Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».
03.11.2019 12:58
Проверочная работа по родной литературе для 8 класса.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».»
Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».
-
Имя и фамилия главного героя (Семён Иванов)
-
Кем служит главный герой? (сторожем на железной дороге)
-
С кем воевал главный герой? (с турками)
-
Как попал главный герой на станцию? (по знакомству, устроил офицер полка, в котором он служил)
-
С кем познакомился на станции главный герой? (с Василием Спиридовым)
-
Почему, по мнению этого героя, его жизнь так бедна? (потому что на его труде наживаются другие)
-
Что произошло с Василием после того, как приехала важная ревизия из Петербурга? (Начальник не принял его жалобы и ударил Василия по лицу).
-
Как Василий решил отомстить своим обидчикам? (Разворотил ломом рельсы)
-
Как Семен смог подать сигнал поезду о том, что нужно остановиться? (Намочил своей кровью платок и надел на палку).
-
Кто подал сигнал поезду после того, как Семен потерял сознание от потери крови? (Василий)
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Вопросы на знание
текста рассказа В.Гаршина «Сигнал»
№ пп |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Имя |
Семен Иванов |
2. |
Его |
Сторож на железной дороге |
3. |
Кем |
Денщик у офицера |
4. |
Что |
Старик-отец помер, сынишка помер, хозяйство не |
5. |
Имя |
Арина |
6. |
Как |
Василий Степанович |
7. |
О |
О жизни, про «свое житье-бытье» |
8. |
Философия |
«Уж кому какую талан-судьбу даст Господь, так уж и |
9. |
За |
За то, что посадил весной около своей будки капусту |
10. |
На |
На дрезине |
11. |
Что |
Дудки из тальника |
12. |
С |
С жалобой на начальство |
13. |
Кому |
Жене: «Жена за него работала, день и ночь не спала, |
14. |
Кого |
Василия |
15. |
Какое |
Полверсты |
16. |
Что |
Ломом поддевал рельс |
17. |
Какой |
Пассажирский |
18. |
Что |
«Ударил |
19. |
Чья |
Василия |
20. |
Почему |
Сила самоотверженной любви, мужество другого человека, |
21. |
Тема |
— что есть добро — что есть зло -правда и неправда — месть и предательство |
Тест по рассказу В.М. Гаршина «Сигнал»
Кривуля Сергей Михайлович
16.04.2020.
Тест. Литература, 7 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Данный тест позволит проверить усвоение прочитанного рассказа В.М. Гаршина «Сигнал»
Список вопросов теста
Вопрос 1
1. Кем служит Семен Иванович?
Варианты ответов
- Машинистом поезда
- Стрелочником
- Сторожем на железной дороге
Вопрос 2
2. С кем воевал Семен Иванович?
Варианты ответов
- С турками
- С поляками
- С финнами
Вопрос 3
Почему Семен Иванович с женой поехали на новые места счастья искать?
Варианты ответов
- Потому что у них сгорел дом
- Потому что у них умер сынишка
- Потому что их землю конфисковали
Вопрос 4
Кто нашел Семену работу?
Варианты ответов
- Брат жены
- Офицер полка, в котором он служил
- Друг детства
Вопрос 5
Как звали соседа Семена?
Варианты ответов
- Иван
- Николай
- Василий
Вопрос 6
Почему, по мнению Василия, его жизнь так бедна?
Варианты ответов
- Потому что не судьба ему быть счастливым
- Потому что на его труде наживаются другие
- Потому что он недостаточно тяжело работает
Вопрос 7
Что произошло с Василием после того, как приехала важная ревизия из Петербурга?
Варианты ответов
- Его похвалили
- Начальник не принял его жалобы и ударил Василия по лицу
- Василия поблагодарили за то, что он обратил внимание комиссии на самоуправство
Вопрос 8
Как Василий решил отомстить своим обидчикам?
Варианты ответов
- Добился на них управы в Москве
- Разворотил ломом рельсы
- Избил Семена и дорожного мастера
Вопрос 9
Как Семен смог подать сигнал поезду о том, что нужно остановиться?
Варианты ответов
- Помахал своей красной рубахой
- Намочил своей кровью платок и надел на палку
- Замахал веткой рябины
Вопрос 10
Кто подал сигнал поезду после того, как Семен потерял сознание от потери крови?
