайд 6).
3.2. Вспомни, о каком историческом событии идет речь в рассказе «Русский характер»? (Ответ ученика: «Курская битва»).
Работа с картой «Битва на Курской дуге». (Слайд 7).
Обучающийся Х. с помощью учителя находит на карте город Курск, показывает наступление советских войск и противника.
3.3. Рассказ учителя о Курской битве и ее историческом значении. (Слайд .
Одной из ярких страниц бессмертной летописи Великой Отечественной войны была битва на Курской дуге. Она продолжалась 50 дней и ночей: с 5 июля по 23 августа 1943 года. По своему ожесточению и упорству эта баталия не имеет себе равных. Было втянуто несколько миллионов человек, огромное количество орудий и миномётов, танков и боевых самолетов.
Грандиозное танковое сражение состоялось 12 июля 1943 года под Прохоровкой. Здесь насмерть стояли солдаты и офицеры нашей армии, проявляя массовый героизм и самопожертвование. В тяжелом бою, с большими потерями с обеих сторон, советские войска выиграли сражение и окончательно разгромили захватнические планы гитлеровцев. Немецко-фашистское командование было вынуждено отказаться от наступления и перейти к обороне на всем фронте.
Одержанная победа наших воинов была решающей и обеспечила коренной перелом не только в ходе Великой Отечественной, но и Второй Мировой войны. За боевые заслуги более тысячи человек удостоены высшего звания – Герой Советского Союза.
3.4. Работа по репродукции картины В. Чебанова «Бой под Прохоровкой». (Слайды 9, 10).
Обучающийся рассматривает репродукцию картины, готовится к ответу на вопрос: «Какое значение имело танковое сражение на Курской дуге в жизни Е. Дрёмова, главного героя рассказа «Русский характер?»
Учитель обобщает сказанное: У танкиста Егора Дрёмова Курская дуга была границей между той жизнью, где он молодой, здоровый, внешне красивый и другой, где он молодой, отважный Герой Советского Союза, но с изуродованным лицом от тяжелого ранения, перенесший много физической и душевной боли, чтобы выжить, снова вернуться в строй и бить врагов.
3.4. Словарная работа. (Слайд 11).
Х! При чтении рассказа, тебе встретились незнакомые слова и выражения.
а) Значение первого слова «характер» найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. Учащийся находит в словаре лексическое значение слова, читает: «Характер – совокупность психических свойств человека, обнаруживающегося в его поведении».
Почему А.Н.Толстой назвал свой рассказ «Русский характер?» А какое название ты придумал бы на месте автора?
б) Следующие слова и выражения необходимо соотнести с их лексическими значениями, соединить стрелками.
Соразмерное сложение (К кому из героев относится данное определение?) Лежал ничком (Кто и почему был в такой позе?) Полигон (Когда и при каких обстоятельствах употреблено это слово?) |
Вниз лицом к земле Богатырское крепкое телосложение Площадка для проведения войсковых учений. |
4. Динамическая пауза. (Слайд 12).
В классе в разных местах развешены таблички со словами, обозначающими различные качества характера. Обучающийся совершает движение по кабинету под видеоролик с аудиозаписью песни «Путь далек у нас с тобою» (Слова М. Дудина, музыка В. Соловьёва-Седого) с целью сбора информации по заданию: найти и собрать таблички со словами, которые обозначают положительные качества, характерные для героев рассказа «Русский характер»:
скромность душевная красота трусость трудолюбие эгоизм |
предательство любовь и верность лень благородство мужество |
Вывод учителя: Эти черты характера помогли героям рассказа «Русский характер» выстоять ради жизни на земле, победить фашистов, перенести все невзгоды, мучения, выжить в тылу.
Своеобразие русского характера, по мнению А.Н. Толстого, состоит в нравственной и духовной красоте человека.
5. Закрепление изученного материала.
5.1. Работа с «дорожной» картой по инструкции. (Слайд 13)
Задание. Х! Сейчас ты побываешь в роли следопыта и пройдешь вместе с Егором Дрёмовым путь, который он проделал в ходе описанных в рассказе событий.
Инструкция к выполнению задания.
1.Внимательно рассмотри карту и назови ключевые моменты, связанные с жизнью Е. Дрёмова.
2. Укажи кульминационный (наивысший) момент в жизни героя. А как бы ты поступил на его месте?
3.Сформулируй вывод, вставив нужные по смыслу слова. Задание дано на карточке с печатной основой. (Слайд 14)
………………прошел славный путь от ………………. до ……………… Преодолел много …………. Но при этим остался…………… Подвиг Е. Дрёмова – пример …… . .
- Работа по иллюстрации учебника, с. 188.