Варианты ответов
- Жена Василия
- Стрелочник
- Василий
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Внеклассное чтение.
Всеволод Гаршин.
Рассказ «Сигнал».(1887)
Разработала и провела
учитель русской литературы
Саая С.Х.
Цель урока: познакомить ребят с новым писателем, прочитать и проанализировать рассказ, выяснить основную тему и идею произведения, воспитать любовь к жизни, к труду, развить навыки сознательного чтения.
Оборудование: брошюры «Вокруг тебя — мир 7 класса». стр.8-15.
Хот урока: 1Сообщение темы и цели урока.
2. Слово учителя.
Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888)- прозаик. Наиболее известные произведения писателя: сказка «Лягушка – путешественница», рассказ «Красный цветок», «Надежда Николаевна», «Сигнал» (1887) и многие другие.
3. Словарная работа: стр.15.
Денщик- солдат , состоявший при офицере для услуг.
Дистанция- участок протяжения дороги под присмотром дистанционного начальника.
Зелье-яд, отрава, огнестрельный порох.
Пищик- дудочка, издававшийся пискливые звуки.
Тайный советник- высший гражданский чин в царской России.
Сигнал-1 условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь знаков.
Н: звуковой, световой.(SOS).
2 то, что служит точкой к началу какого-нибудь действия
Н: статья послужила сигналом к разговору, спору.
3 предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном.
Н: сигнальные огни.
4 Чтение текста учителем.
5 Вопросы по содержанию:
1Как зовут главного героя рассказа?
(Семен Иванов, работал сторожем на железной дороге).
2. Расскажите о главном герое: какой он, что видел, где бывал , какая у него семьья?
(Ивана был человек больной и разбитый. 9 лет назад он побывал на войне. Вернулся из войны целым. Отец- старик помер, сын в 4 года жизни помер от болезни- горло болел).
3. С кем он остался жить? Как он жил и чем занимался?
(Он остался жить с женой, трудно жил. С пухлыми ногами никак не мог пахать землю).
4. Куда они отправились? Почему?
(Найти личную жизнь. Были на Линии, и в Херсоне, в Донщине и нигде счастья не нашли).
5. Кого он встретил в одной из станций и как он помог им?
(В одной из станций видит-начальник будто знакомый. Узнали друг друга: офицер полка, где он раньше служил. Он нашел им работу сторожа на железной дороге.)
6. Что он получил для работы? Где остался жить?
(Стал жить в будке. Она теплая, дров наколол. Получил весь нужный припас: флаги зеленый и красный, фонари, рожок, молот, ключ- гайки, лом, лопату, метель, болтов, костылей, дали 2 книжечки с правилами и расписание поездов).
7. С кем познакомился герой рассказа? Кто был его соседом? Как звали?
(один был старик древний, другой будочник, был человек молодой, из себя худой и жилистый)
8. О чем сосед говорил, на что жаловался? О ком он говорил? ( Василий говорил о начальниках, что они мало платят, что они жестоки и суровы к простому человеку)
* Нету на свете зверья хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.
* Не людская бы злость да жадность — жить бы можно было.
Василий прямой человек. Он Семену говорит: «Всякую скверность на Бога валит, и самому сидеть и терпеть, так это брат, не человеком быть, а скотом»
9. Как охарактеризовал своего соседа главный герой рассказа? ( Каким словом?) (сосед — зелье, не человек)
зелье — яд, отрава.
10. Каким показан директор ( начальник)? (едет в отдельном вагоне, цепь золотую распустил по животу, щеки красные, напился нашей крови. У них сила и власть).
11. Расскажите историю про капусту? Почему его отравили? (посадил капусту рядом с будкой. Дорожный мастер приехал и потребовал разрешение на посадку капусты. Велел все выкопать и выбросить)
-Почему? (Потому что земля не его. Надо попросить разрешение на посадку огорода).
Вывод: простой человек не имел ничего. Даже земли не было, не было и права на жизнь.
Спиридонов Василий Степанович » За правду надо стоять!»
12. Почему Василий хотел ехать в Москву? Чего он хотел добиться?
( хотел пожаловаться на начальника, добиться справедливости, права на жизнь).
13. Что и из чего научился делать герой рассказа?
(из тальника дудки делать, в город отправлял на базар, продавал, за штуку брал 2 копейки)
14. Что случилась однажды, когда он пошел в лес? Что ему почудилось? Кто это был и что он делал? (Пошел в лес палок себе нарезать. Чудится ему что-то слышно; видит — человек сидит на корточках, что-то делает. Смотрит, на руках у него лом. Он хотел рельсы ломом испортить. Это был Василий)
15. Как поступил герой рассказа, когда увидел, что рельсы были испорчены. А скоро будет пассажирский поезд.
(Он порезал руку, вытащил белый платок из кармана и стал платок мочить в крови, чтоб он стал красный).
16. Кто помог не упасть ему? Кто поддержал его?
(Он стал падать, теряя сознание. Но его сзади кто-то подхватил и поддержал).
17. Помог ли сигнал предотвратить беду?
(Да, машинист заметил флаг и остановил поезд. Люди были спасены).
— Что с Василием? (Василий — признался в преступлении)
18. Каким оказался герой рассказа?
19. Почему автор назвал свой рассказ «Сигнал»?
( Потому что сигнал помог остановить поезд, и люди были спасены).
20. Как вы думаете, что будет с Василием? Правильно ли он поступил?
6. Рефлексия.
— О чём мы читали рассказ?
— Какова тема произведения?
-Чему учит нас автор?
— Расскажите, где можно встретить сигналы?
-Какие сигналы бывают? Приведите примеры.
— Давайте нарисуем запрещающий движение сигнал. (ребята рисуют)
6. Дома
1. Прочитать стр. 8-16.
2. Нарисовать рисунок к произведению.
3. Где и когда можно встретить сигналы? Напишите сообщение о сигналах.
Оборудование урока: портрет В.Гаршина;
высказывания писателей.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с краткими биографическими
сведениями о писателе; - раскрыть содержание проблемы мести и
предательства в рассказе.
Воспитательные: воспитывать ответственное
отношение к человеку.
Развивающие: развивать коммуникативную и
языковую компетенции учащихся, навыки
выборочной работы с художественным текстом,
развивать образное и творческое мышление.
- «Предательства совершаются чаще
всего не по обдуманному намерению, а по слабости
характера». Франсуа Ларошфуко - «Сладчайшая месть — это прощение». Исраэл
Фридман
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Я приглашаю вас к разговору о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ и
МЕСТИ, о подвиге и его месте в жизни человека. Это
очень серьезные вопросы. Попробуем разобраться в
них на примере рассказа Всеволода Гаршина
«Сигнал».
2. Постановка целей урока.
— Какую цель поставим перед собой?
— Какие задачи необходимо решить?
3. Сообщение учащегося о В.Гаршине.
Всеволод Гаршин — российский писатель. Очень
рано стал интересоваться взрослыми вопросами о
смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и
живой человек, очень добрый и справедливый к
людям (по воспоминаниям его современников).
Всеволод Гаршин — человек нелегкой судьбы:
участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым
в пехотном полку. По окончании войны был
произведен в офицеры. Все его произведения
пронизаны идеей борьбы за свободу личности,
уничтожение неравенства между людьми. Страстно
любил Родину. В рассказе «Сигнал» писатель
поднимает вопросы предательства и мести, говорит
о подвиге простого человека.
4. Подготовка учащихся к работе на основном
этапе.
Прочитайте высказывания известных писателей
(на доске).
— Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с
мнениями писателей?
— Одинаковы ли понятия ПРЕДАТЕЛЬСТВО и МЕСТЬ?
5. Распределение заданий по группам.
1 группа.
Какие жизненные взгляды были у Семена и
Василия? Сравните — представьте в таблице.
2 группа.
Чем был недоволен Василий? На кого злится? (
Докажите текстом)
КОНФЛИКТ — в произведении между кем возникает?
3 группа.
Чтение отрывка (Василий пошёл жаловаться в
Москву). Какие черты характера Василия
проявляются при ссоре его с начальником? Кто прав
в этом споре?
4 группа.
Чтение отрывка (Действия Василия на
железнодорожных путях).
Поступок Василия — это отчаяние, предательство
или месть?
5 группа.
Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди? Что
повлияло на возвращение Василия к месту
совершенного им действия?
Каждая группа свои размышления оформляет на
листах в форме опорного конспекта.
6. Обсуждение важных эпизодов рассказа в
раскрытии главных проблем произведения.
Участники каждой группы (поочерёдно) выступают
со своими рассуждениями по предложенным
вопросам.
На центральной доске оформляется
график-движение, развитие основного конфликта в
произведении. Показываются разные участники
этого конфликта и их характеристики.
(Приложение).
— Различны характеры главных героев рассказа,
их мироощущение.
Василий — злой на людей, горяч (чуть
начальника не зашиб до смерти). Не желает
мириться и молчать: «Как можно жить на такое
жалованье? Правду надо искать и жаловаться на
этих начальников, не молчать!»
Семен — любит людей, терпелив к ним: «Терпеть
надо, что Бог пошлет, то и будем принимать».
— Но в решающий кульминационный момент (когда
Семен, обливаясь кровью, держал спасательный
флаг на железнодорожных путях, а приближающийся
поезд был все ближе и ближе) Василий решает
вернуться, он помог Семену удержать флаг.
Итак, герои поступают одинаково! Это мы и видим
с вами в нашем графике.
— Что повлияло на возвращение Василия к месту
совершенного им действия?
— Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди?
7. Выводы:
Мы проследили, как зародился конфликт между
начальником и Василием, как он развивался. Любые
конфликты между людьми опасны тем, что их
развитие, последствия могут сказаться не только
на участниках конфликта, но и на тех, кто не
принимал в них участия. Семен — не участник
конфликта, а пострадал!
— А в нашей жизни — известны ли вам случаи, когда
страдали люди, не участвующие в самих конфликтах?
— Что такое подвиг?
— Можно ли поступок Семена назвать подвигом? А
поступок Василия?
— Чем поучительна эта история?
Буду рада, если этот урок поможет вам иначе,
более внимательно посмотреть на взаимоотношения
с подругами, друзьями, задуматься об истинном
значении прощения в жизни человека.
8. Организация домашнего задания.
Напишите творческую работу на тему «С чего
начинается предательство?».
Тема. «АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА В. М. ГАРШИНА
« СИГНАЛ»
Цель урока: продолжить работу над формированием умения учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, донести до учащихся гуманистическую идею книги, развивать умение учащихся давать сравнительную характеристику литературным героям на примере рассказа В.М.Гаршина «Сигнал».
Анализируя содержание рассказа, выявить нравственную позицию учеников по отношению к таким понятиям, как чувство обиды и мести, собственного достоинства и гордыни, справедливости и милосердия, ответственности за свои поступки.
Дать опережающее задание:
а) Подготовить биографию В. М. Гаршина, прочитать рассказы «Красный цветок», «Художник», «Четыре дня», «Трус», отметить экстремальные ситуации, в которых оказываются герои Гаршина, позволяющие выявить болевые точки, отношение к людям, внимание писателя к духовному миру человека.
б) Найти в толковых словарях значение слов: обида, обидеть, месть
Ход урока
1.Сообщение учащихся о В. М. Гаршине (Слайд 1,2,3,4,5)
2. Чтение рассказа «Сигнал» учителем до слов: «Нет, до будки добежать и назад вовремя вернуться не поспеешь…», (по ходу чтения словарная работа), (слайд 6)
Словарь (слайд 7)
Первая линия− пограничные укрепления,
денщик (устар.) − до революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг
лощина – долина с пологими склонами
костыль – в тексте толстый гвоздь с загнутым под прямым углом концом, или опора, подпорка такой формы (спец.)
рельс − немецкое слово, пришло к нам из англ., «сойти с рельсов» − фразеологический оборот − нарушить привычный образ жизни, правильный путь, волю, самообладание.
3. Как, по-вашему, поведут себя Семён и Василий в сложившейся ситуации? Что в тексте даёт основание думать именно так?