Задание: Найти иллюстрацию к рассказу «Русский характер» на с.188. Какой эпизод на ней изображен? Внимательно рассмотри и подумай: «Какие строчки из текста рассказа можно подписать под этим рисунком? (Ответ ученика: «Вот они русские характеры!») А как еще можно озаглавить данную иллюстрацию? («Приезд матери и Кати Малышевой в часть к Егору»).
Учитель задаёт вопрос: «Какой можно сделать вывод?»
Вывод Х: Е. Дрёмов, водитель танка Чувилёв, родители Егора и невеста Катя Малышева обладают чертами русского характера. Они сильные, мужественные, любят Родину, проявляют заботу друг о друге.
6. Контроль знаний. Экспресс-опрос. (Слайды 15, 16).
Задание. Выполнить тест с последующей самопроверкой по слайду презентации.
1. Исключи в каждой строке лишнее слово.
а) Иван Сударев, Егор Дремов, Катя Малышева, Петр 1.
б) лейтенант, медсестра, капитан, матрос.
в) люк, крыло, броня, башня.
2. Выбери в каждой строке правильный ответ.
а) Кокшага, Волга, Енисей.
б) посылка, письмо телеграмма.
в) Сталинградская битва, Курская дуга, Блокада Ленинграда.
3.Кому в рассказе принадлежат слова:
«Таким лицом как у приезжего, гордиться нужно».
а) водителю Чувилёву,
б) Кате Малышевой,
в) Егору Егоровичу.
Оцени свою работу, пользуясь таблицей. Приложение 5
Выводы:
— Что недоработано?
— В чем были ошибки?
7. Краеведческий материал о героях-земляках Медведевского района.
Слово учителя. (Слайды 17,18).
На нашей малой родине тоже были свои герои. Из небольшого Марийского края на защиту Родины мобилизовано 11000 сынов и дочерей, около 4000 воинов не вернулись с фронта.
Совершали чудеса героизма и уроженцы Медведевского района. Они вместе с представителями разных национальностей прошли тяжелый путь от Москвы до Берлина, приближая победу.
Медведевская земля дала Отечеству трех героев Советского Союза: Василия Архипова, Михаила Логинова и Александра Шумелёва. Судьба каждого из них уникальна и является примером для молодого поколения. Например, Александр Прокопьевич Шумелёв прошел все войну, был участником легендарного танкового сражения на Курской дуге. Он не дожил до дня Победы всего полмесяца, погибнув в неравном бою за Берлин… Мы гордимся славными подвигами. В честь героев названы улицы, школы, парки, аллеи и музеи, установлены мемориальные доски, сооружены памятники.
О подвиге и мужестве наших земляков можно прочитать из книг, помещённых на выставке «Люди, шагнувшие в бессмертие» из школьной библиотеки. А самым главным памятником народного подвига является Книга Памяти (1994 г.). В ней помещены списки погибших и пропавших без вести защитников нашей страны. Работа поисковых отрядов продолжается и по сей день (Возвращение имен и захоронений останков воинов времен войны).
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(А. Твардовский.)
Встанем на мгновение, в скорби постоим и помолчим. Почтим минутой молчания всех погибших во время Великой Отечественной войны. (Слайд 19).
- Подведение итогов. Рефлексия.
Слово учителя.
Х! Мне приятно, что рассказ А.Н. Толстого «Русский характер» не оставил тебя равнодушным. Сейчас тебе предстоит ответить на главный вопрос, который я задала в начале урока: «Почему мы должны хранить память о событиях Великой Отечественной войны, гордиться подвигом героев?» (Ответ ученика).
Прием рефлексии «Микрофон».
Устно продолжи следующие фразы. (Слайд 20).
- Сегодня на уроке я научился…
- Было интересно выполнять задание(я):
- Испытывал затруднения при…
- Я задумался о…
- Домашнее задание творческого характера (на выбор). (Слайд 21).
- Напиши сочинение – миниатюру в форме письма ветерану (или А.Н. Толстому, одному из героев рассказа «Русский характер»).
- Создай рекламу рассказа «Русский характер» для сверстников.
- Составь кластер на тему «Мой благородный поступок сегодня».
- Оценка работы обучающегося.
Х! Благодарю за активное участие на уроке.
Демонстрация видеоролика с записью песни «День Победы» (1 куплет и припев, слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова ,1975 г.). (Слайд 22).
Заключение
Представленный урок обобщения и систематизации знаний проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом индивидуальных и психофизических возможностей обучающегося подростка с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) Используемые в ходе занятия разнообразные педагогические технологии и методы интерактивного обучения способствуют формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Они повышают интерес к изучаемому предмету, совершенствуют навыки осознанного чтения, стимулируют мыслительные процессы, воспитывают чувство патриотизма и гражданственности.