(Работа в парах «Найдите соответствие» (слайд-8, проверить слайд 9)
Семён служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал. Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела. Немало горя пришлось ему с тех пор отведать. Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел… стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит. Немало, — говорит, — я горя на своем веку принял, а веку моего не бог весть сколько. Не дал бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу господь даст, так уж и есть. От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько. |
Василий был человек молодой, из себя худой и жилистый. Не талан-судьба нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает. Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы злость да жадность — жить бы можно было. Всякий тебя за живое ухватить норовит, да кус откусить, да слопать. Коли всякую скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом. Бедному человеку, в будке там или где, какое уж житье! Едят тебя живодеры эти. Весь сок выжимают, а стар станешь — выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм. Учить их надо, кровопийцев… Жена за него работала, день и ночь не спала; извелась совсем, поджидаючи мужа…. лицо от слез пухлое, глаза красные. |
Ребята записали, обменялись мнениями.
4. Продолжение чтения. Обсуждение:
-
Какое впечатление произвёл рассказ?
-
Герои. Кто они, как вы к ним относитесь?
5. Что такое рассказ? Как он строится?
(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Как автор выстраивает рассказ с точки зрения сюжета и композиции?
6. Что представляет автор в экспозиции?
(Рассказать, что 1877 г. была война с Турцией, Гаршин записался добровольцем, в одном из боёв был ранен. Россия всё время воевала, в армию забирали на 25 лет, возвращались калеками, инвалидами, если успевали жениться, то жена оставалась одна с детьми.)
(Слайд «Турецкая война» 10)
Что испытал Семён на войне?
Семёну Иванову “немало горя пришлось изведать”: побывал на войне, « служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал». «Каждый день три раза носил ему (офицеру) Семён из полковых кухонь, из оврага, горячий и обед, Идёт с самоваром по открытому месту, пули свистят, в камни щёлкают; страшно Семёну, плачет, а сам идёт. Семён привык выполнять свой долг, добросовестно делать своё дело.
Что его ждало по возвращении? Как относится герой к превратностям судьбы?
Когда вернулся домой, отец- старик помер, сынишка тоже помер, “хозяйство не задалось”, “пошли на новые места счастья искать». Семен не ропщет на судьбу, никого не обвиняет, не проклинает, он считает, что всё от Бога. «Не дал Бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть.»
7. Завязка
Знакомство с Василием. У них одна судьба, оба женаты, детей нет, живут в одинаковых условиях, делают одно дело, но Василий злобится на весь мир: ”Не талан-судьба нам с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьём съедает.” Семён же старается жить в гармонии с миром, с людьми, пытается сблизиться с Василием, найти ему оправдание.
8. Сюжет развивается
Как обида на судьбу, желание отомстить зреет в Василии?
“ Коли всякую скверность на Бога взваливать , а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком надо быть, а скотом…Едят тебя живодеры эти. Весь сок выжимают, а стар станешь — выбросят, как жмыху какую…Эх, кабы сила да власть!..− возмущается Василий,− …Себе лучше не сделаю, а за правду надо, брат, стоять».
А кому причинил боль? Жене, единственному самому близкому человеку. «Жена за него работала, день и ночь не спала, извелась совсем, поджидаючи мужа.».
В порыве гнева и отчаяния он пытается сделать крушение пассажирского поезда. Решает отомстить.
Кому он мстит? Сильным мира сего?
Там тоже люди…”Там, в третьем класс, народу битком набито, дети малые…Сидят они теперь все, ни о чём не думают». Их, может, тоже обидели.
9. Кульминация
Чем заканчивается рассказ?
Что заставило Семёна совершить этот поступок?
Христианин, православный человек, жалко невинных и Василия жалко, его грех прикрыть. Торжественно звучит заключительная часть рассказа, зачитать: (слайд 12)
«И стало черно в глазах его и пусто в душе его, и выронил он флаг. Но не упало кровавое знамя на землю: чья-то рука подхватила его и подняла высоко навстречу подходящему поезду»
(Обратить внимание на слог, многосоюзие, инверсию).
Почему Василий вернулся, помог? (Сила самоотверженной любви, мужество другого человека, возможно, и пробудили у Василия совесть и сострадание.)
Финала нет.
Так в композиции и раскрываются характеры героев, мотивы их поступков, то есть авторский замысел.
В нашей реальной жизни нечасто можно найти правду, люди сталкиваются с несправедливостью, испытывают обиду.
(Слайд 13)
Обида (по В. И. Далю) – всякая неправда, тому, кто должен переносить её; всё, что оскорбляет, бесчестит и причиняет боль, убыток или поношенье. Насмешка, дурной отзыв о ком-либо.
Обидеть…кого − наносить, творить обиду, оскорблять, причинять кому-либо неприятность.
Обида (по С. И. Ожегову) − несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.
Нужно ли «проглатывать» обиду или терпеть, ведь есть же чувство собственного достоинства. Поделитесь вашим жизненным опытом.
10. Как найти гармонию, любовь к миру, к людям? Какой путь предлагает Гаршин?
Правда в душе человека, нельзя на весь свет держать обиду. Озлобленность, уныние — большой грех. Библейская истина: «Не в силе Бог, а в правде».
11. Как вы понимаете название рассказа « Сигнал»?
Прямое и переносное значение слова «сигнал»
(Слайд 14)
1. Условный знак для передачи на расстояние каких-либо сведений, сообщений.
2. Перен. Предупреждение, сообщение о чём-либо нежелательном, подберите синонимы.
Сигнал − это запретительный знак, метафора, ко всем нам обращённая.
10 христианских заповедей — главные запретительные сигналы для нас.
Домашнее задание: прочитать рассказ Л.Андреева «Кусака».
Тема: Нравственное превосходство героя ( по рассказу В.Гаршина «Сигнал»)
Цель: Познакомить учащихся с биографией В. Гаршина, ввести понятие «человек обострённой совести».
На основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа рассмотреть вопрос о нравственном превосходстве героя; совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать умение выделять главное, существенные моменты, касающееся темы урока; формирование у учащихся собственное отношение к событиям рассказа к героям , тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции;
— учиться работать в группах
Оборудование: учебник, текст рассказа, маршрутные листы учащихся, презентация. (предполагается, что рассказ прочитан заранее)
Теория литературы: Нравственность – словарная статья.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, кто такой человек обостренной совести; знают содержание изученного рассказа, анализируют текст, расскрывающий нравственное превосходство героя; высказывают свое мнение о поступках героев.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Актуализация знаний
1.Человек всегда находится перед нравственным выбором. Каждый из нас постоянно перед выбором:
-читать книгу или играть на компьютере
-помогать маме или идти гулять с друзьями
А вы как чаще поступайте?
2.Выступления учащихся (2-3 чел)
3.Ваша позиция понятна, сегодня хочу пригласить вас к разговору о нравственном превосходстве героя.
Будем рассматривать данный вопрос на примере рассказа В.Гаршина «Сигнал», ответим, а какой же выбор сделал наш герой?
4.Словарная работа: что такое нравственность?
III. Работа учащихся по маршрутному листу.
Итак, основной вопрос урока: в чем нравственное превосходство героя.
Маршрутный лист
1. |
Как зовут героя? |
||
2. |
Что узнали о героях в экспозиции рассказа? |
||
3. |
Найдите в тексте событие, изменившее жизнь Семена |
||
4. |
Покажите отношение Семена к работе |
||
5. |
Проанализируйте 2 встречи с Василием. — что говорят о человеке, о начальстве? |
||
6. |
Как проявили себя герои при подготовке к встрече «господ из Петербурга»? |
||
7. |
Первые выводы: Кто из героев сильнее Почему так считайте? |
||
8. |
Еще одно испытание Какое? |
*перескажите эпизод *как здесь представлены герои? *кто берет ответственность на себя? *какие чувства вызывает эпизод |
|
9. |
К чему пришли наши герои? Результат |
*Как автор относится к героям? А вы? |
10. Подумайте, какой человек мог написать такое произведение?
Послушайте сообщения об авторе рассказа, В.Гаршине,
заполните схему:
Всегда готов помочь Любимец в роте
Д обрый, отзывчивый
Автор рассказа
«СИГНАЛ»
Б ережное отношение к Миру,
людям (трепетное)
СамопожертвованиеНе терпит
лжи
Справедливей, совестливый
11.Кто из героев похож на Всеволда Гаршина? Почему?
(Семен, он такой же, как Гаршин)
12. Итак, нам остается ответить на вопрос: в чем нравственное превосходство героя ( Семена)?