Коррекционная направленность представленного материала сочетается с объяснением, рассказом, демонстрацией наглядности. Применение презентации на всех этапах делают урок современным, запоминающимся, активизирует внимание. Большое значение на уроке чтения имеют следующие виды деятельности: разъяснение незнакомых (малознакомых) слов и выражений, работа с «дорожной» картой (логическая цепочка рассуждения по инструкции), взаимосвязь с краеведением, выполнение теста с последующей самопроверкой по эталону, установление межпредметных связей.
Смена видов деятельности, проведение небольшой динамической паузы способствовали предупреждению нервно-психического перенапряжения.
После проведения рефлексии, комментирования учебной деятельности подростка на уроке, было дано письменное домашнее задание. Оно носило творческий характер, предложено на выбор учащегося и нацеливает на дальнейшее размышление.
Таким образом, организуя урок чтения с применением педагогических технологий и методов интерактивного обучения для обучающегося с ОВЗ, можно добиться познавательной активности с формированием собственного мнения ученика, корректировать интеллектуальную сферу, наладить эмоциональный контакт. Это является немаловажно для дальнейшей интеграции и социализации в обществе.
Данный урок достиг своей цели, а выбранная структура индивидуального занятия и его содержание рациональны для решения поставленных задач.
Список используемых источников
- Адаптированная образовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями (надомное обучение Х.Х, 8 класс) МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2019/2020 учебный год.
- Жизнь и труд во имя победы: Медведевский район в годы Великой Отечественной войны. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1975.
- Книга для чтения. 8 класс: Автор – составитель З.Ф. Малышева, М.: Просвещение, 2013.
- Книга памяти. Вспомним их поименно. Медведевский район. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1994.
- Мартыновская О. И. Истинная красота человека в рассказе А.Н. Толстого «Русский характер» /О.М. Мартыновская. Литература в школе 2010. №5, с 32-33.
- Программа специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида: 5-9 кл. в 2 сб. под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 — сб 1.
- Шишкова М. И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе. Коррекционная педагогика – 2007, №6, с. 11-13.
- https://ru-dict.ru/slovar-ozhegova.html
- https://fgos.ru/
Приложение 1.
Следующие слова и выражения необходимо соотнести с их лексическими значениями, соединить стрелками.
Соразмерное сложение (К кому из героев относится это определение?) Лежал ничком (Кто и почему был в такой позе?) Полигон (Когда и при каких обстоятельствах употреблено это слово?) |
Вниз лицом к земле Богатырское крепкое телосложение Площадка для проведения войсковых учений. |
Приложение 2.
Скромность душевная красота трусость трудолюбие эгоизм |
предательство любовь и верность лень благородство мужество |
Приложение 3.
Сформулируй вывод, вставив нужные по смыслу слова.
………………прошел славный путь от ………………. до ……………… Преодолел много …………. Но при этим остался ……………
Подвиг Е.Дремова – пример ………………..
Ответ:
Егор Дрёмов прошел славный путь от рядового до капитана, Героя Советского Союза. Преодолел много физических трудностей, душевных испытаний. Но при этим остался честным, смелым, порядочным, заботливым и надёжным.
Подвиг Е. Дрёмова – пример для нас.
Приложение 4.
Задание. Выполнить тест с последующей самопроверкой по слайду презентации.
1.Исключи в каждой строке лишнее слово.
а) Иван Сударев, Егор Дремов, Катя Малышева, Петр 1;
б) лейтенант, медсестра, капитан, матрос.
в) люк, крыло, броня, башня.
2.Выбери в каждой строке правильный ответ.
а) Кокшага, Волга, Енисей.
б) посылка, письмо телеграмма.
в) Сталинградская битва, Курская дуга, Блокада Ленинграда.
3.Кому в рассказе принадлежат слова:
«Таким лицом как у приезжего, гордиться нужно»?
а) водителю Чувилеву,
б) Кате Малышевой,
в) Егору Егоровичу.
1.Исключи в каждой строке лишнее слово
а) Иван Сударев, Егор Дрёмов, Катя Малышева, Петр 1;
б) лейтенант, медсестра, капитан, матрос.
в) люк, крыло, броня, башня.
2.Выбери в каждой строке правильный ответ.
а) Кокшага, Волга, Енисей.
б) посылка, письмо телеграмма.
в) Сталинградская битва, Курская дуга, Блокада Ленинграда.
3.Кому в рассказе принадлежат слова:
«Таким лицом, как у приезжего, гордиться нужно»?
а) водителю Чувилеву,
б) Кате Малышевой,
в) Егору Егоровичу.