______________________________________________________________________
Маршрутный лист
В.Гаршин « Сигнал» Нравственное превосходство героя
IV.Предполагаемые ответы в таблице
В чем нравственное превосходство героя? |
|||
Вопросы: |
|||
1 |
Как зовут героя? |
Семен Иванов |
Василий Степанович |
2 |
Что узнали о героях в экспозиции рассказа? |
Сторож, больной, разбитый был на войне, голодал бывало тяжело, вернулся с фронта ушел по свету счастье искать ( ищет работу, не падает духом) |
|
3 |
Найдите в тексте событие, изменившее жизнь Семена. Какова речь? Отношение к жене? |
Встреча с другом Ивановым бывшим офицером полка -уважительное -любит |
|
4 |
Покажите отношение Семена к работе. |
Добросовестное, знает все наизусть, трудолюбивый Мечтает о своем хозяйстве |
|
5. |
Проанализируйте 2 встречи с Василием. — Что говорят о человеке , о людях, о начальстве? |
Защищает человека мирный человек, человек чести любит порядок Успокаивает: работа есть, что еще надо.. Дружелюбный |
1.Встреча – нету зверя хитрее и злее человека; человек человека живьем съест; Нет твари жесточе , враждебный. 2.едят тебя живодеры; Сок выжимают; цепь на животе — о начальстве — молчуны чаще |
Какие черты характера? Как проявили себя герои при подготовке к встрече «господ из Петербурга»? |
Дружелюбный, спокойный; работал целую неделю, всё в исправность привёл: и кафтан, и бляху вычистил; всё делал с усердием |
Враждебный, злой; |
|
Первые выводы: Кто из героев сильнее? В чём превосходит? Почему так считаете? |
Во всём выше, сильнее. |
Не может такой герой превосходить Семена |
|
Ещё одно испытание. Какое? Случай на железной дороге. Как представлены герои? |
Семен — герой |
Василий — преступник |
|
К чему пришли герои? |
Совершил подвиг |
Преступление |
Ответы учащихся, в чем нравственное превосходство героя?
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/228208-nravstvennoe-prevoshodstvo-gerojapo-rasskazu
Тема: Нравственное превосходство героя ( по рассказу В.Гаршина «Сигнал»)
Цель: Познакомить учащихся с биографией В. Гаршина, ввести понятие
«человек обострённой совести».
На основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа
рассмотреть вопрос о нравственном превосходстве героя; совершенствовать
навыки анализа художественного произведения; развивать умение выделять
главное, существенные моменты, касающееся темы урока; формирование у
учащихся собственное отношение к событиям рассказа к героям , тем самым
способствовать развитию активной жизненной позиции;
— учиться работать в группах
Оборудование: учебник, текст рассказа, маршрутные листы учащихся,
презентация. (предполагается, что рассказ прочитан заранее)
Теория литературы: Нравственность – словарная статья.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, кто такой человек
обостренной совести; знают содержание изученного рассказа, анализируют
текст, расскрывающий нравственное превосходство героя; высказывают свое
мнение о поступках героев.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Актуализация знаний
1.Человек всегда находится перед нравственным выбором. Каждый из нас
постоянно перед выбором:
—читать книгу или играть на компьютере
—помогать маме или идти гулять с друзьями
А вы как чаще поступайте?
2.Выступления учащихся (2—3 чел)
3.Ваша позиция понятна, сегодня хочу пригласить вас к разговору о
нравственном превосходстве героя.
Будем рассматривать данный вопрос на примере рассказа В.Гаршина
«Сигнал», ответим, а какой же выбор сделал наш герой?
4.Словарная работа: что такое нравственность?
III. Работа учащихся по маршрутному листу.
Итак, основной вопрос урока: в чем нравственное превосходство героя.
10. Подумайте, какой человек мог написать такое произведение?
Послушайте сообщения об авторе рассказа, В.Гаршине,
заполните схему:
Всегда готов помочь Любимец в роте
Добрый, отзывчивый
Бережное отношение к Миру,
людям (трепетное)
Самопожертвование Не терпит
лжи
Справедливей, совестливый
11.Кто из героев похож на Всеволда Гаршина? Почему?
(Семен, он такой же, как Гаршин)
12. Итак, нам остается ответить на вопрос: в чем нравственное превосходство
героя ( Семена)?
__________________________________________________________________
____