Приложение 5.
Количество ошибок |
Оценка |
0-1 2-3 4 5-9 |
5 4 3 2 |
Приложение 6.
Презентация «Помним! Славим! Гордимся!» к уроку чтения «Ради жизни на Земле…».
Приложения:
- file1.pptx.zip.. 6,4 МБ
- file0.doc.. 108,5 КБ
Опубликовано: 25.03.2020
Алексей Толстой «Русский характер»
14.04.2021.
Тест. Литература, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Алексей Толстой «Русский характер». Тест на знание содержания произведения
Список вопросов теста
Вопрос 1
РАССКАЗ НАПИСАН ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Вопрос 2
РАССКАЗ ВХОДИТ В ЦИКЛ «РАССКАЗЫ ИВАНА СУДАРЕВА»
Вопрос 3
ИВАН СУДАРЕВ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ СОСЛУЖИВЦА ДРЁМОВА
Вопрос 4
В ЦИКЛ «РАССКАЗЫ ИВАНА СУДАРЕВА» ВХОДЯТ 5 ИСТОРИЙ О ВОЙНЕ
Вопрос 5
ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ЗОВУТ ЕГОР ЕГОРОВИЧ ДРЁМОВ
Вопрос 6
ОТЦА ГЕРОЯ ЗОВУТ ЕГОР ЕГОРОВИЧ ДРЁМОВ
Вопрос 7
ДРЁМОВ УЧАСТВОВАЛ В БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ, ГДЕ И ПОЛУЧИЛ ОЖОГИ
Вопрос 8
ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ ПРОИЗОШЛО 12 ИЮНЯ 1943 ГОДА
Вопрос 9
В ЧЕСТЬ ПОБЕДЫ СОВЕТСКИХ СОЛДАТ В ТАНКОВОМ СРАЖЕНИИ ПОД ПРОХОРОВКОЙ БЫЛ ДАН ПОБЕДНЫЙ САЛЮТ
Вопрос 10
ДРЁМОВ ДОМА ПРЕДСТАВИЛСЯ ЛЕЙТЕНАНТОМ ГРОМОВЫМ
Вопрос 11
ДРЁМОВ — ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Вопрос 12
МАМУ ГЕРОЯ ЗВАЛИ МАРЬЯ ПОЛИКАРПОВНА
Вопрос 13
НЕВЕСТУ ГЕРОЯ ЗВАЛИ КАТЕЙ МАЛЫШКИНОЙ
Вопрос 14
ИВАН СУДАРЕВ ПОСОВЕТОВАЛ ДРЁМОВУ НАПИСАТЬ ПИСЬМО МАТЕРИ
Вопрос 15
«Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила…» О какой «силе» идёт речь?
Варианты ответов
- Сила любви
- Силе духа
- Человеческой красоты
- Русского характера
Вопрос 16
ДРЁМОВ — ТАНКИСТ
Вопрос 17
РОДИТЕЛИ НЕ ВИДЕЛИ СЫНА 2 ГОДА
Вопрос 18
ДРЁМОВ ПРИЕХАЛ ДОМОЙ ВЕСНОЙ, В МАРТЕ
Вопрос 19
ДРЁМОВ — ЛЕЙТЕНАНТ
Вопрос 20
ДРЁМОВ — РОДОМ ИЗ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Вопрос 21
ЧУВИЛОВ — ВОДИТЕЛЬ ТАНКА, НА КОТОРОМ СЛУЖИЛ ДРЁМОВ
Вопрос 22
ДО ВОЙНЫ ДРЕМОВ РАБОТАЛ НА ЗАВОДЕ
Вопрос 23
ДРЁМОВ — ЛЕЙТЕНАНТ
Вопрос 24
МЕДСЕСТРА НАЗВАЛА ДРЁМОВА «ИНВАЛИДОМ»
Вопрос 25
ДРЁМОВ ПОЛУЧИЛ ОТПУСК — 25 ДНЕЙ
Вопрос 26
ОТ СТАНЦИИ ДО ДЕРЕВНИ БЫЛО 19 КИЛОМЕТРОВ
Вопрос 27
МАРИЯ ПОЛИКАРПОВНА УГОСТИЛА ГОСТЯ МОЛОКОМ И ХЛЕБОМ
Вопрос 28
МАРЬЯ ПОЛИКАРПОВНА ПРИГОТОВИЛА ГОСТЮ ОВСЯНЫЕ БЛИНЧИКИ
Вопрос 29
НАПИСАЛ ДРЁМОВ ПИСЬМО ДОМОЙ НА ТРЁХ СТРАНИЦАХ
Вопрос 30
НЕВЕСТА ДРЁМОВА РАБОТАЛА УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